СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Урок русского языка. Тема: "Что такое местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке расскрывается понятие "местоимение" и его значение в русском языке как самостоятельной части речи.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Урок русского языка. Тема: "Что такое местоимение"»


Технологическая карта урока


Тема урока: Что такое местоимение


Тип урока: урок-обобщение

Цель урока: создать условия для формирования и закрепления представлений о местоимении, как о части речи, его роли в устной и письменной речи.

Задачи урока:

  1. Образовательные: закрепить, какова роль местоимений в тексте; рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения; формировать умение правильно употреблять местоимения в речи;

  2. Развивающие: развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь; развивать умение работать в парах и в группах;

  3. Воспитывающие: воспитывать навык самостоятельности; воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой; воспитывать бережное отношение к природе и животным.

Планируемые результаты

Предметные


Метапредметные


Личностные


  1. Формирование понятия «Местоимение»

  2. Научиться определять местоимения в тексте;

  3. Формировать умение определять место местоимения в предложении;

  4. Употреблять местоимения вместо существительных;

  5. Совершенствование умения писать предложение, текст в соответствии с изученными орфографическими правилами.


Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и группах.

  1. Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;

  2. Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.



Оборудование:

интерактивная доска, проектор, ноутбук.

УМК «Школа России» учебник по русскому языку Канакина В.П. 2 класс 2 часть.

ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент (1-2 мин)

– Ребята, прозвенел звонок. Сегодня у нас не простой урок, открытый. И к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их.


Создание эмоционального настроя на учебную деятельность


Улыбнитесь друг другу, садитесь

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!


Слушание.

Выполнение указаний учителя.

Личностные УУД

- мотивация учения

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (4-5 мин)

Игра «Школа разведки».

Цель игры: отработать взаимоконтроль в паре, обобщить знания по теме.

– Ребята, я знаю, что вы любите играть. Давайте поиграем: у каждого на парте название определённой уже известной нам части речи. Вам необходимо выбрать для неё соответствующие вопросы и что обозначает данная часть речи.

– Когда будете готовы, вы должны поднять руки и зачитать только то, что выбрали, а уже остальные ребята должны угадать, какая часть речи вам попалась.

– Докажите, приведя примеры.

(После каждой части речи, повторяются правила хором уже известных частей речи)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Кто? что?

Какой? Какая?, Какое? Какие?

Что делает? Что делают? Что сделают?

обозначает предмет

обозначает признаки предметов

обозначает действие предмета

– Какие части речи повторили?



Работа в парах.








Озвучивание полученных результатов.




Обучающиеся рассказывают правила имени существительного, имени прилагательного и глагола.






Имя существительное, глагол, имя прилагательное.


Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

- Работать в статических и мигрирующих группах.




Познавательные УУД.

- строить логическую цепь размышлений.


  1. Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Работа с текстом.

Организация диалога.

– Прочитай, Риана, текст, который ты видишь на слайде.


Сова – хищная птица. Сова летает ночью и ловит мышей.


– Какое слово повторяется дважды?

– Какой частью речи является это слово?


– Красиво ли звучит текст с повторяющимися словами.

– А как сделать его более правильным?









– А сейчас послушайте, как теперь звучит этот текст (учитель читает).


Контроль за выполнением задания.

– Спишите этот текст.


– Подчеркните слово, которым мы заменили.

– Какой частью речи оно выражено?



Побуждение к формированию темы, цели и задачи урока.


– Дети, давайте вместе подумаем, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке.

– Какова тема урока?

– Какую цель ставим перед собой?




– Какие задачи?



Уточнение понимания учащимися цели.

– Верно, мы продолжим знакомство с местоимением, закрепим знания о том, какова роль местоимений в тексте, рассмотрим, как связаны между собой существительные и местоимения, будем развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь, развивать умение работать в парах, воспитывать навык самостоятельности и воспитывать бережное отношение к природе и животным.


Выполнение задания


Участие в диалоге





– Сова.

– Именем существительным.

– Нет.


– Заменить во втором предложении имя существительное «сова» на местоимение «она».

У неё мощные когти и чуткие уши.


Слушают



Выполнение задания



Подчеркивают

Местомеимением.








Местоимение

Закрепить знания о местоимении как части речи


Выдвигают гипотезы.


Принятие цели урока.



Познавательные УУД.

- классифицировать объекты по определенному признаку.

- Совершенствование умения писать предложение, текст в соответствии с изученными орфографическими правилами.



Регулятивные УУД.

- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.


  1. Работа по теме урока (7-8 мин)

– Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

– Запишите названия предметов, а в скобках – местоимение (он, она, оно, они), которым можно заменить каждое слово.

ОБРАЗЕЦ. Платок (он), …

(Работа у доски)

– Скажите, а почему местоимение получило себе такое название?


– Прочитайте.

Ты играешь в шахматы?

– Назовите в этом предложении такую часть речи, как местоимение.


– Устно перестройте предложения так, чтобы в качестве подлежащего было местоимение Я (ТЫ, ВЫ, МЫ, ОН, ОНА, ОНИ)

– Прочитайте с перестроенные предложения с правильной интонацией.


Король (он), доска (она), конь (он), шахматисты (они).




Вместо имени




Ты




Познавательные УУД.

- высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.

  1. Физкультминутка


Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом в присядку (3 раза)

И снова по порядку.

Побежим мы по дорожке – раз, два, три!

И похлопаем в ладошки – раз, два, три!

И покрутим головами – раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами раз, два, три!



  1. Первичное закрепление (4-5 мин)

Работа по учебнику.

с. 107 упр. 3

– Прочитайте предложения. Запишите их, вставив пропущенные слова-местоимения. Подчеркните.


  1. Дятла называют лесным доктором, потому что ____ уничтожает вредителей леса.

– Кто видел, как работает дятел? (просмотр ролика)

– Скажите, а важна ли эта птица в природе?

– Нужно к ней бережно относиться?

– Запишите это предложение самостоятельно, вставив пропущенное слово-местоимение. Подчеркните его.

  1. Самое большое гнездо у орла, и сделано ____ из толстых сучьев. (картинка гнезда орла)

– Запишите это предложение. Подчеркните местоимение.


– Скажите, для чего потребовались местоимения в этих предложениях?





– Какой вывод мы можем сделать?




Создание памятки.

– Для того, чтобы лучше запомнить личные местоимения, сейчас мы с вами сделаем памятку. Перед каждым из вас лежит файл, в котором находится основа для памятки, клей и маленькие карточки со словами: я, школа, ты, дом, вы, мы, ученик, он, она, оно, они (чтение хором).

– Вам необходимо выбрать из этих слов местоимения и наклеить их на основу.

Местоимения








Основа:





– А Григорий выйдет к доске и сделает это самостоятельно здесь.

– Сравним эту памятку с образцом (на доске).

Местоимения


Я ты вы мы он она оно они










– Поднимите руку, у кого так, как на доске?

– Прочитайте личные местоимения, которые вы приклеили (хором).

– Для того, чтобы ещё лучше закрепить знания о части речи как местоимение, послушайте стихотворение (читает Надежда), в котором вы доскажете своё слово.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомненья,

Все … (местоимения)

– Какие местоимения прозвучали в этом стихотворении?




Выполнение задания.




он



Да

Да





оно






Для того, чтобы речь была «не перегружена» именами существительными.


Местоимения делают речь более мелодичной.



Создание памятки.

Работа в группах
















Сравнение своей работы с эталоном.


Выполнение задания.










местоимения




Личные местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Регулятивные УУД

- оценивание своей работы и работы других.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Я знаю. Вы любите загадки. Поэтому предлагаю вам прочитать их и выполнить задание. Впишите пропущенные местоимения и отгадайте загадки.



1) … шипит, а … не трусь

Это белый, белый гусь.

2) В воде … живёт, нет клюва, а клюёт.


– Поднимите руку, у кого так?




– Какая часть речи была недостоющей?


– Давайте повторим хором правило, что такое местоимение?

Обучающиеся работают в парах, в тетрадях на печатной основе, выполняют самостоятельную работу и осуществляют взаимопроверку, сверяют по эталону.

(Ставят знак «+»)

Обучающиеся самооцениваются по эталону.


Местоимение

Повторяют правило

На данном этапе обучающиеся учатся работать в паре, доказывать свою точку зрения, слушать других.

(Коммуникативные УУД)

Самостоятельно применяют знания. Формируются личностные УУД (самоконтроль, самооценка)

Рефлексия

– Над какой темой работали?

– Удалось ли решить поставленные задачи?

– Когда могут пригодиться полученные знания?

– Оцените себя (смайлики).

– Я поздравляю вас, вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх. Отлично все поработали. (Оценивание обучающихся с комментированием.)



Обучающиеся дают ответы. Оценивают себя.

       Я понял, что такое местоимения,

и могу это объяснить одноклассникам.



Я понял, что такое личные местоимения,

но не уверен, что объясню другому

Я не совсем понял, что такое личные местоимения

В диалоге с учителем обучающиеся учатся определять степень успешности выполнения своей работы, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Формируются регулятивные УУД.


Регулятивные УУД.

- оценивание своей работы и ее результата.

Домашнее задание:


– Домашнее задание (на доске):

1. Вариант (творческое):

 – сочинить 2 загадки с местоимениями.

2. Вариант (репродуктивное):

– Придумать и записать 2 предложения с местоимениями «Я», «Вы».

– Молодцы. Спасибо за урок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!