СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ По теме «Общая характеристика класса Земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с образом жизни. Значение земноводных в природе и жизни человека»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся познакомятся с происхождением класса; классификацией земноводных,изучат особенности строения земноводных.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ По теме «Общая характеристика класса Земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с образом жизни. Значение земноводных в природе и жизни человека»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ

По теме «Общая характеристика класса Земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с образом жизни. Значение земноводных в природе и жизни человека»

Цель: познакомить учащихся с многообразием земноводных, их значением в природе и жизни человека; классификацией класса Земноводные.

Задачи:

- Образовательные: познакомиться с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных.

- Развивающие: продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы; развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, развитие исследовательских умений. - Воспитательные: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности, бережного отношения к природе.

Прогнозируемые результаты

- Предметные: учащиеся должны знать особенности внешнего строения земноводных, их многообразие, среду обитания, экологические особенности, отличать земноводных ;  об их значении в природе и жизни человека. -  Метапредметные:  продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология; развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать. - Личностные: привить учащимся экологическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Базовый учебник:  Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я. Колесова «Биология. Разнообразие живых организмов . 7 класс».

Оборудование: нетбуки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, выход в Интернет.











Технологическая карта урока

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Методы, приемы.

I.Организационный момент.

эмоциональный настрой на урок.

Включение в деловой ритм, настрой на урок. Приветствует учеников, создает доброжелательную атмосферу в классе.


Самоопределение к деятельности, приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места.

Педагогическое наблюдение.




II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Выявление уровня знаний биологических понятий.


Выполняют тест

Фронтальная работа (по вариантам)


III. Определение и формулировка темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

А сейчас, ребята, вы мне поможете определить тему нашего урока (Звучат голоса земноводных).

Каким будет название нашего урока?

Запишите тему урока: «Класс Земноводные. Особенности строения в связи с образом жизни. Многообразие. Значение ».

Определяем цели и задачи урока.

Проблемный вопрос

? Как вы думаете, почему класс называется Земноводные?

Ребята, какие чувства вызывают у вас лягушки, жабы и другие земноводные?

Что вы знаете о земноводных? Ребята, а что бы вы ещё хотели бы узнать о земноводных?

Заслушиваются ответы детей, таким образом, формируется коллективное мнение.


Дети прослушивают аудиозапись «Кваканье лягушек» и определяют, какой класс животных они будут изучать на уроке.

Записывают тему урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цели.


Ответы детей

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся. Обмен мнениями.

Формирование интереса к проблеме

IV. Первичное усвоение новых знаний. Решение проблемы. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний



1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.

2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.






Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным.

Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу? Учебник стр. 110 Заслушиваются ответы детей.

Формулирует учебную проблему:

Ребята, как вы считаете, какие задачи, связанные с особенностями строения, должны были решать земноводные при выходе на сушу?

Корректирует ответы учащихся

Молодцы, а теперь обратите внимание на слайд.



Все ли задачи мы перечислили?

Обращает внимание учеников на слайд с правильными ответами:

1. Как позвоночнику справиться с силой тяжести? 2. Как ориентироваться на суше? 3. Как дышать атмосферным кислородом? 4. Как не высохнуть на суше? 5. Как переносить перепады температуры и смену времен года? 6. Как размножаться?

Помогает сформулировать гипотезу:

Ребята, какой вывод о приспособлениях земноводных к новой среде можно сделать?

Таким образом, мы сформулировали гипотезу: У земноводных должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде.

Как же они решили эти проблемы?

Для того чтобы разобраться как же они приспособились к новым условиям среды, работая в парах, сначала выполните лабораторную работу.

Внешнее строение земноводных рассмотрим на примере лягушки. Лабораторная работа «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» (http://www.virtulab.net). 7 минут Выполняют виртуальную лабораторную работу и выписывают приспособления внешнего строения лягушки:

  • 1-й ряд -  к жизни в воде;

  • 2-й и 3- й ряд – к жизни на суше.


Приспособления к жизни в воде

Приспособления к жизни на суше

Ноздри

Расположены на верхней части головы

Через ноздри воздух проходит к органам дыхания и обоняния

Глаза

Есть веки и мигательная перепонка

Кожа

Погружаясь в воду, лягушка дышит исключительно кожей

Покрыта слизью и способна к газообмену

Задняя конечность

Есть плавательные перепонки

Прыгательные конечности

Передняя конечность

 

Ослабляет удар при прыжке

Барабанная перепонка


Есть барабанная перепонка, которая усиливает звук

Проверка выполнения лабораторной работы.




Ответы детей



Ответы детей













Отвечают на вопрос: Земноводные должны иметь конечности для передвижения по суше, дышать легкими, переносить перепады температур, потерю влаги с поверхности кожи.

Или формулируют вывод вместе с учителем: Должны появиться новые органы.






Обсуждают, оформляют результат работы.



Решение проблемной ситуации, обмен мнениями
















Формулировка гипотезы. Обмен мнениями.










3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний












































































































4. Первичная проверка понимания



Итак, следующие наши вопросы

  • как позвоночнику справиться с силой тяжести?

  • как двигаться на суше?

Давайте рассмотрим скелет лягушки и выделим основные черты его строения, позволившие земноводным выйти на сушу. Учебник стр. 109 рис. 4.67

Работа учащихся в парах по изучению внутреннего строения земноводных и составлению опорного конспекта:

Задание (выполняется по парам): используя текст на стр. 108-110, составить опорный конспект «Строение лягушки»

Нервная система

Спинной мозг, головной мозг - 5 отделов, более сложно устроен, чем у рыб.

Органы чувств

5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус

Кровеносная система

2 круга кровообращения, сердце трехкамерное

Дыхательная система

Легкие и кожа

Пищеварительная система

Хищники. 
Рот-глотка-пищевод-желудок-кишечник-клоака

Выделительная система

Почки-мочеточники-клоака

Органы размножения

Раздельнополые, развитие с превращением

Череп подвижно соединен с позвоночником, который состоит из четырех отделов: шейного, туловищного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса обеспечивают конечностям опору. Скелет конечностей построен по типу системы подвижных рычагов, позволяющих животному передвигаться по твердой поверхности

Головной мозг. Учебник стр.110.рис. 4.68

Жизнь земноводных в двух различных средах способствовала развитию у них головного мозга. Он имеет пять отделов: передний, промежуточный, средний, задний (мозжечок) и продолговатый. Передний мозг развит лучше, чем у рыб, он достаточно крупный и разделён на два полушария. Мозжечок развит слабо в связи с несложными, однообразными движениями.

Органы чувств. Учебник стр.108. и 110 рис. 4.65

Чтобы обеспечить ориентацию амфибий в водной и воздушной среде, заметно усовершенствовались их органы чувств. Для земноводных характерно наличие пяти основных чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.

Глаза земноводных защищены от высыхания и засорения подвижными верхними нижними веками и мигательной перепонкой. Роговица приобрела выпуклую форму, а хрусталик – линзообразную, поэтому земноводные видят дальше, чем рыбы. Видят они в основном только подвижные объекты.

Орган слуха земноводных еще в большей степени, чем глаза, отличается от соответствующего органа рыб. Это связано с тем, что воздух служит гораздо более плохим проводником звука, чем вода. Кроме внутреннего уха, он содержит второй отдел — среднее ухо, в которой помещается впервые появляющаяся у земноводных слуховая косточка — стремя. Есть барабанная перепонка, которая усиливает звук.

Орган вкуса – язык, осязания – кожа. У личинок и взрослых животных, постоянно обитающих в воде, есть боковая линия.

Органы обоняния, открываются наружу ноздрями, которые функционируют только в воздушной среде, так как в воде ноздри закрыты клапанами, чтобы предотвратить попадание воды в лёгкие..

Земноводные первыми из хордовых приобрели голосовой аппарат. У самцов имеются расширения – резонаторные мешки, усиливающие звук.


Итак, мы ответили на вопрос: как ориентироваться на суше?


Дыхательная система. Учебник стр.109 Дышат лягушки легкими и кожей. Легкие представляют собой парные полые мешки с внутренней поверхностью, пронизанной сетью кровеносных капилляров, где и происходит газообмен. Для амфибий характерен нагнетательный тип дыхания, так как они не имеют грудной клетки. Животное набирает воздух в ротоглоточную полость через ноздри,  при этом дно ротовой полости опускается. Затем ноздри закрываются клапанами, дно ротовой полости поднимается и воздух проталкивается в лёгкие. Удаление воздуха из лёгких происходит благодаря сокращению грудных мышц и эластичности самих лёгких.

Дыхательная поверхность лёгких небольшая, поэтому дополнительно газообмен происходит через влажную кожу. Увлажнение её происходит за счёт слизи вырабатываемой многочисленными железами. Кроме слизистых, в коже земноводных помещаются еще и ядовитые железы, секрет которых защищает животное от врагов и различных микроорганизмов.

Мы ответили на следующие вопросы:

как дышать атмосферным кислородом?

- как не высохнуть на суше?

Кровеносная система. Учебник стр.109.рис. 4.67 Биофокус Сердце трехкамерное. Имеются два круга кровообращения: большой (туловищный) и малый (легочный).

Пищеварительная система. Презентация

Все земноводные – хищники; питаются в основном насекомыми, паукообразными, слизнями. Крупные тропические амфибии могут заглатывать птиц или мышей. В любом случае питаются земноводные только подвижной добычей.

Пищеварительная система земноводных начинается щелевидным ротовым отверстием,  ведущим в обширную ротоглоточную полость, в которой находятся язык и расположенные на челюстях зубы. Зубы участвуют только в удержании добычи и не способны размельчать и пережёвывать пищу. В проглатывании пищи принимают участие глаза. У жаб зубов нет. Ротоглоточная полость переходит в короткий пищевод, который впадает в желудок. От него отходит кишечник, который образует расширение – клоаку – отверстие, через которое выводятся непереваренные остатки. Появившиеся слюнные железы предназначены только для смачивания пищи. Имеется большая печень и поджелудочная железа.

Учебник стр.109

Уровень обмена веществ у амфибий сравнительно невысок. Тепла в теле освобождается мало, и температура тела следует за температурой окружающей среды. Они – хладнокровные животные. Хладнокровность амфибий усугубляется тем, что в связи с кожным дыханием происходит постоянное испарение влаги через кожу, снижающее температуру тела. Поэтому температура тела амфибий непостоянна, и зависит от температуры окружающей среды, что, безусловно, сказывается на их образе жизни. С наступлением холодного сезона года лягушки впадают в анабиоз, состояние, при котором замедляются все процессы жизнедеятельности. Неблагоприятные условия они переживают на дне водоема, в листве, в норах грызунов.

Это ответ на следующий вопрос: как переносить перепады температуры и смену времен года?

Выделительная система. Презентация

Учебник стр. 110.рис. 4.69 Презентация Размножение земноводных имеет свои особенности. Лягушки размножаются весной на третьем году жизни. Оплодотворение происходит в воде. Через 7 – 15 дней в оплодотворенных икринках развиваются ры­бообразные личинки – головастики. Головастик - типичное водное животное: дышит жабрами, имеет двухкамерное сердце, один круг кровообращения и орган боковой линии, плавает при помо­щи хвоста, окаймленного перепонкой. В ходе метаморфоза личи­ночные органы замещаются органами взрослого животного.

На какой вопрос мы ответили? Как размножаться!

Поведем итог нашей работе. Выделим характерные черты организации земноводных.

Ф И З М И Н У Т К А(слайд)

На болоте три подружки –

Три зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали,

Лапками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Вам, друзья, физкульт привет!


Классификация земноводных – рассказ учителя с использованием слайдов.

Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий.

Царство: Животные Подцарство: Многоклеточные Тип: Хордовые П /тип: Черепные Класс: Земноводные (Амфибии) Отряды: Бесхвостые; Хвостатые; Безногие.

а) Многообразие земноводных Учебник стр.111 рис.4.71

В ходе просмотра иллюстраций и прослушивания сообщений учащиеся должны записать в тетради названия земноводных, о которых будет идти речь, и распределить их по отрядам. (Самостоятельная работа учащихся по заданию).

«Сравнительная характеристика отрядов земноводных»

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии

Квакши, жабы, жерлянки, лягушки

Хвостатые

Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины

Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.

Безногие

Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы

Африканская и кольчатая червяги

В Ярославской области обитают: травяная  и остромордая лягушки, Чесночница обыкновенная (Занесена в Красную книгу ЯО), Жерлянка краснобрюхая (Занесена в Красную книгу ЯО), серая, или обыкновенная и зеленая жабы (Занесена в Красную книгу ЯО).

6) Значение Земноводных. Презентация. Учебник стр.111

Ребята, а что вы знаете о значении Земноводных? показ слайдов. Земноводные приносят пользу, уничтожая большое количество вредителей и их личинок (например, слизней, оводов, комаров). Некоторые лягушки употребляются человеком в пищу. Многие бесхвостые (например, жабы, жерлянки) имеют едкие железы на коже; при попадании секрета на слизистую оболочку или в глаз следует немедленно промыть поражённый орган чистой холодной водой. Ядовитые выделения пятнистого древолаза издревле использовались индейцами для смазывания стрел. Лягушки – классические объекты лабораторного эксперимента. Памятники лягушке: в Париже, Токио, В Бостоне, В Москве, В Казани. Значение земноводных:

  1. Звено в цепи питания.

  2. Регулируют численность беспозвоночных животных.

  3. Лабораторные животные.

  4. Биологические индикаторы.

  5. Используются в пищу человеком.

  6. Яд входит в состав лекарств.







Работа в парах с текстом учебника и слайдами презентации





















































































































Взаимопроверка опорного конспекта

































Записывают в тетради названия земноводных, о которых будет идти речь, и распределяют их по отрядам.














Ответы детей





Организация работы в парах, подготовка к самостоятельной учебной деятельности.




Комментарии учителя
































Самостоятельная учебная деятельность учащихся. Исследование , поиск ответа на проблемный вопрос
































































Проверка заполнения опорного конспекта.
















рассказ учителя с использованием слайдов.
















Самостоятельная работа учащихся по заданию




V. Первичное закрепление.

Закрепление и проверка полученных умений и навыков на уроке.















Презентация

Вставьте пропущенные слова:

1. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких)

2. Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным)

3. Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг)

4. Амфибии первыми встали…. (на ноги)

5. Череп подвижно соединен с позвоночником с помощью одного шейного позвонка, поэтому лягушка может … (наклонять голову)

6. Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать)

7. Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу у них появились…(слюнные железы)

8. В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо)

9. Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой)

Какие признаки для данного класса достоверны (устно): 

1. обтекаемая форма тела, 

2. жаберное дыхание,

3. два круга кровообращения, 

4. слизистая кожа, 

5. легочное дыхание, 

6. развитие яиц в воде, 

7. наличие барабанных перепонок, 

8. развитие с метаморфозом,

9. пятипалая конечность,

10. наличие внутреннего уха, 

11. слюнные железы. Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11




Ответы детей

















Осуществляют самопроверку, оценивают свой результат


Фронтальная работа
















Индивидуальная работа детей по закреплению новых знаний


VI. Рефлексия



Вопросы учащимся:

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности? 

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?




Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.

Беседа

VII. Домашнее задание




Параграф 42

- создать интерактивный плакат или плакат в защиту земноводных;

- создать кроссворд по теме

- выучить § 42 учебника


До свидания! До следующего урока!



Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!