СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по Технологии в 8 классе на тему: «Электрические цепи»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по Технологии в 8 классе на тему: «Электрические цепи»»







Методическая разработка учебного занятия

по

Технологии

в 8 классе

на тему:

«Электрические цепи»








Разработал: Хрычёв С. Ю.






















Варнавино, 2019 г.




Тема урока: Электрические цепи.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Формы проведения урока: фронтальная, групповая.

Цели урока:

  • создать условия для формирования понятий: электрическая цепь постоянного тока, электрическая схема;

  • создать условия для изучения элементов электрической цепи и способов их соединения;

  • создать условия для формирования умения читать электрические схемы;

  • создать условия для формирования умений сравнивать, анализировать, выделять главное;

  • создать условия для формирования навыков групповой работы;

  • создать условия для воспитания у обучающихся интереса к изучаемой дисциплине, показывая значимость знаний по данной теме для их дальнейшей профессиональной деятельности;

  • создать условия для развития устной речи через обоснование ответов с использованием специальных терминов.

Задачи урока:

  • формирование профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС по формирование общих компетенций в соответствии с ФГОС по профессии ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач.

  • Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Планируемые образовательные результаты урока:

Личностные:

  • Овладение основами научной организации умственного и физического труда;

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • Бережное отношение к оборудованию;

  • Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные:

  • Алгоритмизированное планирование познавательно-трудовой деятельности;

  • Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

  • Диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

  • Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

  • Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

Предметные:

  • Подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

  • Владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  • Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, правил санитарии и гигиены;

  • Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.

Оборудование: батарея гальванических элементов 4,5 В, гальванические элементы 1,5 В, соединительные провода (6 штук), выключатель (ключ), лампочка карманного фонарика 3,5 Вт с выводами для подключения, модель электрического звонка (лабораторная), кнопочный выключатель; образцы различных конденсаторов (электролитические, постоянной и переменной ёмкости), предохранители, амперметр, вольтметр, катушки проволочные (с сердечником и без), резисторы, реостат, соединительные шнуры бытовых приборов, электрические лампы накаливания.

План урока.

  1. Орг. момент (1 мин.)

  2. Актуализация знаний. (8 мин.)

  3. Изучение нового материала. (13 мин)

  4. Закрепление знаний. (20 мин.)

  5. Д/з. (1 мин.)

  6. Рефлексия. (2 мин.)

Ход урока.

1.Организационный момент(1 мин.)

  • Приветствие учащихся и проверка посещаемости.

  • Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.

  • Назначение дежурных.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу(8 мин.)

Цели: выяснить степень усвоения обучающимися заданного на дом материала по теме «Электрический ток и его использование».

Задачи: добиться усвоения заданного на дом материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.

Критерии достижения целей и задач: «++» – если обучающийся дал полный ответ на вопрос; «+» – если ответ обучающегося был не полным; «-» – если обучающийся не смог ответить на вопрос.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Что такое электрический ток? (Ответ: это упорядоченное направленное движение заряженных частиц в проводнике).

2.Какие частицы создают ток в металлических проводниках, в растворах и расплавах электролитов? (Ответ: соответственно электроны, положительные и отрицательные ионы).

3.Приведите примеры потребителей электрической энергии. (Ответ: например, утюг, телевизор, светильник, люстра, компьютер и др.).

4.Как называются вещества, не пропускающие электрический ток? Приведите примеры. (Ответ: диэлектрики или изоляторы; резина, пластмассы, пластик, дерево, фарфор).

5.Что такое сила тока? По какой формуле можно её определить? (Ответ: количество зарядов, протекающих через поперечное сечение проводника за единицу времени; I = q / t).

6.В каких единицах измеряется сила тока? В честь кого была названа эта единица? (Ответ: измеряется в амперах (А); в честь французского учёного Андре Ампера).

Те обучающиеся, которые в ходе опроса получили «-», услышав правильные ответы осознают их и постараются запомнить; учитель рекомендует таким обучающимся проработать этот материал дома повторно. Положительная оценка ответов обучающихся будет способствовать стимулированию их учебной активности на уроке. Обучающиеся, получившие отрицательный результат в ходе опроса, тоже получают мотивацию исправиться на следующих этапах данного урока.


3.Изучение нового учебного материала(13 мин).

Цели: познакомить обучающихся с простейшими принципиальными и монтажными электрическими схемами, с обозначениями некоторых элементов электрической цепи на схемах; формировать технологическую грамотность при начертании электрической цепи; развивать кругозор, интерес к предмету.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; научить обучающихся правильно изображать принципиальные электрические схемы.

Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, беседа, рассказ, работа с книгой.

Критерии достижения целей и задач: «+» - внимательная, активная работа на данном этапе; «-» - невнимательная, пассивная работа.

Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Электрические цепи». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради..

(Слайд 1)

Учитель: Простейшая электрическая цепь может содержать всего три элемента: источник, нагрузку и соединительные провода. Однако реальные электрические цепи устроены намного сложнее. Помимо основных элементов, они содержат различные выключатели, рубильники, пускатели, контакторы, предохранители, реле, электроизмерительные приборы, розетки, вилки и др. При сборке электротехнических цепей электромонтажник руководствуется принципиальной электрической схемой.


Учитель: Принципиальная электрическая схема представляет собой условное графическое изображение электрической цепи, на котором её элементы изображаются в виде условных знаков.

Рассмотрим условные обозначения некоторых элементов электрической цепи.

(Слайд 2).

В конце XVIII в. итальянский анатом и физиолог Луиджи Гальвани (1737 - 1798) заметил появление тока при соприкосновении пластинок из разнородных металлов с некоторыми веществами. Это явление объяснил и продолжил опыты итальянский физик Алессандро Вольта (1745 - 1827). Так был создан источник тока, который в честь Л. Гальвани назвали гальваническим элементом.

(Слайд 3).

Гальванический элемент или источник тока – техническое устройство, вырабатывающее электрическую энергию.

Учитель может наглядно продемонстрировать различные гальванические элементы (например, пальчиковые батарейки 1,5 В).

(Слайд 4).

Иногда для увеличения напряжения гальванические элементы соединяют в батарею или используют аккумуляторы, которые можно применять многократно, заряжая их. Учитель наглядно демонстрирует батарейку 4,5 В и аккумулятор (например, аккумулятор мобильного телефона).

(Слайд 5).

Электрические провода применяют для передачи электроэнергии от источника тока к потребителю.

Учитель демонстрирует обучающимся различные монтажные провода, соединительные шнуры бытовых приборов.

(Слайд 6).

Электрические провода могут пересекаться без соединения между собой.

(Слайд 7).

Также провода могут соединяться, например, в разветвительных коробках квартирной электропроводки. На принципиальных электрических схемах места соединения трёх и более проводов показывают точкой, которая называется узел электрической цепи. Соединение двух проводов на принципиальных электрических схемах точкой не показывают.

(Слайд 8).

Для включения и выключения потребителей электроэнергии в электрической цепи присутствует устройство, которое называется выключатель или ключ. Учитель демонстрирует выключатель и ключ.

(Слайд 9).

Для кратковременного подключения потребителя к источнику электроэнергии, например, электрического звонка, используется кнопочный выключатель. Они также находят применение в электрических схемах станков. Учитель наглядно демонстрирует кнопочный выключатель; показывает его на кнопочной станции, например, токарного или другого станка в мастерской, если последние есть в наличии.

(Слайд 10).

Для ограничения тока в нагрузке, в цепь иногда добавляют сопротивление или резистор. Учитель демонстрирует обучающимся различные резисторы.

(Слайд 11).

Для регулирования силы тока в электрической цепи используется устройство, которое называется реостат. Он имеет в своей конструкции ползунок, который перемещается по проволочной катушке, намотанной на керамический каркас. Включая разные по длине участки катушки, меняется сопротивление реостата и, как следствие сила тока в цепи. Учитель демонстрирует реостат.

(Слайд 12).

Для защиты электрической цепи от короткого замыкания используются предохранители. Проволочка в их корпусе при увеличении тока в электрической цепи плавится раньше, чем соединительные провода, и размыкает цепь. В результате чего можно предотвратить возникновение, например пожара. Учитель демонстрирует различные плавкие предохранители.

(Слайд 13).

Далее с обучающимися проводится физкультминутка, чтобы снять напряжение и усталость.

(Слайд 14).

Для освещения используют различные электрические лампы накаливания. Учитель демонстрирует различные виды ламп.

(Слайд 15).

Для звуковой визуализации используют, например электрический звонок. Учитель демонстрирует электрический звонок.

(Слайд 16).

В теле- и радиотехнике широко применяются различные проволочные катушки. Учитель демонстрирует катушку проволочную.

(Слайд 17).

Для усиления магнитного поля катушки в неё помещают железный сердечник.

(Слайд 18).

Для накопления электрической энергии в электронике широко распространены конденсаторы, которые могут иметь постоянную ёмкость. Учитель демонстрирует различные керамические конденсаторы.

(Слайд 19).

В некоторых схемах, например в электрических схемах радиоприёмников, применяют конденсаторы переменной ёмкости. Настраивая приёмник на определённую радиостанцию, поворачивая регулятор на его панели, мы меняем ёмкость конденсатора.

(Слайд20).

Также в некоторых электронных схемах можно встретить электролитические конденсаторы, которые ещё называют полярными, так как их необходимо подключать в строгом соответствии с их полярностью (+ или -) к источнику тока. На корпусе таких приборов маркируется вывод, обычно минусовой. Учитель демонстрирует эту особенность на примере любого электролитического конденсатора.

(Слайд 21).

Для определения значения силы электрического тока в схему, последовательно с нагрузкой, подключается прибор амперметр. Учитель демонстрирует этот прибор.

(Слайд 22).

Для определения значения напряжения на нагрузке, параллельно ей подключается прибор вольтметр. Учитель демонстрирует этот прибор.

Учитель: Изображая принципиальную электрическую схему необходимо придерживаться определённых правил (приложение 2).

Принципиальная схема показывает соединение только основных элементов цепи, без установочной арматуры (электророзетки, вилки, ламповые патроны). Поэтому электромонтажнику необходимо иметь ещё одну схему – монтажную.

Монтажная электрическая схема отображает точное расположение элементов относительно друг друга, установочную арматуру и места подключения проводов.


4.Закрепление учебного материала(20 мин).

Цели: познакомить обучающихся с простейшими принципиальными и монтажными электрическими схемами.

Задачи: научить обучающихся собирать простейшие электрические цепи «Карманный фонарик» и «Электрический звонок»..

Методы обучения: практическая работа.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.правильность изображения и сборки принципиальных электрических цепей (приложение 3);

2.аккуратность и правильность оформления работы в рабочей тетради;

3.соблюдение правил безопасной работы.

Учитель в оценочном листе практической работы обучающегося (приложение 4) ставит «+» за положительную оценку соответствующего критерия и «-» - за отрицательную оценку. Затем итоговое количество «+» учитель переносит в оценочный лист (приложение 1) в колонку «Закрепление учебного материала».

У каждого обучающегося на столе помимо принадлежностей для практической работы и правил изображения принципиальных электрических схем (приложение 2), тетрадей и канцелярских принадлежностей должна быть инструкция по выполнению практической работы (приложение 3).

В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и контролирует правильность выполнения и соблюдение правил техники безопасности на уроке.

Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки за работу на уроке.

(Слайд 23).

5.Задание на дом(1 мин).

Цели самостоятельной работы для учащихся: изучить параграф 9 учебника, ответить на вопросы 1-2 на странице 60 учебника; найти в Интернете или книгах и журналах условное изображение штепсельной розетки и штепсельной вилки; изобразить принципиальную схему электропроводки дома или квартиры.

Цели учителя: расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к предмету, закрепление материала по изученной теме.

Критерии успешного выполнения домашнего задания:

1.осознанное изучение материала параграфа 9;

2.правильные ответы на вопросы 1-2 на странице 60 учебника;

3.нахождение правильного условного изображения штепсельной розетки и штепсельной вилки;

4.правильное изображение принципиальной схемы электропроводки дома или квартиры.

6. Рефлексия (2 мин).

Надо привести в порядок свои рабочие места, приборы разложите в коробки с условными обозначениями, которые находятся на столе у учителя.

Молодцы, за урок СПАСИБО.

Список использованных печатных источников.

1.Справочник по трудовому обучению: Обраб. древесины и металла, электротехн. и рем. работы: Пособие для учащихся 5-7 кл./ И.А. Карабанов, А.А. Деркачев, В.А. Юдицкий и др.; Под ред. И.А. Карабанова. – М.: Просвещение, 1991.

2.Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ [Н. В Митяш, А.А. Электов В.Д. Симоненко, и др.]. – 3-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019.-208с.















Самоанализ урока.

8 класс (средние способности)

Тема урока: «Электрические цепи»

В разделе технологии «Электротехника» в 8 классе « Электрические цепи» применяется 1-2 уроков. Целью урока является: Образовательная – обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление составных частей электрической цепи, их назначения и условных обозначений.

Воспитательная – способствовать привитию соблюдения правил техники безопасности при сборке цепи, интереса к физике.

Развивающая - способствовать развитию умения собирать электрические цепи, изображать схемы электрических цепей.

Для достижения поставленной цели необходимо было создать проблемную ситуацию. Для этого потребовалось поставить эксперимент, с помощью которого учащиеся выявили проблему урока и пытались ее решить, научиться собирать электрические цепи, определять силу тока и на основе полученных результатов делать выводы, путем их сравнения.

Тип урока – изучение нового материала. Методы, которые я использовал на уроке – это решение проблемных ситуаций, игровую форму работы, фронтальную беседу, групповую работу. Выбор методов данного урока обусловлен следующими причинами: 1) методы стимулируют в течение урока высокий уровень познавательной активности обучающихся, 2) обычно удаются уроки с элементами групповой, практической (исследовательской) работы, дискуссии, так как обучающиеся умеют аргументированно высказывать свои мысли, выполнять групповые задания. Источниками новых знаний на уроке служат: презентация, демонстрация, учебное пособие, эксперимент. Данная тема является личностно-значимой для обучающихся. При ее изучении обучающиеся прослеживают межпредметные связи. Данный урок способствует формированию у обучающихся логического мышления, Используя такие методы, как решение проблемных ситуаций , я создавал условия для постановки учебных проблем и нахождения их решений обучающимися самостоятельно, только направляя их деятельность. Ребята, используя не только знания, но и жизненный опыт, находили решения на поставленные вопросы, самостоятельно собрали цепи, полученные знания и навыки они могут использовать в других практических работах (а так же и предметах таких как химия, биология, география при выполнении практических и исследовательских работ) . Условия для развития метапредметных компетентностей (коммуникативной и организационной) обеспечивались через работу в группах, в фронтальной беседе.

Трудности при подготовке и проведении урока были следующие:

- Управлять групповой работой детей, уложиться в регламент урока.

Использование мультимедийной презентации способствовало реализации принципа наглядности в обучении, экономии рабочего времени, управлению групповой работой.

Ребята на уроке были достаточно активны, показали достаточные физические знания, использовали сведения и данные в изучаемом разделе.

Я считаю, что цели урока были достигнуты.







































Приложение 1.


Оценочный лист.


№ п/п

ФИ обучающегося

Этапы урока

Итого

Оценка

Опрос по заданному на дом материалу

Изучение нового учебного материала

Закрепление учебного материала

1







2







3












































Приложение 2.


Правила изображения принципиальных электрических схем.


1.При изображении принципиальной электрической схемы линии связей между её элементами (провода) проводят параллельно или взаимно перпендикулярно, вертикально или горизонтально, наклонные линии не применяются.

2.Провода изображают таким образом, чтобы не было их пересечений, или пересечений было как можно меньше.

3.Элементы электрической цепи изображаются принятыми условными обозначениями.

4.Любая принципиальная электрическая схема должна содержать источник, потребитель (-ли) электроэнергии и соединительные провода.

5.Не замыкать цепь без предварительной проверки учителем.































Приложение 3.


Инструкция по выполнению практической работы.

Часть 1.

1.Изобразите принципиальную электрическую схему «Карманный фонарик», состоящую из батареи гальванических элементов 4,5 В, лампочки карманного фонарика 3,5 Вт, соединительных проводов и ключа.

2.Соберите изображённую схему.

3.Проверьте правильность сборки (проверяет учитель).

4.Под присмотром учителя замкните цепь, лампочка должна загореться.

5.Разберите собранную схему.

Часть 2.

1.Изобразите принципиальную электрическую схему «Электрический звонок», состоящую из батареи гальванических элементов 4,5 В, электрического звонка, соединительных проводов и кнопочного выключателя.

2.Соберите изображённую схему.

3.Проверьте правильность сборки (проверяет учитель).

4.Под присмотром учителя замкните цепь, звонок должен издавать звук при каждом нажатии кнопки выключателя.

5.Разберите собранную схему.

Часть 3.

Сделайте вывод о проделанной работе.























Приложение 4.


Оценочный лист практической работы обучающегося.


№ п/п

ФИ обучающегося

Критерии оценки качества работы обучающегося

1

2

3

1





2





3



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!