МОУ Пильнинская СОШ № 1 им. М.Горького
Учитель начальных классов
Устимова Елена Викторовна.
Стаж работы-29лет.
2017 год
Методическая разработка раздела учебной программы по математике 1 класс УМК «Школа России» Тема«Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация»
Цель современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся
Федеральные государственные стандарты второго поколения:
- Формирование совокупности универсальных
учебных действий ;
- Новые требования к результатам обучения:
1. Личностные;
2. Метапредметные;
3. Предметные;
- Системно – деятельностный подход:
1. Организация разнообразной учебной деятельности;
2. Учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого учащегося.
Пояснительная записка
Тема раздела «Числа от 1 до 10.Число 0. Нумерация» является весьма актуальной, т.к. основу начального курса математики составляют представления о натуральном числе и нуле, что помогает научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать способности.
Концепция УМК «Школа России».
- «Школа России» — наиболее известный и востребованный в России комплект для начальной школы.
- Комплект существует десятки лет.
- Приведен в соответствие с новыми требованиями к начальному образованию.
- Гарантирует достижение высоких результатов обучения.
- Направлен на развитие личности ребенка.
- Организует различные виды деятельности школьника.
- Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности , которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
УМК
- Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.«Математика» учебник для 1класса в 2-х частях ;(М.: Просвещение 2012 )
-Моро М.И., Волкова С.И. Рабочая тетрадь в 2 частях к учебнику «Математика»;(М.: Просвещение 2013)
-Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др.(М.: Просвещение 2013).
знакомство со способами образования чисел; совершенствование вычислительных навыков, основанных на знании состава чисел в пределах 10.
Задачи
- -познакомить детей с образованием ряда чисел от 1 до 10 (который в математике называется отрезком натурального ряда)
- -осваивать основы математических знаний, формировать первоначальные представления о математике
- -воспитывать интерес к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни
- -развивать образное и логическое мышление, воображение; развивать математическую речь; пространственное воображение; познавательную активность
- -воспитывать чувство долга, умение жить в коллективе, сопереживать успехам товарищей, их неудачам; воспитывать уважительное отношение к труду, собранность и усердие
Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. Изучение раздела способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников.
3. Мотивация достижения становится доминирующей.
4. Происходит развитие и совершенствование познавательных процессов.
5. Происходит смена распорядка дня.
6. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Ведущий вид деятельности:
учебная деятельность
Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.
Новизна разработки
-систематизирование и совершенствование раздела. Представленная разработка соответствует целям и задачам образовательной программы, а, значит, представляет собой педагогическую ценность. При разработке раздела образовательной программы учитываются психологические особенности младших школьников.
- Мышление в младшем школьном возрасте носит наглядно- образный характер. Дети выделяют существенные признаки.
- Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Развитие памяти связано с необходимостью запоминать учебный материал.
- Дети способны концентрировать внимание , но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому важное место в обучении математике отводится наглядности и игровым приёмам.
- Восприятие также характеризуется непроизвольностью.
- Воображение проходит две стадии развития.
- Интенсивно развивается самосознание .
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
- Личностные результаты
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
- Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Предметные результаты
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
- Использование математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Система знаний и система деятельности
Обучение математике очень тесно связано с разными науками.
На каждом уроке математики идёт развитие познавательной деятельности учащихся.
Преобразующая деятельность учащихся наблюдается, когда мы учимся задавать вопросы, при построении алгоритмов, при работе с геометрическим материалом.
К общеучебной деятельности относится развитие математической речи, использование математической терминологии. Так же общеучебным видом деятельности является организация работы в группах.
К самоорганизующей деятельности на уроках математики относится прежде всего самоконтроль и самооценка.
» (больше), « Равенство. Неравенство. 1 7. 1 Многоугольники. 8. Числа 6, 7. Письмо цифры 6. 1 9. 10. Числа от 1 до 7. Письмо цифры 7. 1 Числа 8,9. Письмо цифры 8. 1 11. 1 Числа от 1 до 9. Письмо цифры 9. 12. Число 10. Запись числа 10. 1 13. 14. 1 Числа от 1 до 10. Закрепление. Сантиметр-единица измерения длины. 1 15 1 Увеличить. Уменьшить.Измерение длины отрезков. 16. Число 0. Цифра 0. 1 17. 1 Сложение с числом 0. Вычитание с числом 0. 18. 1 Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10». 1 " width="640"
Календарно-тематическое планирование по разделу
«Числа от 1 до 10.Число 0»
Тема урока
1.
Кол-во часов
Числа 1-5. Состав числа 5 .
2.
Точка. Кривая линия. Прямая линия.
1
3.
1
Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины.
4.
Закрепление изученного материала.
1
5.
6.
1
Знаки « » (больше), «
Равенство. Неравенство.
1
7.
1
Многоугольники.
8.
Числа 6, 7. Письмо цифры 6.
1
9.
10.
Числа от 1 до 7. Письмо цифры 7.
1
Числа 8,9. Письмо цифры 8.
1
11.
1
Числа от 1 до 9. Письмо цифры 9.
12.
Число 10. Запись числа 10.
1
13.
14.
1
Числа от 1 до 10. Закрепление.
Сантиметр-единица измерения длины.
1
15
1
Увеличить. Уменьшить.Измерение длины отрезков.
16.
Число 0. Цифра 0.
1
17.
1
Сложение с числом 0. Вычитание с числом 0.
18.
1
Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10».
1
К концу изучения раздела программы дети должны:
ЗНАТЬ
-название, последовательность и обозначение чисел от 1до 10;
_название и обозначение действий сложения и вычитания;
УМЕТЬ
-считать предметы в пределах 10; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;
- чертить простые геометрические фигуры(отрезок, кривая. Ломаная линия).
- решать простые задачи в одно действие.
Урок математики в 1 классе
Тема урока:
«Нумерация.Числа от 1 до 10. Число 0»
(тип урока: закрепление полученных знаний).
Цели урока:
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
1.Образовательные:
- закрепление знаний о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании в пределах 10;
- формирование умения анализировать арифметические задачи, составлять по рисунку, решать их;
- - формирование навыка каллиграфического письма.
2.Развивающие:
- развитие познавательной активности учащихся;
- развитие мелкой моторики кистей рук;
- развитие наблюдательности;
- развитие потребности в познании окружающего мира.
3.Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к природе и животным;
- воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
- Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.
- На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:
- личностные действия:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций;
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
- регулятивные действия:
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- познавательные действия:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач ;
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений .
- коммуникативные действия:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем.
Структура урока
- 1.Организационный момент.
- Мотивирование к учебной деятельности.
- 2. Сообщение темы и цели урока.
- 3. Актуализация знаний.
- Устные упражнения.
- Работа в парах.
- Числовой ряд.
- Игра «Не зевай».
- Назови «соседей числа»
- Задача на смекалку.
- Состав чисел.
- 4. Физкультминутка.
- 5.Применение полученных знаний и умений.
- Игра «Собери букет».
- Деление фигур по разным признакам (форме, размеру, цвету).
- Составление задач по рисунку.
- Работа по учебнику.
- «Чей путь короче?»
- 6.Физкультминутка.
- 7. Отработка алгоритма действия.
- Самостоятельная работа в тетради на печатной основе.
- Проверка работы (карточки обратной связи).
- 8. Рефлексия.
- 9.Итог урока.
1, 2, ,4,5, , , 8, ,10.
10, 9, , , ,5, 4, , ,1.
- 4 + 1 = + 3 = 4
- 7 + = 8 8 - = 7
- 2 - = 1 - 1 = 9
Было Стало
Было Стало
* Нарисуй столько флажков, чтобы их было на 3 больше, чем звёздочек.
* Нарисуй столько яблок, чтобы их было на 2 меньше, чем облаков.
25
25
Результаты работы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1.Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс». – М.: Просвещение, 2012.
- 2.Дьячкова Г.Т. Устный счёт для начальной школы. - М.:Педагогическое общество России, 2012.
- 3.Моро М. И., Бантова М. А. Математика: Учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
- 4.Моро М. И., Бантова М. А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
- 5.Школа России. Сборник рабочих прогрмм. В 2-х ч. М., 2011.
- 6.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.
- 7.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах. - М.: НИИ школьных технологий. - 2010.
- 8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.
- 9.Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М., 2011.
- 10.Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. М., 2011.
- 11.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М., 2011