СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела программы «Туристическая подготовка»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка раздела программы «Туристическая подготовка» Раздел программы: «Туристическая подготовка» соответствует реализации её целей и задач. Получение основ знаний в области туризма и их закрепление на практических занятиях помогают формировать у учащихся начальной школы основы здорового образа жизни и оказывают общеразвивающую направленность.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела программы «Туристическая подготовка»»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Шеманихинская средняя общеобразовательная школа











Методическая разработка раздела программы

«Туристическая подготовка»

3 класс





Разработана учителем высшей категории

физической культурыАлиповой Т.И.

















п.Шеманиха

2015г.



Содержание



1.Пояснительная записка­­­­­­­­­­­­­________________________________________1-2

2.Цели и задачи_________________________________________________3

3.Принципы отбора содержания образования________________________4

4.Образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся, способы контроля______________________________________5

5.Психолого – педагогическая характеристика школьников младшего возраста______________________________________________________6-9

6.Ожидаемые результаты освоения раздела программы-______________10

7.Тематическое планирование по разделу «Туристическая подготовка»_11-12

8.Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся______________13-14

9.Содержание раздела программы_________________________________15

10.Система оценки достижений планируемых результатов____________16-17

11.Материально – техническое обеспечение________________________18-19

12.Учебно – методическое обеспечение____________________________20

13.Используемая литература______________________________________21

14.Использование интернета для подготовки к урокам по физической культуре________________________________________________________22









1

1.Пояснительная записка.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Раздел программы: «Туристическая подготовка» соответствует реализации её целей и задач. Получение основ знаний в области туризма и их закрепление на практических занятиях помогают формировать у учащихся начальной школы основы здорового образа жизни и оказывают общеразвивающую направленность.

Традиции нашей школы, заинтересованность и подготовка преподавателя, поддержка администрации и наличие материально – технической базы для занятий туристической подготовкой, позволяют организовать качественный процесс обучения азам туризма уже в начальной школе.

Самодеятельный пешеходный туризм – трудоёмкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся.Он обладает огромным воспитательным потенциалом: приучает детей переносить бытовую неустроенность и различные трудности; брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к природе и памятникам культуры; рациональному использованию своего времени, сил и имущества; формирует навыки по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.

Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к которым он обращается за помощью, это может способствовать развитию привычки во всём полагаться на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением

2

выглядеть, в глазах взрослых, не хуже других детей порождает потерю самостоятельности, а также к возможному отказу от своего «Я сам». Получение знаний в области туризма и организация практических занятий и походов является созданием благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся, сплочению коллектива класса, умению взаимодействовать в группе, оказывать посильную помощь товарищу в трудной жизненной ситуации.



3

2.Цель и задачи.



Изучение тематики данного раздела рабочей учебной программы по физической культуре в 3-4 классахцелью является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни и развития самостоятельности в процессе туристической деятельности.



Реализация связана с решением следующих образовательныхзадач:





Познавательные:

-развитие жизненно важных умений и навыков;

-формирование интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формам активного отдыха и досуга;

-обучение самостоятельно организовать поход и место стоянки;





Развивающие:

- выработка умений и навыков в преодолении препятствий в походе;

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в природных условиях.

Воспитательные:

- воспитание экологической грамотности (бережное отношение к природе);

- воспитание патриотизма (правильного отношения к общечеловеческим ценностям);

- воспитание самостоятельности и ответственности.

4

3.Принципы отбора содержания образования.

*Принцип научности (разработка программ на основе научных теорий).

Учёт возрастных психофизических особенностей учащихся

*Принцип гражданственности(отбор знаний, которые способствуют воспитанию уважения, патриотизма).

*Светский характер образования (в законе РФ).

*Принцип инновационного обучения (использование компьютерных технологий).

*Принцип социализации (человек должен соотносить себя с определёнными нормами, традициями, социальными ориентирами).

*Принцип поликультурности (учёт в образовательном пространстве социальной среды).



5

4.Образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся.

*Методы формирования ответственности и обязательности.

*Методы эмоционального стимулирования.

*Методы развития познавательного интереса.

*Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

*Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся.

*Метод проектов.

- урок (45 минут) – основная форма обучения в школе;

- урок – лекция;

- обобщающий урок;

- форма групповой работы;

- практическое занятие с применением приборов, техники, аппаратуры, проведением эксперимента, опыта;

- учебная экскурсия или поход на природу;

- индивидуальные консультации с учителем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе учителя или по просьбе учащихся (или их родителей) в школе;

- беседы;

- школьный туристический слёт.



10

6.Ожидаемые результаты освоения раздела программы:



После прохождения данного раздела, учащиеся должны овладеть знаниями и умениями необходимыми не только для участия в пешеходном походе, но и в повседневной жизни. Дети приобретают навыки общения со сверстниками и преподавателем вне школы. Они смогут не только сами организовать выход на природу, но и дать совет в области туризма своим родителям и сверстникам, которые возможно не имеют туристических умений и навыков.



13

8.Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:

В результате изучения раздела «Туристическая подготовка» ученик 3класса должен знать:

_ правила техники безопасности во время пешеходного туристического похода;

_ как правильно одеться для похода;

_ что взять с собой;

_ какие бывают рюкзаки;

_ как правильно укладывать рюкзак;

_ как правильно передвигаться по лесу, по дороге, через препятствия;

_как собрать аптечку для похода;

_ как оказать первую помощь в походе;

_ как выбрать место для стоянки и организовать бивак;



Универсальные компетенции; личностные, метапредметные и предметные результаты.

Универсальные компетенции:

_умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для её достижения;

_ умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

_ умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

Личностные результаты:

_ проявлять положительные качества личности, управлять своими эмоциями в нестандартных ситуациях;



14

-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметные результаты:

_ характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе знаний и полученного опыта;

_ находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

_ общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

_ обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий;

_ организовать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий;

Предметные результаты:

_ планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовать отдых и досуг;

_ представлять физическую культуру и туристическую подготовку как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

_ оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

_ взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения соревнований ;

_ применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся вариативных условиях;





11-12

7. Тематическое планирование по разделу

«Туристическая подготовка»:3 класс.

N

урока

Тема и её содержательные линии

Кол-во

часов.

Практическое содержание темы

Характеристика видов деятельности учащихся

85.

Туризм. Правила техники безопасности во время пешего туристического похода. Подготовка к походу, правила поведения в походе, техника безопасности во время похода. Определение туризма. Виды туризма.

1ч.

Приобретение новых знаний о пешеходном туризме

Расширяют и закрепляют знания о туризме.

86.

Одежда туриста. Снаряжение туриста для похода. Как правильно одеться в поход. Что необходимо взять с собой в поход.

1ч.

Приобретение знаний и умений о снаряжении и одежде туриста.

Демонстрируют знания и умения в выборе одежды и снаряжения туриста.

87-88.

Рюкзак. Каким должен быть рюкзак. Укладка рюкзака и его содержимое.

2ч.

Приобретают знания и отрабатывают умения по укладке рюкзака.

Демонстрируют знания и умения по укладке рюкзака.

89-90.

Передвижение в пешеходном туризме. Как правильно передвигаться по лесу; по проезжей части дороги; через препятствия.

2ч.

Приобретают знания и умения для передвижения в различных условиях.

Демонстрируют применение знаний и умений в естественных условиях.

91.

Медицинская аптечка для похода. Содержание аптечки. Применение содержимого аптечки по назначению.

1ч.

Приобретают знания из области медицины.

Демонстрируют применение знаний на практике.

92-93.

Первая помощь. Как правильно оказать первую помощь себе и товарищу.

2ч.

Приобретают знания и умения в области медицины.

Демонстрируют применение знаний и умений на практике.






94-96.

Организация бивака. Выбор места для бивака. Установка палатки. Свёртывание бивака.

3ч.

Приобретают знания и умения по организации бивака.

Демонстрируют применение знаний и умений на практике.

97-99.

Эстафета с препятствиями. Как правильно преодолевать каждое препятствие .

3ч.

Приобретают знания и умения по преодолению различных препятствий.

Демонстрируют применение знаний и умений на практике.

100-102.

Поход. Организация прогулки в лесной массив.

3ч.

Приобретают практические навыки.

Демонстрируют практические навыки.



15

9. Содержание раздела программы.





1.Туризм: определение туризма, виды туризма.Правила техники безопасности во время пешеходного туристического похода. Организация похода, правила поведения во время похода.



2.Одежда туриста (как правильно одеться в поход). Снаряжение туриста для похода (что необходимо взять с собой).



3. Рюкзак. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака (получение теоретических знаний и отработка практических навыков).



4.Передвижения в пешеходном туризме. Как правильно передвигаться по лесу, по проезжей части дороги, по болотистой местности (по кочкам, по жердям).



5.Медицинская аптечка для похода. Содержание аптечки. Применение содержимого аптечки по назначению.



6. Первая помощь .Возможные травмы и оказание первой помощи.



7. Организация бивака. Выбор места для бивака. Установка палатки. Разведение костра (безопасное). Свёртывание бивака.



8. Эстафета с препятствиями (болото, горизонтальный и вертикальный маятники, паутина, завалы и другое).





16

10.Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения рабочей программы курса «Физическая культура» в начальной школе МАОУ Шеманихинской СОШ, представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования и предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.

Основными функциями системы оценки являются ориентация образовательного процесса по курсу «Физическая культура» на достижение планируемых результатов освоения рабочей программы курса «Физическая культура» для учащихся 3 класса и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основным объектом системы оценки результатов выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися рабочей программы курса «Физическая культура» в 3 классе.

Итоговая оценка результатов освоения рабочей программы курса «Физическая культура» учащихся 3-го класса МАОУ «ШСОШ» п.Шеманиха, определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Результаты промежуточной аттестации представляют собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся , которые отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач по физической культуре. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной

17

оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т.е. является внутренней оценкой. Внешняя оценка характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения рабочей программы курса «Физическая культура» учащихся начальной школы (участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня) и осуществляется внешними (по отношению к МАОУ «ШСОШ») органами.

Основными объектами содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки учащихся 3 класса школы по курсу физическая культура выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Ученик научится». Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке всех трёх групп результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных.



























18



11.Материально – техническое обеспечение.

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Туристическое снаряжение:

*Палатки туристические -10шт.

*Рюкзаки -10шт.

*Туристические коврики -20шт.

*Костровой набор -2шт.

*Набор туристической посуды – 2 комплекта.

*Набор хозяйственного инвентаря – 2 компл.

*Компасы – 10шт.

*Страховочные системы – 12шт.

*Ус самостраховки – 20шт.

*Основная верёвка (2,5м.) – 16шт.

*Основная верёвка (30м.) – 1шт.
*Основная верёвка (40м.) – 1шт.

*Основная верёвка (50м.) – 1шт.

*Карабины - 26шт.

*Сигнальные флажки - 6шт.



Спортивный инвентарь:

1.Бревно гимнастическое.

2.Козёл гимнастический.

3.Конь гимнастический.

4.Стенка гимнастическая(4).

5.Перекладина гимнастическая.

6.Навесное оборудование (перекладина -2шт, баскетбольные щиты -4шт.)



19

7.Мячи: набивные (1-3кг.); баскетбольные (№5,6,7); футбольные; волейбольные; мячи для метания; м/мячи мягкие.

8.Палки гимнастические.

9.Скакалки.

10.Маты гимнастические.

11.Кегли.

12.Обручи.

13.Комплект для прыжков с разбега.

14.Рулетки измерительные.

15.Лента финишная.

16.Мостики гимнастические.

17.Набор инструментов для подготовки прыжковых ям.

18.Комплекты лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки) -60шт.

19.Сетка волейбольная.

20.Сетка для переноса и хранения мячей.

21.Снаряды для метания: диски, гранаты, ядра, копьё.

22.Аптечка медицинская.



20

Учебно – методическое обеспечение.



1.Нормативно – правовая литература.

2.Программа по физической культуре для 1-4 классов, автор Р.И.Тарнопольская.

3.Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов составленная Т.И.Алиповой.

4.Методическое пособие для работы с учебником по программе «Гармония».

5.Учебники по физической культуре.

6.Методическая литература.

7.Ноутбук.

8.Мультимедиапроектор.

9.Экран настенный.

10.Диски с информацией для обучения по видам спорта (баскетбол, футбол, волейбол, гимнастика, лёгкая атлетика).

10.Информационно – методические пособия «Физическая культура»

(для 1-4, 5-9 и 10-11 классов).

11.Магнитофон.

12.Диски с музыкальным сопровождением.

13.Диск «Первая помощь».

14.Диск «СМГ».

15. Диск «Учитель физической культуры».

16. Диск «Спортплощадки».

17. Диск «Тесты по ф.к.».

18.Диск научно-методического журнала «Физическая культура в школе».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!