МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3
Методическая разработка учебного проекта
«Каждой пичужке по кормушке»
Выполнила: Липатова Светлана Васильевна, учитель технологии, первой квалификационной категории
МАОУ СОШ №3 р.п. Ильиногорск
г. Нижний Новгород, 2018 год
Обозначение предметного содержания проекта.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от изучаемых технологий содержание программ по всем направлениям общеобразовательной области «технология» предусматривает включения материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование информации;
- основы черчения, графики, дизайна;
- элементы домашней прикладной экономики, предпринимательства;
- знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- проектная деятельность.
Основная форма обучения – учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В каждой программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они предлагают в качестве творческой идеи.
Данный проект реализуется в рамках внеурочной деятельности во время проведения акции «Накормите птиц зимой» и на уроках технологии.
Внеурочная деятельность осуществляется:
I – Подготовительный этап
II – Проектировочный этап:
Формулируется проблема, цель, разрабатывается пошаговый план действий, осуществляется выбор ресурсов, разрабатываются критерии оценки, проводится конкурс рисунков по выбору лучшей кормушки.
III (1) – Технологический этап
Проектный модуль включает 4 урока технологии:
1 урок – Выполнение чертежа и нанесение его на выбранный материал
2 урок – Выпиливание деталей
3 урок – Соединение деталей изделия
4 урок – Отделка изделия
III (2) – Технологический этап
Внеурочная деятельность:
Выполнение зимних работ, подготовка наглядно-графического материала для презентации, общественная презентация проекта на общешкольном собрании.
IV – Оценочно-рефлексивный
Оценка и рефлексия полученных результатов.
Используемый УМК.
Методическая разработка составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, программы основного общего образования по технологии «Программы начального и основного общего образования.» – М.: Вентана-Граф, 2008- 192 с. М.В. Хохлова, П.С.Самородский, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для -го класса предусматривает обучение технологии в объеме 8 часов в неделю.
Раздел. Проектирование и изготовление изделий.
Обоснование актуальности предлагаемого проекта.
Далеко не все пернатые осенью покидают места своего гнездования и совершают перелеты в области, где не столь сильно выражены сезонные климатические колебания. Многие виды остаются на зимовку. Этот период, пожалуй, один из самых сложных в жизни птиц. Конечно, зимующие виды имеют механизмы, защищающие их от холода - это оперение и интенсивный обмен веществ. Но при недостатке корма эти приспособления не срабатывают и многие птицы замерзают в морозные ночи. Зимой птицы гибнут не от мороза, а от нехватки корма. Поэтому так важна подкормка птиц зимой.
Данная проблема раскрывается на уроках технологии, которые направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Название проекта «Каждое пичужке по кормушке»
Определение проблемы, цели, задач проекта.
Проблема: «Как помочь пернатым в зимний период ?».
Для педагога:
Цель данного проекта: создание условий для формирования и развития проектных компетенций школьников средствами технологии организации проектной деятельности от поиска проблемы до получения продукта и его презентации.
Для учащихся:
Цель данного проекта:
Изготовить кормушки для птиц из разных подручных материалов с использованием минимальных финансовых затрат.
Задачи проекта:
Собрать сведения о зимующих птицах нашей местности, изучить их кормовую базу;
провести социологический опрос среди учащихся, работников школы, местного населения по выявлению предложений по созданию кормушек;
разработать и осуществить план по изготовлению кормушек;
привить навыки экологического поведения, воспитания любви к природе;
формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.
Описание формируемых проектных умений школьников в виде планируемых результатов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- понимают и формулируют проблему с помощью учителя,
-формулируют под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
-разрабатывают и осуществляют план по изготовлению кормушек
- с помощью учителя оценивают правильность выполнения действий,
- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
-Коммуникативные УУД:
- работают в группах: с помощью учителя распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
- слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
-Познавательные УУД:
-работают с информацией, выделяют главное;
-строят логическое рассуждение;
Личностные УУД:
-осознание ценности данной темы, как для повседневной жизни, так и для дальнейшего самоопределения в жизни;
-осознание потребности в участии общественной жизни ближайшего социального окружения
-нравственно-эстетическое оценивание изготовленных кормушек
Предметные результаты:
- знают разметочный инструмент
- умеют выполнять чертеж и по нему делать заготовку
- умеют выпиливать заготовки по заданным размера
- умеют строгать бруски
- умеют подготовить отверстие под шурупы шилом и сверлением
- выполняют сверление сквозных и глухих отверстий
- умеют завинчивать шурупы
- знают последовательность подготовки клея к работе
- умеют пилить столярной ножовкой
- знают свойства фанеры и ее отношение к влаге
Описание проектного продукта/результата с критериями оценки.
Проектный продукт: кормушка из подручного материала.
Проектный продукт оценивается по следующим критериям:
Побальная система.
Степень достижения цели (1-5 баллов)
Степень выполнения задач (1-5 баллов)
Значимость и актуальность выдвинутых проблем (1-5 баллов)
Качество выполнения практической части (1-5 баллов)
Эстетика оформления результатов проекта (1-5 баллов)
Качество представления презентации (1-5 баллов)
Общее максимальное количество баллов – 30 (1-5 баллов)
Определение общего объема урочных часов, необходимых для реализации проекта, и его распределение по этапам проектной деятельности обучающихся с указанием действий педагога;
Проектный модуль включает 4 урока технологии:
1 урок – Выполнение чертежа и нанесение его на выбранный материал
2 урок – Выпиливание деталей
3 урок – Соединение деталей изделия
4 урок – Отделка изделия
Описание реализованного учебного проекта: поэтапное описание реализации проекта, действий обучающихся, действий педагога, промежуточных и итоговых проектных продуктов/результатов.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика по достижению метапредметной цели | Результат этапа |
Подготовительный этап (внеурочная деятельность) |
Актуализация | 1.Оказывает помощь в сборе сведений о зимующих птицах нашей местности и изучении их кормовой базы. 2.Организует изучение общественного мнения, оказывает помощь в составлении анкеты. 3.Создает условия для проведения социального опроса | Изучают кормовую базу зимующих птиц (Прил.1) Работа по группам: 1 группа (девочки)- осуществляют сбор сведений о зимующих птицах нашей местности 2 группа (девочки)- проводит соц.опрос среди учащихся и их родителей 3 группа (девочки)- проводит соц.опрос жителей поселка и подводят итоги. Анализируют соц.опрос (Прил.2) | Осуществлен сбор сведений о зимующих птицах нашей местности и изучена их кормовая база. Проведен социологический опрос учащихся школы, родителей, жителей поселка и определены его результаты. |
II. Проектировочный этап (внеурочная деятельность) |
Выделение объекта изучения и освоения (формулирование личностно-значимой проблемы) | Предъявляет проблемную ситуацию «Много птиц гибнет в холодный период» | Анализируют проблемную ситуацию и формулируют проблему | |
Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы | С помощью учителя формулируют проблему | Сформулированная проблема «Как помочь пернатым в зимний период ?». |
Определение основной цели и задач предстоящей работы | Организует деятельность учащихся по формулировке цели | Совместно с учителем формулируют цель и задачи проекта | Сформулированная цель |
Ориентировка в действиях, которые нужно проделать, чтобы получить образовательный продукт (пошаговое планирование способов достижения целей) | Организует действия учащихся для разработки плана проектной деятельности. Формулирует вопросы-ориентиры для составления плана | Разрабатывают план проектной деятельности: | Разработан пошаговый план действий: Сентябрь - Октябрь 2017 1)Определение ресурсных возможностей 2) Распределение обязанностей между участниками проекта 3) Проведение конкурса рисунков и выбор лучшей идеи для изготовления кормушки Ноябрь2017 г. – Декабрь2017г 4) Определение сроков изготовления кормушек 5) Изготовление кормушек на уроках технологии: -сбор материалов (пластиковые бутылки, картонные коробки, старые доски) 1 группа (мальчики)– Изготовление кормушки из пластиковых бутылок 2 группа (мальчики)– Изготовление кормушки из картонных коробок; 3 группа (мальчики)– Изготовление деревянной кормушки 6) Размещение и закрепление кормушек Январь2018 г. – Февраль 2018г 7) Зимние работы: - подкормка птиц - поддержание чистоты в кормушках 8)Сбор необходимого материала для изготовления Март - Май 2018 г. 11) Разработка критерий оценки проекта и способа оформления результатов 12) Подготовка наглядно-графического материала для презентации результатов проекта 13) Общественная презентация проекта 14) Экспертиза проекта 15) Самооценка и рефлексия результатов 16) Подготовить отчет о проделанной работе в виде электронной презентации |
Сентябрь 2017 г. – Октябрь 2017 г. (внеурочная деятельность) |
Выбор ресурсов для реализации проекта | Оказывает помощь в определении необходимых ресурсов для реализации проекта | - Изучают ресурсные возможности для получения проектного продукта - Составляют список необходимых ресурсов | Определены необходимые ресурсы для создания проектного продукта: - хозяйственный инвентарь - инструменты - старые пластиковые бутылки - бумажные коробки -старые доски |
Разработка запланированного проектного продукта | Организует проведение конкурса рисунков «Каждой пичужке по кормушке». | Участвуют в конкурсе рисунков «Каждой пичужке по кормушке». Выбирают лучшую идею | Проведен конкурс рисунков «Каждой пичужке по кормушке» Выбрана лучшая идея (Прил.3) |
Решение главной проблемы, создание модели проектного продукта | Организует деятельность учащихся по созданию модели проектного продукта | Совместно с учителем разрабатывают модель кормушек | Разработана модель кормушек: - кормушка из пластиковой бутылки -кормушка из бумажной коробки -кормушка из старых досок |
Разработка критерий оценки проекта и способа оформления результатов | Организует взаимодействие учащихся для обсуждения критерий оценки. Помогает выбрать способ оформления результатов | Разрабатывают и согласовывают с учителем критерии оценки проекта (Прил. 5) Совместно с учителем выбирают способ оформления результатов. | Разработаны критерии оценки проекта и определена побальная система: Степень достижения цели (1-5 баллов) Степень выполнения задач (1-5 баллов) Значимость и актуальность выдвинутых проблем (1-5 баллов) Качество выполнения практической части(1-5 баллов) Эстетика оформления результатов проекта (1-5 баллов) Качество представления презентации (1-5 баллов) Общее максимальное количество баллов – 30 (1-5 баллов) Выбран способ оформления результатов - электронная презентация, выполненная в программе «Microsoft PowerPoint» |
| Оказывает помощь в распределении обязанностей между группами учащихся. Назначает ответственных в каждой группе | Совместно с учителем распределяют обязанности по группам и назначают ответственных в каждой группе | Распределены обязанности по группам: 1 группа – Изготовление кормушки из пластиковых бутылок 2 группа - Изготовление кормушки из картонных коробок; 3 группа – Изготовление деревянной кормушки |
III Технологический этап |
Ноябрь2017 г. – Декабрь 2017 г. (урочная деятельность) |
Изготовление кормушек на уроках технологии | Организует сотрудничество учащихся при создании проектного продукта. Организует работу учащихся согласно плану действий | На уроках технологии осуществляют изготовление кормушек из пластиковых бутылок, коробок, досок согласно плану действий. Взаимодействуют, сотрудничают в группе по созданию проектного продукта в виде кормушек. Проектный модуль включает 4 урока технологии: 1 урок – Выполнение чертежа и нанесение его на выбранный материал 2 урок – Выпиливание деталей 3 урок – Соединение деталей изделия 4 урок – Отделка изделия | Красивые кормушки на деревьях: (Прил. 6) 1 группа (мальчики) – «Кормушки из пластиковых бутылок» 2 группа (мальчики) – «Кормушки из картонных коробок» 3 группа (мальчики) – «Деревянные кормушки» |
Январь 2018 г. – Февраль 2018 г. (внеурочная деятельность) |
Зимние работы | Организует работу учащихся согласно плану действий | Размещают и закрепляют кормушки. Выполняют зимние работы в соответствии с планом действий | Чистые, очищенные от снега кормушки, постоянно наполняемые кормом для птиц |
Создание и распространение листовок, призывающих беречь птиц | Создает условия для создания листовок. Организует работу учащихся по созданию листовок | Работа по группам: 1 группа (девочки) - распространяют листовки среди школьников 2 группа (девочки) – распространяют листовки среди родителей; 3 группа (девочки) - распространяют листовки среди жителей поселка. Все совместно с учителем создают 3 типа листовок (Прил. 4) | Созданы и распространены листовки, призывающие беречь птиц (Прил.4) |
Март 2018 - Май 2018 г. (внеурочная деятельность) |
Подготовка наглядно-графического материала для презентации результатов проекта | Оказывает помощь в оформлении проектной работы | -фиксируют полученные результаты (все) - оформляют результаты в виде презентации (2 чел.) | Подготовлен наглядно-графический материал для презентации результатов проекта |
Общественная презентация проекта | Создает условия для презентации проектных продуктов, оказывает моральную поддержку учащимся | Представляют результаты проделанной работы в форме презентации (2 чел) Демонстрируют изготовленные и оформленные кормушки. | Представлены результаты проекта в виде презентации, Демонстрация кормушек. |
IV. Оценочно-рефлексивный |
Оценка и рефлексия полученных результатов. | Использует критериальную базу оценки результатов проекта Оценивает полученные знаний и освоенные способы действий | Используют критерии для оценки результатов Оценивают полученные знания и освоенные способы действий в соответствии с разработанными критериями. Осознают личную значимость полученного результата | Совместно с учителем, используя критериальную базу, оценены полученные знания, определена степень достижения цели проекта. . |
Эффективность реализации проекта:
Изготовлены и развешены кормушки.
Велась (ведётся) ежедневная подкормка зимующих птиц.
Изучено предпочтение кормов различными видами птиц.
Проведены наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект долгосрочный, рассчитан на 2017-2018 г.
Первые результаты проекта – изготовлены кормушки для птиц из подручных материалов.
В результате работы над проектом, определились дальнейшие перспективы развития проекта в последующие годы - Создание новых кормушек, скворечников для птиц и размещение их на территории поселка.
Заключение
В ходе реализации проекта были созданы кормушки для птиц с использованием минимальных финансовых затрат. Для этого был использован подручный материал, который не наносит вреда окружающей среде при эксплуатации. Данный вариант кормушек предназначен для подкормки мелких птиц и хорошо вписывается в ландшафт школьного двора.
Проделанная работа помогла учащимся ближе познакомиться с природой родного края.
Учащимся была предоставлена возможность для самореализации, выполнения ими социально значимой роли. Творческий подход к созданию кормушек заинтересовал ребят, поэтому они решили продолжать работу по привлечению птиц и вести агитацию по их охране.
Для успешного привлечения птиц необходимо довольно подробно знать их жизнь, повадки, кормовую базу, места естественных гнездований, сроки выведения птенцов.
Изучив литературу о зимующих птицах, было выяснено, что птиц можно привлечь на кормушку, используя определённый вид корма, который предпочитает та или иная птица.
С целью пропаганды практических мероприятий по охране и привлечению птиц весной проведем праздник «День птиц», в рамках которого планируем изготовить и развесить новые кормушки и скворечники.
В летние каникулы и осенью учащиеся решили заготовить корм для зимней подкормки: семена арбуза, дыни, тыквы, репейника.
Данный проект развивает у детей чувство коллективизма, эстетический вкус, трудолюбие, ответственность.
П
риложение 1
Кормовая база зимующих птиц
Приложение 2
Социологический опрос «Забота о птицах»
1 вопрос: Достаточно ли кормушек на территории школьного двора и поселка
-да
-нет
-не очень
2 вопрос: считаете ли вы, что нужно подкармливать птиц зимой
-да
-нет
-не знаю
3 вопрос: как вы думаете, почему люди не подкармливают птиц
- не хватает время
- безответственность людей по отношению к птицам
- отсутствует экологическая культура
4 вопрос: чтобы вы предложили для заботы о птицах
-изготовить кормушки, скворечники
- подкармливать птиц
-ничего не делать
Безответ.
людей
не хватает время
отсутст.экологическая культура
Подкармливать птиц
Изготовить кормушки,скворечники
Ничего не делать
Приложение 3
Конкурс рисунков «Каждой пичужке по кормушке»
Приложение 4
Листовки, призывающие беречь птиц
П
риложение 5
П
риложение 6
Список использованной литературы
Горьканова, А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. [Текст]: Тематический словарь в картинках / А.Н. Горканова - М.: Изд. Школьная пресса, 2008, - С.36
Горьканова, А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. [Текст]: Тематический словарь в картинках / А.Н. Горканова - М.: Изд. Школьная пресса, 2008, - С.36
Запартович Б.Б. С любовью к природе – М.: Педагогика, 1999, с.76-79;
Кривцов В.А. Природа Рязанской области – Рязань, 2003, с. 133-135;
Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы и поговорки – М.: Просвещение, с. 46-49;
Л.Л. Семаго. Птицы России. Москва « Советская Россия», 1992.
Попова, Т.И. Мир вокруг нас : учебное издание / Т.И. Попова - М.: Linka - Press, 1998. - С.187
Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем./К. Нидон, д-р И. Петерман, П. Шеффель, 1991
Семенов И.В.Охрана природы школьниками в каникулярное время – М.: Просвещение,1998, с.21;
Хлебосолов Е.И. Птицы Рязанской Мещеры – Рязань : НП «Голос губернии»,2008, с.31;
Шарова И.Х., Мосалов А.А. Внеклассная работа по зоологии - М.: НЦ ЭНАС, 2004,с.38-44, 147-150;
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? –М.: ГНОМ иД, 2000, с.4-6,18-2
Энциклопедия «Птицы мира»
Энциклопедия для детей «Животные», Клэр Астон, 2008
Приложение
Карточки для игры « УГАДАЙ-КА»
Кроссворд «Зимующие птицы» | Загадка Птица Мира и добра! Птица счастья и тепла! Эта птица – почтальон, Не собьется с курса он. | Загадка Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился... |
Музыкальная пауза « Пение птиц» | Загадка Кто зимой средь хвойных веток В феврале выводит деток? Необычный клюв - крестом, Птичку ту зовут … | Загадка Он один сидит на ветке, Зорок глаз и когти цепки, Всех в два счёта поборол, Потому что он ... |
Музыкальная пауза - видеоклип « Раненая птица» | Загадка Осенью клином стремится На юг перелётная птица. | Загадка Ночью видит будто днём. Станет "ухать" не уснём: Не к добру - идёт молва. Птицу как зовут? .... |
Приложение
Кроссворд «Зимующие птицы»
Ответы вписывают в клеточки кроссворда на доске
1)ворона; 2)воробей; 3)синица; 4)дятел;5)снегирь; 6) свиристель; 7)сорока
По горизонтали:
2) В серой шубке перовой
И в морозы он – герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, но тоже птица.
5) Пусть я – птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Красным брюшком я сюда.
6) Розовое брюшко,
Хохолок на макушке.
7) Всех я за день навещу, всё, что знаю, растрещу!
По вертикали:
Окраской – сероватая,
Повадкой – хитроватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона. Кто это?
3)Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
4)Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я – враг,
А деревьям – друг.