СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела «Русь Древняя» программы «История России: с древнейших времен до конца ХVI века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение истории России в 6 классе должно способствовать воспитанию учащихся в духе патриотизма, уважения к свое­му Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей со­временного общества.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела «Русь Древняя» программы «История России: с древнейших времен до конца ХVI века»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и обществоведческих дисциплин





КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Методическая разработка

раздела «Русь Древняя» программы
«История России: с древнейших времен до конца Х
VI века»




Работу выполнила: Учитель истории МОУ СОШ № 11 Приокского района

г. Н.Новгорода Королева Наталья
Валентиновна



Нижний Новгород

2010/2011 учебный год



Пояснительная записка


Курс истории России сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. В нем дается представле­ние об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значитель­ных общественных процессов до описания поворотных, драмати­ческих событий и их участников. Важная мировоззренческая за­дача данного курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

Изучение истории России в 6 классе должно способствовать воспитанию учащихся в духе патриотизма, уважения к свое­му Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей со­временного общества.

В учебно-методический комплекс данного курса входят:

  • учебное пособие для учащихся Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., «Просвещение».

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение.

Изучение истории России в 6 классе начинается с раздела «Русь Древняя». Раздел рассчитан на 8 уроков.

Цель раздела:

Сформировать представление о первоначальной истории нашего государства.

I. Образовательные задачи:

1. Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний изученных и сформированных на предыдущих уроках.

2. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

3. Продолжить формирование умения работать с таблицами схемами по данному учебному материалу.

II. Воспитательные задачи:

1. Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических личностей.

2. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе уроков изучение таких вопросов как патриотизм.


III. Развивающие задачи:

1. Обучение составлению таблиц, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.

2. Обучение работе с дополнительной литературой.

3.Для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока.

4. Развитие речи учащихся при ответах на вопросы и во время выступления с сообщениями.

5. Развитие у учащихся познавательного интереса.


























Психолого-педагогическое обоснование разработки


В 2010-2011 учебном году дети учатся в 6 классе. В классе 26 человек: 14 девочек и 12 мальчиков. Класс сформирован на базе МДОУ № 315. Средний возраст -- 11 лет (1998-1999 год рождения). В этом составе дети учатся с начальной школы. В этом году прибыли две девочки из других школ города. Две девочки находятся на домашнем обучении по состоянию здоровья.

Неуспевающих в классе нет. Учатся на «4» и «5» 16 учащихся, что составляет 61,5 %. У детей хорошо развита речь, что является заслугой не только классного руководителя (учителя-словесника), но и самих детей.

С дисциплиной на уроках проблем не бывает, так как большинство ребят отличаются высокими умственными способностями и готовы к работе на уроке, у них есть желание и интерес к учебе. В целом учащиеся имеют склонности и к гуманитарному циклу школьных дисциплин: литературе, истории, обществознанию. Несколько ребят являются членами Интернет-клуба, занимаясь компьютерными разработками, проявляют интерес к информатике.

Классный руководитель является учителем русского языка и литературы, педагог высшей категории. Строгий учитель, но заботливый воспитатель, знаком со всеми их бедами и неудачами. Очень уважаем учащимися, готов придти на выручку. Активно помогает ребятам в их начинаниях.

Коллектив дружный. Нет детей избалованных и неорганизованных. Достаточно высоко развито чувство товарищества и уважения к другим. Явного лидера нет, как в принципе и неформального. Самыми активным являются девочки. Ребята активно участвуют во внеклассной жизни школы. В целом характер общения благоприятный, эмоциональный климат в классе бодрый и жизнерадостный.

Воспитательная работа в классе проводится совместно с коллективом родителей. Направлена работа на развитие интереса к учебе, на сплочение коллектива родителей и детей. Это и КВН, и экскурсии, и походы в театр и кино, праздники, совместное оформление нового кабинета русского языка и литературы.

В предлагаемых уроках используется задания, учитывающие познавательные интересы учащихся. Этот вид заданий предусмотрен как для удовлетворения имеющихся интересов, так и для стимулирования возникающих интересов. Соответственно этим це­лям используются задания, ориентированные на дополнение учебного мате­риала, и задания, знакомящие ученика с материалом с новой точкой зрения.

Формированию прочных учебных навыков наиболее всего соответст­вует правильно организованная самостоятельная работа учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

Самостоятельная работа - это самый проверенный путь развития детей в соответствии с их возможностями. Именно такая работа занимает исключи­тельное место при усвоении умений и навыков, то есть на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учи­тель руководить этим процессом.






























Ожидаемые результаты освоения раздела.

1) учащиеся должны

- усвоить содержание раздела «Русь Древняя»

- знать исторические термины, даты, факты;

- научиться устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения.

2) учащиеся приобретают следующие умения:

- передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- составлять план;

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- самостоятельно искать информацию по предложенной тематике, используя различные источники информации;

- оформлять письменные сообщения;

- представлять в виде выступлений на уроках результаты самостоятельной работы;

- рассказывать (устно, письменно) об исторических событиях, их участниках;

- составлять биографическую справку.

Главная задача современного педагога–научить ребёнка самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать её, ориентироваться в настоящем, с опорой на прошлое, развивая, тем самым навыки познавательной деятельности.

Познавая исторический материал, учащиеся реализуют его фактологически,
теоретический и воспитательный потенциалы. В отличии от научного познания, в учебной работе учащиеся имеют дело с материалом, уже познанным наукой и адаптированным, приспособленным для школьного обучения. Познавательная деятельность учащихся протекает под руководством учителя и с его необходимой помощью.












Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу методов и форм организации деятельности учащихся.


Методическая разработка предполагает следующие формы работы:

комбинированный урок как наиболее распространенную (урок № 2, 3, 4, 8, 9); комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу (урок № 5, 7);

урок изучения нового материала (урок № 6).

Предложенный проект изучения предполагает использовать разные формы организации учебной деятельности. Кроме этого в основу изучения ложатся не только материалы учебника, а дополнительный материал из разного вида источников. Учащиеся учатся работать над заданием на уроке как сообща, так и самостоятельно над выполнением общего задания во внеурочное время. То есть главной задачей для учебного занятия становится создание условий для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, совместной работы, сотрудничества при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения.

Основными методами работы стали:

- беседа; работа с текстом учебника; анализ исторической литературы и исторических источников; подготовка и обсуждение сообщений учащихся.

Для учащихся 6 класса данные методы позволяют развивать и поддерживать у учащихся познавательный интерес к истории, постоянно привлекая к различного рода заданиям.

Формы контроля и оценивания

Выполнение теста,

терминологического диктанта

Оцениваются все учащиеся

Подготовка сообщений, творческих заданий, кроссвордов, тестов.

Оцениваются учащиеся, которые подготовили сообщения

Работа на уроке с источниками, с текстом.

Оцениваются наиболее активные учащиеся

Составление таблицы

Оцениваются все учащиеся

Используя данные формы контроля и оценивания можно за короткий срок первой четверти (9 уроков), накопить достаточное количество оценок, оценивая работу ученика в классе (ответы на вопросы, анализ источников, проверочные работы), его домашнюю работу (подготовка сообщений, творческих работ), с учетом его активности и добросовестного отношения к выполнению заданий, а также уровня его подготовленности.


Календарно-тематическое планирование учебного материала

на 2010-2011 учебный год

Предмет: История России Классы: 6 а, б, в Учитель: Королева Н.В.

Кол-во недельных часов: 1

Программа: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История Отечества с древности до конца XVI в.// Программы обще­образовательных учреждений: История, обществознание. 5--11 кл. М.: Просвещение

Учебный комплекс для учащихся: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М.: Просвещение


№№ Уроков

Название темы

Кол-во часов

Примерные сроки

1

Введение

1

сентябрь


Раздел 1.Русь Древняя.



2-3

Восточные славяне и их соседи

2

Сентябрь

4

Формирование Древнерусского государства

1

Сентябрь

5

Первые русские князья

1

Октябрь

6

Крещение Руси

1

Октябрь

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Октябрь

8

Культура Древней Руси

1

Октябрь

9

Быт и нравы Древней Руси.

1

ноябрь


Раздел 2. Политическая раздробленность на Руси.



10

Раздробленность Древнерусского государства

1

Ноябрь

11

Владимиро-суздальское княжество

1

Ноябрь

12

Великий Новгород

1

Декабрь

13

Галицко-Волынская земля

1

Декабрь

14

Монгольское нашествие на Русь

1

Декабрь

15

Борьба русских земель с западными завоевателями

1

Декабрь

16

Русь и Литва

1

январь

17

Культура русских земель

1

Январь

18

Родной край в древности

1

Январь


Раздел 3. Русь Московская.



19

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

Февраль

20

Куликовская битва

1

Февраль

21

Московской княжество и его соседи в конце 14 – середине 15 вв.

1

Февраль

22-24

Создание единого русского государства

2

Февраль-март

25-26

Культура и быт в 14 –начале16 вв.

2

Март

27

Начало правления Ивана Грозного

1

апрель

28

Реформы Избранной Рады

1

апрель

29

Внешняя политика Ивана Грозного

1

апрель

30

Опричнина

1

апрель

31

Культура и быт в 16 в.

1

май

32

Родной край 14 –16 вв

1

май

33-34

Итоговое повторение

2

май


Поурочное планирование раздела «Русь Древняя».

№ п/п

Раздел, тема урока, основные вопросы

Основные понятия

Учеб-

ник

Программа развития учащихся

Форма учебного занятия

Глава I. Русь Древняя.

1

Вводный урок.

  1. Значение изучения истории.

  2. Исторические источники и науки-помощницы историка.

  3. Как работать с учебником.

Исторический источник, археология, антропология, лингвистика.

Введение с. 4-6

Называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Вводная школьная лекция с элементами беседы.

2-3

Восточные славяне и их соседи.

  1. Появление предков славян.

  2. Первые нашествия.

  3. Поселения восточных славян.

  4. Великое переселение народов.

  5. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах озера Ильмень.

  6. Борьба славян с новой волной кочевников.

Восточные славяне, индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие

§ 1-2

Показывать по карте, объяснять причины великого переселения народов; давать оценку отношениям славян и их соседей.

Комбинированный урок.

4

Формирование Древнерусского государства

  1. Государство Русь.

  2. Государство Русь на севере.

  3. Создание единого государства Русь. Князь Олег.

Норманнская теория, варяги. Русь, великий князь.

§ 3

Указывать хронологические рамки существования Древнерусского государства; излагать суждение различных историй; давать оценку личности; выявлять причинно-следственные связи исторического события.

Комбинированный урок.

5

Первые русские князья

  1. Князь Олег.

  2. Княжение Игоря. Сбор дани.

  3. Правление княгини Ольги.

  4. Князь Святослав.

Полюдье, дань, погосты и уроки (нормы), внешняя и внутренняя политика.

§ 4

Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности тех или иных личностей; давать оценку их деятельности; анализировать документ; раскрывать смысл и значение исторических понятий темы; давать оценку тем или иным источникам; заполнять таблицу.

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу

6

Владимир Святославович. Крещение Руси.

  1. Начало правления Владимира.

  2. Борьба с печенегами.

  3. Предпосылки и причины крещения Руси.

  4. Введение новой религии на Руси.

  5. Значение крещения Руси.

Усобицы, монотеистическая религия, христианство, православие, католичество, двоеверие.

§ 5

Объяснять мотивы, цели, результаты политики Владимира, образно рассказывать о главном событии правления Владимира (крещение Руси); давать оценку тому или иному явлению (значение принятия христианства на Руси).

Урок изучения нового материала.

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

  1. Ярослав Мудрый во главе Руси.

  2. Русская Правда.

  3. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

  4. Земельные отношения.

Усобицы, закон, Русская Правда, наместники, посадники, вотчины, бояре, отроки, смерды, закупы, рядовичи, холопы.

§ 6

Анализировать документ Русская Правда; раскрывать смысл важнейших понятий; высказывать суждения; давать характеристику личности и оценку его деятельности; проводить поиск необходимой информации в учебнике.

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу.

8

Культура Древней Руси

1. Особенности культуры

2. Устное народное творчество

3. Письменность и грамотность.

4. Литература.

5. Зодчество и изобразительное искусство.

6. Художественное ремесло.

культура, летопись, устав, житие, миниатюра, фреска, мозаика, зернь, скань, эмаль

§ 7

Сформировать представление о характере древнерусской культуры; определить факторы, повлиявшие на ее развитие; познакомить учащихся с выдающимися достижениями древнерусской культуры, образом жизни и нравами жителей Руси.

Комбинированный урок.

9

Быт и нравы Древней Руси.

1. Повседневная жизнь.

2. Военное дело.

3.Жилище.

4. Одежда.

хоромы, слободы.

§ 8

Познакомить учащихся с  образом жизни и нравами жителей Руси.

Комбинированный урок с элементами игровой деятельности..






































Методическая разработка урока на тему:

«Первые русские князья»

Тип урока: комбинированный.

Цель:

Дать характеристику правления первых русских князей по основным направлениям их внут­ренней и внешней политики.

Оборудование:

карта «Киевская Русь в 1Х-ХП вв.», портреты, генеалогическое древо Рюриковичей.

Основные понятия и термины: государство, варяги, по­людье.

Ход урока:

Этап

Продол-житель-ность

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

3 мин.

Создание рабочей атмосферы, настроя на работу

Подготовка к проверке

домашнего задания

Проверка домашнего задания

10 мин.

Выдача бланков заданий по вариантам.

Выполнение заданий

Изучение нового материала

27 мин.

Координация деятельности учащихся по составлению таблицы и ведению записей.

После каждого сообщения подведение итогов

правления с последующей записью

Слушая сообщения о деятельности первых киевских князей, дать характеристику внутренней и внешней политике.

Закрепление

и

домашнее задание

5 мин.

Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок, формулировка домашнего задания.

Запись

домашнего задания.


I. Проверка домашнего задания.

1 вариант

Устный опрос:

  • Перечислите предпосылки образования государства у вос­точных славян.

  • Как появились на землях восточных славян варяги? Чем они занимались?

  • Как были образованы государственные центры Руси?

  • Какое событие произошло в 882 году?

  • Охарактеризуйте управление Древнерусским государством.

  • Почему появились споры о роли норманнов в истории Руси?

2 вариант

Проведение терминологического диктанта или / и проведение теста

II. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

1. Деятельность князя Олега.

2. Правление князя Игоря.

3. Правление княгини Ольги.

4. Походы князя Святослава.

1 вариант.

Изучение нового материала на основе сообщений учащихся.

Перед тем как предложить учащимся представить свои сообщения, учитель обращает внимание на следующее.

Деятельность первых киевских князей Олега, Игоря, княгини Ольги и князя Святослава была подчинена двум целям:

1) распространению своей власти на все восточнославянские племена;

2) желанию выгодно продать собранное добро во время по­людья.

Следовательно, князья ставили перед собой задачи:

1) поддерживать торговые связи с другими странами;

2) защищать и расчищать торговые пути от разбойников, ко­торые грабили купцов.

В целях лучшего усвоения материала целесообразно выделить основные направления походов первых киевских князей:

1) образование и расширение границ государства Русь (при­соединение восточнославянских племен, завоевание Киева);

2) византийское направление;

3) восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское).

Задание учащимся:

  • Слушая сообщения о деятельности первых киевских кня­зей, охарактеризовать их внешнюю политику: какой она была - мирной, завоевательной, грабительской, оборонительной или иной? И дать характеристику внутренней политики.

Учащиеся конспектируют сообщения в тетради в виде таблицы:


Внутренняя политика

Внешняя политика

1

2

Олег 882 – 912 гг.

  • Захват князем Киева в 882 г.

  • Объединение Новгорода с Киевом.

  • Стремление объединить все вос­точнославянские племена.

  • Возникновение единого Древне­русского государства с центром в Киеве (Киевская Русь).

  • Принятие Олегом титула великого князя.

  • Осуществление походов на древ­лян, северян, радимичей, которые платили дань хазарам. Теперь они подчинились Киеву

  • Стремление укрепить внешнеполи­тические позиции государства. Военные походы на Византию в 907-911 гг.

  • Заключение выгодных для Руси мирных договоров с Византией.

  • Получение русскими купцами права на беспошлинную торговлю на византийских рынках, созда­ние торговых колоний русских купцов.

  • Византия ежегодно выплачивала дань Руси

Игорь 912 – 942 гг.

  • Продолжение объединения восточ­нославянских племен. Покорение тиверцев, уличей, древ­лян.

  • Обложение древлян данью.

  • При попытке повторного сбора да­ни был убит древлянами







  • Заключение мира с печенегами.

  • Основание русских поселений рядом с византийскими колония­ми в Крыму и Северном Причер­номорье.

  • Русско-византийская война

  • (941-944 гг.).

  • Обращение Византии к Игорю с просьбой о мире, так как Визан­тия оказалась неспособной вести затяжную войну.

  • Заключение взаимовыгодных договоров.

  • Обязательство Византии ежегод­но платить дань Руси. Отмена права беспошлинной русской тор­говли в Византии.

  • Заключение военного союза с Византией

Ольга 945 - 962

  • Жестокая расправа с древлянами за убийство мужа.

  • Сожжение столицы древлян - Искоростень. Древляне были обложе­ны тяжелой данью.

  • Установление нормы взимания да­ни и места ее сбора. Замена полюдья системой налого­обложения.

  • Установление порядка внутри госу­дарства.

  • Стремление Ольги сделать христи­анство государственной религией. Сопротивление правящих кругов и сына Ольги Святослава.

  • Язычество остается официальной религией

  • Попытки поднять международ­ный авторитет Руси и княжеской династии.

  • 957 г. - посольство Ольги в Кон­стантинополе.

  • Крещение княгини Ольги

Святослав 962 – 972 гг.

  • Завершение процесса объединения восточнославянских племен после подчинения вятичей







  • Активная внешняя политика Ки­евской Руси.

  • Стремление расширить террито­рию Руси и обеспечить безопас­ность восточных торговых путей для русских купцов.

  • Разгром Волжской Болгарии и Хазарского каганата.

  • Война и разгром Дунайской Бол­гарии, переход к Руси земель, рас­положенных по нижнему течению Дуная.

  • 970-971 гг. - русско-византий­ская война; поражение Руси. Подписание мирного договора -Русь обязывалась не нападать на Византию и Болгарию.

  • Византия признавала за Русью ее завоевания в Поволжье и Причерноморье. • Расширение и укрепление гра­ниц Киевской Руси


2 вариант

Работа с текстом учебника и дополнительным раздаточным материалом

Учителю рекомендуется обратить внимание учащихся на внешнюю политику Святослава, так как она являлась по своему размаху необычной для данного периода и планомерной.

Вопрос:

  • Чем отличается внешнеполитическая деятельность Свято­слава от деятельности князей Олега, Игоря и княгини Ольги? Мож­но ли утверждать, что эта политика носила четко продуманный ха­рактер?

Работа с картой (с. 33 учебника):

  • Показать направления походов первых киевских князей.

  • Показать территории, которые вошли в состав Древнерус­ского государства при Олеге, Игоре, Ольге и Святославе.

Вопросы:

  • Какие изменения внесла в управление Древнерусским го­сударством княгиня Ольга? Определите их значение.

  • Что было общего в деятельности первых русских князей?

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

  • В чем состояли важнейшие внешнеполитические задачи киевской княжеской власти?

  • Политика, какого князя конца IX - начала X вв. принесла наибольшую пользу Руси?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 4, ответить на вопросы.








Рекомендованные материалы:

  Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. — М., 1975. — Т. 8

      Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. — М., 1996

История Отечества с древнейшего времени до наших дней: энциклопедический словарь / сост. Б. Ю. Иванов, В. М. Карев, Е. И. Куксина, А. С. Орешников, О. В. Сухарева.

      История Отечества: справочник школьника. – М.: Филологическое общество «Слово», 1994Любимов Л. Искусство Древней Руси. — М., 1996

      Хрестоматия по истории России. Т. 1: С древнейших времен до XVII в. — М., 1994

      Энциклопедический словарь юного историка. — М., 1997





































Приложения к уроку

Карта «Русь в IХ-Х вв.»



Тексты для работы

Правление Олега

«Повесть временных лет». Начало XII в.

В год 883. начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 884. оправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, не позволил им платить дань хазарам, говоря так: «Я враг их, и вам им платить незачем».

В год 885. послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?» Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне».,.И властвовал Олег над полянами, древ­лянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами вое­вал....

В год 907. пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве... И пришел к Царьграду; греки же город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сде­лали русские грекам, как обычно делают враги.

Вопросы к документу:

Как дополнительный  сбор дани свидетельствует о взаимоотношениях киевского князя и дружины? 5. Какое зна­чение, на ваш взгляд, имела реформа княгини Ольги для укре­пления центральной власти? Сумел ли князь Святослав ре­шить задачу обеспечения обороны государства? Каковы были итоги его военных походов?


Правление Ольги.

      Летопись рассказывает, как древляне решили посватать вдовую княгиню за своего князя Мала и направили посольство в Киев. Во время первой встречи Ольга приветливо приняла послов и посоветовала им ради их великой чести явиться на следующий день на княжеский двор в ладьях, которые должны были нести княжеские дружинники. Ольга заранее приказала выкопать близ своего дворца глубокую яму, и, когда кичившихся честью послов внесли на княжеский двор, княгиня приказала сбросить их в эту яму и закопать живьем. При этом Ольга, как говорит легенда, спросила древлян: «Хороша ли вам честь?» И те ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». Тут же Ольга потребовала присылки второго посольства. Его ждала еще более страшная участь: прежде чем вести переговоры, княгиня предложила послам попариться в бане. В этой легенде есть доля истины, так как на Руси, прежде чем начать переговоры с послами, зачастую предлагали им в виде большой чести принять баню, а потом отведать изысканные угощения. Едва послы приступили к этой ритуальной процедуре, двери в баню были заперты и она запылала. Послов сожгли живьем.

      Наконец, была и третья месть. Ольга сама двинулась в древлянскую землю для того, чтобы, как она уверяла древлян, справить по мужу языческую тризну и поплакать на его могиле. Когда древлянские бояре изрядно выпили хмельного меда, Ольга приказала своим дружинникам зарубить их здесь же у подножия кургана, где был захоронен ее муж.

      Лишь после этого Ольга двинула на главный город древлян Искоростень свое войско. В открытом бою древляне были разгромлены. Летопись рассказывает, что бой начал маленький Святослав, метнув свое копье в сторону врага. Древляне бежали и заперлись за стенами города. Несколько месяцев осаждали киевляне отчаянно сопротивлявшийся Искоростень и захватили его лишь при помощи хитрости. Киевляне запросили у древлян легкую дань: по три воробья и по три голубя от каждого двора. После этого они обещали уйти восвояси. Как только дань была доставлена, они привязали к лапкам птиц тлеющие труты и выпустили птиц на волю, в свои гнезда — под крыши домов, сараев, амбаров. Скоро город запылал, и тут же киевляне пошли на штурм.

«Повесть временных лет». Начало XII в.

В год 955 отправилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цезарь Константин и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она красива лицом и разумна, подивилсяцарь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царство­вать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл этого обра­щения, ответила цезарю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам — иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом, и наставил ее
патриарх в вере, и оставила тьму. Патриарх сказал: «Благославят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков»... И было наречено ей в крещении имя Елена. ...После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены себе». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал доче­рью?»... И сказал царь: «Перехитрила ты меня, Ольга»; И дал ей мно­гочисленные дары — золото, серебро, и паволоки, и сосуды различ­ные; и отпустил ее, назвав дочерью.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его мать принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем... Ольга часто говорила: «Я познала бога, сын мой, и раду­юсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться» Он же не внимая тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дру­жина моя начнет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты кре­стишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, про­должая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не по­слушает, смерть примет — в беду впадет, как сказано: «Если кто отца и матери не послушает, смерть примет». Святослав же притом гневался на мать.

Вопросы к документу:

1. Когда Ольга приняла христианство? 2. Как летописец, православный монах, относится к Ольге и Святославу? 3. Почему Святослав не хотел принимать православную веру? Как этот факт характеризует взаимоотношения князя и дру­жины?


Правление Святослава

В 957 г. началось правление Святослава. Свято­слав много сделал для расширения границ Древнерусского государства и обеспечения благоприятных условий для внеш­ней торговли.

По-прежнему существовала опасность со стороны Хазар­ского каганата. В IX в. это государство вступило в период раз­дробленности, В первые десятилетия X в. экономическое про­цветание государства было нарушено ордами печенегов. По­селения были сожжены, поля вытоптаны, окрестности крепо­стей и городов разорены. Из степей начался отток населения. На Русь переселялись не только рядовые земледельцы и ре­месленники, но и многие хазарские воины, особенно христиа­не, которые нанимались на службу к киевскому князю. Не­смотря на разгром и потерю северо-западных (славянских) даннических владений, каганат еще сохранял силы и мешал становлению молодого Русского государства. Князь Святослав нанес хазарам смертельный удар в 965 г., захватив главные города — Итиль, Семендер и Саркел, Каганат после этого удара так и не оправился. Окончательно разгромили каганат пришедшие из Средней Азии печенеги, которые появились в начале X в. в окрестностях русских земель.

Вопросы по тексту:

1. С какой целью Святослав совершал столь длитель­ные походы? 2. Как военная биография киевского князя ха­рактеризует его личность?

Князь Святослав ликвидировал угрозу со стороны Хазар­ского государства, однако вскоре у границ Древнерусского государства появились печенеги. Они представляли собой со­юз, племен, состоявших, в свою очередь, из родовых общин. Во главе племен стояли «великие князья», а во главе родов — «меньшие князья», которые были выборными. Выборы прохо­дили на племенном совете, в который входила верхушка ко­чевников. Печенеги были агрессивны и активно добывали средства к жизни за счет окружающих земель (разграбив Ха­зарский каганат, они подвергли опустошительным набегам Болгарию, Венгрию, а в 968 г. предприняли большой поход на Русь и дошли до Киева).

Уходя в длительные походы, Святослав не думал об обо­роне Киева, который подвергся нападению печенегов в 968 г. Киевляне говорили Святославу: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же земли отрекся, чуть-чуть нас не взяли печенеги вместе с твоею матерью и детьми». Святослав же говорил: «Хочу жити в Переяславце на Дунае... яко тут все блага сходятся: от Греции злато, паволоки, вина и овощи различные, от Чехии серебро и кони, из Руси же меха и воск, медь и челядь». 

Вопросы к документу:

1. Как высказывание киевлян характе­ризует внутреннюю и внешнюю политику Святослава? 2. С ка­кой целью Святослав хотел перенести столицу из Киева в Пере-яславец? 3. Как описанные выше события свидетельствуют о чертах характера киевского князя?

























Задания для работы

по закреплению или проверке на следующем уроке

  1. Образуйте пары и поясните принцип образования:

Святослав, Елена, Древний, Анна, Ольга, Малуша, Вещий, Игорь, Владимир, Олег.

  1. Кто из князей в чём был первый?

  2. Прочитайте отрывок из документа или летописи. О ком и каком событии повествует автор?

    1. "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами"

    2. «Когда… вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: „Хочу на вас идти“.»

    3. «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы.»

    4. «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани».

    5. «Да будет Киев матерью городов русских».

    6. «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика»

    7. «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их.»

    8. "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит"

    9. «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти».

    10. «Он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем»

    11. «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих»

    12. «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь».

    13. «Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.»

    14. «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото.»

    15. «И ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали - на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом».

  3. Темы размышлений (эссе):

    1. Ольга -- хитрая, мудрая , святая.

    2. Святослав—Александр Македонский Восточной Европы.

    3. Владимир—в чем трудность выбора веры?













25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!