СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: «Служебные части речи. Предлоги. Правописание предлогов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на приобретение обучающимися навыков  умелого  использования предлогов, способствует созданию качеств хорошей речи: точности (предлоги уточняют, специализируют значения падежных форм существительных, местоимений, числительных), логичности, богатства (предлоги и союзы обладают способностью выражать всё многообразие существующих между объектами и явлениями действительности отношений, участвовать в формировании различных синтаксических конструкций).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Служебные части речи. Предлоги. Правописание предлогов»»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский колледж радиоэлектроники»







Методическая разработка урока


Тема: «Служебные части речи. Предлоги. Правописание предлогов»







Разработчик: Даниленко Татьяна Александровна,

преподаватель высшей категории










Симферополь

2023г.



СОДЕРЖАНИЕ




  1. Пояснительная записка

  2. Структура и ход урока.

  3. Список рекомендуемой литературы

  4. Приложения



Пояснительная записка


Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и ориентирован на обучающихся II курса СПО.

Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решению проблемы осмысления большого объёма учебной информации и позволяет обучающимся лучше усвоить изучаемый материал и отработать навыки правописания предлогов. Предлоги связаны с передачей особого рода языковой семантики, которая выражает богатство логических и экспрессивных отношений, возникающих между предметами и явлениями действительности. Без осознания особенностей грамматической природы и семантической насыщенности этих многочисленных и наиболее употребительных слов русского языка невозможно овладение теми способностями, которые обеспечивают полноценную коммуникацию и грамотную письменную речь

Разработка урока может быть полезна преподавателям образовательных учреждений СПО, так как в короткий срок (1 академический час) даёт возможность эффективно применять к решению задач урока ИКТ, технологии личностно-ориентированного, проблемного обучения и развивать у обучающихся умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Урок «Служебные части речи. Предлоги. Правописание предлогов» направлен на приобретение обучающимися навыков умелого использования предлогов, способствует созданию качеств хорошей речи: точности (предлоги уточняют, специализируют значения падежных форм существительных, местоимений, числительных), логичности, богатства (предлоги и союзы обладают способностью выражать всё многообразие существующих между объектами и явлениями действительности отношений, участвовать в формировании различных синтаксических конструкций). Стилистически мотивированное употребление предлогов делает речь уместной и убедительной. Свободное и целесообразное их использование в речи - свидетельство совершенного владения языком

Современная концепция содержания обучения русскому языку предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции обучающихся, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а

также культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Реализации данной разработки урока предшествует индивидуальная работа с обучающимися, готовящими дополнительные сообщения к уроку.





Учебный предмет: ОУД.01 Русский язык

Тема учебного занятия: «Служебные части речи. Предлоги, правописание предлогов.» (45минут)

Тип урока: урок повторения и обобщения и знаний

Форма урока: урок повторения и обобщения знаний

Средства обучения:

технические: телевизор, персональный компьютер;

информационно-коммуникационные: компьютерная презентация к уроку;

дидактический материал: задания по теме «Служебные части речи. Предлоги, правописание предлогов.»

Цели урока:

методическая: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся при выполнении практических заданий по теме урока с применением ИКТ, технологии личностно-ориентированного, проблемного обучения и развитие у обучающихся умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

образовательная: формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение предлогов; умение на практике применять знания о предлогах.

содержательная: повторение, обобщение и систематизация знаний обучающихся о видах предлогов.

воспитательная: воспитание уважительного отношения к русскому языку как основному средству общения, развитие культуры речи обучающихся;

Планируемые результаты:

а) предметные:

- формирование целостного представления у обучающихся о морфологии как разделе русского языка;

- распознавание предлогов разных видов;

- расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;

б) метапредметные:

регулятивные:

  • умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

  • умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;

  • умение рационально распределять рабочее время, анализировать свои результаты, корректировать свои действия в ходе учебного занятия;

  • владение устной и письменной речью;

познавательные:

  • умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации;

  • умение анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных);

  • умение строить речевое высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;

коммуникативные:

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

  • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

в) личностные:

  • готовность и способность к самостоятельной деятельности;

  • осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Образовательные технологии: личностно ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии.

Форма урока: комбинированный урок


Ход урока:

1.Организационный момент. Задать тон урока. Создать моральный настрой

2.Мотивация учебной деятельности:

 Вступительное слово преподавателя.

А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение (слайд2)

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает


О чем пойдет речь на уроке? (о служебной части речи – предлоге)

Запись темы урока (слайд 3)

Цели урока (слайд 4)

1)Систематизировать знания о предлогах

2)Сформировать у обучающихся навыки работы с текстом,

умения находить в тексте предлоги и на практике

применять знания о них

3)Воспитывать уважительное отношение к языку

как основному средству общения, прививать культуру

речи обучающихся

Что Вам известно о предлогах?

- Предлоги бывают непроизводные и производные

3 Актуализация опорных знаний. (слайд 5)

Систематизация ранее изученного материала

Предлог это…

- служебная часть речи.

Предлоги выражают…

- зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

Предлоги бывают…

- простые и составные, производные и непроизводные.

Предлоги выражают…

- различные отношения (временные, целевые, причинные, пространственные).

Учащиеся подготовили опережающие задания по теме урока

Сообщение первой группы о непроизводных предлогах: (слайд 6)

Многие слова этой служебной части речи по своему происхождению не связаны с другими частями речи:

без, для, до, за, от, к, над, перед, при, с,  у, по, под

Эти предлоги называют первообразными, или непроизводными.

Непроизводные предлоги — это служебные слова, которые не образованы от других частей речи.

Сами по себе они не имеют лексического значения, но наряду с окончаниями именных частей речи выражают различные смысловые отношения между действием и его объектом (плыть в море), субъектом и объектом (варенье из смородины), признаком действия и объектом (приготовленный с утра).

Непроизводные предлоги не образовались ни от каких других слов (частей) речи и с древних времён употребляются только как предлоги. Большинство непроизводных предлогов являются омонимами по отношению к приставкам. Например: при доме – приехать.

Сообщение второй группы о производных предлогах: (слайд 7),(слайд 8)

Производные предлоги связаны по своему происхождению со словами других частей речи. Самостоятельные части речи существительное, глагол и наречие теряют свойство обозначать предмет, действие или обстоятельства действия и переходят в предлоги.

Производные предлоги — это слова других частей речи, утратившие лексическое значение и грамматические признаки.

Способом перехода из одной части речи в другую были образованы

Наречные предлоги образуются от наречий, имеют наибольшее распространение и образуют словосочетания с обстоятельственными и объектными отношениями. Например: остановился вблизи дома (место), отдыхал после работы (время).

Отымённые предлоги образуются от существительных. С их помощью образуются словосочетания, выражающие различные обстоятельственные и объектные отношения. Например: не пришёл по причине болезни (причина), образовался путём распада (образ действия), работал в течение жизни (время), ответил по поводу заявления (объект).

Отглагольные предлоги произошли от деепричастий и употребляются в словосочетаниях, выражающих причинные, уступительные и временные отношения. Например: достиг, несмотря на трудности (уступка), благодаря заботам (причина), вспомнил спустя неделю (время)

Как отличить существительные, наречия и деепричастия от омонимичных им производных предлогов? (слайд 9),(слайд 10)

В контексте отличаем существительные, наречия и деепричастия от омонимичных им производных предлогов. За предлогом следует слово в падежной форме и составляет с ним единое целое морфологически и синтаксически. Предлог не является членом предложения. К нему в отдельности нельзя задать вопрос. Если задаем вопрос к существительному с производным предлогом, то предлог входит в состав вопроса.

Сравним:

Дождь лил (в течение чего?) в течение ночи. — Видны песчаные отмели (в чём?) в течении реки.

Это кафе находится (напротив чего?) напротив арки. — Мы сидим (как?) напротив.

Мы выходим из-за стола (что делая?), благодаря маму за вкусный обед. — Уже распустились тюльпаны (благодаря чему?) благодаря (=из-за) весеннему теплу.

Творческое задание: Подберите к данным непроизводным предлогам синонимичные производные.

Из-за непогоды (вследствие), после окончания школы (по окончании), о сроках (насчёт), для самообороны (в целях), за отсутствующего (вместо), через переговоры (путём), через (поперёк) дорогу, у (возле) костра

Производные предлоги омонимичны с существительным, наречием, деепричастием, различить их помогут вопросы, с помощью которых можно определить синтаксическую роль этих слов.

Различайте предлоги и существительные:

Предлоги в течение, в продолжение. Их отличие от равнозначных существительных.

Если слова являются предлогами, то они будут иметь значение времени и отвечать на вопросы как долго? когда?На конце данных предлогов пишется буква—е.

  1. В течение недели (как долго?)семья отдыхала на побережье(предлог). — В течении реки вода отливала синевой(сочетание сущ. с предлогом).

  2. В продолжение месяца (как долго?)велись ремонтные работы (предлог). — В продолжении романа появились интересные сюжетные линии(сочетание сущ.с предлогом)

  3. На конце предлога вследствие (= из-за) пишется буква е. Он имеет значение по причине.

    • Вследствие (= из—за) отсутствия задолженностей по предмету, студент получил зачет досрочно.
      Существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»; предлог в пишется раздельно, на конце—и.

    • В следствии по делу гражданина Иванова было допущено много неточностей.
      Примечание. Запомнить правописание наречия впоследствии.

Насчет (=о, об) экскурсии (насчет чего?)

В течениЕ часа. (В течение чего?)

В продолжениЕ пяти дней. (В продолжение чего?)

В заключениЕ хочется сказать.

В отличиЕ от него. (В отличие от кого?)

Но вследствиЕ ошибки. (Вследствие чего?)

Запомните:

  1. К существительному задаем вопрос.

  2. Оно имеет начальную форму.

  3. Оно имеет окончание

Выделенные слова – существительные, а не предлоги.

  • (в чем? )В заключении врачей (заключение врачей)

  • (в чем?) В этом отличии нет ничего плохого (это отличие)

  • ( в чем?) В следствии по делу (следствие по делу)

  • (в чем? Где?) В продолжении книги (продолжение книги)

  • (в чем?) В течении реки (течение реки)

Несмотря на неудачу=
Невзирая на трудности
(несмотря на что?, невзирая на что?)

Предлоги
И
деепричастия

(Что делая? Как?) Не смотря по сторонам,
благодаря всех, кто оказал помощь.

Запомните:
Предлоги входят в состав вопроса.

Запомните:
1. К деепричастию можно задать вопрос.
2. Не пишем раздельно.

Запомните –
Благодаря
Согласно + Д.П.
Вопреки
(Благодаря совету, согласно желанию, вопреки ожиданиям)

Запомните:
Вблизи, сверх, посреди, навстречу, наподобие, насчет, вместо – слитно.

Запомните:
В силу, в связи, в целях, по причине, по поводу, за счет, в виде, по мере и др. – раздельно

Творческое задание: замените конструкции, взятые в скобки, синонимичными – с производными предлогами.

(К открытию) Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню в виде грандиозной ажурной конструкции. (Хотя некоторые деятели культуры возмущались), он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, потому что на ее вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и устройства. (Из-за своей необычности) башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из самых разных стран увозят с собой ее макеты в виде маленьких сувениров.


Проверьте себя:

  • К открытию выставки – в связи с открытием выставки.

  • Хотя некоторые деятели культуры возмущались – несмотря на возмущение некоторых деятелей культуры.

  • Из-за своей необычности – благодаря своей необычности.

Творческое задание: В каких предложениях выделенные слова являются предлогами? Ответ дайте в цифровой форме (выписав номера предложений).

1) Вокруг всего города посажены фруктовые сады.

2) Дети с радостными криками бежали навстречу.

3) Рыбак всматривался в течение реки, медленное и величавое.

4) Служащий компании выехал в командировку согласно распоряжению директора.

5) В следствии по данному делу уточнены все основные вопросы.

6) Спустя три дня оба приятеля катили по дороге в деревню.

7) Выпускники военного училища идут согласно, как один человек.

8) В отличие от школьников учащиеся колледжей изучают специальные предметы.

9) Несмотря на все усилия, автор ничего не мог дальше сочинить.

10) В соответствии с указаниями специалистов мы начали работать по-новому.

11) Родственники пострадавшего проводили врача, благодаря за оказанную помощь.

12) Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно. (Н.Некрасов)

13) Мшары – это заросшие в течение тысячелетий озера.

14) Внесите деньги на счет № 1904.

15) Проходя мимо станции, путник остановился.

16) В связи с нелетной погодой вылет самолетов задерживается.

17) Включая новый прибор, действуйте строго по инструкции.

18) Вы все-таки поступили по-своему, невзирая на советы друзей.

19) Студенты слушали внимательно, не смотря по сторонам.

20) Вследствие плохой погоды отдыхающим пришлось уехать из деревни раньше запланированного.

21) Ввиду недостатка продовольствия путешественники изменили свой маршрут.

22) Друзья хотели идти нам навстречу.

23) Вам надлежит действовать применительно к обстоятельствам.

24) Вслед машинам и навстречу им двигались толпы людей.

25) Охотник старался увидеть что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно.

4. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

«ДЕРЕВО УСПЕХА»
На дереве расположить листочки (выбрать цвет – красный, желтый, зеленый) (красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).

Выставление оценок

5.Домашнее задание:   Составьте проект наглядного пособия по теме «Производные предлоги».

Это может быть схема, рисунок, таблица, главное условие – представить учебный материал так, чтобы в нем все было понятно мальчикам. Проведите представление работы по типу презентации.




Образовательные ресурсы:

Основные источники

1. Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.


Дополнительные источники:

  1. Лобачева, Н. А.  Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 123 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12620-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472064 (дата обращения: 01.06.2020).

  2. Лобачева, Н. А.  Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 206 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12621-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472063 (дата обращения: 01.06.2020).

  3. Лобачева, Н. А.  Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 230 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12294-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471668 (дата обращения: 01.06.2020).


Электронные ресурсы:

1. ГРАМОТА.РУ: справочно-информационный портал: [сайт]. – Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155. – URL: http://gramota.ru/slovari/ (дата обращения: 27.08.2019). - Текст: электронный.

2. Культура письменной речи: Русский язык и литература: [сайт]. – Свидетельство о регистрации: СМИ Эл №ФС-77-22298. – URL: http://gramma.ru/ (дата обращения: 27.08.2019). – Режим доступа: свободный. –Текст: электронный.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!