Организационная информация |
Автор уроков | Котельникова Юлия Евгеньевна |
Образовательное учреждение | Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора |
Город | Санкт-Петербург |
Предмет | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. |
Класс | 4 |
Продолжительность уроков | 3 урока по 45 минут |
Темы уроков | Заповеди Блаженств (часть 1) Заповеди Блаженств (часть 2) Нагорная проповедь |
Автор учебника, по которому ведётся обучение | Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2017 |
|
Методическая информация урока «Заповеди Блаженств (часть 1)» |
Классификация урока | Тип урока: урок открытия нового знания. Ведущая технология: технология модерации с применением активных методов обучения. |
Цели урока | Цель урока: Создать условия для: - формирования у обучающихся понятий по теме «Заповеди Блаженство» (предметные ЗУН); - развития умения анализировать информацию, делать выводы, аргументировать свою позицию (метапредметные достижения); - формирования духовно-нравственных ориентиров в ситуации нравственного выбора, воспитания чувства общности со своим народом (личностные). |
Задачи уроки | Задачи по содержанию: Образовательные: - обеспечить ознакомление обучающихся с понятиями «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды»; Развивающие: - продолжить развитие логического мышления обучающихся, проявляющееся в способности анализировать информацию, строить логические высказывания, обобщать полученные знания; Воспитательные: - продолжить формирования у обучающихся сознательного отношения к своим поступкам на основе заповедей Блаженств. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока | Актуализация: Понятия «Ветхий Завет», «Новый завет»; Содержание заповедей Ветхого Завета. Усвоение новых знаний, умений: Понятия «блаженство», «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды»; Соотнесение реальных ситуаций с текстом заповедей Блаженств. |
УУД | Личностные: - личностное самоопределение. - нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: - саморегуляция. - планирование; - контроль; - оценка. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение гипотез и их обоснование; - поиск и выделение необходимой информации; - подведение под понятие; - смысловое чтение; - структурирование знаний; - контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - умение слушать и вступать в диалог; - учёт позиции других людей; - планирование учебного сотрудничества. |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока | I. Видеоролик о различиях Законов Ветхого и Нового Завета. II. Оформление доски: 1) рисунок дерева без листьев (см. Приложение №1); 2) текст заповедей; 3) карточка с цитатой Ш. де Костера «Счастлив тот, кто в черные дни сохранит чистоту сердца» (вывешивается на этапе «Подведение итогов»). III. Индивидуальный комплект материалов: 1) рабочий лист (см. Приложение №2); 2) карточка с ситуацией для пантомимы («белая карточка», для этапа «Инициация»); 3) карточка с фрагментом понятия из заповедей («оранжевая карточка», для этапа «Интерактивная лекция + разминка»); 4) карточки «Дерево без листьев» и «Дерево с листьями» (для этапов «Формирование ожиданий обучающихся» и «Рефлексия»). IV. Материалы на пару обучающихся: 1) карточки с текстом (см. Приложение №3, для этапа «Проработка содержания»); 2) комплект «листьев» для «дерева» с липкой частью («зелёная карточка», для этапа «Проработка содержания»). |
Этап урока. Содержание этапа. Регламент. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Диагностика результатов этапа | УУД, формируемые на этапе урока |
Инициация. Создание атмосферы доверия. 2 мин. | Предлагает из индивидуального комплекта материалов взять «белую карточку», прочитать ситуацию на ней и без слов изобразить чувства. Варианты ситуаций: Ты сегодня получил «5» на каждом уроке. Ты давно хотел щенка, и тебе его подарили. Твоя команда заняла первое место. Ты получил подарок, о котором давно мечтал. Ты очень долго ждал маму и уже волновался, и вот она пришла. Ты помирился с другом. Сегодня тебе удалось сделать всё, что хотел. Ты занял первое место на соревновании. В этой четверти ты – отличник! Исполнилось твоё заветное желание. | - Изображают чувства, возникающие в предложенной ситуации. - Переводят испытываемые эмоции в вербальную форму, называют чувство. (Счастье) | Толкование пантомимы как «очень большая радость, счастье». | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Вхождение в тему. Формулирование темы урока. 4 мин. | - Демонстрирует видеоролик о различиях Законов Ветхого и Нового Заветов. - Организует беседу после просмотра. Вопросы: 1. О чём рассказывается в просмотренном видеосюжете? 2. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? 3. Как можно сформулировать тему урока? - Подводит обучающихся к теме разговора «Заповеди Блаженств». - Предлагает записать тему урока в Рабочий лист. | - Смотрят внимательно предложенный учителем видеоролик. - Участвуют в обсуждении по вопросам учителя. Предполагаемый ответ: В видеоролике рассказано о заповедях. Они были даны и в Ветхом, и в Новом Завете. Выполнение заповедей ведёт к Блаженству. Значит, мы будем говорить о заповедях Блаженств. - Формулируют и записывают в Рабочий лист тему урока: «Заповеди Блаженств». | Правильно сформулированная тема урока. | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - учёт позиции других людей; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока) 2 мин. | Предлагает определить своё отношение к теме урока с помощью карточек из индивидуального комплекта материалов: «Дерево без листьев» (эта тема мне в жизни не пригодится) и «Дерево с листьями» (эта тема очень важна в жизни человека). Соответствующую карточку надо прикрепить на доску. | Вешают на доску выбранную ими карточку в зависимости от индивидуальных ожиданий. На доске образуется общая картина ожиданий. | На карточках наглядно представлен выбор учащихся. | Личностные: - личностное самоопределение. Регулятивные: - саморегуляция. |
Интерактивная лекция + разминка. Изучение новой темы + снятие усталости и напряжения.10 мин. | - Предлагает вспомнить фрагмент, показанный в начале урока, и пересказать его содержание; подводит обучающихся к формулированию понятия «блаженный». - Предлагает записать в Рабочий лист значение слова «блаженный»: блаженный - счастливый (задание №1). - Просит прочитать в Рабочем листе текст Заповедей Блаженств, с которыми сегодня будет проводиться работа, и подчеркнуть новые слова. - Обращает внимание на «оранжевые карточки» - части некого целого, предлагает найти самостоятельно недостающие фрагменты и составить лист, на котором сформулировано понятие («нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды»). - Предлагает коротко зафиксировать информацию об этих понятиях в Рабочем листе (задание №1). | - Пытаются пересказать содержание видеоролика, формулируют понятие «блаженный» как «счастливый». - Перемещаясь по классу, находят недостающие части к своему фрагменту, собирают лист с определением понятия. - Один обучающийся от группы выходит к доске, зачитывает определение. - Остальные кратко записывают полученные определения в свой Рабочий лист (задание №1). | - Правильность толкования слова «блаженный», - Правильность сбора информации о понятиях «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды». | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - подведение под понятие; - смысловое чтение. Коммуникативные: - учёт позиции других людей; - умение слушать и вступать в диалог. |
Проработка содержания. Работа с текстом карточек и рисунком дерева на доске. 15 мин. | - Из раздаточных материалов, общих для каждой парты, предлагает взять карточку с текстом, прочитать его, обратив внимание на выделенный фрагмент, проанализировать текст на предмет соответствия определённой заповеди. В задании №2 Рабочего листа для самоконтроля предложен алгоритм действий (рекомендуется для визуалов) - Проходит по рядам, контролирует правильность выполнения работы (соотнесение выводов с текстами заповедей), корректирует. - Предлагает записать полученный в результате работы вывод на «зелёной карточке», выйти к доске и приклеить к соответствующей «ветви» заповедей (на доске до начала урока вывешен рисунок дерева без листьев). - Организовывает обсуждение результатов работы, просит в Рабочем листе к каждому выводу выразить свое отношение с помощью условных значков (задание №3). | - В паре анализируют содержание карточек на предмет соответствия определённым заповедям, записывают вывод на зеленой карточке. - Приклеивают карточки с выводами к соответствующим «ветвям» заповедей («нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды») Так дерево заповедей покрывается листьями. - Слушают выводы других обучающихся и отображают своё отношение к прослушанному в Рабочем листе с помощью условных значков (задание №3). | -Логичное обоснование своего выбора (для отвечающих); - Символическое отображение отношения к прослушанным выводам (для слушающих). | Личностные: - нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: - планирование; - контроль; - оценка. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - смысловое чтение. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - планирование учебного сотрудничества. |
Резерв времени: 5 минут |
Подведение итогов. 5 мин. | - Предлагает проанализировать фразу «Счастлив тот, кто в черные дни сохранит чистоту сердца» (Шарль де Костер) на предмет соответствия теме урока. Цитата вывешивается на доску. - Обращает внимание учащихся на «деревья без листьев» и «деревья с листьями», которые выразили их отношение к теме урока (см. этап «Формирование ожиданий обучающихся»). Возможный вопрос: Являются ли заповеди Блаженств чем-то чуждым нашей жизни? | - Истолковывают смысл фразы. | Ответ: «Кто живёт в согласии со своей душой, чувствует себя счастливым». | Личностные: - личностное самоопределение; - нравственно-этическая ориентация. Познавательные: - структурирование знаний. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение слушать и вступать в диалог. |
Рефлексия. Осмысление деятельности. 2 мин. | - Предлагает обучающимся высказать сейчас (после изучения материала) своё отношение к теме словесно и/или заменив карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске. - Благодарит за урок, выражает свое отношение к совместной работе на уроке. | Могут заменить свою карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске, выразив тем самым изменение отношения к обсуждаемой теме. | Хорошо, если «Деревьев с листьями» стало больше / не стало меньше. | Личностные: - личностное самоопределение. Познавательные: - контроль и оценка процессов и результатов деятельности. |
Методическая информация урока «Заповеди Блаженств (часть 2)» |
Классификация урока | Тип урока: урок открытия нового знания. Ведущая технология: технология модерации с применением активных методов обучения. |
Цели урока | Цель урока: Создать условия для: - формирования у обучающихся понятий по теме «Заповеди Блаженство» (предметные ЗУН); - развития умения анализировать информацию, делать выводы, аргументировать свою позицию (метапредметные достижения); - формирования духовно-нравственных ориентиров в ситуации нравственного выбора, воспитания чувства общности со своим народом (личностные). |
Задачи уроки | Задачи по содержанию: Образовательные: - обеспечить актуализацию обучающимися понятий «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды»; - обеспечить ознакомление обучающихся с понятиями «милость», «чистое сердце», «миротворец», «изгнанный за правду»; Развивающие: - продолжить развитие логического мышления обучающихся, проявляющееся в способности анализировать информацию, строить логические высказывания, обобщать полученные знания; Воспитательные: - продолжить формирования у обучающихся сознательного отношения к своим поступкам на основе заповедей Блаженств. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока | Актуализация: Понятия «блаженство», «нищие духом», «плачущие», «кроткие», «алчущие и жаждущие правды». Усвоение новых знаний, умений: Понятия «милость», «чистое сердце», «миротворец», «изгнанный за правду»; Соотнесение реальных ситуаций с текстом заповедей Блаженств. |
УУД | Личностные: - личностное самоопределение. - нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: - саморегуляция. - планирование; - контроль; - оценка. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; - поиск и выделение необходимой информации; - подведение под понятие; - смысловое чтение; - структурирование знаний; - контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - умение слушать и вступать в диалог; - учёт позиции других людей; - планирование учебного сотрудничества. |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока | I. Презентация с изображениями икон. II. Оформление доски: 1) рисунок дерева (см. Приложение №1), частично заполненный на прошлом уроке; 2) текст заповедей (вывесить на доску после этапа «Инициация»); 3) рисунок «Пророчество старца Анатолия Оптинского о возрождении Святой Руси» (вывешивается на этапе «Подведение итогов») (см. Приложение №4). III. Индивидуальный комплект материалов: 1) рабочий лист (см. Приложение №5); 2) карточки-рисунки «Дерево без листьев» и «Дерево с листьями» (для этапов «Формирование ожиданий обучающихся» и «Рефлексия»); 3) комплект «листьев» для «дерева» с липкой частью («зелёная карточка», для этапа «Проработка содержания»). IV. Материалы у отдельных учащихся: - сообщения о святой преподобномученице великой княгине Елизавете, преподобном Александре Свирском, святителе Алексии, святом пророке Илии, святых Царственных Страстотерпцах (предварительная подготовка для этапа «Проработка содержания»). V. Материалы на группу для этапа «Инициация»: - карточка с фрагментом заповеди, изученной на прошлом уроке (8 штук). VI. Материалы на группу для этапа «Интерактивная лекция + разминка»: словарь В.И.Даля, словарь С.И.Ожегова; иллюстрация о чистом сердце (см. Приложение №6); карточка с вопросами (см. Приложение №7); текст песни С.Копыловой «Плотник». |
Этап урока. Содержание этапа. Регламент. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Диагностика результатов этапа | УУД, формируемые на этапе урока |
Предварительная организация коллектива: Обучающиеся сидят восемью группами. У каждой группы – фрагмент заповеди, изученной на прошлом уроке. |
Инициация. Создание атмосферы доверия. 2 мин. | Предлагает показать свой фрагмент остальным группам, найти недостающую часть и прикрепить на доску полный текст изученных заповедей. | Ищут недостающую часть записи и прикрепляют на доску полный текст изученных заповедей. | Правильно собранные фрагменты. | Познавательные: - поиск необходимой информации; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества. |
Вхождение в тему. Формулирование темы урока. 2 мин. | - Предварительно распределить темы сообщений. - Обращает внимание на рисунок дерева, частично «покрытый» листьями (результат работы на прошлом уроке), и предлагает оценить полноту выполненной работы. - Предлагает записать тему урока в Рабочий лист. | - Предварительный этап: подготовка сообщения о святой преподобномученице великой княгине Елизавете, преподобном Александре Свирском, святителе Алексии, святом пророке Илии, святых Царственных Страстотерпцах. - Рассматривают предложенный рисунок, отмечая, что не все «ветви» с листьями, а, следовательно, нужно продолжить изучение Заповедей Блаженств. - Записывают в Рабочий лист тему урока. | - Готовность сообщений. - Правильно сформулированная тема урока. | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - учёт позиции других людей; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока) 2 мин. | Предлагает определить своё отношение к теме урока с помощью карточек из индивидуального комплекта: «Дерево без листьев» (выполнения заповедей мало для улучшения мира) и «Дерево с листьями» (выполняя заповеди, можно сделать мир лучше) и прикрепить соответствующую карточку на доску. | Вешают на доску выбранную ими карточку-рисунок в зависимости от индивидуальных ожиданий. На доске образуется общая картина ожиданий. | На карточках наглядно представлен выбор учащихся. | Личностные: - личностное самоопределение. Регулятивные: - саморегуляция. |
Интерактивная лекция + разминка. Изучение новой темы + снятие усталости и напряжения. 10 мин. | - Просит прочитать в Рабочем листе текст Заповедей Блаженств, с которыми сегодня будет проводиться работа, и подчеркнуть новые слова. - Организовывает объединение обучающихся в 4 группы, даёт группе задание. - Предлагает коротко зафиксировать информацию о новых словах в Рабочем листе (задание №1). | - Группа должна выбрать способ работы по сбору информации о новых словах (иллюстрации, вопросы, работа со словарём, чтение текста) и получить материалы для работы. - Один обучающийся от группы выходит к доске, зачитывает определение. - Остальные кратко записывают полученные определения в свой Рабочий лист (задание №1). | Правильность сбора информации о понятиях «милость», «чистое сердце», «миротворец», «изгнанный за правду». | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - подведение под понятие; - смысловое чтение. Коммуникативные: - учёт позиции других людей; - умение слушать и вступать в диалог. |
Проработка содержания. Работа с сообщениями, презентацией и рисунком дерева на доске. 20 мин. | - Просит внимательно послушать подготовленные обучающимися сообщения (предварительный этап), соотнести поведение святого с изучаемыми заповедями. - Демонстрирует кадры презентации с изображениями икон. В задании №2 Рабочего листа для самоконтроля предложен алгоритм действий (рекомендуется для визуалов) - Предлагает записать полученный в результате работы вывод на «зелёной карточке», выйти к доске и приклеить к соответствующей «ветви» заповедей. - Организовывает обсуждение результатов работы, просит в Рабочем листе выразить свое мнение с помощью условных значков (задание №3). | - Анализируют прослушанные сообщения на предмет соответствия определённым заповедям, записывают вывод на зеленой карточке. - Приклеивают карточки с выводами к соответствующим «ветвям» заповедей («милостивые», «чистые сердцем», «миротворцы», «изгнанные за правду», «вы»). На этом уроке дерево заповедей должно покрыться листьями полностью. - Слушают выводы других обучающихся и отображают своё отношение к прослушанному в Рабочем листе с помощью условных значков (задание №3). | -Логичное обоснование своего выбора (для отвечающих); - Символическое отображение отношения к прослушанным выводам (для слушающих). | Личностные: - нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: - планирование; - контроль; - оценка. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - планирование учебного сотрудничества. |
Резерв времени: 2 минут |
Подведение итогов. 5 мин. | - Предлагает на основании рисунка попробовать рассказать, в чём состоит пророчество старца Анатолия Оптинского, и объяснить, как оно соотносится с темой урока. Рисунок вывешивается на доску. | - Пытаются рассказать суть пророчества старца Анатолия Оптинского и соотнести его с темой урока. | Ответ, что Русь пережила тяжёлое время, когда религия не была в почёте. Но даже в это время оставались верующие. Возрождение Руси неразрывно связано с возрождением Веры. | Личностные: - личностное самоопределение; - нравственно-этическая ориентация. Познавательные: - структурирование знаний. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Рефлексия. Осмысление деятельности. 2 мин. | - Предлагает обучающимся высказать сейчас (после изучения материала) своё отношение к теме словесно и/или заменив карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске. - Благодарит за урок, выражает свое отношение к совместной работе на уроке. | Могут заменить свою карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске, выразив тем самым изменение отношения к обсуждаемой теме. | Хорошо, если «Деревьев с листьями» стало больше / не стало меньше. | Личностные: - личностное самоопределение. Познавательные: - контроль и оценка процессов и результатов деятельности. |
Методическая информация урока «Нагорная проповедь» |
Классификация урока | Тип урока: урок открытия нового знания. Ведущая технология: технология модерации с применением активных методов обучения. |
Цели урока | Цель урока: Создать условия для: - формирования у обучающихся понятий по теме «Нагорная проповедь» (предметные ЗУН); - развития умения анализировать информацию, делать выводы, аргументировать свою позицию (метапредметные достижения); - формирования духовно-нравственных ориентиров в ситуации нравственного выбора, воспитания чувства общности со своим народом (личностные). |
Задачи уроки | Задачи по содержанию: Образовательные: - обеспечить ознакомление учащихся с основными положениями «Нагорной проповеди»; Развивающие: - продолжить развитие логического мышления обучающихся, проявляющееся в способности анализировать информацию, строить логические высказывания, обобщать полученные знания; Воспитательные: - продолжить формирования у обучающихся сознательного отношения к своим поступкам на основе текста Нагорной проповеди. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят др. ученики/коллектив в ходе урока/ занятия/мероприятия | Актуализация: Понятие «Заповеди Блаженств»; Усвоение новых знаний, умений: Понятия «Нагорная проповедь», «Золотое правило нравственности»; Соотнесение реальных ситуаций с текстом «Нагорной проповеди». |
УУД | Личностные: - личностное самоопределение. - нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: - саморегуляция; - планирование; - контроль; - оценка. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение гипотез и их обоснование; - поиск и выделение необходимой информации; - подведение под понятие; - смысловое чтение; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение слушать и вступать в диалог; - учёт позиции других людей; - планирование учебного сотрудничества. |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока | I. Видеоролик о Нагорной проповеди. II. Оформление доски: рисунок дерева (см. Приложение №1), заполненный «листьями» на предыдущих уроках; «Золотое правило» (вывешивается в конце этапа «Проработка содержания»). III. Индивидуальный комплект материалов: 1) рабочий лист (см. Приложение №8); 2) карточки-рисунки «Дерево без листьев» и «Дерево с листьями» (для этапов «Формирование ожиданий обучающихся» и «Рефлексия»). IV. Материалы на пару обучающихся: - карточка с действием («белая карточка», для этапа «Инициация»). V. Материалы на группу: 1) тексты изречений из «Нагорной проповеди» (см. Приложение №9); 2) текст В.Осеевой для инсценировки (для этапа «Проработка содержания»): «Три товарища», «Кто наказал его?», «Обидчики». |
Этап урока. Содержание этапа. Регламент. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Диагностика результатов этапа | УУД, формируемые на этапе урока |
Инициация. Создание атмосферы доверия. 2 мин. | - Организовывает работу в парах: один обучающийся должен прочитать на «белой карточке», какое действие надо выполнить, совершает его; второй обучающийся повторяет его. Варианты действий: Взять товарища за руку. Положить руку товарищу на плечо. Обнять товарища. Погладить товарища по голове. | Первый обучающийся: - читает про себя, какое действие нужно выполнить; - производит его. Второй обучающийся: - выполняет то же действие. | Партнёры в парах действуют одинаково. | Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества. |
Вхождение в тему. Формулирование темы урока. 4 мин. | - Показывает рисунок дерева, заполненный «листьями» на прошлых уроках. Вопрос: Все ли секреты правильной жизни содержатся в заповедях? - Предлагает посмотреть ролик и найти в нём ответ на поставленный вопрос. - Подводит обучающихся к факту, что Заповеди Блаженств – только часть проповеди Иисуса Христа. - Предлагает записать тему урока в Рабочий лист. | - Выдвигают гипотезу по вопросу «Все ли секреты правильной жизни содержатся в заповедях?» - Смотрят внимательно предложенный учителем видеоролик и подтверждают / опровергают свою гипотезу. - Формулируют и записывают в Рабочий лист тему урока: «Нагорная проповедь». | Правильно сформулированная тема урока. | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; - выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - учёт позиции других людей; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Формирование ожиданий обучающихся (планирование эффектов урока) 2 мин. | Предлагает определить своё отношение к теме урока с помощью карточек из индивидуального комплекта материалов: «Дерево без листьев» (эта тема мне в жизни не пригодится) и «Дерево с листьями» (эта тема очень важна в жизни человека). Соответствующую карточку надо прикрепить на доску. | Вешают на доску выбранную ими карточку в зависимости от индивидуальных ожиданий. На доске образуется общая картина ожиданий. | На карточках наглядно представлен выбор учащихся. | Личностные: - личностное самоопределение. Регулятивные: - саморегуляция. |
Интерактивная лекция. Изучение новой темы. 12 мин. | - Предлагает поделиться на 3 команды в соответствии с цветом индивидуального пакета материалов. - Даёт задание команде: 1. Прочитать высказывание; 2. Обсудить его смысл. - После отчёта каждой команды ориентирует обучающихся на индивидуальную работу с Рабочим листом (задание №1-3), с последующей проверкой полученных выводов. | - Находят товарищей по команде; - Выполняют командное задание; - Один обучающийся от команды зачитывает высказывание и формулирует его смысл; - После каждого отчёта дополняет выводы в Рабочем листе. | - Правильно сформулированные выводы устно и в Рабочем листе. | Познавательные: - смысловое чтение; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные: - учёт позиции других людей; - умение слушать и вступать в диалог. |
Разминка + Проработка содержания. Снятие усталости и напряжения + Инсценировка текста. 18 мин. | - Организует группировку учащихся в 3 команды (как в начале этапа «Интерактивная лекция») и предлагает инсценировать рассказ. - Перед просмотром инсценировок ориентирует обучающихся на внимательный просмотр с целью формулирования вывода о правильном поведении в подобной ситуации. - Предлагает обобщить полученные выводы, подводя обучающихся к формулированию «Золотого правила нравственности». | - В команде инсценируют предложенный рассказ, показывают его другим командам. - Формулируют выводы по всем рассказам, стараются сформулировать общее правило. - Записывают в Рабочий лист «Золотое правило нравственности» (задание №4). | Формулирование вывода, близкого по смыслу к «Золотому правилу нравственности». | Личностные: - нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: - планирование; - контроль; - оценка. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - подведение под понятие; - смысловое чтение. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - планирование учебного сотрудничества. |
Резерв времени: 2 минуты |
Подведение итогов. 3 мин. | - Предлагает проанализировать ситуацию из «Маленького принца» А.де Сент-Экзюпери на предмет соответствия теме урока. Король предлагает Маленькому принцу остаться на его планете и быть судьей. Маленький принц возразил: «Но ведь здесь некого судить!». «Тогда суди самого себя» - сказал Король – «Это самое трудное. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, поистине мудр». - (после анализа ситуации) «Ещё говорят, что надо не только научиться не осуждать, но и научиться оправдывать». (Можно предложить обучающимся написать эссе о смысле такого поведения.) | - Высказывают свою аргументированную точку зрения по ситуации из «Маленького принца». | Жизненное правило: - Прежде чем осудить кого-то, скажи себе: «А сам какой?!» И вспомни свой грех. Всегда есть, что вспомнить, если ты стараешься быть внимательным к себе. | Личностные: - личностное самоопределение; - нравственно-этическая ориентация. Познавательные: - структурирование знаний. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение слушать и вступать в диалог. |
Рефлексия. Осмысление деятельности. 2 мин. | - Предлагает обучающимся высказать сейчас (после изучения материала) своё отношение к теме словесно и/или заменив карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске. - Благодарит за урок, выражает свое отношение к совместной работе на уроке. | Могут заменить свою карточку «Дерево без листьев» / «Дерево с листьями» на доске, выразив тем самым изменение отношения к обсуждаемой теме. | Хорошо, если «Деревьев с листьями» стало больше / не стало меньше. | Личностные: - личностное самоопределение. Познавательные: - контроль и оценка процессов и результатов деятельности. |