СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Шахматы - нечто большее, чем просто игра» ДОП "Гамбит"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Шахматы - нечто большее, чем просто игра» ДОП "Гамбит"»









Методическая разработка на тему:

«Великое подспорье в воспитании детей - знакомство с шахматными увлечениями выдающихся людей»















Подготовил:

педагог Гузь А.Н.












«Великое подспорье в воспитании детей - знакомство с шахматными увлечениями выдающихся людей»

Как педагог, ведущий кружок дополнительного образования по шахматам, я вижу свое предназначение не только в том, чтобы научить детей игре шахматам, научить их хорошо играть и выигрывать. Но, и в том, что через шахматную игру, благодаря активному общению с детьми, беседам, диалогам, индивидуальному подходу к обучению ребенка, взаимодействие которого строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей, можно эффективно влиять на интеллектуальное развитие ребенка и на его личностные качества. Ведь учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

 Ни одна из других интеллектуальных игр, кроме шахмат, не сравнится по количеству умных изречений и высказываний   о роли игры в развитии человека. Примером в воспитании важных личностных качеств могут послужить изречения чемпионов мира по шахматам и известных людей о шахматной игре. Многие из этих изречений я использую в своей работе на занятиях. Вникните, пожалуйста, в некоторые из изречений:

  • «Посредством шахмат я воспитал свой характер». (А.Алехин,4-й чемпион мира);

  • «Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам, ибо они помогут в любой профессии». (Т. Петросян, 9-й чемпион мира);

  • «Шахматы, как никакой другой вид спорта формируют силу духа и способность концентрироваться – причем не на короткой, как в большинстве спортивных дисциплин, а на очень длинной дистанции». (А. Карпов, 12-й чемпион мира);

  •  «Отдельный гений, как показала история шахмат, может вырасти и на   краю света, но сильное поколение появляется только в шахматной    стране». (Ю. Разуваев);

  • «Я испытываю сожаление к людям, не знающим шахмат, как бывает жаль человека, не изведавшего чувства любви, как музыка, шахматы обладают способностью делать человека счастливым». (Зигберт Тарант);

  • «Лишь осознав свои ошибки и недостатки – можно сделаться большим     мастером». (А. Алехин, 4-й чемпион мира);

  •  «Человек, играющий в шахматы оказывается лучше подготовленным к     жизненным ситуациям. (М. Ботвинник, 6-й чемпион мира);

  • «Обучение шахматной игре должно быть обучением самостоятельно   мыслить». (Э. Ласкер, 2-й чемпион мира);           

  • «Шахматы - нечто большее, чем просто игра».

  • «Научиться играть в шахматы легко, но трудно научиться играть хорошо». (Х.Р. Капабланка, 3-й чемпион мира)

Знакомство с шахматными увлечениями выдающихся людей позволяет получить более полное представление об их интересах и духовном мире, проследить взаимосвязь шахмат с различными областями науки и культуры.



Петр I (1672–1725)

Большими любителями шахмат были отец Петра I – Алексей Михайлович – и дед – Михаил Федорович.

В Оружейной палате хранится комплект – серебряная шахматная доска с металлическими фигурами, посеребренными и раскрашенными. Комплект принадлежал деду Петра.

С детства увлекался шахматами и Петр.

В XVI веке церковь запретила шахматы. Став царем, он отменил данный запрет и старался ввести среди придворных моду на эту игру. Приказал на ассамблеях отводить специальные комнаты и уголки для шахматистов.

Многие приближенные императора увлекались шахматами – граф Апраксин, Меншиков.

В поездках и военных походах с ним всегда были шахматы. Сохранились две походных шахматных доски Петра, сделанные из кожи, а также документы – заказы мастерам на изготовление комплектов шахматных фигур.


Для учёных шахматы — не только увлечение, но и средство развития аналитических способностей, логического мышления (по крылатому выражению, шахматы «для игры слишком наука, для науки слишком игра»).


Шахматами увлекались Галилео Галилей и Исаак Ньютон, английский историк и социолог Бокль и философ Спиноза, немецкие мыслители Лейбниц и Кант.


Г. Галилей (1564–1642)

Итальянский ученый Галилео Галилей очень любил шахматы. Галилей мыслил широкими категориями. Такой же была и его игра – свободная, со сложными комбинациями. Галилео предпочитал играть вслепую – не глядя на доску. В уме создавал шахматные комбинации и обдумывал стратегию партии. В шахматы он играл до конца жизни – 77 лет. И только в 76 начал жаловаться на память - ему стало тяжело удерживать в уме партию целиком.

Особенно сильным шахматистом был Бокль, который успешно играл с Стаунтоном и выиграл небольшой матч у Лёвенталя (Лондон, 1851год). Среди русских учёных шахматы получили распространение в 18 веке. Сохранились отдельные упоминания о том, что в шахматы играли Ломоносов и Эйлер; изобретатель электромагнитного телеграфа член-корреспондент Петербургской Шиллинг играл, не глядя на доску; президент Московского математического общества профессор Бугаев изобрёл гамбит (1. е4 е5 2. Ь4); академик Омелянский (микробиолог) участвовал в 4-м Всероссийском турнире, где набрал свыше 1/3 очков и форсировал красивую ничью в партии с Рубинштейном. Академик Марков (математик) имел в активе победы над Чигориным, регулярно посещал Петербургское общество любителей шахматной игры, играл в сильных по составу соревнованиях по переписке, составлял шахматные задачи.




Поклонником шахмат был выдающийся русский химик Менделеев.

Д.И.Менделеев

(1834-1907)

Профессор химии Д. Менделеев не только хорошо играл в шахматы, но и приобщил к ним коллег. Организовал шахматный кружок на химическом факультете Петербуржского университета. Менделеев всегда переживал за результат партии, поэтому никогда не участвовал в соревнованиях.

Он несколько раз играл с М.И.Чигориным (первым русским шахматистом- претендентом на титул чемпиона мира) и один раз даже обыграл его.

В музее Д. И. Менделеева хранится научная работа, на последней странице которой его рукой зарисована шахматная позиция.


Имя Альберта Эйнштейна всеобще известно. Важность этой личности (особенно в физике) и понимание законов природы не вызывает сомнений. До сегодняшнего дня была известна  единственная партия в шахматы, которую сыграл знаменитый физик. В литературе и на различных шахматных сайтах фигурирует шахматная партия Альберта Эйнштейна (1879-1955), которую он сыграл вместе с отцом ядерной бомбы, физиком Джулиусом Робертом Оппенгеймером (1904-1967). Американский ученый широко известен как научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого в годы Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия; из-за этого Оппенгеймера часто называют «отцом атомной бомбы».


А. Эйнштейн (1879–1955)

Эйнштейн увлекся шахматами довольно поздно – уже после создания теории относительности. Его привлекала осмысленность шахматного мира, которой не было в окружающей действительности. Свой самый известный поединок он сыграл против чемпиона мира Эммануила Ласкера. В игре Эйнштейна привлекал свободный диалог двух интеллектуалов, обмен мыслями.

Тем, кто никогда не играл в шахматы профессионально, трудно представить, как огромен простор для решений в этой игре. На первый взгляд, правила просты: каждая фигура ходит по одной схеме и выполняет свою задачу, пространство ограничено шахматной доской. Представить всю сложность и многообразие игры можно по «числу Шеннона»: в 1950 году американский математик Клод Шеннон оценил, сколько вообще существует уникальных шахматных комбинаций - вышло 10¹²⁰. Но математик Джеймс Грайм уточнил, что если брать только разумные стратегии, то вариантов меньше: всего 10⁴⁰.

Согласно «числу Шеннона», когда шахматист делает ход, он выбирает не менее чем из 30 возможных вариантов - и так раз за разом. Причем ему приходится не только думать о своей стратегии, но и предвидеть ходы противника, который тоже каждый раз выбирает из 30 вариантов. А если игра идет не так, как задумывалось, и стратегия меняется, проводить все эти мыслительные операции приходится заново.



В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.

Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!