СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка серии занятий и игр по теме «Профессии» в подготовительной группе с использованием социоигровой технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание методической разработки

  1. Конспект образовательной ситуации «Город мастеров»
  2. Конспект проведения творческой игры ««Веселые повара»»
  3. Конспект проведения Викторины «Поварята» (интерактивная)
  4. Приложения: карточки, загадки, стихи к занятию «Город мастеров» и творческой игре «Поварята», презентация интерактивной игры «Поварята»

     

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка серии занятий и игр по теме «Профессии» в подготовительной группе с использованием социоигровой технологии»




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 51»

муниципального образования города Братска


665717 Иркутская область, г. Братск, ул. Комсомольская26 «б»

Телефон, факс (3953) 41-11-38












Методическая разработка серии

занятий и игр


по теме «Профессии»

в подготовительной группе

с использованием социоигровой технологии





Составил

педагог-психолог:

Анчина С.А.

















Содержание методической разработки

  1. Конспект образовательной ситуации «Город мастеров»

  2. Конспект проведения творческой игры ««Веселые повара»»

  3. Конспект проведения Викторины «Поварята» (интерактивная)

  4. Приложения: карточки, загадки, стихи к занятию «Город мастеров» и творческой игре «Поварята», презентация интерактивной игры «Поварята»


  1. Конспект образовательной ситуации «Город мастеров»


Цель: создавать условия для развития инициативности и самостоятельности в познавательной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи:

  1. Закрепить общие представления детей о мире профессий.

  2. Развитие психических процессов: внимания, памяти, логического мышления, связной речи, поисковых навыков, творчества, воображения. Развитие коммуникативных навыков: умение работать в команде, слушать друг друга, договариваться, находить общее решение.

Развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности, повышение самооценки.

  1. Воспитывать уважение друг к другу, прививать трудолюбие, уважение к людям труда, (к человеческому труду).

Материалы: картинки с профессиями, (к ним загадки), столы с заданиями, по разным местам группы (столовая, спальня, приемной и т.д.) обозначенные символами (спальня - кровати, приемная - верхняя одежда, уголок школьника - портфель, центр ИЗО деятельности – кисточка и т.д.); карточки с рисунками на каждую остановку, 2 карточки с геометрическими фигурами, изобразительные материалы: карандаши, фломастеры, мелки; карточки с блюдами, буквы кода в запечатанных конвертах (Т,Р,У,Д), шкатулка, приз - игра про профессии.


План занятия.


  1. Игра-разминка «Найди картинку»

Дети заходят в группу, им предлагается найти в помещении группы по 1 картинке (каждому) с изображением профессий, сесть в круг, посмотреть на свои рисунки и отгадать какой теме посвящено сегодняшнее путешествие. (Примерные образцы картинок профессий есть в Приложении)

- Да, ребята, сегодня мы путешествуем по теме: «Профессии», отправляемся в город мастеров, но не только путешествуем и развлекаемся, а на каждой остановке выполняем задания мастеров. За выполненное залание – получаем буквы «кода доступа» к заветной шкатулке, с сюрпризом (в конце путешествия). ( буквы Т, Р, У, Д)

- Наш девиз, кричим хором в кругу, взявшись за руки: «Мы сильные, мы смелые, мы дружные!»


2. Игра «Поиски карты»

- Дети в группе ищут план–карту помещения (по подсказке-загадке), на которой символами-картинками (одежда, кровать, кисточка, портфель) обозначены остановки.

Взрослый загадывает 1 загадку про шкаф, стол или стул и там дети находят карту.

Например,

Под крышей — четыре ножки, а на крыше — суп да ложки. (Стол)

На него ты сможешь сесть, коль к столу позвали есть. (Стул)

Свитер, кофту, тёплый шарф аккуратно сложим в…(Шкаф)


- Правильно угадали загадку, теперь ищите в этом предмете план (он приклеен скотчем внутри шкафа или под столом, стулом)

- Ребята, мы нашли план-карту нашей группы, давайте ее рассмотрим. Что нарисовано? Да, здесь всё что есть в наше группе и еще какие-то знаки-символы назовите их (одежда, кровать, кисточка, портфель)

- Рассматриваем карту, какие символы, как вы думаете, что они обозначают?

Вот символ - верхняя одежда, про какое помещение эта картинка? Правильно, это приемная. А кровати? (спальня), кисточка (изоуголк), уголок школьника (портфель)

- Ребята вы можете выбрать куда направимся в первую очередь? В этом помещении нас ждет задание из Города мастеров. Дети выбирают в какое место на карте отправиться, поэтому задания могут выполняться в другом порядке.

Порядок заданий не важен. Главное их выполнить и получить буквы кода.


1 остановка. Загадки о профессиях. (может проходить в приемной)


- На столе в приемной лежат карточки со знаком вопроса и рисунком задумавшегося ребенка, на обороте текст загадки. (Образец карточек и загадок в Приложении)

- Подумайте, что, же это могло быть за задание?

Выслушиваем предположения детей (подводим, к тому, что это - загадки) У ребят в руках картинки с изображением профессий, которые они нашли вначале занятия. Дети должны послушать, про чью профессию взрослый читает загадку, если считают, что про его картинку с профессией, нужно поднять и показать всем отгадку, если правильно остальные дети хлопают, не правильно – топают. Педагог загадывает загадки про все картинки с профессиями.

Оценка детьми выполнения задания – сколько загадок мы отгадали, справились, ли с заданием мастеров? Почему вы умаете, что мы справились? Если все отгадали, получаем (из запечатанного конверта, который спрятан под столом с помощью скотча) одну из букв кода. (Д)

- Ребята, что нам делать дальше? (дети рассматривают карту, выбирают следующую остановку)


2 остановка. П\и «Отгадай по движениям какая профессия»


На столе лежит карточка - рисунок ребенка, жестами что-то изображающего, например, игра на пианино, а над головой в «облаке-мысли» изображение профессии (пианист), а вокруг дети, которые задумались или пожимают плечами и три пронумерованных запечатанных конверта.

-Ребята, догадайтесь, какое здесь задание? Подсказка - Смотрите на карточке нарисовано, что кто-то должен показывать движения, а остальные что делают? Правильно, отгадывают. Мы с вами играли в похожую игру «Что мы делали не скажем, а что делали – покажем» только здесь надо изобразить движения какой-либо профессии. (взрослый помогает, игра называется «0тгадай по движениям какая профессия»).

- Как мы будем его выполнять если заданий в конвертах три, а нас много, как разделить всем эти 3 конверта? (объединиться в компании)

- Объединитесь в 3группы (по счету на 1-й, 2-й, 3-й) Дети стоя к кругу рассчитываются на 1,2,3. Первые номера объединяются в одну компанию, вторые в другую, третьи в третью, каждая компания получает по конверту, в котором картинка с профессией.


- Каждая команда получает конверт, находит удобное место, вскрывает конверт, смотрит какая профессия там нарисована и договаривается какое движение они все одновременно будут показывать или каждый разное движение, но обязательно относящееся к их профессии. Затем каждая группа загадывает свою профессию остальным.


Оценка выполнения задания самими детьми.

- Справились, ли мы с заданием мастеров? Почему вы умаете, что мы справились? Чья компания лучше и почему? (выразительнее, дружнее исполняла движения). Если все отгадали получаем (из запечатанного конверта, который спрятан под столом с помощью скотча) одну из букв кода. (Т)


Дети рассматривают карту, выбирают следующую остановку.


3 остановка. Упр. «Дорисуй геометрические фигуры, чтобы получились рабочие инструменты». (может проходить в уголке рисования).


На столе лежит 2 карточки с геометрическими фигурами и задание (его читает взрослый)

Задание - «У мастеров сломались инструменты. Дорисуй геометрические фигуры, чтобы получились рабочие инструменты данных профессий» (повар, строитель, шофер…) (может быть на выбор несколько картинок разных по сложности)

- Подумайте, почему всего 2 карточки с фигурами, ведь нас много? Как выполнять? (объединиться в 2 компании)

- Как будем объединяться?

Например, мальчики-девочки.


Затем выполняем задание по компаниям.

Каждая компания берет листок с изображением геометрических фигур (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, трапеция, многоугольник) совместно выполняет задание, договариваясь, кто что рисует и какие инструменты лучше изобразить из этих фигур. (Изобразительные материалы детям предлагаются на выбор: карандаши, фломастеры, мелки…)

В Приложении представлены подсказки для детей, какие можно нарисовать инструменты к разным профессиям


- Если группа готова – хлопайте в ладоши.

После, проверяем правильность друг у друга. Дети объясняют какая была у них профессия и какие инструменты они дорисовали


- Ребята, мы справились? Да!

- Код получаем (буква У)


Дети рассматривают карту, выбирают следующую остановку


4 остановка. Творческая двигательная Игра «Поварята»

(может проходить в столовой)


На столе картинка повара и карточки с нарисованными блюдами.

- Как вы думаете, что это за задание? Да будем готовить, но необычным способом.

Дети стоят в кругу, любой ребенок вытягивает карточку с нарисованным блюдом, это будет то, что мы будем готовить. На обороте стихотворение-рецепт, его читает взрослый, дети придумывают и выполняют движения по тексту (моют, очищают, режут, солят, мешают и т.д.) (Образцы стихотворений в Приложении)

-За артистичность вы зарабатываете последнюю букву кода (Р).



Итог.

- Вот вы и собрали все буквы кода. Какие назовите их.

- Из них нужно сложить слово, это и будет код доступа. «ТРУД». Набираем его на импровизированной клавиатуре шкатулки(коробки), открываем, а там …новая игра про профессии.



Рефлексия: чему сегодня учились, что было интересно, сложно, почему?


Лесенка успеха. Оцените свое участие, успешность выполнения заданий и поставьте свою фишку на нужную лесенку - «Я со всем справился!», «У меня были затруднения», «Мне было очень трудно». По желанию дети могут поделиться своими мыслями, успехами, трудностями, оценками участия и успешности на занятии. Взрослый должен корректно выслушать, подбодрить и отметить, что дети старались и справились.


Ритуал завершения в кругу. «Я благодарю тебя за…» - каждый ребенок благодарит кого-то из друзей за помощь, внимание, поддержку…



Литература:

занятие авторское с опорой на источник - Букатов В. М., Ершова А. П. Хрестоматия социо/игровых приемов обучения на школьных уроках. Интерактивные технологии. Издательство: Школьная лига, 2013 г.




  1. Конспект проведения творческой игры «Веселые повара»


Цель - развитие творческого самовыражения в придумывании движений по тексту стихотворения.

Описание игры:

На столе картинка повара и карточки с нарисованными блюдами.

- Как вы думаете, что это за задание? Да будем готовить, но необычным способом. Дети должны превратиться в продукты, овощи или фрукты в зависимости от выбранного блюда. Картинку с блюдом выбирает посыльный с закрытыми глазами или по считалке.

Вариант 1 – все вместе.

Все дети стоят в кругу, посыльный вытягивает карточку с нарисованным блюдом, это будет то, что мы будем готовить (салат, суп, каша, компот). Выбираем какие нужны герои – ингредиенты. Дети называют кто кем будет и изображают этот продукт, фрукт или овощ. (Взрослый может сопровождать представление стихотворными строчками или прозой «вот какой спелый и вкусный помидор», «а вот сладкий абрикос он на юге рос», «золотистый апельсин лучше всех - такой один», «вот яблочко наливное, вкусное такое» …) На обороте карточки с блюдом стихотворение-рецепт, его читает взрослый. Дети придумывают и выполняют движения по тексту (моют, очищают, режут, солят, мешают и т.д.) Сначала ведущий - взрослый, потом ребенок, в дальнейшем можно сделать 2 круга, на 2 компании и дети будут играть самостоятельно, используя выученные стихи или придумывая свой текст.


Сбор в игру - речёвки: «Надо нам обед варить, маму с папой накормить»

А у нас сегодня в группе

Будет нова игра:

Все девчонки – поварихи,

А мальчишки – повара.

Объединения в компании – Вариант 2 – в компаниях.

Дети вытягивают или находят жребий кто кем будет, каким продуктом (овощем-фруктом) будет, и решают, что из него можно приготовить, если считают, что салат, идут к той компании где продукты для салата и т.д.

Вариант 3 - жребий — это рисунок блюда и дети объединяются у кого какое блюдо и договариваются кто чем будет

Еще варианты объединения: кто с кем дружит, сидит за одним столом, мальчики и девочки:


Ориентировка в пространстве группы - можно играть в любом месте группы, где можно построиться в круг.

Выбор посыльного – меряемся по палке, поварешке.


Объяснение и получение посыльным задания-дела (от педагога)

Педагог объясняет задание каждому посыльному или всем вместе (если блюда одинаковые): рассмотреть картинку, распределить роли. Если, игра играется детьми самостоятельно, в нескольких компаниях, каждому посыльному дается задание отдельно, используются карточки-подсказки с изображением блюд.


Объяснение посыльным задания-дела своей компании и самостоятельное его выполнение

В ходе самостоятельного выполнения задания детьми, взрослый может использовать уточняющие, наводящие вопросы, напоминания, наталкивающие детей к правильному результату и умелому распределению ролей, обсуждений, выполнению ролей творчески, подсказывает стихотворные строчки.


Презентация или проверка выполненного дела-задания – может использоваться, когда дети в совершенстве овладеют игрой, и проходить в форме показа другой команде, как инсценировка стихотворения, сценки.



  1. Конспект проведения

Викторина «Поварята» (интерактивная)


Цель– учиться командной работе в малой группе, выслушивать товарища, согласовывать решение, просить и принимать помощь, распределять обязанности.

Описание игры:

Воспитатель собирает детей в общий круг, речевкой, предлагает найти разрезанные картинки на разном фоне о собраться в группы. Посмотрите у кого что получилось и догадайтесь о теме нашей игры-викторины. Вот это и было первое задание «Пазлы» и все команды получают стартовый балл.

Объединение в 2-3 группы, рассаживаемся по столам и выполняем задания викторины на слайдах.

Правила проведения:

- все задания выполняются в компаниях,

- прежде чем отвечать на вопрос дети договариваются кто будет отвечать и объяснить ответ. Это может быть капитан команды или другой ребенок по выбору команды,

- кто готов, дает звуковой сигнал (хлопает, топает, колокольчик…),

- если команда с заданием не справилась, право ответа может перейти к другой команде, за дополнительный балл (по согласованию с детьми, договариваемся в начале викторины).

Порядок заданий может быть произвольный, дети могут выбирать сами, каждая команда выбирает себе любое задание или команды по очереди, переход по ссылке.


Задания викторины

1. «Пазлы»

Собраться в группы и собрать картинку, отгадать тему.

2. «Загадки»

Отгадываем загадки, размещенные на слайде, о блюдах, инструментах повара, продуктах…. Каждая загадка помечена разным количеством звездочек по степени сложности от1 до3х. Какую выбрали, столько звезд получили, если отгадали, а если не отгадали, право разгадывать эту же загадку переходит к другой команде (при согласии на эту сложность)

3. «Готовим блюда»

Посмотрите, на слайде вы видите разные картинки, подумайте, что можно из них приготовить. Каждой команде по 2 задания.

4. «Что нужно повару»

Вам предлагается на слайде несколько изображений по теме викторины, составьте описательный рассказ-загадку про них для другой команды. Если загадка понятная присуждается балл.



5.«Силуэты»

Вызываем посыльных – устно объясняем задание.

1) Найти все предметы, 1 команда - которые могут быть сделаны из пластмассы, 2 – из железа (некоторые предметы подходят и первой и 2й команде). задание выполняется на время (1 мин).

2) В этих же компаниях с этими же картинками силуэтов найти слова на гласный или согласный звук, твердый или мягкий, звонкий или глухой согласный.


Сбор в игру: А у нас сегодня в группе

Будет нова игра:

Все девчонки – поварихи,

А мальчишки – повара.

Объединения в компании

Загадывается 2 загадки, кто первый угадал – это командиры команд, которые становятся паровозиками и с помощью речевки, «Я поваренок, собираю на игру, а какую не скажу, будешь моим помощником? Становись за мной», набирают по очереди детей себе в команду.

Ориентировка в пространстве группы - за столами, перед экраном, выполнение заданий может быть в любом удобном месте группы, где выберут дети

Выбор посыльного – Кто самый умный (по мнению детей), ответственный, высокий, у кого есть карманы, у кого больше пуговиц на одежде

Объяснение и получение посыльным задания-дела (от педагога) - задания викторины для выполнения могут даваться командирам или посыльным, всем командам одновременно.

Объяснение посыльным задания-дела своей компании и самостоятельное его выполнение

– при выполнении заданий взрослый следит за выполнениями правил, напоминает о времени (когда стрелка сделает полный круг время закончится)

Самостоятельная работа детей

- все задания выполняются в компаниях. Взрослый может использовать уточняющие, наводящие вопросы, напоминания, наталкивающие детей к правильному результату и умелому распределению ролей, обсуждений

Презентация или проверка выполненного дела-задания - каждая команда выбирает ребенка, который будут представлять их ответ, это может быть командир или другой член команды по выбору детей.








Приложение к заданию - Презентация интерактивной игры



Литература – игра авторская.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!