СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка средств и заданий для развития творческих способностей младших школьников при помощи модульного оригами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка средств и заданий для развития творческих способностей младших школьников при помощи модульного оригами»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Выполнила:

Студентка группы ПНК-4А

Глубокова Татьяна









Разработка средств и заданий для развития творческих способностей младших школьников при помощи модульного оригами





Руководитель:

Смирнова Анастасия Владимировна,

преподаватель

высшей категории













2024

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………………

  2. Основная часть……………………………………………………………………

    1. Диагностические методики, направленные на изучение творческих способностей младших школьников и методики, направленные на изучение мелкой моторики учащихся начальных классов

    2. Средства и задания для развития творческих способностей младших школьников при помощи модульного оригами

  3. Заключение…………………………………………………………………..……

  4. Список использованных источников…………………………………………....

  5. Приложения………………………………………………………………………..



Введение

Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в творчестве, гибкость и критичность мышления, способность к аналогии и образному воображению, к обобщению и интуиции. Творческим потенциалом обладает любой человек, нужно лишь создать условия для его раскрытия и развития.

Исследования показывают, что традиционный процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Особенно негативно такая тенденция отражается на детях младшего школьного возраста. Проблема заключается в том, что поступление в школу и переключение на усиленное формирование исполнительских способностей неизбежно приводит не только к остановке, но и к угасанию ярко вспыхнувших творческих способностей.

Существует противоречие между необходимостью развития творческих качеств личности и организацией учебного процесса, ориентированного на репродуктивную деятельность учащихся.

Актуальность проблемы формирования творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Нужно систематическое использование разнообразных методов и приёмов обучения, способствующих целенаправленному развитию у детей подвижности и гибкости мышления, умения рассуждать, творчески подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Рекомендуемая продолжительность занятий для детей составляет от 30 до 60 минут два раза в неделю.



Основная часть

Диагностические методики, направленные на изучение творческих способностей младших школьников

МЕТОДИКА «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»

Цель: выявить, в какой степени у учащихся развита склонность к творчеству.

Ход опроса: учащихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ «нет» в 0 баллов.

Вопросы

  1. Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?

  2. Задаешь ли ты много вопросов?

  3. Нравится ли тебе играть в сложные игры?

  4. Постоянно ли ты что-то мастеришь?

  5. Есть ли у тебя новые интересные идеи?

  6. Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?

  7. Всегда ли тебе интересна новая работа?

  8. Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?

  9. Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?

  10. Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?

  11. Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?

  12. Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?


Обработка результатов

Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.

10 и более баллов – учащийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.

5-9 баллов – у учащегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.

4 и менее баллов – склонность к творчеству у учащегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, учащийся стесняется высказывать свои идеи на людях.

МЕТОДИКА «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Цель: выявить творческий потенциал личности.

Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.

Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.

Вопросы
  1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.

  1. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.

  1. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да

б) да, при благоприятных обстоятельствах

в) лишь в некоторой степени.

  1. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) важно.

  1. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да

б) часто думаете, что не сумеете

в) да, часто.

  1. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает

б) неизвестное вас не интересует

в) все зависит от характера этого дела.

  1. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только, если вам это нравится.

  1. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли знать о нем все:

а) да

б) нет, вы хотите научиться только самому основному

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

  1. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу

б) махнете рукой на эту затею, как понимаете, что она нереальна

в) продолжать делать свое дело, даже, когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

  1. По-вашему, профессию надо выбрать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней

в) преимуществ, которые она обеспечит.

  1. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да

б) нет, боитесь сбиться с пути

в) да, но только там, где местность вам понравилась.

  1. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда

б) всего вспомнить не можете

в) запоминаете только, что вас интересует.

  1. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений

б) да, если это слово легко запомнить

в) повторите, но не совсем правильно.

  1. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить

б) находиться в компании

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

  1. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным

б) вы более или менее довольны

в) вам еще не все удалось сделать.

  1. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

  1. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь

б) вы можете делать это только наедине

в) только там, где будет не слишком шумно.

  1. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка полученной информации

Необходимо подсчитать очки, которые набрал опрашиваемый, таким образом:

За ответ «а» - 3 очка,

За ответ «б» - 1 очка,

За ответ «в» - 2 очка.

Вопросы 1,6,7,8 определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопросы 12 и 13 – слуховую память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – стремление быть независимым; вопросы 16 и 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков показывает уровень творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Диагностические методики, направленные на изучение мелкой моторики учащихся начальных классов

Исследование координации руки при обведении ребёнком нарисованного круга.

( тест В. А. Калябина )

Цель работы: определить уровень развития готовности руки к обучению письму.

Оборудование : карточки - образцы размером 8 х 14 см с изображенным на нем кругом диаметром 2,5 см.

Обследуют детей 7-8 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут карточку с изображением на ней кругом диаметром 2,5 см. Просят ребенка обвести его по контуру, не отрывая руки.

Оценка результатов:

1 балл – точное воспроизведение образца;

2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности;

3 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ¼ длины окружности;

4 балла – ошибка по направлению диаметра не более 2 мм и не более ½ длины окружности;

5 баллов – ошибка по направлению диаметра более 2 мм и более ¼ длины окружности.

Достаточно выполнить хотя бы одно из 2 условий. Например, если ребенок отклонился от нарисованной линии на 2 мм на протяжении половины длины окружности, его работа оценивается в 4 балла. Если ошибка составила 3 мм на ¼ длины окружности, он получает 5 баллов.

Если вся линия окружности, изображенная ребенком, имеет извилистый характер, это свидетельствует о наличии тремора, т.е. легкого дрожания руки, который резко снижает качество письма при обучении в школе и, кроме того, служит признаком неблагополучного состояния центральной нервной системы.

Данное обследование повторяют через определенный промежуток времени, отмечая изменения в уровне развития руки.

Исследование координации движений руки при вырезании ребёнком

начерченного круга.

( Мотометрический тест Н. И. Озерецкого )

Цель работы: определить уровень развития координации движений и зрительного контроля за ними, необходимый для обучения в школе.

Оборудование: карточки размером 6 х 6 см из ватмана, на которых начерчены циркулем 2 концентрических круга диаметрами 5 и 5,3 см (один в другом); ножницы длиной 18-20 см с закругленными концами и с режущей поверхностью в 70 мм; часы с секундной стрелкой или секундомер.

Исследования проводят с детьми 7 и 8 лет. Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут ножницы и карточку с изображенными на ней концентрическими кругами. Дают задание: «Посмотрите, здесь нарисованы два круга. Постарайтесь вырезать первый из них (показать какой), не разрезая второй». Продолжительность выполнения задания фиксируют по секундомеру или по часам с секундной стрелкой.

При наличии готовности к обучению в школе ребенок выполняет это задание не более чем за 1 мин и допускает не более двух неточностей (надрезов внешнего или внутреннего круга).

Результаты заносят в таблицу и повторяют обследование после проведения серии коррекционных занятий.

Изучение особенностей зрительно – моторной координации,

используя методику «Змейка».

( тест Н. Л. Локаловой )

На листе бумаги рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ребенок должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри этой дорожки, не касаясь при этом ее стенок. Качество выполнения задания оценивается по числу касаний. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.

Проверка уровня развития мелких и точных движений, используя задание

«езда по дорожке».

Инструкция: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке - образце учитель показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге; иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».

Оценка: результат оценивается как высокий, если отсутствуют выходы за пределы «дорожки», карандаш не более трех раз отрывается от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Результат оценивается как низкий, если имеется три или более выхода за пределы «дорожки», а также, если в этом задании или в рисунке имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая, почти невидимая; с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; с многократными наведениями по одному и тому же месту). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.



Средства и задания для развития творческих способностей младших школьников при помощи модульного оригами

Выполнение модуля:

Этот модуль складывается из прямоугольника цветной или белой бумаги. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1:1,5. Можно получить нужные прямоугольники делением формата А4 на равные части. Если длинную и короткую стороны формата А4 разделить на 4 равные части и разрезать по намеченным линиям, то получатся прямоугольники примерно 53×74 мм.

Если длинную и короткую стороны формата А4 разделить на 4 равные части и разрезать по намеченным линиям, то получатся прямоугольники примерно 53×74 мм. Если длинную и короткую стороны формата А4 разделить на 4 равные части и разрезать по намеченным линиям, то получатся прямоугольники примерно 53×74 мм. Согни прямоугольник пополам. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горой к себе. Согни края к середине. Переверни. Подними края вверх.

Загни уголки, перегибая их через большой треугольник. Разогни. Снова сложи маленькие треугольники по намеченным линиям и подними края вверх. Согни пополам. Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка. Модули можно вставлять друг в друга различными способами и получать объёмные изделия. Вот один из возможных примеров соединения. (Приложение 1)

Схемы для выполнения работы в технике Модульное оригами:







Вариант выполнения работы в технике модульное оригами "Ягодка на тарелочке» (Приложение 2):

Расположи модули для первого и второго рядов одинаково, поставив их на длинную сторону. Вставь уголки в кармашки. Соединяй модули первого и второго ряда друг с другом. Начни присоединять модули третьего ряда. Выполни три ряда, в каждом из которых по 13 модулей. Во втором и третьем последние используются для замыкания кольца. Соедини ряды в кольцо. Чтобы вывернуть кольцо, надо одновременно нажимать пальцами в центр сниз-вверх, а все наружные уголки наоборот отводить назад, сверху вниз. Должна получиться такая фигура. Надень ещё один ряд из 13 модулей, располагая их также, как предыдущие, короткой стороной вперёд.

Обрати внимание, модули надо сажать не глубоко, разворачивая их к середине, стремясь свеси как можно ближе. Для последнего ряда возьми 7 модулей, надень их через один, т. е. пропуская по два уголка. Сведи модули вместе. Зелёные модули вставляй в кармашки первого ряда. Их можно вставлять в каждый кармашек (13 шт.) или через один (7шт.). Если планируешь сделать подвеску, то изготовь петельку. Не вставляй сразу пару противолежащих листочков. Изогни проволочку в виде петельки. Можно использовать разогнутую скрепку, немного подрезав концы. Положи петельку так, чтобы её концы оказались там, где должны быть недостающие два модуля.

Обхвати концы петли уголками зелёных модулей и вставь уголки в кармашки. Пропусти в петлю ленточку, и можно вешать игрушку на ёлку. Чтобы сделать тарелочку с голубой каёмочкой нужно взять 31 голубой модуль для верхнего кольца, 24 белых для среднего, 20 белых для нижнего. Соединяй модули в кольцо, последовательно вставляя уголки одного в карманы другого. Вырежи из плотной бумаги круг диаметром около 7 см. Приклей на круг нижнее кольцо, потом среднее, потом верхнее. Теперь положи ягоду в тарелочку.



Заключение

Изучив труды отечественных и зарубежных учёных, мною была выполнена методическая разработка средств и заданий для развития творческих способностей младших школьников при помощи модульного оригами, которую можно использовать в учебной деятельности.

Цель уроков оригами в школах - не заучить как можно больше различных бумажных фигурок, а развить у ребёнка общие навыки, которые пригодятся в процессе обучения жизни и другим предметам, чтобы эта цель была выполнима можно пользоваться данной разработкой.

Методическая разработка содержит в себе набор диагностических методик для наблюдения исходного уровня развития творческих способностей и мелкой моторики у обучающихся в начальных классах, задания по модульному оригами для урочной и внеурочной деятельности, а также представлены два конспекта урока по модульному оригами на тему «Орнамент из модуля» и «Колокольчик», а также в приложении показан наглядный способ выполнения работы в технике «Ягодка на тарелке».

С помощью данной методической разработки учителя начальных классов могут развивать не только мелкую моторику у учеников, но и творческие способности при индивидуальных заданиях к примеру, выполнение задания орнамент в хаотичных, либо понравившихся цветам обучающимся.

Занятия в технике модульное оригами являются одной из основных форм обучения этой технике. На таких занятиях важно проверять не только правильность выполнения работы, но и оригинальность в составлении продукта, давать детям возможность составить композицию по желанию в нужной тематике.

В целом, использование оригами в работе с детьми младшего возраста может помочь им развить множество навыков и возможностей, а также сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.





Список источников:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:/www.gdoy115.ru/fgos. свободный.

2.Афонькин, С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: учеб. пособие / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - М.: Аким, 2011. - 31 с.

3.Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребёнок: учеб. пособие / Н.А. Ветлугина. – М.: 2012. –174 с.

4.Комплекс диагностических методик по выявлению творческих способностей младших школьников "[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://znanio.ru/media/kompleks-diagnosticheskih-metodik-po-vyyavleniyu-tvorcheskih-sposobnostej-mladshih-shkolnikov-2762245

5.Психолого-педагогическая диагностика развития мелкой моторики младших школьников [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2011/11/20/diagnostika-urovnya-razvitiya-melkoy-motoriki

6.Методики диагностирования творческого развития обучающихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/01/14/metodiki-diagnostirovaniya-tvorcheskogo

7.Серов В. Серова В. "Объемные игрушки из бумаги. Модульное оригами" : учеб. пособие / В. Серов, В. Серова - П.: Юпитер, 2021. – 96с.



Приложение







2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!