Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 51»
муниципального образования города Братска
665717 Иркутская область, г. Братск, ул. Комсомольская26 «б»
Телефон, факс (3953) 41-11-38
Методическая разработка серии
занятий и игр
по теме «Профессии»
в подготовительной группе
с использованием социоигровой технологии
Составил
педагог-психолог:
Анчина С.А.
Содержание методической разработки
Конспект образовательной ситуации «Город мастеров»
Конспект проведения творческой игры ««Веселые повара»»
Конспект проведения Викторины «Поварята» (интерактивная)
Приложения: карточки, загадки, стихи к занятию «Город мастеров» и творческой игре «Поварята», презентация интерактивной игры «Поварята»
Конспект образовательной ситуации «Город мастеров»
Цель: создавать условия для развития инициативности и самостоятельности в познавательной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
Задачи:
Закрепить общие представления детей о мире профессий.
Развитие психических процессов: внимания, памяти, логического мышления, связной речи, поисковых навыков, творчества, воображения. Развитие коммуникативных навыков: умение работать в команде, слушать друг друга, договариваться, находить общее решение.
Развитие личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности, повышение самооценки.
Воспитывать уважение друг к другу, прививать трудолюбие, уважение к людям труда, (к человеческому труду).
Материалы: картинки с профессиями, (к ним загадки), столы с заданиями, по разным местам группы (столовая, спальня, приемной и т.д.) обозначенные символами (спальня - кровати, приемная - верхняя одежда, уголок школьника - портфель, центр ИЗО деятельности – кисточка и т.д.); карточки с рисунками на каждую остановку, 2 карточки с геометрическими фигурами, изобразительные материалы: карандаши, фломастеры, мелки; карточки с блюдами, буквы кода в запечатанных конвертах (Т,Р,У,Д), шкатулка, приз - игра про профессии.
План занятия.
Игра-разминка «Найди картинку»
Дети заходят в группу, им предлагается найти в помещении группы по 1 картинке (каждому) с изображением профессий, сесть в круг, посмотреть на свои рисунки и отгадать какой теме посвящено сегодняшнее путешествие. (Примерные образцы картинок профессий есть в Приложении)
- Да, ребята, сегодня мы путешествуем по теме: «Профессии», отправляемся в город мастеров, но не только путешествуем и развлекаемся, а на каждой остановке выполняем задания мастеров. За выполненное залание – получаем буквы «кода доступа» к заветной шкатулке, с сюрпризом (в конце путешествия). ( буквы Т, Р, У, Д)
- Наш девиз, кричим хором в кругу, взявшись за руки: «Мы сильные, мы смелые, мы дружные!»
2. Игра «Поиски карты»
- Дети в группе ищут план–карту помещения (по подсказке-загадке), на которой символами-картинками (одежда, кровать, кисточка, портфель) обозначены остановки.
Взрослый загадывает 1 загадку про шкаф, стол или стул и там дети находят карту.
Например,
Под крышей — четыре ножки, а на крыше — суп да ложки. (Стол)
На него ты сможешь сесть, коль к столу позвали есть. (Стул)
Свитер, кофту, тёплый шарф аккуратно сложим в…(Шкаф)
- Правильно угадали загадку, теперь ищите в этом предмете план (он приклеен скотчем внутри шкафа или под столом, стулом)
- Ребята, мы нашли план-карту нашей группы, давайте ее рассмотрим. Что нарисовано? Да, здесь всё что есть в наше группе и еще какие-то знаки-символы назовите их (одежда, кровать, кисточка, портфель)
- Рассматриваем карту, какие символы, как вы думаете, что они обозначают?
Вот символ - верхняя одежда, про какое помещение эта картинка? Правильно, это приемная. А кровати? (спальня), кисточка (изоуголк), уголок школьника (портфель)
- Ребята вы можете выбрать куда направимся в первую очередь? В этом помещении нас ждет задание из Города мастеров. Дети выбирают в какое место на карте отправиться, поэтому задания могут выполняться в другом порядке.
Порядок заданий не важен. Главное их выполнить и получить буквы кода.
1 остановка. Загадки о профессиях. (может проходить в приемной)
- На столе в приемной лежат карточки со знаком вопроса и рисунком задумавшегося ребенка, на обороте текст загадки. (Образец карточек и загадок в Приложении)
- Подумайте, что, же это могло быть за задание?
Выслушиваем предположения детей (подводим, к тому, что это - загадки) У ребят в руках картинки с изображением профессий, которые они нашли вначале занятия. Дети должны послушать, про чью профессию взрослый читает загадку, если считают, что про его картинку с профессией, нужно поднять и показать всем отгадку, если правильно остальные дети хлопают, не правильно – топают. Педагог загадывает загадки про все картинки с профессиями.
Оценка детьми выполнения задания – сколько загадок мы отгадали, справились, ли с заданием мастеров? Почему вы умаете, что мы справились? Если все отгадали, получаем (из запечатанного конверта, который спрятан под столом с помощью скотча) одну из букв кода. (Д)
- Ребята, что нам делать дальше? (дети рассматривают карту, выбирают следующую остановку)
2 остановка. П\и «Отгадай по движениям какая профессия»
На столе лежит карточка - рисунок ребенка, жестами что-то изображающего, например, игра на пианино, а над головой в «облаке-мысли» изображение профессии (пианист), а вокруг дети, которые задумались или пожимают плечами и три пронумерованных запечатанных конверта.
-Ребята, догадайтесь, какое здесь задание? Подсказка - Смотрите на карточке нарисовано, что кто-то должен показывать движения, а остальные что делают? Правильно, отгадывают. Мы с вами играли в похожую игру «Что мы делали не скажем, а что делали – покажем» только здесь надо изобразить движения какой-либо профессии. (взрослый помогает, игра называется «0тгадай по движениям какая профессия»).
- Как мы будем его выполнять если заданий в конвертах три, а нас много, как разделить всем эти 3 конверта? (объединиться в компании)
- Объединитесь в 3группы (по счету на 1-й, 2-й, 3-й) Дети стоя к кругу рассчитываются на 1,2,3. Первые номера объединяются в одну компанию, вторые в другую, третьи в третью, каждая компания получает по конверту, в котором картинка с профессией.
- Каждая команда получает конверт, находит удобное место, вскрывает конверт, смотрит какая профессия там нарисована и договаривается какое движение они все одновременно будут показывать или каждый разное движение, но обязательно относящееся к их профессии. Затем каждая группа загадывает свою профессию остальным.
Оценка выполнения задания самими детьми.
- Справились, ли мы с заданием мастеров? Почему вы умаете, что мы справились? Чья компания лучше и почему? (выразительнее, дружнее исполняла движения). Если все отгадали получаем (из запечатанного конверта, который спрятан под столом с помощью скотча) одну из букв кода. (Т)
Дети рассматривают карту, выбирают следующую остановку.
3 остановка. Упр. «Дорисуй геометрические фигуры, чтобы получились рабочие инструменты». (может проходить в уголке рисования).
На столе лежит 2 карточки с геометрическими фигурами и задание (его читает взрослый)
Задание - «У мастеров сломались инструменты. Дорисуй геометрические фигуры, чтобы получились рабочие инструменты данных профессий» (повар, строитель, шофер…) (может быть на выбор несколько картинок разных по сложности)
- Подумайте, почему всего 2 карточки с фигурами, ведь нас много? Как выполнять? (объединиться в 2 компании)
- Как будем объединяться?
Например, мальчики-девочки.
Затем выполняем задание по компаниям.
Каждая компания берет листок с изображением геометрических фигур (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, трапеция, многоугольник) совместно выполняет задание, договариваясь, кто что рисует и какие инструменты лучше изобразить из этих фигур. (Изобразительные материалы детям предлагаются на выбор: карандаши, фломастеры, мелки…)
В Приложении представлены подсказки для детей, какие можно нарисовать инструменты к разным профессиям
- Если группа готова – хлопайте в ладоши.
После, проверяем правильность друг у друга. Дети объясняют какая была у них профессия и какие инструменты они дорисовали
- Ребята, мы справились? Да!
- Код получаем (буква У)
Дети рассматривают карту, выбирают следующую остановку
4 остановка. Творческая двигательная Игра «Поварята»
(может проходить в столовой)
На столе картинка повара и карточки с нарисованными блюдами.
- Как вы думаете, что это за задание? Да будем готовить, но необычным способом.
Дети стоят в кругу, любой ребенок вытягивает карточку с нарисованным блюдом, это будет то, что мы будем готовить. На обороте стихотворение-рецепт, его читает взрослый, дети придумывают и выполняют движения по тексту (моют, очищают, режут, солят, мешают и т.д.) (Образцы стихотворений в Приложении)
-За артистичность вы зарабатываете последнюю букву кода (Р).
Итог.
- Вот вы и собрали все буквы кода. Какие назовите их.
- Из них нужно сложить слово, это и будет код доступа. «ТРУД». Набираем его на импровизированной клавиатуре шкатулки(коробки), открываем, а там …новая игра про профессии.
Рефлексия: чему сегодня учились, что было интересно, сложно, почему?
Лесенка успеха. Оцените свое участие, успешность выполнения заданий и поставьте свою фишку на нужную лесенку - «Я со всем справился!», «У меня были затруднения», «Мне было очень трудно». По желанию дети могут поделиться своими мыслями, успехами, трудностями, оценками участия и успешности на занятии. Взрослый должен корректно выслушать, подбодрить и отметить, что дети старались и справились.
Ритуал завершения в кругу. «Я благодарю тебя за…» - каждый ребенок благодарит кого-то из друзей за помощь, внимание, поддержку…
Литература:
занятие авторское с опорой на источник - Букатов В. М., Ершова А. П. Хрестоматия социо/игровых приемов обучения на школьных уроках. Интерактивные технологии. Издательство: Школьная лига, 2013 г.
Конспект проведения творческой игры «Веселые повара»
Цель - развитие творческого самовыражения в придумывании движений по тексту стихотворения.
Описание игры:
На столе картинка повара и карточки с нарисованными блюдами.
- Как вы думаете, что это за задание? Да будем готовить, но необычным способом. Дети должны превратиться в продукты, овощи или фрукты в зависимости от выбранного блюда. Картинку с блюдом выбирает посыльный с закрытыми глазами или по считалке.
Вариант 1 – все вместе.
Все дети стоят в кругу, посыльный вытягивает карточку с нарисованным блюдом, это будет то, что мы будем готовить (салат, суп, каша, компот). Выбираем какие нужны герои – ингредиенты. Дети называют кто кем будет и изображают этот продукт, фрукт или овощ. (Взрослый может сопровождать представление стихотворными строчками или прозой «вот какой спелый и вкусный помидор», «а вот сладкий абрикос он на юге рос», «золотистый апельсин лучше всех - такой один», «вот яблочко наливное, вкусное такое» …) На обороте карточки с блюдом стихотворение-рецепт, его читает взрослый. Дети придумывают и выполняют движения по тексту (моют, очищают, режут, солят, мешают и т.д.) Сначала ведущий - взрослый, потом ребенок, в дальнейшем можно сделать 2 круга, на 2 компании и дети будут играть самостоятельно, используя выученные стихи или придумывая свой текст.
Сбор в игру - речёвки: «Надо нам обед варить, маму с папой накормить»
А у нас сегодня в группе
Будет нова игра:
Все девчонки – поварихи,
А мальчишки – повара.
Объединения в компании – Вариант 2 – в компаниях.
Дети вытягивают или находят жребий кто кем будет, каким продуктом (овощем-фруктом) будет, и решают, что из него можно приготовить, если считают, что салат, идут к той компании где продукты для салата и т.д.
Вариант 3 - жребий — это рисунок блюда и дети объединяются у кого какое блюдо и договариваются кто чем будет
Еще варианты объединения: кто с кем дружит, сидит за одним столом, мальчики и девочки:
Ориентировка в пространстве группы - можно играть в любом месте группы, где можно построиться в круг.
Выбор посыльного – меряемся по палке, поварешке.
Объяснение и получение посыльным задания-дела (от педагога)
Педагог объясняет задание каждому посыльному или всем вместе (если блюда одинаковые): рассмотреть картинку, распределить роли. Если, игра играется детьми самостоятельно, в нескольких компаниях, каждому посыльному дается задание отдельно, используются карточки-подсказки с изображением блюд.
Объяснение посыльным задания-дела своей компании и самостоятельное его выполнение
В ходе самостоятельного выполнения задания детьми, взрослый может использовать уточняющие, наводящие вопросы, напоминания, наталкивающие детей к правильному результату и умелому распределению ролей, обсуждений, выполнению ролей творчески, подсказывает стихотворные строчки.
Презентация или проверка выполненного дела-задания – может использоваться, когда дети в совершенстве овладеют игрой, и проходить в форме показа другой команде, как инсценировка стихотворения, сценки.
Конспект проведения
Викторина «Поварята» (интерактивная)
Цель– учиться командной работе в малой группе, выслушивать товарища, согласовывать решение, просить и принимать помощь, распределять обязанности.
Описание игры:
Воспитатель собирает детей в общий круг, речевкой, предлагает найти разрезанные картинки на разном фоне о собраться в группы. Посмотрите у кого что получилось и догадайтесь о теме нашей игры-викторины. Вот это и было первое задание «Пазлы» и все команды получают стартовый балл.
Объединение в 2-3 группы, рассаживаемся по столам и выполняем задания викторины на слайдах.
Правила проведения:
- все задания выполняются в компаниях,
- прежде чем отвечать на вопрос дети договариваются кто будет отвечать и объяснить ответ. Это может быть капитан команды или другой ребенок по выбору команды,
- кто готов, дает звуковой сигнал (хлопает, топает, колокольчик…),
- если команда с заданием не справилась, право ответа может перейти к другой команде, за дополнительный балл (по согласованию с детьми, договариваемся в начале викторины).
Порядок заданий может быть произвольный, дети могут выбирать сами, каждая команда выбирает себе любое задание или команды по очереди, переход по ссылке.
Задания викторины
1. «Пазлы»
Собраться в группы и собрать картинку, отгадать тему.
2. «Загадки»
Отгадываем загадки, размещенные на слайде, о блюдах, инструментах повара, продуктах…. Каждая загадка помечена разным количеством звездочек по степени сложности от1 до3х. Какую выбрали, столько звезд получили, если отгадали, а если не отгадали, право разгадывать эту же загадку переходит к другой команде (при согласии на эту сложность)
3. «Готовим блюда»
Посмотрите, на слайде вы видите разные картинки, подумайте, что можно из них приготовить. Каждой команде по 2 задания.
4. «Что нужно повару»
Вам предлагается на слайде несколько изображений по теме викторины, составьте описательный рассказ-загадку про них для другой команды. Если загадка понятная присуждается балл.
5.«Силуэты»
Вызываем посыльных – устно объясняем задание.
1) Найти все предметы, 1 команда - которые могут быть сделаны из пластмассы, 2 – из железа (некоторые предметы подходят и первой и 2й команде). задание выполняется на время (1 мин).
2) В этих же компаниях с этими же картинками силуэтов найти слова на гласный или согласный звук, твердый или мягкий, звонкий или глухой согласный.
Сбор в игру: А у нас сегодня в группе
Будет нова игра:
Все девчонки – поварихи,
А мальчишки – повара.
Объединения в компании
Загадывается 2 загадки, кто первый угадал – это командиры команд, которые становятся паровозиками и с помощью речевки, «Я поваренок, собираю на игру, а какую не скажу, будешь моим помощником? Становись за мной», набирают по очереди детей себе в команду.
Ориентировка в пространстве группы - за столами, перед экраном, выполнение заданий может быть в любом удобном месте группы, где выберут дети
Выбор посыльного – Кто самый умный (по мнению детей), ответственный, высокий, у кого есть карманы, у кого больше пуговиц на одежде
Объяснение и получение посыльным задания-дела (от педагога) - задания викторины для выполнения могут даваться командирам или посыльным, всем командам одновременно.
Объяснение посыльным задания-дела своей компании и самостоятельное его выполнение
– при выполнении заданий взрослый следит за выполнениями правил, напоминает о времени (когда стрелка сделает полный круг время закончится)
Самостоятельная работа детей
- все задания выполняются в компаниях. Взрослый может использовать уточняющие, наводящие вопросы, напоминания, наталкивающие детей к правильному результату и умелому распределению ролей, обсуждений
Презентация или проверка выполненного дела-задания - каждая команда выбирает ребенка, который будут представлять их ответ, это может быть командир или другой член команды по выбору детей.
Приложение к заданию - Презентация интерактивной игры
Литература – игра авторская.