СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка серии уроков «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработано для конкурса "За нравственный подвиг учителя" в 2018 году.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка серии уроков «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕРИИ УРОКОВ «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром»


Организационная информация

Автор уроков

Котельникова Юлия Евгеньевна

Образовательное учреждение

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского района Санкт-Петербурга

имени Рабиндраната Тагора

Город

Санкт-Петербург

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Класс

4

Продолжительность уроков

3 урока по 45 минут

Темы уроков


Заповеди Блаженств (часть 1)

Заповеди Блаженств (часть 2)

Нагорная проповедь

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2017


Методическая информация урока «Заповеди Блаженств (часть 1)»

Классификация урока

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ведущая технология: технология модерации с применением активных методов обучения.

Цели урока


Цель урока: Создать условия для:

- формирования у обучающихся понятий по теме «Заповеди Блаженство» (предметные ЗУН);

- развития умения анализировать информацию, делать выводы, аргументировать свою позицию (метапредметные достижения);

- формирования духовно-нравственных ориентиров в ситуации нравственного выбора, воспитания чувства общности со своим народом (личностные).

Задачи уроки

Задачи по содержанию:

Образовательные:

- обеспечить ознакомление обучающихся с понятиями «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды»;

Развивающие:

- продолжить развитие логического мышления обучающихся, проявляющееся в способности анализировать информацию, строить логические высказывания, обобщать полученные знания;

Воспитательные:

- продолжить формирования у обучающихся сознательного отношения к своим поступкам на основе заповедей Блаженств.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока

Актуализация:

  1. Понятия «Ветхий Завет», «Новый завет»;

  2. Содержание заповедей Ветхого Завета.

Усвоение новых знаний, умений:

  1. Понятия «блаженство», «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды»;

  2. Соотнесение реальных ситуаций с текстом заповедей Блаженств.

УУД

Личностные:

- личностное самоопределение.

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

- саморегуляция.

- планирование;

- контроль;

- оценка.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- поиск и выделение необходимой информации;

- подведение под понятие;

- смысловое чтение;

- структурирование знаний;

- контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- умение слушать и вступать в диалог;

- учёт позиции других людей;

- планирование учебного сотрудничества.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

I. Видеоролик о различиях Законов Ветхого и Нового Завета.

II. Оформление доски:

1) рисунок дерева без листьев (см. Приложение №1);

2) текст заповедей;

3) карточка с цитатой Ш. де Костера «Счастлив тот, кто в черные дни сохранит чистоту сердца» (вывешивается на этапе «Подведение итогов»).

III. Индивидуальный комплект материалов:

1) рабочий лист (см. Приложение №2);

2) карточка с ситуацией для пантомимы («белая карточка», для этапа «Инициация»);

3) карточка с фрагментом понятия из заповедей («оранжевая карточка», для этапа «Интерактивная лекция + разминка»);

4) карточки «Дерево без листьев» и «Дерево с листьями» (для этапов «Формирование ожиданий обучающихся» и «Рефлексия»).

IV. Материалы на пару обучающихся:

1) карточки с текстом (см. Приложение №3, для этапа «Проработка содержания»);

2) комплект «листьев» для «дерева» с липкой частью («зелёная карточка», для этапа «Проработка содержания»).











Технологическая карта урока:

Этап урока. Содержание этапа. Регламент.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Диагностика результатов этапа

УУД, формируемые на этапе урока

Инициация. Создание атмосферы доверия.

2 мин.

Предлагает из индивидуального комплекта материалов взять «белую карточку», прочитать ситуацию на ней и без слов изобразить чувства.

Варианты ситуаций:

  1. Ты сегодня получил «5» на каждом уроке.

  2. Ты давно хотел щенка, и тебе его подарили.

  3. Твоя команда заняла первое место.

  4. Ты получил подарок, о котором давно мечтал.

  5. Ты очень долго ждал маму и уже волновался, и вот она пришла.

  6. Ты помирился с другом.

  7. Сегодня тебе удалось сделать всё, что хотел.

  8. Ты занял первое место на соревновании.

  9. В этой четверти ты – отличник!

  10. Исполнилось твоё заветное желание.

- Изображают чувства, возникающие в предложенной ситуации.

- Переводят испытываемые эмоции в вербальную форму, называют чувство.

(Счастье)

Толкование пантомимы как «очень большая радость, счастье».

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Вхождение в тему. Формулирование темы урока.

4 мин.

- Демонстрирует видеоролик о различиях Законов Ветхого и Нового Заветов.

- Организует беседу после просмотра.

Вопросы:

1. О чём рассказывается в просмотренном видеосюжете?

2. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

3. Как можно сформулировать тему урока?

- Подводит обучающихся к теме разговора «Заповеди Блаженств».

- Предлагает записать тему урока в Рабочий лист.

- Смотрят внимательно предложенный учителем видеоролик.

- Участвуют в обсуждении по вопросам учителя.

Предполагаемый ответ:

В видеоролике рассказано о заповедях. Они были даны и в Ветхом, и в Новом Завете. Выполнение заповедей ведёт к Блаженству. Значит, мы будем говорить о заповедях Блаженств.

- Формулируют и записывают в Рабочий лист тему урока: «Заповеди Блаженств».

Правильно сформулированная тема урока.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- учёт позиции других людей;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока)

2 мин.

Предлагает определить своё отношение к теме урока с помощью карточек из индивидуального комплекта материалов: «Дерево без листьев» (эта тема мне в жизни не пригодится) и «Дерево с листьями» (эта тема очень важна в жизни человека). Соответствующую карточку надо прикрепить на доску.

Вешают на доску выбранную ими карточку в зависимости от индивидуальных ожиданий. На доске образуется общая картина ожиданий.


На карточках наглядно представлен выбор учащихся.

Личностные:

- личностное самоопределение.

Регулятивные:

- саморегуляция.

Интерактивная лекция + разминка. Изучение новой темы + снятие усталости и напряжения.10 мин.

- Предлагает вспомнить фрагмент, показанный в начале урока, и пересказать его содержание; подводит обучающихся к формулированию понятия «блаженный».

- Предлагает записать в Рабочий лист значение слова «блаженный»: блаженный - счастливый (задание №1).

- Просит прочитать в Рабочем листе текст Заповедей Блаженств, с которыми сегодня будет проводиться работа, и подчеркнуть новые слова.

- Обращает внимание на «оранжевые карточки» - части некого целого, предлагает найти самостоятельно недостающие фрагменты и составить лист, на котором сформулировано понятие («нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды»).

- Предлагает коротко зафиксировать информацию об этих понятиях в Рабочем листе (задание №1).

- Пытаются пересказать содержание видеоролика, формулируют понятие «блаженный» как «счастливый».

- Перемещаясь по классу, находят недостающие части к своему фрагменту, собирают лист с определением понятия.

- Один обучающийся от группы выходит к доске, зачитывает определение.

- Остальные кратко записывают полученные определения в свой Рабочий лист (задание №1).

- Правильность толкования слова «блаженный»,

- Правильность сбора информации о понятиях «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды».

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- подведение под понятие;

- смысловое чтение.

Коммуникативные:

- учёт позиции других людей;

- умение слушать и вступать в диалог.

Проработка содержания. Работа с текстом карточек и рисунком дерева на доске. 15 мин.

- Из раздаточных материалов, общих для каждой парты, предлагает взять карточку с текстом, прочитать его, обратив внимание на выделенный фрагмент, проанализировать текст на предмет соответствия определённой заповеди.

В задании №2 Рабочего листа для самоконтроля предложен алгоритм действий (рекомендуется для визуалов)

- Проходит по рядам, контролирует правильность выполнения работы (соотнесение выводов с текстами заповедей), корректирует.

- Предлагает записать полученный в результате работы вывод на «зелёной карточке», выйти к доске и приклеить к соответствующей «ветви» заповедей (на доске до начала урока вывешен рисунок дерева без листьев).

- Организовывает обсуждение результатов работы, просит в Рабочем листе к каждому выводу выразить свое отношение с помощью условных значков (задание №3).

- В паре анализируют содержание карточек на предмет соответствия определённым заповедям, записывают вывод на зеленой карточке.

- Приклеивают карточки с выводами к соответствующим «ветвям» заповедей («нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды») Так дерево заповедей покрывается листьями.

- Слушают выводы других обучающихся и отображают своё отношение к прослушанному в Рабочем листе с помощью условных значков (задание №3).

-Логичное обоснование своего выбора (для отвечающих);

- Символическое отображение отношения к прослушанным выводам (для слушающих).

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

- планирование;

- контроль;

- оценка.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- смысловое чтение.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- планирование учебного сотрудничества.

Резерв времени: 5 минут

Подведение итогов.

5 мин.

- Предлагает проанализировать фразу «Счастлив тот, кто в черные дни сохранит чистоту сердца» (Шарль де Костер) на предмет соответствия теме урока. Цитата вывешивается на доску.

- Обращает внимание учащихся на «деревья без листьев» и «деревья с листьями», которые выразили их отношение к теме урока (см. этап «Формирование ожиданий обучающихся»).

Возможный вопрос:

Являются ли заповеди Блаженств чем-то чуждым нашей жизни?

- Истолковывают смысл фразы.

Ответ: «Кто живёт в согласии со своей душой, чувствует себя счастливым».

Личностные:

- личностное самоопределение;

- нравственно-этическая ориентация.

Познавательные:

- структурирование знаний.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение слушать и вступать в диалог.

Рефлексия. Осмысление деятельности.

2 мин.

- Предлагает обучающимся высказать сейчас (после изучения материала) своё отношение к теме словесно и/или заменив карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске.

- Благодарит за урок, выражает свое отношение к совместной работе на уроке.

Могут заменить свою карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске, выразив тем самым изменение отношения к обсуждаемой теме.

Хорошо, если «Деревьев с листьями» стало больше / не стало меньше.

Личностные:

- личностное самоопределение.

Познавательные:

- контроль и оценка процессов и результатов деятельности.





Методическая информация урока «Заповеди Блаженств (часть 2)»

Классификация урока

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ведущая технология: технология модерации с применением активных методов обучения.

Цели урока


Цель урока: Создать условия для:

- формирования у обучающихся понятий по теме «Заповеди Блаженство» (предметные ЗУН);

- развития умения анализировать информацию, делать выводы, аргументировать свою позицию (метапредметные достижения);

- формирования духовно-нравственных ориентиров в ситуации нравственного выбора, воспитания чувства общности со своим народом (личностные).

Задачи уроки

Задачи по содержанию:

Образовательные:

- обеспечить актуализацию обучающимися понятий «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды»;

- обеспечить ознакомление обучающихся с понятиями «милость», «чистое сердце», «миротворец», «изгнанный за правду»;

Развивающие:

- продолжить развитие логического мышления обучающихся, проявляющееся в способности анализировать информацию, строить логические высказывания, обобщать полученные знания;

Воспитательные:

- продолжить формирования у обучающихся сознательного отношения к своим поступкам на основе заповедей Блаженств.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока

Актуализация:

  1. Понятия «блаженство», «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды».

Усвоение новых знаний, умений:

  1. Понятия «милость», «чистое сердце», «миротворец», «изгнанный за правду»;

  2. Соотнесение реальных ситуаций с текстом заповедей Блаженств.

УУД

Личностные:

- личностное самоопределение.

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

- саморегуляция.

- планирование;

- контроль;

- оценка.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- поиск и выделение необходимой информации;

- подведение под понятие;

- смысловое чтение;

- структурирование знаний;

- контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- умение слушать и вступать в диалог;

- учёт позиции других людей;

- планирование учебного сотрудничества.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

I. Презентация с изображениями икон.

II. Оформление доски:

1) рисунок дерева (см. Приложение №1), частично заполненный на прошлом уроке;

2) текст заповедей (вывесить на доску после этапа «Инициация»);

3) рисунок «Пророчество старца Анатолия Оптинского о возрождении Святой Руси» (вывешивается на этапе «Подведение итогов») (см. Приложение №4).

III. Индивидуальный комплект материалов:

1) рабочий лист (см. Приложение №5);

2) карточки-рисунки «Дерево без листьев» и «Дерево с листьями» (для этапов «Формирование ожиданий обучающихся» и «Рефлексия»);

3) комплект «листьев» для «дерева» с липкой частью («зелёная карточка», для этапа «Проработка содержания»).

IV. Материалы у отдельных учащихся:

- сообщения о святой преподобномученице великой княгине Елизавете, преподобном Александре Свирском, святителе Алексии, святом пророке Илии, святых Царственных Страстотерпцах (предварительная подготовка для этапа «Проработка содержания»).

V. Материалы на группу для этапа «Инициация»:

- карточка с фрагментом заповеди, изученной на прошлом уроке (8 штук).

VI. Материалы на группу для этапа «Интерактивная лекция + разминка»:

    1. словарь В.И.Даля, словарь С.И.Ожегова;

    2. иллюстрация о чистом сердце (см. Приложение №6);

    3. карточка с вопросами (см. Приложение №7);

    4. текст песни С.Копыловой «Плотник».




Технологическая карта урока:

Этап урока. Содержание этапа. Регламент.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Диагностика результатов этапа

УУД, формируемые на этапе урока

Предварительная организация коллектива:

Обучающиеся сидят восемью группами. У каждой группы – фрагмент заповеди, изученной на прошлом уроке.

Инициация. Создание атмосферы доверия.

2 мин.

Предлагает показать свой фрагмент остальным группам, найти недостающую часть и прикрепить на доску полный текст изученных заповедей.

Ищут недостающую часть записи и прикрепляют на доску полный текст изученных заповедей.

Правильно собранные фрагменты.

Познавательные:

- поиск необходимой информации;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

Вхождение в тему. Формулирование темы урока.

2 мин.

- Предварительно распределить темы сообщений.

- Обращает внимание на рисунок дерева, частично «покрытый» листьями (результат работы на прошлом уроке), и предлагает оценить полноту выполненной работы.

- Предлагает записать тему урока в Рабочий лист.

- Предварительный этап: подготовка сообщения о святой преподобномученице великой княгине Елизавете, преподобном Александре Свирском, святителе Алексии, святом пророке Илии, святых Царственных Страстотерпцах.

- Рассматривают предложенный рисунок, отмечая, что не все «ветви» с листьями, а, следовательно, нужно продолжить изучение Заповедей Блаженств.

- Записывают в Рабочий лист тему урока.

- Готовность сообщений.

- Правильно сформулированная тема урока.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- учёт позиции других людей;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока)

2 мин.

Предлагает определить своё отношение к теме урока с помощью карточек из индивидуального комплекта: «Дерево без листьев» (выполнения заповедей мало для улучшения мира) и «Дерево с листьями» (выполняя заповеди, можно сделать мир лучше) и прикрепить соответствующую карточку на доску.

Вешают на доску выбранную ими карточку-рисунок в зависимости от индивидуальных ожиданий. На доске образуется общая картина ожиданий.


На карточках наглядно представлен выбор учащихся.

Личностные:

- личностное самоопределение.

Регулятивные:

- саморегуляция.

Интерактивная лекция + разминка. Изучение новой темы + снятие усталости и напряжения. 10 мин.

- Просит прочитать в Рабочем листе текст Заповедей Блаженств, с которыми сегодня будет проводиться работа, и подчеркнуть новые слова.

- Организовывает объединение обучающихся в 4 группы, даёт группе задание.

- Предлагает коротко зафиксировать информацию о новых словах в Рабочем листе (задание №1).

- Группа должна выбрать способ работы по сбору информации о новых словах (иллюстрации, вопросы, работа со словарём, чтение текста) и получить материалы для работы.

- Один обучающийся от группы выходит к доске, зачитывает определение.

- Остальные кратко записывают полученные определения в свой Рабочий лист (задание №1).

Правильность сбора информации о понятиях «милость», «чистое сердце», «миротворец», «изгнанный за правду».

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- подведение под понятие;

- смысловое чтение.

Коммуникативные:

- учёт позиции других людей;

- умение слушать и вступать в диалог.

Проработка содержания. Работа с сообщениями, презентацией и рисунком дерева на доске. 20 мин.

- Просит внимательно послушать подготовленные обучающимися сообщения (предварительный этап), соотнести поведение святого с изучаемыми заповедями.

- Демонстрирует кадры презентации с изображениями икон.

В задании №2 Рабочего листа для самоконтроля предложен алгоритм действий (рекомендуется для визуалов)

- Предлагает записать полученный в результате работы вывод на «зелёной карточке», выйти к доске и приклеить к соответствующей «ветви» заповедей.

- Организовывает обсуждение результатов работы, просит в Рабочем листе выразить свое мнение с помощью условных значков (задание №3).

- Анализируют прослушанные сообщения на предмет соответствия определённым заповедям, записывают вывод на зеленой карточке.

- Приклеивают карточки с выводами к соответствующим «ветвям» заповедей («милостивые», «чистые сердцем», «миротворцы», «изгнанные за правду», «вы»). На этом уроке дерево заповедей должно покрыться листьями полностью.

- Слушают выводы других обучающихся и отображают своё отношение к прослушанному в Рабочем листе с помощью условных значков (задание №3).

-Логичное обоснование своего выбора (для отвечающих);

- Символическое отображение отношения к прослушанным выводам (для слушающих).

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

- планирование;

- контроль;

- оценка.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- планирование учебного сотрудничества.

Резерв времени: 2 минут

Подведение итогов.

5 мин.

- Предлагает на основании рисунка попробовать рассказать, в чём состоит пророчество старца Анатолия Оптинского, и объяснить, как оно соотносится с темой урока. Рисунок вывешивается на доску.

- Пытаются рассказать суть пророчества старца Анатолия Оптинского и соотнести его с темой урока.

Ответ, что Русь пережила тяжёлое время, когда религия не была в почёте. Но даже в это время оставались верующие. Возрождение Руси неразрывно связано с возрождением Веры.

Личностные:

- личностное самоопределение;

- нравственно-этическая ориентация.

Познавательные:

- структурирование знаний.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия. Осмысление деятельности.

2 мин.

- Предлагает обучающимся высказать сейчас (после изучения материала) своё отношение к теме словесно и/или заменив карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске.

- Благодарит за урок, выражает свое отношение к совместной работе на уроке.

Могут заменить свою карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске, выразив тем самым изменение отношения к обсуждаемой теме.

Хорошо, если «Деревьев с листьями» стало больше / не стало меньше.

Личностные:

- личностное самоопределение.

Познавательные:

- контроль и оценка процессов и результатов деятельности.



Методическая информация урока «Нагорная проповедь»

Классификация урока

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ведущая технология: технология модерации с применением активных методов обучения.

Цели урока


Цель урока: Создать условия для:

- формирования у обучающихся понятий по теме «Нагорная проповедь» (предметные ЗУН);

- развития умения анализировать информацию, делать выводы, аргументировать свою позицию (метапредметные достижения);

- формирования духовно-нравственных ориентиров в ситуации нравственного выбора, воспитания чувства общности со своим народом (личностные).

Задачи уроки

Задачи по содержанию:

Образовательные:

- обеспечить ознакомление учащихся с основными положениями «Нагорной проповеди»;

Развивающие:

- продолжить развитие логического мышления обучающихся, проявляющееся в способности анализировать информацию, строить логические высказывания, обобщать полученные знания;

Воспитательные:

- продолжить формирования у обучающихся сознательного отношения к своим поступкам на основе текста Нагорной проповеди.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят др. ученики/коллектив в ходе урока/ занятия/мероприятия

Актуализация:

  1. Понятие «Заповеди Блаженств»;

Усвоение новых знаний, умений:

  1. Понятия «Нагорная проповедь», «Золотое правило нравственности»;

  2. Соотнесение реальных ситуаций с текстом «Нагорной проповеди».

УУД

Личностные:

- личностное самоопределение.

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

- саморегуляция;

- планирование;

- контроль;

- оценка.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- поиск и выделение необходимой информации;

- подведение под понятие;

- смысловое чтение;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение слушать и вступать в диалог;

- учёт позиции других людей;

- планирование учебного сотрудничества.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

I. Видеоролик о Нагорной проповеди.

II. Оформление доски:

    1. рисунок дерева (см. Приложение №1), заполненный «листьями» на предыдущих уроках;

    2. «Золотое правило» (вывешивается в конце этапа «Проработка содержания»).

III. Индивидуальный комплект материалов:

1) рабочий лист (см. Приложение №8);

2) карточки-рисунки «Дерево без листьев» и «Дерево с листьями» (для этапов «Формирование ожиданий обучающихся» и «Рефлексия»).

IV. Материалы на пару обучающихся:

- карточка с действием («белая карточка», для этапа «Инициация»).

V. Материалы на группу:

1) тексты изречений из «Нагорной проповеди» (см. Приложение №9);

2) текст В.Осеевой для инсценировки (для этапа «Проработка содержания»): «Три товарища», «Кто наказал его?», «Обидчики».













Технологическая карта урока:

Этап урока. Содержание этапа. Регламент.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Диагностика результатов этапа

УУД, формируемые на этапе урока

Инициация. Создание атмосферы доверия.

2 мин.

- Организовывает работу в парах: один обучающийся должен прочитать на «белой карточке», какое действие надо выполнить, совершает его; второй обучающийся повторяет его.

Варианты действий:

  1. Взять товарища за руку.

  2. Положить руку товарищу на плечо.

  3. Обнять товарища.

  4. Погладить товарища по голове.

Первый обучающийся:

- читает про себя, какое действие нужно выполнить;

- производит его.

Второй обучающийся:

- выполняет то же действие.

Партнёры в парах действуют одинаково.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества.

Вхождение в тему. Формулирование темы урока.

4 мин.

- Показывает рисунок дерева, заполненный «листьями» на прошлых уроках.

Вопрос:

Все ли секреты правильной жизни содержатся в заповедях?

- Предлагает посмотреть ролик и найти в нём ответ на поставленный вопрос.

- Подводит обучающихся к факту, что Заповеди Блаженств – только часть проповеди Иисуса Христа.

- Предлагает записать тему урока в Рабочий лист.

- Выдвигают гипотезу по вопросу «Все ли секреты правильной жизни содержатся в заповедях?»

- Смотрят внимательно предложенный учителем видеоролик и подтверждают / опровергают свою гипотезу.

- Формулируют и записывают в Рабочий лист тему урока: «Нагорная проповедь».

Правильно сформулированная тема урока.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- учёт позиции других людей;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока)

2 мин.

Предлагает определить своё отношение к теме урока с помощью карточек из индивидуального комплекта материалов: «Дерево без листьев» (эта тема мне в жизни не пригодится) и «Дерево с листьями» (эта тема очень важна в жизни человека). Соответствующую карточку надо прикрепить на доску.

Вешают на доску выбранную ими карточку в зависимости от индивидуальных ожиданий. На доске образуется общая картина ожиданий.


На карточках наглядно представлен выбор учащихся.

Личностные:

- личностное самоопределение.

Регулятивные:

- саморегуляция.

Интерактивная лекция. Изучение новой темы. 12 мин.

- Предлагает поделиться на 3 команды в соответствии с цветом индивидуального пакета материалов.

- Даёт задание команде:

1. Прочитать высказывание;

2. Обсудить его смысл.

- После отчёта каждой команды ориентирует обучающихся на индивидуальную работу с Рабочим листом (задание №1-3), с последующей проверкой полученных выводов.

- Находят товарищей по команде;

- Выполняют командное задание;

- Один обучающийся от команды зачитывает высказывание и формулирует его смысл;

- После каждого отчёта дополняет выводы в Рабочем листе.

- Правильно сформулированные выводы устно и в Рабочем листе.

Познавательные:

- смысловое чтение;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

- учёт позиции других людей;

- умение слушать и вступать в диалог.

Разминка + Проработка содержания. Снятие усталости и напряжения + Инсценировка текста. 18 мин.

- Организует группировку учащихся в 3 команды (как в начале этапа «Интерактивная лекция») и предлагает инсценировать рассказ.

- Перед просмотром инсценировок ориентирует обучающихся на внимательный просмотр с целью формулирования вывода о правильном поведении в подобной ситуации.

- Предлагает обобщить полученные выводы, подводя обучающихся к формулированию «Золотого правила нравственности».

- В команде инсценируют предложенный рассказ, показывают его другим командам.

- Формулируют выводы по всем рассказам, стараются сформулировать общее правило.

- Записывают в Рабочий лист «Золотое правило нравственности» (задание №4).

Формулирование вывода, близкого по смыслу к «Золотому правилу нравственности».

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

- планирование;

- контроль;

- оценка.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- подведение под понятие;

- смысловое чтение.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- планирование учебного сотрудничества.

Резерв времени: 2 минуты

Подведение итогов.

3 мин.

- Предлагает проанализировать ситуацию из «Маленького принца» А.де Сент-Экзюпери на предмет соответствия теме урока.

Король предлагает Маленькому принцу остаться на его планете и быть судьей. Маленький принц возразил: «Но ведь здесь некого судить!». «Тогда суди самого себя» - сказал Король – «Это самое трудное. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, поистине мудр».

- (после анализа ситуации) «Ещё говорят, что надо не только научиться не осуждать, но и научиться оправдывать». (Можно предложить обучающимся написать эссе о смысле такого поведения.)

- Высказывают свою аргументированную точку зрения по ситуации из «Маленького принца».

Жизненное правило:

- Прежде чем осудить кого-то, скажи себе: «А сам какой?!» И вспомни свой грех. Всегда есть, что вспомнить, если ты стараешься быть внимательным к себе.

Личностные:

- личностное самоопределение;

- нравственно-этическая ориентация.

Познавательные:

- структурирование знаний.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение слушать и вступать в диалог.

Рефлексия. Осмысление деятельности.

2 мин.

- Предлагает обучающимся высказать сейчас (после изучения материала) своё отношение к теме словесно и/или заменив карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске.

- Благодарит за урок, выражает свое отношение к совместной работе на уроке.

Могут заменить свою карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске, выразив тем самым изменение отношения к обсуждаемой теме.

Хорошо, если «Деревьев с листьями» стало больше / не стало меньше.

Личностные:

- личностное самоопределение.

Познавательные:

- контроль и оценка процессов и результатов деятельности.


Библиография

  1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012

  2. Мороз А.А., Берсенева Т.А. Добрые уроки-наставления: учеб.пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов. – М.: ООО ИД «Покров ПРО», 2014.

  3. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Составитель: Т.А.Берсенева. . – М.: ООО ИД «Покров ПРО», 2014.

  4. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс: методическое пособие / Т.А.Берсенева; под общ.ред.священника А.А.Мороза. - М.: ООО ИД «Покров ПРО», 2014.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!