СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия "Сестринская помощь при остром инфаркте миокарда"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для преподавателей клинических дисциплин по специальности 34.02.01 Сестринское дело для подготовки к учебному занятия по теме "Сестринская помощь при остром инфаркте миокарда".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия "Сестринская помощь при остром инфаркте миокарда"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

на тему: «Сестринская помощь при инфаркте миокарда»



ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах

МДК 02.01.1 Сестринское дело в терапии


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело















Сатка 2021


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка …………………………………

4

1 Цели учебного занятия ……………………………………………..

6

2 Осваиваемые компетенции ………………………………………...

7

3 Материально-техническое обеспечение учебного занятия ……...

9

4 Этапы планирования занятия ……………………………………...

11

5 Методы обучения и методические приемы ……………………….

13

6 Межпредметные связи ……………………………………………..

14

7 Методы контроля …………………………………………………...

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………

16

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1 Алгоритм оказания неотложной помощи при
остром инфаркте миокарда на догоспитальном этапе ……………………


17

Приложение 2 Протокол регистрации ЭКГ ………………………...

20

Приложение 3 Блок контроля знаний ……………………………….

22

Приложение 4 Протокол учебного занятия …………………………

28

Приложение 5 Критерии оценки учебного занятия ………………..

29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность темы. В настоящее время инфаркт миокарда – это ведущая причина смертности не только в России, но и во всём мире. Как форма ишемической болезни сердца, инфаркт миокарда считается одной из главных кардиологических проблем, с которой сталкиваются в современном обществе. Летальность в первые часы от начала приступа составляет от 30% до 50%. От повторных инфарктов и различных осложнений около 25% пациентов погибают в течение года. Наличие такого диагноза, в разы сокращает продолжительность жизни.

Частота заболевания по статистике, составляет около 500 человек на 100000 населения в год. Мужчины подвержены инфаркту в 5 раз чаще женщин. Инфаркт миокарда стремительно «молодеет» и становится актуальным для людей моложе 30 лет, а не только после 50-60 лет, как считалось несколько десятков лет назад.

Методическая разработка учебного занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01 Сестринское дело и программой ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

На данном занятии студенты демонстрируют знания, которые они приобрели при изучении темы «Сестринская помощь при инфаркте миокарда». Студенты работают с тестовыми заданиями, решают ситуационные задачи по теме, демонстрируют технику проведения практических манипуляций в соответствии с алгоритмами, отвечают на устные вопросы по теме.

Для успешного освоения темы необходимы фундаментальные знания, прежде всего анатомии и основ физиологии. Используются знания, полученные на других дисциплинах общего профессионального цикла: «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология», «Психология», «Основы патологии».

Для данной темы предусмотрено 4 часа практического занятия. Внеаудиторная работа представлена в форме презентаций, сообщений, буклетов, памяток на темы: «Профилактика инфаркта миокарда», «Роль медсестры в оказании медицинской помощи пациентам с острым инфарктом миокарда», составление студентами кроссвордов по теме.

1 Цели учебного занятия


  1. Учебные (дидактические) цели:

– проверить уровень знаний студентов по теме практического занятия;

– углубить, систематизировать и обобщить знания по теме «Сестринская помощь при инфаркте миокарда»;

– сформировать и закрепить тактику медицинской сестры при оказании медицинской помощи пациентам с инфарктом миокарда.

2 Развивающие цели:

– способствовать развитию клинического мышления;

– способствовать развитию памяти и речи;

– развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

3 Воспитательные цели:

– стремиться воспитать чувства милосердия, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма;

– стремиться к воспитанию чувства ответственности за выполняемую работу, умения контролировать свои эмоции, воспитание чувства долга.

В соответствии с новыми образовательными стандартами после изучения материала студенты должны:

Знать:

– этапы сестринского процесса;

– определение понятия «Инфаркт миокарда»;

– этиологию инфаркта миокарда;

– симптоматику и клинические проявления, осложнения инфаркта миокарда;

– нарушенные потребности и проблемы пациента (настоящие, потенциальные, приоритетные);

– диагностику, лечение, прогноз, профилактику инфаркта миокарда;

– алгоритмы оказания неотложной помощи при инфаркте миокарда и его осложнениях.

Уметь:

– провести сестринское обследование пациента с инфарктом миокарда;

– выявить проблемы пациента и интерпретировать нарушенные потребности;

– спланировать цели ухода и сестринские вмешательства;

– реализовать план ухода;

– оценить полученные результаты и внести коррективы в план ухода;

– выполнять сестринские манипуляции (взвешивание, измерение роста, определение индекса массы тела, общий осмотр, подсчет частоты дыхательных движений, подсчет и характеристика пульса, измерение артериального давления, внутримышечная инъекция, внутривенная инъекция, подкожная инъекция, расчет и введение гепарина, подготовка пациента к общими анализу крови, биохимическому анализу крови, подготовка пациента к общему анализу мочи, подготовка пациента к тропониновому тесту, техника проведения электрокардиографии, техника подачи увлажненного кислорода через носовую канюлю или аппарат Боброва);

– оказывать неотложную помощь пациентам с острым инфарктом миокарда и его осложнениях.



2 Осваиваемые компетенции


Осваиваемые профессиональные компетенции:

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Осваиваемые общие компетенции:

OK 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

OK 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

OK 14 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



3 Материально-техническое обеспечение учебного занятия


Материальное обеспечение учебного занятия:

1. Методическая разработка учебного занятия «Сестринская помощь при инфаркте миокарда» (для преподавателя).

2. Учебно-методическая разработка учебного занятия «Сестринская помощь при инфаркте миокарда» (для студентов).

2. Ноутбук.

3. Телевизор.

4. Hdmi кабель.

5. Программа для демонстрации презентаций PowerPoint.

6. Тестовые задания.

7. Карточки с заданиями для студентов (ситуационные задачи, практические манипуляции, алгоритмы).

8. Оснащение для выполнения зачетных практических манипуляций (накладка для отработки внутривенной инъекции, накладка для отработки внутримышечной инъекции, накладка для отработки подкожной инъекции, венозный жгут, спиртовые салфетки, шприц инъекционный 2,0, 5,0, 10,0, контейнер для отходов класса А, контейнер для отходов класса Б, дезинфицирующий раствор, ветошь, подушечка под локоть, сменная стерильная инъекционная игла, электрокардиограф РД-/3, термобумага для кардиографа, функциональная кровать).

Тип занятия: практическое занятие.

Место проведения: кабинет доклинической практики ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум» №19.

Количество часов: 180 минут.

Распределение рабочего времени на учебном занятии:

1. Организационный момент – 5 минут.

2. Контроль исходного уровня знаний – 15 минут.

3. Изложение темы, цели и плана занятия – 15 минут.

4. Эвристическая беседа – 30 минут.

5. Демонстрационная часть – 25 минут.

6. Оформление манипуляционных тетрадей – 15 минут.

7. Самостоятельная работа студентов (тестированный контроль, решение клинических задач) – 55 минут.

8. Подведение итогов занятия, выставление оценок – 15 минут.

9.Задание на дом – 5 минут.



4 Этапы планирования занятия


Таблица 1

Этапы планирования занятия

Этапы
занятия

Деятельность
преподавателя

Деятельность студентов

Цели

Время

1. Организационный момент

Приветствие. Внешний вид. Готовность кабинета, оснащение. Отмечает отсутствующих

Фамилии отсутствующих говорит староста подгруппы. Доску и мел готовит дежурный

Проверить готовность к работе, сконцентрировать внимание студентов

5 минут

2. Контроль исходного уровня знаний






Срез знаний по типу вопрос-ответ (Приложение 3)



Заполняют протокол. Устно дают правильный ответ







Проверить уровень знаний перед занятием

15 минут

3. Изложение темы, цели и плана занятия


Сообщает тему, цель и план занятия. Кратко объясняет тему занятия (Приложение 1).

Слушают.


Раскрыть значимость темы в будущей профессии медицинской сестры. Подготовка к предстоящей работе.

15 минут

4.Эвристическая беседа

Задает вопросы, предлагает студентам отвечать, решая поставленную задачу. Преподаватель может помогать студентам, задавая наводящие вопросы, вносит поправки (Приложение 3)

Слушают, отвечают, дают полные ответы

Научить студентов овладевать знаниями, благодаря самостоятельной проработки небольших вопросов. Научить выступать перед аудиторией

30

минут

5. Демонстрационная часть











Демонстрирует практические навыки: методика записи ЭКГ (Приложение 2).


Внимательно следят за манипуляционной техникой

Облегчить восприятие и осмысление материала. Научить клиническому мышлении.

25

минут

6.Оформление манипуляционных тетрадей




Раздает студентам описание манипуляций (Приложение 2)

Вдумчиво переписывают.

Выполняют манипуляции.

Закрепить навыки, полученные в ходе занятия.

15 минут

7.Самостоятельная работа студентов

Предлагает решить ситуационные задачи, с последующим обсуждением

Предлагает студентам ответить на тестовые задания (Приложение 3)









Решают тестовые задания, записывают результат теста в протокол.

Решают ситуационные задачи, записывают результат в баллах в протокол.









Проверить и закрепить полученные знания. Решение тестовых заданий и ситуационных задач помогают подготовиться к ГИА. Решение клинических задач систематизируют знания, учат определять неотложное состояние и правильно оказывать неотложную доврачебную помощь

55 минут














8. Подведение итогов занятия, выставление оценок

Подводит итоги занятия, подсчитывает средний балл, выставляет оценки. Отмечает более активных студентов (Приложение 4, Приложение 5)

Слушают, подсчитывают баллы

Выявить уровень знаний студентов, поощрение активных студентов

15 минут

9. Задание на дом

Сообщает домашнее задание к следующему занятию.

Слушают, записывают.

Подготовка к следующему занятию.

5 минут


5 Методы обучения и методические приемы


Методические приемы:

  1. Объяснение.

  2. Демонстрация слайдов.

  3. Беседа.

  4. Работа с учебником.

Таблица 2

Методы обучения

Метод

Основное
назначение

Уровни
усвоения

Приемы

Объяснительно-иллюстративный;

Облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала

Воспроизведение

Умения и навыки

Рассказ, беседа, иллюстрация плакатов, презентаций

Репродуктивный

Формирование умений и навыков

использования полученных знаний






Воспроизведение

Умения и навыки

Решение типовых задач, тестов, выполнение практических заданий по заданному алгоритму

Частично – поисковый

Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов

Воспроизведение

Умения и навыки

Эвристическая беседа, обобщение


Применение различных методов способствует созданию рабочей обстановки, творческой активности и заинтересованности студентов.



6 Межпредметные связи


1 Предшествующие:

– технология оказания медицинских услуг;

– анатомия с физиологией;

– фармакология с рецептурой;

– психологи.

2 Сопутствующие:

– гериатрия.

3 Последующие:

– государственная итоговая аттестация;

– первичная аккредитация;

– первичная специализированная аккредитация.



7 Методы контроля


  1. Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тестирование).

  2. Устный.

  3. Фронтальный опрос – беседа преподавателя с группой.

  4. Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.

  5. Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе при решении ситуационных задач и выполнении практических манипуляций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Барановский, В. А. Справочник медицинской сестры / В. А. Барановский. – М. : Медицина, 2019. – 46 с.

  2. Гребнев, А. Л. Основы общего ухода за больными: учеб. пособие /
    А. Л. Гребнев, А. А. Шептулин, А. М. Хохлов. – М. : Медицина, 2019. –
    288 с.

  3. Лычев, В. Г. Сестринское дело в терапии / В. Г. Лычев, Т. Т. Карманова. – М. : Форум, 2017. – 347 с.

  4. Никишова, В. Н. Кардиология / В. Н. Никишова, Ю. Е. Францева. – М. : Эксмо, 2018. – 240 с.

  5. Основы сестринского дела: алгоритмы манипуляций / Н. В. Широкова и др. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 160 с.

  6. Руксин, В. В. Неотложная кардиология / В. В. Руксин. – СПб. : Невский диалект, 2017. – 503 с.

  7. Смолева, Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-социальной помощи / Э. В. Смолева. – Ростов н/Д : Феникс, 2020. –
    473 с.

  8. Храмова, Е. Ю. Полный справочник по уходу за больными /
    Е. Ю. Храмова. – М. : РИПОЛ классик, 2018. – 157 с.

  9. Щукин, Ю. В. Методы исследования пациента / Ю. В. Щукин. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 287 с.

  10. Яромия, И. В. Сестринское дело и манипуляционная техника
    И. В. Яромич. – Минск : Высшая школа, 2017. – 527 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Алгоритм оказания неотложной помощи при остром инфаркте миокарда на догоспитальном этапе


п/п

Диагноз

Код диагноза по МКБ-10, КСГ и оценка в баллах

Стандарт
обследования

Диагностика

Стандарт объема
медицинской помощи

1.

Острый инфаркт миокарда

I21 – IV – 8

Жалобы, анамнез, ЧСС, АД, пульс, ЧД, термометрия, аускультация.


ЭКГ (подъем ST и патологический Q).


Пульсоксиметрия.


Мониторинг АД и ЭКГ.


Катетеризация

– Аспирин 250- мг разжевать

– клопидогрел 300мг (4 таб) до 75 лет, с 75 лет – 75 мг ( 1 таб.). Разжевать.

– Нитроспрей 1-2 дозы или нитроглицерин в таблетках при нормальном АД и отсутствии брадикардии при ИМ (нельзя при ИМ правого желудочка!).

– Морфин 1% - 1,0 в/в струйно дробно.

– или дроперидол 0,25%-2,0 вместе с фентанилом 0,005%-2,0 в\в на 20,0 – 40% глюкозе

– Ингаляция кислорода 4-6 л/мин – Гепарин 4000 ЕД (0,8 мл) в/в при отсутствии противопоказаний – Обзидан 20-40 мг внутрь при тахикардии, наджелудочковых нарушениях ритма и гипертонии или беталок 5мл в/в струйно

– Нельзя нифедипин для снижения давления!

– При желудочковых экстрасистолах – кордарон 300мг в\в на 5% глюкозе или лидокаин 2%-120мг – При подъеме ST – тромболизис метализе до 10000 ед в/в болюсом

– Экстренная госпитализация на носилках в кардиологию с инфузией при транспортировке обеспечить венозный доступ ,мониторирование

2.

Острый коронарный синдром без подъема ST

I20 – IV – 8

ЭКГ: депрессия ST больше 1 мм в 2-х и более отведениях, инверсия зубца T в отведениях с преобладающим R или псевдонормализация зубца Т.


Катетеризация


– Аспирин 250 мг

– клопидогрел 300мг(4 таб) до 75 лет, с 75 лет – 75 мг ( 1 таб.). Разжевать. – Для купирования болевого синдрома – морфин 1%-1,0 дробно, внутривенно, при болях. – или дроперидол 0,25%-2,0 вместе с фентанилом 0,005%-2,0 в\в на 20,0 – 40% глюкозе

– При неснимающейся боли или рецидивирующей боли – нитроглицерин 0,1% - 10 мл в/в, или перлинганит 10,0 капельно медленно на физрастворе.

– Гепарин5000ЕД в/в(1,0 мл)

– БАБ: Обзидан 20-40 мг всем больным, при отстутствии АВ-блокады, брадикардии, БА, ХОБЛ, ОСН. или беталок 5 мл в/в струйно .

– Нельзя нифедипин для снижения давления!

– Ингаляция кислорода 4-6 л/мин.

– Экстренная госпитализация на носилках в кардиологию.

Приложение 2


Протокол регистрации ЭКГ


ЭКГ снимается после 10-15-минутного отдыха, через 2 и более часов после еды.

Положение пациента – лежа на кушетке, при невозможности – сидя.

На нижнюю часть предплечий и голеней накладываются электроды. Под электроды – прокладки размером не более электродов и смоченные в 5-10% растворе натрия хлорида или воды.

Электроды закрепляются резиновой лентой. Соединить электроды с проводами аппарата, имеющими цвет:

– черный – с правой нижней конечностью («земля»);

– зеленый – с левой нижней конечностью;

– красный – с правой верхней конечностью;

– желтый – с левой верхней конечностью.

Выполнить заземление аппарата к контуру в кабинете или к линии центрального отопления в нетрадиционных условиях.

Включить аппарат в электросеть (вилку кабеля питания).

Включить аппарат (загорается сигнальная лампочка).

Регулятором пера установить перо на изоэлектрическую линию или не более 10 мм от нее.

Зарегистрировать контрольный милливольт, включив протяжку (кнопку «М» или «50» в зависимости от марки аппарата) и одновременно кнопку mv.

Приступить к записи ЭКГ:

– установить переключателем или кнопкой I отв;

– нажать на «М» или «50» и записать 3-4 комплекса;

– переключать последовательно кнопки на II, III, III вдох,

AVR, AVL, AVF и производить запись.

Для записи грудных отведений пользуются грудными электродами.

Предварительно смочить волосистую часть груди водномыльным раствором.

Электрод перед записью установить последовательно в точки:

V1 – у места прикрепления III-IV ребра к грудине справа.

V2 – аналогично – слева.

V3 – посередине между V2 и V4.

V4 – на верхушке сердца (в 5 межреберье на среднеключичной линии).

V5 – посередине между V4 и передней подмышечной линией на уровне V4.

V6 на передней подмышечной линии на уровне V4.

Установить переключатель (кнопку) в положение mv и зарегистрировать контрольный милливольт.

Переключить аппарат в исходное положение.

Выключить аппарат (переключателем).

Выключить из электросети, снять заземление.

Снять электроды с пациента.

Оформить ленту ЭКГ: обозначить отведения, I, II, III, IIIвд., AVR, AVL, AVF, V1, V2, V3, V4, V5, V6.

Над I ответведением записать: дата, Ф.И.О., возраст, диагноз и затем последовательно – отведения.

Примечание. Если выявлена аритмия, сделать 10-15 отведений, лучше в V1 или II отведении.

Приложение 3


Блок контроля знаний


Задание 1. Устно дать развернутый ответ на вопросы:

1. Инфаркт миокарда: определение, основная причина, факторы риска, виды.

2. Периоды и клинические варианты инфаркта миокарда.

3. Клиника болевого варианта инфаркта миокарда.

4. Клиника астматического варианта инфаркта миокарда.

5. Клиника абдоминального варианта инфаркта миокарда.

6. Клиника аритмического варианта инфаркта миокарда.

7. Клиника цереброваскулярного варианта инфаркта миокарда.

8. Клиника малосимптомного варианта инфаркта миокарда.

9. Изменения на ЭКГ при инфаркте миокарда. Потенциальные проблемы пациентов с инфарктом миокарда.

10. Неотложная помощь при инфаркте миокарда.


Задание 2. Письменно дать краткий ответ на следующие вопросы:

1. Ишемический некроз участка сердечной мышцы, возникающий вследствие острого несоответствия между потребностью миокарда в кислороде и его доставкой по коронарным артериям – это ... (инфаркт миокарда).

2. Основная причина развития инфаркта миокарда – это ... (атеросклероз).

3. Какие два вида инфаркта миокарда различают? (крупноочаговый и мелкоочаговый)

4. Поражающий некрозом всю толщину стенки желудочка инфаркт называется ... (трансмуральным).

5. Сколько периодов выделяют в клиническом течении инфаркта миокарда? (5 периодов)

6. Назовите 6 клинических вариантов инфаркта миокарда: ... (болевой или ангинальный, астматический, абдоминальный, аритмический, цереброваскулярный, малосимптомный или асимптомный).

7. Куда иррадиирует боль при инфаркте миокарда? (в левую руку или обе руки, левое плечо, лопатку, шею, межлопаточное пространство, эпигатрий)

8. Какая кривая формируется на ЭКГ при инфаркте миокарда? (монофазная кривая, напоминающая кошачью спинку)

9. Потенциальные проблемы пациента при инфаркте миокарда: ... (кардиогенный шок или острая сердечно-сосудистая недостаточность, острая левожелудочковая недостаточность и отек легких, нарушение сердечного ритма и проводимости, разрыв сердца, аневризма сердца, перикардит, тромбоэмболии большого круга кровообращения).

10. На каком желудочке чаще всего возникает инфаркт миокарда? (на левом)


Задание 3. Решите ситуационные задачи:

Вариант 1

В медпункт обратился мужчина 62 лет, у которого после нервного перенапряжения час назад воз­ник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд/мин, АД 160/100 мм рт. ст., ЧДД 22 в мин.

Задания:

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

Эталон ответа на задачу 1:

На основании жалоб: жгучие боли за грудиной, которые не купируются приемом нитроглицерина.

данных анамнеза: мужчина 62 лет. Данное состояние возникло после нервного перенапряжения.

объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд/мин., А/Д 160/100 мм.рт.ст., ЧДД 22 в мин.

Предполагаемый диагноз: Острый инфаркт миокарда.

Алгоритм неотложной помощи:

1. Вызвать бригаду СМП через третье лицо.

2. Уложить пациента, запретить двигаться.

3. Обеспечить доступ свежего воздуха.

4. Снять ЭКГ.

5. Под язык Нитроглицерин 0,5 мг или Нитроспрей 0,4 мг.

6. Дать пациенту разжевать 250 мг Аспирина.

7. Провести катетеризацию периферической вены.

8. По назначению врача СМП:

– ввести пациенту 1% Морфин 1 мл + 0,9% NaCl 20 мл – в/в струйно медленно (методом титрования!);

– гепарин 4000 ЕД (0,8 мл) + 0,9% NaCl 10 мл – в/в струной медленно;

– Клопидогрел 300 мг – per os;

– быть готовым к проведению тромболизиса;

– подача увлажненного кислорода через кислородную маску или носовую канюлю – 5-6 л/мин.

9. Госпитализация на носилках в кардиологическое отделение.

10. При клинической смерти – СЛР.

Вариант 2

Пациент 47 лет находится в палате интенсивной терапии третьи сутки по пово­ду крупноочагового инфаркта миокарда. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие дан­ные: жалобы на отсутствие стула с момента поступления, вздутие живота, слабость, боли в животе, плохой сон. Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы обычной окраски, температура 36,8 град, ЧДД 18 в минуту, пульс 80 уд в минуту, ритмичен, удовлетвори­тельных качеств, АД 140/90 мм рт.ст. Живот при осмотре вздут, болезненный при пальпации в околопупочной об­ласти.

Пациенту назначено: стол №10; строгий постельный режим; масляная клизма; кровь на общий и биохимический анализ; ЛФК, массаж живота.

Задания:

1. Выявите удовлетворение каких потребностей нарушено и определите проблемы па­циента.

2. Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.

Эталон ответа на задачу 2:

1. Нарушено удовлетворение потребностей: есть, пить, выделять, двигаться, спать, избегать опасности.

Проблемы пациента:

настоящие: нарушение опорожнения кишечника (запор), слабость, вздутие живота, боли в животе, нарушение сна, дефицит самоухода

Потенциальные: ухудшение состояния в связи с развитием осложнений.

Из данных проблем приоритетной является нарушение опорожнения кишечника (запор)

2. Приоритетная проблема пациента – нарушение опорожнения кишечника (запор).

Краткосрочная цель: у пациента нормализируется стул, опорожнение кишечника будет ежедневно.

Долгосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами после занятий с медицинской сестрой.

 План сестринских вмешательств:

1. М/с обеспечит молочно-растительную диету (черный хлеб, овощи, фрукты, молочные изделия) для нормализации работы кишечника.

2. М/с выработает у пациента условный рефлекс на дефекацию для улучшения моторики кишечника.

3. М/с обеспечит поворачивание и присаживание в постели для улучшения моторики кишечника.

4. М/с обучит элементарнымприема ЛФК и массажа живота и будет контролировать их выполнение для улучшения моторики кишечника.

5. М/с обеспечит пациента судном, отгородит ширмой от других пациентов для создания комфортного состояния.

6. М/с обеспечит постановку масляной клизмы и прием слабительных по назначению врача для нормализации стула.

7. М/с проведет беседу с родственниками о характере передач для рационального питания при запоре.

8. М/с будет следить за состоянием пациента для предупреждения и ранней диагностики осложнений.

Оценка: пациент отмечает нормализацию стула, демонстрирует знания о мерах профилактики запора. Цель достигнута.


Задание 4. Решите тест по теме «Сестринская помощь при инфаркте миокарда» (выберите один правильный вариант):

1. Местное артериальное малокровие – это:

а)анемия

б)ишемия

в)гипоксия

г)гипоксемия

2. Типичная форма инфаркта миокарда:

а)абдоминальная

б)ангинозная

в)астматическая

г)безболевая

3. Неотложная помощь при инфаркте миокарда:

а)валидол, лазикс

б)корвалол, пентамин

в)морфин, гепарин

г)папаверин, атропин

4. Повышение температуры, лейкоцитоз, увеличение СОЭ наблюдаются при:

а)гипертонической болезни

б)инфаркте миокарда

в)кардиосклерозе

г)стенокардии

5. В первые дни больному инфарктом миокарда назначают режим:

а)строгий постельный

б)постельный

в)полупостельный

г)амбулаторный

6. Транспортировка больного с инфарктом миокарда:

а)в кресле-каталке

б)на носилках

в)самостоятельное передвижение

7. Больному инфарктом миокарда необходима госпитализация:

а)в первые часы заболевания

б)на 2-е сутки заболевания

в)на 3-и сутки заболевания

г)на 4-е сутки заболевания

8. Зону некроза на ЭКГ при инфаркте миокарда отражает зубец:

а)Р

б)Q

в)R

г)S

9. Изменения в биохимическом анализе крови при инфаркте миокарда:

а)гиперпротеинемия

б)гипохолестеринемия

в)гиперферментемия

г)гипоферментемия

10. Составьте алгоритм неотложной помощи при инфаркте миокарда:

Приложение 4


Протокол учебного занятия

ФИО

Тест контроль

Практическая часть

Решение

задач

Итог

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





Приложение 5


Критерии оценки учебного занятия


Критерии оценки за тестовые задания

За каждый правильный ответ 1 балл

Процент
результативности (правильных
ответов)

Качественная оценка
индивидуальных образовательных
достижений

балл
(отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно


Критерии оценки манипуляционной техники

Критерии

Баллы

Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;

5

Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

4

Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

3

Затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами

2



Критерии оценки за устный ответ

При определении оценки необходимо исходить из следующих критериев:

– сумма знаний, которыми обладает студент (теоретический компонент

– системность знаний, их полнота, достаточность, действенность знаний, прочность, глубина и др. критерии оценки);

– понимание сущности педагогических явлений и процессов и их взаимозависимостей;

– умение видеть основные проблемы (теоретические, практические), причины их возникновения;

– умение теоретически обосновывать возможные пути решения существующих проблем (теории и практики).

Оценка «отлично»: 

Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Соблюдаются нормы литературной речи. 
Оценка «отлично» предполагает глубокое знание всего курса, понимание всех явлений и процессов, умение грамотно оперировать медицинской терминологией. Ответ студента на каждый вопрос должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка «отлично» выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.

Оценка 5 («отлично») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала; 

– демонстрируют знание современной учебной и научной литературы; 

– способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач; 

– владеют понятийным аппаратом; 

– демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики; 

Оценка «хорошо»:

Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Материал излагается уверенно. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы литературной речи. 

Оценка «хорошо» ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых вопросов в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей. 

Оценка 4 («хорошо») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают твёрдое знание программного материала; 

– усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу; 

– способны применять знание теории к решению задач профессионального характера; 

– допускают отдельные погрешности и неточности при ответе. 

Оценка «удовлетворительно»: 

Допускаются нарушения в последовательности изложения. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм литературной речи. 

Оценка 3 («удовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

– в целом усвоили основную литературу; 

– допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета. 

Оценка «удовлетворительно» предполагает ответ только в рамках лекционного курса. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка «неудовлетворительно»: 

Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний. Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы. Оценка «неудовлетворительно» ставится также студенту, списавшему ответы на вопросы и читающему эти ответы экзаменатору, не отрываясь от текста, а просьба объяснить или уточнить прочитанный таким образом материал по существу остается без ответа.

Оценка 2 («неудовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

– обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала; 

– допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы.



41



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!