СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме «Экономика семьи» Предмет «Обществознание» Специальность 34.02.01.Сестринское дело

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме «Экономика семьи» Предмет «Обществознание» Специальность 34.02.01.Сестринское дело

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей учебного предмета «Обществознания» и студентов 1 курса всех специальностей.

Тип урока: изучение нового материала

Технология обучения: системно-деятельностная.

Методы и приёмы обучения: работа со схемой, с понятиями, работа с текстом по нахождению и интерпретации необходимой информации, фронтальная беседа, рефлексия, приведение примеров, аргументация, установление соответствия, само и взаимоконтроль.

Межпредметные связи:

Предмет «История», из истории экономической мысли.

Внутрипредметные связи:

Раздел «Экономика», дидактические единицы: Экономика как подсистема общества. Потребности.

Учебно - методическое обеспечение и оснащение:

 1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М.: Академия, 2014.

 2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. – М., 2014.

3. Дидактический материал.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме «Экономика семьи» Предмет «Обществознание» Специальность 34.02.01.Сестринское дело»


Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»




Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ, ЕН дисциплин

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)









Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

по теме «Экономика семьи»

Предмет «Обществознание»

Специальность 34.02.01.Сестринское дело



















2018г.

Методическая разработка занятия для преподавателя

по предмету «Обществознание»

Тема: «Экономика семьи»


Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей учебного предмета «Обществознания» и студентов 1 курса всех специальностей.

Тип урока: изучение нового материала

Технология обучения: системно-деятельностная.

Методы и приёмы обучения: работа со схемой, с понятиями, работа с текстом по нахождению и интерпретации необходимой информации, фронтальная беседа, рефлексия, приведение примеров, аргументация, установление соответствия, само и взаимоконтроль.

Время занятия: 90 минут.

Цель: мотивация изучения раздела «Экономика».

Задачи

Учебная:

1. Создать условия для усвоения студентами понятий «экономическая наука», «экономика как хозяйство», микроэкономика, макроэкономика, производство, распределение, обмен и потребление; усвоения задач экономики.

2. Создать условия для формирования умений:

- раскрывать роль экономики в жизни людей , конкретизируя её примерами,

- осуществлять поиск и творческое преобразование информации;

- определять термины и понятия, соответствующие контексту,

Воспитывающая:

  1. Создать условия для воспитания ответственного отношения к результатам своей деятельности, стремления совершенствовать ранее приобретенные знания, формировать экономическую культуру;

Развивающая:

  1. Развивать способность к рефлексии, самоконтролю;

  2. Создать условия для развития мышления, устной и письменной речи обучающихся.

Межпредметные связи:

Предмет «История», из истории экономической мысли.

Внутрипредметные связи:

Раздел «Экономика», дидактические единицы: Экономика как подсистема общества. Потребности.

Учебно - методическое обеспечение и оснащение:

1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М.: Академия, 2014.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. – М., 2014.

3. Дидактический материал.


Хронокарта занятия

  1. Организационный этап. – 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания – 15 мин.

  3. Темополагание. Актуализация знаний и целеполагание. Мотивация – 15 мин.

  4. Изучение нового материала и первичная проверка его понимания. – 34 мин.

  5. Применение знаний – 15 мин.

  6. Рефлексия. Подведение итогов занятия. – 8 мин.

  7. Информация о домашнем задании. – 2 мин.




Ход занятия

Этапы учебного занятия

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формируемые УУД

Организационный этап

Общая готовность студентов к занятию. Концентрация их внимания, создание деловой атмосферы.

Преподаватель проверяет готовность кабинета, обучающихся к занятию.


Настраиваются на продуктивную деятельность.

Регулятивные: умение быстро переключаться с одного на другой вид деятельности.


Проверка домашнего задания

Эссе проверяется на основе само и взаимоконтроля и в дальнейшем преподавателем во внеурочное время.


Преподаватель организует само и взаимоконтроль, включая всех обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность.


Зачитывают и обсуждают эссе на тему «Моральный выбор». Проверяют его соответствие требованиям.

Личностные:

- моральный выбор.

Регулятивные:

- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- использование имеющихся знаний, -построение логической цепи рассуждений;

- конкретизация знаний.

Коммуникативные:

-владение письменной и устной формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Мотивация, актуализация знаний, темо и целеполагание

Активизация мыслительной деятельности студентов, формулирование темы, цели и задач занятия.

Вопросы группе: В чем проявляется экономическая культура человека? что знает и умеет человек с высокой экономической культурой?

- как оценить уровень экономической культуры?

Какими отличительными чертами должен обладать рациональный человек, строящий свои планы и действия, исходя из принципа получения максимальной экономической выгоды?

Отметьте 3 наиболее важные характеристики и 2 нежелательные.

1. Действует на конкурентном рынке.

2. Обладает свободой выбора.

3. Обладает полнотой информации о той ситуации, в которой он действует.

4. Способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств такого достижения.

5. Стремится к максимизации своей выгоды

6. Монополизирует рынок

7. Ведет недобросовестную конкуренцию.

Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем занятии? – совместное формулирование темы.

Зачем нужно изучать экономику? Что было бы, если бы люди не обладали экономическими знаниями?

Слово преподавателя: В сфере экономики действуют определенные закономерности, которые и позволили появиться этой науке.

Уже в ХVIII веке известный экономист Адам Смит пытался разобраться в том, почему отдельные общества, государства богатеют, а другие нет. Стали появляться экономические рекомендации, прогнозы о развитом обществе в экономической сфере.

Давайте и мы с вами продолжим изучение экономической сферы общественной жизни. Как вы думаете, с чего следовало начать изучение этого раздела?

Совместное формулирование целей.

Создает проблемную ситуацию – недостаток информации для выполнения задания 1 в учебнике Важенина с. 85.

Обсуждение вопросов, выполнение заданий. Записывают тему в тетрадь, формулируют цели и задачи занятия.

Личностные: стремление совершенствовать ранее приобретенные знания.

Познавательные: использование имеющихся знаний, приведение аргументов.

Регулятивные: умение ставить цели и прогнозировать результат.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, слушать собеседника, строить речевое высказывание в соответствии с нормами языка.

Изучение нового материала и первичная проверка его понимания.

Учебная работа по плану:

1. Понятие экономики.

2.Главные вопросы экономики.

Потребности.

3.Структура экономики

Первый вопрос – сравнение понятий.

Беседа со студентами. Организация учебной деятельности.

Вопросы: Что представляет собой экономическая сфера? Приведите примеры, показывающие, как человек попадает в экономические отношения. Когда, при каких обстоятельствах? Приведите примеры вашего участия в экономических отношениях. Изначально экономика (от греч. oikos – дом и nomos – закон) – наука о ведении домашнего хозяйства.

Авторы: Ксенофонт, Аристотель (384–322 гг. до н.э.).

В современном мире понятие «экономика» приобрело несколько значений.  

Рассмотрите схему «Экономика» - приложение 1. Здесь даны несколько определений понятия экономика.

Подумайте, какое из них характеризует ее как науку, а какое как хозяйство. Почему?

Задание на установление соответствия: какое суждение характеризует экономику как науку, а какое как хозяйство? Приложение 2

Теперь, для характеристики основных составляющих разделов экономической науки- макро и микроэкономики, рассмотрим их через такой вид экономической деятельности как производство.

- Деятельность индивида, фирмы - микроэкономика

- Функционирование национального хозяйства в целом - макроэкономика

Предлагает поработать с текстом – приложение 3, вставив пропущенные слова и соотнеся перечисленные экономические проблемы с конкретными разделами экономической теории.

Второй вопрос темы.

Организует повторение потребностей человека - приложение 4

Чтобы удовлетворить потребности человека, на какие вопросы экономики нужно найти ответ?

3 вопроса экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Организует выполнение творческих заданий – Приложение 5

Третий вопрос темы. Рассматривая схему – приложение 6, организует беседу и запись понятий в тетрадь, выполнение задания:

Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанные с понятиями обмена, производства.


Участвуют в беседе.

Конспектируют информацию.

















Выполняют задания, ведут конспект.


Осуществляют само и взаимоконтроль их выполнения, обмен мнениями.























Вспоминают классификацию потребностей.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.




Варианты ответа: обмен - товар, цена, ярмарка, деньги, предложение; производство- прибыль, технология, фирма, квалификация, производительность труда.

Личностные: осознание практической и личностной значимости учебного материала.

Регулятивные:

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Познавательные:

- использование имеющихся знаний,

- анализ текста, извлечение информации по заданному вопросу из текста;

- извлечение информации из неадаптированного источника,

- определение терминов и понятий, соответствующих контексту,

- обобщение, конкретизация информации;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Применение знаний.

Разрешение проблемной ситуации в ходе выполнения задания 1 в учебнике Важенина с. 85.

на установления соответствия понятий и определений по теме.

Организует работу обучающихся по разрешению проблемной ситуации, поставленной в начале урока.

Вопросы:

1.Какие значения имеет понятие «экономика»?

2. Каковы задачи экономики?

3. В чем состоит отличие микроэкономики от макроэкономики?

4. Какую роль в экономике играют производство, распределение, обмен и потребление?

5.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию макроэкономика.

Экономический цикл, инфляция, банковская система, государственный бюджет, банкротство.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

6. Установите соответствие между уровнями экономического анализа и показателями эко­номического развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответ­ствующую позицию из второго столбца.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

А. валовой внутренний продукт

Б. чистая прибыль

В. Издержки производства

Г. уровень безработицы

Д. национальный доход



УРОВНИ АНАЛИЗА

  1. макроэкономика

2) микроэкономика


Выполняют задания, отвечают на вопросы участвуют в их обсуждении.

Личностные: осознание практической и личностной значимости учебного материала.

Регулятивные:

- управление своим поведением, самоконтроль, коррекция, оценка действий.

Познавательные:

- анализ информации, работа с понятиями;

- аргументирование своего мнения;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Подведение итогов занятия Рефлексия.


диагностика и анализ знаний по теме

Организует работу обучающихся. Предлагает заполнить рефлексивную карту.


Связь с профессией

Связь с жизнью

Интересно





Заполняют рефлексивную карту.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха и неуспеха.

Познавательные: рефлексии содержания информации, рефлексия способов действия.

Регулятивные: - управление своим поведением, самоконтроль, коррекция, оценка действий.

Коммуникативные:

-владение письменной и устной формами речи;

Домашнее задание

Основное: прочитайте в учебнике «Обществознание», автор Важенин А.Г. с. 172 - 173, конспект занятия и дайте устно ответы на вопросы к параграфу.



Инструктаж и разъяснения по его выполнению.

Напишите эссе на тему

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»
Лоренс Питер

Задают уточняющие вопросы, записывают задание.

Личностные:

- моральный выбор.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы по существу.

Приложение 1

Приложение2


Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится и характеризует экономику как науку, а что экономику как хозяйство?

  1. производство косметических средств

  2. прогнозирование цен на энергоносители

  3. продажа объектов недвижимости

  4. прогнозирование уровня инфляции

  5. последствия воздействия общественного производства на природу

  6. территориальное размещение природных ресурсов

  7. способы и результаты хозяйственной деятельности общества

  8. многообразные потребности человека и способы их удовлетворения

  9. производство необходимых обществу благ и услуг

  10. объяснение факторов, влияющих на повышение курса национальной валюты

  11. исследование причин экономического роста

  12. разработка перспективных моделей развития сферы торговли

  1. изучение моделей функционирования фондового рынка

  2. оказание населению образовательных услуг

  3. развитие сетей мобильной связи

  4. производство крупной партии грузовых автомобилей

  5. производство кондитерских изделий

  6. расчет параметров экономического роста страны

  7. оказание бытовых услуг населению

  8. биржевая игра на разнице курсов валют

  9. оказание населению медицинских услуг

  10. анализ факторов формирования денежной массы

  11. выявление закономерностей формирования спроса

  12. исследование принципов сетевого маркетинга




Приложение 3

Задание: вставьте пропущенные слова и соотнесите перечисленные экономические проблемы с конкретными разделами экономической теории.

____________ изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания — цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

_________________ исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.

_______________часто называют также теорией цены, хотя она исследует лишь относительные цены, т.е. соотношения цен отдельных товаров, оставляя проблему абсолютного уровня цен макроэкономическому анализу, который иногда называют также теорией национального дохода и занятости.

Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования.



Приложение 4



Прочитайте приведенный ниже текст №2, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Текст

Все то, в чем нуждается человек, что требуется ему, без чего трудно или даже невозможно жить, называют А)………… Вещи, предметы, услуги, с помощью которых человек, семья, люди удовлетворяют разнообразные, многочисленные потребности, принято именовать Б)………….


Создание людьми необходимых им вещей, благ - это главный экономический процесс, получивший название В)……………..


Употребление, применение, использование благ, насыщение потребностей, удовлетворение нужд в экономической науке называют Г)………………. Потребление правомерно считать и целью экономики, но с одной существенной оговоркой. Потреблять надо ровно столько, сколько требуется для полноценной жизни, в объемах, обусловленных физиологическими запросами организма, духовными запросами личности, рациональными, научно обоснованными нормами. Иначе потребление способно перерастать в безудержное, вредное потребительство, т.е. в потребление ради потребления, а не во имя удовлетворения потребностей.

В экономической науке потребности принято разделять на материальные и Д)……………..

Изучая данные обследования больного, выслушивая его жалобы, выписывая лекарство, врач удовлетворяет, скорее всего, духовные потребности пациентов, но в процессе приема лекарств, применения других вещественных средств лечения потребности материализуются, приобретают вещную форму.


Социологи довольно часто помещают в вершину «пирамиды» потребность людей в Е)……………., самовыражении, самоутверждении, а в основание её - физиологические потребности, рассматриваемые как простейшие, не столь значимые и важные. При этом потребность в Ж).………….. и в здравоохранении не выделяется как самостоятельная, а включается в потребность в безопасности и помощи.

Если исходить из того, что потребность в здоровье и в его охране носит жизненный характер и без ее удовлетворения другие потребности не могут быть реализованы, то эта потребность заслуживает самого высокого З)…………… Но так как здоровье изначально присутствует в здоровом организме, психологически люди не предрасположены считать его высшей ценностью до тех пор, пока потребность в здоровье не становится адекватной потребности в жизни. Лишь вследствие потери здоровья приходит осознание того, что физическое и духовное здоровье - основная, главная жизненная ценность.


Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

  1. культура

  2. здоровье

  3. потребности

  4. блага

  5. производство

  6. потребление

  7. развитие

  8. духовные

  9. самореализация

  10. место




Вопросы к тексту:

  1. Чем, по мнению автора текста, потребление отличается от потребительства? Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свой ответ.

  2. Как автор текста относиться к здоровью человека? Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свой ответ.



Приложение 5



Творческие задания

Определите, что изображено на иллюстрации. Подумайте об экономической ситуации, связанной с данным изображением.

Проанализируйте ситуацию в соответствии с тремя вопросами экономики .









Приложение 6




Преподаватель: Литвинова О.А.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!