СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Урок литературного чтения. Тема: "С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматривается понятие "Родина". Работа на уроке со стихотворением С.Д. Дрожжина «Родине». Обсуждается его отношение к изображаемому в стихотворении.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Урок литературного чтения. Тема: "С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому"»

Тема: «С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому».

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока. Словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

Цель урока:

  • познакомить со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»;

  • уточнить определение понятия «родина»;

  • развивать словарный запас учащихся, навык выразительного чтения;

  • воспитывать патриотические чувства.

Познавательные УУД:

  • строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

  • поиск необходимой информации с помощью учебной литературы;

  • переработка и преобразование информации из одного вида в другой;

  • анализировать, сравнивать, делать выводы.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

  • определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока;

  • самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

  • учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • работа в парах и группах.

Личностные УУД:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

Оборудование: листы с пословицами, презентация, карточки с заданиями, словарь Ожегова, модель дерева и листья к рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

– Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  • Аутогенная тренировка

– Я, как и вы, немного волнуюсь, поэтому предлагаю всем настроиться на урок, сесть поудобнее, закрыть глаза и повторять за мной:

«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке!»

– И пусть этот урок принесёт нам только радость!

  • Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

– Но перед такой серьёзной работой, давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику и подготовим голос.

– Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.

– Повторяйте за мной:

1)Вдох носом, выдох через рот (2р)

2)Вдох носом, задержка дыхания, выдох(2р)

3)Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2р)

– Настроились на урок?

2. Постановка учебной задачи (4 мин)

– И сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.

– Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек, бедняк или богач, здоровый или больной.

– Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда прослушаете стихотворение.

СЛАЙД №1

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница,

И ромашковый бугор.

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

Или степь, от маков красная.

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

– Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о родине)

– Ребята, каждый из нас как-то по-особому может выразить свои чувства к Родине. Например, композитор пишет музыку, художник, это делает с помощью красок, поэты, говорят о Родине - поэтической строкой.

– Взгляните на экран? (портрет С.Д.Дрожжина) СЛАЙД 2

– Знаком вам этот человек?

– Это русский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

– А почему именно об этом поэте мы заговорили? (предположения детей)

– Дети, давайте вместе подумаем, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке.

– Какова тема урока?

– Какую цель ставим перед собой? (Познакомиться со стихотворением «Родине» и проанализировать его.)

– Какие задачи? (Убедиться… Развивать… Воспитывать…)

– Цель и задачи ясны? Приступаем к работе.

3. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. (4 мин)

– Скажите, над каким разделом мы сейчас работаем? (Родина)

– Произведения какого жанра собраны в этом разделе?(стихотворения)

– А теперь вам надо вспомнить, что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра? (ритм, рифма, мелодия)

– Молодцы!

– А теперь назовите средства выразительности, характерные для стихотворения. (это олицетворения, сравнения, эпитеты)

– Давайте ещё раз вспомним, что же это такое. Посмотрите на СЛАЙД 3.

Олицетворение - это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами

Сравнение - это способ описания или характеристики природы, человека и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, будто, точно, словно.

Эпитеты - образное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные именами прилагательными.

4. Работа по теме урока (20 мин)

– Сегодня я хочу вас познакомить с поэтическим признанием Спиридона Дрожжина к родной земле, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки из его стихотворения.

– Давайте зачитаем их вместе, хором. СЛАЙД 4

«Во всей тебе и мощь видна,

И сила с красотой.

Недаром ты и названа

Великой и святой»

  • Слово о поэте (выступает ученик)

Дрожжин Спиридон Дмитриевич (1848 – 1930) – поэт-самоучка. Родители Дрожжина – крепостные крестьяне. Дед научил грамоте, а 10 лет он обучался наукам у местного дьячка. В 12 лет родители отправили его в Петербург, в «люди». С тех пор Дрожжин работал в трактире приказчиком, и продавцом, и лакеем. Мечтал учиться, но не удалось, поэтому пристрастился к чтению, был постоянным читателем Публичной библиотеки. В 16 лет стал сочинять сам. Постепенно познакомился с известными писателями. Был знаком с Толстым. Произведения Дрожжина включали в школьные хрестоматии, издавали для детского чтения. Некоторые его стихи стали песнями.

– И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине»

– Прослушайте внимательно стихотворение (аудиозапись стихотворения)

– А теперь скажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? (чувство гордости)

– А кто из вас уловил настроение этого произведения? Какое оно?

(торжественное, восторженное, читается легко и свободно)

– Молодцы! Правильно вы уловили настроение этого стихотворения.

5. Физминутка (1 мин)

– Устали? Сейчас мы с вами отдохнём, но форма отдыха будет необычной.

– Встали! Левую руку в сторону, поверните голову влево, прочитайте пословицы слева, опустили руку.

1.Человек без родины, что соловей без песни.

2.Родная сторона-мать, а чужая-мачеха.

– Правую руку в сторону, поверните голову вправо, прочитайте пословицы справа, опустили руку.

3.Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

4.Своя земля и в горсти мила.

– Повернулись назад, руки вперед, прочитали пословицы.

5.Тот герой, кто за Родину горой.

6.На чужой сторонушке рад своей воронушке.

– Ребята, а что объединяет все эти пословицы? (они все о Родине)

– Садитесь!

  • Первичное чтение стихотворения

– И вот сейчас нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине».

– Прочитайте это стихотворение для себя и подумайте, что же является главным в нём?

– А в процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны.

– Молодцы, вы очень старались.

– Так кому, что было непонятно?

СЛАЙД 5

молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой

чарующий простор - привлекательный

среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень

– А вот как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение? И что было главным в нём? А чтобы вам было легче, вы можете обсудить свои ответы в парах, работая с карточкой №1.

– Подчеркните те слова, которые выражают чувства автора.

Карточка № 1

Удивление, радость, гордость, непонимание, восторг, ненависть, любовь к своей Родине.




(гордость, восторг и самое главное –это любовь к своей Родине)

Слушаю вас…

  • Составление схемы (работа в группах)

– Давайте ещё раз обратимся к этому стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в этом стихотворении. Работаете в группах, выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны! (делятся на 5 групп) Карточка №2


Родина




– Какая группа готова?

– Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте. (восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость)

– Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на СЛАЙД 6

  • Словарная работа

– Ну а мы дальше с вами продолжаем свою исследовательскую работу.

– Сейчас вам предстоит выяснить значение этих выделенных на схеме слов. – А поможет нам в этом наш постоянный помощник? (это толковый словарь Ожегова)

– Каждая группа берёт по одному слову (восторг, гордость, величие, мощь, святость), находит его значение и зачитывает.

– Слушаем.

– МОЛОДЦЫ!

– А вот я, ребята, особо хочу выделить слово СВЯТОСТЬ.

– Россия испокон веку была православной, люди во все времена верили в Бога, просили его о помощи и защите. А знакомо вам слово «молитва»?

– Какие молитвы вы знаете? (молитва Господу, Божьей Матери, Святым)

– А для чего нужны молитвы? (чтобы просить у Святых о здоровье своём и близких, благополучии, душевном равновесии)

– А где нужно молиться? (в церкви)

– И по всей Руси можно встретить золотые купола церквей, часовен и храмов, куда мы обращаемся.

  • Продуктивное чтение

– Продолжаем работать над стихотворением.

– Сейчас мы проверим так ли это. Вам надо будет думать, рассуждать, предполагать. Готовы? Тогда начнем.

Как не гордиться мне тобой,

О Родина моя!

- От чьего лица ведется речь? Почему так считаете? С каким чувством он обращается к ней? В какой строке это показано?

Когда над Волгою родной

Стою, недвижим, я.

-Почему автор называет Волгу родной? Для чего он остановился? (Чтоб полюбоваться красотой вокруг)

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

-Что такое взор?Что значит «бросить взор»?Куда взглянул поэт? Как?

.Его взгляд остановился только на небесах? А куда он мог его перевести? Давайте подтвердим ваши предположения.

На твой чарующий простор

На темные леса.

-Совпали ваши предположения?

Отчего же леса темные?

Как хороша ты в тёплый день

На празднике весны,

Когда более красивой находит поэт Родину?

- Подберите синонимы к слову «праздник»?

Почему весна –это праздник?

Среди приветных деревень

Родимой стороны!

-Какие деревеньки? Почему автор их так назвал?

Как бодро дышится, когда

-Как дышит автор? Как вы понимаете «дышать бодро»? Почему? Ваши предположения. Интересно узнать, отчего дышится бодро автору?

На поле весь народ

Среди свободного труда

Все силы отдает!

-Подтвердились ваши предположения ?Как вы понимаете слова «народ все силы отдает»? Каким поэт называет труд? Как понимаете? А труд может быть не свободным? (Беседа о крепостном праве, акцент на то, что Дрожжин рожден в семье крепостных) Почему же поэт бодро дышал, глядя на то, как работает народ?

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине!..

Что такое восторг? Что значит грудь наполняется восторгом?(чувством радости, гордости) К кому или чему обращены слова?

- Что значит «наедине»?

Что восторгает поэта? (мысль об уединении с родной природой)

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою.

«Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю».

-Разве листья имеют голос?

Во всей тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой.

А что видит поэт? В чём? Какой называет Родину? Почему называет ее великой? Святой?

– В каких же строчках заключается главная мысль стихотворения?

– Кто прочтет?

– Как вы думаете, каким должен быть человек, поэт, сумевший так выразительно написать о Родине? (Любящим свою Родину, чутким, внимательным)

– Молодцы!

  • Отработка выразительности чтения.

– Да ребята, вы правильно увидели, заметили, определили чувства автора.

– Давайте хорошенько подумаем и определим, а с какой интонацией мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно, громко, трогательно)

– Молодцы, вы правильно подобрали слова.

– А кто бы из вас хотел прочитать это стихотворение для всех? (читают 2-3 ученика)

– Прослушав чтение этого стихотворения нашими ребятами, скажите, смогли ли они передать состояние души поэта? Совпадают ли чувства Дрожжина с вашими чувствами? И чьё чтение вам больше понравилось и почему? Оцените.

– Спасибо вам, я согласна с оценкой ребят, вы очень постарались.

6. Первичное закрепление нового знания (8 мин)

– Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? На листочках продолжите фразу «Родина для меня – это…» и прикрепите к слову «Родина» на доске. (мама, солнце, дом, семья, мой город)

– И для меня родина – это мой родной дом и вся моя большая семья. В знак уважения и большой значимости слово родина принято писать с большой буквы.

– А если мы мысленно с вами перенесёмся на урок русского языка, то, что вы ещё можете добавить про это слово? (оно словарное и необходимо запомнить его написание)

– Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.

– Родина … с детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается?

– Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? (Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, дружба, Отечество, Россия)

– А теперь подберите однокоренные слова к этому слову (родной, родственник, род)

– Так с чего начинается Родина?

-Давайте прослушаем грамзапись … песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина»

– В ней мы найдём ответ на наш вопрос.

  • Составление синквейна.

– А сейчас у вас новое задание.

– Вам надо разделиться на 5 групп и составить синквейн.

Вспомните - это инструмент для определения своего отношения к проблеме.

– Работаем, дружно и быстро. Внимательно слушаем задание. У вас на столах лежат листы «карточка № 3», где 1 строкой будет ключевое слово по теме РОДИНА

2 строканадо подобрать 2 прилагательных, характеризующих основное слово

красивая, родная, любимая, приветливая, доброжелательная, величественная

3 строка 3 глагола подобрать

любит, защищает, заботится, охраняет, радует, чтит, восторгает, бережёт, уважает.

4 строка - краткое выражение по теме (пригодятся пословицы из физ. минутки)

Родина у всех одна.

Нет ничего краше Родины.

Радуюсь своей Родине.

5 строкасиноним к слову Родина

Отечество, Отчизна, родной край

– Задание всем понятно? Работаем очень дружно, время пошло, будьте внимательны!

– Кто выполнил, выходите, для того чтобы защитить свою работу.

  • Беседа о малой Родине.

– Для каждого человека Родина начинается с того места, где он родился, произнес первые слова, сделал первые робкие шаги, где пошел в школу. Познание Родины начинается с изучения родного края. У каждого человека, живущего на планете есть своя Родина. Для нас с вами – это Россия. Но и у каждого из нас есть малая Родина.

– Какой город является для нас малой Родиной? (Симферополь)

– Прослушайте отрывок из стихотворения Виктора Белосовского «Любимый Симферополь» СЛАЙД 7


Мне снится сон - сегодня выходной,

Зарёю алою окрашен город,

Не в смоге он, а в дымке голубой,

Прекрасный мой, любимый Симферополь!


Мне снится сон, что ветер шелестит,

Перебирая пряди старой ивы.

И в сумерках - неспешные шаги

Прохожих тротуарами Салгира.


Мне снится сон - широкие поля,

Орехи, клёны, вишни, старый тополь.

Я прикасаюсь ласково, любя

К тебе, любимый Симферополь!


7. Подведение итогов урока (2 мин)

– Наш урок подходит к концу. И я хотела бы узнать, что особенно запомнилось вам на нашем уроке? (песня Бернеса, искать пословицы, чтение стихотворения, составление синквейна)

– А что нового вы узнали сегодня? О чём ещё хотели бы узнать? (познакомились со стихотворением Дрожжина «Родине», узнали о самом писателе, а я ещё больше хочу узнать всё, что связано со словом Родина)

8. Рефлексия (2 мин)

– А кто из вас знает, что является символом России? (белоствольная берёза)

– Такую берёзу приготовила и я. Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас имеется по 2 листочка - зелёный и жёлтый.

-Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым. Прошу…

– Я тоже вместе с вами прикреплю свой листочек.

9. Домашнее задание (1 мин)

– Послушайте задание на дом.

– О Родине писали многие поэты свои произведения.

– Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов.

– И сегодняшний урок я хочу закончить пословицей «Нет ничего краше, чем Родина наша» СЛАЙД 8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя