СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела учебной программы по физической культуре «Волейбол». Тема: «Комплексное обучение основным элементам игры в волейбол».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка раздела «Волейбол» предназначена для обучающихся I курсов. Она составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся. 1-11 классы. Лях Владимир Иосифович, Зданевич Александр Александрович, Просвещение, 2012 г.

Данная методическая разработка раздела  направлена на приобретение  учащимися теоретических сведений, и более успешное овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий, а также достижения высоких результатов в соревновательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела учебной программы по физической культуре «Волейбол». Тема: «Комплексное обучение основным элементам игры в волейбол».»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кулебакский металлургический колледж











Методическая разработка

раздела учебной программы по физической культуре «Волейбол».

Тема: «Комплексное обучение основным элементам игры в волейбол».







Подготовил Андреянов

Николай Викторович,

преподаватель физической

культуры ГБПОУ КМК













г. Кулебаки



Содержание.



1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи раздела.

3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающихся в соответствии с возрастными особенностями.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

6. Система знаний и система деятельности

6.1.Познавательная деятельность;

6.2. Преобразующая деятельность;

6.3.Общеучебная деятельность;

6.4. Самоорганизующая деятельность.

7. Календарно – тематическое планирование по разделу «Волейбол».

8. Разработка урока.













  1. Пояснительная записка

Методическая разработка раздела «Волейбол» предназначена для обучающихся I курсов. Она составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся. 1-11 классы. Лях Владимир Иосифович, Зданевич Александр Александрович, Просвещение, 2012 г.

Данная методическая разработка раздела направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, и более успешное овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий, а также достижения высоких результатов в соревновательной деятельности.

В ходе изучения данного раздела учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.

Как составная часть программы по физической культуре в училище, волейбол увлекательной игрой, представляющей собой эффективное средство решения основных задач физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди обучающихся. Занятия волейболом укрепляют здоровье, способствуют разносторонней физической подготовленности, помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания. Волейбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное.

Применение спортивных игр в физическом воспитании обучающихся училища играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей.

На занятиях физической культуры обучение элементам игры в основном осуществляется через проведение подвижных игр с элементами волейбола. Поэтому следует уделять большее внимание методике обучения элементам игры в волейбол.

Актуальность.

Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:

  • доступностью игры для любого возраста;

  • возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;

  • простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.

Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:

  • чувства коллективизма;

  • настойчивости, решительности, целеустремлённости;

  • внимания и быстроты мышления;

  • способности управлять своими эмоциями;

  • совершенствованию основных физических качеств.


По мнению медиков, выполнение передач мяча, подач и блокирований является хорошим корригирующим средством. При условии правильной методики занятий волейболом у занимающихся становится реже сердечный ритм, снижаются артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя. Систематические занятия волейболом вызывают значительные морфофункциональные изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, улучшается глубинное и периферическое зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. Обоснована эффективность занятия волейболом для коррекции осанки школьников 13-14 лет.



В процессе игровой деятельности обучающиеся испытывают положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу. Благодаря этому игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.




2. Цели и задачи раздела.

Раздел программы ориентирована на достижение следующей цели:

Вызвать у обучающихся интерес к игре в волейбол.

Цель достигается через решение следующих задач:

Образовательные:

  • Познакомить с этапами развития спортивной игры волейбола;

  • Ознакомить с правилами игры в волейбол;

  • Обучить основам техники основных элементов игры;

  • Обучить основам тактики игры;

  • Развить необходимые физические качества (силу, выносливость, координацию движения, быстроту реакции и др.);

  • Формировать умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Оздоровительные:

  • Способствовать укреплению здоровья;

  • Содействовать гармоничному физическому развитию;

  • Поддерживать высокую работоспособность;

  • Укреплять различные системы организма;

  • Агитировать и пропагандировать здоровый образ жизни.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к спорту и занятиям физической культурой;

  • Развивать умение подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;

  • Формировать высокоразвитые волевые качества и способность преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;

  • Прививать гигиенические навыки и привычки соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;

  • Учить культуре движений.









3. Психолого - педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающихся в соответствии с возрастными особенностями

В училище поступают обучающиеся 14-16 летнего возраста.

Юность — период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25лет.

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей (Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 2: Психология образования. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997).

В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности (Кулагина И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)», Учебное пособие, 4-е изд-е, - М.: «УРАО», 1998).

В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.

Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность (Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998).

Самооценка в ранней юности относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.

Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным (Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)» Учебное пособие, 4-е изд-е, — М.: «УРАО», 1998).

Уровень физического развития и развития двигательных качеств в этом возрасте достаточно высок. Увеличиваются силовые показатели, быстрота, ловкость, повышается уровень общей выносливости.

В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.

Но следует учитывать, что у обучающихся 14-16 лет дефицит роста, затормаживается развитие внутренних органов - это период полового созревания, который нацеливает на комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что уровень развития высшей нервной деятельности, физического развития и двигательных качеств позволяет успешно продолжать формировать у обучающихся «волейбольные» двигательные навыки и обучать их спортивной технике начатых в среднем звене обучения.



4. Требования к результатам освоения раздела образовательной программы.

В результате изучения раздела программы «Волейбол» обучающийся должен:

Знать/понимать:


  • Этапы развития спортивной игры волейбол;

  • Правила игры в волейбол;

  • Элементы и тактику игры;

  • Как укреплять здоровье;

  • Гигиенические навыки, режим труда и отдыха, правила ухода за своим телом, одеждой и пр.;

  • Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

  • Правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

уметь:

  • Выполнять элементы:

стойку и перемещения;

нижнюю прямую подачу;

передачу мяча двумя руками сверху,

прием-передачу двумя руками снизу;

прямой нападающий удар;

блокирование одиночное и групповое;

  • Применять тактику защиты углом вперед;

  • Эффективно примять изученные элементы и тактику в игровой и соревновательной деятельности;

  • Развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, координацию движения, быстроту реакции и др.);

  • Самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

  • Поддерживать высокую работоспособность;

  • Укреплять различные системы организма;

  • проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями для волейбола;

  • Подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;

  • Осуществлять творческое сотрудничество во время проведения спортивных соревнований по волейболу, проводимых в рамках училища, города и района;

  • Выполнять контрольные нормативы, предусмотренные разделом образовательно программы, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;


демонстрировать:


Контрольные упражнения

Оценка

юноши

девушки

5

4

3

5

4

3

Подачи в пределах площадки из 5 подач

3

2

1

3

2

1

Передача мяча над собой, стоя в круге диаметром 2м, высота взлета мяча не менее 1 м

10

8

6

10

8

6

Передача мяча в парах,
без потерь. Расстоя­ние 5–6 м (кол-во раз)

20

16

12

16

12

8


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

  • Организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях по волейболу;

  • Активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.



5.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

«Технология» – это детально прописанный путь осуществления той или

иной деятельности в рамках выбранного метода.



«Педагогическая технология» – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагает достижение прогнозируемого результата.

В своей работе по данному разделу использую современные образовательные технологии:

  • Разноуровневое, дифференцированное обучение;

  • Проблемное обучение;

  • Тестирование, как способ контроля и самоконтроля;

  • Метод проектов;

  • Исследовательский метод;

  • Соревновательно-игровые технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Информационно-компьютерные технологии;

  • Комплексное обучение элементам игры в волейбол



Разноуровневое, дифференцированное обучение.

Использование индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения данному разделу программы предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся с целью наилучшего развития их способностей. Необходимость разноуровневого, дифференцированного подхода возникает в связи с различным уровнем физической подготовленности обучающихся, их возрастными особенностями, способностью переносить физические нагрузки.

При разработке раздела программы я опирался на особенности характера, темперамента, свойств нервной системы.

Особого внимания разноуровневый, дифференцированный подход заслуживает при обучении девушек. Их психологические особенности требуют другой методики по сравнению с юношами, других физических нагрузок.

Индивидуально-дифференцированный подход даёт мне возможность более эффективно работать с каждым обучающимся, способствует реализации их желания быстрее продвигаться в развитии. Более слабые в физическом развитии обучающиеся получают возможность испытывать успех, что в свою очередь повышает уровень мотивации обучающихся к занятиям волейболом.

Проблемное обучение.

Использую в работе элементы проблемного обучения – постановка проблемных вопросов. Постановка проблемных вопросов ведёт к созданию ситуации поискового решения, что в целом содействует значительному повышению интереса и творческой активности обучающихся. Применительно к волейболу это играет особую роль. Как я на практике реализую проблемное обучение.

Стойка волейболиста.

Проблемные вопросы:

  1. Почему в волейболе стойка игрока имеет особо важное значение?

  2. Что обусловливает величину сгибания ног в коленях?

  3. Почему руки в исходном положении стойки должны быть согнуты на уровне пояса


Передвижения.

Проблемные вопросы:

  1. Чем обусловливается способ передвижения?

  2. Какие факторы обеспечивают своевременное передвижение к мячу?


Передача мяча.

Проблемные вопросы:

  1. Где происходит встреча кистей рук с мячом?

  2. Чем обусловлен угол сгибания рук в локтях при передаче?

  3. Отчего зависит полет мяча без вращения при передаче?


Прием мяча снизу двумя руками.

Проблемные вопросы:

  1. Какое положение сомкнутых кистей и предплечий рук?

  2. Под каким углом должен приниматься мяч по отношению к предплечью?


Подача мяча.

Проблемные вопросы:

1. От чего зависит скорость полета мяча при подаче?

2. Какие факторы обуславливают точность верхней прямой подачи?

3. За счет чего достигается полет мяча без вращения и резкие изменения траектории и направления полета мяча?



Атакующий удар.

Проблемные вопросы:

  1. Какую роль играют активные движения рук при отталкивании?

  2. Почему рука при ударе по мячу должна быть прямой?

  3. Чем достигается активное движение кисти при ударе по мячу?

  4. Чем отличается рациональная техника атакующего удара?



Блокирование.

Проблемные вопросы:

  1. Что определяет активность (пассивность) блокирования?

  2. Как определить момент прыжка для блокирования атакующего удара?

  3. Какие факторы обуславливают эффективность блокирования?



Тестирование, как способ контроля и самоконтроля.

Одной из наиболее популярных форм контроля в образовании в настоящее время является тестирование, основа которого – тест – представляет собой стандартное задание, соответствующее требованиям однозначности, краткости и простоты. Его выполнение позволяет оценить уровень знаний каждого учащегося и определить степень усвоения теоретического материала.

В настоящее время очень часто возникает необходимость оценивания знаний обучающихся специальной медицинской группы, поэтому возможность применения тестовой технологии является наиболее грамотной и рациональной.

Обучающиеся специальной медицинской группы при изучении раздела программы «Волейбол» получали задание на определенное время, выполняли тесты и приносили свои результаты. Отметка складывается из сложности данных тестов, т.к. учащимся предлагается разные по уровню выполнения тесты. Для выполнения тестов учащиеся могли воспользоваться научно-популярной литературой, интернетом, возможно помощью родителей.

Также тестирование обучающихся основной группы организованно проводилось на уроке физической культуры, для которых были заранее приготовлены бланки для ответов. Такая форма проведения урока актуальна при повторении истории развития игры волейбол, правил игры, судейства.

В работе по данному разделу также использовалось тестирование, которое проводилось в компьютерном классе. Готовились тесты, в которых отображались два рисунка (с правильным выполнением приёма и неправильным выполнением приёма). Обучающийся должен выбрать правильно выполненный приём. Использовались снимки фотоаппаратом, где обучающиеся во время урока допускали ошибки при выполнении приёма.



Тесты по закреплению теоретического материала по теме: «Волейбол».

Тест состоит из 15 вопросов по истории, правилам, технике игры в волейбол.

1. Волейбол как спортивная игра появился в конце XIX века в…

а) США

б) Канаде

в) Японии

г) Германии

2. В волейболе игрок, находящийся в 1-ой зоне, при «переходе» перемещается в зону…

а) 2

б) 3

в) 5

г) 6

3. Какую геометрическую фигуру напоминает расположение больших и указательных пальцев кистей рук при приёме мяча сверху в волейболе?

а) круг

б) треугольник

в) трапецию

г) ромб

4. Когда волейбол был признан олимпийским видом спорта?

а) в 1956 году

б) в 1957 году

в) в 1958 году

г) в 1959 году

5. Укажите полный состав волейбольной команды:

а) 6 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач…

б) 10 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач…

в) 8 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач, повар…

г) 12 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач…

6. «Либеро» в волейболе - это…

а) Игрок защиты

б) Игрок нападения

в) Капитан команды

г) Запасной игрок

7. Как осуществляется переход игроков в волейболе из зоны в зону?

а) Произвольно

б) По часовой стрелке

в) Против часовой стрелки

г) По указанию тренера

8. Ситуация «Мяч в игре» в волейболе означает…

а) Подающий делает удар по мячу, вводя его в игру

б) Мяч, коснувшийся рук игрока

в) Мяч, находящийся в пределах площадки

г) Мяч в руках подающего игрока

9. Ошибками в волейболе считаются…

а) «Три удара касания»

б) «Четыре удара касания», удар при поддержке «двойное касание»

в) Игрок один раз выпрыгивает на блоке и совершает два касания мяча

г) Мяч соприкоснулся с любой частью тела

10. Если 2 соперника в волейболе нарушают правила одновременно, то…

а) Оба удаляются с площадки

б) Подача считается выполненной

в) Подача переигрывается

г) Считается у команды 2 касания

11. Высота волейбольной сетки для мужских команд:

а) 2м 44см

б) 2м 43см

в) 2м 25 см

г) 2м 24 см

12. Высота волейбольной сетки для женских команд:

а) 2м 44см

б) 2м 43см

в) 2м 25 см

г) 2м 24 см

13. Может ли игрок волейбольной команды играть без обуви?

а) Да

б) Нет

в) Только при высокой температуре воздуха

г) Только при высокой влажности воздуха


14. Волейбольная площадка имеет размеры:

а) 18м на 8м

б) 18м на 9м

в) 19м на 9м

г) 20м на 10м

15. «Бич-волей» - это:

а) Игровое действие

б) Пляжный волейбол

в) Подача мяча

г) Приём мяча





Метод проектов и исследовательский метод.

На уроках по изучению раздела программы « Волейбол» использую метод проектов и исследовательский метод. Подбираю комплекс специальных, общеукрепляющих упражнений, используемых в водной либо адаптивных или подводящих упражнений, используемых в основной части урока по волейболу индивидуально для каждого учащегося, а затем предлагаю реализовать разработанные комплексы в виде медиа продукта: обработать иллюстрации, подобрать музыку, создать текстовое сопровождение. На протяжении работы по проекту у обучающихся развиваются навыки работы с цифровой аппаратурой и опыт свободного использования информационных технологий, формируется аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить и анализировать технику двигательного действия.

На протяжении всего проекта учащиеся постоянно пользуются собственными индивидуальными комплексами упражнений, продолжая мониторинг собственного физического развития, фиксируя результаты изменений показателей физического развития и физической подготовленности.

На уроке обучающиеся учатся анализировать результаты собственной деятельности, принимать решения на основе анализа данных, у них формируется адекватная самооценка. Такая совместная работа предполагает дальнейшее развитие и расширение представленного проекта с использованием информационных технологий в свете формирования здорового образа жизни.

Для удобства заполнения базы данных и самоконтроля учащихся используются рабочие тетради, в которых имеется печатный материал, содержащий справочный материал, таблицы для самоконтроля, заготовки для формирования конспекта индивидуального комплекса упражнений.

Данные методы наиболее целесообразно использовать в работе с обучающимися, относящимися по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, которые не должны выполнять требования и нормативы основной и подготовительной группы.

В работе по данному разделу образовательной программы были подготовлены проекты по следующим темам:

«Снижение травматизма посредством использования специальных упражнений»;

«Увеличение силы благодаря комплексу общеукрепляющих упражнений»;

«Быстрота. Развитие быстроты с помощью специальных упражнений».

Данные проекты с большим интересом были рассмотрены, обсуждены и оценены на контрольном уроке.

Таким образом, применение информационных технологий обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов учебных программ посредством самостоятельной внеурочной учебной работы обучающихся, сохраняя тем самым учебные часы для занятий непосредственно физическими упражнениями и повышения интереса к игре в волейбол.

Соревновательно-игровые технологии.

Под соревновательно-игровой технолонией в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Ее характерной особенностью, отличающей от других технологий физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.

Соревновательно-игровая технология относится к группе практических технологий. Ее комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данная технология обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании.

К характерным признакам можно отнести:

  • присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;

  • непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих участников;

  • проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;

  • стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;

  • применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.

При использовании соревновательно-игровой технологии совершенствование техники и тактики игры в волейбол осуществляется в тесной взаимосвязи. Совершенствование техники игры в волейбол следует начинать с выполнения в соревновательно-игровой обстановке стоек и перемещений волейболиста. К перемещениям относятся ходьба, бег, прыжки, приставные шаги, остановки, падения с последующим перекатом бедро — спина и др.



Одним из основных технических приемов в волейболе является передача мяча. Вначале проводят закрепление техники выполнения верхней и нижней передач двумя, а затем одной рукой. Не менее мощным средством нападения в волейболе является подача. Ее совершенствование в соревновательно-игровой обстановке начинается с нижней прямой и боковой подачи, а далее — верхней. Наиболее трудным разделом техники являются нападающие удары, основные из которых — прямой и боковой. При их освоении одновременно начинают отрабатывать блокирование как один из основных способов защиты от нападающего удара.



Совершенствование тактических действий в нападении и защите происходит параллельно и складывается из индивидуальных и групповых действий. Сюда входит выбор места и целесообразность применения того или иного технического приема в зависимости от создавшейся обстановки. Наиболее сложными для освоения являются командные тактические действия, которые заключаются во взаимодействии всех игроков команды. Их совершенствование лучше всего проводить в учебных играх, вначале до предела упрощенных, затем с постепенным усложнением. Различают три системы игры в нападении и две — в защите. Система игры в нападении отрабатывается в учебных эстафетах или подводящих играх (со второй передачи через игрока передней линии; со второй передачи через игрока задней линии (выходящего); с первой передачи или откидки). Система игры в защите строится «углом вперед» или «углом назад», в зависимости от подготовленности игроков и команды в целом. На определенном этапе подготовки учащиеся применяют ту или иную систему защиты или нападения, закрепляя ее в соревновательно-игровой обстановке.

В работе над данным разделом программы использовались следующие игры:

«Два мяча»;

«Падающая палка»;

«Удочка»;

«Двадцать пять передач»;

«Эстафета через сетку»;

«Снайперы»;

«Попади в квадрат».





Здоровьесберегающие технологии;

В работе учитываю особенности физического состояния и развития. И всегда помню слова классика о том, что «здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто». Именно, мы – преподаватели физической культуры можем сделать для здоровья обучающихся гораздо больше, чем врачи.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

- отсутствие авторитарности;

- воспитание культуры здоровья;

- наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;

- интерес к учебе, желание учиться;

- наличие гигиенического контроля.

На уроках использую здоровьесберегающие технологии которые направлены на физическое развитие обучающихся: выносливости, быстроты, гибкости и других качеств свойственных здоровому, тренированному человеку.

Здоровьесберегающие действия применяемые во время изучения раздела «Волейбол»:

  • строгое выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированные СанПиНами: поддержка чистоты в зале, световой, температурный режим;

  • применение страховочных средств и защитные приспособления в спортзале с целью профилактики травматизма,

  • ограничение уровня учебной нагрузки, исключение наступления состояния переутомления обучающихся;

  • распределение, в соответствии хронометража, время на все этапы урока;

  • использование оздоровительных моментов на уроке: минуты релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; массаж активных точек (массаж живота, грудной клетки, шеи, ушных раковин); гимнастика для рук и т. д. с целью отдыха центральной нервной системы и профилактики утомления, нарушения осанки, зрения и др.;

  • создание у детей положительной эмоциональной настроенности.

Следовательно, использование здоровьесберегающей технологии в работе по разделу программы «Волейбол» интегрирует все направления работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья обучающихся.



Информационно-компьютерные технологии;

При изучении раздела образовательной программы «Волейбол» широко использую ИКТ.



Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных – необходимая потребность своевременного и будущего времени.

Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества, – это дети экранной информации. Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Мы можем сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса.



ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала.

С помощью ИКТ решаю проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями волейболом, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности обучающихся.

Включаю в уроки данного раздела программы с ИКТ материал по усвоению теоретических основ игры в волейбол. Это позволяет мне сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.



Уроки раздела включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволило мне эффективно решить эту проблему. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.



Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем:

  • используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий обучающимися, упражнения дифференцируются по степени трудности;

  • повышается объективность оценивания;

  • фиксируется детальная картина успехов и ошибок обучающихся.





Тесты использовались на вводном, контрольном уроках и на одном из этапов комплексного обучения основным элементам игры в волейбол. Компьютерные тесты предусматривали как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа.



Использование тестов при изучении раздела образовательной программы «Волейбол» позволило объективно оценить теоретические знания учащихся.



Обучающиеся уже подготовлены к созданию презентаций и по заданию делают их быстро. Они намного эффективнее владеют многими компьютерными программами, чем мы. Пусть работа будет совместной! Интерес состоит в том, чтобы перейти к проектному методу, что предполагает затрату времени, творческую направленность. Безусловно, каждая работа должна оцениваться.





По заданию учащиеся готовили самостоятельно презентации на такие темы: «Снижение травматизма посредством использования специальных упражнений»;

«Увеличение силы благодаря комплексу общеукрепляющих упражнений»;

«Быстрота. Развитие быстроты с помощью специальных упражнений».

В презентации представлены определения, показатель самоконтроля, субъективные показания состояния организма, внешние признаки утомления, которые и составляют теоретический материал. Способы измерения пульса пробы с приседаниями являются практическим материалом. Дети приобрели знания для самостоятельного ведения «Дневника самоконтроля» и определения своей физической подготовленности.

В данном разделе программы закладываются основы техники двигательных действий (подачи, приемы передач мяча сверху и снизу, нападающий удар, блокирование), которые востребованы на всём протяжении обучения волейболу. Главное на этом этапе – овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий, учитель физической культуры должен быть очень хорошо подготовлен профессионально. Молодой учитель порой испытывает трудности в теории и методике обучения, стажист – возраст, болезни, а тут есть возможность показать то, что учитель не в состоянии уже показать. Поэтому на уроках при изучении нового материала были использованы видеоролики, видеоряда, звука и текста, чтобы обучающиеся получили представление об изучаемом двигательном действии, учились моделировать последовательность движений, что сделало уроки более содержательными и увлекательными.

Таким образом, я считаю, что при организации и проведении урока по разделу «Волейбол» необходимо использование ИКТ, т.к. это позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, расширять общий кругозор.









На уроках раздела образовательной программы «Волейбол» применялись следующие приемы организации деятельности обучающихся:

Фронтальный – на вводном занятии, при обучении стойкам, перемещениям, обучению техники владения мячом;

Групповой – при совершенствовании техники элементов игры, или при выполнении различных заданий на воспитание двигательных качеств;

Поточный – при отработке нападающих ударов;

Индивидуальный применяется в сочетании с другими приемами и дополняет их;

Круговой тренировки на основе которого разработано апробировано в работе по данному разделу образовательной программы комплексное обучение основным элементам игры в волейбол.



Комплексное обучение элементам игры в волейбол.

Комплексное обучение элементам игры в волейбол осуществляется по приему круговой тренировки.

Снижение уровня физической подготовленности учащихся в настоящее время требует от учителя физической культуры строить свою работу в рамках интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса, применять к учащимся личностно-ориентированный подход. Это и является основной целью применения данной технологии. Использование её позволяет это сделать при минимизации затрат, так как используется простейший спортивный инвентарь и оборудование. При этом уроки проходят с максимальной моторной плотностью (от 65% до 90%) и имеют тренировочную направленность.



Комплексное обучение может применяться при обучении и совершенствовании техники игры и воспитании двигательных качеств. Этот метод требует дифференцированного определения заданий.

Основными методическими принципами построения занятий с использованием технологии комплексного обучения являются следующие положения:



1. Циклическое использование разработанных комплексов физических упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены “станций”.

2. Расчет на индивидуальные и групповые занятия, что наиболее специфично для волейбола.

3. Повышение работоспособности волейболистов на базе всестороннего развития. Комплекс упражнений состоит из специальных и общеразвивающих упражнений волейболиста.

На уроках комплексного обучения основным элементам игры в волейбол группы, примерно равные по подготовленности, выполняют определенные задания последовательно в определенных местах, называемых станциями. Станции имеют порядковый номер, название и таблицу с описанием упражнений. После опробывания упражнений и изучения порядка смены станций группа приступает к выполнению упражнений. Продолжительность выполнения упражнений на одной станции, численный состав группы и паузы при смене станций определяются опытным путем, исходя из задач урока и подготовленности учащихся. Темп и количество повторений определяются и изменяются временем работы на станции. Также чередуются задания по совершенствованию и обучению технических приемов и воспитанию двигательных качеств. А также на одной из станций используется ИКТ (мультимедийная презентация) для обучения тактическим приемам игры в волейбол. Это придает уроку дополнительный интерес и эмоциональную окраску.

Использование технологии комплексного обучения основным элементом игры позволило повысить результаты выполнения обучающимися контрольных нормативов по волейболу, а также результаты соревновательной деятельности. Это можно проследить в таблице, грамотах.



6.Система знаний и система деятельности

Система знаний включает в себя:

- общенаучные знания (философские категории (материя, движение, пространство, время) и законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания);

- знания из определенной научной области (гуманитарные науки, естественные науки, социальные науки и т.д.)

- фундаментальные знания из конкретной предметной области (физическая культура);

- знания профильного характера, учитывающие способности и интересы обучающихся, их подготовку к будущей профессии.

Система деятельности включает:

- Познавательную деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Опыт. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

- Преобразующая деятельность. Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения.

- Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).

- Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т. д.).

Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Для этого необходим определенный объем знаний о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Формирование знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них.

Доказано, что положительное влияние на менталитет и уровень двигательной активности учащихся оказывает привитие им знаний о влиянии физической активности и здорового образа жизни на организм человека.

Знания о путях формирования здоровья и ведении здорового образа жизни должны органически соединяться с эффективной пропагандой ценностей здоровья и практикой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с обучающимися. В конечном счете, теоретическая подготовка учащихся в области физической культуры должна быть необходимой базой для формирования научного мировоззрения и физической культуры личности обучающихся на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры в единстве с всеобщей человеческой культурой.

Основной целью проведения самоанализа своей деятельности я считаю необходимость сохранения высокого уровня физической культуры в нашем училище и, как следствие, привитие и поддержание интереса к регулярным, в том числе и самостоятельным, занятиям физической культурой и спортом. Важна для меня как стимул и направление для дальнейшего развития и внешняя оценка со стороны учеников, родителей, коллег, представителей общественности и просто небезразличных людей.

Важным условием формирования у учащихся ключевых компетенций и компетентностей является учет и максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся.

В частности, для выявления образовательных потребностей обучающихся в знаниях и умениях, составляющих валеологическую компетенцию, учащимся я предложил комплекс вопросов и диагностических заданий, позволяющих не только определить степень информированности учащихся в вопросах данной компетенции, но и вызвать у них интерес к изучаемой проблеме.

7. Календарно-тематическое планирование по разделу программы «Волейбол».


№ урока


Наименования темы

Количество часов

теория

практика

1


История развития волейбола. Правила игры и проведения соревнований. Техника безопасности на уроках.


1




2


Специальные упражнения волейболиста. Стойки, перемещения. Техника верхней прямой подачи.



1

3


Техника передачи мяча сверху и снизу двумя руками.



1

4-5


Техника прямого нападающего удара.



2

6


Блокирование.



1

7-10


Комплексное обучение основным элементам игры в волейбол.


1

3

11-13


Совершенствование основных элементов игры в волейбол.



3

14


Контрольный урок.



1



Итого:


2

12



Всего:


14



8.Разработка урока

Тема урока: Комплексное обучение основным элементам игры в волейбол.



Цель урока: популяризация волейбола среди обучающихся, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:

Образоватеьные:

1. Совершенствование техники передач, верхней прямой подачи, атакующего (нападающего) удара и блокирования.

2. Ознакомление с тактическими приемами игры.

3.Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, силовой выносливости.

4. Проверка знаний по разделу “Волейбол”.



Оздоровительные

1. Воспитание правильной осанки.

2. Обучение самоконтролю за физической нагрузкой.

Воспитательные

1. Воспитание силы воли, самостоятельности, организованности, дисциплины, внимательного отношения к товарищам.



Метод проведения: групповой, фронтальный, игровые технологии, технологии комплексного обучения.

Инвентарь и оборудование: волейбольные мячи, подвесные мячи, гимнастическая палка, ноутбук, мультимедийная презентация.



Место проведения: спортивный зал.



Содержание

Дозировка упражнений

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

  1. Сообщение задач урока

  2. Строевые упражнения (направо, налево, кругом)

  3. Разновидности ходьбы:

    • Обычная ходьба

    • Ходьба на носках

    • Ходьба на внешней стороне стопы, на внутренней стороне стопы

    • Обычная ходьба

  4. Разновидности бега:

    • Медленный бег

    • Ускорение 30м

    • Обычный бег

  5. Упражнения на восстановление дыхания:

1-4 – вдох, руки вверх, через стороны

5-8 – выдох, руки вниз, через стороны

12 мин

Проверка готовности учащихся










Стопа прямая, лопатки свести





Вдох как можно глубже, выдох медленный и плавный

ОРУ без предметов

  1. И.П. руки на поясе, круговые движения головой

1-4 – круговые движения головой вправо

5-8 – круговые движения головой влево

  1. И.П. руки на поясе, наклоны головы:

1 – вперед

2 – назад

3 – влево

4 – вправо

  1. И.П. ноги вместе, руки в стороны, кисти в кулаках

1-4 – вращение кистями внутрь

5-8 – вращение кистями наружу

  1. И.П. – О.С., руки в стороны

1-4 – круговые движения предплечьями вперед

5-8 – круговые движения предплечьями назад

  1. И.П. – О.С., руки в стороны

1-4 – круговые движения руками вперед

5-8 – круговые движения руками назад

То же упражнение с добавлением прыжков

  1. И.П. ноги шире плеч, наклоны вперед:

1 – к правой ноге

2 – к левой ноге

3 – в середину

4 – И.П.

  1. И.П. – О.С.

1 – присесть

2 – выпрыгнуть

3 – присесть

4 - выпрыгнуть




4 х 4



4 х 4






4 х 4



4 х 4





4 х 4





4 х 4




4 х 4


Наклоны делать плавно




Наклоны плавные, головой коснуться плеча, груди








Локти 90° на уровне груди





Амплитуда движения руками как можно больше




Стараться достать лбом до колена, ладонями до пола



Выпрыгнуть как можно выше

Специальные упражнения

  1. Круговые движения кистями рук в положении «замок».

  2. Потирание кистей рук.

  3. Круговые движения ног в коленных суставах.

  4. Круговые движения ног в голеностопных суставах.


2 мин




Упражнения выполнить друг за другом по команде преподавателя



Следить за амплитудой движений

Основная часть

  1. Распределение учащихся по «станциям».

  2. Работа на станциях.

Первая «станция».

Бег с резкими остановками и изменениями направления движения.


Вторая «станция».

Передача сверху двумя руками мяча, подвешенного на шнуре.


Третья «Станция».

Имитация приема мяча снизу двумя руками после перемещения.


Четвертая «станция».

Подбрасывание мяча над собой на определенную высоту.


Пятая «станция».

Удары по подвешенному мячу в прыжке с места.


Седьмая «станция».

Наблюдение за перемещениями игроков при защите «углом вперед».


Восьмая «станция».

Передвижение по кругу в упоре лежа на пальцах.

  1. Соревновательно-игровые задания.

Игра «Попади в квадрат».

Игра «Падающая палка».

28 мин

2 мин

16 мин




























10 мин




Следить за быстрой сменой направления движения.



Обратить внимание обучающихся на согласованность работы ног и рук.

Контролировать движения и своевременности соединения рук



Стремиться подбрасывать мяч на одинаковую высоту.



Стараться попадать точно в центр мяча. Следить за движением руки при ударе.


Просмотр презентации. Обратить внимание на перемещение игроков всех зон.


Стараться не опускаться на ладони и поддерживать темп.



Следить за соблюдением правил игры.

Заключительная часть

  1. Построение

  2. Анализ урока

  3. Сообщение д/з

  4. Организованный выход из зала

3 мин.



Сообщение оценок за урок.

Прыжки вверх из глубокого приседа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы. М: Просвещение, 2012 г.

3. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2006

4. Лях, В. И. Физическое воспитание учащихся 10-11 кл. - М., 2011.

3. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 2009.

4. Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. - М., 2009.

5. Кузнецов. В. С, Колодницкий, Г. А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М., 2008.

6. Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. - М.,2007.

7. Спорт в школе / под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. - М., 2008.

8. Журнал «Физическая культура в школе». 2015-2016г.

9. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособия для студентов СПО. — М., 2005.

10. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2006.

11.Смирнов Н.К Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы –М., 2003

Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. - М., 2008.

12. Барышников Ю.А., В.П.Богданов. Уроки физической культуры в 7 - 11 классах. Москва: "Просвещение", 2000г.

13. Железняк Ю.Д., СлупскийЛ.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. - Москва: "Просвещение", 2001г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!