СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного проекта «Каждой пичужке по кормушке»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность осуществляется:

I – Подготовительный этап

II – Проектировочный этап:

Формулируется проблема, цель, разрабатывается пошаговый план действий, осуществляется выбор ресурсов, разрабатываются критерии оценки, проводится конкурс рисунков по выбору лучшей кормушки.

III (1) – Технологический этап

Проектный модуль включает 4 урока технологии:

1 урок – Выполнение чертежа и нанесение его на выбранный материал

2 урок – Выпиливание деталей

3 урок – Соединение деталей изделия

4 урок – Отделка изделия

III (2) – Технологический этап

 Внеурочная деятельность:

Выполнение зимних работ, подготовка наглядно-графического материала для презентации, общественная презентация проекта на общешкольном собрании.

IV – Оценочно-рефлексивный

Оценка и рефлексия полученных результатов.

Используемый УМК.

Методическая разработка составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по технологии «Программы начального и основного общего образования.» – М.: Вентана-Граф, 2008- 192 с. М.В. Хохлова, П.С.Самородский, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для -го класса предусматривает обучение технологии в объеме 8 часов в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного проекта «Каждой пичужке по кормушке»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3







Методическая разработка учебного проекта

«Каждой пичужке по кормушке»






Выполнила: Липатова Светлана Васильевна, учитель технологии, первой квалификационной категории

МАОУ СОШ №3 р.п. Ильиногорск



















г. Нижний Новгород, 2018 год

Обозначение предметного содержания проекта.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от изучаемых технологий содержание программ по всем направлениям общеобразовательной области «технология» предусматривает включения материала по следующим сквозным образовательным линиям:

- культура и эстетика труда;

- получение, обработка, хранение и использование информации;

- основы черчения, графики, дизайна;

- элементы домашней прикладной экономики, предпринимательства;

- знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

- проектная деятельность.

Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В каждой программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи.

Данный проект реализуется в рамках внеурочной деятельности во время проведения акции «Накормите птиц зимой» и на уроках технологии.





Внеурочная деятельность осуществляется:

I – Подготовительный этап

II – Проектировочный этап:

Формулируется проблема, цель, разрабатывается пошаговый план действий, осуществляется выбор ресурсов, разрабатываются критерии оценки, проводится конкурс рисунков по выбору лучшей кормушки.

III (1) – Технологический этап

Проектный модуль включает 4 урока технологии:

1 урок – Выполнение чертежа и нанесение его на выбранный материал

2 урок – Выпиливание деталей

3 урок – Соединение деталей изделия

4 урок – Отделка изделия

III (2) – Технологический этап

Внеурочная деятельность:

Выполнение зимних работ, подготовка наглядно-графического материала для презентации, общественная презентация проекта на общешкольном собрании.

IV – Оценочно-рефлексивный

Оценка и рефлексия полученных результатов.

Используемый УМК.

Методическая разработка составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по технологии «Программы начального и основного общего образования.» – М.: Вентана-Граф, 2008- 192 с. М.В. Хохлова, П.С.Самородский, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для -го класса предусматривает обучение технологии в объеме 8 часов в неделю.

Раздел. Проектирование и изготовление изделий.


Обоснование актуальности предлагаемого проекта.

Далеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. Этот период, пожалуй, один из самых сложных в жизни птиц. Конечно, зимующие виды имеют механизмы, защищающие их от холода - это оперение и интенсивный обмен веществ. Но при недостатке корма эти приспособления не срабатывают и многие птицы замерзают в морозные ночи. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой.

Данная проблема раскрывается на уроках технологии, которые направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Название проекта «Каждое пичужке по кормушке»

Определение проблемы, цели, задач проекта.

Проблема: «Как помочь пернатым в зимний период ?».

Для педагога:

Цель данного проекта: создание условий для формирования и развития проектных компетенций школьников средствами технологии организации проектной деятельности от поиска проблемы до получения продукта и его презентации.

Для учащихся:

Цель данного проекта:

Изготовить кормушки для птиц из разных подручных материалов с использованием минимальных финансовых затрат.


Задачи проекта:

  • Собрать сведения о зимующих птицах нашей местности, изучить их кормовую базу;

  • провести социологический опрос среди учащихся, работников школы, местного населения по выявлению предложений по созданию кормушек;

  • разработать и осуществить план по изготовлению кормушек;

  • привить навыки экологического поведения, воспитания любви к природе;

  • формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.

Описание формируемых проектных умений школьников в виде планируемых результатов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,

-формулируют под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

-разрабатывают и осуществляют план по изготовлению кормушек

- с помощью учителя оценивают правильность выполнения действий,

- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

-Коммуникативные УУД:

- работают в группах: с помощью учителя распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

- слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

-Познавательные УУД:

-работают с информацией, выделяют главное;

-строят логическое рассуждение;

Личностные УУД:

-осознание ценности данной темы, как для повседневной жизни, так и для дальнейшего самоопределения в жизни;

-осознание потребности в участии общественной жизни ближайшего социального окружения

-нравственно-эстетическое оценивание изготовленных кормушек

Предметные результаты:

- знают разметочный инструмент

- умеют выполнять чертеж и по нему делать заготовку

- умеют выпиливать заготовки по заданным размера

- умеют строгать бруски

- умеют подготовить отверстие под шурупы шилом и сверлением

- выполняют сверление сквозных и глухих отверстий

- умеют завинчивать шурупы

- знают последовательность подготовки клея к работе

- умеют пилить столярной ножовкой

- знают свойства фанеры и ее отношение к влаге



Описание проектного продукта/результата с критериями оценки.

Проектный продукт: кормушка из подручного материала.

Проектный продукт оценивается по следующим критериям:

Побальная система.

  1. Степень достижения цели (1-5 баллов)

  2. Степень выполнения задач (1-5 баллов)

  3. Значимость и актуальность выдвинутых проблем (1-5 баллов)

  4. Качество выполнения практической части (1-5 баллов)

  5. Эстетика оформления результатов проекта (1-5 баллов)

  6. Качество представления презентации (1-5 баллов)

Общее максимальное количество баллов – 30 (1-5 баллов)


Определение общего объема урочных часов, необходимых для реализации проекта, и его распределение по этапам проектной деятельности обучающихся с указанием действий педагога;

Проектный модуль включает 4 урока технологии:

1 урок – Выполнение чертежа и нанесение его на выбранный материал

2 урок – Выпиливание деталей

3 урок – Соединение деталей изделия

4 урок – Отделка изделия

Описание реализованного учебного проекта: поэтапное описание реализации проекта, действий обучающихся, действий педагога, промежуточных и итоговых проектных продуктов/результатов.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика по достижению метапредметной цели

Результат этапа

  1. Подготовительный этап (внеурочная деятельность)

Актуализация

1.Оказывает помощь в сборе сведений о зимующих птицах нашей местности и изучении их кормовой базы. 2.Организует изучение общественного мнения, оказывает помощь в составлении анкеты.

3.Создает условия для проведения социального опроса

Изучают кормовую базу зимующих птиц (Прил.1)

Работа по группам:

1 группа (девочки)- осуществляют сбор сведений о зимующих птицах нашей местности

2 группа (девочки)- проводит соц.опрос среди учащихся и их

родителей

3 группа (девочки)- проводит соц.опрос жителей поселка

и подводят итоги. Анализируют соц.опрос (Прил.2)

Осуществлен сбор сведений о зимующих птицах нашей местности и изучена их кормовая база.


Проведен социологический опрос учащихся школы, родителей, жителей поселка и определены его результаты.

II. Проектировочный этап (внеурочная деятельность)

Выделение объекта изучения и освоения (формулирование личностно-значимой проблемы)

Предъявляет проблемную ситуацию «Много птиц гибнет в холодный период»

Анализируют проблемную ситуацию и формулируют проблему


Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы

С помощью учителя формулируют проблему

Сформулированная проблема

«Как помочь пернатым в зимний период ?».



Определение основной цели и задач предстоящей работы

Организует деятельность учащихся по формулировке цели

Совместно с учителем формулируют цель и задачи проекта

Сформулированная цель

Ориентировка в действиях, которые нужно проделать, чтобы получить образовательный продукт (пошаговое планирование способов достижения целей)

Организует действия учащихся для разработки плана проектной деятельности. Формулирует вопросы-ориентиры для составления плана

Разрабатывают план проектной деятельности:


Разработан пошаговый план действий:

Сентябрь - Октябрь 2017

1)Определение ресурсных возможностей

2) Распределение обязанностей между участниками проекта

3) Проведение конкурса рисунков и выбор лучшей идеи для изготовления кормушки


Ноябрь2017 г. – Декабрь2017г


4) Определение сроков изготовления кормушек

5) Изготовление кормушек на уроках технологии:

-сбор материалов (пластиковые бутылки, картонные коробки, старые доски)

1 группа (мальчики)– Изготовление кормушки из пластиковых бутылок

2 группа (мальчики)– Изготовление кормушки из картонных коробок;

3 группа (мальчики)– Изготовление деревянной кормушки


6) Размещение и закрепление кормушек


Январь2018 г. – Февраль 2018г

7) Зимние работы:

- подкормка птиц

- поддержание чистоты в кормушках

8)Сбор необходимого материала для изготовления

Март - Май 2018 г.

11) Разработка критерий оценки проекта и способа оформления результатов

12) Подготовка наглядно-графического материала для презентации результатов проекта

13) Общественная презентация проекта

14) Экспертиза проекта

15) Самооценка и рефлексия результатов

16) Подготовить отчет о проделанной работе в виде электронной презентации


Сентябрь 2017 г. – Октябрь 2017 г. (внеурочная деятельность)

Выбор ресурсов для реализации проекта

Оказывает помощь в определении необходимых ресурсов для реализации проекта

- Изучают ресурсные возможности для получения проектного продукта

- Составляют список необходимых ресурсов

Определены необходимые ресурсы для создания проектного продукта:

- хозяйственный инвентарь

- инструменты

- старые пластиковые бутылки

- бумажные коробки

-старые доски


Разработка запланированного проектного продукта


Организует проведение конкурса рисунков «Каждой пичужке по кормушке».

Участвуют в конкурсе рисунков «Каждой пичужке по кормушке». Выбирают лучшую идею

Проведен конкурс рисунков «Каждой пичужке по кормушке»

Выбрана лучшая идея (Прил.3)

Решение главной проблемы, создание модели проектного продукта

Организует деятельность учащихся по созданию модели проектного продукта

Совместно с учителем разрабатывают модель кормушек

Разработана модель кормушек:

- кормушка из пластиковой бутылки

-кормушка из бумажной коробки

-кормушка из старых досок

Разработка критерий оценки проекта и способа оформления результатов


Организует взаимодействие учащихся для обсуждения критерий оценки. Помогает выбрать способ оформления результатов

Разрабатывают и согласовывают с учителем критерии оценки проекта (Прил. 5)

Совместно с учителем выбирают способ оформления результатов.


Разработаны критерии оценки проекта и определена побальная система:

  1. Степень достижения цели (1-5 баллов)

  2. Степень выполнения задач (1-5 баллов)

  3. Значимость и актуальность выдвинутых проблем (1-5 баллов)

  4. Качество выполнения практической части(1-5 баллов)

  5. Эстетика оформления результатов проекта (1-5 баллов)

  6. Качество представления презентации (1-5 баллов)

Общее максимальное количество баллов – 30 (1-5 баллов)

Выбран способ оформления результатов - электронная презентация, выполненная в программе «Microsoft PowerPoint»


Оказывает помощь в распределении обязанностей между группами учащихся. Назначает ответственных в каждой группе

Совместно с учителем распределяют обязанности по группам и назначают ответственных в каждой группе

Распределены обязанности по группам:

1 группа – Изготовление кормушки из пластиковых бутылок

2 группа - Изготовление кормушки из картонных коробок;

3 группа – Изготовление деревянной кормушки

III Технологический этап

Ноябрь2017 г. – Декабрь 2017 г. (урочная деятельность)

Изготовление кормушек на уроках технологии

Организует сотрудничество учащихся при создании проектного продукта. Организует работу учащихся согласно плану действий

На уроках технологии осуществляют изготовление кормушек из пластиковых бутылок, коробок, досок согласно плану действий.

Взаимодействуют, сотрудничают в группе по созданию проектного продукта в виде кормушек.

Проектный модуль включает 4 урока технологии:

1 урок – Выполнение чертежа и нанесение его на выбранный материал

2 урок – Выпиливание деталей

3 урок – Соединение деталей изделия

4 урок – Отделка изделия

Красивые кормушки на деревьях: (Прил. 6)

1 группа (мальчики) – «Кормушки из пластиковых бутылок»

2 группа (мальчики) – «Кормушки из картонных коробок»

3 группа (мальчики) – «Деревянные кормушки»


Январь 2018 г. – Февраль 2018 г. (внеурочная деятельность)

Зимние работы

Организует работу учащихся согласно плану действий

Размещают и закрепляют кормушки. Выполняют зимние работы в соответствии с планом действий

Чистые, очищенные от снега кормушки, постоянно наполняемые кормом для птиц

Создание и распространение листовок, призывающих беречь птиц


Создает условия для создания листовок.

Организует работу учащихся по созданию листовок

Работа по группам:

1 группа (девочки) - распространяют листовки среди школьников

2 группа (девочки) – распространяют листовки среди родителей;

3 группа (девочки) - распространяют листовки среди жителей поселка.

Все совместно с учителем создают 3 типа листовок (Прил. 4)

Созданы и распространены листовки, призывающие беречь птиц (Прил.4)


Март 2018 - Май 2018 г. (внеурочная деятельность)

Подготовка наглядно-графического материала для презентации результатов проекта

Оказывает помощь в оформлении проектной работы

-фиксируют полученные результаты (все)

- оформляют результаты в виде презентации (2 чел.)

Подготовлен наглядно-графический материал для презентации результатов проекта

Общественная презентация проекта


Создает условия для презентации проектных продуктов, оказывает моральную поддержку учащимся


Представляют результаты проделанной работы в форме презентации (2 чел)

Демонстрируют изготовленные и оформленные кормушки.

Представлены результаты проекта в виде презентации, Демонстрация кормушек.

IV. Оценочно-рефлексивный

Оценка и рефлексия полученных результатов.

Использует критериальную базу оценки результатов проекта

Оценивает полученные знаний и освоенные способы действий

Используют критерии для оценки результатов

Оценивают полученные знания и освоенные способы действий в соответствии с разработанными критериями.

Осознают личную значимость полученного результата

Совместно с учителем, используя критериальную базу, оценены полученные знания, определена степень достижения цели проекта.

.




  1. Эффективность реализации проекта:


  1. Изготовлены и развешены кормушки.

  2. Велась (ведётся) ежедневная подкормка зимующих птиц.

  3. Изучено предпочтение кормов различными видами птиц.

  4. Проведены наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке.


  1. Перспективы дальнейшего развития проекта


Проект долгосрочный, рассчитан на 2017-2018 г.

Первые результаты проекта – изготовлены кормушки для птиц из подручных материалов.

В результате работы над проектом, определились дальнейшие перспективы развития проекта в последующие годы - Создание новых кормушек, скворечников для птиц и размещение их на территории поселка.




Заключение

В ходе реализации проекта были созданы кормушки для птиц с использованием минимальных финансовых затрат. Для этого был использован подручный материал, который не наносит вреда окружающей среде при эксплуатации. Данный вариант кормушек предназначен для подкормки мелких птиц и хорошо вписывается в ландшафт школьного двора.

Проделанная работа помогла учащимся ближе познакомиться с природой родного края.

Учащимся была предоставлена возможность для самореализации, выполнения ими социально значимой роли. Творческий подход к созданию кормушек заинтересовал ребят, поэтому они решили продолжать работу по привлечению птиц и вести агитацию по их охране.

Для успешного привлечения птиц необходимо довольно подробно знать их жизнь, повадки, кормовую базу, места естественных гнездований, сроки выведения птенцов.

Изучив литературу о зимующих птицах, было выяснено, что птиц можно привлечь на кормушку, используя определённый вид корма, который предпочитает та или иная птица.

С целью пропаганды практических мероприятий по охране и привлечению птиц весной проведем праздник «День птиц», в рамках которого планируем изготовить и развесить новые кормушки и скворечники.

В летние каникулы и осенью учащиеся решили заготовить корм для зимней подкормки: семена арбуза, дыни, тыквы, репейника.

Данный проект развивает у детей чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность.





П риложение 1

Кормовая база зимующих птиц

















































Приложение 2

Социологический опрос «Забота о птицах»

1 вопрос: Достаточно ли кормушек на территории школьного двора и поселка

-да

-нет

-не очень

2 вопрос: считаете ли вы, что нужно подкармливать птиц зимой

-да

-нет

-не знаю

3 вопрос: как вы думаете, почему люди не подкармливают птиц

- не хватает время

- безответственность людей по отношению к птицам

- отсутствует экологическая культура

4 вопрос: чтобы вы предложили для заботы о птицах

-изготовить кормушки, скворечники

- подкармливать птиц

-ничего не делать
























Безответ.

людей


не хватает время





отсутст.экологическая культура

Подкармливать птиц


Изготовить кормушки,скворечники



Ничего не делать





Приложение 3

Конкурс рисунков «Каждой пичужке по кормушке»





Приложение 4

Листовки, призывающие беречь птиц



















П риложение 5















П риложение 6































Список использованной литературы


  1. Горьканова, А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. [Текст]: Тематический словарь в картинках / А.Н. Горканова - М.: Изд. Школьная пресса, 2008, - С.36

  2. Горьканова, А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. [Текст]: Тематический словарь в картинках / А.Н. Горканова - М.: Изд. Школьная пресса, 2008, - С.36

  3. Запартович Б.Б. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1999, с.76-79;

  4. Кривцов В.А. Природа Рязанской области – Рязань, 2003, с. 133-135;

  5. Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы и поговорки – М.: Просвещение, с. 46-49;

  6. Л.Л. Семаго. Птицы России. Москва « Советская Россия», 1992.

  7. Попова, Т.И. Мир вокруг нас : учебное издание / Т.И. Попова - М.: Linka - Press, 1998. - С.187

  8. Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем./К. Нидон, д-р И. Петерман, П. Шеффель, 1991

  9. Семенов И.В.Охрана природы школьниками в каникулярное время – М.: Просвещение,1998, с.21;

  10. Хлебосолов Е.И. Птицы Рязанской Мещеры – Рязань : НП «Голос губернии»,2008, с.31;

  11. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Внеклассная работа по зоологии - М.: НЦ ЭНАС, 2004,с.38-44, 147-150;

  12. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? –М.: ГНОМ иД, 2000, с.4-6,18-2

  13. Энциклопедия «Птицы мира»

  14. Энциклопедия для детей «Животные», Клэр Астон, 2008


Приложение



Карточки для игры « УГАДАЙ-КА»



Кроссворд «Зимующие птицы»


Загадка


Птица Мира и добра!

Птица счастья и тепла!

Эта птица – почтальон,

Не собьется с курса он.


Загадка


Кто в саду выводит трели

На рожке и на свирели?:

Знать опять среди ветвей

Поселился...





Музыкальная пауза

« Пение птиц»


Загадка


Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв - крестом,

Птичку ту зовут …


Загадка


Он один сидит на ветке,

Зорок глаз и когти цепки,

Всех в два счёта поборол,

Потому что он ...


Музыкальная пауза -

видеоклип « Раненая птица»

Загадка


Осенью клином стремится

На юг перелётная птица.


Загадка


Ночью видит будто днём.

Станет "ухать" не уснём:

Не к добру - идёт молва.

Птицу как зовут? ....




















Приложение

Кроссворд «Зимующие птицы»

Ответы вписывают в клеточки кроссворда на доске

1)ворона; 2)воробей; 3)синица; 4)дятел;5)снегирь; 6) свиристель; 7)сорока






1




2


















3


4



5


















6
















7









По горизонтали:


2) В серой шубке перовой

И в морозы он – герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, но тоже птица.


5) Пусть я – птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Красным брюшком я сюда.


6) Розовое брюшко,

Хохолок на макушке.


7) Всех я за день навещу, всё, что знаю, растрещу!



По вертикали:


  1. Окраской – сероватая,

Повадкой – хитроватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона. Кто это?


3)Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.


4)Далеко мой стук

Слышится вокруг,

Червякам я – враг,

А деревьям – друг.



Скачать

© 2020 486 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!