Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по истории для 7 класса
«Краеведение(КУЗБАСС)- как основное средство:
гражданско-патриотического воспитания»
Автор – составитель: Иоффе Лада Вадимовна
Новокузнецкий городской округ, 2023.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение как основное средство:
гражданско-патриотического воспитания» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Требований к результатам освоения основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В программе прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю, городу, району :так как процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, что предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны обучающихся. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные обучающимися при изучении школьных курсов истории, литературы, географии, изобразительного искусства.
Цель программы:
Формирование гражданского сознания и культурной самоидентификации на основе осмысления историко-культурного опыта и особенностей своего региона и других федеральных округов РФ.
Возраст обучающихся-12-13 лет
Задачи программы:
•познание учениками истории своей малой Родины и России в прошлом и настоящем;
•воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию;
•обобщение знаний о природе своего края и других регионов РФ, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека;
•формирование у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем района ,города, области, Сибири и регионов РФ; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
•содействие формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием;
•развитие навыков поисковой деятельности;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;
•формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Программа внеурочной деятельности «Краеведение как основное средство:
гражданско-патриотического воспитания» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа. Форма контроля – защита проекта. Оценивается самостоятельность выполнения, эстетика работы, уверенность защиты своей работы.
Методы обучения: словесный (беседы, диспуты, занятие-диалог), наглядный (презентации, видеофильмы), исследовательский (уроки-исследования, работа с документами, анализ документов, проекты). Программа внеурочной деятельности «Краеведение как основное средство: гражданско-патриотического воспитания» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа. Форма контроля – защита проекта. Оценивается самостоятельность выполнения, эстетика работы, уверенность защиты своей работы.
Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Краеведение как основное средство:
гражданско-патриотического воспитания» .
Личностные результаты освоения программы отражают:
1)осознание своей идентичности как гражданина страны ,локальной и региональной общности;
2)понимание культурного многообразия своей страны ,уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
3)осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений.
Метапредметные результаты освоения программы отражают:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта региональной истории как части российской и мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Предметные результаты освоения программы отражают:
1)овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
2) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
3)умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
5) готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
2.Содержание тем учебного курса «Краеведение как основное средство: гражданско-патриотического воспитания» -7 класс-34 ч
Раздел I. Наука краеведение-2 ч
Наука краеведение .Комплексное изучение территории. Знакомство с символами Кемеровской области: герб, флаг, гимн.
Раздел II. История моего края -10 ч
Земля Кузнецкая. Первые чертежные карты С. У. Ремезова – «Чертеж Земли Кузнецкого Города» и «Чертеж Томского города», 1701 года. Первые крепости и поселения на земле Кузнецкой. Первые рудознатцы и землепроходцы родного края. Даниила Готлиб Мессершмидт –открытия и тропа. Природные, исторические и экономические условия, способствующие росту городов. Шахтерские города, города- рудники (Таштагол, Салаир), на Транссибирской магистрали (Тайга, Юрга, Мариинск). Понятия город и рабочий поселок. Фестиваль городов (их краткая характеристика). Маршрут путешествия П. А. Чихачѐва, места открытия полезных ископаемых первыми рудознатцами и Липовый остров.
Раздел III. Население и трудовые ресурсы - 6ч
Численность населения Кузбасса по переписям населения по сравнению с другими регионами России. Коренное и пришлое население в Кузбассе. Характеристика жизни и быта шорцев и телеутов. Население вашего населенного пункта: численность, еѐ изменения (рост или убыль), национальный состав населения. Из каких регионов страны приехали семьи (их предки). Половозрастная структура Кузбасса. Миграция. Трудовые ресурсы Кузбасса. Кузбасс многонациональный край. Фестиваль национальных культур – обычаи, обряды татар, чувашей, украинцев, белорусов, мордвы и других народов. Численность населения, рождаемость и смертность на территории Кузбасса.
Раздел IV.Самый крупный город области – Новокузнецк – 9 ч.
Кузнецкая крепость – памятник истории и археологии федерального значения. История основания города Новокузнецка, герб, флаг, гимн города. Знакомство с достопримечательностями города Новокузнецка. Изучение районов моего города, название улиц. Представление о предприятиях города.
Раздел V. Охраняемые природные и исторические территории родного края – 8 ч
Понятие ООПТ: заповедник, национальный парк, заказники, памятники природы и отдельные объекты природы. Краткая характеристика заповедника «Кузнецкий Алатау», Шорского национального парка, зоологических заказников и охраняемые в них животные, Караканский биологический заказник и охраняемые в нѐм растения, памятники природы и их размещение по территории области, районный заказник или памятник природы.
Музей –заповедник наскальных рисунков Азии
«Томская писаница». Яшкинский район. «Томская писаница»- карстовые формы рельефа с остатками следов первобытного человека.
«Белокаменный плёс», охраняемое урочище. Карстовые формы рельефа, водопады,
«Шестаковские болота», историко- природный заповедник. Кладбище динозавров и древних рептилий.Природно- геологические объекты: озеро Базыр, Шестаковские болота, вулканы, биотон журавля, лебедя и других птиц и животных. Чебулинский район.
«Катунские утёсы» - заповедное урочище на севере Горной Шории. Пятикилометровая куэстовая гряда, сложенная отложениями морского девона, двухсотметровой стеной круто обрывается к реке Кондома.
«Поднебесные зубья». Хребет Тигиртиш- туристический район Кузбасса. Вершины Верхнего, Большого, Среднего и Малого Зуба.Ручьи бегущие в Амзас ( «Мать рек»), Бельсу(«Тайменная река»), Казыр ( бурливый, бурный- перевод с шорского языка.Туристские приюты: Высокогорный, Глухариный, Соболиный, Поднебесный.Памятник природы «Алгуйские термолиты».
«Спасские дворцы» - живописные скалы (формы выветривания). Таштагольский район,8 км к северу от п.г.т. Спасска.
«Липовая роща»- ботанический заказник по охране реликтовой липы. Новокузнецкий раон, бассейны рек Большой и Малый Теш, на правом берегу реки Кондомы у п.г.т. Кузедеево.
«Тазгол» экомузей Тштагола в широкой долине Мрассу, в устье правого притока Анзас. Причины создания экомузея и этапы его формирования. Природа. Природные ландшафты. Памятники природы. Редкие и лекарственные растения. Животные. Рельеф и геологическое строение. Климат. Почвы. Внутренние воды. Коренные жители.Экологические тропы.
Музей-заповедник «Красная Горка» -визитная карточка г. Кемерово. Экспозиции музея о истории освоения Кемеровского рудника с момента открытия Михайло Волковым на горе Горелой (Красной Горке).
Монумент «Память шахтерам Кузбасса» . Символ героического шахтерского труда, посвящен памяти погибших горняков Кузбасса. Бронзовая скульптура Эрнста Неизвестного в городе Кемерово на правом берегу реки Томи.
Мариинск(74 памятника архитектуры) . Туристический центр Кузбасса, город– музей под открытым небом. Уникальный образец уездного сибирского города конца XIX – начала XX века.
Раздел VI. Мифы нашего края
Мифы и легенды Кузбасса. Знакомство с мифами на территории Кузбасса: Йети в Горной Шории. Золото Колчака. Тайга – соприкосновение двух миров. Мертвая царевна в Тисульском селе.
3. Учебно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Наука краеведение | 2 |
2 | История моего края | 7 |
3 | Население и трудовые ресурсы | 4 |
4 | Самый крупный город области – Новокузнецк | 5 |
5 | Охраняемые природные и исторические территории родного края | 14 |
6 | Мифы нашего края | 2 |
| Итого | 34 |
4.Календарно – тематическое планирование 7 класс
№ урока | Дата урока | Содержание | Примечание |
7В |
| | Раздел I. Наука краеведение | |
2 | | Наука краеведение | |
3 | | Символы Кемеровской области | |
| | Раздел II. История моего края | |
4 | | Земля Кузнецкая | |
5 | | Первые карты Кузбасса | |
6 | | Первые рудознатцы и землепроходцы | |
7 | | Шахтерские города, города- рудники | |
8 | | Понятия город и рабочий поселок. | |
9 | | Фестиваль городов (их краткая характеристика) | |
| | Липовый остров | |
| | Раздел II. Население и трудовые ресурсы | |
11 | | Численность населения Кузбасса | |
12 | | Трудовые ресурсы Кузбасса | |
13 | | Кузбасс многонациональный край | |
14 | | Фестиваль национальных культур | |
| | Раздел IV. Самый крупный город области – Новокузнецк | |
16 | | Кузнецкая крепость | |
17 | | Символы Новокузнецка(история создания) | |
| | Знакомство с достопримечательностями города Новокузнецка | |
| | Районы и улицы города | |
| | Представление о предприятиях города | |
| | Раздел V. Охраняемые природные и исторические территории родного края | |
19 | | Понятие ООПТ | |
20 | | Кузнецкий Алатау | |
21 | | Караканский биологический заказник | |
22 | | Томская писаница | |
23 | | Шестаковское кладбище динозавров и древних рептилий | |
24 | | Катунские утёсы | |
25 | | Поднебесные зубья | |
26 | | Туристские приюты: «Алгуйские термолиты | |
27 | | Спасские дворцы | |
29 | | «Липовая роща»- ботанический заказник | |
30 | | «Тазгол» экомузей Тштагола | |
| | Музей-заповедник «Красная Горка» | |
| | Монумент «Память шахтерам Кузбасса» | |
| | Мариинск(74 памятника архитектуры. ) | |
| | Раздел VI. Мифы нашего края | |
32 | | Мифы и легенды Кузбасса | |
33 | | Мифы как достопримечательность Кузбасса | |