Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 62 г. Липецка
Методическая разработка внеурочного мероприятия,
направленного на профилактику идеологии
терроризма и экстремизма среди молодёжи
«Терроризм не имеет национальности»
разработал
учитель ОБЖ
МБОУ СШ № 62 г. Липецка
Постников Дмитрий Анатольевич
Липецк, 2023
Внеурочное мероприятие «Терроризм не имеет национальности» проходит в форме занятия практикума, где дети сталкиваются с неожиданными ситуациями, предложенными учителем, реагируют на них и обсуждают принятые решения. Мероприятие рассчитано на учащихся 8-9 классов, приурочено к празднованию Дня народного единства и направлено на профилактику идеологии терроризма среди подрастающего поколения.
Место проведения: МБОУ СГШ № 62 г. Липецка, каб. № 107
Цель мероприятия: дать представление о терроризме как о глобальной проблеме, объяснить сущность терроризма, его типы и цели; изучить основы безопасности в ЧС; сформировать гражданскую позицию подрастающего поколения.
Задачи:
формировать гражданскую позицию подрастающего поколения;
закрепить основные правила поведения в условиях теракта;
способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать умение жить в мире с другими людьми;
развивать самостоятельность суждений учащихся;
Планируемые личностные результаты.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
Ход мероприятия.
Учитель: Добрый день, ребята. Наша сегодняшняя встреча посвящена одной из самых острых проблем современного мира – терроризму. На уроках ОБЖ мы с вами много говорили об этом, но сегодня мы посмотрим на эту проблему с довольно необычной стороны.
(Входят трое ребят. Один одет обычно. На втором кожаная куртка, бутафорская борода. Третья, девушка, в хиджабе и длинном халате).
Учитель: Посмотрите, кто, по вашему мнению, выглядит, как террорист? Почему? (Слушает ответы ребят).
Учитель: А теперь я озвучу тему нашей встречи: «Терроризм не имеет национальности». Мы с вами живем в многонациональном государстве, где у каждого народа свои обычаи, традиции, где у каждого человека свои права. А терроризм- зло, которое не имеет национальности, вероисповедания и половых различий. Я приведу вам слова одного пожилого мусульманина, с которым мне довелось разговаривать: «Нет ничего страшнее для мусульманина, чем обидеть иноверца и не попросить сразу прощения. Ведь у Аллаха мы не встретимся и попросить прощения больше не будет возможности»
Учитель: Лето…. Жарко…. На автобусной остановке стоят люди..
(Заходят четыре человека, одетые легко и один в осенней свободной куртке)
Учитель: А теперь кто-нибудь вызывает подозрение? (Слушает ответы детей). А вот теперь я с вами согласен – человек, в жаркий летний день одетый в просторную куртку вызывает подозрение. Еще раз попрошу обратить внимание – это обычный человек, и подозрение вызывает его одежда, поведение, а не национальность. Что мы с вами сделаем в этом случае?
- просто уйдем подальше и забудем об этом;
- постараемся самостоятельно выяснить, что это за человек и почему он так одет;
- сообщим о данном факте по телефону 112 (назвав место, где мы находимся, что случилось и свою фамилию)
Учитель: А теперь мы с вами немного прогуляемся по школе. Наша задача – не просто пройти по коридорам, а обращать внимание на всё необычное и вместе решать, что с находкой делать.
Первая находка – портфель у стены рядом с кабинетом.
Действия – НЕ ТРОГАТЬ! Зайти в кабинет, узнать, не найдется ли хозяин. Если хозяин не найден, сообщить о находке любому учителю или охраннику.
Вторая находка – странный сверток в углу перед туалетом. Действие – НЕ ТРОГАТЬ! Сразу сообщить первому встречному учителю, техничке, охраннику. Действовать по командам системы оповещения.
Третья находка – мягкая игрушка в углу. Действие – НЕ ТРОГАТЬ! Сразу сообщить первому встречному учителю, техничке, охраннику. (учитель может показать детям, что к игрушке привязана тонкая проволока, уходящая в сторону)
Учитель (после возвращения в класс): Мы с вами убедились, что для изготовления самодельного взрывного устройства может быть использован абсолютно любой предмет, даже детская мягкая игрушка. Терроризм страшен, но наша бдительность и внимательность может сохранить жизнь и здоровье многим людям. Теракт всегда направлен на мирных людей, он призван вселить страх в человека, он происходит внезапно, без предупреждения.
Представьте ситуацию: мы сидим на уроке, решаем задачи по геометрии. Вдруг в коридоре раздаются хлопки, крики. Что мы с вами будем делать?
Ученики сначала проговаривают свои действия, а затем отрабатывают на практике.
- Учитель закрывает дверь на ключ изнутри
- Баррикадирует дверь партами
-Дети спокойно, без паники, но быстро встают с мест, переходят в угол класса (уходят из сектора обстрела через дверь)
- переводят телефоны в беззвучный режим
- имитируют звонок в службу 112
Выводы.
Учитель: Подводя итог нашего сегодняшнего занятия, хочу еще раз отметить: у терроризма нет национальности, возраста. Это зло, которому мы с вами можем противопоставить наши знания, бдительность. С этого занятия мы унесем домой знания и памятки, которые помогут нам чувствовать себя увереннее в возможной ЧС.
Памятка.
Действия населения при угрозе террористических актов. Взрывчатое вещество может быть установлено террористами в самых неожиданных местах: на дорогах, в жилых домах, в транспорте, в общественных местах, припаркованных автомобилях. В настоящее время могут использоваться как промышленные, так и самодельные взрывные устройства, замаскированные под любые предметы.
Вы обнаружили взрывоопасный предмет.
Заметив взрывоопасный предмет, (гранату, снаряд, бомбу и т.п.), не подходите близко к нему, позовите находящихся поблизости людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию по телефону 02. Не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его.
Совершая поездки в общественном транспорте, обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите об этом водителю, машинисту поезда, любому работнику милиции. Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности.
Заходя в подъезд, обращайте внимание на посторонних людей и незнакомые предметы. Как правило, взрывное устройство в здании закладывают в подвалах, на первых этажах, около мусоропровода, под лестницами.
Вас взяли в заложники.
Не конфликтуйте с похитителями и террористами
Не делайте резких движений. На всякое действие спрашивайте разрешение
При угрозе применения оружия ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц
При ранении меньше двигайтесь – это уменьшит кровопотерю
Используйте любую возможность для спасения
Запомните приметы террористов (лицо, рост, особые приметы, одежду)
Во время освобождения выберите место за укрытием, не высовывайтесь до окончания стрельбы, выполняйте требования работников спецслужб
Использованная литература.
Ольшанский, Д. В. Психология террора / Д. В. Ольшанский. – Москва : Акад. проект, 2002. – 320 с.
Организация системы антитеррористической защиты библиотек : практ. пособие для работников б-к. – Москва : Альтекс, 2004.– 44 с.
Правовые проблемы борьбы с терроризмом : кол. монография / общ. ред. И. А. Уваров. – Невинномысск : Изд-во НГГТИ, 2011. – 180 с.
Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом : [материалы науч.-практ. конф. (Ставрополь, сентябрь 2014 г.)] / [редкол. : А. И. Долгова и др.]. – Москва : Российская криминологическая ассоциация ; Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2015. – 349 с.
Рекомендации по организации системы антитеррористической защиты библиотек. – Москва : МК РФ, 2002.– 22 с.
Сидоренко, А. Г. Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте истории и современной геополитики / А. Г. Сидоренко, Ю. В. Тихомиров. – Москва : Кучково поле, 2011. – 640 с. – (Союз ветеранов госбезопасности)
Степанова, И. Н. Толерантность и интолерантность : учеб.пособие / И. Н. Степанова, Н. Г. Юровских. – Курган : КГУ, 2007. – 150