СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Современные образовательные технологии при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку в условиях перехода на ФГОС: обобщение педагогического опыта»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Данная   работа входит в систему занятий по подготовке учащихся к ОГЭ. Однако приемы и методы, используемые здесь, можно применять не только на уроках русского языка. Например, приём «чтение с остановками», на мой взгляд, является очень удачным способом приучить школьников к осознанному чтению.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Современные образовательные технологии при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку в условиях перехода на ФГОС: обобщение педагогического опыта»»













«Современные образовательные технологии при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку в условиях перехода на ФГОС: обобщение педагогического опыта»











Методическая разработка

Учителя русского языка и литературы

ТОГБОУ «Многопрофильный кадетский корпус

имени Л.С. Дёмина»

Жиляевой Виктории Олеговны























Аннотация

В основе современного образования лежит активность учителя и обучающегося.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что обучающемуся урок и в радость, и приносит пользу. И тогда, как говорит Цицерон, «зажгутся глаза слушающего и глаза говорящего».

Одной из технологии позволяющей решить такие задачи, является технология критического мышления. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких результатов как:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение решать проблемы;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

  • умение сотрудничать и работать в группе;

  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как их можно применить. А технология критического мышления, в полной мере отвечает этим этапам. Эта технология хороша ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. Технология развития критического мышления через чтение и письмо - один из способов превращения учения в личностно - ориентированное.



Данная работа входит в систему занятий по подготовке учащихся к ОГЭ. Однако приемы и методы, используемые здесь, можно применять не только на уроках русского языка. Например, приём «чтение с остановками», на мой взгляд, является очень удачным способом приучить школьников к осознанному чтению. Для практикующих учителей не является секретом, что собственный жизненный опыт многих школьников ещё очень скромный, поэтому оценить ситуации, описанные в текстах, они часто затрудняются, сводя анализ текста к последовательности событий и не давая им нравственной оценки. А именно она, как мне кажется, является главной целью чтения и работы с хорошей литературой. Очень хорошо, если учитель имеет возможность работать с учащимися начиная с 5 класса. Компетенция хорошо формируется на уроках литературы при работе с небольшими текстами на уроке, а затем уже продуктивно используется на уроках развития речи при подготовке к работе над сочинением- рассуждением в старших классах.

Кроме того, приём параллельного анализа текстов позволяет подготовить материал для сочинений на многие морально-этические темы, которые встречаются в перечне понятий, предложенном ФИПИ для подготовки к ОГЭ. У ребят появляется собственная «копилка» ситуаций, героев, событий литературных произведений, которой можно воспользоваться для создания аргументов на основе жизненного опыта. Эксперты, проверяющие экзаменационные сочинения девятиклассников, часто отмечают, что размышления, опирающиеся на хорошую литературную базу, выглядят гораздо убедительнее; у школьников появляется понимание тех ситуаций, которые нужно проанализировать. Кроме того, эту работу можно продолжить и при подготовке к итоговому сочинению, и в контексте сочинения – рассуждения на ЕГЭ.























Технологическая карта урока

Тип урока: урок развития речи

Тема урока : подготовка к написанию сочинения-рассуждения 13.3

Цели урока:

-в соответствии с принципами современного образования формировать исследовательскую компетентность учащихся

-формирование умения выпускников понимать основную мысль прочитанного текста, формулировать определение понятия, выражать свою

точку зрения, приводить убедительные аргументы;

-формирование умения самостоятельно работать с информацией

-сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на

морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

-реализовать межпредметные и метапредметные связи


Задачи:


образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение учебной информации по лексике, типах речи,

композиции сочинения-рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, обучение умению интерпретировать текст

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения проводить анализ исходного текста и на

этой основе отбирать материал для рассуждения публицистического характера, структурно соответствующего заданным параметрам.

воспитательные: формирование представления о таких нравственных качествах как доброта, человечность, уважение; воспитание толерантного

отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения, использовать личный (читательский и жизненный) опыт для создания аргументов

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание ошибок и несовершенства в собственных суждениях и готовность их корректировать; необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности, способность сформулировать итоги рассуждения и своей работы

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный

Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня мы работаем в группах. Прошу вас принять участие в выборе маршрутных карт урока, которые к концу занятия необходимо будет наполнить содержанием

Делятся на 3 группы в соответствии с рассадкой

Выбирают маршрутные карты

( понятия для работы Доброта, Уважение, Человечность)


Актуализация знаний.

Эмоциональный настрой

Ребята, какие ассоциации возникают у вас в связи с данным словом. Подберите, пользуясь словарями, синонимы и антонимы к ним. Попробуйте сформулировать определение для каждого из понятий

Подбирают лексический материал, записывают в маршрутные карты, затем оглашают результаты.

Например,

антонимы: презрение, неуважение, пренебрежение, надругательство, дерзость, непочтительность.

Синонимы: Внимание, почтение, почтительность, обожание, преклонение, признание, уважительность.

Уважение - Это почтительное отношение одного человека к другому. Уважение по отношению к человеку проявляется во внимании, в умении ценить его и заботиться о нем, в вежливости и любезности.

Доброта – черта характера человека, проявляющаяся в терпеливом и нежном отношении к окружающему миру

Антонимы – злость, грубость, нетерпимость, резкость….



Формулировка темы и целей урока

Опрос учащихся для выхода к формулировке темы

и целей урока.

- На каких уроках мы говорим о таких понятиях как

милосердие, сострадание, дружба, любовь и т.д.?

Во время выполнения какого вида работы?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Каковы цели урока

Отвечают на вопросы учителя.

Используют сведения из области литературы, обществознания, опираются на жизненный опыт, проявляют собственные принципы и жизненные ценности.

Формулируют тему и цели

урока. Записывают тему урока

в тетради.

(Анализ текста,

формулировка тезиса и комментарий к нему;

подбор аргументов; написание сочинения-

рассуждения в соответствии с его структурой)




Работа с текстом Б Васильева (использование приема Чтение с остановками)

Учитель во время остановок задаёт вопросы, позволяющие учащимся обратить внимание на важные для понимания текста детали и повороты сюжета.


Читают текст (каждый фрагмент один из учеников читает вслух)





Учащиеся

учитель

1 фрагмент

(1)Бабуля, это к тебе,  — сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

— (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли,  — сказала она.

— (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас фашисты убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.



?? Ребята, как вы думаете, для чего дети пришли в дом к Анне Федотовне?

(ребята отмечают важность общения между поколениями, готовность помочь пожилому человеку, предполагают желание детей написать сочинение или заметку о герое.)

?? что можно отметить в поведении школьников ( волнуются, жмутся у порога)

2 фрагмент

(8)Анна Федотовна уточнила:

— (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

— (13)Это же всё ненастоящее!



Ребята, как вы думаете, почему у детей возникло недоверие?

(копия письма, возможно, оригинала и не существует.

???? Справедливы ли их сомнения?

(возможно, они и правы, но нельзя обижать мать погибшего солдата открытыми сомнениями)

3 фрагмент

— (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу,  — пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон.  — (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

— (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

— (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам?  — почти весело удивилась она.

— (22)Потому что у нас в школе создают музей ко дню великой Победы.


??? Как автор текста подчеркивает важность писем для Анны Федотовны?

(бережно достала бесценные листочки)

???? почему для школьников важны письма?

(в школе создают музей, а им нужно найти экспонаты)


!! сохранение памяти о погибших героях- важная часть духовной жизни человека

4 фрагмент

— (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.

— (24)А зачем нам ваши копии?  — с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка.  — (25)Музей не возьмёт копии.

— (26)Не возьмёт, и вы не берите.  — (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.  — (28)И, пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

— (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

— (34)Трус несчастный,  — вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.  — (35)Только пикни у нас.

— (36)Всё равно нельзя,  — горячо и непонятно зашептал мальчик.

— (37)Молчи лучше!  — оборвала его девочка.  — (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

— (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.


???Как меняется манера речи школьников

(официально-нечеловеческим голос,

тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии)


Почему автор особенно подчеркивает эту грубость в поведении детей?

(невозможно делать доброе дело, оскорбляя пожилую женщину)



5 фрагмент

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

— (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

— (49)Нету,  — тихо сказала Таня.  — (50)Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки  — их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

 


???Как автор подчеркивает важность писем для Анны Федотовны?

(письма погибшего сына внучка читает ей каждый вечер – это часть жизни, дающая силы пережить горе. Даже для себя она использует копии, оригинал бережно хранит в шкатулке)


В чем бесчеловечность поступка школьников???

(-украли

-украли у слепой женщины

-украли у матери письмо погибшего сына)



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализ текста

Ребята, как вы оцениваете поведение школьников и Анны Федотовны , опираясь на предложенные вам для работы понятия? В каких фрагментах текста их можно увидеть

Группы анализируют поступки героев исходя из своих определений.

Например,

Доброта. Её проявляет Анна Федотовна, которая терпеливо объясняет школьникам, почему не может отдать им оригинал писем.

Она даже пожалела мальчика, который украл письмо, потому что другие дети ему угрожали – это тоже пример доброты.

Уважение

Проявляет Анна Федотовна по отношению к детям. Ей приятно, что школьники хотят сохранить память о сыне. Она даже позволяет им ознакомиться с реликвией – письмами, хотя очень бережёт их.


Работа с композицией сочинения - рассуждения

Построение сочинения- рассуждения вам уже известно. Давайте вспомним его основные элементы









Ребята, работая над определением, следует задавать себе дополнительные вопросы, они помогут уточнить понятие и подобрать аргументы

Например,


Кого можно уважать?



Что можно уважать?






За что можно уважать?




Какие качества и поступки человека, на ваш взгляд, не достойны уважения?



Где может проявляться уважение?



Зачем нужно уважать других людей?

Ответ ученика:

1 абзац Вступление. Определение предложенного в задании слова. Комментарий определения.

2 абзац Первый пример – аргумент из текста  

3 абзац Второй пример -  аргумент из текста или из жизненного опыта 

4 абзац Заключение−вывод








учителей, родителей, старших, друзей, одноклассников, себя


Мнение других людей, их чувства, переживания, интересы и вкусы, круг общения


За трудолюбие, старание, смелость, скромность достижения в спорте, в учёбе, в работе,



Лень, трусость, эгоизм, предательство, обман.




В общении, на уроках, на работе



Уважать - это считаться с интересами окружающих нас людей. Необходимость уважать других людей неразрывно связана с самой необходимостью общаться с другими людьми, жить в социуме, в ладу с окружающими.

Формулирование требований к домашней работе

Ребята, молодцы. Мы практически составили с вами текст трёх

сочинений. Дома вам осталось только выбрать одно из понятий, о которых мы сегодня говорили и написать рассуждение,

пользуясь материалами, которые мы подобрали на

уроке.


Записывают домашнее задание.

Уточняют неясные моменты.


Рефлексия

(подведение

итогов занятия)


1)Оценивание учащихся.

2) Ребята, скажите, пожалуйста, был ли наш

сегодняшний урок продуктивным и интересным?

Продолжите фразы:

Сегодня я узнал(а) (научился (ась)…..

Мне было непросто...

У меня получилось...

Хотелось бы...

Спасибо за урок! Жду интересных сочинений

Подводят итоги урока, путём

завершения предложенных суждений































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!