СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия "Пассивная лексика русского языка: историзмы и архаизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка открытого учебного занятия (урока-исследования) по учебной дисциплине  «ОУД.01 Русский язык» составлена для преподавателей русского языка в плане обмена опытом.

Цель данного учебного занятия – формирование знаний о пассивной лексике русского языка через знакомство с группами устаревших слов – историзмами и архаизмами. Она достигается через исследовательскую работу с использованием текста стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» и карточек с примерами из художественной литературы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия "Пассивная лексика русского языка: историзмы и архаизмы"»

я

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.С. ПАНОВА»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ОУД.0 Русский язык


Тема: «Пассивная лексика русского языка:

историзмы и архаизмы»







Автор:

Змиевская Н.Е.,

преподаватель русского языка и литературы








Хабаровск, 2021


Автор-составитель:

Преподаватель _________________ Змиевская Н. Е.

(должность) (подпись) (Ф.И.О)



Рецензент:

Методист ХТТТ __________________ Коршунова Н. И.

(должность) (подпись) (Ф.И.О)









«Согласовано»:

На заседании ПЦК гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол заседания № _____ от «___»__________2021 г.

Председатель ПЦК ________________/____________________/

подпись расшифровка подписи

























СОДЕРЖАНИЕ



Аннотация

4

Пояснительная записка

5

Конспект занятия

6

Заключение

18

Приложения

19

Использованная литература

23









































АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка открытого учебного занятия (урока-исследования) по учебной дисциплине «ОУД.01 Русский язык» составлена для преподавателей русского языка в плане обмена опытом.

Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта преподавателя.

Цель данного учебного занятия – формирование знаний о пассивной лексике русского языка через знакомство с группами устаревших слов – историзмами и архаизмами. Она достигается через исследовательскую работу с использованием текста стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» и карточек с примерами из художественной литературы.


Представленная методическая разработка содержит пояснительную записку, конспект разработанного учебного занятия по теме «Пассивная лексика русского языка: историзмы и архаизмы», приложения (авторская презентация, рабочий лист обучающегося, карточки с дидактическим материалом), список литературы, использованной при разработке занятия.

Содержание занятия соответствует возрасту обучающихся, учебной программе по русскому языку и стандартам образования.



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятие разработано для студентов 1 курса СПО, изучающих учебную дисциплину «ОУД.01 Русский язык», может использоваться для учащихся 10 класса СОШ.

Данная тема входит в программу, разработанную преподавателем на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Используемый учебник на занятиях: Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.


В учебном плане на изучение дисциплины «ОУД.01 Русский язык» отведено 114 часов.

Тема «Пассивная лексика русского языка: историзмы и архаизмы» изучается на 1 курсе в разделе №3 «Лексика и фразеология».

Структура занятия соответствует общей цели – формирование знаний о пассивной лексике русского языка через знакомство с группами устаревших слов - историзмами и архаизмами – и влияет на положительный результат занятия.

Задачи поставлены образовательные, развивающие и воспитательные.

Занятие проводится как урок-исследование.

Для выполнения исследовательской работы во время занятия студенты разбиваются на мини-группы по 4 человека, что способствуют развитию у них коммуникативной компетенции, способности каждому проявить себя.

Для исследовательской работы используется стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» и карточки с примерами из художественной литературы, так как межпредметные связи с литературой помогают студентам расширить и углубить филологические знания, способствуют развитию речи, помогают создавать у обучающихся целостное представление о мире и человеке.

Сознательность, активность и самостоятельность обучающихся достигается с помощью наводящих вопросов, руководство учением обучающихся осуществляется по следующим схемам: преподаватель - студент; студент - студент, группа - студент.

Содержание занятия разработано в соответствии с требованиями программы, требованиями ФГОС, с учетом подготовленности и возрастных особенностей обучающихся.

Конспект занятия

ТЕМА: «ПАССИВНАЯ ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА:

ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ»


Эпиграф:

«Язык – это история народа».

(А.И. Куприн)


Цель занятия: формирование знаний о пассивной лексике русского языка через знакомство с группами устаревших слов – историзмами и архаизмами

Задачи занятия:

Обучающие:

- расширить знания студентов о развитии русского языка

- научить находить в тексте устаревшие слова, отличать историзмы от архаизмов

Развивающие:

- развивать навыки познавательной и поисковой деятельности

- развивать коммуникативную компетенцию студентов

- развивать ассоциативное и логическое мышление

- развивать культуру речи и эстетический вкус

Воспитательные:

- воспитывать интерес к исследовательской работе

- воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение

- способствовать повышению коммуникативной активности студентов, их эмоциональной включенности в учебный процесс

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: урок-исследование

Формы организации учебной деятельности: фронтальная (опрос), групповая, индивидуальная, устная и письменная

Методы работы: словесный (рассказ преподавателя с элементами беседы), объяснительно-иллюстративный, практический, исследовательский

Технологии:

- Информационно-коммуникационные, коммуникативно-диалоговые

- Образовательные (объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, критическое мышление, сотрудничество в команде, ситуативное обучение)

- Здоровьесберегающие (атмосфера на занятии, благоприятный эмоциональный фон, смена видов деятельности)

Оборудование: интерактивная доска, презентация по теме занятия, рабочий лист, текст стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», дидактический материал


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


I. Организация начала занятия

II. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности студентов

III. Постановка темы занятия, целеполагание

IV. Изучение нового материала:

    1. Работа с таблицей «Устаревшие слова» 

    2. Исследовательская работа в мини-группах: поиск архаизмов в тексте стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».

V. Закрепление. Индивидуальная исследовательская работа (по вариантам)

VI. Домашнее задание

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов занятия. Выставление оценок


ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация начала занятия. Психологический настрой


Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на своем занятии по русскому языку. Надеюсь, что наша работа с вами будет плодотворной, и вы уйдете с занятия с новыми знаниями, которые расширят ваш кругозор.


II. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся


Преподаватель: На предыдущих занятиях мы начали изучать новый раздел программы «Лексика и фразеология», говорили о происхождении и употреблении слов. Прежде, чем перейти к теме нашего сегодняшнего занятия, давайте вспомним основные понятия из этого раздела.

Фронтальный опрос

─ Что называется лексикой? (Словарный состав языка)

─ Как называется словарный запас одного человека? (Лексикон)

─Может лексикон быть широким или узким? (Да)

─ От чего это зависит? (От начитанности человека, от возраста и жизненного опыта)

─ Ребята, а вы знаете, каков словарный запас одного человека? (варианты ответов)

Словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Эллочки Щукиной было всего лишь 30 слов.

─ На какие группы в зависимости от частоты употребления слов делится лексика русского языка? (Активная и пассивная)

─ Что такое активная и что такое пассивная лексика? (Активная лексика – это слова, которые часто используются в речи, пассивная лексика – слова, которые редко используются в речи)

Преподаватель: Слова, как люди, рождаются, живут, старятся, уходят на покой, то есть выходят из активного употребления и даже «умирают»...

─ Кто знает, что обозначают слова «аршин», «сажень», «верста»? (Это меры длины. Например: аршин – это татарская мера длины, равная 71 см 12 мм)

Сегодня, например, при измерении длины никто не пользуется этими словами. А ведь наши прабабушки могли сказать: «Купила три аршина ситца» или «До города шесть верст». Действительно, изменились времена, и только на страницах художественных произведениях, в пословицах и поговорках можно встретить эти слова.


III. Постановка темы урока, целеполагание


Преподаватель: Сегодня наш разговор будет посвящен именно пассивной лексике русского языка. Во время занятия вы будете делать записи в рабочих листах, которые лежат у вас на столах. Кроме рабочих листов на ваших столах лежат распечатки текста стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» и карточки с заданиями, которые вам понадобится для исследовательской работы на занятии.


Преподаватель открывает тему занятия.


Слайд №1 (тема занятия)


Преподаватель: В рабочих листах записываем число и тему занятия. (Приложение 1)


- Эпиграфом к нашему занятию я взяла слова русского писателя А.И. Куприна: «Язык – это история народа». В конце занятия вам нужно будет дать ответ, согласны ли вы со словами А.И. Куприна.


Слайд № 2 (эпиграф к занятию)



Преподаватель: Исходя из темы, сформулируем цель занятия.


Студенты самостоятельно определяют цель занятия (примерный ответ: узнать, что такое архаизмы и историзмы и чем они отличаются друг от друга, где используются)


IV. Изучение нового материала

1) Работа с таблицей «Устаревшие слова»


Преподаватель: Обратимся к схеме, которая есть у вас в опорных конспектах.

─ На какие группы делится пассивная лексика? (Устаревшие слова и неологизмы)

─ А устаревшие слова в свою очередь бывают двух видов: историзмы и архаизмы.

А) Знакомство с историзмами

─ Рассмотрим изображенные на слайде предметы.



Слайд №3 (историзмы)


─ Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Нет. Изображенные предметы вышли из употребления).

─ Где мы можем встретиться с этими предметами? (в музее, в книгах)

─ Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы? (нет)

─ Почему же мы не употребляем эти слова? (Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на слайде, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не употребляются).


Обобщение преподавателя.

─ Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Например, в конце XIX - начале XX века, до появления трамвая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта, потребность в конной тяге исчезла, и слово конка устарело.


Слайд №4 (конка)


─ Подобные устаревшие слова называют историзмами.

Слайд №5 (термин «историзмы»)

─ Заполняем таблицу в рабочем листе (запись понятия с примерами): Историзмы - устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений их называющих. (Примеры: конка, боярин, алтын, кольчуга, гусары, прялка, забрало - подвижная часть шлема, которая служит защитой лица и глаз)


Б) Знакомство с архаизмами.

─ Вторая причина, по которой слова уходят из активного употребления и становятся устаревшими – появление новых слов, которые их заменяют. То есть для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами.

Слайд №6 (термин «архаизмы»)




─ Заполняем таблицу в рабочем листе (запись понятия с примерами): Архаизмы – это устаревшие слова, вытесненные в современном языке синонимами. (Примеры: око–глаз, лицедей – актер, позорище – театр, рать–войско, виктория–победа)


2) Исследовательская работа в мини-группах: поиск архаизмов в тексте стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»


Преподаватель: выполнять задание вы будете в мини-группах (по 4 человека). Перед вами лежат тексты стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» (Приложение 2). Подчеркните в них слова, значение которых может быть непонятно современному читателю.

(влачился, перста, зеницы вещие, отверзлись, горний, уста, празднословный, десница, глас, виждь, внемли, глаголом)



Чтение стихотворения вслух одним из обучающихся

Пророк


Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».


Преподаватель:

Вопросы к группе:

─ Какие устаревшие слова вы встретили: историзмы или архаизмы? (архаизмы)

─ Есть ли в современном русском языке слова, обозначающие те же самые понятия? (да)

─ Попытайтесь найти некоторым из них замену в современном русском языке. Работаем в группах, затем делаем самопроверку по слайду.


Слайд №7 (Самопроверка по слайду:

архаизмы из стих. Пушкина «Пророк»)


Обобщение преподавателя:

─ Все смогли правильно подобрать синонимы к архаизмам?

─ Какие архаизмы вызвали трудности?

─ Подведем промежуточный итог. Чем отличаются историзмы и архаизмы? (У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть)

─ Существуют специальные словари устаревших слов (показ словарей).

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях.

─ Прочитайте пословицы и фразеологизмы, представленные на слайде, объясните их смысл (Например: беречь как зеницу ока – относится бережно; как аршин проглотил состояние человека в напряженном состоянии, вытянутым в струнку, прямого, как палка; гроша медного не стоит - не имеет никакой ценности (2 коп.)


Слайд №8 (пословицы, фразеологизмы)



─ Встречаются устаревшие слова в сказках, былинах, приданиях и других жанрах устного народного творчества.

─ С какой целью в художественной литературе используются устаревшие слова? (Иногда они нужны для характеристики эпохи, для создания её колорита. Для придания повествованию приподнятости, торжественности (как в стихотворениях Лермонтова, Пушкина)


V. Закрепление материала


─ Работа в рабочих листах. Индивидуальная исследовательская работа по карточкам (Приложение 3).

Задание: выписать устаревшие слова (1 вариант – историзмы, 2 вариант – архаизмы).

  1. Так точно дьяк в приказах поседелый спокойно зрит на правых и виновных.

  2. Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха.

  3. Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи.

  4. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас.

  5. В сенях, на лестницах появились боярские дети.

  6. Мушкетов бы прислали неломаных и огневого зелья к ним.

─ Работа обучающихся на интерактивной доске.

Представитель каждого варианта выходит к доске и записывает слова. Далее самопроверка задания на экране (1 вариант - 7 слов, 2 вариант - 8 слов).


Слайд № 9 (самопроверка работы)



─ У всех совпали свои ответы с ответами на слайде?

─ Какие возникли трудности?

─ Все понимают, что обозначают выписанные вами слова?


(Историзмы:

дьяк (до 18 века - начальник, письмоводитель или секретарь канцелярии некоторых учреждений и ведомств)

приказ (отдел, созданный для наблюдения за точным исполнением царских указов и для производства следствия по важнейшим преступлениям против государства)

венец (корона, символ своей монаршей власти)

бармы (широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, часть парадной царской одежды)

боярские (боярин - в древней Руси до начала XVIII века, представитель высшего, после князей, сословия знати)

мушкет (вид старинного ручного огнестрельного оружия)

Архаизмы:

отведать (попробовать), зрит (смотрит), инда (даже), очи (глаза), глядючи (глядя), дружество (дружба), глас (голос), огневое зелье (порох)


─ Молодцы. Я рада, что практически все разобрались в теме занятия.


VI. Домашнее задание


Слайд № 10 (домашнее задание)



Преподаватель: Домашнее задание будет связано с теми историзмами, которые вы видите на экране. Оно записано в ваших рабочих листах. Прочитаем его.

1. Для всех Выписать из толкового словаря значение устаревших слов: собором положили, дьяк, сидеть в приказе, венец, бармы, боярские дети, мушкет

2. По вариантам Подобрать по 5 устаревших слов по тематическим группам: 1 вариант – еда, 2 вариант – посуда, 3 вариант – одежда.

─ Вопросы по домашнему заданию?


Преподаватель: Мы приближаемся к концу занятия, а значит пришла пора ответить на один вопрос. Вы помните, какой? Он связан был с эпиграфом занятия.










Сайд № 11 (эпиграф занятия)


─ Язык – это история народа. Согласны ли вы с этими словами Куприна? (да, благодаря языку можно проследить, как развивалась наша страна, какие перемены происходили в речи и в стране).

─ Устаревшие слова помогают понять историю своего народа? (да)

─ Зачем надо знать историю своей своего народа, страны?

(Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру. Это элементарное уважение предков и самоуважение).


VII. Рефлексия (ответы на вопросы и составление синквейна)


Слайд № 12 (вопросы рефлексии)


Вопросы к обучающимся (на экране):

─ Было ли вам комфортно и интересно на занятии? Почему?

─ Что нового для себя вы сегодня узнали?

─ Какой вид работы вам особенно понравился и почему?

─ Нравится ли вам работать в группах? Почему?


Составление синквейна на тему «Урок»

(вариант синквейна:

Урок

Интересный, запоминающийся

Узнать, понять, открыть

Лесика – это интересно и познавательно

Знания)


VIII. Подведение итогов занятия. Выставление оценок

Преподаватель: Я хочу поблагодарить вас за сотрудничество. Сегодня на занятии отлично работали многие ребята (выставление оценок). Всем остальным есть к чему стремиться. Всем спасибо, занятие окончено. До свиданья.





































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной методической разработке представлено открытое учебное занятие «Пассивная лексика русского языка: историзмы и архаизмы».

Вид занятия: урок-исследование. Основой занятия является работа с текстом стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», а также использование примеров из художественной литературы, чтобы показать обучающимся связь учебных дисциплин «Русский язык», «Литература» и «История».

Для более успешного понимания темы и выполнения практической работы были использованы:

- рабочий лист, в котором обучающимся необходимо вести основные записи по теме работы;

- презентация по теме занятия, материал в которой подан последовательно, от эпиграфа к занятию до домашнего задания.

Во время занятия обучающиеся приходят к выводу, что устаревшие слова помогают понять историю народа, что благодаря языку можно проследить, какие перемены происходили в речи народа, и как развивалась наша страна. Ведь, не зная прошлого, невозможно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру.

Такой вид занятия, как урок-исследование, направлен на воспитание думающего, заинтересованного ученика-интеллектуала и предполагает сотрудничество с преподавателем, взаимопонимание, атмосферу увлеченности.

Именно на этой основе и выстроена моя работа, как преподавателя русского языка, в которой важное место отводится развитию активности и самостоятельности обучающихся. Все это присутствовало на занятии «Пассивная лексика русского языка: историзмы и архаизмы», которое позволяет реализовать поставленные цель и задачи.





















ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Рабочий лист

Дата…………………………………………………………………………………

Тема занятия………………………………………………………………………


Лексика


Активная


Пассивная





Устаревшие слова


Неологизмы




Историзмы

Архаизмы




Группа устаревших слов

Определение

Примеры

Историзмы

























Архаизмы



































Составление синквейна на тему «Урок»







































Домашнее задание:

1. Для всех Выписать из толкового словаря значение устаревших слов: собором положили, дьяк, сидеть в приказе, венец, бармы, боярские дети, мушкет

2. По вариантам Подобрать по 5 устаревших слов по тематическим группам: 1 вариант – еда, 2 вариант – посуда, 3 вариант – одежд


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



А.С. Пушкин


Пророк


Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей".


1826 г.








ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Карточка № 1

Тема занятия: Пассивная лексика русского языка: историзмы и архаизмы

Задание: выписать устаревшие слова (1 вариант – историзмы, 2 вариант – архаизмы).


1) Собором положили в последний раз отведать силу просьбы.

2) Так точно дьяк в приказах поседелый спокойно зрит на правых и виновных.

3) Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач, возьмет венец и бармы Мономаха.

4) Смотрит в поле, инда очи разболелись глядючи.

5) Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас.

6) В сенях, на лестницах появились боярские дети

7) Мушкетов бы прислали неломаных и огневого зелья к ним
































ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Введенская Л.А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка» - 5-е изд., испр. и доп.- М.:- Просвещение, 1991

  2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, В. В. Чижов. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008.

  3. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. – М.: Просвещение,

  4. https://www.bibliofond.ru

.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!