СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Электромагнитная индукция"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока физики в 11 классе "Электромагнитная индукция"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Электромагнитная индукция"»

Тема: «Электромагнитная индукция» (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков)

Технологическая карта урока.

Данные об учителе: Мезенцева Янина Семеновна, 1 категория , МБОУ «СОШ №10 имени Ю. А. Гагарина» г. Воткинска Удмуртской Республики

Предмет: физика , Класс 11, Учебник: «Физика» 11 класс. Авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М. Чарыгин

урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Характеристика класса, для которого проектируется урок: технологический класс

Тема

Смешанное соединение проводников

Цель темы

Цели:

образовательная: ввести понятия электромагнитной индукции, индукционного тока; проверить условия возникновения индукционного тока

- развивающая:

-развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, исследовать, анализировать, знать роль видов соединений проводников в жизни человека (формировать у учащихся умения наблюдать и анализировать физические явления);

воспитывающая: способствовать развитию умений вести диалог и занимать активную позицию на уроке; формировать умение работать в группах, коммуникативную компетентность; создать условия для формирования у учащихся практических навыков и продолжить воспитание аккуратности при работе с приборами; систематизация учебной информации.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформулировать:

1) понятия электромагнитной индукции, индукционного тока


определить

2)основные условия возникновения индукционного тока

Формировать умения:

  1. исследовать явление электромагнитной индукции

  2. обнаруживать индукционный ток;

3) представлять результаты измерений.

Личностные: 

  1. Принятие социальной роли обучающегося.

  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  3. Закрепление навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные: 

  1. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.

  2. Умение планировать и регулировать свою деятельность.

  3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

  5. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

  1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.

Коммуникативные: 

  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства.

  2. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

Основные понятия

Электрический ток, закон Ома для участка цепи, электрическая цепь, электромагнит, электромагнитная индукция, индукционный ток;


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика

Информатика

В группах

Фронтальная

  • Учебник,

  • тетрадь,

  • лабораторное оборудование.

катушка, миллиамперметр, ноутбуки,

Метапредметные: развитие универсальных учебных действий: экспериментальных навыков, навыков исследовательской деятельности, навыков самостоятельного приобретения новых знаний, постановке целей, анализа результатов деятельности одноклассников при работе над ответами в группах, развития монологической и диалогической речи.

Этапы урока.

N

Этап урока

ФОУД

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


Этап мотива-

ции и самоопределения к учебной деятельнос-ти

Фронтальная,

индивидуальная

Приветствует учащихся, Демонстрирует приветственный слайд

- обращение к учащимся.



Что знаменательного произошло в 1820 году.

Демонстрирует слайд в презентации.

Опыт Эрстеда.

Объясняет, что Эрстед открыл , а Ампер детально исследовал это действие. Открыл и изучил силу, действующую на проводник с током.

Как называется эта сила?

Демонстрирует слайд в презентации

Сила Ампера, действующая на проводник с током.

Приветствуют учителя, слушают настраиваются на восприятие нового материла.




Отвечают на вопрос.

Ханс Эрстед открыл Магнитное действие тока.







Отвечают на вопрос.

Сила Ампера.


Личностные-самоопределение; (использовать вопросы, как исследовательский инструмент)

Коммуникативные- общение (выражать свою точку зрения)

2

Этап актуализации знаний















Фронтальная групповая

Учитель организует проверку выполнения домашнего задания, корректирует ответы учащихся.

Предлагает выполнить индивидуальное задание. « Магнитные и электрические явления». Для этого необходимо зайти в программу Learningapps. (Посмотреть описание программы можно в приложении.) Задание представлено в трех уровнях сложности. (Базовый, сложный, повышенной сложности) Выбор за учащимся. Для этого необходимо в своем компьютере найти мини презентацию, направить курсом мышь на выбранное задание, нажать с помощью кнопокCtrl и левую кнопку мыши.

Выбрать задание можно при помощи QR–кода. Для этого навести камеру ноутбука на QR–код.

После выполнения задания необходимо сделать скан экрана и отправить через VK – мессенджер в группу (группа в VK – мессенджер в Сферуме).

Учитель: выводит на экран результаты работ учащихся через VK – мессенджер и подводит учащихся к выводу данного этапа урока.

Учитель организует постановку учебной цели и определение темы урока

Просит выполнить следующее действие «потереть ладони»

Задаёт вопрос: что вы ощутили? Опишите процесс с точки зрения физики.

Приведите примеры «наоборот»

Когда тепловая энергия переходит в механическую энергию.

Вывод!!! Все процессы в природе обратимы.

Просит посмотреть на лабораторный стол.

Внимание «Волшебство»

Демонстрирует опыт.

«Электрическая лампа загорается при помещении её в катушку».

Вопросы: Почему загорается лампа?

Перечислите условия существования электрического тока.

Вы видите привычный источник тока?

Какие явления здесь наблюдаем

Какая физическая величина характеризует магнитные явления?

Эти явления совмещены? Попробуйте определить тему урока.






Демонстрирует слайд в презентации

тема урока «Электромагнитная индукция»

Определяет с учениками цели урока.

Что мы хотим знать, понимать и уметь?

Наблюдают, слушают,

Называют виды соединений проводников. последовательное и параллельное. Дают определение.

Если учащиеся не ответят на вопрос демонстрируется слайд


Работают индивидуально с компьютером. Выполняют задания , выбранного уровня сложности. После завершения работы, делают скан экрана (результат работы) и отправляют его в приложении «Сферум» VK – мессенджер (группа в VK – мессенджер в Сферуме, создана для общения с учениками). VK - мессенджер








Отвечают на вопрос.

Ощутили тепло.

Описали: совершается механическая работа. Механическая энергия переходит в тепловую.

Отвечают на вопрос.











Ответ:

Появился электрический ток.

Электрическая цепь, источник тока.

Ответ:

Нет

Электрические (лампа горит), магнитные (катушка).

Магнитная индукция.

По примеру учителя формулируют для себя цель урока.

Электромагнитные явления.

Электромагнитная индукция.

Если дети не смогут сразу обозначить тему, можно предусмотреть наводящие вопросы.

Записывают тему урока на доске.

Ставят цели урока.

1.Изучить явление электромагнитной индукции.

2.Исследовать условия возникновения электрического тока.

Личностные- самоопределение, смыслообразование;

( способность формулировать идеи, навык выявления и связывания образов) вопросы, как исследовательский инструмент познания

Коммуникативные

воспринимать и формулировать суждения, (публичное представление результатов)

Регулятивные осознанно относится к чужому мнению



Постанов-ка учебной задачи


Фрон-тальная

Организует постановку учебной задачи, корректирует ответы учащихся.

Проблемная задача.

«Вновь Волшебство»

На катушки одевается 2 кольца. Одно сплошное, другой не сплошное. При включении электрического тока сплошное кольцо выскакивает из катушки. А не сплошное остается без движения. Почему кольца ведут себя так по разному?

Для решения этой задачи предлагает выполнить Исследовательскую работу .

Перед выполнением практической работы физкультминутка.

Наблюдают, слушают,

По примеру учителя формулируют для себя задачи урока, записывают в тетрадь

Отвечают на вопросы, делают соответствующие выводы.

Делают краткие записи.

Перед выполнением исследовательской работы, учащиеся должны

подготовить рабочее место. Расставить лабораторное оборудование, убрать ноутбуки. Данная ситуация использована для выполнения физкультминутки.

Познавательные-логические, действия постановки и решения проблем (выявлять недостаток информации);

Регулятивные-целепологание, оценка, волевая саморегуляция

(выявлять проблемы для решения в учебных ситуациях).


Основной этап урока (Построение и реализация проекта выхода из ситуации)


Индиви -

дуальная



Учитель предлагает пакеты с инструкциями по выполнению экспериментальных работ. Текст работ, включают правила техники безопасности консультирует, наблюдает,

корректирует работу.

Демонстрирует слайд.


Получают задание, ставят основные задачи урока-расширить знания о электромагнитных явлениях.

Знакомятся с инструкциями по ТБ.

Выполняют эксперименты:

- помещают магнит северным, затем южным полюсами в катушку, наблюдают за направлением указательной стрелки миллиамперметра.

- изменяют скорость помещения магнита в катушку и выдвигания магнита из катушки.

- записывают результаты, делают выводы.

выполняют подключение, после проверки учителем

Познавательные-

планирование, постановка вопроса, управление точностью выражать свои мысли; (воспринимают и формируют суждения), публичное







Представление результа-тов работы






фронтальная











Наблюдает, слушает ответы учащихся.





























Слушает ответы учащихся.

Задаёт вопрос:

Что явилось причиной возникновения электрического тока?

Что при этом изменяется?

Отмечает на доске движение.

Направление тока. Поясняет (скоро вы научитесь определять направление) Показывает причину появления тока (движение).

Диктует определение индукционного тока.

Демонстрирует слайд

в презентации к уроку.

Просит дать ответ на проблемный вопрос. Почему сплошное и не сплошное кольца ведут себя по разному. И В чем причина такого поведения.








Подводит итог решения проблемной задачи.

Даёт определение явления электромагнитной индукции. Демонстрирует слайд в презентации к уроку.

(Записывают результаты в таблицу. Анализируют, сравнивают, обсуждают решают задачу (работа в группах);

Каждая группа представляет свои результаты исследовательской работы.

(Результаты работы можно посмотреть в приложении 3)

Слушают ответы одноклассников, обсуждают

Эталон ответа:

1.При внесении магнита N полюсом – стрелка амперметра отклонилась – вправо, влево

При внесении магнита S полюсом – стрелка амперметра отклонилась – вправо, влево

Вывод: в катушке возникает электрический ток.

При нахождении магнита, как северным так и южным полюсом, стрелка амперметра не отклоняется

Вывод; в катушке возникает электрический ток, только во время движения магнита.

2.При увеличении скорости вдигания магнита в катушку, стрелка миллиамперметра отклоняется на большее значении. При уменьшении скорости выдвигания магнита, на меньшее значение.

Вывод: значение силы тока изменяется.

Движение магнита.

Величина магнитного поля.

Магнитная индукция.


Данный ответ следует из выводов полученных в экспериментальной работе.





Ответ.

Индукционный ток возникает только в замкнутом контуре.

Причиной возникновения индукционного тока является изменение магнитной индукции.

Ток возник в сплошном кольце, значит кольцо стало проводником. Вокруг проводника возникло магнитное поле. Но м.п. возникло и вокруг другого проводника (катушки, по которой течет ток). М.п. имеют противоположные направления. Поэтому они отталкиваются.

представление результатов, самостоятельно выбирают формат выступления

Регулятивные- планирование, прогнозирование, контроль и коррекция; самостоятельно составляют алгоритм решения с учетом собственных возможностей, владение способами самоконтроля.

Личностные - смыслообразование;

Познавательные -логические, действия постановки и решения проблем, самостоятельно выбирают способ решения задачи, самостоятельно формулируют выводы и обобщают результат.

Сформировали умения:

№1-исследовать законы

Последовательно

го соединения проводников .


№2-исследовать законы

параллельного соединения проводников .

№ 3- исследовать смешанное соединение проводников

Уметь представлять информацию в письменной форме.

4

Закрепление и проверка усвоения изучен-ного материа-ла.

Самоконтроль и самооценка

Индивидуальная

Предлагает выполнить индивидуальное задание. Для этого необходимо зайти в программу Learningapps. (Посмотреть описание программы можно в приложении.) Задание представлено в трех уровнях сложности. (Базовый, сложный, повышенной сложности) Выбор за учащимся. Для этого необходимо в своем компьютере найти мини презентацию, направить курсом мышь на выбранное задание, нажать с помощью кнопокCtrl и левую кнопку мыши.




Подводит итоги. Выставляет оценки.


Выполняют самостоятельную работу. Выстраивают поиск решения заданий.

Решают задачи, отправляют решенные задания учителю через VK – мессенджер.



Личностные-смыслообразование,

Познавательные-логические, общеучебные;

Регулятивные-оценка, волевая саморегуляция

6

Задание на дом


Домашнее задание будет комбинированным. Задание на слайде и VK –мессенджере.

Записывают домашнее задание.



5

Рефлексия


Групповая, индивидуальная

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы.

Учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают:

Заполните, пожалуйста, анкеты в листах ре­флексии.

Спасибо за урок! Зайдите пожалуйста в Сферум VK – мессенджер

Учащиеся отвечают:

Вопрос

ДА +

НЕТ -

Я знаю определение электромагнитной индукции


Я знаю определение индукционного тока


Я понял как получить индукционный ток


Я знаю понял, при каких условиях возникает индукционный ток


Я изучил явление электромагнитной индукции


Я научился применять на практике условия получения индукционного тока


Я умею пользоваться приложениями в интернете



Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.

Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях.

Развитие у обучающихся мыследеятельностные умения: самоанализ и рефлексия.


Регулятивные-оценка, коррекция;

Коммуникаттивные;


Список литературы

  1. http://qrcoder.ru- Генератор QR-кодов.

  2. https://web.vk.me – Вк мессенджер.

  3. RELEON.–это современный инструмент обучения

  4. Майер В.В., Майер Р.В. Электричество: учебные экспериментальные доказательства. _ М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. – 232 с,

  5. Шутов В.И., Сухов В.Г., Подлесный Д.В. Эксперимент в физике, Физический практикум. – М. ФИЗМАТЛИТ, 2005. – 184 с.

  6. Громова С.В.Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: учебник 10 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень/С.В. Громова, Н.В. Шаранова; под редакцией Н.В. Шарановой. 8 – е издание, дополненное и переработанное М – Просвещение, 2007. – 415 с.

















Приложение 1


В общении с учащимися используется образовательная платформа Сферум – это удобное и безопасное онлайн сообщество для совместной работы над образовательными процессами в России. В своей работ с января 2023 года мы используем приложение VK - мессенджер . Для общения мы создали группу «10 физика». Использую данное приложение на уроках и во внеурочное время. Постоянно находясь в контакте друг с другом. Решаем разные вопросы. Например по домашнему заданию или другим учебным вопросам. Проводим видеозвонки, что очень удобно для решения разных вопросов. Научились применять VK – мессенджерна уроках для быстрой обратной связи учитель – ученик, проверки выполненных заданий, проведение рефлексии урока.





Приложение 2



Физкультминутка

Чтобы нам не уставать

Надо телу отдых дать.

Быстро с вами разомнёмся

И на месте приберёмся

Ноутбуки унесём и порядок наведём.

Потянулись, повернулись и на место все вернулись!

Очень нас интересуют все законы протекания его величества – электричества.































Приложение 3


LearningApps.org Learningapps является приложением Web2.0 для поддержки обучения и ведения образовательной деятельности с помощью интерактивных модулей. В приложении имеются существующие модули, которые можно оперативно изменять или создавать .






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!