СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка сценарий литературной гостиной "В гостях у волгоградского поэта Артура Корнеева"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересная, увлекательная форма внеклассной работы по литературе – литературные гостиные, посвященные поэту или писателю.

Почему гастрономическая? Во-первых, это атмосфера непринужденности, во-вторых, культура поведения за столом.

Литературно-гастрономические гостиные проводятся мною с пятого класса. Число заинтересованных ребят растет.

Литетратурно-гастрономическая гостиная «В гостях у Артура Корнеева» была приурочена к Городским Корнеевским чтениям и, конечно, празднованию дня рождения поэта.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка сценарий литературной гостиной "В гостях у волгоградского поэта Артура Корнеева"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 56 Кировского района Волгограда»



Городские Корнеевские чтения


Номинация «Конкурс методических разработок»




Литературно-гастрономическая гостиная

«В гостях у волгоградского поэта

Артура Корнеева»








Выполнила

Горбунова Ольга Михайловна

учитель русского языка и

литературы

МОУ СШ № 56













2017




Внеклассные мероприятия всегда дарят учащимся свежесть чувств, глубину эмоций, заставляют задуматься над нравственными проблемами, активизируют их духовный поиск. Внеурочные занятия, встречи и беседа с ребятами, атмосфера непринужденности, отсутствие оценивания и многие другие факторы делают эту форму деятельности благоприятной для живого и непосредственного общения с учениками, глубокого влияния на них.

Интересная, увлекательная форма внеклассной работы по литературе – литературные гостиные, посвященные поэту или писателю.

Почему гастрономическая? Во-первых, это атмосфера непринужденности, во-вторых, культура поведения за столом.

Литературно-гастрономические гостиные проводятся мною с пятого класса. Число заинтересованных ребят растет.

Литетратурно-гастрономическая гостиная «В гостях у Артура Корнеева» была приурочена к Городским Корнеевским чтениям и, конечно, празднованию дня рождения поэта. Мероприятие прошло в 6-х классах 25.03.2017 года.

Цель – формировать представления о поэте и времени, вызвать чувство уважения к поэтическому труду и желание знакомиться с творчеством волгоградских поэтов.

Задачи:

- познакомить с основными этапами жизни и творчества поэта;

- проследить отражение в творчестве поэта событий окружающей его жизни;

- помочь учащимся почувствовать атмосферу жизни 60-х годов.

Тип – внеклассное мероприятие литературно-гастрономическая гостиная.

Оборудование: классная комната, оформленная в стиле 60-х годов. Дети в группах по 4 человека располагаются за столами, поставленными полукругом, лицом к сцене. В этом классе 20 учащихся, поэтому она разделились на 5 групп по 4 человека.

На столах по сценарию появляются угощения в стиле 60-х годов. Еще понадобится ватман, клей, фломастеры, фотографии (даны в приложении) для создания группами коллажа.

Компьютер, проектор, колонки.



Сценарий

Кадры «Великая Отечественная война 1941-1945» (2.45)

Ученик 1. 4 года боёв, потерь и страданий. 4 года лишений, страхов и надежд. 4 года нищеты и крови; озлобления и самопожертвования. Мир стал черно-белым.

Звучит музыка «Марш победы»

Ученик 2. И вот завершилась самая страшная война в истории. Они выжили и победили. Они победили и выжили.

Чтец «…И малыш в чудесном удивленье

Смотрит в мир, губешки приоткрыв…

В годы перепуганного детства,

В Сталинградском пепле и дыму

От отца достанется в наследство

Только фотокарточка ему.

Тот малыш, взрослея и мужая,

Будет знать и видеть наяву:

Вот какие руки удержали

В сорок первом Тулу и Москву…»

Ученик 1. Эти строки из стихотворения «Довоенная карточка» волгоградского поэта Артура Корнеева. Во время войны пережил весь ужас бомбежки Сталинграда.

Ученик 2. В нашем городе создан мемориальный комплекс Мамаев курган, являющийся памятником мужества и отваги народа, победившего фашизм. Образ матери, стоящей в простых развевающихся одеждах и призывающий всех на борьбу с захватчиками, узнаваем во всем мире.

Ученик 3. Он входит в список «Семи Чудес России»  

Видеоролик «Мемориальный комплекс родина мать зовет».

На последнем кадре (Родина - мать) выходит чтец:

Несокрушимая, вечная,

В шали, спадающей с плеч,

Гневная русская женщина

Держит над городом

Меч!

Светится чистое небо,

вольно лучится река.

Только та женщина

Гневной

Будет века и века.

И, справедливости ради,

Самой простой и земной

Родина-мать в Сталинграде

Быть не могла бы иной.

Здесь ее лучшие дети –

тысячи пасших сынов.

Разве умолкнет

В столетьях

Матери праведный зов?!

Слушайте снова и снова

Гневную русскую мать.

Совести шара земного

Мы не позволим дремать.

В мире пока еще мыслится

Неотомщенное

Зло…

Мать над планетою высится,

Меч подняла тяжело.

Учитель: Такие стихи мог сочинить поэт, который искренне любит свой город, свою страну. «Артур Корнеев знал свое предназначение – служить великой России… О чем бы ни сочинял Артур стихи, всегда у него выходило про Россию…» - писала о нем волгоградская поэтесса Татьяна Батурина.

Ученик 3. Закончилась война. Теперь впереди была только жизнь. Другая. Разноцветная жизнь.

Звучит вальс послевоенных времен.

Ученик 1. Мы вас приглашаем окунуться в эту послевоенную жизнь в гости к волгоградскому поэту Артуру Корнееву.

Ученик 2. Эх, была бы у нас машина времени. Нам почти невозможно представить, как тогда жили люди, чем занимались?

Ученик 3. Как выглядели? Что было на столе?

Ученик 1. Друзья, вы ошибаетесь. У нас есть машина времени, правда виртуальная. Ну, что к путешествию во времени готовы?

Ребята: Да.

Ученик 1. 3,2,1 ОК, Googl покажи мне жизнь людей в 60—е годы XX века…

Ученик 3. Подожди, а почему именно в 60-е годы…

Ученик 2. Я знаю, мне бабушка рассказывала. Радостная уверенность в том, что «завтра будет лучше, чем вчера» была практически у всех людей. Новое общество делало, казалось бы, в принципе невозможное - мировой лидер в космосе, ядерной энергетике, образовании... дважды отстроенная от пепелища страна. Люди мечтали о космических трассах и знали - это возможно. В 1957 году был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года состоялся первый космический полет вокруг Земли Ю.А. Гагарина.

Учитель: (рассказ учителя сопровождают слайды) Ребята, в 60-е годы к читателям вернулись запрещенные в прежние годы С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, М.М. Зощенко, слушать не звучавшие ранее произведения Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна и др. В Москве открылся театр «Современник», постановки которого («Вечно живые», «Голый король» и др.) вызывали восторг и споры публики. Кинофильм М.К. Калатозова «Летят журавли» был триумфально показан на Каннском фестивале. А еще были вечера поэзии в Политехническом музее, собиравшие сотни почитателей молодых Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Р.И. Рождественского, песни Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого.

Ученик 1. А еще тогда в 1960 году в Сталинградском книжном издательстве вышла первая книга поэта Артура Корнеева «Я вырос в рабочем поселке». Итак, в гости к Артуру Корнееву в 60-е годы… OK. Googl… (повторяет несколько раз).. Не работает…

Учитель: Мы предлагаем ребятам самим создать машину времени.

Им предлагается создать коллаж из фотографий по группам (1- достижения науки и техники; 2 – профессии; 3 – транспорт, улицы, дома, люди на фотографиях; 4 – вечера поэзии, духовная жизнь; 5 – Сталинград в 60-е годы). Звучит музыка 60-х годов, ребята работают в течение 10 минут. Затем представители групп афишируют свою работу.

Подборка фотографий дана в приложении.

Учитель: Ребята, вы, наверное, подустали. Предлагаю отведать угощения из 60-х.. На столах бутерброды из самой любимой «Докторская» и «Любительской» колбасы, овощи (помидоры, огурцы, редиска), яблоки, «Ситро».

Звучит музыка 60-х годов. Ребята подкрепляются.

Выходит другая тройка ведущих, одетых в стиле 60-х.

Ученик 4. Обратите внимание на коллаж «Профессии 60-х». Видите, как много рабочих профессий. Именно напряженный труд советского народа позволил в короткие сроки завершить восстановление разрушенного войной хозяйства.

Просмотр видеоролика о рабочих профессиях (1.50)


Ученик 5. Артур Корнеев пятнадцатилетним пареньком начал свой жизненный путь «Слесаренком» на заводе «Баррикады» в цехе, где работала его мама Зинаида Марковна.

Чтец: (стихотворение «Первый шаг»)

Улыбка его

На ребячьем лице

Сердец

Рабочих

Коснулась,

Когда он шагнул

Нерешительно в цех –

В свою неизвестную

Юность.

Закрыл за собою

Тяжелую дверь,

В волненье сробев даже

Малость,

Решил он, что детство

Навеки теперь

За этою

Дверью

Осталось…

Ученик 6: Юный Артур Корнеев не только трудится на заводе, но и учится в вечерней школе рабочей молодежи. И ещё продолжает писать стихи, начав в 14 лет

Чтец (отрывок из стихотворения «Баррикады»)

В обыденности,

В будничных заботах

Порой незримо

Века существо.

Я так привык

К названию завода,

К названию поселка своего!

Обыкновенно,

Впрочем, так, как надо,

Привычно отвечаю на вопрос:

- Ты где живешь?

- Живу на «Баррикадах»

- А где ты рос?

- На «Баррикадах» рос… -

Прямой тут смысл

И самый изначальный…

…В сорок втором

цеха его недаром

обрушились

всей тяжестью громад.

Не грезились

Парижским

коммунарам

Подобные размеры баррикад!

Ученик 4: В самом деле уже с 14 лет он начал публиковать стихи – сначала в заводской многотиражке, потом в областных газетах.

Чтец: «Поэт»

Он спит…

Так только дети спят –

Забыв про все на свете,

Забыв, что раньше всех

Ребят

Зарю он завтра встретит.

Вот – вдохновения порыв:

Он так припал к подушке,

Что непослушные вихры

Взвихрились на макушке!

Живется парню нелегко,

Да это и понятно:

Рука, что дружит с молотком, -

В чернильных синих пятнах…

Метель сечет ночную мглу,

Снежинки – светляками.

Упав, белеет на полу тетрадка со стихами.

А состоят стихи из слов

Высоких и великих!

Над ними ходят

Детских снов

Улыбчивые блики.

Метель качает фонари

И фыркает капризно…

Пускает сладко пузыри

Строитель

Новой жизни.

Ученик 6: в 23 года Артур Корнеев окончил литературный институт имени М. Горького, увидел свою поэму «Рабочий» на страницах столичного журнала «Молодая гвардия».

Чтец: Отрывок из поэмы «Рабочий».

Дверь цеховая.

Её открой –

За нею нутро завода.

Сережка, что же ты,

Мой герой,

Слишком медлишь у входа?

Железо…

Как оно крепко спит!

Намаялось, видно, очень.

У главных ворот

Паровоз сопит,

Раньше всех озабочен.

Цех оживает едва-едва,

Эхом спокойно дышит.

Рабочие наземь роняют слова –

Взлетают слова

До крыши.

И вдруг,

Заглушая все голоса,

Парень, знакомый, бывалый,

Пустил два каменных колеса

Вертеться с железным валом.

Коснулся камня железный прут –

Искорок вспыхнула россыпь,

И задымило железо, как трут.

У кончика папиросы…


Ученик 4. Одна из основных тем Корнеева – труд и рабочий класс. Поэт воспел торжество труда, промасленные руки и чумазые лица счастливых создателей трактора или новой бороны.

Чтец (отрывок из стихотворения «Моему заводу»)

Ты отлил

Из светлого металла

Первую строку мою.

Она

Так передо мною засверкала –

Чуть не ослепила пацана!

Ученик 6: А меня удивило стихотворение под названием «Честь понедельнику». Мы привыкли «понедельник – день тяжелый», «опять понедельник»

Ученик 4: В понедельник деньги выдавать – всю неделю расходы.

Ученик 5: О, я вспомнила слова из песни из фильма «Бриллиантовая рука» «Что они не делают не идут дела, видно в понедельник их мама родила»

Ученик: А вот Артур Корнеев воспевает понедельник как начало трудовой недели.

Чтец: Отрывок из стихотворения «Честь понедельнику

Встретив, я славлю тебя, воскресенье,

А провожу – втройне

Честь понедельнику,

Цеху весеннему,

Вечной его новизне!

Честь понедельнику!

Громче, проворней

Сердце в груди, молоток в руке!

Радостен чай, вскипяченный на горне

В древнеартельных времен котелке!

Ученик 5: Тема рабочего класса, с которой вошел в поэзию Артур Корнеев рождает не только чувство гордости высоким званием рабочего человека, чувство, для выражения которого поэт нашел настоящие слова.

Чтец:

Рабочий не тот,

Кто просто везет

Привычный воз до погоста,

Кто тянет и тянет… -

Рабочий не тот!

Рабочий – это не просто!

Не потому я рабочим зовусь,

Что я на заводе слесарь!

Рабочим профессор зовется

пусть,

Если он дельный профессор.

Рабочим особая мудрость дана!

И, говоря короче,

Начальнику плевая будет цена,

Если он не рабочий.


Учитель: Некоторые ребята подготовили рассказ о рабочих профессиях своих родителей.

Заранее подготовленные дети с помощью презентации рассказывают о профессиях своих родителей.

Василий Макеев, волгоградский поэт, в статье «Характер и время» вспоминает (под звуки гитары):

«Сам я несколько месяцев после окончания литинститута жил в его рабочем кабинете и на его харчах…В его квартире постоянно бурлила и пенилась журналистская и писательская братия, поэты из райцентров находили приют и ночлег, звенела гитара и заливалась слезами самодеятельная гармония.

Почиталось за честь попасть к нему на новогодний праздник, где зачастую неожиданно задавали тон бравые армейские и милицейские полковники, ибо воинскую форму Артур почитал всю жизнь. Он просто светился от счастья, когда после длительной командировки на Тихоокеанский флот вернулся оттуда с погонами капитан-лейтенанта!»

Чтец: Стихотворение «Учебный бой»

Он невидим.

Но знали мы заранее:

На нас идет в атаку самолет.

Уж вот он на мерцающем экране

Ничтожною песчинкою плывет.

А наш эсминец,

Медленный и тяжкий,

Сквозь эту нескончаемую тьму

Какой микроскопической букашкой

Сейчас вот так же

видится ему!

И первые мгновенья этой встречи

Сейчас, сейчас

Решат исход её.

Решится тишины противоречье:

Разверзнет залп

На миг

Небытие.

Ни шума волн,

Ни ветра дуновенья.

Все смолкло вдруг.

И как же тяжела,

И как страшна

В последние мгновенья

Живущая секунды

Тишина!..

О, сколько раз мне грезы открывали:

Вот мой отец

Идет в тот самый бой,

В тот самый миг,

Последний и кровавый!...

А я не дал!

Отца закрыл собой!

А сам погиб?

Нет-нет,

Я жил так мало…

Я ловок был!

Я дрался за двоих!..

Не я один –

Их столько побывало

В таком бою,

Ровесников моих!

Я больше понял,

Кто я

И зачем я.

Я видел бой.

Мы сбили самолет!..

И только тем,

Что был тот бой

Учебным,

Он мне успокоенья

Не дает.


Под гитару разучивают песню Б. Окуджавы «Бумажный солдат»

Учитель: Дорогие гости, предлагаю вам перекусить блюдом, которое обязательно ставила на стол Ирина Корнеева, жена поэта. В доме Корнеевых всегда было много гостей. Это были самые разные люди: врачи, военные, инженеры, музыканты, художники и, конечно, поэты. Так как кухня была маленькой – сиживали в большой гостиной. Ирина накрывала стол с обязательной жареной картошкой. Расходились под утро, раньше просто не получалось. Самое интересное – за ночь не могли наговориться! Девочки сами пожарили картошку.

Ребята угощаются. Звучит музыка.

Песня «Хорошая девочка Лида» в исполнении Елены Великановой и наших девочек. Слова Ярослава Смелякова, музыка К. Молчанова «Хорошая девочка Лида». (Включается клип на эту песню 2 минуты 32 секунды)

Ученик1: Слова этой песни были написаны знаменитым в 60-е годы поэтом Ярославом Смеляковым. Он боролся с самим Твардовским за звание первого поэта России!

Ученик 2: Однажды где-то в середине 60-х Ярослав Васильевич, отважно редактируя очередной ежегодный сборник «День поэзии», натолкнулся в ворохе рукописей на стихотворение «Летчики» молодого волгоградского поэта Артура Корнеева.

Сценка. Ярослав Смеляков сидит за столом, перед ним ворох бумаг.

- Так…ерунда…ерунда… ничего стоящего…(берет в руки листок со стихотворением «Летчики и начинает недовольно бубнить, но недовольство перерастает в восхищение)

(Бубнит)

Просто жить нужно так,

Чтобы летчики видели…

(С восхищением)

Просто жить нужно так,

Чтобы летчики видели,

Что ты лезвие чести

Не прячешь в ножны.

На земле, безусловно,

Нужны

Истребители

На земле авиаторы,

Безусловно, нужны!..

(Смеляков поднимает к потолку палец и простуженным голосом изрекает): Вот так надо писать! И такое надо печатать в первую очередь!

Ученик 3: Одна за другой в Москве и Волгограде выходили книги стихов Артура Корнеева: «Я вырос в рабочем поселке», «Характер», «Разговор с матерью», «Честь понедельнику», «Деревья Сталинграда» и другие.

Ученик 1: В 31 год был принят в Союз писателей СССр.

Ученик 2: В 1975-м переехал в Москву и там занял достаточно высокий и престижный пост заместителя главного редактора Главной редакции художественной и детской литературы Госкомиздата РСФСР…

Ученик 3: В 2001 году Артур Корнеев стал лауреатом Всероссийской литературной премии «Сталинград» за высокопатриотические произведения.

Ученик 4: В этом же году вернулся в Волгоград.

Ученик 5: Печатался в лучших советских журналах – «Огонек», «Москва», «Молодая гвардия», в ежегоднике «День поэзии», в издательствах «Советская Россия» и «Современник».

Ученик 6: Он вернулся в Волгоград за несколько лет до своей смерти. Поселился у сестры Галины. Как-то она позвонила и пригласила в гости известную волгоградскую поэтессу Татьяну Батурину.

Сценка. Ученик (Корнеев), Ученица (Татьяна Батурина).

Корнеев сидит на диванчике, видно, что он очень болен, но держится.

Татьяна Батурина: (идя к Корнееву, в сторону) – Как он болен… а я хотела пригласить его на телесъемки… Здравствуй, Артур! Как ты?

Корнеев: Ничего, держусь.

Татьяна Батурина: Я бы хотела пригласить тебя на телесъемки.

Корнеев: Да, я согласен.

Татьяна Батурина: А ты знаешь о чем пойдет речь?

Артур Корнеев: Не знаю, но ведь программа твоя называется «Свеча». О душе, видимо?

Девочка в роли Батуриной выходит в центр.

Татьяна Батурина (вспоминает): Назавтра в Волгограде состоялось уникальное событие – закладка памятного камня на месте воссоздания Царицынского кафедрального Александро-Невского собора, туда я и позвала Корнеева. Артур всенародно читал стихи, которые прозвучали не только в «Свече», но и по Всероссийскому радио.

Перед Пасхой он позвонил и спросил:

Артур Корнеев (по телефону): Где ты будешь на ночном богослужении?

Татьяна Батурина: В Никитском храме, не хочешь поехать? Правда, это далеко, в Отраде.

Артур Корнее: А я с казаками буду дежурить в Иоанно-Кронштадской церкви.

Татьяна Батурина: Да ты что! Ну, помогай тебе Бог!

Артур Корнеев: Христос звал к тому, чтобы человек ощутил себя Божьим созданием. То есть освободился от зла.

Татьяна Батурина: (помолчав) Потом он умер, а я лежала больная, но знаю, что через неделю после официальных похорон известного русского поэта Артура Александровича Корнеева, в крещении Артемия, отпевали в церкви Преображения господня.

Чтец –

Счастье не слепишь из тысячи крошек!

Значит, не нужно кропать и лепить.

Нужно для счастья –

Быть парнем хорошим.

Нужно для счастья –

Людей полюбить.


Звучит мелодия.

Учитель: Ребята, поделитесь вашими впечатлениями.

Ребята высказываются.

Учитель обобщает: Возможно, в наше время тема труда и рабочего класса покажется старомодной, но Артур Корнеев обладал сильным характером и убеждений не менял. Он был целен и честен. Наверное, эта черта вообще присуща его поколению – верить так уж верить, бороться и искать, идти и не сдаваться.

Учитель: Большую роль в жизни волгоградских поэтов играет Татьяна Батурина. Она и сама поэтесса и знакомит нас, читателей, в своей передаче «Свеча» с другими волгоградскими поэтами и писателями. Поэтому давайте, следующую нашу гостиную давайте посвятим Татьяне Батуриной.




































Список использованной литературы:


  1. Корнеев А.А. Деревья Сталинграда: Стихотворения и поэмы. – М.: Современник, 1983. – 239с., ил.

  2. Корнеев А.А. Избранное: Стихотворения. – Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2003. – 280 с.

  3. Небесный ковчег/ воспоминания о волгоградских писателях/редкол.: Т.И.Брыксина (сост.) и др. – Волгоград: Издатель, 2012. – с. 210-236

  4. Чиров Д.Т. Писатели нижней Волги (Критико-биографические этюды). Волгоград, Ниж.-Волжю кн. Изд-во, 1973. – с.64-67

  5. http://mag-union.ru Жизнь в СССР в 60-е годы

































Приложение 1.

Группа достижения науки и техники


Группа 2.

Профессии




Группа 3

Улицы, люди


Группа 4

Вечера поэзии

Вознесенский

Евтушенко

Окуджава

Высоцкий

Поэтический вечер в Политехническом итституте

Группа 5

Улицы Волгограда в 60-е годы

Красноармейский район

Аллея героев

Площадь Павших Борцов

Сквер на улице Володарского










Приложение 2.

Песня Б. Окуджавы Бумажный солдат

Один солдат на свете жил,
красивый и отважный,
но он игрушкой детской был:
ведь был солдат бумажный.

Он переделать мир хотел,
чтоб был счастливым каждый,
а сам на ниточке висел:
ведь был солдат бумажный.

Он был бы рад - в огонь и в дым,
за вас погибнуть дважды,
но потешались вы над ним:
ведь был солдат бумажный.

Не доверяли вы ему
своих секретов важных,
а почему?
А потому,
что был солдат бумажный.

А он судьбу свою кляня
Не тихой жизни жаждал.
И все просил: огня, огня.
Забыв, что он бумажный.

В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?
И он шагнул однажды,
и там сгорел он ни за грош:
ведь был солдат бумажный.
→ http://songspro.ru/2/Bulat-Okudjava/tekst-pesni-Bumajnyy-soldat


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!