Методическая разработка по организации внеурочной деятельности.
Тема: «Сценарий театрального представления для постановки в общеобразовательных и воскресных православных школах: «Петр и Феврония Муромские. История вечной любви».
Пояснительная записка.
Опираясь на концепцию духовно-нравственного воспитания, хотелось бы коснуться такой базовой национальной ценности, как семья. Семья — это любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода. Такие благочестивые качества семьянина можно увидеть в истории жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. В России День Петра и Февронии Муромских (8 июля) стал отмечаться с 2008 года как День семьи, любви и верности. С раннего детства нужно донести до детей всю искренность и доброту семейных отношений, и не останавливаться на достигнутом результате, давая детям познавать новые горизонты междусемейных отношений. Нельзя ограничиваться только семейным воспитанием, также огромное внимание нужно уделять развитию учащихся во внеурочной деятельности в общеобразовательной или православной воскресной школе. А постановка театрализованного представления в рамках внеурочной деятельности на тему: «Петр и Феврония Муромские. История вечной любви», может раскрыть творческий потенциал юного актера. Вживаясь в роль, учащийся на себе может прочувствовать, как можно так чисто и с глубокой верностью любить. Цель: формировать у учащихся представления о семейных ценностях на примере жизни святых Петра и Февронии Муромских средствами театрального искусства. Задачи: - развитие способности к образному перевоплощению; - раскрытие творческого потанцевала учащихся, - обучить языку жестов, мимики, пантомимики, пластичности.
Область применения:
- Православная воскресная школа;
- общеобразовательная школа.
Форма реализации: Театрализованное представление.
Возраст учащихся: от 12 до 17 лет. Ожидаемые результаты: знание истории подвигов русских святых на примере святых князей Петра и Февронии, усвоение и понимание семейных ценностей.
Внеурочная деятельность для учеников
общеобразовательных и воскресных школ.
Сценарий театрального представления для постановки в воскресных православных и общеобразовательных школах:
«Петр и Феврония Муромские. История вечной любви».
Действующие лица:
В главных ролях:
1. Князь Петр.
2. Княжна Феврония.
Во второстепенных ролях:
Князь Павел.
Жена князя Павла.
Змий
Молодой отрок.
Слуга князя Петра.
Мужчина, плывущий в одном судне с Февронией.
Жена мужчины, плывущего в одном судне с Февронией.
Повар.
Человек, который передавал сообщения между Петром и Февронией перед их смертью.
Массовка:
1. Бояре в количестве 8-10 актеров.
2. Вельможи в кол-ве 8-10 актеров.
3. Странники, бедные и голодные в количестве 8-10 человек.
4. Народ на похоронах Петра и Февронии 8- 10 человек.
Все актеры театрального представления играют свои роли и совершают иные действия соответственно о то, что читает рассказчик под аккомпанемент. Репетиции труппы походят два раза в неделю в течение двух месяцев до начала премьеры.
Сценическая площадка и реквизит.
Сценическая площадка оформлена декорациями из фанеры. На главном плане сценической площадки располагается муляж православного храма XIII века, также задействован реквизит: меч, судно и весла, миска с лечебной закваской, кухонная утварь для приготовления еды, деверья, камень (единая гробница).
Одежда актеров сшита в русском стиле XIII века.
Текст театрального представления.
Весь текст читает рассказчик под аккомпанемент:
Вступление:
Есть святые на Руси покровители семьи!
Петр и Феврония Муромские.
Вот мы знаем имена, Петр и Феврония.
Как же их судьба свела?!
Расскажу я вам тогда,
Всю историю любви, верности, добра и чистоты.
2. Первая сценка:
В славном городе, что Муромом зовется.
Где поля, леса и реки залиты ярчайшим солнцем,
Жил был князь, а звали его Павел.
Вдруг случилось дьявольское явление,
Стал к жене его являться змий латающий.
И к блуду княжну призвать пытающийся.
От чего смерть придет змию княжна узнала,
И князю Павлу все рассказала,
Что смерть змию придет:
«от Петрова плеча, от Агрикова меча».
У князя брат был по имени Петр,
Рассказал ему о беде своей, ничего не скрывая.
Петр, не раздумывая, сразу согласился на помощь.
Но вот только одно смущало его –
Не ведал он об Агриковом мече ничего.
3. Вторая сценка:
Но однажды свершилось чудо!
Князь Петр любил ходить в одиночестве в церковь молиться,
Зашел он в Церковь Воздвижения честного и животворящего креста, в одиночестве помолиться.
И вот явился ему отрок, говоря: «Княжне! Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?».
Он же, стремясь исполнить задуманное, ответил: «Да увижу, где он!».
Отрок же сказал: «Иди вслед за мной».
И показал князю в алтарной стене меж плитами щель, а в ней лежит меч.
Князь немедля меч тот взял и брату все подробно рассказал.
Теперь осталось выждать тот момент, когда появится летающий змий.
4. Третья сценка:
И вот настал тот день, когда появился летающий змий.
И взял князь Петр Агриков меч,
Пришел он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего,
Но твердо уверившись в том, что не брат это его,
А коварный змей, ударил его мечом.
Змий же, обратившись в свое естественное обличье,
Затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра кровью своей.
Петр же, от крови той зловредной, покрылся струпьями,
И язвы появились у него на теле.
Неизлечимая хандра напала на Петра.
5 . Четверная сценка:
Никто не мог ему помочь, но слышал он, что на земле рязанской,
Врачей полным полно, а вдруг найдется тот, кто смог бы Петру помочь.
И вот в селе, что «Ласково» назвали.
Слуга Петра зашел в одну избу, а там увидел девицу – красу, ткущую холст!
Девица та была мудра не погодам, а нарекли родители ее Февронией.
Слуга поняв, что мудрая она, поведал ей историю Петра.
Феврония же, решила пригодиться, сказав, что знает того самого врача.
И вот князь Петр прибыл к ней на излечение,
Сама Феврония готова взяться за лечение, но лишь условие одно, коль излечу, то буду я женой тебе.
Князь согласился, что же делать, но не особо был доволен тем,
Что Феврония женой быть его захотела.
И вот, чтоб князя излечить от страшных язв,
Феврония дала ему закваску хлебную,
Чтоб в бане язвы ей промазать все,
Все кроме одной, именно так велела Феврония.
Наутро ясное, явилось чудо! Все язвы затянулись, все, кроме одной.
И как же те слова и обещания, которые он дал о том, что в жены девушку возьмет?
Уехал он в свой городу славный, прислал подарки ей за излечение свое.
Феврония же не приняла от князя ничего!
И вновь по телу язвы стали, такие, как и раньше.
Пришлось Петру на землю, где исцелен был, воротиться.
Просить Февронию девицу, чтоб вылечила от болячек ненавистных.
При этом четко дал ответ, что в жены сразу же ее возьмет и славный город увезет.
И будет жить с ней благочестиво, ни в чем, не приступая божии заповеди.
6. Пятая сценка:
В один из дней князь Павел умер,
И Петр стал дела вершить.
Бояре, словом не любили княжну Февронию,
Из-за ее происхождения и часто наговаривали на неё Петру.
Что, мол, княжна, когда окончив трапезу, из-за стола выходит.
И крохи собирает, как будто бы голодная она!
Решил князь Петр убедится, на само деле это так?
А может быть, бояре мне не правду говорят?
И вот наш князь велел жене своей с ним отобедать,
Феврония также как и всегда, собрала все крошки в руку со стола,
Но вдруг князь за руку Февронию взял.
Разжал он руку и увидел ладан благоухающий и фимиам.
С того же дня он ее больше никогда не испытывал.
7 . Шестая сценка:
Минуло с той поры немало дней,
Бояре все не успокоятся, придя к Петру опять, в гневе говорят:
Что не хотят они все видеть Февронию своей княгиней,
Да чтоб она взяла богатства и из Мурома ушла.
Не гневаясь, ответил Петр: « Скажите сами это ей!».
Неистовые же бояре, задумали устроить пир,
А захмелев, язык свой распустили,
Сказав княжне, что думают о ней.
Что не хотят их жены подчиняться ей.
И чтоб ушла она из Мурома, забрав с собой богатства.
Феврония же отвечает им в след:
«Я ничего иного не прошу, лишь мужа моего, я только с ним уйти могу».
Князь Петр, отказался от престола, из Мурома уплыли по Оке.
Ведь княже жил по заповедям божьим и не предал своей жены.
8. Седьмая сценка:
И вот плывут они далеко на судне по реке Оке.
А в судне вместе с Февронией, сидел мужчина со своей женой.
И помыслы его дурные о святой Февронии, тот час же угадав.
Сказала мужику тогда Феврония: «Ты зачерпни водицы с правой стороны и левой,
А после выпей и скажи, какая же вода вкусней?».
Мужчина ей в ответ сказал: «Одинаковая, госпожа, вода».
Феврония молвила ему тогда: «Естество женское одинаково,
Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?».
Мужчина же все понял и больше мысли в голове дурные не держал.
Уже и вечер поспевал, пристали к берегу отужинать и заночевать.
А повар деревца малехонькие подрубал,
На них котлы повесил, ужин готовить стал.
Феврония же после трапезы благословила эти деревца,
Наутро обратились деревьями большими, вот это чудеса!
9. Восьмая сценка:
Уже пора в дорогу собираться и неожиданно явились, вельможи князю говоря:
«Князь Петр, не можем без тебя мы, вернитесь оба, просим все тебя!»
Князь и княжна вернулись в Муром и правели в нем кротко и справедливо,
Ко всем питали равную любовь,
И соблюдали заповеди божьи безупречно.
Жестокость и стяжательство гнали прочь.
Странников же принимали, голодных насыщали,
Нагих одевали, а бедных от напастей избавляли.
10. Девятая сценка:
Когда приспело время благочестивого преставления их,
Супруги умоляли бога лишь об одном, чтоб умереть одновременно.
И завещали, чтобы вместе их похоронили, в одном же камне высечь 2 гроба.
А между ними чтобы перегородочка была.
Одновременно княже и княгиня монашество приняли.
Князь Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.
В один из дней, когда Ефросиния вышивала лики святых на воздухе,
Для соборного храма пречистой Богородицы,
Муж ее любимый, Давид прислал сказать о том, что умирает он и ждет ее.
В ответ же Ефросиния: «Чтоб подождал ее, пока дошью воздух во святую церковь».
Он во второй послал ей раз, что долго не могу ждать.
А в третий раз о том, что умираю и не могу больше ждать!
Тогда, закончив вышивать лицо последнего святого, воткнув иголочку свою лишь в воздух,
И замотала вокруг нее нитку, которой вышивала.
Послав сказать Давиду о том, что умереть готова.
И помолясь, Давит и Ефросиния, умерли, как и молили бога, в один день.
А днем их смерти стал двадцать пятый месяца июня.
11. Десятая сценка:
Тела блаженных положили в разные места.
Давида — у соборной церкви Богородицы,
А Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре.
А общий гроб их, который они сами повелели себе вытесать,
Поставили в церкви Богородицы.
Наутро их отдельные гробы были пусты, тела святых покоились « в едином гробе».
Народ же, глупостью своей прослыл, и снова разделив князя и княгиню.
Захоронив тела их по отдельности, так ничего и не поняв.
Наутро вновь тела святых покоились «едино».
Народ же более не смел святых Давида и Ефросинию разлучать.
Исполнив волю, похоронив их вместе в соборной церкви Рождества святой Богородицы.
А те, кто с верою приходят к их мощам, то получают исцеление.
Конец театральной постановки и выход на поклон.
АФИША
Театральная постановка в воскресной школе.
«Петр и Феврония Муромские. История вечной любви»
Премьера состоится
8 июля в 14-00
Роли исполняют:
Ученики воскресной школы.
Используемая литература:
1. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М.: Олимп : ACT, 1998. — 608 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович, Тишков Валерий Александрович.
3. http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1131909
9