СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка семинарского занятия по теме: Желчегонные средства. Слабительные и антидиарейные средства. Гепатопротекторы. Средства, применяемые при дисбактериозе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит дидактические материалы для контроля знаний студентов на занятии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка семинарского занятия по теме: Желчегонные средства. Слабительные и антидиарейные средства. Гепатопротекторы. Средства, применяемые при дисбактериозе.»

Департамент здравоохранения Брянской области

ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателя









Специальность: 33.02.01 Фармация (базовая подготовка)



ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, МДК.01.01.1 Лекарствоведение. Фармакология.

Тема: Лекарственные средства, влияющие на желудочно – кишечный тракт

Курс: 2

Вид занятия: семинарское



Кол-во времени: 90 мин.











Брянск, 2021



Рассмотрена

на заседании методической комиссии

по специальности 33.02.01 Фармация

«______ » _______ 2021г.

Протокол № __

Председатель ___________ /Алексеева С.Н.

Рекомендована

методическим советом

«_______» __________ 2021г.

Протокол № __


Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

ГАПОУ «Брянский

базовый медицинский колледж»

___________________М.А. Захарова

«_______ » ________________2021г.











Методическая разработка семинарского занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО, примерной программой и рабочей программой по ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента по теме «Лекарственные средства, влияющие на желудочно – кишечный тракт» для специальности 33.02.01. Фармация.

Авторы: Мирмова Д.М., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»

Храменок Я.Б., преподаватель ГАПОУ «Брянский базовый

медицинский колледж»

Рецензент: Богданова Е.В., методист ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж».







Цели занятия:


Образовательная: проверить усвоение студентами классификации, особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств, влияющих на желудочно – кишечный тракт (Рвотные и противорвотные средства; слабительные средства; антидиарейные средства; гепатопротекторы; желчегонные средства и холелитолитики; средства, применяемые при дисбактериозе).


После изучения темы студент должен:


Знать:

- современный ассортимент средств, применяемых при рвоте различного прооисхождения, запорах и диарее, заболеваниях печени, желчнокаменной болезни, дисбактериозе;

- характеристику отдельных препаратов, синонимы и аналоги, показания и способ применения, противопоказания, побочные действия.


Уметь:

- применять современные технологии и давать обоснованные рекомендации при отпуске рвотных и противорвотных средств; слабительных и антидиарейных средств; гепатопротекторов; желчегонных средств и холелитолитиков; средств, применяемых при дисбактериозе;

- оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.


Воспитательная: воспитывать положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес, воспитывать любовь к будущей профессии.


Развивающая: развитие общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.

ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.

Место проведения: аудитория ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»

Время проведения: 90 минут

Оснащение:

- методическая разработка

- дидактические материалы

- контрольно-оценочные средства (вопросы, задания по рецептуре, задания в тестовой форме с эталоном ответов и критериями оценивания, ситуационные задачи).


Внутридисциплинарные (внутримодульные) связи:

Противоаритмические средства. Антиангинальные средства.


Междисциплинарные (межмодульные) связи:

ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией;

ОП.07 Ботаника;

ПМ.01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента Фармакогнозия; ПМ.02. Технология изготовления лекарственных форм.



Литература

Основная:

1. Лекарствоведение. Учебник для фармацевтических училищ и колледжей/ Аляутдин Р.Н. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017

2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 702 с.

Дополнительная:

1. Фармакология под редакцией Харкевича Д.А.– М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

2. Аляутдин Р.Н. и др. Фармакология. Руководство к лабораторным занятиям – учебное пособие. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009.








Технологическая карта семинарского занятия:


Содержание этапа занятия

Методическое обоснование

Количество

минут

1.

Организационный момент

Оценить внешний вид студентов.

Нацелить на активную работу на практическом

занятии.

Учёт посещаемости, регистрация «нб» в журнале.


Организует и дисциплинирует студентов, создает рабочую обстановку, воспитывает аккуратность и ответственность студентов.

2 мин

2.

Тема семинарского занятия: Лекарственные средства, влияющие на желудочно – кишечный тракт.

Цель занятия (см.3 стр.)

Практическая значимость, актуальность темы:

Тема является очень важной, так как в структуре заболеваемости заболевания органов пищеварения занимают 2 место по распространению после сердечно–сосудистых заболеваний. Актуальными являются проблемы хронических заболеваний печени, желчевыводящих путей и кишечника.

Имеется большое количество препаратов для лечения данных заболеваний, в которых фармацевт должен хорошо ориентироваться.

План семинарского занятия:

1. Фронтальный опрос

2. Выполнение заданий в тестовой форме

3. Выполнение заданий по рецептуре

4. Решение ситуационных задач

5. Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок

Формирует познавательный интерес к учебной деятельности по теме, определяет степень подготовленности студентов группы по заданному материалу.

5 мин

3.

Фронтальный опрос (Приложение 1)

Контроль исходного уровня знаний студентов

10 мин

4.

Тест-контроль (с эталоном ответов и критериями оценивания) (Приложение 2)

Взаимопроверка, анализ ответов

Контроль исходного уровня знаний студентов по заданной теме.


10 мин


5 мин

5.

Выполнение заданий по рецептуре (Приложение 3)


С целью закрепления навыков по выписыванию рецептов.

25 мин

6.

Решение ситуационных задач (Приложение 4)

Развитие логического мышления, применение теоретических знаний.

25 мин

7.

Подведение итогов, выводы, обобщение, ответы на вопросы студентов, анализ достижения поставленных в начале занятия целей.

Анализ результативности занятия, анализ успешности достижения цели занятия.

3 мин

8.

Анализ и оценивание работы каждого студента, выставление отметок.

С целью указания на имеющиеся недостатки в усвоении материала. Выставляются итоговые оценки каждому студенту.

2 мин

9.

Домашнее задание:

Тема: Лекарственные средства, влияющие на функцию крови.

Учебник:

Федюкович Н.И. Фармакология стр. 515-547

Подготовить сообщения по препаратам: Ксарелто, Эликвис.

Активизирует самоподготовку, отрабатывает навыки самостоятельной работы со справочной литературой и интернет-ресурсами.

3 мин

10.

Уборка учебной аудитории

Прививает любовь к чистоте и порядку.
























Приложение 1

Вопросы для фронтального опроса



  1. Назовите препараты, которые можно применять при вестибулярной рвоте

  2. К какой фармакологической группе относится касторовое масло? Назовите особенности его действия и применения, механизм действия.

  3. Назовите способы введения, эффекты действия и показания к применению магния сульфата.

  4. К какой фармакологической группе относится смекта? Назовите МНН этого препарата. В чем сходство и различия смекты с антацидными средствами?

  5. Почему применение рвотных средств противопоказано при отравлении: - наркотиками; - кислотами и щелочами.

  6. В качестве рвотных средств чаще применяются препараты центрального или рефлекторного действия и почему?

  7. За счет какого компонента аллохол подавляет процессы брожения в кишечнике?

  8. Какой синтетический препарат способствует и образованию, и выведению желчи?

  9. Назовите растительные желчегонные средства, из каких растений их получают.

  10. В чем разница между лоперамидом и энтерофурилом?

  11. Какие препараты можно рекомендовать при хронических запорах?

  12. Назовите препараты из группы гепатопротекторов. Какую роль в организме они выполняют?























Приложение 2

Тестовый контроль 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»



1 вариант

  1. Классификация холеретиков:

-

-

  1. Синонимы тиэтилперазина, легалона, домперидона:

-

-

  1. Классификация антидиарейных средств, защищающих слизистую кишечника:

-

-

-

  1. Состав аллохола:

-

-

-

-

  1. Пребиотики:

-

-

-

  1. Противопоказания к применению слабительных:

-

-

-

  1. Желчегонные средства:

-

-















Тестовый контроль 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»



2 вариант

  1. Гепатопротекторы:

-

-

-

-

  1. Противорвотный препарат, блокирующий дофаминовые и серотониновые рецепторы, его синонимы:

-

-

-

  1. Виды действия сульфата магния:

-

-

-

-

-

  1. Препараты, содержащие желчные кислоты:

-

-

  1. Препараты, относящиеся к холелитолитикам:

-

-

  1. Рвотное средство центрального действия; способ его введения:

-

-

  1. Антидиарейный препарат, тормозящий перистальтику кишечника и его синоним:

-

-











Тестовый контроль 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»



3 вариант

  1. Синтетические желчегонные средства:

-

-

-

  1. Слабительные средства, действующие на все отделы кишечника:

-

-

-

  1. Противорвотные средства – блокаторы серотониновых рецепторов и их синонимы:

-

-

-

-

  1. Желчегонные средства – холеспазмолитики:

-

-

-

  1. Синонимы домперидона, лактулозы, докузата натрия:

-

-

-

  1. Классификация рвотных средств:

-

-

  1. Показания к применению бактисубтила:

-

-













Тестовый контроль 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»



4 вариант

  1. Противорвотные средства, блокирующие дофаминовые рецепторы:

-

-

-

-

  1. Желчегонные средства из растения куркума, бессмертника песчаного:

-

-

  1. Препараты группы эубиотиков:

-

-

-

-

-

  1. Классификация слабительных по механизму действия:

-

-

-

  1. Противорвотные средства, не действующие на вестибулярную рвоту:

-

-

-

  1. Энтеросорбенты:

-

-

-

















Тестовый контроль 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»



5 вариант


  1. Слабительные средства для ректального введения:

-

-

-

  1. Холеретики растительного происхождения:

-

-

-

-

  1. Укажите виды действия ЛИВ-52:

-

-

-

-

  1. Противорвотный препарат, блокирующий дофаминовые и

серотониновые рецепторы:

-

  1. Механизм действия препарата «Драмина»:

-

-

  1. Препараты при вестибулярной рвоте:

-

-

-

-

-

  1. Фармакологическая группа настойки барбариса:

-













Тестовый контроль 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»



6 вариант



  1. Побочные эффекты лоперамида:

-

-

-

  1. Препараты для растворения холестериновых камней:

-

-

  1. Состав хилака форте:

-

-

-


  1. Синонимы лоперамида и домперидона:

-

-

5. Виды действия гептрала:

-

-

-

6. Показания к применению метоклопрамида:

-

-

-

7.Слабительные препараты, основным компонентом которых является макроголь-4000:

-

-

8. Показания к применению смекты:

-

-











Эталон к тестовому контролю 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»





1 вариант

  1. Классификация холеретиков:

- содержащие желчные кислоты

- растительные препараты

  1. Синонимы тиэтилперазина, легалона, домперидона:

- торекан

- карсил

- мотилиум, мотилак

  1. Классификация антидиарейных средств, защищающих слизистую кишечника:

- вяжущие

- обволакивающие и адсорбирующие

- эубиотики

  1. Состав аллохола:

- сухая желчь

- сухой экстракт чеснока

- сухой экстракт крапивы

- активированный уголь

  1. Пребиотики:

- пантотенат кальция

- памба

- нормазе (дюфалак, лактулоза)

  1. Противопоказания к применению слабительных:

- кишечная непроходимость

- воспалительные процессы в брюшной полости

- острые лихорадочные состояния

  1. Желчегонные средства:

- магния сульфат

- препараты барбариса












Эталон к тестовому контролю 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»





2 вариант



  1. Гепатопротекторы:

- лив - 52

- легалон (карсил)

- гептрал (адеметионин)

- гепабене

  1. Противорвотный препарат, блокирующий дофаминовые и серотониновые рецепторы, его синонимы:

- метоклопрамид

- церукал

- реглан

  1. Виды действия сульфата магния:

- слабительное

- желчегонное

- гипотензивное

- противосудорожное

- наркотическое

  1. Препараты, содержащие желчные кислоты:

- аллохол

- холензим

  1. Препараты, относящиеся к холелитолитикам:

- хенодиол

- урзофальк

  1. Рвотное средство центрального действия; способ его введения:

- апоморфин

- подкожно

  1. Антидиарейный препарат, тормозящий перистальтику кишечника и его синоним:

- лоперамид

- имодиум











Эталон к тестовому контролю 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»





3 вариант

  1. Синтетические желчегонные средства:

- гутталакс

- регулакс пикосульфат

- слабилен

  1. Слабительные средства, действующие на все отделы кишечника:

- магния сульфат

- натрия сульфат

- касторовое масло

  1. Противорвотные средства – блокаторы серотониновых рецепторов и их синонимы:

- ондансетрон

- гранисетрон

- китрил

- зофран

  1. Желчегонные средства – холеспазмолитики:

- атропин

- папаверин

- но-шпа

  1. Синонимы домперидона, лактулозы, докузата натрия:

- мотилиум

- дюфалак

- нормазе

  1. Классификация рвотных средств:

- центрального действия

- рефлекторного действия

  1. Показания к применению бактисубтила:

- острая и хроническая диарея

- дисбактериоз, энтериты, энтероколиты












Эталон к тестовому контролю 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»



4 вариант



  1. Противорвотные средства, блокирующие дофаминовые рецепторы:

- аминазин

- тиэтилперазин

- домперидон

- галоперидол

  1. Желчегонные средства из растения куркума, бессмертника песчаного:

- холагол

- фламин

  1. Препараты группы эубиотиков:

- бифибумбактерин

- хилак-форте

- линекс

- бифиформ

- бактисубтил, энтерол

  1. Классификация слабительных по механизму действия:

- вызывающие химическое раздражение рецепторов кишечника

- вызывающие механическое раздражение рецепторов кишечника

- размягчающие каловые массы

  1. Противорвотные средства, не действующие на вестибулярную рвоту:

- ондансетрон

- гранисетрон

- церукал

  1. Энтеросорбенты:

- уголь активированный

- смекта

- полифепан



















Эталон к тестовому контролю 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»





5 вариант



1. Слабительные средства для ректального введения:

- микролакс

- бисакодил

- норгалакс

  1. Холеретики растительного происхождения:

- холосас

- танацехол

- холагол

- фламин

  1. Укажите виды действия ЛИВ-52:

- гепатопротекторное

- антитоксическое

- противовоспалительное

-желчегонное

- антиоксидантное, антианорексическое

  1. Противорвотный препарат, блокирующий дофаминовые и

серотониновые рецепторы:

- метоклопрамид

5. Механизм действия препарата «Драмина»:

- блокирует м-холинорецепторы

- блокируетН1-гистаминорецепторы

6. Препараты при вестибулярной рвоте:

- аэрон

- драмина

- димедрол, дипразин и др.

- аминазин

- галоперидол, этаперазин, тиэтилперазин, домперидон

7. Фармакологическая группа настойки барбариса:

- желчегонное средство - холекинетик





Эталон к тестовому контролю 2 уровня

по теме: «Лекарственные средства, влияющие на

желудочно- кишечный тракт»



6 вариант



1. Побочные эффекты лоперамида:

- тошнота

- запор

- головокружение

  1. Препараты для растворения холестериновых камней:

- хенодиол

- урзофалк

  1. Состав хилака форте:

-лактобактерии

- стрептококки

- эшерихии

  1. Синонимы лоперамида и домперидона:

- имодиум

- мотилиум

5. Виды действия гептрала:

- холеретическое

- холекинетическое

- антидепрессивное

6. Показания к применению метоклопрамида:

- рвота

- икота

- комплексное лечение язвенной болезни

7. Слабительные препараты, основным компонентом которых является макроголь-4000:

- форлакс

- фортранс

8. Показания к применению смекты:

- диарея

- симптоматическое лечение болей, связанных с заболеваниями пищевода, желудка, 12ти перстной кишки и кишечными коликами





Приложение 3



Выписать в рецептах:

  1. Сульфат магния в качестве желчегонного средства.

  2. Сульфат магния в качестве слабительного средства.

  3. Слабительное средство при хроническом запоре.

  4. Универсальное противорвотное средство.

  5. Антидиарейное средство, тормозящее перистальтику кишечника.

  6. Слабительное средство из группы пребиотиков.

  7. Антидиарейное средство из группы энтеросорбентов.











































Приложение 4

Ситуационные задачи





Задача 1.

В аптеке имеются лекарственные препараты сенаде и рамнил.

Задания: Укажите источники получения препаратов.

Объясните механизм действия, особенности применения.

Возможные осложнения и меры их профилактики.

Подберите аналоги растительного и синтетического происхождения.

Краткие ответы: Препарат сенаде содержит антрагликозиды листьев сенны.

Препарат рамнил содержит антрагликозиды коры крушины ломкой.

Продукты гидролиза антрагликозидов раздражают хеморецепторы кишечника и вызывают усиление перистальтики, оказывая преимущественное влияние на толстый кишечник и вызывая более быстрое его опорожнение. Слабительный эффект наступает через 8-10 часов, препараты принимают при хроническом запоре по 1-2 таблетки на ночь после еды, запивая большим количеством воды.

Возможные осложнения: раздражающее влияние на кишечник (смолистые вещества), дисфункции кишечника (развитие диареи, атония кишечника), привыкание, обезвоживание организма, нарушение обмена веществ.

Аналоги: отвар коры крушины, жидкий и сухой экстракты крушины, сироп крушины, отвар плодов жостера слабительного, таблетки антрасеннина, «сенадексина, глаксены, комбинированные препараты регулакс, кафиол, тисасен, калифиг, морская капуста, ламинарид и ламин и др.



Задача 2.

К фармацевту аптеки обратился пожилой человек. Он приобрёл лекарственный препарат суппозитории бисакодила:

Задания: С какими целями был приобретён данный препарат?

Каковы особенности его применения?

О чём необходимо предупредить посетителя аптеки при отпуске данного препарата?

Назовите фармакологические свойства, показания для применения, особенности применения, противопоказания, осложнения и меры их профилактики, аналоги синтетического и растительного происхождения.

Краткие ответы: Бисакодил оказывает слабительное действие, расщепляясь в щелочном содержимом кишечника и вызывая раздражение рецепторов слизистой оболочки. При приеме внутрь – таблетки – действует обычно через 5-7 часов, при применении ректально – в виде суппозиториев – в течение первого часа.

Назначают при привычных запорах, применяется вечером перед сном

(таблетки, утром вводят одну свечу (можно вечером).

При приеме бисакодила возможны неприятные ощущения и спастические боли в области желедка, частый жидкий стул (при передозировке).

Противопоказания: кишечная непрходимость, ущемленная грыжа, острые воспалительные заболевания жкт, желудочно-кишечные кровотечения.

Аналоги: сенадексин, настой листьев сенны, талетки экстракта сенны сухого, антрасеннин, сенаде (глаксенна), кубики кафиол и регулакс.



Задача 3

Беременная женщина страдает запорами (стул реже чем 1 раз в 3 дня).

Препараты выбора:

Свечи с глицерином,

Отвар коры крушины,

Пикосульфат натрия

Лактулоза,

Глаксена.

Задание:

1. Разделите предложенные ЛП по локализации. 2. Отметьте время наступления послабляющего эффекта; путь введения и рациональное их использование.

3. Назовите последствия длительного применения слабительных (побочные эффекты) и противопоказания к их применению.

Краткие ответы: 1. Предложенные препараты действуют на протяжении толстого кишечника, эффект наступает через 8-10 часов, применяются при хронических запорах.

2 При длительном приеме вызывают привыкание, противопоказаны при непроходимости кишечника и острых воспалительных процессах в кишечнике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!