СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Развитие критического мышления и формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках географии с помощью современных образовательных технологий»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный преподаватель часто сталкивается с такой проблемой, как раздробленность материала, событий, исторических фактов.События и факты целесообразно выстраивать в единую зрительную цепочку, которую ученик легко поймет, выделяя ключевые вопросы, что приведет к приобретению качественно нового результата. Этого возможно достичь, используя в работе опорные листы или опорные конспекты.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Развитие критического мышления и формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках географии с помощью современных образовательных технологий»»

Развитие критического мышления и формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках географии с помощью современных образовательных технологий

( опорных логических конспектов и структурно-логических схем)


Автор: Шершина Марина Александровна

Учитель географии МБОУ «Основная школа с. Ерыклинск»

Мелекесского района Ульяновской области


Современный преподаватель часто сталкивается с такой проблемой, как раздробленность материала, событий, исторических фактов. Порой ученики

забывают изученное на уроке еще до того, как узнают, к каким результатам

приведет причинно-следственная связь. Поэтому события и факты целесообразно выстраивать в единую зрительную цепочку, которую ученик легко поймет, выделяя ключевые вопросы, что приведет к приобретению качественно нового результата. Этого возможно достичь, используя в работе опорные листы или опорные конспекты. .). [2]


Отображение основного содержания материала последовательно расположенными рисунками и схемами– один из древнейших способов передачи и закрепления знаний. Коменский Я.А. называл наглядность «золотым правилом» дидактики. Наиболее интересно опыт использования конспектов-схем представлен В.Ф. Шаталова.

Опорный конспект- это схемы учебного материала, которые определяют структуру и последовательность его преподавания и изучения.

Секрет заключается в том, что информация предоставляется в виде схем, рисунков, которые, как опорные сигналы дают ученикам толчок к размышлениям, анализу, упоминание знакомого материала. [1] По опорным сигналам можно запомнить любой фактический материал быстрее и крепче.

Среди моделей визуализации учебной информации можно выделить следующие:

- производительная модель (схема выполнения действий);

- логическая модель (графические формулы)

- модель семантической сети (блок-схемы, терминологические гнезда,

граф, когнитивно-графические элементы «дерево», «здание»);

- фреймовая модель (от сл. «Фрейм» - рама, скелет) – обобщающие таблицы, матрицы;

- конспекты-схемы (или опорные конспекты)

- карта памяти или интеллект-карта;

- метаплан (инвариантные знаковые формы - тучка, круг, прямоугольник, овал и т.д.). [4]

Умение построить рассказ по готовому опорному конспекту является

свидетельством того, что ученики понимают изученный материал.

В учебном процессе опорные конспекты выполняют следующие

функции:

- помогают сформировать у детей полное представление о теме, учат

видеть ее целостно;

- является образцом сжатой передачи материала, благодаря чему позволяют намного увеличить его объем усвоения на уроке;

- способствуют развитию логического мышления, монологической речи, особенно устного;

- высвобождают время для формирования практических умений и навыков в процессе выполнения различного рода упражнений;

- обеспечивают высокое качество знаний, их системность [3].

Принципы составления опорных конспектов.

1 Системность: блок - не набор различных правил, он помогает при необходимости легко найти нужный материал.

2 Краткость: опорный конспект не должен превышать размеров страницы с тетради.

3 Простота: блоки нельзя перегружать информацией, они должны быть легкими для восприятия и воспроизведения.

Условные обозначения.

1 Значение каждого цвета должно быть постоянным.

2 Правила, способы усвоения понятий, общая теория подаются на языке опоры аббревиатурами и условными обозначениями.

Общие рекомендации.

1 Опора должна быть максимально выразительной, лаконичной

2 Блоки опорного конспекта не должны отягощаться примерами, рисунками, оформление не должно отвлекать.

Опорные конспекты используют:

- для первоначального усвоения основ темы;

- для контроля знаний;

- для повторения и дополнения тем;

- для установления внутренне предметных и межпредметных связей.

Пример: - сначала подробно рассказывают материал, запланированный на урок,

и одновременно записывают опорные сигналы на доске с помощью разноцветных мелков. В это время ученики не пишут и не рисуют, а только слушают. Как только закончили работать с доской, на ней закрепляют плакат с опорным конспектом и рассказывают этот же материал, но несколько быстрее и более подробно, тогда переходят к пробному опрос у доски и плаката. Только после того, как ученики повторили эти материалы, они могут зарисовать в свои тетради опорные конспекты.

На первом этапе можно использовать готовые схемы, которые вывешиваются на

доске. По ним параллельно с рассказом учителя отслеживается поступление информации: рисунки и схемы анализируются и запоминаются. Для запоминания можно применять метод «внутренней фотографии».

В курсе 5-6 классов, в основном используются готовые опорные конспекты, которые составляются учителем и предлагаются учащимся в ходе

В 7 классе при изучении материков, дети уже стараются строить опорные схемы сначала с учителем совместно, а затем – самостоятельно. При

этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей

схемы. .). [2]

В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных

схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем

при изучении таких тем, как «Природные характеристики регионов или

стран». В курсе «Экономической географии» наиболее удачное применение

опорных конспектов по темам «Отрасли хозяйства».

«Климат Африки», 7 класс:

Тему «Климат Африки» целесообразно разделить на 3 блока:

-климатические пояса северного полушария, -климатические пояса южного полушария, - влияние климатообразующих факторов на формирование

климата Африки. При изучении климатических поясов, их характеристика

составляется с помощью климатических диаграмм, тем самым развивается

практическое умение их применения. Далее климатические пояса наносятся

на контурную карту и составляется опорный конспект, который наглядно

показывает широтное распределение поясов от экватора к полюсам.). [2]

«Население и страны Африки»:

При проведении уроков по теме «Население и страны Африки», применение ОК позволяет наглядно проследить взаимосвязи между расами и народами Африки, закономерности их расселения. По природным условиям и составу населения Африку можно разделить на четыре части: Северную, Западную и Центральную, Южную и Восточную. В опорном конспекте выстраивается схема, используя которую, можно рассказать о природных условиях, населении, его деятельности и природных ресурсах той или иной части материка


Особо хочу остановиться на работе со старшеклассниками по составлению структурно- логических схем. Считаю, что это очень важный момент в их подготовке к непрерывному образованию, т.к. успешность их дальнейшего обучения во многом будет зависеть от развития критического мышления и сформированности информационно-коммуникативных компетенций, заключающихся в следующих умениях и навыках:

-поиска необходимой информации по заданной теме из источников различного типа.

-извлечения необходимой информации из источников различного типа, определение первостепенной информации.

-перевода инормаи из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации.

-развернуто обосновывать и аргументировать суждения.

-свободно работать с текстами разных стилей ,редактирования текста и создания собственного.

-использовать ИКТ для обработки, передачи и систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельностию

- владеть основными типами публичных выступлений.

Поэтому очень важно умение огромный поток информации, которая обрушится на них на каждом изучаемом предмете, преобразовывать в лаконичные схемы, не потеряв при этом основную суть материала. К этому моменту учащихся подвожу постепенно, начиная с использования на уроках уже готовых структурно- логических схем.

Эффективность данной технологии объясняется возможностью структурировать сложный материал по дозированным смысловым блокам, сводить его в таблицы, свертывать и развертывать учебную информацию на разных этапах урока, акцентировать внимание учеников на главном, ведущем в изучении материала, применять различные формы учебно-познавательной деятельности.

Методика создания СЛС заключается в конструировании схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания темы урока. Основное требование к отображению содержания- лаконичность материала, простота изображения, оптимальность объема.

Применение СЛС в учебном процессе способствует активизации творческой деятельности учащихся; развитию интеллектуальных умений (анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и т.д.), самостоятельности в осуществлении самоуправления учебной деятельностью, т.е формированию не только информационно-коммуникативных , но и познавательных и рефлексивных компетенций, развитию критического мышления.

Применяются СЛС на разных этапах учебного процесса, в частности, при объяснении нового материала, при проверке знаний. На семинарах, уроках обобщения знаний, практикумах. СЛС эффективно используются как в общеклассной форме деятельности, так и в парной и групповой.

Изображенная на доске схема или электронная несет в себе значительный объем информации, отображает фактически план изучения темы урока. Направляет ход логического размышления. Организация работы над схемой позволяет легко варьировать совместной деятельностью всего класса, т.е. включать фрагменты самостоятельной деятельности, парной и групповой работы; вводить в процесс изучения работу с географическими картами атласа, контурными картами, дополнительной литературой, справочным материалом, видеофильмами и др. СЛС могут быть дополнены схематическими рисунками, отражающими строение географических объектов, их структуру, связи, стадии процессов тех или иных явлений.

Системное использование СЛС в учебном процессе помогает учащимся легко и свободно ориентироваться в информации из различных видов источников, выделять смысловые блоки, формировать логику рассуждения, самостоятельно конструировать схему.

А вообще уроки, на которых учащиеся сами составляют СЛС стараюсь строить по технологии формирования критического мышления:

1-я стадия-«вызов», атуализация опорных ЗУН, формирование интереса к теме ,определение целей изуения нового материала.

2-я стадия- «осмысление», осмысленная работа с текстом, составление СЛС ,что позволяет отлеживать собственное понимание. «Текст»-это и учебник и речь учителя и видеоматериал.

3-я стадия –«рефлексия»,формирование личностного отношения к тексту посредством собственного ,участия в дискуссии, что дает эффект переосмысления собственных представлений с учетом новых знаний.

В последнее время я чаще использую электронные схемы, к созданию которых привлекаю учащихся.При возможности такие уроки провожу в кабинете информатики, чтобы учащиеся сами создавали или дополняли электронные СЛС.

Список использованных источников:

1 Бенькович Т.М. Опорные конспекты в обучении географии / Т.М.

Бенькович, Д.Л. Бенькович. – М.: Просвещение, 1995 – 172 с.

2. Голубович А.П. Выпускная квалификационная работа «ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЛОГИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ

КОНСПЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 7 КЛАССА НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИКА

АФРИКА», Крансоярск, 2017 – 57 с.

3 Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб.

пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.П. Капустин. – М.:

Академия, 1999 – 216 с.

4. Степаненков Н.К. Педагогика: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. –

Минск: изд. Скакун В.М., 2001 – 448 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!