Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Родная природа в лирике русских поэтов XIX века"»
Технологическая карта урока
ФИО, должность: Дацюк Диана Андреевна, учитель русского языка и литературы
Место работы: «МБОУ «ШКОЛА №10 Г. ТОРЕЗА»
Предмет: Литература. Класс: 6.
Учебник (УМК): Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. М.: 2012. Ч.1 - 304с.; Ч.2 - 288с.
Тема урока: Родная природа в лирике русских поэтов XIX века.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок решения учебной задачи). (1 ч.)
Место урока в учебном плане: урок – один из завершающих раздела «Из русской литературы XIX века».
Оснащение: Проектор, ноутбуки/нетбуки (для учителя, по 1 – на каждую группу), наушники, колонки, флеш-накопители, кейсы, принадлежности для рисования
Цель темы как достигаемые образовательные результаты:
Предметные: 1.П., 3.П., 4.П., 6.П.
В результате выполненной работы обучающиеся
знают:
- содержание лирических произведений поэтов XIX века;
- понятия стихотворного ритма и рифмы;
- технику создания буриме.
умеют:
-формулировать выводы об основной идее пейзажных стихотворений поэтов XIX века;
- работать с прозаическим текстом, разбивая его на стихотворные строки;
- выразительно читать лирическое произведение.
применяют:
-полученные навыки при поиске и формулировании ответа на проблемный вопрос урока: «Какую роль играют поэты в сохранении природы и как им это удается?»
- полученные навыки при создании собственного лирического произведения;
- полученные знания при составлении плана для последующего написания сочинения на заданную тему;
- полученные знания при составлении таблицы «Художественные средства в лирике поэтов 19 века».
Метапредметные: 2.М., 3.М.,5.М., 9.М., 10.М, 11.М.
Личностные: 2.Л., 5.Л.,7.Л.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: способность выявлять художественную идею и художественные особенности лирических произведений поэтов XIX века, умение анализировать художественный образ, умение грамотно и аргументированно выражать свои мысли в письменной и устной форме.
Уровень / планируемый результат | Способ оценивания результата |
Знание: знать ответ на проблемный вопрос «Какую роль играют поэты в сохранении природы и как им это удается?»; ориентироваться в содержании пейзажных стихотворений XIX века | устный опрос, заучивание наизусть стихотворения |
Понимание: ориентироваться в художественном пространстве пейзажной поэзии XIX века | выразительное чтение стихотворений; устный опрос. |
Анализ: способность выявлять сходство и отличие лирических текстов (структурное, содержательное, интонационное); способность понимать роль художественных деталей в лирическом произведении | устный опрос, таблица |
Синтез: способность создавать целостную характеристику поэтического образа природы и пейзажной поэзии XIX века в целом на основе изученных произведений | создание лирического произведения на основе предложенного материала; мини-сочинение на предложенную тему |
Применение: способность использовать полученные знания при решении практических задач (создавать собственные лирические произведения, ассоциативные клипы и иллюстрации к лирическому произведению) | кейс |
Оценка: способность оценивать результаты своей деятельности индивидуально и в группе в процессе выполнения заданий и презентации команд | листы оценки, устный опрос |
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивационно-организационный | 3 мин. | Провокация. На слайде – этимология слова «природа» и вольная интерпретация семантического поля: «исторический корень-род, основное значение которого «совокупность людей». Таким образом, можно сказать, что при-рода – это то, что находится при - людях. Действительно, человек и природа сосуществуют бок о бок испокон веков: человек – часть природы, а природа – неотъемлемая часть человеческой жизни». Организует беседу, в ходе которой задает наводящие и обосновывающие тему урока вопросы, создает эмоциональный настрой: 1.Что означает понятие «родная природа»? Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… 2.Кто, кроме защитников природы, говорит о ней во всеуслышание? | Осознают необходимость включения в учебную деятельность. Реализация домашнего задания (выступление исследователя с докладом, проработанным с учителем заранее, на тему «Существующие в России меры по сохранению природы». Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока «Родная природа в лирике русских поэтов XIX века». |
2.Создание проблемной ситуации. Постановка учебных задач. | 1 мин. | Знание. Организует беседу, в ходе которой задает проблемный вопрос «Какую роль играют поэты в сохранении природы и как им это удается?». | Выдвигают предположения. |
3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Работа мастерских | 12 мин. (4+8) | Объясняет правила работы мастерских, знакомит обучающихся с содержимым кейса: - Сегодня на уроке вы работаете в группах по 6 человек с кейсами. Кейс лежит у вас на столе в файлах. В каждой группе есть литературовед, художники, лирик, координатор и представитель креативной группы. Каждая группа поработает над определенной темой: «Зима», «Осень», «Весна» или «Лето». Лирики работают за отдельным столом. У вас есть 7 минут. Следите за временем. Координаторы, следите, чтобы каждый уложился в отведенное время. Минута дается для того, чтобы координатор подготовил материал к презентации. С задачами каждой роли можно ознакомиться к памятке. Знание. Применение. Фасилитация. Организует работу мастерских с кейсом. Создает ситуацию успеха для каждого обучающегося. | Знакомятся с материалами кейсов (приложение 1). Распределяют роли внутри мастерских. Задают уточняющие вопросы. Работают в мастерских. Креативная группа работает с материалами предварительного домашнего задания (Приложение 3) |
4. Социализация. Решение проблемы. | 20 мин. | Анализ. Применение. Модерация. Управление презентацией мастерских. Соответственно выступлению каждой группы на слайд выводится оригинал стихотворения одного из поэтов XIX века (Приложение 2). Подчеркивает, что художники создали не просто иллюстрацию к произведению, а создали свое собственное художественное произведение. Задает наводящие, уточняющие вопросы. | Представляют результаты работы своей мастерской в следующем порядке: 1. Литературовед выразительно читает стихотворение под созданный клип, иллюстрация демонстрируется другим группам. Обсуждение. 2.Сравнивают получившееся стихотворение группы с оригиналом, выявление сходств и различий. 3.Лирик выразительно читает получившегося буриме (анализируют образ природы, возникший в стихотворениях ребят XXI века). Обсуждение. |
5. Физ.минутка (Пауза релаксации). | 1 мин. | Объясняет правила проведения физ.минутки: -Я буду включать музыкальные фрагменты. Если вам кажется, что это зима, то вы пытаетесь согреться. Весна – потягиваетесь, словно медведь после спячки. Осень – вы словно перепрыгиваете через лужицы. А лето – на ваш выбор. Включает музыкальные фрагменты классических произведений на тему «Времена года». | Выполняют упражнения физ.минутки. |
Обобщение. | 3 мин. | Знание. Понимание. Синтез. Организует беседу, в ходе которой задает вопросы на обобщение полученных знаний. В ходе беседы подводит к ответу на проблемный вопрос урока, к мысли о том, что поэты, создавая прекрасные стихотворения о природе, помогают сохранить ее, так как, заставляют читателя задуматься о необходимости сохранения такой красоты | Дают ответы на проблемный вопрос урока. |
Рефлексия | 4 мин. | Оценка. Организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. Направляет. Задаёт вопросы. | Координаторы представляют итоги обсуждения результатов работы мастерских. Осуществляют самооценку, делают выводы. |
Домашнее задание | 1 мин. | Одно задание общее, другие задания – 1 на выбор. |