Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49»
Методическая разработка урока
«Архитектура Средневековья. Романский и Готический стили»
(7 класс).
Выполнил: Воробьева Галина Владимировна,
учитель изобразительного искусства.
Новокузнецкий городской округ, 2020 год.
Тема: «Архитектура Средневековья. Романский и готический стили».
Цели и задачи урока: формирование у учащихся представлений о архитектуре Средневековья, выявление отличительных особенностей Романского и Готического стилей, воспитание нравственно – эстетического восприятия мира искусства.
Оборудование: презентация « Архитектура Средневековья. Романский и Готический стили», учебник « Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс ».
Тип урока: беседа.
План урока.
Организационный момент.
Повторение материала прошлого урока.
Беседа об особенностях романского и готического стилей.
Подведение итогов урока.
Окончание урока.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка рабочих мест.
Повторение материала прошлого урока.
- Какое искусство мы изучали на прошлом уроке?
(Античное искусство Древней Греции и Рима).
- Назовите известные архитектурные сооружения Древнего Рима и Греции.
( Амфитеатр Колизей. Рим, Iвек. Храм Парфенон, Эрехтейон. Греция. V в. до н. э.)
- Назовите три типа ордеров. В чем заключалось различие между ними.
( Дорический, ионический, коринфский. Различие между стилями заключалось в оформлении колонн. Особенно в оформлении верхней части колонны - капители).
Беседа об особенностях романского и готического стилей.
( В процессе беседы идет показ презентации по теме « Средневековая архитектура. Романский и Готический стили» )
В культуре феодального общества, зародившейся на руинах античного мира возрождается новый стиль – романский. Суровость жизни и религиозная аскетичность пронизывают бытие человека этой эпохи. Под стать архитектуре этот стиль находил свое выражение в одежде, мебели, хозяйственной утвари.
Храмы и замки феодалов имели толстые массивные стены, мощные неприступные башни, очень узкие окна (бойницы) и тяжелые своды. Главным материалом, который использовался при строительстве, был камень .В романской архитектуре предпочтение отдавалось всему крупному и массивному, благодаря чему здание демонстрировало силу и мощь своего владельца. Сооружения в данном стиле иногда выглядят очень давяще. Основная роль в романском стиле отводилась суровой архитектуре крепостного типа – замкам, монастырям, церквям; в этот период было построено огромное количество храмов. Романские церкви представляли собой базилики (вытянутое сооружение), как правило, состоящие из 3 нефов. Внутри храм освещался за счет окон центрального нефа, который был выше и шире двух остальных. Базилика всегда направлена на восток, вход располагается с западной стороны и обозначается двумя башнями.
Само понятие «романский стиль» появилось лишь в XIX веке и употреблялось по той причине, что присутствовала связь с архитектурой Древнего Рима (в основном полукруглые арки и своды). Предложил его историк Арсисс де Комон в начале девятнадцатого века, ,так как он установил связь между архитектурой десятых – тринадцатых веков и архитектурой Рима.
До этого стиль считался просто частью ранней готики. И хотя изначально это относилось только лишь к архитектурным памятникам, термин «Романский стиль» стал повсеместно употребляться. Стиль царствовал в Европейских странах в десятых – двенадцатых веках, а кое - где и несколько позже. Наиболее ярко он показал себя в архитектуре.
Особенности. Романская архитектура основывалась на использовании деталей римского каменного зодчества и их опыта, относящегося к античному стилю. Минимализм декора. Возведение замка внушительных размеров было непростой задачей в 11-м веке. Это требовало огромных затрат, посему декорированием фасада здания занимались в последнюю очередь;
Каменная кладка. Аккуратная подгонка камней гарантировала прочность строения, и за неимением кирпичей это был самый надежный вариант;
Окна небольшого размера. В те времена стекло было дорогостоящим и редким материалом. Выстраивать замки с большими окнами было не только невыгодно, но и не целесообразно – полупрозрачность строения могла снизить его безопасность.
Cтиль развивался на основе романского искусства, но существовали отличительные черты готики: благородство изысканных форм. Увеличение опорных столбов, а также высота постройки. Окна зданий увеличены в размерах. Тонкость скульптурной и резной работы.
Романский стиль тесно переплетался и взаимодействовал с классицизмом и готическим стилем.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу.
Донжо́н ( господская башня) — главная башня в европейских феодальных замках.
В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Донжоны сооружались из дерева или из камня, имели по три этажа, но в большинстве случаев там находились очень тесные помещения, не предназначенные для жилья. Жилой дом воздвигался на расстоянии, а главная башня имела символическое и военное предназначение]. Кроме того, в донжоне часто располагались различные важные помещения замка — оружейные, главный колодец, склады продовольствия.
Кроме того, хотя обычно замки представляли собой некую территорию, обнесённую стенами с башнями и донжоном внутри, многие из них в сущности состояли лишь из самих «центральных» башен (без крепостных стен). Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.
Готический стиль.
На смену романскому искусству и сложившемуся стилю пришло искусство готическое. Повышенные экзальтация и интерес к чувствам отличают это искусство от романского. Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Готический стиль зародился во Франции, распространившись впоследствии по всей Западной Европе. Готика соединила в себе стекло, камень, и яркие краски настенных росписей и витражей. Экспрессивный стиль покорял сиянием золота, богатым декоративным убранством, а шпили, взлетающие ввысь, демонстрировали стремление человека к небу, и служили напоминанием о духовной стороне жизни. Эта архитектура символизирует бесконечность, осязаемо выражая все то, мистическое и загадочное, что есть в душе каждого человека.
Основные изменения произошли в архитектуре соборов, хотя в эпоху господства готики возводились и разнообразные светские постройки. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима.
Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов (высота интерьера в соборе в Бове во Франции больше 47 м) и прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь подчеркнуто гигантскими ажурными башнями (высота башен собора в Кёльне в Германии 157 м), высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами, многочисленными декоративными деталями (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»). Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливает впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением. Конструктивной основой собора служит каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся ребрах («нервюрах»), а боковой распор свода передается связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрфорсы»).
Гаргульи и химеры.
Чаще всего их можно встретить в Западной Европе, где они в великом множестве и разнообразии украшают карнизы старинных соборов. Гаргулья – дракон женского пола.
Древняя легенда гласит, что давным-давно в болоте, недалеко от Руана, жил огромный и страшный дракон. Он не давал жителям города спокойно жить, спокойно спать и даже спокойно торговать, так как часто нападал на купеческие корабли, приходившие в Руан по Сене. Причем, в арсенале дракона были очень разные способы устрашения, иногда, по настроению, он дышал огнем, а иногда из его пасти вырывались бурлящие потоки воды. Чтобы чудовище не истребило город полностью, местные жители приносили ему ежегодные человеческие жертвы. Однако пришло время, и на чудовище нашлась управа в лице святого Романа Руанского, который занимал местную епископскую кафедру, и эффективно боролся с драконами. Перед тем, как пойти усмирять чудовище, Роман долго искал себе помощника. В результате, помочь епископу согласился лишь приговоренный к казни преступник. Святой Роман решил использовать своего помощника, как приманку, и когда Гаргулья вылезла из своей пещеры, чтобы полакомиться человечинкой, епископ крестом и молитвами лишил чудовище воли, и она, как ручная, улеглась у его ног.
Дальше история развивалась менее трогательно. Несмотря на покладистость дракона, жители Руана решили его сжечь, и это у них почти получилось. Однако они не учли, что глотка и голова Гаргульи, по понятным причинам, оказались негорючими, и уничтожить их таким способом не представлялось возможным. Останки несчастного чудовища решено было поместить на всеобщее обозрение, как символ победы святой Церкви над силами зла и для этой цели лучше всего подошел карниз местного собора.
Со временем люди привыкли к столь экзотическому украшению храма, более того, жители соседних городов начали завидовать Руану и пожелали иметь такое же «украшение» и на своих соборах. Но так как все поголовье драконов в Европе к тому времени было уже истреблено, реальные трофеи пришлось заменять каменными.
С XI века изваяния гаргулий (имя стало нарицательным) в изобилии красовались на множестве культовых сооружений Европы. Памятуя о способности чудовища извергать воду, архитекторы начали использовать его каменных собратьев в качестве водостоков. Именно поэтому на многих соборах встречаются целые компании гаргулий, так как одного слива для огромного здания было явно недостаточно. Лишь в позапрошлом веке люди помиловали своих каменных «служак» и освободили их от работы, предоставив функцию отвода воды обычным водосточным трубам.
Виды гаргулий . Волк. Волков хоть и боялись, но уважали за их умение жить большой стаей и безусловно подчиняться вожаку. Змея. Олицетворение борьбы добра и зла. Змей считали бессмертными. Из смертных грехов со змеем ассоциировали зависть. Гаргульи - козлы и бараны. Львы – единственные из кошачьих, которых можно встретить в образе гаргульи. Кошки в Средневековье считались колдовскими животными, поэтому их недолюбливали, а лев, всегда считавшийся символом гордости и отваги, по замыслу архитекторов, должен был предупреждать прихожан об опасности впасть в смертный грех гордыни. Орел – орлы считались единственными существами, кроме рыцарей, которые могли самостоятельно победить дракона. К тому же, по преданиям, они могли исцелять сами себя, просто посмотрев на солнце. Обезьяна – по странной и непонятной причине, олицетворяла лень. Возможно, такое заблуждение возникло у европейцев от того, что встретить живую обезьяну в лесах Старого Света было столь же трудно, как и выжившего дракона. Приходилось доверяться слухам, а они могли быть весьма далеки от истины.
Собаки – их в отличие от кошек в Средние века любили, так как считали символом верности и преданности. Но их появление в образе гаргульи заставляло людей вспомнить об еще одном смертном грехе – жадности. Не секрет, что голодные псы нередко воруют еду, а в Средние века каждый кусок был на счету.
Химеры. В Древней Греции химерой называлось животное с телом козла, головой льва, и хвостом дракона. Гесиод в своих трудах описывал другой вид чудовища, по его версии, она имела целых три головы: льва, козы и петуха. Средневековые химеры были еще более причудливы, чем античные и могли сочетать в себе черты самых разнообразных животных, прежним оставался только принцип многосоставности.
Химеры появились на соборных карнизах значительно позже гаргулий, и в отличие от последних, были совершенно бесполезны. Как правило, они служили просто гротескным украшением. Среди человекоподобных химер встречаются как откровенно жуткие, так и откровенно комичные персонажи.
Разумеется, что такие «украшения» не могли долго существовать рядом с людьми, не став героями многочисленных легенд. Со временем химерам стали приписывать магические свойства, ходили слухи, что каждую ночь жуткие создания оживают, а если храму угрожала опасность, могли ожить и днем, чтобы безжалостно расправиться с неприятелем.
Гаргульи и химеры были созданы устрашать людей, но в результате завораживают и очаровывают. Их должны бояться, а к ним идут загадывать желания. По всей видимости, эти странные существа действительно обладают определенной магической силой, природу которой нам никогда не суждено разгадать.
Витражи. В отличие от фресок, которыми украшали стены храмов по всему христианскому миру и далеко за его пределами, или мозаик, в которых так преуспели византийские мастера, витраж — типично западное искусство.
На первых порах витражи в основном украшали монастырские церкви; позже самые масштабные окна изготавливались для городских соборов. Собор, главный храм епархии и резиденция ее епископа, чаще всего был самым большим зданием в городе и воплощал не только мощь Церкви, но и богатство местных жителей, которые смогли его возвести, желательно перещеголяв соседей. Со временем цветные стекла «с историями» стали доступны и простым приходским храмам, а в позднее Средневековье небольшие витражные медальоны (на религиозные и мирские сюжеты) появились на окнах городских ратуш и даже особняков состоятельных бюргеров.
Чтобы правильно прочитать витраж, нужно найти начало и конец истории, а также понять, как логически соотносятся геометрические фигуры, на которые он разбит.
Витраж — это многоуровневый пазл. Персонажи и фон собраны из кусочков цветного стекла, скрепленных с помощью свинцовых ободков . Отдельные сцены часто заключены в геометрические фигуры (большие и малые квадраты, круги, четырехлистники, звезды и так далее), которые отделяют более важные эпизоды от менее важных, а основные сюжеты — от комментариев к ним.
Витраж — это в первую очередь не послание, а впечатление. Мозаика из разноцветных стекол заливает храм красными, синими, зелеными, фиолетовыми лучами, пускает цветные зайчики, напоминающие драгоценные камни, по полу и сводам, алтарям и скульптурам в нишах, креслам каноников и надгробиям.
Готические витражи в храме являлись своего рода аналогом православных икон: это были изображения, способствовавшие созданию особого религиозного чувства. Особенно достижению этой цели помогал свет, проходящий сквозь витражные окна и купольные части. Он воспринимался как символ святости того, что было изображено на витражах. Средневековый человек воспринимал витраж как инструмент, который способен воздействовать на душу, просветлять ее и удерживать человека от совершения зла.
В XIII веке на французских витражах — а именно Франция, породившая готику, долго задавала архитектурные вкусы в большей части Европы — господствовали насыщенный красный и темно-синий цвета. В середине того же столетия в моду стало входить бесцветное стекло, где рисунок выполнялся в градациях серого (гризайль). С начала XIV века мастера научились придавать отдельным фрагментам прозрачного стекла (например, нимбам святых или коронам монархов) желтый цвет, так что в позднем Средневековье множество витражей выдержано в бело-серо-желтой гамме.
В период поздней готики витраж начинает использоваться не только в соборах. Так, рядом собором начинают возводиться ратуши, которые являют собой символ города. Таким образом, еще в период своего реального исторического бытования готический витраж перекочевал в интерьер общественных заведений и жилых пространств, где его успешно применяют в стилизованном виде и по сей день.
Подведение итогов урока.
Опишем отличительные особенности Романской и Готической архитектуры. Можно сделать вывод, что романский стиль – это таинственные замки, загадочные монастыри и крепости. Суровость жизни и религиозный аскетизм пронизывает архитектуру романского стиля. Готика – один из самых красивых стилей в архитектуре. В готике есть что – то загадочное и мистическое. Готика – венец Средневековья, сияние витражей, взлетающие в небо острые шпили, симфония света и ажурного камня.
Что такое донжон? Что собой представляли гаргульи и химеры? Что такое витраж?
Окончание урока.
Домашнее задание – составить словарь терминов по теме « Романский и Готический стили».
(Уборка рабочих мест).