СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока биологии в 8 классе "Наследственная и ненаследственная изменчивость"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит материалы по подготовке и проведению урока по теме «Наследственная и ненаследственная изменчивость», которая содержит элементы технологии интерактивного обучения, критического мышления, коллективного взаимообучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии в 8 классе "Наследственная и ненаследственная изменчивость"»

Дата _______ Класс _8_

Урок 6. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Цель: изучить явление изменчивости, ее разновидности. Их характерные особенности, эволюционный смысл.

Задачи:

рассмотреть примеры фенотипической изменчивости, выявить свойства фенотипической изменчивости ее значение в эволюционном процессе и ее практическую значимость для человека;

продолжить формирование научных представлений об основных свойствах живых организмов наследственности и изменчивости; умений объяснить эти свойства на основе полученных знаний;

продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь;

развивать умения применять полученные знания на практике;

развивать умения работать в группах;

воспитание бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих.

Планируемые результаты обучения:

  • узнать о видах изменчивости, носителях наследственной информации,

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать результат.

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • играть определенную роль в совместной деятельности

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: самостоятельная работа, беседа, работа в группах.

Междисциплинарные связи: экология.

Внутридисциплинарные связи: зоология, ботаника

Оборудование: презентация

Появляясь внезапно, мутации, как и революции, разрушают и создают, но не уничтожают законы природы. Они сами подчиняются им


План урока

I. Организационный этап. Формирование позитивного отношения к уроку.

II. Актуализация опорных знаний

III. Мотивация учебной деятельности. Подведение к теме урока

IV. Изучение нового материала

Ход урока

  1. Организационный этап. Формирование позитивного отношения к уроку.

  2. Актуализация опорных знаний

Проверка д/з Проверка знаний.

1. Тестирование

2. Фронтальный опрос по методу «Микрофон»:

- Что такое зачатие?

- Какие возрастные периоды развития можно выделить у человека?

  1. Мотивация учебной деятельности. Подведение к теме урока

  • Вы знаете, что дети получают признаки от родителей. Можно ли считать детей копиями своих родителей? (нет)

  • Почему? (дети дают свои версии ответов, например, в одном организме совмещаются гены обоих родителей; есть признаки, которые не закреплены в генах; проявляется изменчивость)

  • Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать? (изменчивость)

  • Что мы должны узнать? (выявление целей урока: что такое изменчивость, какие существуют виды изменчивости, какое значение они имеют)

  1. Изучение нового материала

Изменчивость – общее свойство всех живых организмов приобретать новые признаки и свойства

Изменчивость

Ненаследственная Наследственная

модификационная мутационная

комбинативная


Модификационная изменчивость- изменчивость, возникающая под воздействием условий окружающей среды.

Она имеет пределы (норму реакции)

Признаки при этом могут быть пластичные и непластичные

Самостоят. работа: Распределите приведенные признаки на две колонки

Размер печени, длина волос, вес тела, строение цветка, опыляемого насекомыми, размер листьев, густота шерсти у животных, количество подкожного жира, цвет кожи у человека, размер головного мозга.

Узкая норма реакции

Широкая норма реакции

Характеристика модификационной изменчивости

1. ненаследственная

2. возникает под воздействием факторов среды

3. не затрагивает генотип

4. позволяет лучше приспособиться к условиям среды

Мутационная изменчивость – случайные, необратимые изменения генотипа

Характеристика мутационной изменчивости

  1. Наследственная

  2. Возникает спонтанно

  3. Благодаря ей происходят процессы эволюции

Комбинативная изменчивость – результат перекомбинации генов

Характеристика комбинативной изменчивости

  1. Наследственна, т.к. является результатом взаимодействия генов

  2. Возникает при формировании половых клеток и благодаря их случайной встрече.

  3. Обеспечивает появление новых признаков

V. Физкультминутка. Для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

VI. Закрепление. Работа в группах

Одна группа зоологов. Другая – ботаников. Третья – врачи, психологи.

Необходимо придумать, как можно использовать знания об 1)модификационной изменчивости и 2)мутационной изменчивости в своих отраслях.


VII. Обобщение. Работа в малых группах (соседи по парте)

Здание 1. Заполнить сравнительную таблицу

Признак

Мутационная изменчивость

Модификационная изменчивость

Определение



Суть явления



Частота проявления



Направленность



Значение



Наследование



Задание 2. Человеку, как и всем живым организмам, свойственна модификационная изменчивость, которая помогает ему приспосабливаться к окружающей среде. Подумайте и приведите примеры модификационной изменчивости человека, беря во внимание, что человек – бисоциальное существо.

VII. Рефлексия. Метод «Что, если…» (Вопрос предполагает альтернативное развитие событий и дает ребенку безграничное поле для фантазии)

  • Что, если бы в природе не наблюдалась модификационная изменчивость?

  • Что, если бы в природе не наблюдалась мутационная изменчивость?

VIII. Домашнее задание: § 6, 8, составить кроссворд по теме «Изменчивость»

IX. Выставление и комментарий оценок



















 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!