СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка родительского собрания Тема: «Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка родительского собрания

Тема: «Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка родительского собрания Тема: «Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье».»











Самостоятельная работа

Методическая разработка родительского собрания

Тема: «Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье».





ВЫПОЛНИЛА: Архипова Е.С.,

учитель МОУ СОШ № 5 г. Пересвета

Сергиево-Посадского района























Родительское собрание на тему:

«Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье»



Цели родительского собрания: создать условия для приятия семейного жизненного уклада как одного из основополагающих условий существования сильного государства, понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, умения видеть беды другого человека и стараться помочь.

Ход собрания

I. Вопросы для обсуждения:

1. Традиции и культура православной семьи.

2. Влияние семейных ценностей на развитие ребенка.

3. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к трудновоспитуемости ребенка.

4. Рассказы родителей о традициях семьи по формированию духовно-нравственных ценностей.



Запись на доске: «Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни, возгревая любовь к Церкви Божией и всем порядкам церковным...

 Святитель Феофан Затворник

II. Лекция классного руководителя о традиционном укладе семейной жизни.

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними?

Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),

2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),

3. отношения: сердечные чувствования и настроения,

4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,

5. распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом

– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,

- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,

- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.



III. Вопрос родителям: Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?

Родители приводят свои аргументы и ситуации, связанные с данным вопросом.

IV. Слово классного руководителя:

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:

2. Повреждены устои семьи:

3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства.

4. Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;

Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством

1. восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства,

2. возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций,

3. творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи,

4. формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.



Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку "два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

- первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;

- и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение" . Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:

- святитель Василий Великий: "Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге";

- святитель Феофан Затворник: "Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти";

- святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: "Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери";

- священник Александр Ельчанинов: "Для воспитания детей - самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью".

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: "Мать праведная - ограда каменная", "Отец сына не на худо учит" и много других примеров...

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют:  распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

V. Классный руководитель просит родителей объединиться в группы и продумать вопросы:

1 группа: Роль семейных традиций в жизни малышей

  • Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь , ведь "каждый день - праздник".

  • Дети гордятся своей семьёй.

  • Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.

  • Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.

2 группа: Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.

  • Традиция повторяется всегда, ведь она - традиция

  • Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным

  • Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только  к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастет и будет воспитывать своего малыша.

Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, чтобы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

3 группа: Внесите свои предложения по укреплению семьи.

При воспитании ребенка не допускайте излишней строгости, также как и вольности, ведь и то и другое, приводит к перенапряжению детской психики. Неустойчивость домашнего уклада приводит к тому, что в душе ребёнка формируется ощущение незащищенности дома и шаткости всего окружающего мира.

VI. Совместное обсуждение результатов работы групп.

VII. Подведение итогов.

Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),

2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),

3. отношения: сердечные чувствования и настроения,

4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,

5. распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях».

Спасибо всем за работу и внимание!









Литература:

Потаповская О.М. «Духовно-нравственное воспитание: системный подход, педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей».

Декрелеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. М.: "ВАКО", 2006.

Профессор, протоиерей Глеб Каледа . Домашняя Церковь. Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. – М.: 1998, С. 14//http://www.nravstvennost.info/library/news_detail

Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: 1993, С. 199// http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!