СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебно-воспитательного занятия «Способы хранения информации на носителях и защита записанной информации».

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебно-воспитательного занятия «Способы хранения информации на носителях и защита записанной информации».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебно-воспитательного занятия «Способы хранения информации на носителях и защита записанной информации».»

26




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Физико-математический факультет

Специальность «Информатика (3г.)»

Заочная форма обучения



Курсовая работа

Методическая разработка учебно-воспитательного занятия «Способы хранения информации на носителях и защита записанной информации».








Выполнил студент

5 курса

Юхтина Н.В.


Проверила научный

руководитель

______________


Работа защищена

_________2008г

Оценка:


______________











Ярославль

2008







Содержание:


1.

Введение.

Стр.3

2.

Место урока в стандарте среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.

Стр.4

3.

Существующие методики по теме «Способы хранения информации на носителях и защита записанной информации»

Стр.8

4.

Методику темы «Способы хранения информации на носителях и защита записанной информации»

Стр.27

5.

Заключение.

Стр.41

6.

Список литературы

Стр. 42







































  1. Введение.

Цель нашей курсовой работы – создание методической разработки учебно-воспитательного занятия по теме «Способы хранения информации на носителях и защита записанной информации».

На сегодняшний день существуют методические разработки различных преподавателей информатики по данной теме, но часто данные разработки не полностью охватывают все понятия данного урока. Например, рассматриваются на уроке лишь лазерные диски или флеш-накопители. Мы в своем учебно-воспитательном занятии реализовали все основные понятия данной темы: винчестеры, флэш-карты памяти, оптические накопители и новейшие запоминающие устройства.

Эта один из основных уроков в программе, так как помимо оперативной памяти, компьютеру необходима дополнительная память для долговременного размещения данных. Такие устройства называются ВЗУ (внешние запоминающие устройства). Различные способы хранения и записи информации служат для разных целей, на сегодняшний день не существует универсального ВЗУ, которое может быть использовано как постоянное и переносное одновременно, и при этом быть доступным рядовым пользователям. Информацию необходимо сохранять на носителях, не зависящих от наличия напряжения, и таких размеров, которые превышают возможности всех современных видов первичной памяти. Сравнительно долговременное хранилище данных, расположенное вне системной платы компьютера, называется вторичным хранилищем данных (secondary storage). Внешняя (долговременная) память — это место длительного хранения данных (программ, результатов расчётов, текстов и т.д.), не используемых в данный момент в оперативной памяти компьютера. Внешняя память, в отличие от оперативной, является энергонезависимой. Носители внешней памяти, кроме того, обеспечивают транспортировку данных в тех случаях, когда компьютеры не объединены в сети (локальные или глобальные). Для работы с внешней памятью необходимо наличие накопителя (устройства, обеспечивающего запись и (или) считывание информации) и устройства хранения — носителя.

Актуальность и новизна нашего учебно-воспитательного проекта занятия состоит в том, что в данной методической разработке урока рассмотрены не только уже завоевавшие современный рынок накопители информации, но и новейшие разработки в области данных известных носителей, а также качественно новые запоминающие устройства.















  1. Место урока в стандарте среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.



Рассмотрим стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, которым мы руководствуемся при разработке рабочей программы.

Базовый уровень

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
    модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дис­циплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
    путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
    различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
    информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной
    и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Базовые понятия информатики и информационных технологий

Информация и информационные процессы.

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, об­мен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных про­цессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной зада­чей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное пред­ставление информации.

Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хране­ния информации.

Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как не­обходимое условие его автоматизации.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организа­ция личной информационной среды. Защита информации.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Информационные модели и системы.

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моде­лей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных пред­метных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач раз­личных предметных областей).

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных ком­пьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

Программные средства создания информационных объектов, организация личного ин­формационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии орга­низации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представле­ние информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и тех­нологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Ос­новные способы представления математических зависимостей между данными. Использо­вание электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графичес­ких редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использова­ние баз данных при решении учебных и практических задач.











Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Основы социальной информатики.

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, пере­дачи информационных объектов различного типа с помощью современных программ­
    ных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты
    и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помо­щью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических
    и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертексто­вые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, полу­чать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью
    программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при ис­пользовании средств ИКТ;








использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной
    деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными авто­матизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.



Как видно из стандарта занятие «Способы хранения информации на носителях» входит в тему «Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов». Данный урок является одним из главных в теме, так как понятия, изучаемые в рамках урока, необходимы для изучения других понятий в данной теме и других темах.











































  1. Существующие методики по теме «Способы хранения информации на носителях и защита записанной информации»





Существуют методики данной темы известных авторов:

  • Н. Д. Угринович, программа 7-11 классов

  • И. Г. Семакин, программа 10-11 классов

  • Н. В. Макарова, программа 10-11 классов



В этих методиках память компьютера подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Нас интересует внешняя память, которую авторы подразделяют на магнитные и оптические устройства. На базовом уровне в данной теме рассматриваются магнитные диски (жесткие и гибкие диски), оптические диски (CD, DVD). А рассмотренные в нашей теме флеш-память, новые форматы дисков - AHD диски, DMD диски, HVD диски, MODS диски, AO-DVD, голографическая запись, флуоресцентный многослойный диск – знания свыше программы.



































Рассмотрим методику урока известного педагога информатики Гавриловой Елены Геннадьевны.

Место работы: МОУ "СОШ № 29 им.Т.Ф.Сепсяковой", г. Петрозаводск

Статья данного автора по теме "Flash-память" участвовала в Фестивале 2007 / 2008 года. Тема "Flash-память" является актуальной, необходимой в рамках образовательной программы, основополагающая тема в теме "Устройство компьютера". Данная тема не рассматривается ни в одном учебнике.

Коренное отличие нашей методики от методики Гавриловой Е. Г. заключется в том, что в нашей методике рассматриваются все существующие накопители информации и защита информации на носителях. Так же урок Гавриловой Е. Г. проводится в игровой форме, что главным образом отличает наши методики преподавания уроков. Довольно полно описаны развивающие цели урока, методы урока, а также актуальность применения игровой технологии. Преподаватель использует в своем уроке дополнительный методический материал (раздаточный материал, ребусы, алгоритмы выполнения задания, презентация).

Методика урока по теме "Flash-память".

Гаврилова Елена Геннадьевна, учитель информатики

Цели урока:

1) образовательные цели

  1. Повторить материал по теме: “Память ПК”

  2. Дать понятие о flash-памяти, рассказать, что представляет собой flash-память , где используется flash-память, какие существуют стандарты flash-памяти, как пользоваться устройствами с flash-памятью.

2) развивающие цели

  1. Развитие компонентов мышления

    • умение выделять главное (работа с определением)

    • умение сравнивать (при выборе правильных ответов в тесте)

    • умение сравнивать и обобщать (при выполнении практической работы)

    • развитие ассоциации (при разгадывании ребуса)

    • развитие внимания (при прочтении вопроса)

3) воспитательные цели

  1. Воспитание умения работать классом, в группе, в паре. Умения общаться.





Тип урока: Комбинированный урок

(урок обобщения и систематизации знаний + изучении нового материала)

Структура урока:

1) Организационный момент (1 мин)

Приветствие, цель урока

2) Актуализация, обобщение и систематизация знаний (13 мин)

Ответы на вопросы, разгадывание ребусов, работа по плану, с наглядными пособиями.

3) Изучение нового материала (18 мин)

Получение новых знаний

4) Закрепление, проверка нового материала (10 мин)

Практическая работа, тест

5) Итоги урока (3 мин)

Подведение итогов урока, выставление оценок, запись домашнего задания

Методы:

  • Словесный (беседа)

  • Наглядный ((презентация)

  • Практический (выполнение практической работы)

  • Репродуктивный (повторение)

  • Метод стимулирования (игра, создание ситуации успеха)

  • Метод контроля

  • Игровая технология

Актуальность игровой технологии:

Т.к. проверка репродуктивных знаний является не всегда мобильным, интересным этапом урока, цель – заинтересовать учащихся, привлечь их к работе, заинтересовать предметом, развить познавательный интерес.

Тема “Flash-память” является актуальной, необходимой в рамках образовательной программы, основополагающая тема в теме: “Устройство компьютера”. Данная тема не рассматривается ни в одном учебнике.

Связь обучения с жизнью (Компьютер есть у каждого второго ребенка. Необходимо уметь пользоваться современными устройствами и носителями информации)





Ход урока

Этап урока

Время

Описание этапа

Фомы работы

слайдов

1

Организационный момент

2 мин

Приветствие, цель урока

Цель урока: Повторить и систематизировать знания о памяти ПК и получить представление о новом виде памяти – памяти будущего.

 

1

2

Актуализация, обобщение и систематизация знаний

3 мин

Блиц опрос (вопросы)

Общеклассная

2, 3

2 мин

Распознай устройство”

Вопросы к слайду:

Перечислите носители и накопители информации.

Какие устройства относятся к внешней памяти ПК?

Какие устройства относятся к внутренней памяти ПК?

общеклассная

4

8 мин

Ребусы (Приложение 1)

Каждая группа получает ребус и карточку с планом рассказа об устройстве, разгаданном в ребусе (приложение 2).

Каждая группа отгадывает ребус. Затем на столе, где располагаются различные реальные устройства ПК, берут накопитель и носитель для данного накопителя. И рассказывают о своем устройстве по плану.

Работа в группах

5-9

3

Изучение нового материала

18 мин

Определение темы урока

Вопрос учителя: На слайде приведены устройства памяти и носители информации. Как вы считаете, какая память является памятью будущего?

Тема урока, цель урока

Учитель просит каждого учащегося прочитать про себя, что он должен на этом уроке узнать, чему научиться?

общеклассная

10, 11, 12

Дается определение flash-памяти

(работа с определением – приложение 3)

Что храниться во flash-памяти, установлено на материнской плате.

 

13

Кто изобрел flash-память

Версии обозначения названия - flash-память с объяснением

 

14

Где используют flash-память

Слова учителя: “Технология флэш-памяти появилась около 20-ти лет назад.

С этого момента интерес к флэш-памяти с каждым годом неуклонно возрастает.

Сегодня флэш-память можно найти в самых разных цифровых устройствах”.

 

15

Показ видов устройств с flash-памятью, flash-карты, flash-диска

 

16

Демонстрация flash-диска внутри

 

17

Наиболее распространенные типы карт памяти

(первые 3 карты памяти по рейтингу и качеству являются самыми популярными на 2007 год. Показываю журнал “Chip”, в котором есть статья, доказывающая данный факт).

 

18

Флеш-накопители

 

19

Преимущества и недостатки флеш-памяти (с объяснением каждого, Приложение 4)

Далее учитель говорит: “Давайте поговорим о недостатках flash-памяти!” (приложение 5)

 

20

Слова учителя:

А теперь мы с вами отправимся в магазин “Диаско”, который находится в нашем городе и совершим виртуальную покупку флеш-диска и флеш-карты”

Вместе у учащимися делаем вывод о наиболее важных характеристиках носителей информации, знание которых необходимо при их покупке.

 

21, 22

4

Закрепление, проверка нового материала

10 мин

Выполнение практической работы.

Ответы на вопросы по новому материалу.

Работа в группах

23, 24, 25

5

Итоги урока

3 мин

Подведение итогов урока, выставление оценок, запись домашнего задания.

Каждому учащемуся выдается брошюра (Приложение 6) с новым материалом.

 

26,27

Презентация к уроку (Приложение 7)









































Рассмотрим еще одну методику преподавателя информатики Петухова А. П. по теме «Компьютерная память». Отличие нашего урока от урока Петухова А. П. в том, что он рассматривает как внутреннюю память, так и внешнюю, причем на двух уроках. Нас интересует второй урок, где он описывает внешнюю память. Автор довольно полно рассматривает основные вопросы темы, что учащиеся должны знать после изучения темы урока, описывает, что должно появиться в тетрадях учащихся, вид классной доски, описывает деятельность детей, работу учителя на уроке, перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств, что нужно детям и учителю для работы на уроке. В своей теме преподаватель использует методический материал (раздаточный материал, бланки-задания, презентацию). Рассмотрим его методику.



Учебно-методическая разработка урока



Фамилия, имя и отчество автора методики: Петухов Александр Петрович

Предмет: Информатика
Класс: 8
Название курса: Информатика. Базовый курс.

Название темы: Компьютерная память



Роль и место данной темы в курсе.

В школьном курсе информатики в разделе «Первое знакомство с компьютером» для изучения темы «Компьютерная память» отводится 2 часа. Данной теме предшествует программный материал «Назначение и устройство компьютера». За изучаемой на данных уроках темой следует тема «Как устроен компьютер»



Основные вопросы темы:

Что такое компьютерная память.

Какие бывают виды компьютерной памяти.

Какая память служит для долговременного хранения информации, какая сохраняет данные только при включенном питании компьютера.

Какая информация хранится во внутренней памяти.

Откуда центральный процессор берет данные для обработки.

Что такое виртуальная память компьютера (файл подкачки)

Физические свойства внутренней памяти компьютера.

Физические свойства внешней памяти компьютера.

Организация внутренней памяти компьютера.

Свойства памяти: дискретность, адресуемость.

Виды устройств внешней памяти и их характеристики.



Перечень уроков по данной теме:

Урок 1. Внутренняя память компьютера.

Урок 2. Внешняя память компьютера.



Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках.

На предыдущих уроках учащиеся познакомились с начальными сведениями об архитектуре компьютера. Были изучены вопросы:

  • Понятие архитектуры ЭВМ

  • Схема устройства компьютера.

  • Основные типы устройств компьютера (устройства ввода, вывода, устройства хранения, устройство обработки информации)

  • Разновидности устройств ввода, вывода, ввода-вывода и их характеристики



Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов

Для изучения материала на уроках используются ресурсы из информационной системы «Единая коллекция ЦОР», http://school-collection.edu.ru - презентации «Структура персонального компьютера», "Внутренняя память ЭВМ", "Носители и устройства внешней памяти" и бланк-задание "Домашнее задание №5".



Средства обучения (в том числе технические средства обучения)

АРМ учителя, экран, мультимедийный проектор.



Ожидаемые результаты обучения

После изучения данной темы учащиеся должны:

  • Знать, что такое компьютерная память.

  • Знать, какие бывают виды компьютерной памяти.

  • Знать физические свойства внутренней и внешней памяти.

  • Знать принципы организации внутренней памяти компьютера.

  • Знать основные устройства внешней памяти и их характеристики.









Первый урок темы.
Внутренняя память компьютера



Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)

АРМ учителя, экран, мультимедийный проектор.
Тест для повторения темы «Назначение и устройство компьютера» (Приложение 1).



Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств

MS Windows 2k и выше, MS Office 2000 и выше.
Демонстрации к уроку:

  • «Структура персонального компьютера». Поставщик ЦОР - ООО «Бином. Лаборатория знаний», ресурс №119023 из информационной системы «Единая коллекция ЦОР», http://school-collection.edu.ru.

  • «Внутренняя память ЭВМ». Поставщик ЦОР - ООО «Бином. Лаборатория знаний», ресурс №119290 из информационной системы «Единая коллекция ЦОР», http://school-collection.edu.ru



Работа учителя на уроке


  1. Вводная часть урока.
    Организационный момент. Приветствие, подготовка учащихся к уроку, ознакомление с планом работы на уроке.

  2. Повторение.
    Основные вопросы для повторения материала прошлого урока:
    - что такое персональный компьютер;
    - что общего между компьютером и человеком;
    - принципы фон-Неймана;
    - что является «мозгом» компьютера;
    - какая часть компьютера используется для сохранения информации;
    - какие внешние устройства относятся к устройствам ввода информации;
    - какие внешние устройства относятся к устройствам вывода информации;
    - какие внешние устройства относятся к устройствам ввода-вывода информации;
    Повторение материала прошлого занятия может проводиться путём фронтального опроса учащихся или при помощи небольшого теста, который должны выполнить все присутствующие на уроке ученики (Приложение 1).









  1. Изложение нового материала в форме беседы с использованием презентаций «Структура персонального компьютера» и «Внутренняя память ЭВМ».
    На прошлом занятии при изложении материала по архитектуре ЭВМ был заложен методический прием аналогии. Суть его сводится к следующему. По своему назначению компьютер – это универсальная машина для работы с информацией. Но в природе уже есть такая «биологическая машина», это человек! Информационная функция человека рассматривалась еще на более ранних уроках. Она сводится к умению осуществлять три типа информационных процессов: хранение информации, обработку информации, прием информации, передачу информации, то есть информационную связь с внешним миром. Значит, в состав устройств компьютера должны входить технические средства для осуществления этих процессов. Они называются память, процессор, устройства ввода, устройства вывода. На этом уроке продолжается использование такого приема аналогии. Деление памяти компьютера на внутреннюю память и внешнюю также поясняется через аналогию с человеком. Внутренняя память – это собственная (биологическая) память человека. Внешняя память – это разнообразные средства записи информации – бумажные, магнитные, оптические.

Различные устройства компьютера связаны между собой каналами передачи информации. Из внешнего мира информация поступает в компьютер через устройства ввода; поступившая информация попадает во внутреннюю память. Если требуется длительное её хранение, то из внутренней памяти она переписывается во внешнюю память. Обработка информации осуществляется центральным процессором при непрерывной двусторонней связи с внутренней памятью: оттуда извлекаются исходные данные для обработки центральным процессором, туда же помещаются результаты этой обработки. Информация из внутренней памяти может быть передана во внешний мир (человеку или другим устройствам, компьютерам) через устройства вывода информации. Сказанное схематически отображается в демонстрации к уроку «Структура персонального компьютера».

Как уже было сказано, между различными устройствами компьютера циркулирует информация. Необходимо объяснить ученикам, какая информация находится именно во внутренней памяти. Эту информацию можно разделить на две разновидности: данные и программы. В этом месте урока нужно вспомнить с прошлых занятий утверждение о том, что всё многообразие информации, с которой человек имеет дело, можно разделить на декларативную информацию (я знаю, что…) и процедурную информацию (я знаю, как…). Для компьютера данные, находящиеся во внутренней памяти - это декларативная информация, программы – это процедурная информация. Данные – это информация, которая обрабатывается центральным процессором компьютера автоматически в соответствии с заданной программой.
Полезно ещё раз использовать прием аналогии между компьютером и человеком. Следует привести какой-нибудь знакомый ученикам пример решения информационной задачи. Вот, например, задача вычисления площади прямоугольного четырехугольника:


Исходные данные

Два числа: a,b – длины сторон четырехугольника

Программа

Вычислить площадь: S = a*b


Здесь данными являются три числа: a, b, S. Они делятся на исходные данные - a, b и окончательные (результаты) – S. Программа состоит из одной команды, которую должен выполнить человек, чтобы решить задачу – умножить числа a и b друг на друга. И если человек умеет выполнять операцию умножения, то он решит эту задачу, даже, может быть, и не понимая, почему её надо решать таким образом; то есть человек будет действовать формально. В таком случае его можно назвать формальным исполнителем программы.

Ситуация с компьютером аналогична. Для реше­ния рассмотренной задачи компьютеру нужно сооб­щить исходные данные и программу работы с этими данными. И данные и программа представляются в определенной форме, «понятной» компьютеру, заносятся во внутреннюю па­мять компьютера и затем компьютер переходит к вы­полнению программы, то есть решению задачи. Компь­ютер также является формальным исполнителем программы.

Необходимо подчеркнуть, что любая работа выпол­няется компьютером по программе, будь то решение математической задачи, перевод текста с иностранного языка, получение рисунков на экране, игра с пользова­телем и пр. Подводя итог теме, следует сказать, что суть принципа программного управления компьюте­ром сводится к следующим трем положениям:

- любая работа выполняется компьютером по программе;

- исполняемая программа находится в оперативной памяти;

- программа выполняется автоматически.

Следует упомянуть, что при недостаточном размере внутренней, оперативной памяти, не вся необходимая информация сможет в ней разместиться. При этом часть её будет сбрасываться в виртуальную память – специальный файл подкачки, который находится на жестком диске компьютера. За счет того, что скорость доступа к информации в этом файле подкачке (то есть во внешней памяти) намного ниже, чем к оперативной памяти, будет в этом случае происходить замедление общего быстродействия компьютера. Поэтому для работы с серьезными программами, для проведения сложной обработки информации, сложных вычислений персональный компьютер должен иметь достаточный размер оперативной памяти. Можно, забегая вперед, привести пример, сколько такой памяти требуют некоторые программы – разные операционные системы (сравнить Windows 2000, Windows XP и Windows Vista), компьютерные игры и др.

О делении памяти на внутреннюю и внешнюю ученики уже узнали. Далее нужно рассказать о свойствах внутренней памяти. Выделяем основные физические свойства оперативной памяти:

- Это память, построенная на электронных элемен­тах (микросхемах). Она хранит информацию только при наличии электропитания; по этой при­чине внутреннюю память можно назвать энергоза­висимой; Можно показать учащимся как выглядит модуль внутренней памяти (если есть образец) и где он располагается на материнской плате (желательно иметь образец такой материнской платы).

- Это быстрая память. Время занесения (записи) в нее информации и извлечения (чтения) очень ма­ленькое — микросекунды; Поэтому её называют оперативной. (ОЗУ – оперативное запоминающее устройство)

- Это память небольшая по объему (по сравнению с внешней памятью).

В качестве дополнительной информации ученикам можно сообщить, что в компьютере имеется еще один вид внутренней памяти — постоянное запоминающее устройство (ПЗУ). Основное его отличие от ОЗУ - энергонезависимость, то есть при отключении компью­тера от электросети в ПЗУ информация не исчезает. Кроме того, однажды записанная в ПЗУ информация не меняется. ПЗУ — это память, предназначенная то­лько для чтения, в то время как ОЗУ — для чтения и для записи. Обычно ПЗУ по объему существенно мень­ше ОЗУ.

Для ознакомления с информационной структурой внутренней памяти используется демонстрация к уроку «Внутренняя память ЭВМ» Информационную структуру внутренней памя­ти следует представлять как последовательность дво­ичных ячеек — битов. Битовая структура внутренней памяти опре­деляет ее первое свойство: дискретность. Каждый бит памяти в данный момент хранит одно из двух значе­ний: логический 0 или 1, то есть один бит информации. Второе свойство внутренней памяти называется адресуемостью. Но адресуются не биты, а байты — 8 рас­положенных подряд битов памяти. Адрес байта — это его порядковый номер в памяти. Доступ к информации в оперативной памяти происходит по адресам: чтобы записать данные в память, нужно указать, в какие байты ее следует занести. Точно так же и чтение из памяти производится по адресам. Таким способом процессор общается с оперативной памятью.


  1. Организация обсуждения результатов.
    Учитель подводит общие итоги урока, выделяет основные моменты:
    - В состав компьютера входят внутренняя и внешняя память.
    - Во внутренней памяти находятся данные и исполняемая программа.
    - Данные – это информация, обрабатываемая процессором.
    - Программа – это описание последовательности действий, которые должен выполнить компьютер для решения поставленной задачи обработки данных.
    - Внутренняя память является энергозависимой.
    - Информация в памяти компьютера имеет двоичную форму.
    - Внутренняя память дискретна. Наименьшим элементом внутренней памяти компьютера является бит. Один бит памяти хранит один бит информации: значение 0 или 1.
    - Восемь расположенных рядом бит образуют ячейку памяти.
    - Наименьшая адресуемая часть внутренней памяти – байт. Адресом байта называется его порядковый номер.
    - Во внутренней памяти запись и чтение информации происходят по адресам.


  1. Домашнее задание.

Рефлексия.
Подведение итогов урока. Учитель просит высказать ребят свое мнение о прошедшем уроке, какие моменты им больше понравились, что получилось, а что не очень, что показалось сложным, что легким. Как бы они хотели провести следующий урок.





Описание деятельности детей

Участие в общей беседе при повторении пройденного на прошлом занятии материала или выполнение фронтального теста по материалу прошлого урока (Приложение 1).

Участие в общей беседе при изучении новой темы.

Участие в обсуждении результатов урока.



Вид классной доски

Тема урока.

Экран - демонстрации к уроку:

  1. «Структура персонального компьютера»

  2. «Внутренняя память ЭВМ»

Домашнее задание.



Что должно появиться в тетрадях учащихся

Число и тема урока.

Схема устройства компьютера

Определение внутренней памяти

Определение внешней памяти

Определения понятия «данные»
Определения понятия «программа»
Физические свойства внутренней памяти

Схема организации внутренней памяти компьютера
Блок-схема, отображающая свойства внутренней памяти (дискретность, адресуемость)


Домашнее задание

Параграф 6 учебника И.Г. Семакина. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: 8 класс», с. 35-38.



Некоторые итоги урока

После этого урока учащиеся должны знать:

  • Что такое компьютерная память.

  • Какие бывают виды компьютерной памяти.

  • Какая память служит для долговременного хранения информации, какая сохраняет данные только при включенном питании компьютера.

  • Какая информация хранится во внутренней памяти.

  • Что такое виртуальная память компьютера (файл подкачки).

  • Физические свойства внутренней памяти компьютера.

  • Принципы организации внутренней памяти компьютера.

  • Свойства памяти: дискретность, адресуемость.





Второй урок темы
Внешняя память компьютера



Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы)

АРМ учителя, экран, мультимедийный проектор.
Тест для повторения темы «Внутренняя память компьютера» (Приложение 2).



Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств

MS Windows 2k и выше, MS Office 2000 и выше.
Демонстрация к уроку:

  • «Носители и устройства внешней памяти». Поставщик ЦОР - ООО «Бином. Лаборатория знаний», ресурс №118485 из информационной системы «Единая коллекция ЦОР», http://school-collection.edu.ru.

Бланк-задание:

  • «Домашнее задание №5». Поставщик ЦОР - ООО «Бином. Лаборатория знаний», ресурс №119024 из информационной системы «Единая коллекция ЦОР», http://school-collection.edu.ru













Работа учителя на уроке.

1. Вводная часть урока.
Организационный момент. Приветствие, подготовка учащихся к уроку, ознакомление с планом работы на уроке.



2. Повторение.
Основные вопросы для повторения материала прошлого урока:

  • Что такое компьютерная память.

  • Какие бывают виды компьютерной памяти.

  • Какая память служит для долговременного хранения информации, какая сохраняет данные только при включенном питании компьютера.

  • Какая информация хранится во внутренней памяти.

  • Что такое данные

  • Что такое программа

  • Что такое виртуальная память компьютера (файл подкачки).

  • Физические свойства внутренней памяти компьютера.

  • Принципы организации внутренней памяти компьютера.

  • Свойства памяти: дискретность, адресуемость.

Повторение материала прошлого занятия может проводиться путём фронтального опроса учащихся или при помощи небольшого теста, который должны выполнить все присутствующие на уроке ученики (Приложение 2).


  1. Изложение нового материала в форме беседы с использованием презентаций «Носители и устройства внешней памяти».

В самом начале урока необходимо выделить два понятия – «носитель информации» и «накопитель информации». Накопитель – это устройство компьютера, которое работает с информационным носителем, записывает и считывает с него информацию. Есть три разновидности носителей информации: магнитные, оптические и электронные. К магнитным следует отнести дискеты, магнитные ленты, жесткие диски винчестера. Все они используют магнитный принцип записи информации, который заключается в намагничивании или ненамагничивании определенных участков их магнитной структуры. При считывании информации с этих носителей намагниченные участки вследствие явления электромагнитной индукции создают в магнитной головке накопителя электрические импульсы. У оптических носителей (лазерных дисков – CD, DVD, HD-DVD) запись и считывание информации производится при помощи луча лазера. Электронные носители информации (flash-накопители, flash-карты памяти) используют для сохранения информации микросхему памяти.

В соответствии с принципом хранения информации учителю нужно выделить те опасные внешние факторы, которые могут привести к потере информации на носителе. Например, для дискеты 3,5” – это магнитные поля, нагревание, влага, механические деформации.

По аналогии с отмеченными на прошлом уроке физическими свойствами внутренней памяти свойства внешней памяти следует описывать таким образом:
- Внешняя память энергонезависима. Информация в ней сохраняется независимо от того, включен компьютер или выключен.

- Внешняя память – медленная по сравнению с оперативной. Можно повторить пример с виртуальной памятью (файл подкачки на жестком диске) – если при большой загруженности компьютера оперативной памяти становится недостаточно для размещения обрабатываемых центральным процессором данных или для размещения работающей программы, часть информации из неё перебрасывается в виртуальную память и происходит замедление общего быстродействия компьютера.

- Объем информации, помещающейся во внешней памяти намного больше, чем в оперативной памяти; а с учетом возможности смены носителей информации – неограничен.

Для знакомства с основными устройствами внешней памяти учителю желательно иметь в наличии образец (лучше неисправный) каждого этого устройства. Я для демонстрации на уроке использую следующие такие устройства:

  • Дисковод для дискет 5,25” + дискета 5,25” (старые)

  • Дисковод для дискет 3,5” + дискета 3,5”

  • Дискета 3,5” разобранная

  • CD - дисковод

  • DVD – дисковод

  • Образцы CD, DVD - дисков

  • Жесткий диск – со снятой верхней крышкой, чтобы было видно эти «жесткие» диски.

  • Flash-карта

  • Flash-накопитель

Для описания разновидностей устройств внешней памяти и их характеристик учащиеся должны в тетради составить таблицу их описания. Таблицу можно составить по такому образцу:



Устройство внешней памяти

Носитель информации

Характеристики и описание носителя

Информационная емкость носителя















Следует выделить тот момент, что основным, самым главным устройством внешней памяти является винчестер, жесткий диск. Именно на жестком диске находится всё основное программное обеспечение компьютера и данные пользователя.







4. Организация обсуждения результатов.
Учитель подводит общие итоги урока, выделяет основные моменты:
- Компьютер имеет два вида памяти – внутреннюю и внешнюю.
- Внешняя память является энергонезависимой и служит для долговременного хранения информации.

- Запись информации производится на носитель информации
- Накопитель информации – устройство компьютера, которое производит запись и считывание информации с носителей.

- Размер внешней памяти с учетом смены носителей информации можно считать неограниченным.
- Все устройства внешней памяти и накопители по принципу записи и хранения информации делятся на магнитные, оптические и электронные.
- Основным, самым главным устройством внешней памяти является жесткий диск.


5. Домашнее задание.


6. Рефлексия.
Подведение итогов урока. Учитель просит высказать ребят свое мнение о прошедшем уроке, какие моменты им больше понравились, что получилось, а что не очень, что показалось сложным, что легким. Как бы они хотели провести следующий урок.


Описание деятельности детей

Участие в общей беседе при повторении пройденного на прошлом занятии материала или выполнение фронтального теста по материалу прошлого урока (Приложение 2).

Участие в общей беседе при изучении новой темы.

Участие в обсуждении результатов урока.



Вид классной доски

Название темы.

Экран - демонстрация к уроку «Носители и устройства внешней памяти».

Домашнее задание.



Что должно появиться в тетрадях учащихся

Число и тема урока.

Определение «носитель информации»

Определение «накопитель информации»

Три принципа записи и хранения информации

Перечень внешних опасных для хранимой на носителе информации факторов

Физические свойства внешней памяти

Таблица описания разновидностей устройств внешней памяти и их характеристик.


Домашнее задание

  • Параграф 6 учебника И.Г. Семакина. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: 8 класс»

  • Бланк-задание «Домашнее задание №5»



Некоторые итоги урока

После этого урока учащиеся должны знать:

  • Для чего служит внешняя память компьютера.

  • Что такое «носитель», «накопитель» информации.

  • Физические свойства внешней памяти.

  • Какие устройства и носители можно отнести к внешней памяти.

  • Основные разновидности и характеристики устройств внешней памяти, носителей информации.





Рассмотрим нашу методику темы.

Проект учебно-воспитательного занятия.



  1. Профессия (название, ступень) – автомеханик, III ступень квалификации

Курс обучения – I

Предмет – информатика

Объем учебного времени – 111 часов (за весь курс, 2 года: 64 часа на 1 курсе, 47 часов – на 2 курсе)

Место предмета в учебном плане – предмет общеобразовательного цикла

Основные требования к знаниям, опыту деятельности, опыту эмоционально-ценностного отношения в соответствии со стандартом и требованиями заказчиков

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы

  • Назначение и функции операционных систем



уметь:

  • Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами

  • Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

  • Иллюстрировать учебные работы с использование средств информационных технологий

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы

  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя

  • Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (навыки) для:

  • Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании

  • Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами

  • Автоматизации коммуникационной деятельности

  • Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией

  • Эффективной организации индивидуального информационного пространства





Цели изучения предмета в соответствии со стандартом и требованиями заказчиков –



  • Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах

  • Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других дисциплин

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов

  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности

  • Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности

Критерии и норма достижения целей –

100 % по стандарту, в которые входит 10% знаний свыше программы

Форма итоговой аттестации по предмету –

зачет по всему курсу

















  1. Номер и название темы по программе предмета –



Тема № 4. Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов (10 часов)



Объем учебного времени на тему – 16 часов - с дублированием практических работ в двух подгруппах



Место темы в предмете и в профессии, взаимосвязь с другими темами –

Данная тема является одной из основных тем в информатике:

  • позволяет учащимся узнать названия и назначение основных устройств ПК, что поможет ему на практике соблюдать ТБ и выйти из сложной ситуации,

  • позволяет узнать назначение и функции ОС, программных средств создания информационных объектов, благодаря чему учащийся сможет самостоятельно выбрать программу для создания нужного ему объекта (связь с темой № 5 – «средства и технологии создания и преобразования информационных объектов»)

  • позволяет учащимся приобрести умения в пользовании клавиатурой, работать с файлами, носителями информации, вводить и выводить данные, соблюдать правила ТБ и сохранности информации при работе на ПК, что позволяет выбору оптимального способа работы (связь с темами № 5 - «средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» и № 6 – «средства и технологии обмена информацией с помощью ПК»)

  • позволяет применять знания, изученные учащимися в темах № 2 и № 3: «кодирование информации в компьютере», «понятие алгоритма», «особенности запоминания, обработки, передачи информации», «создание информационных моделей», для формирования алгоритмического мышления, выбора наиболее оптимального варианта решения поставленной задачи, разделение ее на этапы для достижения наилучшего результата



Взаимосвязь с другими предметами.

Данная тема взаимосвязана:

  • с русским языком и литературой, так как учащиеся узнают новые технические термины;

  • с математикой и эффективным поведением на рынке труда, так как эти предметы изучают алгоритмы поиска оптимального решения;

  • историей, так как затрагивается история развития аппаратного и программного обеспечения;

  • с правом, так как рассматривается соблюдение авторских прав на программное обеспечение;

  • с биологией, так как при проведении уроков «устройство ПК», «вирус, антивирусные программы» проводят аналогию с биологическими понятиями





Цели изучения темы:

Учащиеся должны знать:

  • названия и назначения основных устройств ПК

  • правила техники безопасности при работе с ПК

  • назначение и функции ОС

  • программные средства создания информационных объектов



Учащиеся должны уметь:



  • пользоваться клавиатурой ЭВМ

  • назначение, состав, загрузка ОС

  • работать с файлами

  • работать с носителями информации

  • вводить и выводить данные

  • перечислять состав и назначение программного обеспечения

  • соблюдать привила ТБ и сохранности информации при работе на ПК



Учащиеся должны приобрести навыки:

  • оперативной работы по вводу и выводу данных

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства

  • автоматизации коммуникационной деятельности



Критерии и норма достижения цели

100 % по стандарту, в которые входит 10% знаний свыше программы

Содержание, методы и формы оценки образовательного результата по теме № 4 «Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов»

Содержание

1, 2, 3

Аппаратное и программное обеспечение ПК. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. Архитектура современных компьютеров. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Многообразие операционных систем.


4,5

Практическая работа. Устройство ПК.


6,7

Практическая работа. Операционная система Windows (основные понятия). Рабочий стол. Основные элементы интерфейса.


8,9

Практическая работа. Запуск программ. Работа с окнами.


10,11

Практическая работа. Работа с файловой системой Windows.


12,13, 14,15

Практическая работа. Устройства хранения информации.


16

Практическая работа. Установка и удаление программ. Антивирусные программы.




Методы и формы оценки образовательного результата по теме – тестовые работы в электронном виде

3. Тема УВЗ (учебно-воспитательного занятия), номер УВЗ в теме

Устройства хранения информации 12, 13, 14, 15 уроки в теме.

Место УВЗ в теме (взаимосвязь с другими занятиями, темами, предметами)

УВЗ «устройства хранения информации» связано с другими занятиями в данной теме:

  • Аппаратное обеспечение ПК, т.к. существуют не только внешние носители, но и внутренние (жесткий диск, например)

  • Многообразие операционных систем. Интересно учащимся знать интерфейс в различных ОС, в частности представление программной части накопителей (как внешних, так и внутренних).

  • Устройство ПК, т.к. учащимся важно знать, где и каким образом располагаются в ПК внутренние накопители информации

  • Рабочий стол. Запуск программ. Работа с окнами. Работа с файловой системой Windows. Основные элементы интерфейса. Важно знать, где и как отображаются значки, ярлыки внутренних и подключенных внешних накопителей информации, а так же каким образом можно с ними работать, осуществлять их запуск, работать с диалоговым окном устройства, осуществлять обмен информацией между ПК и накопителем (копировать, вставить, вырезать)

  • Программное обеспечение ПК. Установка и удаление программ. Часто внешние носители требуют установки драйвера, обеспечивающего возможность работы с ними (например, некоторые флеш-накопители)

  • Антивирусные программы. Устройства хранения информации подвержены заражению программами-вирусами. Поэтому важно научиться каждый из известных носителей проверять с помощью антивирусных программ.

УВЗ «устройства хранения информации» связано с другими темами:

  • «Информация и информационные процессы» – учащиеся могут приближенно узнать по заданному объему накопителя, какое количество и какой информации может он хранить; учащиеся знают особенности передачи, обработки информации

  • «Информационные модели и системы» - учащиеся могут определить с помощью какой модели представлены данные в накопителях информации

  • «Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов» - учащиеся могут определить, какая информация храниться в файлах, находящихся на носителях, в каких программах созданы эти объекты, каким образом их можно редактировать, форматировать

  • «Средства и технологии обмена информацией с помощью ПК (сетевые технологии)» - изучив эту тему учащийся может осуществлять обмен информацией между накопителями и локальными, глобальными сетями. Посылать данные с накопителей через электронную почту. Работать с поисковыми системами и сохранять найденную важную информацию на накопитель

УВЗ «устройства хранения информации» связано с другими предметами:

  • с русским языком и литературой, так как учащиеся узнают правила написания новых информационных терминов;

  • с математикой, так как в зависимости от объема накопителя можно вычислить какое количество и какой информации на него можно записать;

  • с историей, так как затрагивается история развития устройств хранения информации;

Уровень усвоения содержания образования (по стандарту, по потребностям заказчиков) – сущностный

Цели УВЗ –

Учащиеся должны знать и уметь:

  • Название, назначение и устройство основных устройств хранения информации

  • характеристики устройств хранения информации

  • история развития носителей информации

  • правили техники безопасности при работе с накопителями информации

  • используемое ПО при установке некоторых накопителей информации (флеш-накопители)

  • защита информации, хранящейся на накопителях



Задачи проведения УВЗ



образовательные

  • сформировать знания о истории развития, видах, составе, назначении, пользовании накопителями информации, ПО накопителей (флэш-память)

развивающие

  • развитие памяти, внимания, словесно-логического, аналитического мышления

  • формирование потребности в обучении и саморазвитии

воспитательные

  • формирование интереса к предмету

  • воспитание самостоятельности, культуры интеллектуального труда

  • Формирование ответственности при работе с компьютером



Критерии и нормы достижения целей –

100 % по стандарту, в которые входит 20% знаний свыше программы

Показатели оценки образовательного результата –

Выставленные оценки за выполнение электронных тестов



Выбор учебного материала –



Основной:

Жеский диск, лазерные диски, флеш-память













Дополнительный:

Внутренние хранители информации (оперативная память, кэш-память, СМОS-память), внешние хранители информации (новые форматы дисков - AHD диски, DMD диски, HVD диски, MODS диски, AO-DVD, Голографическая запись, Флуоресцентный многослойный диск)





Дидактическая обработка и форма предъявления учебного материала учащимся –



  1. Обучающая программа «Современные виды носителей информации. Защита записанной информации»

  2. Тестовые работы в электронном виде (к каждому виду накопителя информации)

ТСО –

  • мультимедийная установка (ноутбук, проектор, экран)

  • компьютеры







форма УВЗ

Урок изучения нового материала (12, 13, 14, 15 уроки в теме)



Практическая работа (урок № 12)

Этапы и временные рамки

Цель (прообраз) образовательного результата

Деятельность учащихся (методы учения)

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного материала учащимся)

Показатели достижения образовательного результата

Организационный момент (2 мин)

Подготовить учащихся к работе

Готовятся к уроку

Индивидуальная

Приветствие, выяснение отсутствующих

Группа готова к уроку

Мотивация (1 мин)

Актуализация и мотивация учащихся на изучение нового материала

Слушают

Индивидуальная

Мотивирует учащихся на изучение нового материала

Готовность учащихся изучать новый материал

Вступительное слово учителя (2 мин)

Познакомить учащихся с названием темы, целями урока, ходом урока

Слушают

Индивидуальная

Объясняет тему, цели и задачи, знакомит с ходом урока

Учащиеся узнали тему, цели и ход проведения урока

Подготовка к изучению нового материала

Повторить пройденный материал: название, назначение, устройство и характеристики внутренних устройств хранения информации – оперативная память, кэш-память, CMOS-память, постоянная память и т.д.

Беседа

Групповая

Выслушивает ответы, корректируя ошибки, устанавливает связи данных понятий с новой темой

Повторили темы предыдущих занятий, связав их с темой урока

Изучение нового материала (20)

Учащиеся должны изучить:

  • "Строение" винчестера

  • Предназначение винчестера

  • Основные характеристики жесткого диска

  • Защита записанной информации

  • Перпендикулярная запись

Садятся за компьютеры

Слушают, разбирают новую тему вместе с преподавателем, работая с обучающей программой

Групповая и индивидуальная

Объясняет, показывая свои действия на экране, задает вопросы, просит учащихся повторять за ним

Получили знания

Закрепление нового материала. Выполнение практической работы(10 мин.)

Закрепление знаний учащихся о "Строении" винчестера, его предназначении, основных характеристиках, защите записанной на жесткий диск информации, понятии «перпендикулярная запись»


Отвечают на вопросы теста, ответы на них находят в тексте обучающей программы

Индивидуальная

Контролирует ход выполнения практической работы

Выполнение первого теста, закрепление материала

Подведение итогов (1 мин.)

Оценка работы учащихся, выставление оценок за тест

Слушают

Индивидуально-групповая

Подводит итоги урока, выставляет оценки за тест

100% учащихся усвоили материал

Домашнее задание (1 мин.)

Повторение и закрепление полученных знаний

Слушают, записывают

Индивидуальная

Дает домашнее задание: повторить и закрепить полученные знания.

записанное домашнее задание в тетради





Практическая работа (урок № 13)



Этапы и временные рамки

Цель (прообраз) образовательного результата

Деятельность учащихся (методы учения)

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного материала учащимся)

Показатели достижения образовательного результата

Организационный момент (2 мин)

Подготовить учащихся к работе

Готовятся к уроку

Индивидуальная

Приветствие, выяснение отсутствующих

Группа готова к уроку

Мотивация (1 мин)

Актуализация и мотивация учащихся на изучение нового материала

Слушают

Групповая

Мотивирует учащихся на изучение нового материала

Готовность учащихся изучать новый материал

Вступительное слово учителя (2 мин)

Познакомить учащихся с названием темы, целями урока, ходом урока

Слушают

Индивидуальная

Объясняет тему, цели и задачи, знакомит с ходом урока

Учащиеся узнали тему, цели и ход проведения урока

Изучение нового материала (23)

Учащиеся должны изучить:

  • "Строение" флеш-памяти

  • Предназначение флеш-памяти

  • Самые распространенные виды флеш-накопителей (фирмы-производители)

  • Защита записанной информации


Садятся за компьютеры.

Слушают, разбирают новую тему вместе с преподавателем, работая с обучающей программой

Групповая и индивидуальная

Объясняет, показывая обучающую программу на экране, задает вопросы, просит учащихся повторять действия за ним

Получили знания

Закрепление нового материала. Выполнение практической работы(10 мин.)

Закрепление знаний учащихся о "Строении" флэш-памяти, ее предназначении, защите записанной на флэш-накопители информации, самых распространенных видах флэш-памяти


Отвечают на вопросы теста, ответы на них находят в тексте обучающей программы

Индивидуальная

Контролирует ход выполнения практической работы

Выполнение второго теста

Подведение итогов (1 мин.)

Оценка работы учащихся

Слушают

Индивидуально-групповая

Подводит итоги урока, выставляет оценки за тест

100% учащихся усвоили материал

Домашнее задание (1 мин.)

Повторение и закрепление полученных знаний

Слушают, записывают

Индивидуальная

Дает домашнее задание: повторить и закрепить полученные знания.

записанное домашнее задание в тетради





Практическая работа (урок № 14)



Этапы и временные рамки

Цель (прообраз) образовательного результата

Деятельность учащихся (методы учения)

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного материала учащимся)

Показатели достижения образовательного результата

Организационный момент (2 мин)

Подготовить учащихся к работе

Готовятся к уроку

Индивидуальная

Приветствие, выяснение отсутствующих

Группа готова к уроку

Мотивация (1 мин)

Актуализация и мотивация учащихся на изучение нового материала

Слушают

Групповая

Мотивирует учащихся на изучение нового материала

Готовность учащихся изучать новый материал

Вступительное слово учителя (2 мин)

Познакомить учащихся с названием темы, целями урока, ходом урока

Слушают

Индивидуальная

Объясняет тему, цели и задачи, знакомит с ходом урока

Учащиеся узнали тему, цели и ход проведения урока

Изучение нового материала (25)

Учащиеся должны изучить:

  1. Лазерные накопители CD.

  • Из истории CD

  • Диски CD-ROM

  • Диски CD-R

  • Диски CD-RW

  1. Лазерные накопители DWD.

  • Из истории DVD

  • Диски DVD-RW

  • Диски DVD-R, DVD-RAM

  • Диски DVD+R, DVD+RW


Садятся за компьютеры. Слушают, разбирают новую тему вместе с преподавателем, работая с обучающей программой

Групповая и индивидуальная

Объясняет, показывая обучающую программу на экране, задает вопросы, просит учащихся повторять действия за ним

Получили знания

Закрепление нового материала (13 мин.)

Закрепление знаний учащихся по темам:

  • Из истории CD

  • Диски CD-ROM

  • Диски CD-R

  • Диски CD-RW

  • Из истории DVD

  • Диски DVD-RW

  • Диски DVD-R, DVD-RAM

  • Диски DVD+R, DVD+RW

Отвечают на вопросы теста, ответы на них находят в тексте обучающей программы

Индивидуальная

Контролирует ход выполнения практической работы

Выполнение третьего и четвертого теста

Подведение итогов (1 мин.)

Оценка работы учащихся

Слушают

Индивидуально-групповая

Подводит итоги урока, выставляет оценки за тест

100% учащихся усвоили материал

Домашнее задание (1 мин.)

Повторение и закрепление полученных знаний

Слушают, записывают

Индивидуальная

Дает домашнее задание: повторить и закрепить полученные знания.

записанное домашнее задание в тетради































Практическая работа (урок № 15)



Этапы и временные рамки

Цель (прообраз) образовательного результата

Деятельность учащихся (методы учения)

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного материала учащимся)

Показатели достижения образовательного результата

Организационный момент (2 мин)

Подготовить учащихся к работе

Готовятся к уроку

Индивидуальная

Приветствие, выяснение отсутствующих

Группа готова к уроку

Мотивация (1 мин)

Актуализация и мотивация учащихся на изучение нового материала

Слушают

Групповая

Мотивирует учащихся на изучение нового материала

Готовность учащихся изучать новый материал

Вступительное слово учителя (2 мин)

Познакомить учащихся с названием темы, целями урока, ходом урока

Слушают

Индивидуальная

Объясняет тему, цели и задачи, знакомит с ходом урока

Учащиеся узнали тему, цели и ход проведения урока

Изучение нового материала (30)

Учащиеся должны изучить:

Новые форматы дисков:

  • Краткий обзор новых форматов дисков

  • AHD диски, DMD диски, HVD диски, MODS диски, AO-DVD 

  • Голографическая запись

  • Флуоресцентный многослойный диск




Садятся за компьютеры по 2-ое за 1 ПК

Слушают, разбирают новую тему вместе с преподавателем, работая с обучающей программой

Групповая и индивидуальная

Объясняет, показывая обучающую программу на экране, задает вопросы, просит учащихся повторять действия за ним

Получили знания

Закрепление нового материала (13 мин.)

Закрепление знаний учащихся по теме «новые форматы дисков»


Отвечают на вопросы теста, ответы на них находят в тексте обучающей программы

Индивидуальная

Контролирует ход выполнения практической работы

Выполнение пятого теста

Подведение итогов (1 мин.)

Оценка работы учащихся, выставление оценок за тест

Слушают

Индивидуально-групповая

Подводит итоги урока, выставляет оценки за тест

100% учащихся усвоили материал

Домашнее задание (1 мин.)

Повторение и закрепление полученных знаний

Слушают, записывают

Индивидуальная

Дает домашнее задание: повторить и закрепить полученные знания.

записанное домашнее задание в тетради































  1. Заключение.



Цель нашей курсовой работы – создание методической разработки учебно-воспитательного занятия по теме «Способы хранения информации на носителях и защита записанной информации» достигнута.

Мы рассмотрели существующие на сегодняшний день методические разработки известных авторов и различных преподавателей информатики по данной теме. Основываясь на них, мы создали свою методику. Минусами рассмотренных методик известных авторов является то, что в основной программе не рассматривают современные виды накопителей информации (флеш-накопители и новые форматы дисков), эти понятия педагог рассказывает сверх программы. Хотя на достаточно высоком уровне представлена методика преподавания основных видов внешних накопителей информации (жесткие, магнитные, оптические диски).

Минусами методических разработок преподавателей является рассмотрение не всей темы полностью, а лишь отдельных элементов из представленной темы. Например, преподаватель объясняет на уроке лишь лазерные диски или флеш-накопители. Хотя это можно отнести и к положительным моментам, так как изучаемые понятия представлены довольно подробно.

Мы в своем учебно-воспитательном занятии реализовали все основные понятия данной темы: винчестеры, флэш-карты памяти, оптические накопители и новейшие запоминающие устройства. В этом актуальность и новизна нашего учебно-воспитательного проекта занятия, так как в нашей методической разработке урока рассмотрены не только уже завоевавшие современный рынок накопители информации, но и новейшие разработки в области данных известных носителей, а также качественно новые запоминающие устройства.























  1. Список литературы.



  1. Семакин И. Г. , Шеина Т.Ю. «Преподавание базового курса информатики в средней школе»: Методическое пособие / 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 416 с.: ил.

  2. М. П. Лапчик «Рабочие учебные программы по курсу «Методика преподавания информатики» - М.: Academia, 2006.

  3. Н. В. Макарова «Информатика и ИКТ». – СПб.: Питер, 2007.

  4. Н. В. Макарова «Программа по информатике и ИКТ». – СПб.: Питер, 2008.

  5. Н. Д. Угринович Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11 . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  6. Н. Д. Угринович Преподавание курса «Информатика и информационные технологии». – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.

  7. С. А. Бешенков «Информатика. Систематический курс». – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.

  8. А.И. Бочкин «Методика преподавания информатики». Мн.: Выш. шк., 1998.

  9. В. А. Урнов «Преподавание информатики в компьютерном классе». – М.: Просвещение, 1990

  10. Н. В. Хохлова «Информатика» /Учебное пособие. – Мн: Просвещение, 1991.

  11. Н. В. Хохлова «Информатика в понятиях и терминах» /Учебное пособие. – Мн: Просвещение, 1991.

  12. Ю. С. Барановский «Информатика». – М.: Просвещение, 1995.

  13. А. И. Сенокосов, А. Г. Гейн «Информатика. – М.: Просвещение», 1995






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!