СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела программы по физике в 9 класс "Строение атома и атомного ядра".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка раздела программы по физике "Строение атома и атомного ядра" для 9 класса по учебнику Перышкина А.В.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела программы по физике в 9 класс "Строение атома и атомного ядра".»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

АДМИНИСТРАЦИИ СЕЧЕНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА









Методическая разработка

раздела образовательной программы по физике в 9 классе

«Строение атома и атомного ядра»





Работу выполнила: учитель физики

первой квалификационной категории

филиала МБОУ Верхне-Талызинской СОШ

Алферьевская ООШ

Шагалова Елена Анатольевна

















Сеченово, 2018



  1. Пояснительная записка

Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира, наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физики входят:

  •  развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Для методической разработки мною был выбран раздел программы Е.М. Гутника и А.В. Перышкина по физике для общеобразовательных учреждений «Строение атома и атомного ядра» в 9 классе. Для выполнения этой программы используется УМК А.В. Перышкина, Е.М. Гутника.

При выборе этого раздела я руководствовалась следующими мотивами.

Изучение ядерной физики имеет огромное познавательное, воспитывающее, политехническое и развивающее значение. Ознакомление с методами исследования, применяемыми в ядерной физике, и с достижениями в этой области вводит учащихся в круг фундаментальных проблем современной физики, выводит их на передний край современного естествознания. Здесь завершается формирование знаний о строении и структуре вещества, иллюстрируется специфика явлений в микромире. Учитель получает большой фактический материал для формирования и дальнейшего развития таких мировоззренческих убеждений как материальность мира, его познаваемость.

При изучении данного раздела программы учащиеся убеждаются в том, что процесс познания - это непрерывное углубление и развитие наших знаний путем перехода от одной относительной истины к другой, более глубокой.

Мы, учителя, часто забываем, что знания об окружающем мире необходимо давать цельным «куском», в системе, так как в природе не бывает чисто физических, химических или биологических явлений. Все они протекают взаимно. Да и разделение наук о природе на физику, химию, биологию и тоже условно. Здесь устанавливаются тесные межпредметные связи с химией: периодическая система Д.И. Менделеева, изотопы, аналогии химических и ядерных связей, аналогии химических и ядерных реакций. Важное внимание должно быть уделено связям с курсом биологии по проблеме мутагенного и поражающего действия ядерных излучений. В этом плане большое воспитательное воздействие оказывает показ последовательной борьбы Советского Союза, России за запрещение применения ядерного оружия.

В условиях таких проблем предприятий как нехватка квалифицированных специалистов отдельных рабочих специальностей, ИТ работников на энергетических объектах кадровая проблема является одной из наиболее острых для реального  сектора всей экономики, в частности промышленности и энергетики.  Ее решение становится одним из приоритетов в рамках стратегического  развития реальных секторов экономики России, ведь ключевым фактором, определяющим геополитическое положение России в XXI веке, будет доступ к энергоресурсам.

В преддверии «газовой паузы», на которую ориентируется нынешнее руководство страны, одну из важных позиций в ТЭК России должна занять атомная промышленность. Колоссальный дефицит электроэнергии, а в России приходится только 16% электроэнергии, полученной на АЭС (и это страна, где впервые была построена АЭС). В последнее время часто говорят о возобновляемых источниках энергии. В этом смысле атомная энергетика – это возобновляемый источник энергии. Основа ее – интеллектуальный потенциал науки, промышленности, производства и людей.

Политехническое значение имеет изучение проблем ядерной энергетики и применения радиоактивных изотопов в практической деятельности людей. Одна из важнейших воспитательных задач науки физики это – профориентация выпускников, подготовка их к выбору профессии. При изучении данного раздела программы учитель имеет огромные воспитательные возможности сформировать определенное отношение к выбору будущей профессии.

Вместе с тем должна быть показана роль ядерной физики в укреплении обороноспособности нашей страны (ядерное и термоядерное оружие, противоядерная защита). Ми­ровоззренческий потенциал изучаемого материала заключа­ется в логике познания нового физического объекта (выде­ление объектов природы, их описание средствами науки).


  1. Цели изучения раздела

Освоение знаний о квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах исследования данных явлений.

  • Формирование представление о радиоактивности, строении атома и атомного ядра, ядерных и термоядерных реакциях; знакомство с проблемами использования атомной энергии;

  • Овладение умениями выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, анализировать, обобщать результаты наблюдений и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; умениями работы с информацией; использование полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни.

  • Развитие образного и логического мышления, воображения, речи, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении знаний, коммуникативных навыков, способности к контролю и самоконтролю.

  • Воспитание трудолюбия, уверенности в своих силах, ответственности, аккуратности; убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, уважение к творцам науки и техники, чувства патриотизма и гордости за свою страну, ее науку и технику, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

Наше время – время перемен. Ежегодно обновляется около 5% теоретических и 20% прикладных знаний. Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

Учителю необходимо выполнить социальный заказ. Но как? Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Изучение физики приходится на самый трудный возраст для учителей и родителей - подростковый, самый критический для самих подростков. Этот период сопровождается резкой ломкой психики, получившей название «подросткового кризиса», когда ведущей деятельностью становится, к сожалению, не учебная, а общение со сверстниками.

Поведение и деятельность подростка во многом определяется особенностями самооценки. Он обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения. Характерной особенностью подросткового возраста является то, что у подростка обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным.

Вместе с тем подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию всего, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности.

Как видим, в учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться учитель. Задача педагога создавать для детей ситуацию успеха, организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы развивать познавательную мотивацию, увлечь, заинтересовать, пробудить информационную потребность, потому что чем выше информационная потребность, тем в большей степени школьник проявляет себя как субъект в познавательной деятельности. Информационная потребность развивается при условии ощущения обучающимся успеха, удовлетворения результатом, преодоления трудности. Важно публично поощрять успехи подростка, доверять ему – это возвышает его в глазах сверстников.

С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. Внимание подростка постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится у подростка и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысливания. Учителю необходимо учить учащихся приёмам логического запоминания: умению производить смысловую группировку, выделять опорные мысли для запоминания, составлять схематичный план текста, следует также объяснить необходимость точного запоминания определений или законов, необходимо вырабатывать у школьников умение точно пересказывать содержание своими словами. В этой связи полезно использовать обобщенные планы: о явлении, о законе, о физической величине и т. д.

Применение планов обобщённого характера ускоряет процесс формирования у учащихся умения самостоятельно работать с литературой, выделять главные мысли в прочитанном тексте. При этом работа с текстом приобретает творческий, преобразующий характер.

Учащиеся используют планы обобщённого характера для построения ответов, которые становятся краткими, лаконичными, ответами по существу. Учащиеся отказываются от механической зубрёжки. Обобщённые планы являются важным средством самоконтроля, а также и взаимоконтроля.

Немалую роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности подростков динамичны, весьма неустойчивы, находятся в стадии становления, развития. Именно в этом возрасте учитель может заложить основы для развития и становления интересов, развить мотивы к дальнейшему получению профессионального образования, к глубокому изучению предмета.

Для формирования устойчивого интереса к предмету очень важно и помочь ребенку осознать значимость необходимость деятельности, которую он выполняет. В этом случае начинают «работать» такие стороны духовного мира подростка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие убеждения.

Учитель, педагог должен знать, что побуждающая причина возникновения стремления к учению или изменению и формированию нравственных черт, может возникнуть как внутреннее побуждение самого обучающегося или как результат внешнего воздействия учителя, школы, родителей. Нельзя чтобы внешняя мотивация приобретала характер насилия над личностью ребенка. Подростки в силу особенностей своего возраста не выносят никакого давления – выговоры, нотации, наказания мало результативны, чаще вызывают обратный эффект. Мы учителя должны уметь переводить внешнюю мотивацию во внутреннюю, делать акцент не на командовании и принуждении к какой-либо деятельности, а на разъяснении нужности, необходимости, важности этой деятельности, исподволь создавать для детей иллюзию самостоятельного решения. Внешний диктат в данном случае оказывается динамической силой, которая выводит обучающихся из состояния интеллектуального покоя и приводит к деятельности созидающей и творящей.

Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 13 - 15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретнообразным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления у подростка.

У учащихся 9 класса всё ещё большую роль играет наглядно-образное мышление, поэтому при изучении физических явлений, приходиться опираться на чувственно-конкретное восприятие, широко используя средства наглядности (демонстрацию опытов, показ приборов, плакатов, использование компьютерных презентаций, анимаций).

Необходимо продолжать работу по формированию у учащихся навыков производить операции анализа, абстрагирования, и обобщения, делать умозаключения методом индукции. Индуктивный метод используется при изучении нового материала, когда в ходе беседы учащиеся сами смогут сделать обобщение, заключение, сформулировать правило, некоторую закономерность. В дедукции ход рассуждений обратный: от обобщений к конкретным фактам. На этой основе учащимся будет легче осваивать физику в старшем звене. В подростковом возрасте также развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.


  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

  • Овладение знаниями о строении атома, о радиоактивности, умениями применять теоретические знания для решения задач, объяснения явлений.

  • Формирование представления о ядерных и термоядерных реакциях, представления о физической картине мира, мировоззрения обучающихся.

  • Овладение умениями объяснять принцип действия исследовательских и измерительных приборов, действия ядерного реактора.

  • Овладение навыками исследовательской работы, работы с различными видами информации, использования ИКТ и ресурсов Интернета.

  • Развитие самостоятельности, чувства коллективизма и взаимопомощи, развитие способностей ставить и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и методы ее осуществления, навыков контроля и самоконтроля, навыков объективной оценки результатов труда.

  • Убежденность в необходимости разумного использования ядерной энергии человечеством.

  • Воспитание уважения к творцам науки и техники, чувства патриотизма, ответственности, трудолюбия, приобщение к духовному миру и культуре человечества.

  1. Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Не секрет, что в годы президенства Б. Ельцина произошли катастрофические для благосостояния России процессы: обрушение ее экономики, обнищание населения, упадок многих государственных систем, в том числе среднего образования. В последнее время ситуация улучшилась: установилась относительная стабильность жизни, идет восстановление промышленно-финансового сектора экономики, осуществляется государственная поддержка науки и образования, разрабатываются меры развития страны. Все это позволяет прогнозировать укрепление тенденции к получению молодежью хорошего образования, обеспечивающего ей конкурентноспособность на рынке труда.

Ясно, что залог этого – высокое качество профессионального образования, фундаментом которого является школьное обучение. Поэтому очень важно сосредоточить внимание на подъеме уровня приобретаемых учащимися знаний.

Качество школьного обучения зависит от многих факторов: совершенства учебников и учебных пособий, оснащения школьных кабинетов и т.д. Но главный из них – личность учителя, его квалификация, ответственность перед своими учениками, убежденность в том, что зубрежка текста учебника, простое запоминание определений, понятий, формул, законов бесполезно. Необходимо на каждом этапе изучения учебного материала проверять прежде всего понимание сути рассматриваемых явлений, их причин, закономерностей, взаимосвязи, характеризующих их величин. Забота именно о качестве усвоения знаний школьниками требует отобрать и использовать на уроках наиболее целесообразные приемы и методы обучения, соответствующие каждой теме занятий и обеспечивающие понимание ее содержания. А это – путь к овладению учениками учебного материала наиболее эффективно.

Современный этап развития образования немыслим без овладения новыми технологиями обучения.

Образовательная технология - это комплекс, состоящий из:

  1. некоторого представления планируемого результата;

  2. средств диагностики текущего состояния обучающихся;

  3. выбора моделей обучения

  4. критериев выбора оптимизационной модели для данных условий.

Ведущим направлением в педагогической теории и практике ставящем своей задачей, наряду с другими, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся, выступает проблемное обучение (Д В. Вилькеев, И.А. Ильницкая, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.И. Шамова и др.).

Важнейшим требованием проблемного обучения является создание таких условий, при которых у детей возникает потребность в познании, в овладении способами человеческого познания и мышления. Центральным звеном проблемного обучения, основным условием развития мышления ученика является наличие проблемной ситуации и решение учебной проблемы.

Анализ проблемной ситуации показывает, что основное ее действие направлено на развитие мыслительных способностей, что же касается других компонентов познавательных способностей, то они, как и при развивающем обучении, целенаправленному развитию и анализу не подвергаются.

Другим направлением развития творческой активности и связанных с ней способностей учащихся является идея оптимизации процесса обучения (Ю.К Бабанский, И.И. Дьяченко, И.Т. Огородников и др.). Под оптимизацией процесса обучения, как отмечает Ю.К. Бабанский, понимают такую ее организацию, которая обеспечивает достижение максимально возможной для данных условий эффективности решения учебно-воспитательных задач без превышения времени, отведенного в современной школе на классную и домашнюю работу учеников и педагогов.

Основной критерий оптимизации, по мнению автора, выражается в достижении учебно-воспитательных результатов, соответствующих уровню максимальных возможностей каждого ученика. Достичь оптимального построения процесса обучения возможно лишь на основе такого управления им, которое организуется с учетом закономерностей и принципов обучения, на основе применения современных форм и методов преподавания и учения, а также на основе ее изучения и учета особенностей внутренних и внешних условий данного класса и возможностей учеников.

Методология оптимизации предполагает учет в органической взаимосвязи всех основных категорий дидактики, закономерностей принципов, методов и видов обучения. Основным условием оптимизации является выделение целевого, содержательного, операционного, деятельностного и контрольно-аналитического компонентов учебного процесса в единстве связей и условий, в которых протекает обучение как целостный процесс.

Следующим направлением в педагогике и педагогической практике, которое особенно рельефно проявилось в 60-е годы, является проблема активизация деятельности учащихся в обучении (П.Р. Атутов, Л.П. Аристова, П.Н. Андрианов, М.И. Еникеев, Р.А. Низамов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.Д. Симонеяко Т.Н. Шамова, О.Ф. Федорова, Г.И. Щукина и др.).

Активизация учащихся в обучении не может быть сведена только к совершенствованию усвоения знаний. По мнению М.Н. Скаткина, речь должна идти об активизации познавательной деятельности, способствующей формированию личности человека, который умеет решать творческие задачи, самостоятельно практически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, убеждения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания, применять их для творческого преобразования действительности, соединять теорию с практикой.

Активизация познавательной деятельности направлена не только на улучшение процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности личности учащихся. Она предусматривает использование следующих компонентов учения: мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, оценочного, коррекционного.

По утверждению Т.И. Шамовой, оптимальный уровень активности учащихся может быть достигнут при условии, если комплекс средств активизации учения обеспечит такое взаимодействие, при котором действия учителя и внутренние стремления учеников будут соответствовать конкретным целям обучения. При этом следует различать активность внешнюю (моторную) и внутреннюю (мыслительную). Активизация познавательной деятельности в обучении предполагает активную работу мысли учащихся. По мнению М.Н. Скаткина, она развивает также умственные способности детей, воспитывает любовь, уважение и привычку к серьезному труду, пробуждает любознательность.

Одним из направлений совершенствования процесса обучения является теория поэтапного формирования умственных действий и знаний (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.П. Калошина, А.Н. Леонтьев, З.А. Решетова, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), которая возникла как теория онтогенетического становления психической деятельности. Поскольку онтогенез человека - это, главным образом, процесс усвоения опыта, накопленного человечеством, который всегда идет с помощью других людей, т.е. как обучение и воспитание, то данная теория одновременно является и теорией усвоения, и теорией обучения. Она анализирует процесс учения в единицах действий, что полностью соответствует одному из центральных принципов психологии, деятельностному подходу.

Конкретные виды познавательной деятельности выступают в этой теории как объекты управления. Процесс формирования деятельности рассматривается как процесс передачи социального опыта. Однако эта передача совершается не путем общения обучающего как хранителя социального опыта с обучаемым, а путем экстериоризации требуемой деятельности, моделирования ее во внешней, материальной (материализованной) форме и путем постепенного преобразования в деятельность внутреннюю, психическую.

Приступая к методической разработке раздела программы, я проанализировала те трудности, с которыми сталкиваются ныне все учителя физики. Прежде всего, эти трудности вызваны малым количеством часов, выделяемых на изучение программы по физике в общеобразовательных 9 классах. На изучение раздела «Строение атома и атомного ядра» в программе Е.М. Гутника и А.В. Перышкина для 9-х классов, выделено 11 часов, Совершенно не остаётся времени для обобщения, повторения и контроля. причем еще и близится конец учебного года. Это обстоятельство позволило сделать следующий выбор при определении методики изучения данного раздела.

Ученический класс даже в самой успешной школе - это совокупность отдельных личностей, каждая из которых имеет свою мотивацию обучения всем или отдельным предметным дисциплинам в школе. Для одних процесс обучения достаточно прост и понятен, другим приходится тратить большую часть своего свободного времени на выполнение домашнего задания, третьи совсем не утруждают себя подготовкой к урокам… Как следствие – разный уровень усвоения знаний, разные (не всегда радующие оценки) школьном журнале.

Как сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, как преподнести уроки, чтобы процесс усвоения новых знаний захватил учеников и даже доставил удовольствие?

Исходя их этого, необходимо создать такую творческую среду, в которой могут учиться школьники разной подготовленности и мотивации к обучению. Другими словами, необходимо организовать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных черт каждого ученика. Практика показывает, что современный учитель сочетает в себе знание не только педагогики , предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии.

Считаю, что в данных условиях наибольшее предпочтение следует отдать преподаванию, ориентированному на развитие личности ребенка - развивающее личностно ориентированное обучение (автор технологии И.С. Якиманская).

В число важнейших заповедей, образующих основу этой системы обучения входят:

  1. обязательная разработка для каждого занятия совокупности мер, обеспечивающих возникновение у учащихся желания познать новое (мотивация учебной работы);

  2. такая организация учебных занятий, которая базируется на личной познавательной активности ( реализация деятельностного подхода);

  3. учет психических особенностей разных групп учеников: темперамента, развития правого и левого полушария головного мозга, типа ведущего сенсорного канала, обеспечивающего восприятие учебной информации.

Ясно, что в школе всему научить нельзя, поэтому важно научит мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем.


Основные принципы этого обучения:

  1. оно направлено прежде всего на развитие личности ученика;

  2. реализация деятельностного подхода к преподаванию;

  3. «вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Вот некоторые основополагающие идеи:

  • каждый человек от рождения наделен способностями, развить их – важнейшая задача школы;

  • ЗУН – это база, фундамент для развития ребенка;

  • Учебный процесс должен опираться на зону актуального развития (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей);

  • Развитие и приобретение знаний осуществляется через учебную деятельность;

  • Учет индивидуальных психических возможностей детей;

  • Создание положительного эмоционального настроя и доверительной атмосферы в классе.

Для того, чтобы включить ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. Это первое из современных требований.

Мотивы – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего он ее совершает. Это интерес, влечение, эмоции, привлекающая цель, долг, возможность общения, получение признания и др. Беэ мотива любая деятельность, в том числе и учебная, никогда не будет эффективной. Значит, приступая к написанию плана занятий следует в первую очередь позаботиться о создании у учеников мотивации к познанию, учебной работе, причем у разных групп разной.

Интерес (познавательный) – один из главных мотивов. Вызвать его можно:

- путем раскрытия множества разных практических применений какого-либо явления, закона ( в технике, быту, медицине, военном деле…),

- посредством рассказа занимательного факта из жизни, информации из жизни любимых литературных героев (Ш. Холмса, Р. Крузо, Вовочки Петечки…),

- путем постановки без комментариев опыта, дающего неожиданный эффект, а затем вопрос: «Чем это вызвано?» ( примораживание стакана с солью и снегом к столу),

- показ парадоксального эксперимента.

Саморазвитие- -желание как можно больше узнать и уметь, развивать смекалку, поднять свой культурный уровень. Приемы его вызывающие:

- информация педагога о значении материала, который следует изучить,

- сообщение о том, с каким умственным умением сегодня предстоит овладеть в классе,

- рассказ о новом для учеников методе практической деятельности (составление паспорта прибора),

- приглашение занять сегодня один из постов (инженера, директора, ученого…).

Достижение – этот мотив ориентирует на взятие высот:

- надо называть «высоты». Которые нужно штурмовать (решить задачи, создать проект, провести исследование),

- -отмечать взятие каждой высоты ( наградой, грамотой, похвалой),

- вычерчивать маршруты покорения пиков, вершин,

- давать поэтические и вместе с тем значимые названия заданиям и урокам, например: «Я – изобретатель», «Мы – составители задачника». Подобные названия привлекают тем, что в них не только отражен вид деятельности, которой предстоит заниматься, но и звучит признание важности предстоящей работы, гордость за нее, уверенность в успехе.

Профессионально-жизненное самоопределение – этот мотив нацелен на будущую профессию ребенка и его становление, связан с делом, которому тот намерен посвятить себя. Вызвать этот мотив можно так:

- сообщить, что получаемые знания и умения очень нужны людям таких-то специальностей.

Коммуникативный мотив - связан с возможностями общения, сотрудничества, взаимодействия. Чтобы ввести его в действие, можно предложить:

- совместное выполнение работы, каждый делает свою часть,

- взаимоконтроль,

- групповое исследование, разработка проекта,

- участие в ролевых играх.

Эмоциональный - чувства радости, удивления, азарта, восторга. Чтобы эффективно управлять мотивами, нужно прежде знать, какие из них имеются в наличии у каждого ученика, какие для них наиболее ценны.

Второе современное требование – реализация деятельности учащегося на уроке и деятельностный подход к преподаванию.

Немецкий педагог А.Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество потратило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячими: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничего не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится… Развитие и образование ни одному человеку не могут быть сообщены или даны. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственным напряжением».

А наш знаменитый соотечественник педагог К.Д. Ушинский тоже довольно давно (150 лет назад) писал, что главная цель обучения и воспитания – дать человеку деятельность, которая наполнила бы его душу.

Деятельностный подход к обучению обеспечивает тесную увязку знаний. действий, отношений, развитие личности. Есть еще один аспект: в результате систематической собственной познавательной деятельности человек оказывается готовым использовать в любой ситуации и действовать грамотно. Все это постепенно перерастает в привычку непрерывно повышать свой профессиональный уровень, обеспечивающий возможность комфортно жить в современном бурно меняющемся мире.


Структура деятельности:

Схема (I).

Потребности мотив цель и задача действие операции результат рефлексия

Всякая деятельность вначале «идеальна» (т.е. происходит в сознании), а затем уже реальна (т.е. происходит в действительности). В сознании она зарождается, прогнозируется, проектируется. Далее наступает реализация. Деятельность – это процесс, его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из:

  1. уверенного действия;

  2. затруднения (преграда мешает движению вперед, возникает вопрос: «Что делать?». Задачи педагога:

  • своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к познанию нового;

  • показывать пути преодоления трудностей (другой подход, закон, что-то изменить, найти в учебнике др.);

  • развивать умения преодоления трудностей;

  1. преодоление затруднений;

  2. нового этапа уверенного действия.


Как осуществить на уроке деятельностный подход к обучению?

Для этого нужно, во-первых, продумать конкретные меры реализации схемы (I), а, во-вторых, конкретизировать следующие компонент:

  • содержание материала (определяется программой, темой урока, но знания не подаются в готовом виде, их надо «добывать» в ходе умственной или практической работы);

  • мотивы деятельности (определяет и вводит на уроке учитель, если есть мотив, ученик включается в работу и не будет места созерцательности, пассивности);

  • способы включения учащихся в продуктивную деятельность (занятия с книгой, постановка опытов, работа с карточками, составление схем, таблиц, графиков, кроссвордов, подготовка вопросов соседу, анализ текста, подготовка презентации);

  • средства труда (учебники, схемы, карты, словари, компьютеры, приборы, дидактические игры);

  • формы организации труда (индивидуальная, групповая, по инструкциям, полностью самостоятельная);

  • меры стимулирования работы;

  • способы руководства;

  • формы контроля;

  • тип отношений;

  • формы рефлексии.

Организуя деятельность, следует учитывать индивидуальные психические различия учащихся. Часть их обусловлена темпераментом.

Так сангвинику (человеку с сильным уравновешенным подвижным темпераментом) нужно предлагать только интересные для него дела; ему показаны задания обосновать что-то, доказать, подтвердить свои выводы; его работу нужно постоянно контролировать, поскольку берясь за дело с энтузиазмом, он быстро охладевает к нему.

Для холерика (человека с сильным неуравновешенным темпераментом) полезны задания на обдумывание и анализ выполнения работы, его нужно приучать к самоанализу действий.

Для флегматика (человека с сильным уравновешенным инертным темпераментом) требуется усиленная мотивация, так как он с трудом включается в дело, любит однообразную, хорошо знакомую работу, все делает не спеша, его надо исподволь переключать на другой вид деятельности, сильно разнообразить его работу не следует, поторапливать тоже; активизировать надо постепенно.

Меланхолика (человека со слабым темпераментом и низкой нервно-психической активностью) нужно чаще включать в групповые виды деятельности для того, чтобы преодолеть природную застенчивость; чаще подбадривать и хвалить за любые успехи; нужно учитывать то, что эти люди в работе быстро утомляются.

При планировании занятий современные психологи призывают учитывать ведущие модальности каждого ученика, т. е. тип того сенсорного канала, который обеспечивает получение большей доли информации во внешнем мире. Тем, у кого зрительная модальность, нужно обеспечить деятельность, связанную со зрительным восприятием: анализ рисунков, схем, графиков. Ученикам с аудиальной (слуховой) модальностью показана деятельность, связанная с восприятием слуховой информацией: пересказ, анализ устной речи, рецензирование ответов. Для школьников с кинестетической модальностью (двигательной) предпочтительна работа, связанная с практической деятельностью: опыты, модели, измерения.

Создавая план урока, необходимо предусматривать отдельные виды работ для учащихся, у которых преимущественно развито правое или левое полушария головного мозга. У первых превалирует наглядно-образное мышление; для них желательны задания на составление структурных схем, создание рисованных опорных конспектов, иллюстрированных рисунками, составление кроссвордов. У вторых преобладает логическое мышление: им имеет смысл поручать вывод формул, математические и логические доказательства, решение задач, проведение обобщений.

С технологией развивающего личностно ориентированного обучения отлично сочетаются такие методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный метод с применением ИКТ позволяет повысить мотивацию учащихся, способствует лучшему восприятию, осознанию и запоминанию материала, при этом активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, интуицию, рождение новых идей.

Метод проблемного обучения - тип развивающего обучения, создающее особую среду для общения, сотрудничества учителя и ученика в процессе познания и достижения единой для них цели

Частично-поисковый или эвристический метод используется для проведения эвристических бесед, в которых часть вопросов является небольшими проблемами. Способствует постепенному приближению учащихся к решению проблем.

Исследовательский метод реализуется в проектной деятельности учащихся. Такая деятельность носит личностно ориентированный характер, развивает познавательный интерес, ориентирует на будущую профессию.

Проблемно-интегративный метод осуществляет неразрывную связь биологии с физикой, химией, географией, экологией - науками, изучающими природные объекты и процессы, а также с историей, литературой, а также облегчает формирование обобщенных предметных и межпредметных знаний и умений, позволяет более продуктивно решать проблемы развития и воспитания.

Главные педагогические принципы

  1. Многократное повторение.
    Первый вброс теории по физике может быть выполнен в виде беседы, диспута (в младших классах) и в виде лекции (в старших классах). На втором уроке разбор теории на качественных вопросах, с обязательной самостоятельной работой. Наиболее важные вопросы теории будут на итоговой самостоятельной по теме.

  2. Выделение главного.
    Подача материала проводится по опорным конспектам. Вводятся дополнительные примеры и вопросы для самостоятельной работы. Опорный конспект является скелетом темы с выделением главного.

  3. Постоянно развивать чувство реальности, ориентирование в величинах.
    Чувство реальности развивается как на вопросах теории, применимости того или иного закона, объяснение явлений их оценка, безопасность. При решении задачи оценка полученного результата обязательна учеником. Ученика необходимо научить автоматически прикидывать полученный результат. Умение ориентироваться в величинах.

  4. Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке.
    Самостоятельная деятельность учащихся на каждом уроке. Работа с теорией, решение задач, выполнение экспериментов и т. д. Самостоятельная работа обязательно оценивается для всех учащихся.

  5. Ежедневный опрос и проверка усвоения материала.
    Этот принцип позволяет обеспечить систематичность учебы, усвоение материала, оценивание своей работы.

  6. Организация ученической деятельности, основанная на самодеятельности и самоуправлении. Служба организации учебного процесса : на каждый урок назначается ученик- учитель, он проводит опрос по пройденной теме, готовит вопросы и задачи для класса; назначается ученик, который анализирует работу ученика-учителя; назначается ученик, который ведет экран успеваемости. Служба ликвидации пробелов.

  7. Система оценивания должна «работать» на стимулирование процесса познания. Оценки могут оскорблять, наказывать и, что самое страшное, приостанавливать процесс учения, а должны наоборот: стимулировать, ориентировать учащегося на изучение неусвоенного, создавать возможность оказания учебной помощи со стороны учителя или ученика.

  8. Домашнее задание обязательное, но не тягостное и обязательно должно быть оценено.

Необходимые элементы к уроку

  1. Доска.
    На ней производится основная работа при подаче материала. Опрос или решение задач. Разбор спорных вопросов. Повторение теории. Поэтому площади доски должно быть много.

  2. Опорные конспекты.
    Составление опорных конспектов теории происходит при подаче материала. Возможен вариант готовых листов, что сэкономит время на уроке и позволит его перераспределить на другие важные вопросы теории, качественные, количественные задачи и т. д. Ученик по ходу объяснения слушает, и записывать вопросы теории нет необходимости. Дома он перепишет опорный конспект в тетрадь, ответит на поставленные вопросы.

  3. Тетради для самостоятельной работы.
    У учащегося имеются тетради для самостоятельной работы. Тетради хранятся в кабинете. В них ученики работают с вопросами теории, решают задачи. На обложке делается таблица для выставления текущих оценок.

  4. Тетради для домашних работ.
    Тетради для домашних работ находятся у ученика. В этой тетради ученик выполняет домашние работы. На первом листе чертится таблица в которой указываются номера домашнего задания (карандашом) и отметка о его выполнении. Если задача решена, то она обводится ручкой, не решенная задача обводится красной ручкой. Тетради регулярно проверяются и находятся под контролем учителя. Оценка выставляется как за отдельный вопрос темы так и итоговая.

  5. Тетради для лабораторных работ.
    Тетради для лабораторных работ также хранятся в кабинете. Ученик может брать тетрадь для лабораторных работ домой для оформления материала (когда в этом есть необходимость) или для повторения.

  6. Тетради для контрольных работ. У учащегося имеются тетради для контрольной работы. Тетради хранятся в кабинете. В них ученики работают с контрольными тестами, решают задачи контрольных работ. На обложке делается таблица для выставления текущих оценок.

  7. Демонстрационные плакаты.
    Необходимы для быстрого повторения теории, разбора ключевых моментов темы. Опорный конспект можно записать на доске с отворотом или повторить по опорному конспекту ученика в тетради.

  8. Раздаточный материал.
    В специальных разносах находятся разные предметы и простейшее оборудование по теме.

  9. Задания для самостоятельной работы.
    Это серия вопросов по материалу опорного конспекта. Задачи для самостоятельной работы. Задачи из сборника задач и т. д.

  10. Комплекты тестовых заданий. Используются для самостоятельных работ, тематического контроля, проверки усвоения ЗУН.

  11. Ведомость открытого учета знаний.
    Это таблица выполненная на большом листе ватмана. В нее вписываются оценки за ответы по каждой самостоятельной работе, за решение задач, текущие и т. д. Ведомость висит постоянно на стене и видна всем учащимся.

  12. Компьютер.

  13. Сотовые телефоны.


  1. Система знаний и система деятельности

Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя, из учебной литературы, телевизионных передач и т.п. средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников определённого возраста потребности.

Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении различных функций, в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, в рефлексии и самооценки. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызвать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие. Содержательно и иллюстративно бедный материал не облачает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к учению.

Стремление некоторых учителей, при низкой успеваемости уч-ся, по какому-то разделу учебной программы до предела упрощать материал, "разжевывать" изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающий всякий интерес к учению.

Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время содержать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить прошлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны. Значительное место при изучении данной темы уделено научному объяснению явлений природы и принципов действия современной техники. Кроме того, рассказывается о наиболее важных физических открытиях, сделанных учеными, оказавших наибольшее влияние на развитие физики. Кроме того, содержание темы нераз­рывно связано с такими первостепенными прикладными вопросами, как принцип действия ядерного реактора, проблемы безопасного использования атомной энергии в мирных целях, проблем захоронения радиоактивных отходов, проблемами биологического воздействия радиации на живые организмы, дозиметрией.

Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и психофизиологических способностей учащихся. Поэтому задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения. Активная мыслительная деятельность учащихся на уроке способствует быстрому изучению материала, а исследовательские умения и навыки, приобретенные в ходе самостоятельного выполнения лабораторных работ, путем сознательного усвоения, оказываются более прочными.

При изучении данного раздела идет расширение знаний учащихся о веществе как форме материи, формируется система знаний в вопросах ядерной физики.

Тема «Строение атома и атомного ядра»

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Опыты Резерфорда. Строение атома.

Понятие о превращении химических элементов. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Открытие нейтрона. Изотопы. Типы радиоактивного распада. Состав атомных ядер
Ядерные силы. Дефект масс атомных ядер. Энергия связи ядра. Удельная энергия связи ядра.  Цепная реакция деления. Превращение элементов.

Ядерные реакторы. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Термоядерная энергия. Деление тяжелых атомных ядер. Источники энергии Солнца и звезд.

Формируемые компетенции: 

Базовые: 

- изучить состав и строение атома; 
- расширить знания о строение атома водорода; 
- изучить основные понятия физики атомного ядра, процессы, происходящие в ядре; 
- систематизировать знания по типам радиоактивного распада; 
- систематизировать знания о составе, строении, свойствах и получении атомных ядер; 
- расширить знания о качественных превращениях элементов. 

Профессиональные: 

- решать задачи на определение ядерных сил, энергии связи ядра; 
- находить взаимосвязь между превращениями элементов; 
- делать соответствующие выводы о значении деления тяжелых атомных ядер. 

Специальные: 

- владеть информацией о применении ядерных реакторов, изотопов, радиоактивности в медицине химической, ядерной промышленности; 
- быть проинформированным о последствиях влияния радиоактивности на организм человека; 
- находить пути решения проблем радиоактивных отходов, загрязнения окружающей среды и методы борьбы с загрязнением. 

Система деятельности:

1. Познавательная деятельность:

При изучении явлений учащиеся продолжают развивать логическое мышление, овладевают новыми понятиями, учатся делать выводы, высказывать суждения, используя следующие операции мышления: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, установление причинно-следственных связей, овладевают навыками аналитического чтения:

- составления сложного и тезисного плана;

- владения различными видами изложения текста;

- составления аннотации;

- подготовки доклада, реферата;

- планирования и проведения наблюдения за объектом;

- осуществлять мысленный эксперимент.

Обучающиеся продолжают овладевать методами научного познания:

наблюдение, опыт, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, построение модели и её проверка, выявление закономерностей, построение теории. При изучении данной темы девятиклассники знакомятся с моделями атома и атомного ядра, моделью ядерного реактора, моделями технических устройств, необходимых для исследования микрочастиц.

  1. Преобразующая деятельность:

У обучающихся совершенствуются умения:

- соотносить различные компоненты объекта;

- определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;

- выполнять сравнение по аналогии;

- осуществлять опровержение аргументов;

- решать проблемные учебные задачи;

- комбинировать известные средства для решения новых задач;

- решение качественных и количественных задач.

- проводить работу исследовательского характера;

- владеть навыками анализа и синтеза

- классифицировать по нескольким признакам;

- выбирать форму доказательства (прямое, косвенное);

- определять проблему и предлагать способы ее решения.

3. Общеучебная деятельность:

При изучении темы продолжается формирование общеучебных навыков: организация учебного места, способы поиска информации: работа со справочной и научной литературой, анализ текста, конспектирование, подготовка докладов, сообщений, презентаций, экспериментирование, При организации парной, групповой работы совершенствуются навыки общения: монологическая и диалогическая речь, умение слушать, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, умение донести свое мнение до других.

Учащиеся учатся рецензированию, взаимооценке и взаимопроверке, учатся выступать перед аудиторией, придерживаться определенного стиля при выступлении.

  1. Самоорганизующая деятельность

Учащиеся самостоятельно ставят перед собой макроцели и микроцели, составляют план достижения целей, каждый решает для себя, насколько им усвоен материал, и как это ему удалось: «решил сам», «догадался», «помог товарищ или учитель».

Контроль и коррекция знаний

При изучении материала темы нужен постоянный контроль: первичный, текущий, итоговый. Формы контроля должны быть разными. При изучении главы «Строение атома и атомного ядра» предполагается использование следующих форм и методов контроля знаний:

  1. Физические диктанты по теме. Они занимают немного времени и позволяют проконтролировать знание основных законов, формул.

  2. Работа по индивидуальной карточке (обычно это или наиболее сильные, или наиболее слабые ученики).

  3. Устный ответ у доски на уроках, хотя этот способ контроля иногда приводит к потерям времени на уроке, однако он необходим для выработки навыков монологической речи;

  4. Самоконтроль и взаимоконтроль, фронтальный при актуализации знаний и при первичном закреплении материала, визуальный, различные виды самостоятельных работ.

  5. Тестирование, что актуально в связи с введением ГИА, для выполнения заданий которого необходима систематическая работа на уроках по формированию навыков работы с тестами. Тестовые задания могут применяться на всех этапах процесса обучения. С их помощью успешно осуществляется предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, навыков.

  6. Зачет. Проверяется тематический базовый образовательный уровень, осмысление обобщение, коррекция ЗУН на уровне саморегуляции, самоконтроля, самооценки.

  7. Контрольные работы.

Методические приемы, используемые в работе

  1. Не надо объявлять в традиционной форме тему урока («Биологическое действие радиации»). В такой формулировке содержится утверждение, что все уже известно, а это убивает желание узнать новое. В звучании темы должен быть вопрос, проблема: «Как действует радиация на все живое?» Он побуждает к действию.

  2. В конце урока полезно вернуться к названию темы и снова сформулировать ее, но уже в форме утверждения или ответа на поставленный вопрос.

  3. Для включения учащихся в учебную деятельность чрезвычайно важно обеспечить интерес - главный побудитель деятельности.

  4. Помня о том, что деятельность начинается с умственных действий, нужно вначале составить план или проект. В нем должны быть три важных вопроса: «Для чего делаю? Что делаю? Как делаю?». Чем четче ответы, тем меньше бесполезных действий совершит ребенок, тем короче и прямее путь к достижению цели.

  5. Нужно чаще приглашать учащихся высказывать гипотезы и, выслушав их, спрашивать: «Как это можно проверить?»

  6. Необходимо предусматривать постепенное усложнение содержания и характера деятельности. Без этого невозможно движение вперед.

  7. В познавательной деятельности результат предстает не так выпукло, поэтому приходится продумывать меры, которые делают этот результат видимым. Это существенно для осознания успеха.

  8. Ничего не давать в готовом виде: все или почти все знания и умения учащиеся должны добывать самостоятельно (под руководством педагога) в процессе личной работы – индивидуальной или в коллективе.

  9. Организуя деятельность, нужно иметь в виду индивидуальные психические различия учащихся.


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!