СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка тренинга по теме «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка тренинга по теме «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»»

Методическая разработка  тренинга

по теме

«Стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

Автор: педагог-психолог МАОУ «Лицей №6» Гордеева Л.В.

Тамбов 2020 год

Аннотация

Методическая разработка  тренинга  «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» является актуальной для специалистов, работающих с обучающимися подросткового возраста, в том числе  с обучающимися категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Тренинг разработан с целью  формирования и развития навыков эффективного поведения в конфликтной ситуации.

Обучающиеся в процессе тренинга активно взаимодействуют друг с другом, решают поставленные задачи,  знакомятся со стратегиями поведения в конфликте, изучают целесообразность использования данных стратегий в той или иной конфликтной ситуации, прорисовывают их, участвуют в обсуждении. 

С помощью использования метода художественного выражения, учащиеся закрепляют полученные знания на практике. Использование разных приемов  в тренинге способствует более эффективному и успешному усвоению полученных знаний и формирует навыки конструктивного поведения в конфликте.    

Тема тренинга: Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Цель: формирование и развитие навыков эффективного поведения в конфликтной ситуации.

Задачи:

– изучить стратегии поведения в конфликтных ситуациях

– обучить выбору эффективных стратегий поведения в той или иной конфликтной ситуации.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Участники: Участники:  обучающиеся 9-11 классов Группа 10-15 человек.

Структура занятия: Групповое занятие, которое состоит из 3 частей: вводная часть, основная часть и завершение. Тренинг рассчитан на 1 час 10 мин.

Ход занятия:

Вводная часть.

  1. Правила работы в группе:

  • Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

  •  Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

  • Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…»).

  • Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).

  •  Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).

  •  Недопустимость непосредственных оценок человека.

  • Приветствие. Упражнение «Снежный ком»

Ход упражнения: 

   Участники по очереди называют свое имя вместе с каким-нибудь личностным качеством, начинающимся на первую букву имени.

   Следующий по кругу должен назвать свое имя, качество на первую букву имени, а затем предыдущих участников. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше придется называть имен с прилагательными. Это облегчит запоминание и разрядит обстановку.

   Пример:

Сергей строгий.

Петр прилежный, Сергей строгий,.

Наташа независимая, Сергей строгий, Петр прилежный, и т.д.

Основная часть.

  • Упражнение «Мостик».

Ход упражнения:  

   Участников делят на 2 подгруппы. Двое участников с разных подгрупп становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров.

   Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Пары должны пройти этот мостик используя разные способы, не повторяясь».

   Затем ведущий акцентирует внимание на том, как обучающиеся прошли этот мостик, используя разные способы.

   Затем ведущий говорит: «А теперь представьте, что этот мостик – это  конфликтная ситуация, которую мы с вами пытались разрешить разными способами: помогая друг другу, договариваясь, отталкивая, уступая. Таким образом, у каждой пары, проходящей по мостику,  была своя стратегия поведения в конфликте, которые мы сейчас с вами и рассмотрим.   

  • Информационный блок. Работа с раздаточным материалом.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.

Определяют пять основных стратегий поведения:

  1. приспособление;

  2. избегание;

  3. компромисс;

  4. соперничество;

  5. сотрудничество.

Обсуждение с обучающимися возможность применения стратегий поведения в той или иной конфликтной ситуации.

Раздаточный материал 

Стратегии поведения в конфликте

Приспособление (уступка). 

Это стиль пассивного поведения в конфликте. Рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Человек, придерживающийся данной стратегии стремится уйти от конфликта. Причинами «ухода» является ориентация на интересы оппонента, а не на свои личные. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов оппонента.

Применять эту стратегию возможно тогда, когда:

  • Участник конфликта возникшую проблему не считает существенной и готов уступить, если оппонент выше рангом

  • Оппоненты готовы уступить друг другу, понимая необходимость сохранения хороших отношений

  • Участник конфликта осознает  свою неправоту

  • Создается тупиковая ситуация и поэтому необходимы уступки, не противоречащие нравственным принципам, для сохранения мира

  • Желание помочь своему оппоненту и испытать при этом чувство собственного удовлетворения

  • Участник конфликта осознает, что в процессе борьбы есть угроза еще более серьезных негативных последствий

  • Существует давление третьей стороны

Применение стратегии оправдано  в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. При таком раскладе, она ведет к временному «перемирию», являясь  важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Избегание (уход).

Эта пассивная стратегия выхода из конфликта. Она отличается стремлением уйти от конфликтной ситуации, отсутствием всякого желания сотрудничать с кем-либо и прилагать какие-либо  усилия для достижения собственных интересов. Собственно речь идет не о решении конфликта, а об его угасании.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из оппонентов

б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Данную стратегию выбирают в следующих случаях:

  • Когда проблема одного из участников конфликта, вызывающая противоречия, не является существенной

  • Столкновения происходят между равными по силе сторонами, которые не хотят разногласия во взаимоотношениях

  • Участник конфликта знает, что не прав, или его оппонент более высокого ранга, более волевой, напористый.

  • Есть необходимость отдалить острое столкновение, выиграть время, заручиться поддержкой

  • Когда нужно избежать контактов с оппонентом, сознательно ищущим обострения ситуации

Компромисс

Эта стратегия поведения, которая выражает желание завершить конфликт частичными уступками .Компромисс характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.

Компромисс возможен тогда, когда:

  • Оппоненты понимают, что оба имеют равные возможности

  • Оппоненты удовлетворены временным решением

  • Обе стороны конфликта обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

  • Участники конфликта могут воспользоваться кратковременной выгодой;

  • Другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

  • Удовлетворение  желания имеет для одного из участников не слишком большое значение, и он можете несколько изменить поставленную вначале цель;

  • Компромисс позволит вам сохранить теплые взаимоотношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Компромисс часто является удачным отступлением или последней возможностью прийти к какому-либо решению.

Соперничество

Соперничество – это активное поведение человека, которое направленно на удовлетворение собственных интересов, при этом в ущерб интересам другой стороны. Человек, выбирающий соперничество как стратегию поведения в конфликте, стремится добиться удовлетворения только своих целей, для этого он может постараться убедить или принудить оппонента пойти на уступки. 

Соперничество возможно тогда, когда:

  • Исход очень важен для одного из участников конфликта, и он делает большую ставку на  свое решение возникшей проблемы

  •  Оппонент обладает достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое им решение – наилучшее.

  • Решение необходимо принять быстро и у человека есть достаточно власти для этого.

  • Участник конфликта чувствует, что у него нет другого выбора и ему нечего терять.

  • Один из участников  находится в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

  • Когда дело касается здоровья и даже жизни одного из оппонентов

         К недостаткам этой стратегии относится подавление инициативы противоположной стороны, ухудшение взаимоотношений с окружающими.

Сотрудничество

Данная стратегия направлена на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. По мнению специалистов, это самый трудный способ поведения, однако именно он позволяет выработать наиболее эффективное решение в сложных конфликтных ситуациях. Такая стратегия требует от участников конфликта выдержки, самообладания, уважительного отношения друг к другу. Этот стиль побуждает людей к открытому обсуждению их нужд, желаний, интересов. Все это требует определенного времени и терпения. 

Стратегию сотрудничества целесообразно использовать в следующих ситуациях

  • Решение проблем очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться.

  • У участников конфликта тесные, длительные и взаимозависимые отношения 

  • У оппонентов есть время поработать над возникшей проблемой;

  • Участники конфликта осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны.

  • Оба участника хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.

  • Оппоненты способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.

  • Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решения проблемы.

При такой стратегии поведения в конфликтной ситуации каждая из сторон получает максимум выгоды при минимальных потерях, при этом сохраняя доверительные отношения.

  1. Практический блок. Работа по подгруппам.

Ведущий предлагает обучающимся разделиться на 5 подгрупп. Каждой подгруппе выдает лист А3 и фломастеры. 

Инструкция: сейчас ведущий озвучит конфликтную ситуацию и предложит представителю от каждой подгруппы по одному подойти и вытянуть конверт с той стратегией, которую подгруппа будет прорисовывать на листе А3, в соответствии с предложенной ситуацией. Во время выполнения задания вам нельзя громко произносить название стратегии и  прописывать ее на бумаге. После того, как задание будет выполнено – вы должны защитить свою работу. А остальные подгруппы должны определить нарисованную вами  стратегию.

Конфликтная ситуация:  девушка Маша, 15 лет собралась идти на вечеринку по случаю дня рождения. Мама не пускает дочь, аргументируя тем, что у дочери завтра учебный день. Возникла конфликтная ситуация. 

Рассмотрите и зарисуйте эту ситуацию в соответствии с той стратегией, которую вы выбрали в конверте

Обсуждение:

– Какие из представленных стратегий более приемлемы в предложенной конфликтной ситуации?

– Какие стратегии нельзя применять в предложенной ситуации и почему?  

Завершение.

Упражнение «Чемодан в дорогу.

Каждому обучающемуся  предлагается собрать себе «чемодан» в долгую жизненную дорогу.

В этот чемодан нужно сложить все то, что они узнали на тренинге, что им было интересно, чему научились. 

Список используемых источников

  1. Студопедия:  5 основных стратегий: Соперничество, Уступка (приспособление), Компромисс, Избегание (уход), Сотрудничество. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/19_388291_videlyayut–osnovnih-strategiy-sopernichestvo-ustupka-prisposoblenie-kompromiss-izbeganie-uhod-sotrudnichestvo.html (дата обращения:  19.06.2020г.)

  2. Психоанализ, психология, педагогика: Игры и упражнения для тренингов. Тренинговые упражнения: коммуникативные и деловые. Игра «Узкий мостик», «Снежный ком». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/4-0-795.htm (дата обращения: 22.06.2020г. )




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!