СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по предмету "География" по теме: "География населения мира. Современная численность и динамика населения мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка, предназначенная для преподавателей СПО по предмету «География», работающих со студентами 1 курса.Данная методическая разработка составлена в соответствии со сроком и последовательностью, предусмотренными рабочей программой и календарно-тематическим планированием по дисциплине  География, полностью соответствует требованиям и ФГОС СПО третьего поколения для специальности. Разработка этого урока направлена на формирование у студентов представления о мире вокруг нас, уровне жизни, развитии экономики, о жизни и традициях, культуре населения зарубежного мира, ведь всегда интересно узнать, как живут люди в других государствах мира. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по предмету "География" по теме: "География населения мира. Современная численность и динамика населения мира"»

Департамент образования и науки брянской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Региональный железнодорожный техникум»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РЖТ

________ В.Н. Алещенко




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

«ГЕОГРАФИЯ»

ПО ТЕМЕ:

«География населения мира.

Современная численность и динамика населения мира»


для студентов I курса

специальности

23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»


Составлена

Преподавателем А.А. Зезюля

Утверждены на заседании Ц/К

Протокол № ____ от ________2018 Председатель Ц/К

__________________В.Г. Шляхто

Рецензент _____________________

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора

___________Н.Г. Кондрашина

Методист

_________ Л.А. Павлюченко




Брянск 2018


Содержание.


  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3

  2. Введение…………………………………………………………………..6

  3. Основная часть…………………………………………………………...7

  4. Заключение……………………………………………………………...18

  5. Используемая литература………………………………………………21

  6. Приложение …………………………………………………………….23



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная методическая разработка, предназначенная для преподавателей ГБПОУ Региональный железнодорожный техникум по предмету «География», работающих со студентами 1 курса.

Дисциплина География относится к общеобразовательным дисциплинам, в рамках которой студенты должны знать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда.

Учебная дисциплина «География» является естественнонаучной дисциплиной, обеспечивающей общеобразовательный уровень подготовки специалиста, т.к.изучаемый курс «Экономическая и социальная география мира» тесно связана с экономикой, обществознанием, правовыми дисциплинами, следовательно ее изучение формирует базовые знания и умения для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин в последующем.

Изучение темы «География населения мира. Современная численность и динамика населения мира» в рамках данной дисциплины предусмотрено рабочей программой в разделе 1 «Общая характеристика мира» и является первой по теме 1.3 География населения мира. Значение данной темы в общем курсе дисциплины велико, т.к. все изучаемые процессы и явления обязательно связаны с деятельностью человека, нельзя изучать хозяйство того или иного региона без знаний о его населении, следовательно изучение всех последующих тем базируется на знании особенностей населения мира. Кроме того, данная тема является интегрируемой при изучении отдельных тем истории, обществознания, биологии.

Данная методическая разработка составлена в соответствии со сроком и последовательностью, предусмотренными рабочей программой и календарно-тематическим планированием по дисциплине География, полностью соответствует требованиям и ФГОС СПО третьего поколения для специальности 23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

Проведение занятия планируется в I семестре 2018-2019 учебного года на 8 неделе, что соответствует календарно-тематическому плану.

Разработка этого урока направлена на формирование у студентов представления о мире вокруг нас, уровне жизни, развитии экономики, о жизни и традициях, культуре населения зарубежного мира, ведь всегда интересно узнать, как живут люди в других государствах мира.

Структура методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым к подобным документам в положении «О методических разработках (рекомендациях)».

Работа содержит: пояснительную записку, введение, основную часть, заключение, приложения. Все структурные элементы отражены на листе содержания.

В результате данного занятия студенты должны уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, особенности территориальной концентрации населения;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений социально-экономическими и объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

знать:

  • основные географические понятия и термины;

  • численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику.

Обучающиеся должны обладать общими компетенциями, включающие в себя способности:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.




ВВЕДЕНИЕ.


В рамках изучаемой дисциплины «География» изучение материала по теме «География населения» раздела 1 «Общая характеристика мира» является одной из наиболее сложных, так как содержит большое количество статистических данных, трудных в восприятии и запоминании, овладение и применение ряда умений и навыков.

Предмет «География» обладает рядом межпредметных связей с такими дисциплинами, как история, обществознание, экономика, право, изучаемыми студентами на первом курсе

Методическая разработка данного занятия позволяет эффективно использовать групповую и самостоятельную формы работы, а также формировать коммуникативные и учебно-познавательные навыки учащихся при изучении данной темы.

Данная методическая разработка предполагает определение методики проведения учебного занятия по теме: «География населения мира. Современная численность и динамика населения мира» для студентов 1 курса технического профиля специальностей. Предполагает подбор эффективных методов обучения и позволяет студентам разного уровня подготовки приобрести знания, умения, выработать компетенции для достижения поставленных целей.

Методическая разработка может носить рекомендательный характер как для всех преподавателей, работающих по данному направлению, так и для других учебных заведений, реализующих подобную учебную программу.









ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


Данное занятие предполагает освоение нового учебного материала, поэтому тип урока выбран в соответствии с дидактическими целями занятия- изучения нового материала. Так как это занятие является первым по теме 1.3. «География населения мира», следовательно, это занятие вводного типа, основной функцией которого является подготовка учащихся к восприятию новой информации, установление связей между имеющимися и новыми знаниями, возбуждение интереса к новым изучаемым проблемам по географии.

В процессе изложения материала темы используются различные виды учебной деятельности: сообщения студентов, изложение теоретического материала преподавателем, игра.

Вид занятия: теоретическое

Целью такого типа занятия является овладение обучающимися новым материалом. Для этого они должны подключиться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действия, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентаций. Наиболее приемлемой такая форма является при изучении объемного материала по теме, а в среднеспециальных учебных заведениях школьная программа изучается сжато и в более короткие сроки, включает объединение нескольких параграфов в одно занятие. Что объясняет выбор формы занятия.

Форма занятия: лекция-беседа с элементами проблемного изложения

Лекция – это устное изложение преподавателем основных теоретических положение по теме, мало связанного материала с ранее изученным, при рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала и подаче материала крупными блоками.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала целесообразен при изучении данной темы выбор типа лекции- вводной. По характеру положения и деятельности обучающихся целесообразен выбор лекции – беседы.

Беседа - это диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала, отрабатывает с ними ранее изученное. При изучении темы «География населения мира. Современная численность и динамика населения мира» эта форма работы достаточно эффективна, так как имеется большое количество источников информации содержащих разные сведения для анализа, определения темы тоже даются в разной интерпретации, работа с текстом учебника тоже требует особого внимания и контроля, так как все это может привести к поверхностному усвоению текста. Поэтому при разборе нового материала необходимо совместно со студентами анализировать текст, сведения, статистические данные по теме, при этом задавать четко продуманные и сформулированные вопросы. Современная образовательная парадигма требует постановки обучающихся в ситуацию выбора, для развития творческих способностей, а также, чтобы обучение удовлетворяло жизненным запросам обучающихся.

Тема занятия «География населения мира. Современная численность и динамика населения мира» уже содержит в своей формулировке элементы проблемы. Поэтому применение методики проблемного обучения на уроках географии просто необходимо. Проблемное обучение необходимо для развития творческого мышления обучающихся, так как оно стимулирует поисковую деятельность человека. Поэтому результат учебной деятельности студентов в условиях проблемного обучения должен выражаться не только в усвоении географического образования, но и в развитии творческих способностей, интеллектуальных умений, умственной самостоятельности.

Методы и приемы обучения:

  • По источнику знаний:

наглядный, (демонстрация иллюстраций, пособий, карт),

словесные (беседа, рассказ, объяснение),

практические (распознавание и определение особенностей объектов, выполнение заданий).

  • По способу мыслительной деятельности –

объяснительно- иллюстративный

частично-поисковый

По классификации методов, разработанной Беспалько В.П., Сластениным

  • методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа);

  • методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие информации (прием: показ компьютерной презентации);

  • метод учебного исследования;

  • метод мозгового штурма;

  • методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельна, групповая, исследовательская работа);

  • методика актуализации знаний студентов (прием стартовой актуализации жизненного опыта учащихся);

  • методика использования здоровьесберегающих технологий (физкультминутка).

Методы являются одним из важнейших компонентов учебного процесса и от их выбора зависит результативность занятия и деятельности педагога в целом. Применение на занятии разнообразных методов позволяет в большей степени реализовать поставленные цели и задачи.

Словесные методы – это основа любого занятия и являются неотъемлемой частью успешного усвоения учебных дисциплин, и имеет большое значение для развития ребёнка. Одним из главных достоинств словесных методов – это возможность за достаточно короткое время передать большой объем информации. Источником знаний является живое слово. В ходе применения словесных методов используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Применение наглядных методов просто необходимо при изучении данной темы, т.к. материал основан на статистических данных и требует анализа, подробного рассмотрения очень сложно представить динамику и проследить ход, воспринимая только информацию на слух -эффективность восприятия снижается на 90 %. Наглядные методы выступают в качестве вспомогательных и требуют необходимых пояснений. Направлены на формирование воображения, творческих способностей и представления о предмете и явлениях.

Применение практических методов необходимо для формирования необходимых умений и навыков. Способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания, а также используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Что просто необходимо при работе со статистическими данными, картами, материалами учебных пособий на занятии и применимо при изучении вопроса № 2, №3 плана занятия. Для систематизации работы на данном этапе целесообразно применение инструкционной карты.

Все указанные методы способствуют развитию абстрактного и творческого мышления студентов.

Средства обучения:

  • словесные: живое и печатное слово

  • образные: наглядные пособия, доска, мультимедиа-проектор, ноутбук, экран, мультимедиа -презентация, раздаточный материал по теме занятия

  • деятельностные: познание, обобщение, сравнение

Данные средства обучения используются на всех этапах занятия в разной степени, что обусловлено спецификой предмета и дидактическими целями занятия.

Основной проблемой проведения занятия является достижение триединой цели, включающей в себя следующие компоненты:

Образовательные:

  • Создать условия по формированию представления о численности населения Земли;

  • выяснить студентами, закономерности динамики численности мирового населения;

  • проанализировать закономерности изменения численности населения в пространственно-временном аспекте;

  • создать условия развития совершенствования навыков работы и анализа статистических материалов;

  • способствовать изучению проблем населения в разных уголках планеты;

  • создать условия для отработки навыков работы с картами атласа

развивающие:

  • способствовать развитию творческого и аналитического мышления, внимания, памяти, креативных способностей и самостоятельности студентов;

  • способствовать формированию собственной картины мира на основе его познания;

  • способствовать развитию и формированию географических умений: анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы, давать краткую характеристику;

  • содействовать развитию интереса к данной дисциплине;

  • способствовать активизации познавательной деятельности студентов;

  • содействовать формированию навыков коллективной работы;

  • содействовать формированию частично-поисковой познавательной деятельности;

  • способствовать формированию общеучебных умений: сравнивать и обобщать, слушать и рецензировать;

  • содействовать расширению кругозора, развитию мышления и сообразительности

воспитательные:

  • создать условия по воспитанию добросовестного и ответственного отношения к занятиям;

  • создать условия для формирования умений работать в группе и индивидуально;

  • создать условия по воспитанию творческого отношения к учебному труду;

  • создать условия для воспитания чувство прекрасного, уважения к традициям и обычаям разных стран

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая

Дидактическая база:

Атлас мира 10 класс

Политическая карта мира

Карта «Население», «Карта Российская Федерация»

Раздаточный материал (схемы, таблицы см. приложение)

Плакаты: «Рост численности населения Земли», «Социально-демографические показатели в странах мира»

Раздаточные материалы: схемы, таблицы

Презентации

Проектор

Ноутбук.

Для достижения обозначенных задач можно предложить следующую организацию структуры занятия.


Хронокарта занятия.

  1. Начало занятия- 5 минут

  1. Организационный момент…………………………………………..3 мин.

  2. Актуализация темы ………………………………………………….2 мин.

  1. Основная часть- 80 минут

  1. Игра «Что я знаю о населении»……………………………………20 мин

  2. Изложение нового материала……………………………………….25 мин.

  3. ФП……..……………………………………………………………….5 мин

  4. Изложение нового материала……………………………………….25 мин.

  5. Отчет творческих групп по ранее предложенным заданиям (пресс-конференция)…………………………………………….…………....20 мин.

  1. Заключительный этап.- 5 минут

  1. Закрепление……………………………………………………….. ..2 мин.

  2. Задание на дом (итоги)………………………………………………..3 мин.


I . Начало занятия- 5 минут

Традиционно начинается с организационного момента, методическим обоснованием которого является организация, дисциплинирование и настрой студентов на работу на занятии. Целесообразно на этот этап отвести по времени - 3 минуты.

На данном этапе производится проверка присутствия студентов группы- староста в письменном виде предоставляет необходимые сведения, т.к. перекличка студентов, особенно в многочисленных группах отнимает много лишнего времени, следовательно ее проведении е не целесообразно.

Преподаватель для систематизации и четкости знаний в устной форме доводит до студентов тему, цель занятия и поясняет особенности плана работы на данном занятии. - 2 минуты

  1. Основная часть- 80 минут

В целях наиболее полной реализации поставленных задач на данный этап занятия отводится максимальное количество времени – 80 минут

Включает:

  • Выявление уровня осведомленности по данной теме на базе школьного курса «Географии»- в игровой форме- 20 минут

Игра «Что я знаю о населении?» по изученному материалу в школьном курсе географии. Группа делится на 2 команды и отвечая на вопросы, по итогам оценивается активность и работа студентов.

  • Обсуждение вопросов лекционного материала

По плану:

        1. Демография и демографические показатели

        2. Географическая история развития человечества.

        3. Современная численность и динамика населения мира.

        4. Прогнозы динамики численности населения Земли.

        5. Современные проблемы населения Земли

При рассмотрении вопроса №1, для воспроизведения основ демографии используется фрагмент аудио-лекции продолжительностью (3 мин), по результатам которого студенты отмечают в тетрадь основные понятия. Данный прием используется для переключения внимания и активации познавательных процессов, что позволит сосредоточится на последующих вопросах темы.

Изучение вопроса №2 требует освещения с использованием дополнительной литературы. В процессе беседы воспроизводятся особенности исторического развития общества, географические основы исторического прошлого населения Земли. Студенты кратко отмечают исторические этапы в виде конспекта лекции.

Физкультурная пауза

В течение 5 минут проводится комплекс упражнений на восстановление основных функций организма (см. приложение 3)

ФП- повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

При изучении вопроса №3 целесообразно применение инструкционной карты (см. приложение), т.к. содержание вопроса на прямую имеет связь со статистическими материалами, наглядно иллюстрирующими динамические процессы изменения численности населения. Создается проблемная ситуация, требующая совместного решения и обучающиеся включаются в работу в виде ученых-географов и пытаются найти ответы на поставленные задачи и решить отдельные вопросы. Работают в микро-группах по регионам мира. Студенты в тетрадях отмечают основные сведения по вопросу плана, заполняют таблицу, анализируют диаграммы, графики и таблицы под руководством преподавателя по инструктивной карточке к занятию. Работают с картами и атласами.

Вопрос №4 сложен в восприятии и требует работы с дополнительной литературой, анализа первоисточников. Целесообразно заслушивание сообщений по данной теме. Преподаватель совместно со студентами в процессе беседы по вопросу темы анализирует проблемы численности населения в 21 веке, необходимые выводы отмечаются в конспекте лекции. С помощью наводящих вопросов преподавателем происходит плавное подведение итогов проблеме народонаселения в будущем.

Вопрос №5 ориентирован на работу творческих групп, получивших задание по теме «Проблемы населения Земли» накануне в виде обсуждения современных проблем населения мира на пресс-конференции ученых, представителей разных регионов мира. Выделены 4 микро-группы по 2 человека, ученые- представители государств из разных регионов мира: Европа, Азия, Африка, Америка, остальные студенты группы являются приглашенными гостями журналистами из газет и журналов. Цель пресс-конференции- обсудить имеющиеся демографические проблемы в мире и предложить свои пути решения проблемы населения Земли на мировом уровне. Сделать необходимые выводы и прогнозы.

Задания:

  1. Представить свою страну: составить рассказ о населении своей страны, традициях, обычаях, истории, национальный костюм страны, фото, проблемах населения страны

  2. Подготовить презентацию

По результатам работы делаются необходимые выводы и отмечаются студентами в тетради.

  1. Заключительный этап.- 5 минут

На данном этапе преподаватель подводит итоги занятия, выставляются оценки за работу на уроке и даются необходимые разъяснения по выполнению домашнего задания

  • Закрепление……………………………….. 2 мин.

Фронтально в форме беседы по обсуждаемым вопросам темы сделать необходимые выводы.

  • Задание на дом (итоги)……………………..3 мин.

С целью расширить знания по данной теме применяется дифференцированный подход в задании на дом

1. Баранчиков Е.В. География. С.35-36

2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл т. 3.1 с. 57-66

3. Гладкий Ю.И. Экономическая и социальная география мира. §10

4. Реферат «Демографические проблемы мира»

5. Знать содержание лекционного материала, основные определения

6. Новости, события за неделю

7. Кроссворд по теме «Население»

8. Принять участие в форуме на тему "География населения мира"

9. Заполнить таблицу: «Современные проблемы населения Земли»

Название проблемы

Суть проблемы

Районы распространения

Пути решения

































ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



Методическая разработка урока представляет собой практическую ценность, в связи с тем что:

  • Грамотно подобранные формы, методы, приемы обучения позволяют достичь наилучших результатов в обучении

  • Время согласно хронокарты занятия распределено рационально на каждом этапе

  • Прослеживается 100% охват и вовлечение студентов в учебную деятельность на занятии

  • Плакаты, карты, красочные наглядные материалы и презентации служат иллюстративным материалом на протяжении занятия и схематично отображают весь материал темы

Использование технических средств дало возможность реализовать поставленные цели и задачи.

При отсутствии форс-мажорных обстоятельств в ходе реализации поставленных целей положительным исходом занятия считается:

  1. Фиксация необходимого теоретического материала в тетрадях обучающихся;

  2. Реализация всех теоретических и практических вопросов;

  3. Высокий уровень активности студентов;

  4. Высокая доля самостоятельной работы студентов;

  5. 100% охват оценками студентов группы;

Обозначенные показатели являются обязательным минимумом для вывода о том, достигнуты ли поставленные цели.

Цели:

Образовательные:

  • Создать условия по формированию представления о численности населения Земли;

  • выяснить студентами, закономерности динамики численности мирового населения;

  • проанализировать закономерности изменения численности населения в пространственно-временном аспекте;

  • создать условия развития совершенствования навыков работы и анализа статистических материалов;

  • способствовать изучению проблем населения в разных уголках планеты;

  • создать условия для отработки навыков работы с картами атласа

развивающие:

  • способствовать развитию творческого и аналитического мышления, внимания, памяти, креативных способностей и самостоятельности студентов;

  • способствовать формированию собственной картины мира на основе его познания;

  • способствовать развитию и формированию географических умений: анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы, давать краткую характеристику;

  • содействовать развитию интереса к данной дисциплине;

  • способствовать активизации познавательной деятельности студентов;

  • содействовать формированию навыков коллективной работы;

  • содействовать формированию частично-поисковой познавательной деятельности;

  • способствовать формированию общеучебных умений: сравнивать и обобщать, слушать и рецензировать;

  • содействовать расширению кругозора, развитию мышления и сообразительности

воспитательные:

  • создать условия по воспитанию добросовестного и ответственного отношения к занятиям;

  • создать условия для формирования умений работать в группе и индивидуально;

  • создать условия по воспитанию творческого отношения к учебному труду;

  • создать условия для воспитания чувство прекрасного, уважения к традициям и обычаям разных стран
































ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.


  1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

  2. Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: -М.: Изд. Ценр «Академия», 2016- 304с.

  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира в 2-х книгах. М.: Дрофа, 2017

  4. Поурочные разработки по социально-экономической географии мира ч. 2., 2015

  5. Социально-экономическая география зарубежного мира./Под ред. В.В. Вольского. М., 2013

  6. Страны мира. Современный справочник. М.:ООО «Дом Славянской книги», 2007.

  7. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. -М: Просвещение, 2011.

  8. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет викторины / авт.-сост. Н. Н. Зинченко. – Волгград: учитель, 2011. – 265 с.

  9. Атлас «Экономическая и социальная география мира». 10 кл./ Под ред. В.П. Максаковского. -М.: Дрофа-ДиК, 2010

  10. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. -М.: Просвещение, 2013.

  11. Положение о методических разработках в ГБПОУ РЖТ. – 2015







ПЕРЕЧЕНЬ ИНТЕРНЕТ- ССЫЛОК

  1. http://www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/index.htm

  2. http://rgo.ru 

  3. http://geo2000.nm.ru - "География

  4. http://geoport.ru - "GeoPort.ru http://geo.1september.ru/urok/

  5. http://geo.1september.ruhttp://geo.1september.ru/index.php?year=2006&num=24

  6. http://geo.1september.ru

  7. http://ru.wikipedia.org

  8. http://geo-tur.narod.ru

  9. http://http://www.countries.ru/geosite.com.ru  http://www.basni.narod.ru/strannik/

  10. http://basni.narod.ru
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Инструкционная карта №1.


ТЕМА: География населения мира. Современная численность и динамика населения мира.

План:

        1. Демография и демографические показатели

        2. Географическая история развития человечества.

        3. Современная численность и динамика населения мира.

        4. Прогнозы динамики численности населения Земли.

        5. Современные проблемы населения Земли

Цель:


  • сформировать представление о численности населения Земли;

  • выяснить закономерности динамики численности мирового населения;

  • проанализировать закономерности изменения численности населения в пространственно-временном аспекте;

  • создать условия развития совершенствования навыков работы и анализа статистических материалов;

  • способствовать изучению проблем населения в разных уголках планеты;

  • создать условия для отработки навыков работы с картами атласа

Задания.

I.

Рассмотрите диаграмму и графики. Как менялась численность населения на протяжении исторического прошлого? Определите по рисунку, равномерным ли был рост населения на протяжении истории человечества? Какие изменения происходили с численностью человечества, как менялась численность населения?

Численность населения”


Рис.2. Динамика численности населения

Рассмотрите таблицу :

Рост численности населения в XIX -XXI вв.

1820

1 млрд

1931

2 млрд

1960

3 млрд

1975

4 млрд

1987

5 млрд

1999

6 млрд

2012

7 млрд

Вывод: _________________________________________________________

________________________________________________________________


II. Численность населения мира по регионам.


Название региона_________________________

Участники группы.__________________________________________________


Задание 1. По статистическим данным своего региона - таблица «Рост численности населения в ХХ веке » постройте график изменения численности населения своего региона.

Мир, регион

Население, млн.чел.

Доля, %

1990г.

2000г.

2010г.

2025г.

1990г.

2025г.

Весь мир

5292

6251

7190

8465

100

100

Зарубежная Европа

498

508

513

512

9,4

6

Зарубежная Азия

3108

3698

4226

4890

58,8

57,8

Африка

648

872

1148

1581

12,2

18,7

Серная Америка

276

295

312

333

5,2

3,9

Латинская Америка

448

540

631

760

8,5

8,9

Австралия и Океания

26

30

34

39

0,5

0,5


К заданию напишите вывод, ответив на вопросы:

  • Увеличилась или уменьшилась численность населения?

  • Во сколько раз увеличилась или уменьшилась?

  • Периоды максимального увеличения-

  • Периоды максимального уменьшения-

Заслушиваем ответы групп. Делаем общий вывод.

  • В каких регионах увеличилась (уменьшилась) численность населения мира

  • В одинаковых ли пропорциях она увеличилась (уменьшилась)

  • В каких странах произошло максимальное увеличение, в экономически развитых или развивающихся?

  • В каком регионе численность населения будет расти самыми высокими темпами?

  • Самыми низкими темпами?

  • Почему?

  • К каким последствиям это приведет?

Задание 2. Используя карту атласа «Численность и динамика населения стран мира», приложения, таблицы учебника с. назовите самые крупные страны в своем регионе, численность которых более 100 млн человек и запишите их в таблицу.

К какой группе стран они относятся по уровню социально-экономического развития?

Распределите страны с населением свыше 100 млн человек по регионам мира:

Азия

Африка

Северная Америка

Латинская Америка

Европа






Заслушиваем ответы групп, заполняем таблицу совместно.

Делаем общий вывод.

_____________________________________________________________


III. Что такое плотность населения? Определите страны –лидеры по плотности населения, используя карты атласа, данные раздаточных таблиц и материалов к уроку?


Плотность населения — это отношение численности населения к 1 выраженное в чел. на кв.км. Средняя плотность населения в мире — 45 чел. на кв.км.

Страны-лидеры по плотности населения

  1. Монако — 16400 чел. на кв.км

  2. Сингапур — 5600 чел. на кв.км

  3. Бангладеш — 1000 чел. на кв.км

  4. Южная Корея — 500 чел. на кв.км

  5. Нидерланды — 470 чел. на кв.км

Регионы мира с высокой плотностью населения

  1. Восточная Азия: Китай, Япония, Южная Корея, КНДР

  2. Южная Азия: Индия, Бангладеш, Шри-Ланка

  3. Юго-Восточная Азия: Индонезия, Малайзия, Таиланд

  4. Европа: Нидерланды, Бельгия, ФРГ

Вывод: ___________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Игра - «Что я знаю о населении?»

Группа делится на 2 команды и отвечая на вопросы, по итогам оценивается активность и работа студентов.


Задание 1. «Что это? Где это?»

Преподаватель зачитывает каждой группе поочередно описание какого –либо народа, проживающего на территории России. Время на обдумывание 30 секунд и дают ответ.


    1. У этих людей светлая кожа, глаза голубого, серого, зеленого цвета. В народном творчестве они часто воспевают белую березу. (Россия, русские)

    2. Раньше это народ был кочевым. Исповедует ислам. Элемент культуры – турнир наездников. Национальное блюдо- кумыс. (Россия, Татарстан, татары)

Задание 2. С днем рождения!

              1. Почему в центральной европейской части России низкая рождаемость? (территория сильно урбанизированная, меньше влияют традиции, религия, высокая вовлеченность в общественный труд женщин, высокий уровень здравоохранения)

              2. Почему в Туве и на северном Кавказе рождаемость выше, чем в других районах России? (большое влияние родовых традиций, образ жизни, религия)

Задание 3. Блицтурнир!

Преподаватель поочередно задает каждой команде вопросы. Время на обдумывание каждого вопроса 5 секунд.

  1. Назовите численность населения России?

  2. Мужчины какой национальности носят паранджу?

  3. Какова численность населения мира в настоящее время?

  4. Сколько народов живет на Земле?

  5. Какая страна в мире самая населенная?

  6. Какой народ в мире самый темнокожий и высокорослый?

  7. Какая страна в мире самая плотно населенная?

  8. Какой народ самый худой в мире?

  9. Назовите наименьшее по численности государство в мире?

  10. Назовите самую урбанизированную страну в мире?

  11. В какой стране самый высокий уровень продолжительности жизни?

  12. Какая страна в мире является самой многонациональной?

  13. Самый низкорослый народ в мире?

  14. Жители каких островов с возрастом становятся не старше, а моложе?

Задание 4. «Кто, где живет?»

Известно, что москвичи живут в Москве, одесситы в Одессе, Японцы в Японии, попробуйте определить где живут…

  1. Томичи- г Томск

  2. Смоляне- г. Смоленск

  3. Куряне- г Курск

  4. Монегаски- г. Монако

  5. Палешане- пос Палех, Ивановская обл

  6. Челнинцы- г. Набережные Челны, Татария, РФ

Задание 5. «Как вы думаете, почему ..»

Команды получают карточки с заданиями – конверт- на обсуждение 30 секунд, затем представители команды зачитывают вопросы и дают ответы

  1. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель –Авиве, есть своя «малая Италия», свой «Чайна- Таун». Чем объяснить современную многонациональную структуру США? (коренное население США - индейцы, а современные жители- потомки мигрантов из разных регионов мира)

  2. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространен в индии, Пакистане, Бангладеш? (бывшие колонии Великобритании)




















ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ


ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА (ФП) - повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

-

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА 1.

-Ходьба на месте 2— 3- секунды. Темп средний.


1. Исходное положение (И.п.) - основная стойка (о.с.)

1 - руки вперед, ладони книзу.

2 - руки в сторону ладони книзу.

2 - руки в стороны, ладони кверху.

3 - встать на носки, руки вверх-, прогнутъся.

4 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п. - ноги врозь, немного шире плеч.

1-3 наклон назад, руки за сгину.

3-4 - и.п.

Повторить 6-8 раз. Темп средний.


3 . И.п. - ноги на ширине плеч.

1 - руки за голову, поворот туловща направо.

2 - туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад.

3 - выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево.

4 - и.п. 5-8 - то же в другую сторону.
Повторить 6 раз. Темп средний.


4.И.П. - руки к плечам.

1 - выпад вправо, руки в стороны.

2 - и.п.

3 - присесть, руки вверх.

4 - и.п.

5-8 - то же в другую сторону.

Повторить 6 раз. Темп средний.





ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


КАК МЕНЯЛАСЬ ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ?

В палеолите 16-15 тыс. л.н. до н.э.- 3 млн. человек

  • В неолите- 5-4 тыс.л. до н.э.- 25 млн. человек

  • 2 тыс.л. до н.э. – 50 млн. человек

  • На рубеже эр- уже 150-270 млн. человек.

  • К 1000 году н.э. - 305 млн. человек

  • В 1500 г- 440 млн. человек

  • В 1650 г- 550 млн человек.

  • В 1800 г. – 952 млн. человек

  • В 1830 г- 1 млрд. человек

  • В 1900г- 1,657 млрд человек

  • В 1930г – 2 млрд. человек

  • В 1959- 2,530 млрд человек

  • В 1962г – 3 млрд человек

  • В 1976г- 4 млрд человек

  • В 1987г- 5 млрд человек

  • В 1999г- 6 млрд человек

  • В 2000 г- 6, 25 млрд человек

  • В 2012г- 7 млрд человек

  • В 2014г – 7,3 млрд человек










ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


РЕЙТИНГ СТРАН ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


2014 ГОД

2030 ГОД

2050 ГОД

2075 ГОД

2100 ГОД

1Китай

2Индия

3Соединенные Штаты Америки

4Индонезия



5Бразилия

6Пакистан



7Бангладеш

8Нигерия

9Россия

10Япония



11Мексика

12Филиппины

13Вьетнам



14Эфиопия

15Германия


1Индия

2Китай

3Соединенные Штаты Америки


4Индонезия



5Бразилия

6Нигерия



7Пакистан

8Бангладеш

9Эфиопия

10Россия



11Филиппины

12Мексика

13Конго, демократическая республика

14Япония

15Египет


1Индия

2Китай

3Соединенные Штаты Америки

4Индонезия



5Нигерия

6Пакистан



7Бразилия

8Эфиопия

9Бангладеш

10Конго, демократическая республика

11Филиппины

12Египет

13Мексика



14Вьетнам

15Россия


1Индия

2Китай

3Эфиопия



4Соединенные Штаты Америки

5Нигерия

6Конго, демократическая республика

7Индонезия

8Пакистан

9Бразилия

10Бангладеш



11Филиппины

12Египет

13Мексика



14Кения

24. Россия


1Индия

2Китай

3Эфиопия



4Конго, демократическая республика

5Нигерия

6Соединенные Штаты Америки

7Пакистан

8Индонезия

9Бразилия

10Филиппины



11Бангладеш

12Египет

13Кения



14Нигер

34. Россия













ПРИЛОЖЕНИЕ 6.


Оценочный лист

Конкурс

(название)

Команда №1

Команда №2.

Задание 1.

«Что это? Где это?»




Задание 2.

С днем рождения!




Задание 3.

Блицтурнир!











Задание 4. «Кто, где живет?»






Задание 5. «Как вы думаете, почему ..»





Итоги:












33




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!