Дата _______ Класс _8_
Урок 6. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Цель: изучить явление изменчивости, ее разновидности. Их характерные особенности, эволюционный смысл.
Задачи:
рассмотреть примеры фенотипической изменчивости, выявить свойства фенотипической изменчивости ее значение в эволюционном процессе и ее практическую значимость для человека;
продолжить формирование научных представлений об основных свойствах живых организмов наследственности и изменчивости; умений объяснить эти свойства на основе полученных знаний;
продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь;
развивать умения применять полученные знания на практике;
развивать умения работать в группах;
воспитание бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих.
Планируемые результаты обучения:
узнать о видах изменчивости, носителях наследственной информации,
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать результат.
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
играть определенную роль в совместной деятельности
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: самостоятельная работа, беседа, работа в группах.
Междисциплинарные связи: экология.
Внутридисциплинарные связи: зоология, ботаника
Оборудование: презентация
Появляясь внезапно, мутации, как и революции, разрушают и создают, но не уничтожают законы природы. Они сами подчиняются им |
План урока
I. Организационный этап. Формирование позитивного отношения к уроку.
II. Актуализация опорных знаний
III. Мотивация учебной деятельности. Подведение к теме урока
IV. Изучение нового материала
Ход урока
Организационный этап. Формирование позитивного отношения к уроку.
Актуализация опорных знаний
Проверка д/з Проверка знаний.
1. Тестирование
2. Фронтальный опрос по методу «Микрофон»:
- Что такое зачатие?
- Какие возрастные периоды развития можно выделить у человека?
Мотивация учебной деятельности. Подведение к теме урока
Вы знаете, что дети получают признаки от родителей. Можно ли считать детей копиями своих родителей? (нет)
Почему? (дети дают свои версии ответов, например, в одном организме совмещаются гены обоих родителей; есть признаки, которые не закреплены в генах; проявляется изменчивость)
Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать? (изменчивость)
Что мы должны узнать? (выявление целей урока: что такое изменчивость, какие существуют виды изменчивости, какое значение они имеют)
Изучение нового материала
Изменчивость – общее свойство всех живых организмов приобретать новые признаки и свойства
Изменчивость
Ненаследственная Наследственная
модификационная мутационная
комбинативная
Модификационная изменчивость- изменчивость, возникающая под воздействием условий окружающей среды.
Она имеет пределы (норму реакции)
Признаки при этом могут быть пластичные и непластичные
Самостоят. работа: Распределите приведенные признаки на две колонки
Размер печени, длина волос, вес тела, строение цветка, опыляемого насекомыми, размер листьев, густота шерсти у животных, количество подкожного жира, цвет кожи у человека, размер головного мозга.
Узкая норма реакции | Широкая норма реакции |
Характеристика модификационной изменчивости
1. ненаследственная
2. возникает под воздействием факторов среды
3. не затрагивает генотип
4. позволяет лучше приспособиться к условиям среды
Мутационная изменчивость – случайные, необратимые изменения генотипа
Характеристика мутационной изменчивости
Наследственная
Возникает спонтанно
Благодаря ей происходят процессы эволюции
Комбинативная изменчивость – результат перекомбинации генов
Характеристика комбинативной изменчивости
Наследственна, т.к. является результатом взаимодействия генов
Возникает при формировании половых клеток и благодаря их случайной встрече.
Обеспечивает появление новых признаков
V. Физкультминутка. Для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
VI. Закрепление. Работа в группах
Одна группа зоологов. Другая – ботаников. Третья – врачи, психологи.
Необходимо придумать, как можно использовать знания об 1)модификационной изменчивости и 2)мутационной изменчивости в своих отраслях.
VII. Обобщение. Работа в малых группах (соседи по парте)
Здание 1. Заполнить сравнительную таблицу
Признак | Мутационная изменчивость | Модификационная изменчивость |
Определение | | |
Суть явления | | |
Частота проявления | | |
Направленность | | |
Значение | | |
Наследование | | |
Задание 2. Человеку, как и всем живым организмам, свойственна модификационная изменчивость, которая помогает ему приспосабливаться к окружающей среде. Подумайте и приведите примеры модификационной изменчивости человека, беря во внимание, что человек – бисоциальное существо.
VII. Рефлексия. Метод «Что, если…» (Вопрос предполагает альтернативное развитие событий и дает ребенку безграничное поле для фантазии)
Что, если бы в природе не наблюдалась модификационная изменчивость?
Что, если бы в природе не наблюдалась мутационная изменчивость?
VIII. Домашнее задание: § 6, 8, составить кроссворд по теме «Изменчивость»
IX. Выставление и комментарий оценок