Тема: «С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому».
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока. Словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.
Цель урока:
познакомить со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»;
уточнить определение понятия «родина»;
развивать словарный запас учащихся, навык выразительного чтения;
воспитывать патриотические чувства.
Познавательные УУД:
строить устное высказывание с учетом учебной задачи;
поиск необходимой информации с помощью учебной литературы;
переработка и преобразование информации из одного вида в другой;
анализировать, сравнивать, делать выводы.
Регулятивные УУД:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока;
самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой.
Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
Оборудование: листы с пословицами, презентация, карточки с заданиями, словарь Ожегова, модель дерева и листья к рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
– Здравствуйте, ребята. Садитесь.
– Я, как и вы, немного волнуюсь, поэтому предлагаю всем настроиться на урок, сесть поудобнее, закрыть глаза и повторять за мной:
«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке!»
– И пусть этот урок принесёт нам только радость!
– Но перед такой серьёзной работой, давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику и подготовим голос.
– Сядьте ровно, руки опустите на колени, распрямите грудную клетку.
– Повторяйте за мной:
1)Вдох носом, выдох через рот (2р)
2)Вдох носом, задержка дыхания, выдох(2р)
3)Вдох носом, задержка дыхания, выдох тремя порциями (2р)
– Настроились на урок?
2. Постановка учебной задачи (4 мин)
– И сегодня на нашем уроке мы будем говорить о том, что не может оставить равнодушным ни одного человека на свете.
– Эта тема важна для каждого, будь то маленький ребёнок, взрослый человек, бедняк или богач, здоровый или больной.
– Вы догадаетесь, о чём пойдёт речь, когда прослушаете стихотворение.
СЛАЙД №1
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница,
И ромашковый бугор.
А другим наверно вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
– Кто догадался, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (о родине)
– Ребята, каждый из нас как-то по-особому может выразить свои чувства к Родине. Например, композитор пишет музыку, художник, это делает с помощью красок, поэты, говорят о Родине - поэтической строкой.
– Взгляните на экран? (портрет С.Д.Дрожжина) СЛАЙД 2
– Знаком вам этот человек?
– Это русский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
– А почему именно об этом поэте мы заговорили? (предположения детей)
– Дети, давайте вместе подумаем, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке.
– Какова тема урока?
– Какую цель ставим перед собой? (Познакомиться со стихотворением «Родине» и проанализировать его.)
– Какие задачи? (Убедиться… Развивать… Воспитывать…)
– Цель и задачи ясны? Приступаем к работе.
3. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. (4 мин)
– Скажите, над каким разделом мы сейчас работаем? (Родина)
– Произведения какого жанра собраны в этом разделе?(стихотворения)
– А теперь вам надо вспомнить, что же такое стихотворение? Что характерно для этого жанра? (ритм, рифма, мелодия)
– Молодцы!
– А теперь назовите средства выразительности, характерные для стихотворения. (это олицетворения, сравнения, эпитеты)
– Давайте ещё раз вспомним, что же это такое. Посмотрите на СЛАЙД 3.
Олицетворение - это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами
Сравнение - это способ описания или характеристики природы, человека и т.д. через сходство. Присоединяются словами как, будто, точно, словно.
Эпитеты - образное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные именами прилагательными.
4. Работа по теме урока (20 мин)
– Сегодня я хочу вас познакомить с поэтическим признанием Спиридона Дрожжина к родной земле, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки из его стихотворения.
– Давайте зачитаем их вместе, хором. СЛАЙД 4
«Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой.
Недаром ты и названа
Великой и святой»
Дрожжин Спиридон Дмитриевич (1848 – 1930) – поэт-самоучка. Родители Дрожжина – крепостные крестьяне. Дед научил грамоте, а 10 лет он обучался наукам у местного дьячка. В 12 лет родители отправили его в Петербург, в «люди». С тех пор Дрожжин работал в трактире приказчиком, и продавцом, и лакеем. Мечтал учиться, но не удалось, поэтому пристрастился к чтению, был постоянным читателем Публичной библиотеки. В 16 лет стал сочинять сам. Постепенно познакомился с известными писателями. Был знаком с Толстым. Произведения Дрожжина включали в школьные хрестоматии, издавали для детского чтения. Некоторые его стихи стали песнями.
– И вот сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Спиридона Дрожжина «Родине»
– Прослушайте внимательно стихотворение (аудиозапись стихотворения)
– А теперь скажите, какие чувства вызвало у вас это произведение? (чувство гордости)
– А кто из вас уловил настроение этого произведения? Какое оно?
(торжественное, восторженное, читается легко и свободно)
– Молодцы! Правильно вы уловили настроение этого стихотворения.
5. Физминутка (1 мин)
– Устали? Сейчас мы с вами отдохнём, но форма отдыха будет необычной.
– Встали! Левую руку в сторону, поверните голову влево, прочитайте пословицы слева, опустили руку.
1.Человек без родины, что соловей без песни.
2.Родная сторона-мать, а чужая-мачеха.
– Правую руку в сторону, поверните голову вправо, прочитайте пословицы справа, опустили руку.
3.Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
4.Своя земля и в горсти мила.
– Повернулись назад, руки вперед, прочитали пословицы.
5.Тот герой, кто за Родину горой.
6.На чужой сторонушке рад своей воронушке.
– Ребята, а что объединяет все эти пословицы? (они все о Родине)
– Садитесь!
– И вот сейчас нам предстоит заняться исследованием поэтического текста стихотворения Дрожжина «Родине».
– Прочитайте это стихотворение для себя и подумайте, что же является главным в нём?
– А в процессе чтения отмечайте карандашом слова и выражения, значение которых вам непонятны.
– Молодцы, вы очень старались.
– Так кому, что было непонятно?
СЛАЙД 5
молитвенно свой взор - взгляд на небеса, сопровождающийся молитвой
чарующий простор - привлекательный
среди приветных деревень - от слова «привет» - доброжелательных деревень
– А вот как вы думаете, какие чувства, на ваш взгляд, испытывал автор, когда писал это стихотворение? И что было главным в нём? А чтобы вам было легче, вы можете обсудить свои ответы в парах, работая с карточкой №1.
– Подчеркните те слова, которые выражают чувства автора.
Карточка № 1
Удивление, радость, гордость, непонимание, восторг, ненависть, любовь к своей Родине.
(гордость, восторг и самое главное –это любовь к своей Родине)
– Слушаю вас…
– Давайте ещё раз обратимся к этому стихотворению и попробуем составить схему из слов по теме «Родина», которые выражают чувства автора и встречаются в этом стихотворении. Работаете в группах, выбираете только главные, основные слова. Будьте внимательны! (делятся на 5 групп) Карточка №2





Родина






– Какая группа готова?
– Какая схема слов у вас получилась? Зачитайте. (восторг, гордость, красота, величие, мощь, сила, святость)
– Вы молодцы, хорошо справились с этим заданием и вот каким образом выглядит наша схема, посмотрите на СЛАЙД 6
– Ну а мы дальше с вами продолжаем свою исследовательскую работу.
– Сейчас вам предстоит выяснить значение этих выделенных на схеме слов. – А поможет нам в этом наш постоянный помощник? (это толковый словарь Ожегова)
– Каждая группа берёт по одному слову (восторг, гордость, величие, мощь, святость), находит его значение и зачитывает.
– Слушаем.
– МОЛОДЦЫ!
– А вот я, ребята, особо хочу выделить слово СВЯТОСТЬ.
– Россия испокон веку была православной, люди во все времена верили в Бога, просили его о помощи и защите. А знакомо вам слово «молитва»?
– Какие молитвы вы знаете? (молитва Господу, Божьей Матери, Святым)
– А для чего нужны молитвы? (чтобы просить у Святых о здоровье своём и близких, благополучии, душевном равновесии)
– А где нужно молиться? (в церкви)
– И по всей Руси можно встретить золотые купола церквей, часовен и храмов, куда мы обращаемся.
– Продолжаем работать над стихотворением.
– Сейчас мы проверим так ли это. Вам надо будет думать, рассуждать, предполагать. Готовы? Тогда начнем.
Как не гордиться мне тобой,
О Родина моя!
- От чьего лица ведется речь? Почему так считаете? С каким чувством он обращается к ней? В какой строке это показано?
Когда над Волгою родной
Стою, недвижим, я.
-Почему автор называет Волгу родной? Для чего он остановился? (Чтоб полюбоваться красотой вокруг)
Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
-Что такое взор?Что значит «бросить взор»?Куда взглянул поэт? Как?
.Его взгляд остановился только на небесах? А куда он мог его перевести? Давайте подтвердим ваши предположения.
На твой чарующий простор
На темные леса.
-Совпали ваши предположения?
Отчего же леса темные?
Как хороша ты в тёплый день
На празднике весны,
–Когда более красивой находит поэт Родину?
- Подберите синонимы к слову «праздник»?
–Почему весна –это праздник?
Среди приветных деревень
Родимой стороны!
-Какие деревеньки? Почему автор их так назвал?
Как бодро дышится, когда
-Как дышит автор? Как вы понимаете «дышать бодро»? Почему? Ваши предположения. Интересно узнать, отчего дышится бодро автору?
На поле весь народ
Среди свободного труда
Все силы отдает!
-Подтвердились ваши предположения ?Как вы понимаете слова «народ все силы отдает»? Каким поэт называет труд? Как понимаете? А труд может быть не свободным? (Беседа о крепостном праве, акцент на то, что Дрожжин рожден в семье крепостных) Почему же поэт бодро дышал, глядя на то, как работает народ?
Каким восторгом мою грудь
Ты наполняешь мне,
Когда хочу я отдохнуть
С тобой наедине!..
– Что такое восторг? Что значит грудь наполняется восторгом?(чувством радости, гордости) К кому или чему обращены слова?
- Что значит «наедине»?
Что восторгает поэта? (мысль об уединении с родной природой)
Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю.
Хожу среди твоих лугов,
Мечтаю и пою.
«Я в каждом шелесте листов твой голос узнаю».
-Разве листья имеют голос?
Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой.
– А что видит поэт? В чём? Какой называет Родину? Почему называет ее великой? Святой?
– В каких же строчках заключается главная мысль стихотворения?
– Кто прочтет?
– Как вы думаете, каким должен быть человек, поэт, сумевший так выразительно написать о Родине? (Любящим свою Родину, чутким, внимательным)
– Молодцы!
– Да ребята, вы правильно увидели, заметили, определили чувства автора.
– Давайте хорошенько подумаем и определим, а с какой интонацией мы будем читать это стихотворение? (радостно, торжественно, громко, трогательно)
– Молодцы, вы правильно подобрали слова.
– А кто бы из вас хотел прочитать это стихотворение для всех? (читают 2-3 ученика)
– Прослушав чтение этого стихотворения нашими ребятами, скажите, смогли ли они передать состояние души поэта? Совпадают ли чувства Дрожжина с вашими чувствами? И чьё чтение вам больше понравилось и почему? Оцените.
– Спасибо вам, я согласна с оценкой ребят, вы очень постарались.
6. Первичное закрепление нового знания (8 мин)
– Ребята, сегодня мы много говорили о Родине, а что для каждого из вас означает слово Родина? На листочках продолжите фразу «Родина для меня – это…» и прикрепите к слову «Родина» на доске. (мама, солнце, дом, семья, мой город)
– И для меня родина – это мой родной дом и вся моя большая семья. В знак уважения и большой значимости слово родина принято писать с большой буквы.
– А если мы мысленно с вами перенесёмся на урок русского языка, то, что вы ещё можете добавить про это слово? (оно словарное и необходимо запомнить его написание)
– Посмотрите на доску и ещё раз вспомните написание этого слова.
– Родина … с детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается?
– Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»? (Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, дружба, Отечество, Россия)
– А теперь подберите однокоренные слова к этому слову (родной, родственник, род)
– Так с чего начинается Родина?
-Давайте прослушаем грамзапись … песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина»
– В ней мы найдём ответ на наш вопрос.
– А сейчас у вас новое задание.
– Вам надо разделиться на 5 групп и составить синквейн.
– Вспомните - это инструмент для определения своего отношения к проблеме.
– Работаем, дружно и быстро. Внимательно слушаем задание. У вас на столах лежат листы «карточка № 3», где 1 строкой будет ключевое слово по теме РОДИНА
2 строка – надо подобрать 2 прилагательных, характеризующих основное слово
красивая, родная, любимая, приветливая, доброжелательная, величественная
3 строка – 3 глагола подобрать
любит, защищает, заботится, охраняет, радует, чтит, восторгает, бережёт, уважает.
4 строка - краткое выражение по теме (пригодятся пословицы из физ. минутки)
Родина у всех одна.
Нет ничего краше Родины.
Радуюсь своей Родине.
5 строка – синоним к слову Родина
Отечество, Отчизна, родной край
– Задание всем понятно? Работаем очень дружно, время пошло, будьте внимательны!
– Кто выполнил, выходите, для того чтобы защитить свою работу.
– Для каждого человека Родина начинается с того места, где он родился, произнес первые слова, сделал первые робкие шаги, где пошел в школу. Познание Родины начинается с изучения родного края. У каждого человека, живущего на планете есть своя Родина. Для нас с вами – это Россия. Но и у каждого из нас есть малая Родина.
– Какой город является для нас малой Родиной? (Симферополь)
– Прослушайте отрывок из стихотворения Виктора Белосовского «Любимый Симферополь» СЛАЙД 7
Мне снится сон - сегодня выходной,
Зарёю алою окрашен город,
Не в смоге он, а в дымке голубой,
Прекрасный мой, любимый Симферополь!
Мне снится сон, что ветер шелестит,
Перебирая пряди старой ивы.
И в сумерках - неспешные шаги
Прохожих тротуарами Салгира.
Мне снится сон - широкие поля,
Орехи, клёны, вишни, старый тополь.
Я прикасаюсь ласково, любя
К тебе, любимый Симферополь!
7. Подведение итогов урока (2 мин)
– Наш урок подходит к концу. И я хотела бы узнать, что особенно запомнилось вам на нашем уроке? (песня Бернеса, искать пословицы, чтение стихотворения, составление синквейна)
– А что нового вы узнали сегодня? О чём ещё хотели бы узнать? (познакомились со стихотворением Дрожжина «Родине», узнали о самом писателе, а я ещё больше хочу узнать всё, что связано со словом Родина)
8. Рефлексия (2 мин)
– А кто из вас знает, что является символом России? (белоствольная берёза)
– Такую берёзу приготовила и я. Вот только на ней нет листвы. У каждого из вас имеется по 2 листочка - зелёный и жёлтый.
-Если вы довольны своей работой на уроке и у вас хорошее настроение, то прикрепите к дереву зелёный листок, а если считаете, что не всё удалось, и настроение не очень хорошее, то листок должен быть жёлтым. Прошу…
– Я тоже вместе с вами прикреплю свой листочек.
9. Домашнее задание (1 мин)
– Послушайте задание на дом.
– О Родине писали многие поэты свои произведения.
– Вы можете провести поисковую работу и к следующему уроку приготовить выразительное чтение стихов о Родине других авторов.
– И сегодняшний урок я хочу закончить пословицей «Нет ничего краше, чем Родина наша» СЛАЙД 8