СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «добро и зло» по курсу орксэ модуль «основы светской этики»,4 класс.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- раскрыть основные понятия «добро» и «зло»;

- объяснить понятие «гуманность», «самопожертвование»;

- продолжить развитие навыка работы с различными типами информации, умения публичного выступления, умения делать выводы, умения анализировать собственные поступки соотносить их с общечеловеческими ценностями;

- продолжить воспитание нравственной культуры учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «добро и зло» по курсу орксэ модуль «основы светской этики»,4 класс.»








Методическая разработка урока

«Добро и зло»

по курсу ОРКСЭ



МОДУЛЬ

«Основы светской этики». 4 класс.

















Разработчик:

Титова Ю.О., учитель ОРКСЭ











Тема: «Добро и зло»

Цели:

- раскрыть основные понятия «добро» и «зло»;

- объяснить понятие «гуманность», «самопожертвование»;

- продолжить развитие навыка работы с различными типами информации, умения публичного выступления, умения делать выводы, умения анализировать собственные поступки соотносить их с общечеловеческими ценностями;

- продолжить воспитание нравственной культуры учащихся.

Виды деятельности: - беседа, учебный диалог, устный рассказ; - комментированное чтение, самостоятельная работа с различными источниками информации; - работа с иллюстративным материалом.

Основные термины и понятия урока: Добро, зло, гуманизм, самопожертвование.

Словарь урока:

- Добро – нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними.

- Зло – противоположность добру, то, что мораль стремится исправить и удалить (обман, унижение, насилие и др.).

- Гуманизм — человеколюбие, уважение к человеку.

- Гуманный человек – добрый человек.

- Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей и даже жизни ради других людей.


Ресурсы урока:

- учебное пособие «Основы светской этики». – М., Просвещение, 2010;

- мультимедийное оборудование (экран, проектор);

- презентация к уроку (15 слайдов) (Приложение 1);

- дидактические материалы – карточки для работы в парах (Приложение 2);

- дидактические материалы - карточки для работы в группах (Приложение 3);

- дидактические материалы – карточки для работы с текстом (Приложение 4);

- дидактические материалы – карточки для работы в парах (Приложение 5);

- видеофрагмент мультфильма «Цветик - семицветик».









Ход урока:

1 этап. Организация деятельности учащихся. Психологический настрой.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский) - эпиграф урока. (слайд2)

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Цветик – семицветик». (Приложение)

Вопрос классу. Как можно охарактеризовать поступок девочки Жени? (хороший, добрый).


2 этап. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы классу:

1. Что такое «Мораль»? (Звучат ответы учащихся). Сопоставьте свой ответ с определением в словаре. (У каждого учащегося имеется словарик, который пополняется в процессе изучения тем). (Мораль – это система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей).

2. Как вы понимаете эпиграф урока? (Звучат ответы учеников). (Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла).


3 этап. Мотивация. Целеполагание.

Обсуждение притчи.

Учитель предлагает ученикам послушать притчу и ответить на вопросы. (Притчу читает хорошо подготовленный ученик или учитель).

Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: ...

- Что могло сказать Добро? (выслушиваются предположения детей) А сейчас послушайте, как заканчивается притча.

«Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

Вопросы и задания.

- Озаглавьте текст.

- Определите основную мысль текста

- Кто из героев понравился и почему?

- Как бы вы поступили на месте героев?

Учащиеся совместно с учителем формулируют тему и цели урока.

Запись в тетради темы урока «Добро и зло». (слайд 3)

Запись в тетради темы урока «Добро и зло».



4 этап. Изучение нового материала.

План урока.

1. Добро и зло.

2. Гуманизм.

3. Самопожертвование.

Вопрос 1. Что такое «Добро и зло»?

Практическая работа в парах. (Приложение 2).

Задание. Составьте пословицы и высказывания. Соедините линией.(слайд 4, 5)

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,


чтобы тебя не погубило зло

Твори добро, чтобы любя


От доброго – добро,

От злого – зло родится

Худо тому,


добро нашло тебя

Зла не верши,


Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.


кто добра не делает никому

Работа в группах.

Работая в группах, необходимо выполнить задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, надо использовать материал учебника. На подготовку – 5 минут. (Приложение 3)

1 группа.


Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра.

При подготовке используйте материал учебника (стр. 13), собственные наблюдения, примеры.

План работы:

  1. Распределите роли: кто, что будет делать.

  2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

  3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).



2 группа.

Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла.

При подготовке используйте материал учебника (стр. 13), собственные наблюдения, примеры.

План работы:

  1. Распределите роли: кто, что будет делать.

  2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.

3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

Выступление групп.

Предоставляем слово 1 группе (слайд 6).

Предоставляем слово 2 группе (слайд 7).

Запись в тетради. Добро – нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – противоположность добру, то, что мораль стремится исправить и удалить (обман, унижение, насилие и др.).

Практическое упражнение. (слайд 8)

Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

Добро

Зло













Общий вывод. Добро – нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – противоположность добру, то, что мораль стремится исправить и удалить. Зло можно победить. Капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.


Вопрос 2. Что такое гуманизм?

Вопросы классу:

1. Можно ли научиться доброте?

2. Все ли люди совершают добрые поступки? Почему же так много зла?

3. Хотели бы вы, чтобы ваши поступки были всегда добрыми? Почему не всегда это получается?

Информационная справка учителя.

Синоним доброты – гуманизм. Доброго человека по-другому называют гуманным.

Запись в тетради. Гуманизм — человеколюбие, уважение к человеку. Гуманный человек – добрый человек. (слайд 9)

Работа с текстом. (Приложение 4)

В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек».

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

-Что это за человек? – спросил внук деда.

-И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

-А это что за человек? - спросил внук деда.

-Обыкновенный человек, - ответил дед.

Вопросы классу.

1.Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

2. Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?


Физкультминутка. Игра «Сказка»

Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Если учитель называет доброго сказочного героя, ученики хлопают в ладоши, если злого – закрывают лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

Самостоятельная работа.

Учебное пособие, стр. 12.

Задание.

Найдите в тексте ответ на вопрос: Какой поступок нельзя назвать морально добрым?

Если человек совершил поступок для того, чтобы получить похвалу или награду, то это не значит, что поступок плохой, но его нельзя назвать и морально добрым, потому что он совершен небескорыстно. Также нельзя назвать добрыми те поступки, которые совершаются из страха перед наказанием.


Вопрос 3. Что такое самопожертвование?

Объяснение учителя.

В основе добрых дел обычно лежит самопожертвование. Это готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей и даже жизни ради защиты интересов других людей. Христос принял смерть ради спасения людей. Он принес себя в жертву. Слово «жертва» в переводе с греческого – «почетный подарок».

Запись в тетради. Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей и даже жизни ради других людей. (слайд 10)

Вопросы классу:

1. Что подарил Христос? (Свою жизнь).

2. Согласны ли вы с тем, что самая большая жертва – отказ от своей жизни ради спасения людей? (Ученики размышляют, приводят примеры из жизни: война, пожары и т.д.).

3. А чем может пожертвовать один человек ради другого? (временем, достатком, даже жизнью).

Рассказ учителя. (слайд 11)

1 сентября 2004 года террористы захватили школу в Беслане. В течении двух дней они удерживали в здании более 1000 заложников. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта 334 человека, из них 186 детей, были убиты. Бойцы из отрядов Альфа и Вымпел пожертвовали своими жизнями ради спасения детей: 10 из них погибли.

Какую жертву принесли бойцы отрядов ради спасения детей?

Можно ли этот поступок назвать подвигом?

Проблемная ситуация. Анализ притчи. (слайд 12)

«Мудрый царь Соломон»

Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: «Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!» другая же закричала: « Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его.

Которая же из них была матерью? Почему? (Выслушать высказывания детей). Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой и пожертвует своим счастьем, лишь бы ее ребенок остался живым.

Проблемно-рефлексивное задание. Работа в парах.

Учащиеся получают дидактические материалы – карточки для работы. (Приложение 5).

Пример 1. Стихотворение А.Барто «Человечество».

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

-Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид!

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!)

Она не человечество,

А младшая сестра.

Вопрос. Как вы считаете, есть ли в стихотворении настоящая доброта? Почему?

Пример 2. Стихотворение А. Барто «В зеркале».

Не смотрюсь я в зеркала,

Поважнее есть дела!

Я красавец, не урод,

Обыкновенный парень:

Обычный нос, обычный рот

Глаза какие? Карие…

…В хоккей играл я во дворе,

Столкнулся со старушкой.

Ну что ж, случается в игре –

Её задели клюшкой.

Взялась ругать старушка

Всё наше поколенье,

Я спорил со старушкой

До белого каленья

Она словцо, и я словцо-

Война у нас в разгаре.

Вдруг вижу в зеркале лицо:

ГУБАСТЫЙ, ЗЛЮЩИЙ

ПАРЕНЬ!

Несли к соседям зеркало,

И вот средь бела дня

Оно так исковеркало

Меня!

Обычный нос, обычный рот,

Но оказалось – я урод!

Стал в зеркало посматривать

Я вечером и днём.

Но каждый раз по- разному

Себя я вижу в нём.

Хромую кошку приласкал

Случайно на бульваре,

Иду домой мимо зеркал,

Смотрю: КРАСИВЫЙ ПАРЕНЬ!

Обычный нос, обычный рот,

То я пригож, то я урод!

Нет, отражают зеркала

Не только наши лица-

И наши мысли, и дела

В них могут

Отразиться.

Вопрос. Почему менялось изображение в зеркале? Как вы считаете, что нужно делать, чтобы изображение всегда оставалось красивым?


  1. этап. Рефлексия.


Продолжите предложение:

(слайд 13)






6 этап. Дифференцированное домашнее задание. (слайд 14)

  1. Обсудите с родителями и напишите мини-сочинение: «Дорога добра… Какая она?»;

  2. Найдите 5 пословиц и поговорок со словами добро и зло;

  3. Составить «Кодекс доброты» (правила доброты)

  4. Нарисовать рисунок на тему: «Как вижу я добро и зло»

  5. Представьте, что вас попросили организовать школу доброты. Расскажите, как будет устроена эта школа и как там будут учить доброте (можете нарисовать рисунки).

Примечание: задание 2-5 выполняется по желанию.

  1. этап. Итог урока.

1. Вставьте пропущенные слова (слайд 15)

……………. – образец поступков людей и отношений между ними.

……………. – противоположность добра, то, что стремится устранить и исправить мораль.

Как творят добрые дела

  • Бескорыстно и сознательно

  • В надежде на вознаграждение

  • В надежде на похвалу

  • Чтобы избежать наказания

Знания о добре зле помогают людям

  • Дружить

  • Проявлять заботу о близких

  • Жить в мире

  • Все ответы верны

2. Звучит песня «Дорога Добра» Ю. Энтина

Спасибо за урок! До новых встреч!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!