СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка РП "«Краеведение(КУЗБАСС)- как основное средство: гражданско-патриотического воспитания» 7 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать во внеурочнойдеятельности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка РП "«Краеведение(КУЗБАСС)- как основное средство: гражданско-патриотического воспитания» 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»















Рабочая программа внеурочной деятельности

по истории для 7 класса

«Краеведение(КУЗБАСС)- как основное средство:

гражданско-патриотического воспитания»








Автор – составитель: Иоффе Лада Вадимовна








Новокузнецкий городской округ, 2023.




1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение как основное средство:

гражданско-патриотического воспитания» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Требований к результатам освоения основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В программе прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю, городу, району :так как процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, что предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны обучающихся. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные обучающимися при изучении школьных курсов истории, литературы, географии, изобразительного искусства.

Цель программы:

Формирование гражданского сознания и культурной самоидентификации на основе осмысления историко-культурного опыта и особенностей своего региона и других федеральных округов РФ.

Возраст обучающихся-12-13 лет

Задачи программы:

познание учениками истории своей малой Родины и России в прошлом и настоящем;

воспитание потребности общения с родной природой и бережного отношения к народному наследию;

обобщение знаний о природе своего края и других регионов РФ, ее влиянии на хозяйственную деятельность человека;

формирование у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем района ,города, области, Сибири и регионов РФ; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

содействие формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием;

развитие навыков поисковой деятельности;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения местных проблем, самостоятельного приобретения новых знаний;

формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, к сохранению природы родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Программа внеурочной деятельности «Краеведение как основное средство:

гражданско-патриотического воспитания» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа. Форма контроля – защита проекта. Оценивается самостоятельность выполнения, эстетика работы, уверенность защиты своей работы.

Методы обучения:  словесный (беседы, диспуты, занятие-диалог), наглядный (презентации, видеофильмы), исследовательский (уроки-исследования, работа с документами, анализ документов, проекты). Программа внеурочной деятельности «Краеведение как основное средство: гражданско-патриотического воспитания» рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа. Форма контроля – защита проекта. Оценивается самостоятельность выполнения, эстетика работы, уверенность защиты своей работы.

Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Краеведение как основное средство:

гражданско-патриотического воспитания» .

Личностные результаты освоения программы отражают:

1)осознание своей идентичности как гражданина страны ,локальной и региональной общности;

2)понимание культурного многообразия своей страны ,уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

3)осмысление социально-нравственного опыта предыдущих поколений.

Метапредметные результаты освоения программы отражают:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта региональной истории как части российской и мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

Предметные результаты освоения программы отражают:

1)овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

2) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

3)умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

5) готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


2.Содержание тем учебного курса «Краеведение как основное средство: гражданско-патриотического воспитания» -7 класс-34 ч

Раздел I. Наука краеведение-2 ч

Наука краеведение .Комплексное  изучение  территории.  Знакомство с символами Кемеровской области: герб, флаг, гимн.

Раздел II. История моего края -10 ч

Земля Кузнецкая. Первые чертежные карты С. У. Ремезова – «Чертеж Земли Кузнецкого Города» и «Чертеж Томского города», 1701 года. Первые крепости и поселения на земле Кузнецкой. Первые рудознатцы и землепроходцы родного края. Даниила Готлиб Мессершмидт –открытия и тропа. Природные, исторические и экономические условия, способствующие росту городов. Шахтерские города, города- рудники (Таштагол, Салаир), на Транссибирской магистрали (Тайга, Юрга, Мариинск). Понятия город и рабочий поселок. Фестиваль городов (их краткая характеристика). Маршрут путешествия П. А. Чихачѐва, места открытия полезных ископаемых первыми рудознатцами и Липовый остров.

Раздел III. Население и трудовые ресурсы - 6ч

Численность населения Кузбасса по переписям населения по сравнению с другими регионами России. Коренное и пришлое население в Кузбассе. Характеристика жизни и быта шорцев и телеутов. Население вашего населенного пункта: численность, еѐ изменения (рост или убыль), национальный состав населения. Из каких регионов страны приехали семьи (их предки). Половозрастная структура Кузбасса. Миграция. Трудовые ресурсы Кузбасса. Кузбасс многонациональный край. Фестиваль национальных культур – обычаи, обряды татар, чувашей, украинцев, белорусов, мордвы и других народов. Численность населения, рождаемость и смертность на территории Кузбасса.

Раздел IV.Самый крупный город области – Новокузнецк – 9 ч.

Кузнецкая крепость – памятник истории и археологии федерального значения. История основания города Новокузнецка, герб, флаг, гимн города. Знакомство с достопримечательностями города Новокузнецка. Изучение районов моего города, название улиц. Представление о предприятиях города.

Раздел V. Охраняемые природные и исторические территории родного края – 8 ч

Понятие ООПТ: заповедник, национальный парк, заказники, памятники природы и отдельные объекты природы. Краткая характеристика заповедника «Кузнецкий Алатау», Шорского национального парка, зоологических заказников и охраняемые в них животные, Караканский биологический заказник и охраняемые в нѐм растения, памятники природы и их размещение по территории области, районный заказник или памятник природы.

Музей –заповедник наскальных рисунков Азии

«Томская писаница». Яшкинский район. «Томская писаница»- карстовые формы рельефа с остатками следов первобытного человека.

«Белокаменный плёс», охраняемое урочище. Карстовые формы рельефа, водопады,

«Шестаковские болота», историко- природный заповедник. Кладбище динозавров и древних рептилий.Природно- геологические объекты: озеро Базыр, Шестаковские болота, вулканы, биотон журавля, лебедя и других птиц и животных. Чебулинский район.

«Катунские утёсы» - заповедное урочище на севере Горной Шории. Пятикилометровая куэстовая гряда, сложенная отложениями морского девона, двухсотметровой стеной круто обрывается к реке Кондома.

«Поднебесные зубья». Хребет Тигиртиш- туристический район Кузбасса. Вершины Верхнего, Большого, Среднего и Малого Зуба.Ручьи бегущие в Амзас ( «Мать рек»), Бельсу(«Тайменная река»), Казыр ( бурливый, бурный- перевод с шорского языка.Туристские приюты: Высокогорный, Глухариный, Соболиный, Поднебесный.Памятник природы «Алгуйские термолиты».

«Спасские дворцы» - живописные скалы (формы выветривания). Таштагольский район,8 км к северу от п.г.т. Спасска.


«Липовая роща»- ботанический заказник по охране реликтовой липы. Новокузнецкий раон, бассейны рек Большой и Малый Теш, на правом берегу реки Кондомы у п.г.т. Кузедеево.

«Тазгол» экомузей Тштагола в широкой долине Мрассу, в устье правого притока Анзас. Причины создания экомузея и этапы его формирования. Природа. Природные ландшафты. Памятники природы. Редкие и лекарственные растения. Животные. Рельеф и геологическое строение. Климат. Почвы. Внутренние воды. Коренные жители.Экологические тропы.

Музей-заповедник «Красная Горка» -визитная карточка г. Кемерово. Экспозиции музея о истории освоения Кемеровского рудника с момента открытия Михайло Волковым на горе Горелой (Красной Горке).

Монумент «Память шахтерам Кузбасса» . Символ героического шахтерского труда, посвящен памяти погибших горняков Кузбасса. Бронзовая скульптура Эрнста Неизвестного в городе Кемерово на правом берегу реки Томи.

Мариинск(74 памятника архитектуры) . Туристический центр Кузбасса, город– музей под открытым небом. Уникальный образец уездного сибирского города конца XIX – начала XX века.

Раздел VI. Мифы нашего края

Мифы и легенды Кузбасса. Знакомство с мифами на территории Кузбасса: Йети в Горной Шории. Золото Колчака. Тайга – соприкосновение двух миров. Мертвая царевна в Тисульском селе.




3. Учебно-тематическое планирование



п/п

Тема

Кол-во часов

1

Наука краеведение

2

2

История моего края

7

3

Население и трудовые ресурсы

4

4

Самый крупный город области – Новокузнецк

5

5

Охраняемые природные и исторические территории родного края

14

6

Мифы нашего края

2


Итого

34
















4.Календарно – тематическое планирование 7 класс


урока

Дата урока



Содержание



Примечание



Раздел I. Наука краеведение


  1. 2


Наука краеведение


  1. 3


Символы Кемеровской области




Раздел II. История моего края


  1. 4


Земля Кузнецкая


  1. 5


Первые карты Кузбасса


  1. 6


Первые рудознатцы и землепроходцы


  1. 7


Шахтерские города, города- рудники


  1. 8


Понятия город и рабочий поселок.


  1. 9


Фестиваль городов (их краткая характеристика)



Липовый остров




Раздел II. Население и трудовые ресурсы


  1. 11


Численность населения Кузбасса


  1. 12


Трудовые ресурсы Кузбасса



  1. 13


Кузбасс многонациональный край


  1. 14


Фестиваль национальных культур





Раздел IV. Самый крупный город области – Новокузнецк


  1. 16


Кузнецкая крепость


  1. 17


Символы Новокузнецка(история создания)



Знакомство с достопримечательностями города Новокузнецка



Районы и улицы города



Представление о предприятиях города




Раздел V. Охраняемые природные и исторические территории родного края


  1. 19


Понятие ООПТ


  1. 20


Кузнецкий Алатау


  1. 21


Караканский биологический заказник


  1. 22


Томская писаница


  1. 23


Шестаковское кладбище динозавров и древних рептилий


  1. 24


Катунские утёсы


  1. 25


Поднебесные зубья


  1. 26


Туристские приюты: «Алгуйские термолиты


  1. 27


Спасские дворцы


  1. 29


«Липовая роща»- ботанический заказник


  1. 30


«Тазгол» экомузей Тштагола



Музей-заповедник «Красная Горка»



Монумент «Память шахтерам Кузбасса»



Мариинск(74 памятника архитектуры. )




Раздел VI. Мифы нашего края



  1. 32


Мифы и легенды Кузбасса


  1. 33


Мифы как достопримечательность Кузбасса

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!