СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ НОТНЫЙ ТЕКСТ» по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся выпускного класса ДМШ и ДШИ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

250-летию со дня рождения Л. Бетховена посвящается.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ НОТНЫЙ ТЕКСТ» по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА для учащихся выпускного класса ДМШ и ДШИ»

Изуграфова Елена Николаевна,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

высшей квалификационной категории,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств станицы Старомышастовской»

муниципального образования Динской район

Россия, Краснодарский край, Динской район, ст. Старомышастовская



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ НОТНЫЙ ТЕКСТ»

по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

для учащихся выпускного класса ДМШ и ДШИ


250-летию со дня рождения Л. Бетховена посвящается.


ХОД УРОКА


Преподаватель: В нынешнем 2020 г. исполняется 250-я годовщина со дня рождения одного из венских классиков – немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

Ребята, давайте вспомним, что такое классицизм?


Ответы учащихся.


Преподаватель: Классицизм - художественное направление, сложившееся в европейской литературе XVII века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности – художественной нормой. В музыке – это стиль, основанный на подражании античным образцам: мера и гармония, строгость, ясность, организованность форм.

Кого называют венскими классиками и почему?


Ответы учащихся.


Преподаватель: Гайдна, Моцарта и Бетховена называют венскими классиками потому, что они жили и творили в столице Австрии – городе Вене. Вена в то время была одним из наиболее крупных музыкальных городов не только Австрии, но и всей Европы. Сюда съезжались лучшие композиторы того времени.

Нынешний год, который начался в нашей детской школе искусств с того, что ребята 1 марта приняли участие в Краевой олимпиаде по музыкальной литературе в городе Краснодаре, предлагает неисчерпаемые возможности открыть для себя заново музыку великого немецкого композитора.

Какие произведения Бетховена вы знаете? Может быть, кто-то из вас на уроках специальности исполнял его музыку?


Ответы учащихся.


Преподаватель: Хочу сказать, что в 2020 г. под девизом «Открываем заново Бетховена» состоятся более тысячи культурных событий: концерты, оперные спектакли, выставки, литературные чтения, симпозиумы.

Я же в данный момент предлагаю познакомиться с музыкой третьей части фортепианной сонаты Ля-бемоль мажор опус 110 №31 Бетховена, которая не является учебным школьным материалом, но которая столь глубока и интересна.

С момента создания сонаты №31 прошло более полутора веков. Ее часто исполняют и анализируют. Она производит сильное, глубокое впечатление на слушателей, несмотря на то, что предполагаемая скрытая программность музыки этой сонаты так до конца и не раскрыта. Вспомним, что такое «программная музыка»?


Ответы учащихся (все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развернутую литературную программу, называются программными).


Преподаватель: При работе над сонатой №31 и «Торжественной мессой» в одной из разговорных тетрадей 1820 г. Бетховен записал: «Сократ и Иисус служили мне образцами».

Вспомним, что такое разговорные тетради, и кто такой Сократ?


Ответы учащихся. Если затрудняются ответить, то пояснения дает преподаватель:

В разговорных тетрадях Бетховену писали вопросы, а он отвечал либо устно, либо письменно. Это было придумано из-за его глухоты, которая не позволяла ему спокойно общаться с близкими.

Сократ - древнегреческий философ, совершивший переворот в философии. Он пытался постичь устройство природы, мира и человека.


Преподаватель: Фигура Христа, которую Бетховен воспринимал как фигуру историческую, была для композитора притягательна. Его волновала трагедия человека, ставшего жертвой предательства и несправедливости. Поэтому, вводя вокальные жанры в сонату, обращаясь к числовой симво́лике, можно предположить, что в программе сонаты заложены эпизоды евангельской легенды о Христе. Бетховен не был религиозным человеком, но его вера в силу и могущество разума и воли была безграничной. Наиболее ярко это можно проследить в 3-й части сонаты, где с помощью фуги композитор утверждает эту веру. Предлагаю вместе послушать музыку.


Учащимся выдаются ноты 3-й части сонаты №31 Бетховена. Включается аудиозапись.

Учащиеся слушают музыку всей 3-й части, следя по нотам.


Преподаватель: Итак, в основе финала лежит двукратное сопоставление Arioso dolente (скорбное ариозо) и фуги, что напоминает строение «прелюдия и фуга».

Третья часть начинается импровизацией с речитативом, представляющим собой скорбный монолог-раздумье.


На экран выводится изображение нот,

преподаватель обращает внимание учащихся на данный фрагмент.


Преподаватель: Пианист, педагог, профессор Казанской консерватории Владимир Апресов пишет: «Речитатив имитирует голос евангелиста-рассказчика. Содержание рассказа раскрывается в той части речитатива, которая всегда была загадочной: нота «ля», многократно повторяясь, с точки зрения обычных приемов музыкальной речи звучит в данном контексте странно. Однако по евангельскому рассказу все ясно – это не что иное, как звон сребреников». Три́дцать сре́бреников - плата за предательство, которую получил Иуда, согласившись выдать Иисуса Христа.

Хочу напомнить вам, что Иуда - один из двенадцати учеников Иисуса. Почему Иуда решил предать Иисуса? Он хотел получить деньги за предательство. Неужели три года, проведенные вместе с Иисусом Христом, не убедили его в том, что Иисус - Сын Божий? Неужели своей жизнью Иисус Христос не показал, что Он несет добро людям - каждый день Он исцелял людей, Он кормил их, Он помогал им. И, видя все это, Иуда позволяет себе воровать из ящика для пожертвований. А теперь он решается предать своего учителя! Он идет к первосвященникам и предлагает предать Христа. Приведя первосвященников в то самое место, где Христос находился со своими учениками, он сказал: «Кого поцелую – того и арестуйте». После чего поцеловал Христа, и того отправили на казнь. Совершив столь гнусный поступок, Иуда впоследствии повесился, предварительно вернув уплаченные за предательство деньги первосвященникам. В Библии не сказано, почему Иуда предал Христа и каким был мотив.

Но вернемся к музыке.

Вступление к речитативу очень напряженное – постоянные поиски гармонии (аккордов) и интонации создают ощущение то высказывания, то смирения с происходящим.

Meno Adagio (менее медленно) (учащимся на экране демонстрируются ноты) дает на миг ощущение просветления и надежды, но в свои права вступают печаль и скорбь.

Первое Arioso dolente в ля-бемоль миноре – это «жалобное пение, в котором Бетховен выражает глубочайшую человеческую скорбь». По мнению Владимира Апресова, оно связано с событием, изложенным в Евангелии, в котором рассказывается, что «Иисус предавался глубокой скорби в Гефсиманском саду, предчувствуя свою гибель. Arioso выражает эту глубокую скорбь, а его окончание «темой креста» подтверждает причину скорби».

Вспомним, что такое Евангелие, Гефсиманский сад, «Тема креста».


Учащиеся высказывают свои мнения. Если затрудняются ответить, то пояснения дает преподаватель:

Евангелие – это повествования о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа, которые ко II веку оформились в виде четырех книг — Евангелий от евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна (учеников Иисуса Христа).

Гефсиманский сад - место моления Иисуса Христа в ночь ареста: согласно Новому Завету, Иисус и его ученики регулярно посещали это место, что и позволило Иуде найти Иисуса в эту ночь. В Гефсиманском саду растут восемь очень древних олив.

Тема креста – это музыкальный мотив, который представляет собой последовательность звуков b, a, c и h (сиb-ля-до-си), в них зашифрована фамилия БАХ. Исследователи считают, что композитор зашифровал в этой теме символ креста, ведь он был очень религиозным человеком и вносил в свои сочинения божественные, отличающиеся от обыденных вещей, смыслы.


Преподаватель: Снова возвращаемся к музыке. Из ферматы на последнем «ля-бемоль» (на экране демонстрируются ноты, о которых идет речь) едва слышно «вырастает» Фуга. Многие задавались вопросом: почему именно фуга? По мнению пианиста и педагога Генриха Нейгауза «после душевных потрясений, выраженных в Arioso, единственным выходом в жизнь является мысль, философское размышление, воплощенное в музыке декартовское «я мыслю, следовательно, существую». Напомню, что Декарт – это французский филосов.

Ля-бемоль-мажорная фуга трехголосная (на экране демонстрируются ноты, о которых идет речь). Ее тема проста и возникает из первых тактов сонаты. Проводится 12 раз, что неслучайно. Апресов относит ее к сюжету о «Тайной ве́чере». Бетховен дает 12 проведений темы – по числу учеников Христа».

Вспомним, что такое «Тайная ве́черя».


Ответы учащихся. Если затрудняются ответить, то пояснения дает преподаватель:

Тайная ве́черя - последняя трапеза Иисуса Христа со своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира.


Преподаватель: За ПЕРВОЙ ФУГОЙ следует ВТОРОЕ Arioso. Можно сделать вывод, что одного изложения фуги оказывается недостаточно для того, чтобы преодолеть те эмоции, которые выражены в первом Arioso. Поэтому Бетховен усиливает этот процесс преодоления, вводя второе Arioso dolente, которое становится еще более драматичным. «На этот раз жалобная песня не только жалобная, она больная», – писал Нейгауз.

Потом начинается вторая фуга - в обращении (интервалы темы следуют в противоположном направлении). (Демонстрация нот на экране). Постепенно она становится гомофонной. Что такое гомофонная музыка?


Ответы учащихся: гомофонная музыка – это музыка, в которой есть разделение голосов на главный и сопровождающие (в отличие от полифонической, где каждый голос равноправен).


Преподаватель: Таким образом, оптимистическое мировосприятие утверждается в завершении финала.

Хотелось бы, чтобы вы сейчас поделились своими впечатлениями об услышанном и увиденном.


Свободный диалог с учащимися.


Преподаватель: В заключении урока хочу сказать, что концертная программа составит, разумеется, львиную долю мероприятий юбилейного года. Боннский оркестр имени Бетховена не позволит себе ни секунды передышки в 2020 г. и обещает удивить даже тех, кто уверен в своем абсолютном знании всех партитур Бетховена. Симфоническое наследие Бетховена сделает ядром своей программы в 2020 г. и традиционный Бетховенский фестиваль в Бонне.

Бетховен станет обязательной программой для проходящего раз в четыре года конкурса оркестров Германии. Боннский джазовый фестиваль приглашает ведущих джазовых исполнителей мира джемить в духе искусства импровизации Бетховена. Легендарные пионеры электронной музыки Kraftwerk отпразднуют свое 50-летие в гостях у Бетховена в Бонне, где в рамках программы «BTHVN2020» состоится их единственный концерт в Германии, начинающий мировое турне 2020 г. Юбилейный год также услышит новые композиции, вдохновленные Бетховеном. На музыкальном рынке появятся новые записи его собственных произведений, на киноэкранах будут показаны посвященные ему фильмы, а на подиумах будут вести диспуты о нем музыковеды и экологи, а также знатоки других самых разных направлений.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!