IV. Первичное усвоение новых знаний. Решение проблемы. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний 1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного. 2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки. | Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу? Учебник стр. 110 Заслушиваются ответы детей. Формулирует учебную проблему: Ребята, как вы считаете, какие задачи, связанные с особенностями строения, должны были решать земноводные при выходе на сушу? Корректирует ответы учащихся Молодцы, а теперь обратите внимание на слайд. Все ли задачи мы перечислили? Обращает внимание учеников на слайд с правильными ответами: 1. Как позвоночнику справиться с силой тяжести? 2. Как ориентироваться на суше? 3. Как дышать атмосферным кислородом? 4. Как не высохнуть на суше? 5. Как переносить перепады температуры и смену времен года? 6. Как размножаться? Помогает сформулировать гипотезу: Ребята, какой вывод о приспособлениях земноводных к новой среде можно сделать? Таким образом, мы сформулировали гипотезу: У земноводных должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде. Как же они решили эти проблемы? Для того чтобы разобраться как же они приспособились к новым условиям среды, работая в парах, сначала выполните лабораторную работу. Внешнее строение земноводных рассмотрим на примере лягушки. Лабораторная работа «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» (http://www.virtulab.net). 7 минут Выполняют виртуальную лабораторную работу и выписывают приспособления внешнего строения лягушки: 1-й ряд - к жизни в воде; 2-й и 3- й ряд – к жизни на суше. | Приспособления к жизни в воде | Приспособления к жизни на суше | Ноздри | Расположены на верхней части головы | Через ноздри воздух проходит к органам дыхания и обоняния | Глаза | Есть веки и мигательная перепонка | Кожа | Погружаясь в воду, лягушка дышит исключительно кожей | Покрыта слизью и способна к газообмену | Задняя конечность | Есть плавательные перепонки | Прыгательные конечности | Передняя конечность | | Ослабляет удар при прыжке | Барабанная перепонка | | Есть барабанная перепонка, которая усиливает звук | Проверка выполнения лабораторной работы. | Ответы детей Ответы детей Отвечают на вопрос: Земноводные должны иметь конечности для передвижения по суше, дышать легкими, переносить перепады температур, потерю влаги с поверхности кожи. Или формулируют вывод вместе с учителем: Должны появиться новые органы. Обсуждают, оформляют результат работы. | Решение проблемной ситуации, обмен мнениями Формулировка гипотезы. Обмен мнениями. |
3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний 4. Первичная проверка понимания | Итак, следующие наши вопросы Давайте рассмотрим скелет лягушки и выделим основные черты его строения, позволившие земноводным выйти на сушу. Учебник стр. 109 рис. 4.67 Работа учащихся в парах по изучению внутреннего строения земноводных и составлению опорного конспекта: Задание (выполняется по парам): используя текст на стр. 108-110, составить опорный конспект «Строение лягушки» Нервная система | Спинной мозг, головной мозг - 5 отделов, более сложно устроен, чем у рыб. | Органы чувств | 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус | Кровеносная система | 2 круга кровообращения, сердце трехкамерное | Дыхательная система | Легкие и кожа | Пищеварительная система | Хищники. Рот-глотка-пищевод-желудок-кишечник-клоака | Выделительная система | Почки-мочеточники-клоака | Органы размножения | Раздельнополые, развитие с превращением | Череп подвижно соединен с позвоночником, который состоит из четырех отделов: шейного, туловищного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса обеспечивают конечностям опору. Скелет конечностей построен по типу системы подвижных рычагов, позволяющих животному передвигаться по твердой поверхности Головной мозг. Учебник стр.110.рис. 4.68 Жизнь земноводных в двух различных средах способствовала развитию у них головного мозга. Он имеет пять отделов: передний, промежуточный, средний, задний (мозжечок) и продолговатый. Передний мозг развит лучше, чем у рыб, он достаточно крупный и разделён на два полушария. Мозжечок развит слабо в связи с несложными, однообразными движениями. Органы чувств. Учебник стр.108. и 110 рис. 4.65 Чтобы обеспечить ориентацию амфибий в водной и воздушной среде, заметно усовершенствовались их органы чувств. Для земноводных характерно наличие пяти основных чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Глаза земноводных защищены от высыхания и засорения подвижными верхними нижними веками и мигательной перепонкой. Роговица приобрела выпуклую форму, а хрусталик – линзообразную, поэтому земноводные видят дальше, чем рыбы. Видят они в основном только подвижные объекты. Орган слуха земноводных еще в большей степени, чем глаза, отличается от соответствующего органа рыб. Это связано с тем, что воздух служит гораздо более плохим проводником звука, чем вода. Кроме внутреннего уха, он содержит второй отдел — среднее ухо, в которой помещается впервые появляющаяся у земноводных слуховая косточка — стремя. Есть барабанная перепонка, которая усиливает звук. Орган вкуса – язык, осязания – кожа. У личинок и взрослых животных, постоянно обитающих в воде, есть боковая линия. Органы обоняния, открываются наружу ноздрями, которые функционируют только в воздушной среде, так как в воде ноздри закрыты клапанами, чтобы предотвратить попадание воды в лёгкие.. Земноводные первыми из хордовых приобрели голосовой аппарат. У самцов имеются расширения – резонаторные мешки, усиливающие звук. Итак, мы ответили на вопрос: как ориентироваться на суше? Дыхательная система. Учебник стр.109 Дышат лягушки легкими и кожей. Легкие представляют собой парные полые мешки с внутренней поверхностью, пронизанной сетью кровеносных капилляров, где и происходит газообмен. Для амфибий характерен нагнетательный тип дыхания, так как они не имеют грудной клетки. Животное набирает воздух в ротоглоточную полость через ноздри, при этом дно ротовой полости опускается. Затем ноздри закрываются клапанами, дно ротовой полости поднимается и воздух проталкивается в лёгкие. Удаление воздуха из лёгких происходит благодаря сокращению грудных мышц и эластичности самих лёгких. Дыхательная поверхность лёгких небольшая, поэтому дополнительно газообмен происходит через влажную кожу. Увлажнение её происходит за счёт слизи вырабатываемой многочисленными железами. Кроме слизистых, в коже земноводных помещаются еще и ядовитые железы, секрет которых защищает животное от врагов и различных микроорганизмов. Мы ответили на следующие вопросы: - как дышать атмосферным кислородом? - как не высохнуть на суше? Кровеносная система. Учебник стр.109.рис. 4.67 Биофокус Сердце трехкамерное. Имеются два круга кровообращения: большой (туловищный) и малый (легочный). Пищеварительная система. Презентация Все земноводные – хищники; питаются в основном насекомыми, паукообразными, слизнями. Крупные тропические амфибии могут заглатывать птиц или мышей. В любом случае питаются земноводные только подвижной добычей. Пищеварительная система земноводных начинается щелевидным ротовым отверстием, ведущим в обширную ротоглоточную полость, в которой находятся язык и расположенные на челюстях зубы. Зубы участвуют только в удержании добычи и не способны размельчать и пережёвывать пищу. В проглатывании пищи принимают участие глаза. У жаб зубов нет. Ротоглоточная полость переходит в короткий пищевод, который впадает в желудок. От него отходит кишечник, который образует расширение – клоаку – отверстие, через которое выводятся непереваренные остатки. Появившиеся слюнные железы предназначены только для смачивания пищи. Имеется большая печень и поджелудочная железа. Учебник стр.109 Уровень обмена веществ у амфибий сравнительно невысок. Тепла в теле освобождается мало, и температура тела следует за температурой окружающей среды. Они – хладнокровные животные. Хладнокровность амфибий усугубляется тем, что в связи с кожным дыханием происходит постоянное испарение влаги через кожу, снижающее температуру тела. Поэтому температура тела амфибий непостоянна, и зависит от температуры окружающей среды, что, безусловно, сказывается на их образе жизни. С наступлением холодного сезона года лягушки впадают в анабиоз, состояние, при котором замедляются все процессы жизнедеятельности. Неблагоприятные условия они переживают на дне водоема, в листве, в норах грызунов. Это ответ на следующий вопрос: как переносить перепады температуры и смену времен года? Выделительная система. Презентация Учебник стр. 110.рис. 4.69 Презентация Размножение земноводных имеет свои особенности. Лягушки размножаются весной на третьем году жизни. Оплодотворение происходит в воде. Через 7 – 15 дней в оплодотворенных икринках развиваются рыбообразные личинки – головастики. Головастик - типичное водное животное: дышит жабрами, имеет двухкамерное сердце, один круг кровообращения и орган боковой линии, плавает при помощи хвоста, окаймленного перепонкой. В ходе метаморфоза личиночные органы замещаются органами взрослого животного. На какой вопрос мы ответили? Как размножаться! Поведем итог нашей работе. Выделим характерные черты организации земноводных. Ф И З М И Н У Т К А(слайд) На болоте три подружки – Три зелёные лягушки. Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Лапками топали, Лапками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет, Вам, друзья, физкульт привет! Классификация земноводных – рассказ учителя с использованием слайдов. Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий. Царство: Животные Подцарство: Многоклеточные Тип: Хордовые П /тип: Черепные Класс: Земноводные (Амфибии) Отряды: Бесхвостые; Хвостатые; Безногие. а) Многообразие земноводных Учебник стр.111 рис.4.71 В ходе просмотра иллюстраций и прослушивания сообщений учащиеся должны записать в тетради названия земноводных, о которых будет идти речь, и распределить их по отрядам. (Самостоятельная работа учащихся по заданию). «Сравнительная характеристика отрядов земноводных» Название отряда | Характерные признаки | Представители | Бесхвостые | Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии | Квакши, жабы, жерлянки, лягушки | Хвостатые | Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины | Тритоны, саламандры, амбистомы, протей. | Безногие | Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы | Африканская и кольчатая червяги | В Ярославской области обитают: травяная и остромордая лягушки, Чесночница обыкновенная (Занесена в Красную книгу ЯО), Жерлянка краснобрюхая (Занесена в Красную книгу ЯО), серая, или обыкновенная и зеленая жабы (Занесена в Красную книгу ЯО). 6) Значение Земноводных. Презентация. Учебник стр.111 Ребята, а что вы знаете о значении Земноводных? показ слайдов. Земноводные приносят пользу, уничтожая большое количество вредителей и их личинок (например, слизней, оводов, комаров). Некоторые лягушки употребляются человеком в пищу. Многие бесхвостые (например, жабы, жерлянки) имеют едкие железы на коже; при попадании секрета на слизистую оболочку или в глаз следует немедленно промыть поражённый орган чистой холодной водой. Ядовитые выделения пятнистого древолаза издревле использовались индейцами для смазывания стрел. Лягушки – классические объекты лабораторного эксперимента. Памятники лягушке: в Париже, Токио, В Бостоне, В Москве, В Казани. Значение земноводных: Звено в цепи питания. Регулируют численность беспозвоночных животных. Лабораторные животные. Биологические индикаторы. Используются в пищу человеком. Яд входит в состав лекарств. | Работа в парах с текстом учебника и слайдами презентации Взаимопроверка опорного конспекта Записывают в тетради названия земноводных, о которых будет идти речь, и распределяют их по отрядам. Ответы детей | Организация работы в парах, подготовка к самостоятельной учебной деятельности. Комментарии учителя Самостоятельная учебная деятельность учащихся. Исследование , поиск ответа на проблемный вопрос Проверка заполнения опорного конспекта. рассказ учителя с использованием слайдов. Самостоятельная работа учащихся по заданию |
V. Первичное закрепление. Закрепление и проверка полученных умений и навыков на уроке. | Презентация Вставьте пропущенные слова: 1. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью…(легких) 2. Для более эффективного использования нового органа дыхания они обзавелись вторым кругом кровообращения, а сердце стало...(трехкамерным) 3. Чистой артериальной кровью снабжается….(головной мозг) 4. Амфибии первыми встали…. (на ноги) 5. Череп подвижно соединен с позвоночником с помощью одного шейного позвонка, поэтому лягушка может … (наклонять голову) 6. Чтобы защитить глаза от повреждения они первыми начали…(мигать) 7. Чтобы на суше было легко глотать сухую добычу у них появились…(слюнные железы) 8. В воздушной среде, чтобы слышать, у Амфибий появился новый орган ….(среднее ухо) 9. Освоив сушу, они не порвали связь…(с водой) Какие признаки для данного класса достоверны (устно): 1. обтекаемая форма тела, 2. жаберное дыхание, 3. два круга кровообращения, 4. слизистая кожа, 5. легочное дыхание, 6. развитие яиц в воде, 7. наличие барабанных перепонок, 8. развитие с метаморфозом, 9. пятипалая конечность, 10. наличие внутреннего уха, 11. слюнные железы. Ответ: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,11 | Ответы детей Осуществляют самопроверку, оценивают свой результат | Фронтальная работа Индивидуальная работа детей по закреплению новых знаний |