СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Развития выносливости у юных лыжников гонщиков 16-17 лет в годичном макроцикле"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Развития выносливости у юных лыжников гонщиков 16-17 лет в годичном макроцикле"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Развития выносливости у юных лыжников гонщиков 16-17 лет в годичном макроцикле"»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

(Минобразования Новосибирской области)

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Новосибирской области

«НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

ИМЕНИ Н.А. ЛУНИНА»







Методическая разработка

«Развития выносливости у юных лыжников гонщиков 16-17 лет в годичном макроцикле»













Новосибирск 2022

ОДОБРЕНА

на заседании предметно-цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин.

Протокол № 1от 4 сентября 2022 г.



Председатель предметно-цикловой комиссии

_________________И.В. Хованская


Составитель: преподаватель физической культуры

_________________ А.В. Ксенафонтова






















ВВЕДЕНИЕ

Выносливость – способность организма совершать продолжительную работу без снижения ее эффективности.
в ряду физических качеств – выносливость занимает особое место.

Формы проявления выносливости много образны.

Выносливость к физической работе зависит от двигательной активности человека, диктуемой условиями труда и быта.

Общей выносливостью называют способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы. Общая выносливость - основа для воспитания всех разновидностей проявления выносливости.

Выносливость по отношению к определенной деятельности называют специальной ( скоростной, силовой и т.п.).

Развитие выносливости требует дополнительных занятий, т.е. не только уроки физической культуры, но и самостоятельные, регулярные занятия.

Так как, такие рабочие профессии как: повар-кондитер, сварщик, автомеханик, каменщик, , водитель и т.д. требуют хорошего развития выносливости, поэтому будущим профессионалам необходимо развивать выносливость не только на уроках физической культуры, но и самостоятельно.

Выносливость развивается только в том случае, когда во время занятий преодолевается утомление.

В данной методической разработке по развитию выносливости предлагается поэтапный











Методы воспитания общей физической подготовленности (силы, гибкости, ловкости, равновесия)

В теории лыжного спорта до сих пор не выделено отдельных методов воспитания физических качеств, которые не являются ведущими, но влияют на формирование специальной выносливости.

Среди методов воспитания общей физической подготовленности выделяют:

  1. круговая тренировка;

  2. игровая тренировка;

  3. разностороння или общеразвивающая.

Круговая тренировка направлена главным образом на воспитание силы, силовой выносливости, гибкости и т.п.

Характеристика метода. Например, подбираются 8-10 упражнений, воздействующих на многие группы мышц и способствующие развитию различных качеств. Продолжительность выполнения упражнений от 20 сек до 2 мин.

Упражнения подбираются в зависимости от наличия спортивного оборудования, места, где проходит тренировка и индивидуальных особенностей группы. Подобрав упражнения, нужно определить количество повторений каждого из них. Для этого упражнения выполняют до отказа и 50% от этого числа будет тем количеством, которое спортсмену нужно сделать за 1 подход. Если позволяет место занятий, упражнения можно выполнять всем сразу, встав в круг; если нет - каждый лыжник занимает место уже выполнившего упражнения. Через 30 сек, 1 или 2 мин даётся свисток тренера или другой сигнал для перехода на следующий снаряд или место. Так упражнения выполняются до 15-17 мин, после чего даётся отдых до 3-5 мин и затем упражнения повторяются по кругу. Количество повторений до 3-4 серий за одну тренировку.

В зависимости от задач занятия круговые тренировки можно планировать как с большой нагрузкой, в высоком темпе и с большим количеством повторений, так и с малой нагрузкой, в оптимальном темпе и с малым количеством повторений.

Игровые тренировки применяются для воспитания двигательной координации. Объём игровых тренировок на том или ином этапе подготовки определяется в основном задачами этапа.

Разносторонняя, или общеразвивающая тренировка направлена на воспитание отдельного качества посредством одного какого-либо упражнения. Выбирая метод дальнейшего развития физических качеств, необходимо учитывать: интенсивность выполнения запланированной нагрузки; продолжительность выполнения физической нагрузки; продолжительность отдыха между нагрузками; характер выполнения упражнений; число повторений упражнений; состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия.

Эффективными методами воспитания у подростков общей выносливости являются равномерный метод тренировки;

  1. различные варианты переменного метода;

  2. игры;

  3. круговая тренировка.

При планировании подготовки лыжников-гонщиков обычно используются все основные методы подготовки, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла) с учётом возраста и уровня подготовленности лыжников. В подготовке юных лыжников в основном применяются перечисленные общепринятые методы, но в связи с уровнем физической подготовленности и возрастными особенностями на начальных этапах не применяются методы оказывающие «жестокое» воздействие на организм (например, интервальный метод).

При установлении нагрузки в каждом занятии, на каждом этапе и периоде подготовки следует исходить из поставленных задач, а также направленности нагрузки с учётом принципов постепенности, систематичности, последовательности, повторности, непрерывности и др.















Организация и методы исследования.



Мы наблюдали и анализировали опыт работы тренера преподавателя по лыжном гонкам Китлер М.М ., Бокланский Ю.С., с начинающими лыжниками в подготовительном и соревновательном периоде, а именно структура спортивной подготовки, средство и методы развития выносливости и ее видов. В нашей работе применялись так же методы:

1. Метод анализа и обобщения литературных источников по данной проблеме.

2. Метод психолого-педагогического наблюдения, беседы и опросы тренеров и занимающихся.

3. Метод психологического анкетирования.

4. Врачебно- педагогический контроль.

















Результаты исследования



Применение рекомендуемой нагрузки при использовании основных средств подготовки юных лыжников-гонщиков 16-17лет в годичном цикле тренировочного процесса.





Средства подготовки



16-17лет

Ходьба, км.

230-260

Бег, км.

750-790

Имитационные упражнения, км.

60-80

Передвижение на лыжероллерах, км.

250-300

Передвижение на роликовых коньках, км.

130-150

Передвижение на лыжах, км.

950-1000

Физическая нагрузка высокой интенсивности, км.

300-350

Упражнения по ОФП, ч.

320

Общая нагрузка средств подготовки циклического характера, км

2670-2930


Проанализировав всё выше сказанное, можно предложить примерный недельный план тренировки для студентов 16-17 лет на весеннем этапе подготовительного периода.

Примерный недельный план тренировки юных лыжников-гонщиков на весеннем этапе подготовительного периода.

1 -й день. Отдых.

2-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники лыжника, развитие быстроты и выносливости.

Разминка. Бег - 8 мин, общеразвивающие упражнения - 7 мин.

Основная часть. Специальные упражнения для совершенствования техники попеременного двух шажного хода - 10-15 мин, ускорение на отрезках 30-40 м 6 раз, игры «Салки», эстафеты; равномерный бег по пересечённой местности 4-5 км (пульс 130-140 уд/мин).

Заключительная часть. Равномерный бег - 3 мин, упражнения на расслабление - 2 мин. 3-й день. Отдых.

4-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие силы и силовой выносливости. Разминка — 15 мин.

Основная часть. Специальные упражнения изучение техники шаговой имитации; упражнения на силу и силовую выносливость, прыжки, игры с прыжками - 30 мин; плавание -30-40 мин.

Заключительная часть. Бег в слабом темпе с переходом на ходьбу - 5 мин, упражнения на расслабление - 3 мин. 5-й день. Отдых.

6-й день. Активный отдых: езда на велосипеде - до 1 часа, обще-развивающие упражнения - 15 мин.

7-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники развитие ловкости, равновесия, общей выносливости.

Разминка — 15 мин.

Основная часть. Изучение техники прыжковой имитации; игры для развития ловкости: «Выбей из круга», «Салки»; равномерная тренировка на лыжероллерах - 6-8 км или бег в чередовании с ходьбой 8км.

Заключительная часть. Бег со снижением скорости - 3 мин, упражнения на расслабление - 3 мин.

На осеннем этапе также важно продолжать развивать выносливость имитационными упражнениями. Бег с имитацией на подъёмах и передвижение на лыжероллерах остаются основными средствами тренировки. Хорошо, если для тренировки будет подобран круг длинной в километр с несколькими подъёмами, студентам непрерывно нужно пробегать 5-6 кругов. Темп бега в сентябре средний (пульс 150 уд/мин), в октябре и ноябре - темп выше среднего (пульс на подъёмах - 170 уд/мин). Такую тренировку проводить в первую неделю нужно 1 раз, в следующую -2 раза.

Для развития силовой выносливости нужно выбрать подъёмы покруче. Скорость передвижения на лыжероллерах в этот период должна быть выше, чем летом. Дополнительные средства тренировки, которые применялись летом (плавание, гребля, велосипед) почти полностью исключаются из тренировочного плана.

Силовая выносливость развивается с помощью упражнений с гантелями, набивными мячами, мешками с песком или эспандером.

Примерный план тренировки для юных лыжников-гонщиков на осеннем этапе подготовки.

1-й день. Отдых.

2-й день. Задачи тренировки: развитие выносливости, быстроты, совершенствование техники.

Разминка - 15 мин.

Основная часть. Имитация попеременного хода на быстроту - 6 раз по 40м; бег с имитацией на подъёмах - 4 км (8-10 подъёмов); игра регби или футбол -20 мин.

Заключительная часть. Равномерный бег - 5 мин, упражнения на расслабление - 3 мин.

3-й день. Отдых.

4-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники попеременного двухшажного хода, развитие силовой и общей выносливости.

Разминка - 15 мин.

Основная часть. Прыжковая имитация в крутой подъём - 8 раз поЗО м; упражнения с отягощениями в чередовании с прыжками, специальные упражнения с эспандером - 20 мин; равномерный бег (пульс 150-160 уд/мин) - 5-6 км.

Заключительная часть. Бег с постепенным снижением скорости - 5 мин, упражнения на расслабление - 3 мин. 5-й день. Отдых.


6-й день. Активный отдых: игры, общеразвивающие упражнения.

7-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие общей и специальной выносливости.

Разминка - 15 мин.

Основная часть. Специальные упражнения на лыжероллерах или имитационные упражнения; равномерная тренировка на лыжероллерах - 10 км (пульс 140-150 уд/мин) или равномерный бег с имитационной ходьбой на подъёмах 8-10 км в том же темпе.

Заключительная часть. Бег в слабом темпе - 5 мин, упражнения на расслабление - 2 мин. Этот план повторяется еженедельно, с той лишь разницей что на второй неделе надо пробегать в каждую тренировку на 1-2км больше, но в том же темпе. В третью неделю километраж может быть тот же, что и в первую, или меньше, но темп передвижения увеличивается.

В четвертую неделю вновь увеличивается расстояние. Так же как и летом, раз в месяц можно провести контрольную тренировку. Уровень развития выносливости можно проверить на той же дистанции или на том кругу, где проходили тренировочные занятия. Для определения выносливости нужно пробежать дистанцию 1 км девочкам и 2 км мальчикам 13-14 лет с учётом времени. Результат полученный сравниваем с предыдущим.

Соревновательный период (основной).

Этот период (с 1 января до последнего соревнования) имеет главную цель - достижение наивысшей спортивной формы и её реализацию. Это период отличается от предыдущего тем, что начинаются основные соревнования. Тренировочный цикл теперь должен строится в зависимости от соревнований и подготовленности спортсмена. К соревнованиям важно подходить хорошо подготовленным. У каждого тренера, работающего с детьми (подростками) есть свои особенности подготовки к старту юных

спортсменов, поэтому трудно рекомендовать универсальную схему, но установлено что общая нагрузка в последние 5-7 дней должна снижаться до 50%, а интенсивность оставаться прежней или даже повышаться,

В подготовке юного лыжника-гонщика в соревновательном периоде ставятся следующие важнейшие задачи:

  1. доведение организма до высшей степени работоспособности;

  2. поддержание уровня общей физической подготовленности;



  1. максимальное (соответственно возрасту) развитие специальной подготовки (выносливости);

  2. совершенствование морально-волевой подготовленности, техники и тактики;

5. достижение запланированных ранее спортивных результатов.
Участие в соревнованиях - самый лучший критерий, по которому

можно объективно судить о работоспособности занимающегося, проанализировать его спортивную форму. Необходимо очень тщательно контролировать ход соревнований, объективно и субъективно оценивать здоровье лыжника-гонщика, вести подробные записи в дневнике.

Некоторые тренеры пытаются чрезмерно увеличивать количество стартов своих воспитанников в этот период. Эти попытки не обоснованы, так как не учитывают учебную нагрузку учащихся в школе и выполнение домашних заданий по обще образовательным предметам. Всё это, в свою очередь, предъявляет серьезные требования к ЦНС. Не следует забывать, что участие в соревнованиях в подростковом возрасте является не самоцелью, а средством воспитания специальных и волевых качеств, совершенствование тактического и технического мастерства и т. д. Вся подготовка юных лыжников-гонщиков (в этом числе и участие в соревнованиях) должна быть направлена на достижение наивысших результатов в зрелом возрасте 22-30 лет (зона наивысших достижений).

Касаясь вопроса непосредственной подготовки лыжников и конкретным соревнованиям, следует обратить серьезное внимание на проведение её в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми гонщики встретятся в предыдущих стартах. Тренеру, ведущему работу с юными лыжниками-гонщиками очень важно уметь составлять график изменения объёма и интенсивности тренировочной нагрузки на весь годичный цикл подготовленности. Он составляется на основе календарного плана соревнований и индивидуальных особенностей лыжника. В графике предусматриваются большие, средние и малые волны, изменения объёма и интенсивности по периодам и этапам.

Нагрузка в тренировке лыжника-гонщика в течение годичного цикла в зависимости от конкретных задач отдельного занятия, недельных и месячных циклов постоянно изменяется. Волнообразное изменение нагрузки является одной из закономерностей тренировочного процесса.

В тренировке лыжников нагрузка, волнообразно изменяясь, имеет общую тенденцию к повышению в подготовительном периоде с некоторой стабилизацией в основном (соревновательном) и с последующим снижением в конце соревновательного и в начале подготовительного периодов. При планировании нагрузки необходимо предусмотреть её волнообразные изменения:

  1. в микроциклах - малые волны продолжительностью до 7 (редко более) дней;

  2. в месячном цикле (или этапе) тренировки - средние волны отражающие изменение нагрузки в 3-6 малых волнах;

  3. в периодах тренировки - большие волны, включающие изменения нагрузки в средних волнах.

Особенно важно тщательно спланировать волны повышения и снижения объёма и интенсивности нагрузки непосредственно при подготовке к наиболее ответственным соревнованиям, от этого во многом зависят пики наивысшей спортивной формы.

Исходя из годичного плана и графика изменения нагрузки, составляются подробные и конкретные планы подготовки на месяц и по неделям (микроцикл), В этих планах приводятся конкретные задачи, устанавливается цикличность, определяются основные средства тренировки, их объём и интенсивность выполнения, применяемые методы и интервалы отдыха. Цикличность является одной из закономерностей спортивной тренировки. Ранее мы уже приводили микроциклы летнего и осеннего периодов.

На начальной ступени подготовки у юных лыжников-гонщиков достаточно запланировать проведение 3-х занятий в неделю. Увеличение - количества тренировок до 4-5 в неделю большого эффекта не даёт, но значительность перегрузки школьников значительно возрастает. Постепенно с ростом тренированности можно перейти на недельный цикл с 4 занятиями. При построении микроциклов необходимо учитывать влияние различных нагрузок на организм и продолжительность периодов восстановления после них. В связи с этим необходимо использовать закономерности сочетания нагрузок в микроциклах. Например:

1) не рекомендуется включать в одно тренировочное занятие упражнения на развитие силы и выносливости;

2) развитие выносливости можно планировать в конце микроцикла, а иногда на фоне недовосстановления и т.д.

Имея представление о периодах тренировок, микроцикле и тренировочном занятии, попробуем проанализировать, как они связаны между собой на рисунке 8. Здесь схематично изображён годовой план тренировки начинающего лыжника-гонщика. На графике изображены периоды, этапы и месяцы тренировок.

График наглядно показывает основные особенности плана постепенное увеличение объёма нагрузки из месяца в месяц з подготовительном периоде, небольшое снижение его перед основным (нагрузка перед работой на снегу), а затем дальнейшее увеличение в начале основного периода и снижение в период участия в соревнованиях и переходном периоде.


В каждый период тренер перед занимающимися ставит определённые цели, задачи и выбирает нужные средства, то есть упражнения, с помощью которых цель достигается.

Работая с юными лыжниками, тренер ставит перед ними следующие цели и задачи в каждом периоде (с подбором определённых средств, соответствующих как самому тренировочному периоду, так и возрасту подростков)























Динамика изменения объёма нагрузки



Подготовительный период.

Цель- подготовка к зимнему сезону,то есть к

перенесению нагрузок, которые необходимо выполнить в

основном

периоде. Основныезадачи:

  1. развитие общей выносливости;

  2. разносторонняя физическая подготовка;

  3. овладение техникой движений.

Упражнения: равномерный бег, кросс, плавание, катание на лыжероллерах, игры, ускорения в беге, гребля, езда на велосипеде и т.д.


Основной период (Соревновательный).

Цель - показать высокие результаты в соревнованиях.

Основные задачи:

  1. овладение техникой движений и совершенствование в ней;

  2. развитие специальной выносливости;

  3. дальнейшее развитие быстроты, общей выносливости.

Упражнения: передвижение на лыжах в различном темпе, специальные упражнения и игры на лыжах, ускорения на лыжах, передвижение в затруднённых условиях в темпе, близком к соревновательному, длительная равномерная ходьба на лыжах. Переходный период.

Цель - подвести свой организм к началу занятий в новом годичном цикле в наиболее хорошем состоянии.

Основные задачи:

  1. снижение тренировочных нагрузок;

  2. активный отдых.

Упражнения: равномерный бег, плавание, езда на велосипеде, игры.

Юный лыжник-гонщик вместе с тренером составляет общий план тренировки и недельный микроцикл. Наведём примерные планы микроциклов подготовительного и основного периодов.

Примерный микроцикл подготовительного периода (вторая половина декабря) для юных лыжников-гонщиков.

1-й день. Отдых.

2-й день. Задачи тренировки: изучение техники и её совершенствование, развитие быстроты и специальной выносливости.

Разминка - равномерное передвижение - 7 мин, общеразвивающие упражнения - 5 мин.

Основная часть. Совершенствование техники попеременного хода 15-20мин, игры на лыжах для развития скорости и ловкости (встречные эстафеты, «Салки»), переменная тренировка 4-5 км, передвижение в слабом темпе с ускорениями 4-5 раз по 300 м (пульс при ускорениях до 160-170 уд/мин).


Заключительная часть. Равномерное передвижение в слабом темпе - 5-7мин. 3-й день. Отдых.

4-й день. Задачи тренировки: овладение техникой и совершенствование в ней, развитие силовой и общей выносливости.

Разминка - 10-15 мин.

Основная часть. Изучение одновременных ходов и их совершенствование; упражнения на развитие силовой выносливости: передвижение на лыжах без палок - 10 мин, ускорение бесшажным ходом - 4 раза по 60 м.; равномерная тренировка: передвижение на лыжах в среднем темпе по пересечённой местности - 5-7 км (пульс 140-150 уд/мин).

Заключительная часть. Равномерное передвижение - 5 мин, катание с гор - 3 мин. 5-й день. Отдых.

6-й день. Активный отдых: игры (хоккей, футбол, баскетбол) - 20-30 мин, общеразвивающие упражнения - 10-15 мин.

7-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие общей выносливости, равновесия, ловкости. Разминка - 10 мин.

Основная часть. Изучение спусков, торможений, равномерная тренировка: передвижение в слабом темпе - 8-10 км (пульс 130-140 уд/мин).

Заключительная часть. Упражнения на расслабление -3-5 мин.

Этот цикл повторяется в течение месяца. Но количество километров от занятия к занятию должно расти. В следующем месяце увеличивают скорость передвижения.

Примерный микроцикл основного периода (январь-февраль) для юных лыжников-гонщиков 13-14 лет. 1-й день. Отдых.

2-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие быстроты и скоростной выносливости.

Разминка - 10-15 мин.

Основная часть. Совершенствование техники попеременного и одновременного ходов, ускорения для развития быстроты - 6 раз по 100 м, переменная тренировка -4-5 км: передвижение на лыжах в умеренном темпе с ускорениями 5 раз по 500 м (пульс при ускорениях 170 уд/мин, между ускорениями 130-140 уд/мин).

Заключительная часть. Равномерное передвижение — 3-5мин, катание с гор - 10-15 мин.

3-й день. Отдых.

4-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие силовой и общей выносливости. Разминка - 10-15 мин.

Основная часть. Совершенствование техники подъёмов; игровые упражнения для развития силовой выносливости (эстафеты на глубоком снегу, игра «Финские гонки», эстафеты в подъём); равномерная тренировка в среднем темпе - 5-6 км (пульс 150-160 уд/мин).

Заключительная часть. Равномерное передвижение - 4-5 мин.

5-й день. Отдых.

6-й день. Активный отдых: равномерный бег 10-15 мин, общеразвивающие упражнения - 10-15 мин или игры 20 мин.

7-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники (спусков и поворотов), развитие скоростной выносливости. Разминка - 15 мин.

Основная часть. Совершенствование техники спусков и поворотов, повторная тренировка: 3 раза по 1 км в высоком темпе (пульс 180 уд/мин) через 4-6 мин. отдыха, или контрольная тренировка, или соревнования на дистанции 2-3 км.

Заключительная часть. Равномерное передвижение в слабом темпе 5-10 мин. Таким образом, тренер, используя те или иные варианты микроциклов, может активно управлять тренировочным процессом, подводя лыжника в будущем к наиболее ответственным соревнованиям в наивысшей спортивной форме. Подводя итог сказанному выше, можно с точностью сказать, что в работе с юными лыжниками - гонщиками над развитием у них выносливости, нужно учитывать все факторы построения тренировочного процесса. Правильно и рационально используя методы и средства в работе над воспитанием этого физического качества.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!