Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 56 Кировского района Волгограда»
Городские Корнеевские чтения
Номинация «Конкурс методических разработок»
Литературно-гастрономическая гостиная
«В гостях у волгоградского поэта
Артура Корнеева»
Выполнила
Горбунова Ольга Михайловна
учитель русского языка и
литературы
МОУ СШ № 56
2017
Внеклассные мероприятия всегда дарят учащимся свежесть чувств, глубину эмоций, заставляют задуматься над нравственными проблемами, активизируют их духовный поиск. Внеурочные занятия, встречи и беседа с ребятами, атмосфера непринужденности, отсутствие оценивания и многие другие факторы делают эту форму деятельности благоприятной для живого и непосредственного общения с учениками, глубокого влияния на них.
Интересная, увлекательная форма внеклассной работы по литературе – литературные гостиные, посвященные поэту или писателю.
Почему гастрономическая? Во-первых, это атмосфера непринужденности, во-вторых, культура поведения за столом.
Литературно-гастрономические гостиные проводятся мною с пятого класса. Число заинтересованных ребят растет.
Литетратурно-гастрономическая гостиная «В гостях у Артура Корнеева» была приурочена к Городским Корнеевским чтениям и, конечно, празднованию дня рождения поэта. Мероприятие прошло в 6-х классах 25.03.2017 года.
Цель – формировать представления о поэте и времени, вызвать чувство уважения к поэтическому труду и желание знакомиться с творчеством волгоградских поэтов.
Задачи:
- познакомить с основными этапами жизни и творчества поэта;
- проследить отражение в творчестве поэта событий окружающей его жизни;
- помочь учащимся почувствовать атмосферу жизни 60-х годов.
Тип – внеклассное мероприятие литературно-гастрономическая гостиная.
Оборудование: классная комната, оформленная в стиле 60-х годов. Дети в группах по 4 человека располагаются за столами, поставленными полукругом, лицом к сцене. В этом классе 20 учащихся, поэтому она разделились на 5 групп по 4 человека.
На столах по сценарию появляются угощения в стиле 60-х годов. Еще понадобится ватман, клей, фломастеры, фотографии (даны в приложении) для создания группами коллажа.
Компьютер, проектор, колонки.
Сценарий
Кадры «Великая Отечественная война 1941-1945» (2.45)
Ученик 1. 4 года боёв, потерь и страданий. 4 года лишений, страхов и надежд. 4 года нищеты и крови; озлобления и самопожертвования. Мир стал черно-белым.
Звучит музыка «Марш победы»
Ученик 2. И вот завершилась самая страшная война в истории. Они выжили и победили. Они победили и выжили.
Чтец «…И малыш в чудесном удивленье
Смотрит в мир, губешки приоткрыв…
В годы перепуганного детства,
В Сталинградском пепле и дыму
От отца достанется в наследство
Только фотокарточка ему.
Тот малыш, взрослея и мужая,
Будет знать и видеть наяву:
Вот какие руки удержали
В сорок первом Тулу и Москву…»
Ученик 1. Эти строки из стихотворения «Довоенная карточка» волгоградского поэта Артура Корнеева. Во время войны пережил весь ужас бомбежки Сталинграда.
Ученик 2. В нашем городе создан мемориальный комплекс Мамаев курган, являющийся памятником мужества и отваги народа, победившего фашизм. Образ матери, стоящей в простых развевающихся одеждах и призывающий всех на борьбу с захватчиками, узнаваем во всем мире.
Ученик 3. Он входит в список «Семи Чудес России»
Видеоролик «Мемориальный комплекс родина мать зовет».
На последнем кадре (Родина - мать) выходит чтец:
Несокрушимая, вечная,
В шали, спадающей с плеч,
Гневная русская женщина
Держит над городом
Меч!
Светится чистое небо,
вольно лучится река.
Только та женщина
Гневной
Будет века и века.
И, справедливости ради,
Самой простой и земной
Родина-мать в Сталинграде
Быть не могла бы иной.
Здесь ее лучшие дети –
тысячи пасших сынов.
Разве умолкнет
В столетьях
Матери праведный зов?!
Слушайте снова и снова
Гневную русскую мать.
Совести шара земного
Мы не позволим дремать.
В мире пока еще мыслится
Неотомщенное
Зло…
Мать над планетою высится,
Меч подняла тяжело.
Учитель: Такие стихи мог сочинить поэт, который искренне любит свой город, свою страну. «Артур Корнеев знал свое предназначение – служить великой России… О чем бы ни сочинял Артур стихи, всегда у него выходило про Россию…» - писала о нем волгоградская поэтесса Татьяна Батурина.
Ученик 3. Закончилась война. Теперь впереди была только жизнь. Другая. Разноцветная жизнь.
Звучит вальс послевоенных времен.
Ученик 1. Мы вас приглашаем окунуться в эту послевоенную жизнь в гости к волгоградскому поэту Артуру Корнееву.
Ученик 2. Эх, была бы у нас машина времени. Нам почти невозможно представить, как тогда жили люди, чем занимались?
Ученик 3. Как выглядели? Что было на столе?
Ученик 1. Друзья, вы ошибаетесь. У нас есть машина времени, правда виртуальная. Ну, что к путешествию во времени готовы?
Ребята: Да.
Ученик 1. 3,2,1 ОК, Googl покажи мне жизнь людей в 60—е годы XX века…
Ученик 3. Подожди, а почему именно в 60-е годы…
Ученик 2. Я знаю, мне бабушка рассказывала. Радостная уверенность в том, что «завтра будет лучше, чем вчера» была практически у всех людей. Новое общество делало, казалось бы, в принципе невозможное - мировой лидер в космосе, ядерной энергетике, образовании... дважды отстроенная от пепелища страна. Люди мечтали о космических трассах и знали - это возможно. В 1957 году был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года состоялся первый космический полет вокруг Земли Ю.А. Гагарина.
Учитель: (рассказ учителя сопровождают слайды) Ребята, в 60-е годы к читателям вернулись запрещенные в прежние годы С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, М.М. Зощенко, слушать не звучавшие ранее произведения Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна и др. В Москве открылся театр «Современник», постановки которого («Вечно живые», «Голый король» и др.) вызывали восторг и споры публики. Кинофильм М.К. Калатозова «Летят журавли» был триумфально показан на Каннском фестивале. А еще были вечера поэзии в Политехническом музее, собиравшие сотни почитателей молодых Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Р.И. Рождественского, песни Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого.
Ученик 1. А еще тогда в 1960 году в Сталинградском книжном издательстве вышла первая книга поэта Артура Корнеева «Я вырос в рабочем поселке». Итак, в гости к Артуру Корнееву в 60-е годы… OK. Googl… (повторяет несколько раз).. Не работает…
Учитель: Мы предлагаем ребятам самим создать машину времени.
Им предлагается создать коллаж из фотографий по группам (1- достижения науки и техники; 2 – профессии; 3 – транспорт, улицы, дома, люди на фотографиях; 4 – вечера поэзии, духовная жизнь; 5 – Сталинград в 60-е годы). Звучит музыка 60-х годов, ребята работают в течение 10 минут. Затем представители групп афишируют свою работу.
Подборка фотографий дана в приложении.
Учитель: Ребята, вы, наверное, подустали. Предлагаю отведать угощения из 60-х.. На столах бутерброды из самой любимой «Докторская» и «Любительской» колбасы, овощи (помидоры, огурцы, редиска), яблоки, «Ситро».
Звучит музыка 60-х годов. Ребята подкрепляются.
Выходит другая тройка ведущих, одетых в стиле 60-х.
Ученик 4. Обратите внимание на коллаж «Профессии 60-х». Видите, как много рабочих профессий. Именно напряженный труд советского народа позволил в короткие сроки завершить восстановление разрушенного войной хозяйства.
Просмотр видеоролика о рабочих профессиях (1.50)
Ученик 5. Артур Корнеев пятнадцатилетним пареньком начал свой жизненный путь «Слесаренком» на заводе «Баррикады» в цехе, где работала его мама Зинаида Марковна.
Чтец: (стихотворение «Первый шаг»)
Улыбка его
На ребячьем лице
Сердец
Рабочих
Коснулась,
Когда он шагнул
Нерешительно в цех –
В свою неизвестную
Юность.
Закрыл за собою
Тяжелую дверь,
В волненье сробев даже
Малость,
Решил он, что детство
Навеки теперь
За этою
Дверью
Осталось…
Ученик 6: Юный Артур Корнеев не только трудится на заводе, но и учится в вечерней школе рабочей молодежи. И ещё продолжает писать стихи, начав в 14 лет
Чтец (отрывок из стихотворения «Баррикады»)
В обыденности,
В будничных заботах
Порой незримо
Века существо.
Я так привык
К названию завода,
К названию поселка своего!
Обыкновенно,
Впрочем, так, как надо,
Привычно отвечаю на вопрос:
- Ты где живешь?
- Живу на «Баррикадах»
- А где ты рос?
- На «Баррикадах» рос… -
Прямой тут смысл
И самый изначальный…
…В сорок втором
цеха его недаром
обрушились
всей тяжестью громад.
Не грезились
Парижским
коммунарам
Подобные размеры баррикад!
Ученик 4: В самом деле уже с 14 лет он начал публиковать стихи – сначала в заводской многотиражке, потом в областных газетах.
Чтец: «Поэт»
Он спит…
Так только дети спят –
Забыв про все на свете,
Забыв, что раньше всех
Ребят
Зарю он завтра встретит.
Вот – вдохновения порыв:
Он так припал к подушке,
Что непослушные вихры
Взвихрились на макушке!
Живется парню нелегко,
Да это и понятно:
Рука, что дружит с молотком, -
В чернильных синих пятнах…
Метель сечет ночную мглу,
Снежинки – светляками.
Упав, белеет на полу тетрадка со стихами.
А состоят стихи из слов
Высоких и великих!
Над ними ходят
Детских снов
Улыбчивые блики.
Метель качает фонари
И фыркает капризно…
Пускает сладко пузыри
Строитель
Новой жизни.
Ученик 6: в 23 года Артур Корнеев окончил литературный институт имени М. Горького, увидел свою поэму «Рабочий» на страницах столичного журнала «Молодая гвардия».
Чтец: Отрывок из поэмы «Рабочий».
Дверь цеховая.
Её открой –
За нею нутро завода.
Сережка, что же ты,
Мой герой,
Слишком медлишь у входа?
Железо…
Как оно крепко спит!
Намаялось, видно, очень.
У главных ворот
Паровоз сопит,
Раньше всех озабочен.
Цех оживает едва-едва,
Эхом спокойно дышит.
Рабочие наземь роняют слова –
Взлетают слова
До крыши.
И вдруг,
Заглушая все голоса,
Парень, знакомый, бывалый,
Пустил два каменных колеса
Вертеться с железным валом.
Коснулся камня железный прут –
Искорок вспыхнула россыпь,
И задымило железо, как трут.
У кончика папиросы…
Ученик 4. Одна из основных тем Корнеева – труд и рабочий класс. Поэт воспел торжество труда, промасленные руки и чумазые лица счастливых создателей трактора или новой бороны.
Чтец (отрывок из стихотворения «Моему заводу»)
Ты отлил
Из светлого металла
Первую строку мою.
Она
Так передо мною засверкала –
Чуть не ослепила пацана!
Ученик 6: А меня удивило стихотворение под названием «Честь понедельнику». Мы привыкли «понедельник – день тяжелый», «опять понедельник»
Ученик 4: В понедельник деньги выдавать – всю неделю расходы.
Ученик 5: О, я вспомнила слова из песни из фильма «Бриллиантовая рука» «Что они не делают не идут дела, видно в понедельник их мама родила»
Ученик: А вот Артур Корнеев воспевает понедельник как начало трудовой недели.
Чтец: Отрывок из стихотворения «Честь понедельнику
Встретив, я славлю тебя, воскресенье,
А провожу – втройне
Честь понедельнику,
Цеху весеннему,
Вечной его новизне!
Честь понедельнику!
Громче, проворней
Сердце в груди, молоток в руке!
Радостен чай, вскипяченный на горне
В древнеартельных времен котелке!
Ученик 5: Тема рабочего класса, с которой вошел в поэзию Артур Корнеев рождает не только чувство гордости высоким званием рабочего человека, чувство, для выражения которого поэт нашел настоящие слова.
Чтец:
Рабочий не тот,
Кто просто везет
Привычный воз до погоста,
Кто тянет и тянет… -
Рабочий не тот!
Рабочий – это не просто!
Не потому я рабочим зовусь,
Что я на заводе слесарь!
Рабочим профессор зовется
пусть,
Если он дельный профессор.
Рабочим особая мудрость дана!
И, говоря короче,
Начальнику плевая будет цена,
Если он не рабочий.
Учитель: Некоторые ребята подготовили рассказ о рабочих профессиях своих родителей.
Заранее подготовленные дети с помощью презентации рассказывают о профессиях своих родителей.
Василий Макеев, волгоградский поэт, в статье «Характер и время» вспоминает (под звуки гитары):
«Сам я несколько месяцев после окончания литинститута жил в его рабочем кабинете и на его харчах…В его квартире постоянно бурлила и пенилась журналистская и писательская братия, поэты из райцентров находили приют и ночлег, звенела гитара и заливалась слезами самодеятельная гармония.
Почиталось за честь попасть к нему на новогодний праздник, где зачастую неожиданно задавали тон бравые армейские и милицейские полковники, ибо воинскую форму Артур почитал всю жизнь. Он просто светился от счастья, когда после длительной командировки на Тихоокеанский флот вернулся оттуда с погонами капитан-лейтенанта!»
Чтец: Стихотворение «Учебный бой»
Он невидим.
Но знали мы заранее:
На нас идет в атаку самолет.
Уж вот он на мерцающем экране
Ничтожною песчинкою плывет.
А наш эсминец,
Медленный и тяжкий,
Сквозь эту нескончаемую тьму
Какой микроскопической букашкой
Сейчас вот так же
видится ему!
И первые мгновенья этой встречи
Сейчас, сейчас
Решат исход её.
Решится тишины противоречье:
Разверзнет залп
На миг
Небытие.
Ни шума волн,
Ни ветра дуновенья.
Все смолкло вдруг.
И как же тяжела,
И как страшна
В последние мгновенья
Живущая секунды
Тишина!..
О, сколько раз мне грезы открывали:
Вот мой отец
Идет в тот самый бой,
В тот самый миг,
Последний и кровавый!...
А я не дал!
Отца закрыл собой!
А сам погиб?
Нет-нет,
Я жил так мало…
Я ловок был!
Я дрался за двоих!..
Не я один –
Их столько побывало
В таком бою,
Ровесников моих!
Я больше понял,
Кто я
И зачем я.
Я видел бой.
Мы сбили самолет!..
И только тем,
Что был тот бой
Учебным,
Он мне успокоенья
Не дает.
Под гитару разучивают песню Б. Окуджавы «Бумажный солдат»
Учитель: Дорогие гости, предлагаю вам перекусить блюдом, которое обязательно ставила на стол Ирина Корнеева, жена поэта. В доме Корнеевых всегда было много гостей. Это были самые разные люди: врачи, военные, инженеры, музыканты, художники и, конечно, поэты. Так как кухня была маленькой – сиживали в большой гостиной. Ирина накрывала стол с обязательной жареной картошкой. Расходились под утро, раньше просто не получалось. Самое интересное – за ночь не могли наговориться! Девочки сами пожарили картошку.
Ребята угощаются. Звучит музыка.
Песня «Хорошая девочка Лида» в исполнении Елены Великановой и наших девочек. Слова Ярослава Смелякова, музыка К. Молчанова «Хорошая девочка Лида». (Включается клип на эту песню 2 минуты 32 секунды)
Ученик1: Слова этой песни были написаны знаменитым в 60-е годы поэтом Ярославом Смеляковым. Он боролся с самим Твардовским за звание первого поэта России!
Ученик 2: Однажды где-то в середине 60-х Ярослав Васильевич, отважно редактируя очередной ежегодный сборник «День поэзии», натолкнулся в ворохе рукописей на стихотворение «Летчики» молодого волгоградского поэта Артура Корнеева.
Сценка. Ярослав Смеляков сидит за столом, перед ним ворох бумаг.
- Так…ерунда…ерунда… ничего стоящего…(берет в руки листок со стихотворением «Летчики и начинает недовольно бубнить, но недовольство перерастает в восхищение)
(Бубнит)
Просто жить нужно так,
Чтобы летчики видели…
(С восхищением)
Просто жить нужно так,
Чтобы летчики видели,
Что ты лезвие чести
Не прячешь в ножны.
На земле, безусловно,
Нужны
Истребители
На земле авиаторы,
Безусловно, нужны!..
(Смеляков поднимает к потолку палец и простуженным голосом изрекает): Вот так надо писать! И такое надо печатать в первую очередь!
Ученик 3: Одна за другой в Москве и Волгограде выходили книги стихов Артура Корнеева: «Я вырос в рабочем поселке», «Характер», «Разговор с матерью», «Честь понедельнику», «Деревья Сталинграда» и другие.
Ученик 1: В 31 год был принят в Союз писателей СССр.
Ученик 2: В 1975-м переехал в Москву и там занял достаточно высокий и престижный пост заместителя главного редактора Главной редакции художественной и детской литературы Госкомиздата РСФСР…
Ученик 3: В 2001 году Артур Корнеев стал лауреатом Всероссийской литературной премии «Сталинград» за высокопатриотические произведения.
Ученик 4: В этом же году вернулся в Волгоград.
Ученик 5: Печатался в лучших советских журналах – «Огонек», «Москва», «Молодая гвардия», в ежегоднике «День поэзии», в издательствах «Советская Россия» и «Современник».
Ученик 6: Он вернулся в Волгоград за несколько лет до своей смерти. Поселился у сестры Галины. Как-то она позвонила и пригласила в гости известную волгоградскую поэтессу Татьяну Батурину.
Сценка. Ученик (Корнеев), Ученица (Татьяна Батурина).
Корнеев сидит на диванчике, видно, что он очень болен, но держится.
Татьяна Батурина: (идя к Корнееву, в сторону) – Как он болен… а я хотела пригласить его на телесъемки… Здравствуй, Артур! Как ты?
Корнеев: Ничего, держусь.
Татьяна Батурина: Я бы хотела пригласить тебя на телесъемки.
Корнеев: Да, я согласен.
Татьяна Батурина: А ты знаешь о чем пойдет речь?
Артур Корнеев: Не знаю, но ведь программа твоя называется «Свеча». О душе, видимо?
Девочка в роли Батуриной выходит в центр.
Татьяна Батурина (вспоминает): Назавтра в Волгограде состоялось уникальное событие – закладка памятного камня на месте воссоздания Царицынского кафедрального Александро-Невского собора, туда я и позвала Корнеева. Артур всенародно читал стихи, которые прозвучали не только в «Свече», но и по Всероссийскому радио.
Перед Пасхой он позвонил и спросил:
Артур Корнеев (по телефону): Где ты будешь на ночном богослужении?
Татьяна Батурина: В Никитском храме, не хочешь поехать? Правда, это далеко, в Отраде.
Артур Корнее: А я с казаками буду дежурить в Иоанно-Кронштадской церкви.
Татьяна Батурина: Да ты что! Ну, помогай тебе Бог!
Артур Корнеев: Христос звал к тому, чтобы человек ощутил себя Божьим созданием. То есть освободился от зла.
Татьяна Батурина: (помолчав) Потом он умер, а я лежала больная, но знаю, что через неделю после официальных похорон известного русского поэта Артура Александровича Корнеева, в крещении Артемия, отпевали в церкви Преображения господня.
Чтец –
Счастье не слепишь из тысячи крошек!
Значит, не нужно кропать и лепить.
Нужно для счастья –
Быть парнем хорошим.
Нужно для счастья –
Людей полюбить.
Звучит мелодия.
Учитель: Ребята, поделитесь вашими впечатлениями.
Ребята высказываются.
Учитель обобщает: Возможно, в наше время тема труда и рабочего класса покажется старомодной, но Артур Корнеев обладал сильным характером и убеждений не менял. Он был целен и честен. Наверное, эта черта вообще присуща его поколению – верить так уж верить, бороться и искать, идти и не сдаваться.
Учитель: Большую роль в жизни волгоградских поэтов играет Татьяна Батурина. Она и сама поэтесса и знакомит нас, читателей, в своей передаче «Свеча» с другими волгоградскими поэтами и писателями. Поэтому давайте, следующую нашу гостиную давайте посвятим Татьяне Батуриной.
Список использованной литературы:
Корнеев А.А. Деревья Сталинграда: Стихотворения и поэмы. – М.: Современник, 1983. – 239с., ил.
Корнеев А.А. Избранное: Стихотворения. – Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2003. – 280 с.
Небесный ковчег/ воспоминания о волгоградских писателях/редкол.: Т.И.Брыксина (сост.) и др. – Волгоград: Издатель, 2012. – с. 210-236
Чиров Д.Т. Писатели нижней Волги (Критико-биографические этюды). Волгоград, Ниж.-Волжю кн. Изд-во, 1973. – с.64-67
http://mag-union.ru Жизнь в СССР в 60-е годы
Приложение 1.
Группа достижения науки и техники
Группа 2.
Профессии
Группа 3
Улицы, люди
Группа 4
Вечера поэзии
Вознесенский | Евтушенко |
| Окуджава |
Высоцкий | Поэтический вечер в Политехническом итституте |
Группа 5
Улицы Волгограда в 60-е годы
| Красноармейский район |
| Аллея героев |
Площадь Павших Борцов | Сквер на улице Володарского |
Приложение 2.
Песня Б. Окуджавы Бумажный солдат
Один солдат на свете жил,
красивый и отважный,
но он игрушкой детской был:
ведь был солдат бумажный.
Он переделать мир хотел,
чтоб был счастливым каждый,
а сам на ниточке висел:
ведь был солдат бумажный.
Он был бы рад - в огонь и в дым,
за вас погибнуть дважды,
но потешались вы над ним:
ведь был солдат бумажный.
Не доверяли вы ему
своих секретов важных,
а почему?
А потому,
что был солдат бумажный.
А он судьбу свою кляня
Не тихой жизни жаждал.
И все просил: огня, огня.
Забыв, что он бумажный.
В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?
И он шагнул однажды,
и там сгорел он ни за грош:
ведь был солдат бумажный.
→ http://songspro.ru/2/Bulat-Okudjava/tekst-pesni-Bumajnyy-soldat