Конспект занятия «Изостудия».
Возраст: 7 – 15 лет
Тема: «Сельский пейзаж.»
Цели:
-расширить знания детей о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи;
-освоить средства выражения цветом своё настроение;
-освоение правил изменения цвета в зависимости от освещения;
-развивать технику работы разными художественными материалами;
-воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
- закрепить знания о законах линейной перспективы;
- воспитывать в учащихся любовь к родному краю, своей малой родине.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут/закрепят ученики :
- расширять знания учащихся о жанрах живописи, творчестве великих художников;
- совершенствовать умения и навыки в изображении пейзажа по законам линейной перспективы на примере изображения сельского пейзажа;
Планируемые результаты:
Предметные : содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с педагогом, излагать своё мнение; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение.
Личностные: проявят интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции.
Методы и формы обучения: онлайн-рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический; дистанционная .
Оборудование:
Словарь: лирический пейзаж, камерный пейзаж, ландшафт, марина, стаффаж, сельский пейзаж, исторический пейзаж, промышленный пейзаж, пейзаж-настроение.
Ход занятия
1.Организация урока.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Мотивация учебной деятельности.
Педагог: Сегодня на занятии вы познакомитесь поближе с одним из жанров живописи. На картинах этого жанра может быть изображено безоблачное небо, золотистый одуванчик с капельками росы, вечнозеленая ель. Догадались, о каком жанре идёт речь?
(Ответы учащихся.)
Учитель. Ну конечно, это жанр пейзажа – интереснейший жанр изобразительного искусства, который можно изучать бесконечно.
3.Вступительное слово.
Учитель. Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.
Вспомните:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
А.С.Пушкин
Трудно даже поверить, что пейзажная живопись до 18 века совершенно не ценилась и была лишь фоном в бытовом и портретном жанре. Но усилия мастеров сделали этот жанр значительным и востребованным зрителями.
3.Сообщение темы урока.
Педагог. Сегодня на занятии вы познакомитесь поближе с одним из жанров живописи. На картинах этого жанра может быть изображено безоблачное небо, золотистый одуванчик с капельками росы, вечнозеленая ель. Догадались, о каком жанре идёт речь?
(Ответы детей.)
Педагог: этот жанр называется – пейзаж. Познакомимся с видом сельский пейзаж.
4.Изложение нового материала.
Словесно-иллюстрированный рассказ о видах пейзажа с элементами беседы.
Педагог. Пейзаж (от французского paysagе - местность, страна) - один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзаж обычно изображает открытое пространство, где представлено изображение водной и/или земной поверхности, растительности, зданий, транспорта, изображения неба (облака, дождь, звёзды, солнце, луна).
Однако пейзаж - это не просто изображение времени года, суток, погоды, местности, но и передача чувственного отношения художника к изображаемой картине природы.
Изображение природы встречается в египетских фресках, относящихся ко 2 тыс. до н.э., в древнегреческих фресках, римских мозаиках, изображающих пышные сады, цветники с животными и птицами. В 4-5вв. этот жанр достиг расцвета в Азии, Китае и Японии. В средневековой Европе пейзаж встречается в иконах, религиозных миниатюрах.
В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в 18 в., до этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях.
Расцвет русской пейзажной живописи связан с именами И.И. Левитана, И.С. Остроухова, В.Д. Поленова, В.А. Серова, А.М. Васнецова, К.А. Коровина, М.В. Нестерова, А.К. Саврасова, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина.
Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален.
Виды живописного пейзажа:
• первозданный природный пейзаж - леса, поля, луга, реки, озера, моря (лесной пейзаж, горный, морской);
• сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой;
• городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду - здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки - его иногда выделяют отдельно;
• индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека - созидателя, строителя заводов, фабрик, мостов и т.д.;
Сельский пейзаж – это картина, на которой художник изобразил село, улицы, поле.
5.Актуализация знаний учащихся.
Постановка проблемы.
Сельский пейзаж был популярен во все времена вне зависимости от моды. Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это видно особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит. Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль - это сельская местность, где архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы. Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран.
К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
6.Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок – пейзаж на тему «Сельский пейзаж»: акварель, гуашь.
Главная художественная задача в композиции пейзажа - создание иллюзии глубины пространства и бесконечно глубокой перспективы. Пространство в пейзаже можно разделить на отдельные планы: первый (ближний), второй (средний), третий (дальний).
Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.
Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.
Не менее важным средством создания иллюзии глубины и усиления выразительности сюжета является масштаб - размер предметов по мере их удаленности уменьшается.
Еще одним изобразительным средством организации пространства пейзажа является подробная проработка деталей, усиление контрастов на ближнем плане или ослабление их на среднем и дальнем планах.
И, наконец, для определения композиционного центра существует прием, когда выделяется какой-либо направляющий элемент: изображение уходящей вдаль дороги, ветки дерева и тому подобное.
Кроме того, можно использовать прием «оживления» предметов и объектов, наделение их эмоциями: дерево может выглядеть печальным, небо тревожным, зарево кровавым и так далее.
Линейную перспективу характеризуют три составляющие: горизонт, точка наблюдения, точка схода линий к горизонту.
Линия горизонта - это линия, «отделяющая небо от земли», находящаяся на уровне глаз наблюдателя и видимая как прямая горизонтальная линия.
Линия горизонта, расположенная низко, сильно сокращает изображенную земную поверхность
(например, в картине «Рожь» И.И. Шишкина).
При высокой линии горизонта земная поверхность широко развертывается перед зрителем. Все предметы выше линии горизонта зритель видит как бы сверху: он видит, как элементы пейзажа последовательно уходят вдаль, захватывая пространство от первого плана до самого горизонта.
Композиция с высоким горизонтом строится как многоплановая (например, картина А.К. Саврасов. «Печерский монастырь под Нижним Новгородом»).
Все горизонтальные параллельные линии, удаляясь от нас под каким-либо углом, постепенно сближаются и наконец сходятся в точке схода.
Воздушная перспектива -изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета ,очертаний и степени освещённости, возникающее по мере удаления натуры от глаз.
Зная эти законы, художник может нарисовать и аллею, уходящую вдаль, и речку, теряющуюся за изгибом. В картинах появится пространство и глубина. Учитель. Для того чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.
1. Предварительный этап.
Выбор темы, сбор материала, ознакомление с репродукциями картин в жанре сельский пейзаж. Определение количества элементов в композиции, общий тон и колорит, способы организации пространства, выявление композиционного центра.
Выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения.
Построение композиции карандашом, организация пространства на листе с использованием правил линейной перспективы.
Живописный подмалевок – выбор цветотонового соотношения неба, земли, домов, деревьев, дороги.
2. Основной этап.
Выполнение цветом рисунка с использованием особенностей воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины.
Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный.
Детальная проработка цветом, светотеневое решение домов, деревьев, прорисовка листьев, травы.
3. Заключительный этап.
Детальная проработка переднего плана, среднего и заднего плана.
Завершение работы над рисунком.
1.Все ближние предметы изображаются детально, дальние –обобщённо.
2.Для передачи пространства контуры ближних предметов делают резче, а удалённых - мягче.
3.Удалённые светлые предметы надо слегка притенять, а тёмные осветлять.
4.Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние – плоско.
5.Ближние предметы - ярко окрашенные, а удалённые бледнее и одинаковыми красками.
В утренние часы преобладают холодные, голубоватые оттенки. В ночном пейзаже - синеватые и зеленые оттенки, в дневном пейзаже - насыщенные, яркие.
Элементы пейзажа: земля, растительность, деревья и кустарники.
7.Итог занятия.
1.Выставка работ учащихся.
2.Заключительное слово.