СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока. 6 класс. Растительные ткани и их функции.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока. 6 класс. Растительные ткани и их функции.»

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25 имени капитана Марка Семеновича Драпушко»











Методическая разработка урока

Предмет биология

«Растительные ткани и их функции»

6 класс









Разработал: учитель биологии Линцова Н.В.


















Севастополь, 2023

Конспект урока по теме «Растительные ткани и их функции»

Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов)»

Класс: 6

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: Урок-исследование.

Цель урока:

  • на основе знаний о клеточном строении сформировать понятия о тканях растений, их видах;

  • раскрыть взаимосвязь строения растительной ткани от выполняемых функций;

  • продолжить формировать умение работать с микроскопом и микропрепаратами;

  • продолжить развивать умения: сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации.

Задачи:

  • Сформировать у обучающихся понятия о тканях растения, их строении;

  • Развить умения различать виды тканей, сравнивать и делать выводы;

  • Воспитать у обучающихся бережное отношение к растениям, показать значение различных видов тканей в жизни растений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование познавательных интересов, умение анализировать особенности растительных тканей и их функции и делать выводы о взаимосвязи строения и функций тканей растений.

Метапредметные:

  • Формирование умения выделять существенные признаки тканей растительных тканей; умение различать их на таблицах, дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов, умение работать с различными источниками информации, развитие ИКТ-компетентности.

Предметные:

  • Умение давать определение ткани, умение распознавать различные виды растительных тканей. Умение устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Приобретение опыта использования методов биологической науки (наблюдение, описание), совершенствование навыков работы с микроскопом.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, таблицы, рисунки учебника по данной теме, рабочие листы с информацией по изучаемой теме (рисунки тканей растений, теория); оценочные листы, мультимедийная доска, проектор, презентация «Ткани растений».

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные понятия и термины: ткань, виды ткани (образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая); сосуды древесины, ситовидные трубки.


Ход урока:

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

(1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем!

Настрой на работу:

«На уроке будем думать и рассуждать, стараться и помогать друг другу».

Правила работы на уроке: 1) работаем в группах, 2) в каждой группе есть ответственный – его задача: направлять, помогать, докладывать о результатах работы,

3) на столах есть план последовательности выполнения заданий; 4) на столах есть рабочие листы для каждого ученика, которыми нужно пользоваться для выполнения заданий; 5) при работе с микроскопом соблюдать правила работы.

Приветствуют учителя, гостей.

Отсутствующие отмечены в ЭЖ в начале учебного дня.



Слушают правила работы на уроке.

2.Актуализация опорных знаний

(3 мин.)

В начале работы предлагаю выполнить задание для проверки имеющихся знаний по теме: «Строение клетки».

Форма задания – «Установите утверждение»;

Возьмите рабочий лист №1, он есть для каждого ученика. Вопросы составлены в виде ответов «да» (если сведения верные) / «нет» (если сведения не верные).

На выполнение задания отводится 2 минуты.

Время пошло.

Задание на утверждение по теме: «Строение клетки».

Вопросы теста

    1. Обязательными компонентами клетки являются: клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат (Да).

    2. Клетка растений имеет клеточную стенку (оболочку) (Да).

    3. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы. (Да).

    4. Клеточная стенка придаёт прочность, определяет форму клетки (Да).

    5. Через поры оболочки проникают вещества (Да).

    6. Мембрана клетки плотная (Нет).

    7. Прозрачное полужидкое вещество, заполняющее всю клетку – это цитоплазма (Да).

    8. Цитоплазма объединяет и обеспечивает взаимодействие между клеточными структурами (Да).

    9. В размножении клетки участвует вакуоль (Нет).

    10. Красящими в-вами клетки называют хромопласты (Да).

    11. Лейкопласты зеленого цвета (Нет).

    12. Хлоропласты обеспечивают образование органических веществ и кислорода (Да).

Взаимопроверка: возьмите ручку с зелёными чернилами для проверки;

Обменяйтесь рабочими листами, проверяем (1 минута)

Критерии (в рабочем листе): 10-12 правильных ответов – отметка «5», 9 правильных ответов – отметка «4», 6 правильных ответов – отметка «3», 5 и ниже – отметка «2».

Ответы записаны на доске (с оборотной стороны).

Выполняют работу (записывают в рабочих листах ответы «да»/ «нет»), а после осуществляют взаимопроверку (обмениваются рабочими листами с соседом, проверяют и ставят отметку ручкой с чернилами зелёного цвета).


3. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)

Скажите, как называется наименьшая структурная единица живого?

Давайте вспомним, что окраска, форма, размеры клеток разных органов растений очень разнообразны (показать слайд «Формы растительных клеток»)

(проблемный вопрос №1) Что это значит, как вы думаете?







(проблемный вопрос №2)

Верно, а теперь посмотрите на доску и отгадайте ребус.

Какое слово здесь зашифровано?

Правильно «ТКАНЬ»!

Следовательно, сегодня на уроке мы будем изучать??? ТКАНИ, которые образуют различные органы растений!

Посмотрите, на доске (или слайде) показаны органы растений,

Органы растений очень разные по внешнему виду,

Потому, что они ОБРАЗОВАНЫ из различных тканей и выполняют разные функции!

Какую цель нужно поставить, изучая такую важную тему?

  1. Сформулировать понятие «ткань»;

  2. Изучить виды тканей растений;

  3. Раскрыть взаимосвязь строения растительных тканей от выполняемых функций.

Для достижения наших целей, мы должны выставить задачи: (на слайде)

  1. Сформулировать понятие «ткань»;

  2. Определить виды ткани растений;

  3. Выяснить функции тканей растений.


Ожидаемый ответ:

- Клетка.

Рассматривают на слайде рисунок «Формы растительных клеток».



Ожидаемый ответ:

Одинаковые по форме клетки могут объединяться в группы (если дети затрудняются дать ответ – сказать самостоятельно).

(если затрудняются ответить –говорит учитель)



Разгадывают ребус (на доске – таблица).

Ожидаемый ответ

- Ткань







Рассматривают рисунки «Органы растений» (корень, стебель, лист, цветок)





Ставят цель и определяют задачи урока совместно с учителем.


Смотрят на слайд, где названы задачи урока.

4.Изучение нового материала

(25 мин.)


Сегодня для изучения тканей будем проводить исследование:

Возьмите рабочий лист №2. На этих листах содержится материал для изучения тканей растений.

  1. Скажите пожалуйста, что называется тканью?

Ткань – группа клеток, одинаковых по строению, происхождению и выполняемым функциям (на слайде).

  1. Обратите внимание, что пространство между клетками заполнено – межклеточным веществом, которое объединяет клетки (на слайде)

У растений выделяют 5 видов тканей: образовательная, покровная, основная, проводящая и механическая (слайд)

Для того, чтобы вы лучше запомнили виды тканей, можно запомнить слово «Лимпопо», давайте попробуем перечислить еще раз виды тканей с помощью этого слова (на слайде:

  • Лист

  • Имеет

  • Механическую

  • Покровную

  • Образовательную

  • Проводящую

  • Основную ТКАНИ)

Я предлагаю вам изучить особенности строения и функции самостоятельно.

Возьмите рабочий лист №3, прочитайте задание и приступите к их выполнению.

Правила работы записаны в рабочем листе:

  1. Рассмотреть микропрепараты выданных тканей с помощью микроскопа;

  2. С помощью информации в рабочих листах №2-

определить вид растительной ткани;

  1. Заполнить таблицу в рабочем листе №3 (лабораторная работа)

  2. Ответственному лицу каждой группы проконтролировать работу и ознакомить всех с результатами.

Название ткани

Строение

Функции





На это задание у вас 10 минут, после чего проверим правильность заполненной вами таблицы.

Итак, время вышло, проверяем. Кто начнет?







Дают определение понятию «ТКАНЬ»






Рассматривают на слайде «Виды тканей»























Выполняют лабораторную работу №3 «Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов)».

(Число и тема урока, тема лабораторной работы распечатаны)

Заполняют таблицу «Ткани растений» с помощью информации в рабочих листах.





Докладывают о результатах работы

Ответственные от каждой группы знакомят с результатами (показывают рисунок рассмотренной ткани, называют название ткани, какой объект рассмотрели (пробуют отгадать); особенности строения и функции.

5.Закрепление (3 мин.)

Предлагаю закрепить ваши знания;

на столе есть объекты;

какие ткани растений можно назвать, рассматривая эти образцы?

Образцы:

Грецкие орехи (скорлупа – механическая ткань);

Хризантемы, окрашенные в разный цвет (проводящая ткань);

Кора (покровная ткань);

Лист алоэ (основная ткань);

Почки на побегах сирени (веточка растения) (образовательная ткань)

Дают ответы по желанию.

6. Подведение итогов

( 3 мин.)

Давайте подведем итоги урока. Выполнили ли мы поставленные задачи?

(Задачи записаны на слайде)

Достигли ли цели нашего занятия?

Что такое «ткань»? Сколько видов тканей выделяют у растений?

Зависят функции ткани от строения клеток, которыми они образованы?

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог занятия.

7. Рефлексия

(3 мин.)


Продолжите фразу (фразы на слайде):

  • после изучения темы «ткани», я буду больше понимать…(о жизнедеятельности растений);

  • посмотрите на дерево, которое нарисовано на доске- подойдите и приклейте лейблы на ту часть дерева, с которой связаны виды тканей о которых вы узнали информацию, работая в своей группе)


Выполняют рефлексию.

8. Домашнее задание

(1 мин.)

Домашнее задание:

Рабочие листы по всем видам тканей будут прикреплены файлом в ЭД;

Используя рабочие листы, составить характеристику по всем видам тканей в тетради.



Название тканей

Их разновидности

Строение

Функции

Образовательная

камбий

Мелкие клетки с тонкой оболочкой, постоянно делятся

Рост растения, образование других видов тканей

Покровная

  1. кожица

  2. пробка

  3. корка

Клетки живые или мертвые с толстой оболочкой

Защита от повреждений

Основная

фотосинтезирующая

Клетки содержат хлоропласты

Синтез органических веществ-глюкозы

Запасание питательных в-в

запасающая

Клетки имеют крупные вакуоли

Опорная (механическая)

  1. древесные волокна

  2. лубяные волокна

Клетки мертвые с толстой оболочкой

Каркас, опора

Проводящая

1.Сосуды

2.Ситодвидные трубки

Клетки живые или мертвые, имеют вид трубок или сосудов

Передвижение растворенных в воде питательных веществ

Таблица «Ткани растений»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!