Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент (1-2 мин) | – Ребята, прозвенел звонок. Сегодня у нас не простой урок, открытый. И к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их. Создание эмоционального настроя на учебную деятельность Улыбнитесь друг другу, садитесь Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! | Слушание. Выполнение указаний учителя. | Личностные УУД - мотивация учения |
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (4-5 мин) | Игра «Школа разведки». Цель игры: отработать взаимоконтроль в паре, обобщить знания по теме. – Ребята, я знаю, что вы любите играть. Давайте поиграем: у каждого на парте название определённой уже известной нам части речи. Вам необходимо выбрать для неё соответствующие вопросы и что обозначает данная часть речи. – Когда будете готовы, вы должны поднять руки и зачитать только то, что выбрали, а уже остальные ребята должны угадать, какая часть речи вам попалась. – Докажите, приведя примеры. (После каждой части речи, повторяются правила хором уже известных частей речи) Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Кто? что? | Какой? Какая?, Какое? Какие? | Что делает? Что делают? Что сделают? | обозначает предмет | обозначает признаки предметов | обозначает действие предмета | – Какие части речи повторили? | Работа в парах. Озвучивание полученных результатов. Обучающиеся рассказывают правила имени существительного, имени прилагательного и глагола. Имя существительное, глагол, имя прилагательное. | Коммуникативные УУД. - формирование умения вступать в диалог. - Работать в статических и мигрирующих группах. Познавательные УУД. - строить логическую цепь размышлений. |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Работа с текстом. Организация диалога. – Прочитай, Риана, текст, который ты видишь на слайде. Сова – хищная птица. Сова летает ночью и ловит мышей. – Какое слово повторяется дважды? – Какой частью речи является это слово? – Красиво ли звучит текст с повторяющимися словами. – А как сделать его более правильным? – А сейчас послушайте, как теперь звучит этот текст (учитель читает). Контроль за выполнением задания. – Спишите этот текст. – Подчеркните слово, которым мы заменили. – Какой частью речи оно выражено? Побуждение к формированию темы, цели и задачи урока. – Дети, давайте вместе подумаем, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке. – Какова тема урока? – Какую цель ставим перед собой? – Какие задачи? Уточнение понимания учащимися цели. – Верно, мы продолжим знакомство с местоимением, закрепим знания о том, какова роль местоимений в тексте, рассмотрим, как связаны между собой существительные и местоимения, будем развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь, развивать умение работать в парах, воспитывать навык самостоятельности и воспитывать бережное отношение к природе и животным. | Выполнение задания Участие в диалоге – Сова. – Именем существительным. – Нет. – Заменить во втором предложении имя существительное «сова» на местоимение «она». У неё мощные когти и чуткие уши. Слушают Выполнение задания Подчеркивают Местомеимением. Местоимение Закрепить знания о местоимении как части речи Выдвигают гипотезы. Принятие цели урока. | Познавательные УУД. - классифицировать объекты по определенному признаку. - Совершенствование умения писать предложение, текст в соответствии с изученными орфографическими правилами. Регулятивные УУД. - постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно. |
Работа по теме урока (7-8 мин) | – Рассмотрите рисунки. Назовите предметы. – Запишите названия предметов, а в скобках – местоимение (он, она, оно, они), которым можно заменить каждое слово. ОБРАЗЕЦ. Платок (он), … (Работа у доски) – Скажите, а почему местоимение получило себе такое название? – Прочитайте. Ты играешь в шахматы? – Назовите в этом предложении такую часть речи, как местоимение. – Устно перестройте предложения так, чтобы в качестве подлежащего было местоимение Я (ТЫ, ВЫ, МЫ, ОН, ОНА, ОНИ) – Прочитайте с перестроенные предложения с правильной интонацией. | Король (он), доска (она), конь (он), шахматисты (они). Вместо имени Ты | Познавательные УУД. - высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез. |
Физкультминутка | Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, А потом в присядку (3 раза) И снова по порядку. Побежим мы по дорожке – раз, два, три! И похлопаем в ладошки – раз, два, три! И покрутим головами – раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами раз, два, три! | | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Работа по учебнику. с. 107 упр. 3 – Прочитайте предложения. Запишите их, вставив пропущенные слова-местоимения. Подчеркните. Дятла называют лесным доктором, потому что ____ уничтожает вредителей леса. – Кто видел, как работает дятел? (просмотр ролика) – Скажите, а важна ли эта птица в природе? – Нужно к ней бережно относиться? – Запишите это предложение самостоятельно, вставив пропущенное слово-местоимение. Подчеркните его. Самое большое гнездо у орла, и сделано ____ из толстых сучьев. (картинка гнезда орла) – Запишите это предложение. Подчеркните местоимение. – Скажите, для чего потребовались местоимения в этих предложениях? – Какой вывод мы можем сделать? Создание памятки. – Для того, чтобы лучше запомнить личные местоимения, сейчас мы с вами сделаем памятку. Перед каждым из вас лежит файл, в котором находится основа для памятки, клей и маленькие карточки со словами: я, школа, ты, дом, вы, мы, ученик, он, она, оно, они (чтение хором). – Вам необходимо выбрать из этих слов местоимения и наклеить их на основу. Местоимения Основа: – А Григорий выйдет к доске и сделает это самостоятельно здесь. – Сравним эту памятку с образцом (на доске). Местоимения Я ты вы мы он она оно они – Поднимите руку, у кого так, как на доске? – Прочитайте личные местоимения, которые вы приклеили (хором). – Для того, чтобы ещё лучше закрепить знания о части речи как местоимение, послушайте стихотворение (читает Надежда), в котором вы доскажете своё слово. Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомненья, Все … (местоимения) – Какие местоимения прозвучали в этом стихотворении? | Выполнение задания. он Да Да оно Для того, чтобы речь была «не перегружена» именами существительными. Местоимения делают речь более мелодичной. Создание памятки. Работа в группах Сравнение своей работы с эталоном. Выполнение задания. местоимения Личные местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. | Регулятивные УУД - оценивание своей работы и работы других. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | – Я знаю. Вы любите загадки. Поэтому предлагаю вам прочитать их и выполнить задание. Впишите пропущенные местоимения и отгадайте загадки.
1) … шипит, а … не трусь Это белый, белый гусь. 2) В воде … живёт, нет клюва, а клюёт. – Поднимите руку, у кого так? – Какая часть речи была недостоющей? – Давайте повторим хором правило, что такое местоимение? | Обучающиеся работают в парах, в тетрадях на печатной основе, выполняют самостоятельную работу и осуществляют взаимопроверку, сверяют по эталону. (Ставят знак «+») Обучающиеся самооцениваются по эталону. Местоимение Повторяют правило | На данном этапе обучающиеся учатся работать в паре, доказывать свою точку зрения, слушать других. (Коммуникативные УУД) Самостоятельно применяют знания. Формируются личностные УУД (самоконтроль, самооценка) |
Рефлексия | – Над какой темой работали? – Удалось ли решить поставленные задачи? – Когда могут пригодиться полученные знания? – Оцените себя (смайлики). – Я поздравляю вас, вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх. Отлично все поработали. (Оценивание обучающихся с комментированием.) | Обучающиеся дают ответы. Оценивают себя. Я понял, что такое местоимения, и могу это объяснить одноклассникам.
Я понял, что такое личные местоимения, но не уверен, что объясню другому Я не совсем понял, что такое личные местоимения | В диалоге с учителем обучающиеся учатся определять степень успешности выполнения своей работы, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Формируются регулятивные УУД. Регулятивные УУД. - оценивание своей работы и ее результата. |
Домашнее задание: | – Домашнее задание (на доске): 1. Вариант (творческое): – сочинить 2 загадки с местоимениями. 2. Вариант (репродуктивное): – Придумать и записать 2 предложения с местоимениями «Я», «Вы». – Молодцы. Спасибо за урок. | | |