СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока биологии: "Методы генетики человека".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит методическую разработку урока биологии по теме: "Методы генетики человека". Разработка содержит опорный конспект к уроку, словарь терминов, вопросы для закрепления. Можно использоать на уроках и при проведении внеклассных мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии: "Методы генетики человека".»

Учитель биологии ГБОУ РК «ССШИ №1»

Сидоренкова Юлия Васильевна

Методическая разработка урока биологии по теме:

Методы генетики человека

Цели урока:

- сформировать у учащихся понятие о генетике человека как науке, изучающей особенности наследования признаков организма человека; познакомить с основными методами генетики человека (генеалогическим, цитогенетическим, близнецовым, биохимическим);

- формировать умения определять наследственные заболевания и их признаки (по описанию в научном тексте, по фото- и видеоматериалам); продолжить формировать понятие об организме как о едином целом;

- развивать мышление, память, умения сравнивать и анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности; развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании;

- воспитывать бережное отношение к собственному организму; доказать необходимость применения полученных знаний на практике для профилактики заболеваний;

- продолжить формирование умений работать в малых группах, оценивать себя и одноклассников;

Коррекционные цели:

-диагностика индивидуальных особенностей учащихся при выполнении дифференцированных заданий различного характера (репродуктивных, практических, творческих);

-способствовать формированию компетентностей (социальных, здоровьесберигающих, информационных, коммуникативных);

  • развивать познавательный интерес, активное, творческое мышление, наблюдательность при работе с моделями, таблицами, текстовой информацией и видеоматериалом по теме урока;

  • расширять представление о составляющих здоровья в нашей жизни;

- способствовать укреплению здоровья учащихся путем использования здоровьесберигающих технологий при проведении урока.

Оборудование:

- лупы, средства коррекции для учащихся; подставки;

- инструктивные карты к уроку; учебники;

  • словарь основных понятий и терминов темы;

  • дифференцированные опорные конспекты с учетом индивидуальных особенностей учащихся (диагностический подход);

  • карточки с заданиями (тестовые и индивидуальные);

  • магнитная доска;

  • технические средства обучения (мультимедийный проектор);

  • видеоматериал (видеоролик о диагностике наследственных заболеваний человека, презентации по вопросам темы);

  • аудиоматериал – музыка для релаксации и проведения коррекционной паузы;

  • карточки с изображением примеров наследственных заболеваний человека - для практических заданий;

Форма проведения: урок-панорама в рамках проекта «Профилактика наследственных заболеваний человека»;

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная;

Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология.

Базовые понятия и термины: диагностика заболеваний, генетика, генетика человека, ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость, наследственные признаки, методы генетики, профилактика наследственных заболеваний, здоровье;

Межпредметные связи: химия, физика, география, природоведение, экология, литература, трудовое обучение, физическая культура.

Формы и методы работы:

- пояснительно-иллюстративные (рассказ и демонстрация с объяснением, работа с таблицами, дидактическими материалами, опорными конспектами, фронтальная беседа, просмотр видеороликов);

- практические (выполнение практических заданий, проведение сенсорных экспериментов, работа с объемными моделями, макетами, таблицами);

- интерактивные (работа в парах, микродискуссия, выполнение индивидуальных заданий, просмотр видеоматериала с последующим обсуждением, проверка усвоения материала с интерактивных форм опроса);

- исследовательские (индивидуальные домашние задания - подготовить творческие работы по заданным темам);

- релаксационные (коррекционная пауза, физ. минутка).

Структура урока:

I) Организационный этап – 1-2 минуты

  1. Организация класса.

  2. Сообщение и обоснование актуальности темы и целей урока.

II) Проверка домашнего задания - 3 минуты

III) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний - 2 минуты.

IV) Изучение нового материала - 25 минут Коррекционная пауза!! – 3-4 минуты

V) Обобщение и закрепление знаний, коррекция знаний - 10 минут.

Итоговое повторение.

  1. Домашнее задание - 1 минута.

  2. Подведение итогов урока - 2 минуты.

  1. Выставление оценок.

  2. Рефлексия.

Ход урока:

I) Организационный этап:

1) Организация класса:

a) Приветствие: проверка по журналу присутствующих на уроке;

б) Проверка соответствия рабочих мест и зрительного диагноза, наличие средств оптической коррекции, наличие необходимого оборудования, готовность к уроку;

в) Создание эмоционально-положительного фона для работы на уроке

2) Сообщение:

а) темы урока;

б) целей и задач урока;

в) вопросов, необходимых для рассмотрения на уроке;

г) структуры урока


II) Проверка домашнего задания:

  1. Защита собственных творческих работ: стихотворение, посвященное генетике – Исламова Ф., портрет будущего ребенка – Текутьева Ю.

  2. Проверка знаний основных понятий, терминов по пройденной теме – в форме интерактивного упражнения «Незаконченное предложение» с использованием мультимедийного экрана.

Задание: Основные понятия генетики

  1. Способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, называется …

  2. Участок молекулы ДНК, информирующей о структуре одного белка –

  3. Генетика – это наука, изучающая …

  4. Хромосомы, относящиеся к одной паре, называются …

  5. Что является цитологической основой полового размножения ?

  6. Формы проявления одного итого же гена называются …

  7. Почему один признак кодируется двумя генами?

  8. Совокупность всех наследственных свойств особи называется …

  9. Локус – это …

  10. Совокупность всех внешних и внутренних признаков особи называется …

  11. Особи, у которых в определенном локусе гомологичных хромосом присутствуют одинаковые аллели, называются …

  12. Гетерозиготы – это …

III) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний учащихся

Создавая семью, молодые люди часто задают себе вопросы:

Каким родится наш ребенок?

Каков будет его цвет кожи? Цвет глаз и волос?

Кто родится – мальчик или девочка?

На многие из интересующих вопросов помогает ответить наука, которая называется - Генетика человека!

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Давайте сформулируем цели и задачи нашего урока.

Для этого я попрошу вас в листе «Рефлексия» заполнить колонку «в начале урока».

Рефлексия


В начале урока

В конце урока

Я могу назвать основные методы изучения генетики человека



Я могу назвать доминантные и рецессивные признаки человека



Я могу рассказать о характере наследования болезней человека



Я могу рассказать о характере наследования групп крови и резус-фактора у человека



Я могу ответить на вопрос: «Почему вредны близкородственные связи?»



После заполнения таблицы дети формулируют цели и задачи урока

Актуализация знаний:

Для того, чтобы выполнить все поставленные задачи, нам необходимо вспомнить некоторые генетические понятия. Как вы считаете, какие понятия нам пригодятся сегодня?

  • Ген

  • Генотип

  • Фенотип

  • Аллельные гены

  • Доминантный признак

  • Рецессивный признак

  • Гомозигота, гетерозигота

  • Аутосомы

Идет повторение всех перечисленных понятий (на столах у учащихся находятся словари по теме).


Раздаточный материал:

Словарь терминов по теме: Основные понятия и методы генетики

Генетика – наука, изучающая закономерности и материальные основы наследственности и изменчивости организмов.

Наследственность – способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть способность воссоздавать себе подобных.

Изменчивость – способность организмов изменять свои признаки и свойства в процессе индивидуального развития.

Ген – участок (домик) ДНК ,кодирующий один белок.

Хромосома – одна линейная двуцепочечная молекула ДНК , упакованная при помощи белков, несет наследственную инф.

Генотип – совокупность всех наследственных свойств особи, которые могут проявиться.

Фенотип – совокупность всех признаков, которые появились.

Аллель – различные формы одного и того же гена.

Локус – определенный участок (квартира) в хромосоме, который занимает каждый ген.

Доминантный признак – главный признак, проявляющийся в гомозиготе, подавляет рецессивный.

Рецессивный признак – признак, не проявляющийся в гомозиготе , подавляется доминантным.


IV) Изучение нового материала

При изучении нового материала учащиеся работают по следующим направлениям:

1этап - Изучение методов генетики и основных вопросов темы урока в форме обзора-панорамы. При этом заслушиваются доклады и презентации учащихся:

А) Генеалогический метод – метод родословных (презентация ученика)

Б) Цитогенетический метод (презентация ученика);

В) Биохимический метод – демонстрация генетических заболеваний, фотоматериалы – доклад ученика;

Г) Влияние генотипа и окружающей среды на формирование фенотипа человека – доклад ученика с использованием презентации.

Д) Профилактика наследственных заболеваний – демонстрация и микродискуссия (проводится в малых группах).

После выступления докладчиков учащимся в форме «круглого стола» предлагалось ответить на вопросы - опрос проводят «Эксперты-консультанты» - 2 человека.

2 этап - Обработка данных опорных конспектов и таблиц, текстовой информации. Данная форма работы проводится в микрогруппах с последующим обсуждением фронтально.

Для уточнения отдельных понятий учащиеся могут обратиться к словарю терминов и понятий.

  1. Интерактивное изучение: просмотр видеофрагментов о диагностике и профилактике наследственных заболеваний с последующим обсуждением и ответами на вопросы.

Коррекционная пауза - проводится между этапами изучения нового материала. Коррекционная пауза проводится обязательно под музыку и включает в себя следующие формы работы:

А) Динамическая пауза: физическая разминка, упражнения дыхательной гимнастики;

Б) Выполнение пальчиковой гимнастики;

В) Выполнение гимнастики для глаз;

Г) Релаксационная пауза

При проведении коррекционной паузы используется музыкальное сопровождение: а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики; б) быстрое, веселое – для физической разминки

V) Закрепление знаний, коррекция знаний

Учащиеся в начале урока получили индивидуальные дифференцированные опорные конспекты, которые заполнялись в ходе урока. После изучения всех вопросов темы записываются ответы на поставленные задания и формулируются выводы.


Дополнительный материал к уроку:

Примеры дифференцированных опорных конспектов урока:


КОНСПЕКТ №1: МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Генетика человека - раздел генетики, изучающий закономерности наследования и изменчивости признаков у человека

Методы изучения наследственности человека:

  1. Генеалогический – основан на анализе родословных;

позволяет выявить тип наследования и наследование индивидуальных особенностей у человека

  1. Цитогенетический – основан на анализе кариотипа (числа и структуры хромосом); позволяет определить возможные хромосомные заболевания

  2. Близнецовый – изучает и сравнивает особенности жизнедеятельности близнецов; позволяет прогнозировать некоторые инфекционные и наследственные заболевания

  3. Биохимический – помогает обнаружить заболевания, связанные с нарушением обмена веществ в результате действия мутаций; основа метода – биохимические анализы (кровь, моча, биопсия)

Пути профилактики наследственных заболеваний:

  1. Здоровый образ жизни (запрет на употребление алкоголя, курения, наркотиков)

  2. Избегать действия мутагенов

  3. Медико-генетическое консультирование

  4. Дородовая диагностика заболеваний

  5. Запрет на близкородственные браки

Вывод: Генетика человека выполняет важную роль в жизни современного человека, так как: ___________________________

КОНСПЕКТ №2: МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Генетика человека - раздел генетики, изучающий закономерности наследования и изменчивости признаков у человека.

Методы изучения наследственности человека:

  1. Генеалогический – позволяет выявить ____________________________

  2. Цитогенетический – позволяет определять _________________________

  3. Близнецовый – позволяет прогнозировать

  4. Биохимический – помогает обнаружить

Пути профилактики наследственных заболеваний:

  1. Здоровый образ жизни (запрет на употребление алкоголя, курения, наркотиков)

  2. Избегать действия мутагенов

  3. Медико-генетическое консультирование

  4. Дородовая диагностика заболеваний

  5. Запрет на близкородственные браки

Вывод: Генетика человека выполняет важную роль в жизни современного человека, так как …

КОНСПЕКТ №3: МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Генетика человека - раздел генетики, изучающий закономерности наследования и изменчивости признаков у человека

Методы изучения наследственности человека:

  1. Генеалогический – позволяет выявить ________________________________________________

__________________________________________________

  1. Цитогенетический – позволяет определить ________________________________________________

__________________________________________________

  1. Близнецовый – позволяет прогнозировать

_________________________________________________

  1. Биохимический – позволяет определить

__________________________________________________

Пути профилактики наследственных заболеваний:

  1. _____________________________________________

  2. _____________________________________________

  3. _____________________________________________

  4. _____________________________________________

  5. _____________________________________________

Вывод: Генетика человека выполняет важную роль в жизни современного человека, так как ____________________________


VI) Домашнее задание:

Индивидуально-дифференцированные и творческие задания:

А) выучить основные понятия и термины по теме

Б) Изучить наследование зрительных заболеваний в своей семье, используя генеалогический метод;

В) Изучить наследование групп крови в своей семье, используя генеалогический метод;

Г) Разработать профилактику наследственных заболеваний, опираясь на наследственные признаки в своей семье;


VII) Подведение итогов урока:

1) выставление оценок в соответствии с критериями и обоснование баллов в соответствии с активностью во время урока и качеством ответов

2) Рефлексия деятельности и настроения на уроке

Рефлексия

А теперь, ребята, давайте вернемся к листам рефлексии. Заполните третью колонку таблицы (дети продолжают заполнение листа «Рефлексия»).

Давайте подведем итог нашему уроку.

На уроке я:

  • Лучше всего запомнил…

  • Больше всего мне понравилось…

  • Самым важным я считаю…

Какие выводы мы можем сделать на основе изученного материала? (по очереди высказываются все учащиеся)

В завершение урока всем учащимся и гостям ученик раздает подготовленный им «сюрприз» - памятные карточки с изображением карт хромосомного набора здорового человека.

Учитель: А мы желаем всем крепкого здоровья и хорошего настроения!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!