СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Сохранение национальных традиций на примере изготовления кукол из папье-маше в костюмах Курской губернии XVIII-XIX веков

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе я показала, как на примере несложной декоративно-прикладной работы можно привлечь современную молодёжь к изучению народной культуры Курского края.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Сохранение национальных традиций на примере изготовления кукол из папье-маше в костюмах Курской губернии XVIII-XIX веков»



Методическая разработка

Сохранение национальных традиций на примере изготовления кукол из папье-маше в костюмах Курской губернии XVIII-XIX веков













Выполнила педагог дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения

«Черницынская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области



Однодворцева Татьяна Васильевна

2018 год

Народная культура и декоративно-прикладное искусство России донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стёрты урбанизированной массовой культурой. Активное освоение обучающимися традиций народного искусства в его главных видах даёт возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности.

Цель работыпри помощи несложной декоративно-прикладной работы привлечь обучающихся к изучению народной культуры Курского края.


Для достижения данной цели я поставила перед обучающимися следующие задачи:

  • осуществить поиск, отбор и анализ литературы по избранной теме;

  • изучить быт, традиции, праздничные игрища, особенности одежды наших далёких предков, жителей Курской губернии 18-19 веков;

  • изучить технологию изготовления изделий методом папье-маше;

  • исследовать свойства различных материалов, из которых будет изготовлена композиция;

  • при помощи различных материалов создать композицию кукол из папье-маше в костюмах Курской губернии 18-19 веков;

  • показать окружающим, как при помощи несложной декоративно-прикладной работы можно привлечь современную молодёжь к изучению народной культуры Курского края.



Работая педагогом дополнительного образования «Студии художественного творчества» я преподаю обучающимся различные виды декоративно-прикладного творчества. Одним из этих видов является папье-маше. Технология изготовления изделий из папье-маше известна давно, она довольно проста, поэтому останавливаться подробно на ней я не буду. Начав изучать технику папье-маше, дети сначала делали простые изделия: тарелочку, стакан, матрёшку, в конце оформляя их декоративной росписью. Потом я придумала делать из папье-маше кукол в различных костюмах. Изначально форму для папье-маше в виде кукол дети лепили из пластилина, но не у всех хорошо получалось вылепить лицо, поэтому для формы мы стали применять детскую куклу Барби, а затем и другие более крупные куклы.

Куклы можно делать в различных образах: русалки, барышни в пышных платьях, сказочные персонажи, и другие, но для патриотического воспитания подрастающего поколения я решила заинтересовать детей изготавлением кукол в костюмах Курской губернии XVIII – XIX веков. Это развивает в детях чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций всей России и в частности Курского края, способствует формированию чувства национального достоинства.

В процессе решения творческих задач для наиболее точной передачи различных элементов костюмов, особенностей покроя и соответствия цветовой гаммы мне с детьми пришлось пользоваться различной дополнительной литературой. Мы изучали материалы на эту тему в Интернете и по книгам. Очень нам помогла книга «Народный костюм Курской губернии», которую выпустили в 2006 году Комитет по культуре Курской области, областной Дом народного творчества и Курский областной краеведческий музей. Так как наиболее интересно и оригинально многие работы смотрятся не поодиночке, а в композиции мы с обучающимися решили делать различные сюжетные композиции состоящие из нескольких кукол. Мною совместно с обучающимися, разработаны несколько различных многофигурных композиций кукол из папье-маше в костюмах Курской губернии XVIII – XIX веков: «У околицы», «Гармонист», «Краше нет соловьиного края», «Рукодельница», «Встреча у колодца» и другие. При изготовлении костюмов кукол большое значение имеет их сходство со стариной одеждой жителей Курского края.

Основу русского народного костюма, одним из вариантов которого является народный костюм Курского края, составляет рубаха. Носили её женщины, и мужчины. Рубашка защищала от зноя, согревала в стужу. Она всегда была неразлучна с телом человека и, по представлениям наших предков, обладала магической силой. Если кто-то хотел причинить зло своему недругу, то достаточно было завладеть его рубашкой и произнести несколько заклинаний. Поэтому нужно было обезопасить рубашку, сделать её неуязвимой. Испокон веков для этой цели использовались вышивки – обереги, их наносили на горловину, низ рукава, подол рубахи (отверстия в рубашке, через которые нечистая сила могла подобраться к телу человека). Ворот с вышивкой оберегал голову, рукава хранили руки, подол берёг ноги. Для русской рубахи характерна простота кроя, когда все детали сшиты под прямым углом. Рубашки для своих кукол дети изготавливают из белой хлопчатобумажной ткани. Из-за небольшого размера изделия и невозможности выполнить на нём соответствующую вышивку они украшают рубашки атласными ленточками, которые приклеивают к основным деталям при помощи ленты «паутинки» и утюга, а затем делают на ленточках стилизованную вышивку нитками мулине.

Самый древний тип одежды в Курском крае в прошлом веке – это холщёвая рубаха, поверх которой надевали распашную набедренную одежду – юбку из домотканой шерсти чёрного цвета с полосами или в клетку, которая называется «понёва» («панёва»). Во многих районах понёва была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Увидев в музее или на фольклорном празднике женский костюм, состоящий из рубахи и тяжелой шерстяной клетчатой необычной юбки, не все назовут эту часть костюма. А это один из древних элементов женского костюма. Не юбкой называется эта часть южнорусского костюма, а именно – «понёвой». Именно из-за самобытности и оригинальности многие мои ученицы решают одеть своих кукол в понёвы. Их они изготавливают из хлопчатобумажной ткани чёрного цвета, а декорируют их также атласными ленточками, приклеенными к основной детали при помощи ленты «паутинки» и утюга, а затем в квадратах панёвы выполняют стилизованную вышивку, так называемые «меандры», нитками мулине. Золотую тесьму, пришивают по краю понёвы вручную потайными стежками.

Самым ярким, самым удивительным предметом русского народного традиционного женского костюма является сарафан. В Курском крае сарафан был одним из распространённых видов женской одежды. Сарафан Курского края не распахивался, одевался через голову, сшит был впереди наглухо. Но в память о давних временах, когда сарафан был распашной одеждой, сохранились элементы декора впереди по вертикальному шву, которые определяют место, где полы сарафана прежде расходились. Да и сам шов был традиционно архаичным. Во многих праздничных, особенно шёлковых сарафанах, украшение впереди выполнялось позументной лентой: вертикальная от верха до подола линия, внизу под углом в 45 градусов к ней пришиты «домиком» ещё две короткие полосы. Этот узор говорит о том, что сарафан хотят распахнуть. Это память о способе ношения сарафана в давние времена, когда такая одежда была распашной. Или это сохранившаяся память об обереге женщин – куриной косточке, т. к. выкладка по шву позументом напоминает стилизованную куриную лапу. Да и в Большесолдатском районе Курской области назвали это украшение «лапой». Сарафан для своих кукол дети часто выполняют из ткани красного или чёрного цвета (как наиболее было распространено в древности), украшают его атласными и золотыми ленточками, приклеенными к основной детали так же, как и при изготовлении рубашек и понёвы при помощи «паутинки» и утюга.

Поверх сарафана и понёвы впереди надевалась «завеска» - длинный передник. Конструктивно завески были однотипными в различных местностях Курского края. Они представляли собой полотнище, которое вверху собиралось на сборку и пришивалось к «грудке». Основное поле завески было обычно белым, в некоторых сёлах встречались завески выполненные из пестряди, они были вытканы цветными нитками для праздничных вариантов костюма. На это указывает тот факт, что они украшены вышивкой и аппликацией.

Пояс является неотъемлемой частью нашей одежды. Появились пояса в очень далёкое время. Не за стремления подчеркнуть изящество талии, природную стать носили пояса. В те времена на поясе привешивали предметы – обереги, чтобы спастись от злых духов. Пояса встречаются разнообразные: узкие и широкие, тканые, плетёные, праздничные и обыденные, мужские и женские, детские и старушечьи. Пояса для своих кукол девочки выполняют из атласных ленточек разных цветов.

Куклы из папье-маше которые изготавливаем мои ученицы не относятся к традиционной культуре Курского края, ведь с момента их задумки прошло только около восьми лет, но их изготовление, работа над замыслом, изучение дополнительной литературы приближает их к ней. Таким образом я показала, как на примере несложной декоративно-прикладной работы можно привлечь современную молодёжь к изучению народной культуры Курского края. И это уже даёт свои результаты. Композиции кукол из папье-маше в костюмах Курской губернии занимали призовые места в различных конкурсах и выставках: Гран-при IX Международного фестиваля «Детство без границ»; диплом победителя V Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!»; 2 место в конкурсе на Х Всероссийском фестивале детского художественного творчества «Адрес детства – Россия», 3 место Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства в 2012 году, 1 место Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства в 2013 году, диплом лауреата 3 степени Всероссийского конкурса изобразительного искусства «Ангел вдохновения» в 2014 году, Диплом 3 степени Всероссийского конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства в 2014 году. Трое моих обучающихся за изготовление этих работ стали Лауреатами премии по поддержке талантливой молодёжи в рамках приоритетного национального проекта «Образование».














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!