СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка разноуровневых заданий по теме "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОСТАВ СЛОВА

Что изменяется. (2 команды по 6 человек.)

На доске в 2 столбика записаны слова с пропуском окончаний:

 

Это лисичк Это гнёздышк

У лисичк Из гнёздышк

К лисичк К гнёздышк

Вижу лисичк Села в гнёздышк

Над лисичк Над гнёздышк

О лисичк В гнёздышк

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка разноуровневых заданий по теме "Состав слова"»

СОСТАВ СЛОВА

Что изменяется. (2 команды по 6 человек.)

На доске в 2 столбика записаны слова с пропуском окончаний:



Это лисичк Это гнёздышк

У лисичк Из гнёздышк

К лисичк К гнёздышк

Вижу лисичк Села в гнёздышк

Над лисичк Над гнёздышк

О лисичк В гнёздышк



Капитаны команд вставляют первые окончания. Остальные члены команд вставляют следующие окончания слов. Капитаны команд должны сделать вывод о том, что изменяется в слове для связи с другими словами и подчеркнуть основу каждого слова. Класс оценивает работу команд.

Игру следует повторить с другими словами:



Это лётчик Это врач

Был у лётчик Был у врач

Ходил к лётчик Ходил к врач

Видел лётчик Знаю врач

Говорил с лётчик Говорил с врач

Думал о лётчик

Что сделают?



Я отвед Я сохран Я замолч

Ты отвед Ты сохран Ты замолч

Он отвед Он сохран Он замолч

Мы отвед Мы сохран Мы замолч

Вы отвед Вы сохран Вы замолч

Они отвед Они сохран Они замолч

Контрольный вопрос: «Что изменяется при связи слова с другими словами? А что остаётся без изменения?»



Найди и докажи. (2 команды по 4 человека.)

На доске записаны 2 предложения: Зима укрывает землю снежным покрывалом. Черёмуха душистая весною расцвела.

Задача игроков: обозначить в каждом слове основу и доказать это изменением слова, записав словоформы, например:  Класс оценивает работу команд.

П р и м е ч а н и е . Игру можно повторить с другими предложениями: белый пар по лугам расстилается. От зари алый свет разливается – или словами: побелка, напишем, зелёная, солнышко, красивые, прочитают, котёнок, скворушка.



Вставь основу. (3 человека или 3 команды.)

На доске – 3 предметных картинки (например: слон, лиса, перо). Под картинками схемы слов с пропущенными основами:

Нужно вставить в каждую схему основу слова, соответствующую картинке. Класс проверяет работу и определяет победителя.



Подбери основу. (3 человека или 3 команды.)

На доске даны схемы слов с пропущенными основами:

Нужно подобрать подходящую основу, соответствующую данным окончаниям, и записать её. Класс проверяет работу и определяет победителя.



Найди слово по окончанию. (3 человека или 3 команды.)

На доске даны схемы слов с пропущенными основами и с окончаниями множественного числа существительных.

Игроки подбирают подходящие существительные во множественном числе и вставляют основы.

В о з м о ж н ы е с л о в а : дома, реки, поля, грибы, руки, звери.

Найди корень. (3 человека.)

На доске в виде ветвей куста над корнем записаны три группы родственных слов: 1. Подводный, водица, водяной, вода, безводный, наводнение. 2. Заморозки, морозец, морозный, мороз, заморозить, подморозило. 3. Холодно, похолодало, холодок, холод, холодный, холодильник.

Корень не записан, ветви куста с корнем не соединены. В игре участвуют три ученика. Они находят корни, записывают их и соединяют с ними все ветки-слова. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Игру можно повторить с другими группами родственных слов, например: 1. Лесной, лесник, лес, перелесок, лесок, лесочек. 2. Поход, ходить выход, ходячий, заходить, ходит. 3. Старик, постареть, старушка, староста, старина, старый.



Помоги Незнайке. (Класс.)

Незнайка подобрал к данным ему словам родственные слова, но по дороге в школу он их рассыпал, и осталось вот что:

Машина – ..ист, рыба – ..ак, море – ..як, пожар – ..ник, писать – ..тель, скрипка – ..ач.



Догадайся!

На доске нарисованы три лесенки, в клетках которых записаны суффиксы однокоренных слов.

Побеждает тот, кто первым правильно впишет корни (светстархолод).

Игру можно повторить с другими группами родственных слов, например: 1) чёрн – : чёрн – ый, черн – ик – а, черн – уш – к – а; 2) лес – : лес – ник, лес – оч – ек, лес – нич – еств – о; 3) тёмн – : темн – о, темн – от – а, темн – е – ющ – ий.



Найди пару. (3 человека.)

На доске записаны родственные и неродственные слова, сходные по форме:

стол – столбы азбука – алфавит пять – пятка

пень – пенька день – деньги час – часто

коза – козлёнок лимон – лимонад конь – конец

коза – стрекоза лимон – апельсин сад – досада

ком – комната вода – водитель дорога – подорожник

Игроки находят в каждом столбике пару родственных слов и подчеркивают их. Побеждает тот, кто правильно выполнит задание.



Как зовут мастера? (3 команды по 5 человек.)

На доске для каждой команды записан столбик слов – названий предметов, от которых игроки должны образовать названия соответствующих профессий:

барабан – ... гитара – ... рыба – ...

баян – ... груз – ... кран – ...

стол – ... суд – ... машина – ...

сапог – ... касса – ... мотор – ...

пожар – ... комбайн – ... трактор – ...

Побеждает команда, которая правильно и быстрее других справится с заданием.

Игру можно повторить с другими словами.

П р и м е ч а н и е . Игру можно усложнить, предложив игрокам найти и обозначить корни в каждой паре слов.



Горка. (3 команды по 3 человека.)

На доске нарисованы три горки с клетками внутри для записи слов, в которых даны только корни, а суффиксы и окончания пропущены:

Нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова. Побеждает команда, которая быстрее других «спустится с горки» (то есть правильно заполнит пустые клетки).

В о з м о ж н ы е о т в е т ы : черный, черника, чернушка; старик, старушка, старинный; глазок, глазной, глазастый.

Игру можно провести с таким же составом игроков и с такими же «горками», но в клетках даны только суффиксы и окончания, а корни пропущены. Нужно догадаться, какой корень пропущен, и вставить его в пустые клетки:

О т в е т ы : корм, бел, кот, скрип, год, мир.



Кто больше? (Класс.)

Ведущий называет корень. Нужно образовать родственные, однокоренные слова. Придумавший родственное слово по вызову ведущего называет его. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово. Ему можно предложить записать слово на доске и обозначить в нём корень. Игру можно повторить с новым корнем.



Вставь корень. (Класс.)

Ведущий записывает на доске слово с пропущенным корнем, например, ПЕРЕ..КА или ЗА..КА. Детям предлагается вставить корень, чтобы получилось слово, например, ПЕРЕКАТКА, ПЕРЕШИВКА и тому подобное. Побеждает тот, кто скажет последнее слово, после которого на счёт: раз, два, три – никто не назовёт нового слова.

В о з м о ж н ы е о т в е т ы : перевозка, перевязка, перегрузка, перегородка, переделка, перекопка, переброска, перекладка, переливка, переноска, перепашка, переставка, перетяжка, перебежка, переборка, перегонка, перекатка, перекидка, переклейка, перемотка, переписка; заварка, завивка, завязка, загадка, загородка, задумка, заколка, закваска, закладка, заклейка, заливка, замазка, замашка, заплатка, записка, заправка, запинка, закупка.



Кто у кого? (3 команды по 6 человек.)

Для каждой команды на доске записаны в столбик названия животных, справа от которых игроки должны приписать названия детёнышей:

у лягушки – ... у лошади – ... у лося – ...

у кошки – ... у коровы – ... у овцы – ...

у свиньи – ... у волка – ... у ежа – ...

у медведя – ... у лисы – ... у зайца – ...

у курицы – ... у грача – ... у галки – ...

у совы – ... у гуся – ... у утки – ...

Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

П р и м е ч а н и е . Игру можно провести в форме эстафеты. При этом учащиеся выполняют задания по рядам, сидя за партами. Каждый дописывает в полученную карточку одно слово и передаёт её сидящему сзади.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!