СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока философии по теме: "«Теологическая философия средних веков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока философии по теме: "Теологическая философия Средних веков"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока философии по теме: "«Теологическая философия средних веков»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Предмет: «Основы философии»



«Теологическая философия средних веков»
















































РЕЦЕНЗИЯ

на сценарий открытого урока «Теологическая философия средних веков

Данная методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями и программой Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации. В методическую разработку были включены следующие моменты:

актуальность темы, цель занятия, подробную технологическую карту проведения урока; приложения, в которых отражены задания каждого этапа урока.'

В сценарий урока включены стихи собственного сочинения, стихи поэтов мировой классики, музыкальные моменты, театрализованные сценки из эпохи изучаемого периода, которые, безусловно, способствуют развитию творческого воображения студентов, их нравственному воспитанию, прививают любовь к изучаемому предмету и, в целом, ведут к лучшему усвоению учебного материала.

Методическая разработка данного занятия выполнена на высоком профессиональном уровне, содержит богатый фактический материал, в ней четко прослеживается духовная связь с современным миром.

Подобная методика проведения занятий позволяет рекомендовать ее для использования в учебном процессе преподавателями гуманитарных дисциплин средних специальных учебных заведений.


































Актуальность темы.

Придите ко мне все страждущие и обременённые, и я успокою вас.

Библия. Новый завет.

Евангелие от Иоанна.


Как многолик и многогранен мир философии! Знакомство с ним дарит нам неизгладимые впечатления от духовных поисков и устремлений человечества. Среди различных тем особо выделяется тема " Теологическая философия средних веков" ("теос" - греч. - Бог).

Религиозная философия развивает особые философские идеи, которые не перестают волновать человечество. Тема поднимает проблемы, связанные с вопросами, волнующими не одно поколение. Эти вопросы вызывают неподдельный интерес и у студентов-медиков.

Что такое жизнь и что такое смерть? Можно ли победить зло? Что есть истина? Каково предназначение человека?..

Не все принимают объяснения средневековых философов. Да это и не нужно. Можно верить, а можно и не верить или верить по другому. Мы имеем право на любую жизненную позицию. Бесспорно одно: человек имеет право на надежду вечности, бессмертия. Мысль философа, полнота его образов, нравственный рост личности - это осязаемые явления бессмертия в рамках земного существования.

Методическая разработка открытого урока для преподавателей.



Тема: «Теологическая философия средних веков»

Форма организации учебного процесса: теоретическое занятие.

Вид урока: Комбинированная лекция.

Продолжительность: 90 минут.

Цель занятия:

Учебная: углубить ранее полученные знания по истории философии, расширить их, получив новые сведения, связанные с эпохой средневековья;

Изучить основные черты теологической философии в целом и характеристики творчества знаменитых философов этого периода.

Студент должен знать: основные понятия теологической философии средневековья: мистика, догматы, схоластика, экзистенция, эссенция, теология.

Студент должен уметь: ориентироваться в основных положениях философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского, выделять основные черты в их творчестве, наглядно - образно представлять изучаемую эпоху.

Развивающая: развивать философское мировоззрение, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, подходить критически к информации, абстрактно и логически мыслить, проявлять творческое воображение.

Воспитательная: воспитывать нравственную гражданскую позицию, толерантность к специфическим взглядам и подходам к основным вопросам бытия и познания, выработанным средневековыми философами. Прививать чувства любви, милосердия к людям с позиций христианской морали и с точки зрения общечеловеческого гуманизма. Продолжение воспитания любви к предмету «Основы философии» и стремления к получению новых знаний.

Оснащение занятия:

I. Наглядность:

а) Портреты Августина Аврелия и Фомы Аквинского;

б) Таблица: «Средневековая философия»;

в) Иллюстрационный материал, содержащий виды соборов и храмов романского и готического стилей;

г) Карта средневековой Европы;

д) Символ средне вековой медицины;

е) Костюмы, показывающие средневековую эпоху.

II. Библиотека по истории и философии средневековья

Межпредметные связи:

Обеспечивающие предметы: история (школьная программа), обществознание (школьная программа), литература (школьная программа), мировая художественная культура (школьная программа).

Обеспечиваемые предметы: основы религиоведения, культурология, психология общения, общая психология.

Внутрипредметные связи:

Раздел 1: «Введение в предмет философии».

Темы: «Философия как разновидность мировоззрения», «Основной вопрос и основные направления философии». Раздел: «Исторические типы философии».

Темы: «Философия Древней Греции», «Основные направления и характерные черты эпохи Возрождения», «Философия Французского Просвещения XVIII в.», «Русская философия XIX-XXв.в.».

Раздел: «Основные философские проблемы».

Темы: «Сознание и познание», «Проблема человека, личности в философии».

Методы контроля:

а) фронтальный

б) индивидуальный

Вид контроля:

а) текущий. Тип контроля:

а) вопросы на повторение предыдущей темы, закрепление и обобщение новой темы.



Схема интегрированных связей

Предмет:

Основы философии.

Тема:

Теологическая философия средних веков

Выход

История

Обществознание

Литература

Мировая художественная культура

Основы религиоведения

Культурология

Психология общения

Общая психология

Истоки


















Схема внутрипредметных связей.



Философия как разновидность мировоззрения



Основной вопрос и основные направления философии


Философия Древней Греции



Основные направления и характерные черты эпохи Возрождения



Предмет:

Основы философии.

Тема:

Теологическая философия средних веков





Проблема человека, личности в философии




Сознание и познание




Философия Французского просвещения XVIII в.




Русская философия

XIX-XX вв.


Содержание обучения


1. Организация начала занятия 1 -мин.

2. Эмоциональный настрой 11 -мин.

3. Повторение предыдущего материала 4 - мин.

4. Изложение нового материала 65 - мин.

5. Встреча, которая не кончается ... (Вместо заключения) 8 - мин.

6. Домашнее задание 1 - мин.

Технологическая карта занятия



Этапы занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методическое обоснование

1.

Организация начала занятия

1 мин.

Приветствует студентов и гостей, проверяет готовность группы и аудитории к занятию.

Приветствие преподавателя и гостей. Дежурный докладывает о готовности группы к занятию.

Воспитываются нравственные качества студентов, создаётся деловой настрой на учебную деятельность

2.

Эмоциональный настрой

11 мин.

а) предлагает составить схему «Средневековье» работает на доске

б) приглашает к путешествию в прошлое, актуализируя значение темы, нацеливая учащихся на основные её проблемы (стихи собственного сочинения, а также Н. Гумилева, Т. Готье на фоне музыки И. С. Баха и А. Вивальди),

в) сообщает основные вопросы плана занятия, на фоне услышанного предлагает учащимся ещё раз остановиться на целях урока, самим сформулировать их.

а) Составляют схему в тетрадях, отвечая на поставленный к ней вопрос

б) внимательно слушают, эмоционально настраиваются на тему. Одна из студенток произносит вместе с преподавателем стихотворные строки,

в) записывают тему и план занятия в тетрадях, формулируют цели предстоящей учебной работы.

Нацеливание студентов на осознание и осмысление новой темы; воспитываются яркие, глубокие чувства сопричастности к ценностям прошлого.

3.

Повторение предыдущего материала

4 мин.

Задаёт вопросы на повторение основных этапов эволюции философии.

Отвечают, внимательно слушая и дополняя друг друга.

Проводится с целью построения «учебного мостика», дающего возможность более плавного и чёткого перехода к изучению 1-ого вопроса темы.

4

Изложение нового материала:

1) «Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии»

65 мин.

Преподаватель излагает 1-ый вопрос темы, выделяя основные черты средневековой философии, обращает внимание учащихся на таблицу «Средневековая философия»,

Внимательно слушают, записывают в тетрадь. Работают с представленной на уроке литературой, определяя значение термина «схоластика»,

Прививается любовь к изучаемому предмету, развивается потребность в более глубоком изучении данной темы, развиваются и поощряются творческие наклонности студентов, развиваются абстрактное, логическое мышление, творческое воображение, искусство красноречия, умение слушать и слышать, сопереживать, искусство общения...

2) «Основные положения философии Августа Аврелия Блаженного»


а) предлагает рассмотреть основные черты биографии Августина,

б) излагает основные идеи и выводы философии Августина,

в) обращает внимание на таблицу «Средневековая философия»,

г) приглашает учащихся к просмотру сценки «Разговор горожанок»

д) обобщает увиденное и услышанное, нацеливает на 3-ий вопрос темы.

а) внимательно слушают выступления юноши и девушки, подготовивших рассказ о жизни философа

б) внимательно слушают и записывают лекционный материал в тетрадь, в) размышляют над высказыванием философа, обозначенным в таблице,

г) внимательно слушают беседу 3-ех средневековых горожанок об удивительном монахе из г. Ассизи.

д) принимают участие в кратком обобщении,


3) «Философия Фомы Аквин-ского»


а) предлагает послушать краткую биографию Фомы Аквинского

б) начинает изложение основных идей Фомы, вновь обращает внимание аудитории на таблицу «Средневековая философия»

в) продолжает преподносить учебный материал

г) приглашает к просмотру сценки «Вода святого Викентия»

д) обращает внимание на проблему развития медицины в средневековой Европе.

а) внимательно слушают выступление юноши и девушки, подготовивших рассказ о жизни Фомы

б) внимательно слушают, размышляют над высказыванием Фомы, данным в таблице

в) внимательно слушают и записывают в тетрадях

г) внимательно смотрят и слушают, эмоционально обсуждают

д) внимательно слушают выступление студента, подготовленное по вопросу развития медицины в изучаемое время.


5.

Встреча, которая не кончается ... (Вместо заключения)

8 мин.

Закрепляет и обобщает новый материал, возвращаясь к началу занятия, актуальности темы и т.д. Приглашает задуматься над вечным и послушать «Реквием» Моцарта. Заканчивает занятие строчками Гумилева...

Работают вместе с преподавателем, слушают музыку и стихи.

Конкретизация, обобщение и систематизация знаний, поддержание эмоционального настроя, который присутствует на занятии и желания расширить свой кругозор посещением музеев, выставок, чтением и т.д.

6.

Домашнее задание

1 мин.

Завершение схемы в тетрадях прозвучало на занятии; для более глубокого изучения темы на семинаре задания даются в индивидуальном порядке.

Проявляют активность в распределении тем, рефератов, написании и оформлении буклетов и т.д. Подходят в индивидуальном порядке.

Прививаются творческие навыки, метод исследования, самостоятельность мышления.


Объем знаний и представлений, необходимых студенту перед прослушиванием лекции «Теологическая философия средних веков»


1. Понятие мировоззрения и трех его форм: мифологии, религии, философии.

2. Три основные стадии эволюции философии: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

3. Основной вопрос философии и две его стороны: онтологическая, гносеологическая.

4. Философия Древней Греции, её историческое значение.

Ход занятия


1. Организационный момент. Взаимное приветствие преподавателя и присутствующих.

2. Преподаватель образно - логически и эмоционально начинает подводить студентов к изучению темы: Работа со схемой «Средневековье» (преподаватель на доске, учащиеся в тетрадях).

Преподаватель:

- Слово это загадочное, таинственное. Какие ассоциации возникают у вас, ребята, в связи с этим термином? Студенты называют некоторые понятия, получается небольшая схема:


Замки



Романская и готическая литература


СРЕДНЕВЕКОВЬЕ




Рыцарские турниры



Преподаватель:

- Понятий существует гораздо больше, они более сложны и глубоки. Я предлагаю всем нам отправиться в путешествие по эпохе средневековья, по дороге любви к мудрости - философии. Во время нашего путешествия вы пополните свой кругозор новыми знаниями, а дома дополните начатую нами схему.

Преподаватель читает стихи собственного сочинения, в которых выражены смысл и эмоциональный настрой темы.

ЭТИ СРЕДНИЕ ВЕКА

То мгновенны, то степенны.

Как седые облака

То спокойны, то надменны.

То суровы не по нам,

То мягки - Христос с тобою.

И волнует Нотр-Дам

Злоключеньями героя.

И любовь, и месть, и рок...

Т-с-с! Голоса в исповедальне...

И пришли мы на урок

С той эпохой на свиданье.

Как застенчивый юнец

Приоткроем дверь столетий,

Чтоб затронуло нас здесь

Пламя чувств и скорби пепел!


Звучит музыка Баха (ToccataBWV 565 )

Преподаватель на фоне звучания органа произносит строки Н.Гумилева:

- Растет и падает напев органа

- И вновь растет полнее и страшней,

- Как будто кровь, бунтующая пьяно

- В гранитных венах сумрачных церквей.

Затем, обращаясь к аудитории, произносит свои строчки:

- Запишите, не спеша,

- Тему новую в тетрадях

- И задумайтесь, друзья,

- Мудрость прошлого нужна

Современной жизни ради!


Студенты записывают тему в тетрадях и вопросы, которые предлагает на рассмотрение преподаватель:


Теологическая философия средних веков.

1. Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.

2. Основные положения философии Августина Аврелия Блаженного.

3. Философия Фомы Аквинского.


Звучит музыка Вивальди ( DerWinterop 8/1).

Преподаватель произносит первые строчки стихотворения Т. Готье:

- В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым...

Студентка продолжает:

- Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,

Проемы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века...

(Показываются иллюстрации).


Музыка продолжает звучать, педагог говорит о глубине чувств, которые наполняют наши души и позволяют забыть о многочисленных проблемах, неудачах, волнениях...

Преподаватель еще раз возвращается к смыслу и цели урока, но уже в прозаическом варианте.

- Итак, цели наших уроков философии можно объединить следующей фразой: мудрость прошлого служит будущему. А цель сегодняшнего занятия сформулируйте теперь сами.

Студенты говорят об углублении расширении знаний, связанных с эпохой средневековья в области философии.

Преподаватель подчеркивает об актуальности темы, обращает внимание на повышенный интерес современного поколения к философским вопросам, к поискам духовности, к влиянию религии на жизнь человека в прошлом и настоящем.

3. Учащимся предлагается вспомнить основные этапы эволюции философии. Студенты называют три этапа: космоцентризм. теоцентризм и антропцентризм и дают им краткую характеристику.

4. Преподаватель останавливает внимание аудитории на теоцентризме и освещает 1-ый вопрос лекции: Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.

Студенты основные положения записывают в тетрадях.

- Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V-XVI вв. Это направление признавало Бога в качестве внешнего существующего начала, а весь окружающий мир - Его творением. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I-V вв. до н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители - апологетами. Сочинения носили наименования и характер апологий, т.е. трактатов, направленных на защиту и оправдания христианского вероучения.

Выделяют следующие основные черты средневековой теологической философии:

1. Теоцентризм - главная причина всего сущего, высшая реальность - Бог.

2. Господство догматов (истин, которые не нуждаются в доказательствах). Основополагающими догматами являлись догмат творения и догмат откровения.

3. Креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничто.

4. Сглаживалось противоречие между материализмом и идеализмом.

5. Человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога.стоящим над природой.

6. Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения.

7. Идея воскрешения человека из мертвых (как души так и тела) в будущем при богоугодном поведении.

8. Мир познаваем через познания Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

9. Символизм - умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает каждую страницу Библии, каждую притчу и аналогию. (Обращается внимание студентов на таблицу «Средневековая философия»).

10. Господствующий тип средневековой теологической философии - схоластика.

Аудитории предлагается прослушать определения термина «схоластика» из представленной литературы. Читают трое учащихся:

- 1. «Подъему знаний на Западе... способствовало то, что при посредничестве арабов европейские ученые ближе познакомились с важнейшими сочинениями великих мыслителей античности. Наибольшее влияние на науку Запада оказал Аристотель. Опираясь на его труды, средневековые философы выработали строгий метод логического анализа понятий и построения рассуждений... Это учение получило наименование схоластики ( от латинского слова «схола» - школа)».

Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История средних веков. М. , Интерпракс 1995, с: 157-158.

- 2. «Схоластика - это прежде всего познание мира и Бога. Этот метод родился в школах, где ученики овладевали искусством мыслить строго и логично... Схоласт исходил из того, что веру и знание, откровение и разум можно не только примерить между собой, но и научить их помогать друг другу...

Разум и строгая логика - вот сила, которая поможет дать ответ на множество вопросов».

Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. М., Мирос, 1995, с:356.

- 3. «Осуществляемая в институализированных формах школы, позже университета, программа поиска логических структур, систематических конструкций, помогающих аргументировано объяснить библейские тексты и откровения Отцов церкви, путь рационального постижения христианских истин, стала называться схоластикой».

Философия. Справочник студента. М., Слово 1999, с:78. Преподаватель:

- Особое место в философии средневековья занимает проблема добра и зла. В мире постоянно идет борьба между добром и злом в помыслах людей и их поступков. Рассмотрим ее проявления на примере жизни Августина Аврелия, прозванного Блаженным.

На стену прикрепляется портретное изображение Августина, Обращается особое внимание на кротость в его взгляде. Звучит сообщение о жизни философа.

Студентка:

- Августин Аврелий Блаженный (354-403 гг.) - крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви». Он является родоначальником христианской философии истории.

Августин родился в небольшом африканском городе Тагасте (сейчас это территория Алжира) в небогатой семье. (Здесь и далее географические названия показываются на карте). Отец его был язычником, мать - христианкой глубокой веры. От отца Августин унаследовал любовь к яркой, полнокровной жизни, к плотским радостям и земным удовольствиям. В истории своего духовного становления - «Исповеди» - будущий философ посвящает много великолепных, наполненных искренним и глубоким чувством страниц матери.

Учился Августин в Карфагене и вел там образ жизни, далекий от благочестия. Он погрузился в стихию любовных наслаждений. Вот так сам он пишет об этом в «Исповеди»:

Студент от имени Августина:

- «Любить и быть любимым было мне сладостнее, если я мог овладеть возлюбленной. Я мутил источник дружбы грязью похоти, я туманил ее блеск адским дыханием желания. Гадкий и бесчестный, в безмерной суетности своей я жадно хотел быть изысканным и светским... Я был любим, я тайком пробирался в тюрьму наслаждения, весело надевал на себя пути горестей, чтобы секли меня своими раскаленными железными розгами ревность, подозрение, страхи, гнев и ссоры».

Студентка:

- В первый год своего пребывания в Карфагене он сблизился с женщиной, которая родила ему сына.

С детства Аврелий любил игры, зрелища, театральные представления. В школе он предпочитал занятия поэзией другим наукам. Курс наук в школе риторики давался Аврелию легко:

Студент:

- « Тянули меня к себе и те знания, которые считались почтительными: я мечтал о форуме с его тяжбами, где бы я блистал, а меня осыпали похвалами тем больше, чем искуснее я лгал. Я был первым в риторской школе: был полон радости и надут спесью». Студентка:

- Августин изучал труды Цицерона, которые поразили его своей мудростью, особенно диалог «Гортензий».

Студент:

- «Любовь к мудрости по-гречески называется философией; эту любовь зажгло во мне это сочинение».

Студентка:

- Обратился за мудростью он и к Священному Писанию. Но первое знакомство с Библией его не вдохновило. Августин на долгие годы обретает поиск духовности в учении манихеев, религиозном течении, которое исповедало противоположность добра и зла, света и тьмы.

Через 10 лет он покидает эту общину и начинает искать новые пути к истине.

В Италии, в городе Милане, Августин посещал занятия знаменитого епископа Амвросия, там он и крестился в 33 года. Вскоре Августин Аврелий возвратился в родную Африку, распродал свое скромное имущество и организовал небольшую христианскую общину. За благочестивые занятия его посвящают в духовный сан. На посту епископа в течении 34 лет этот человек много сделал для укрепления католической религии в Африке. До самой смерти он вдохновенно проповедовал Слово Божие.

Преподаватель:

- Какая удивительная судьба страстного человека, превратившегося в кроткого, богобоязненного священника! Записывается следующий материал:

- Крупнейший представитель средневековой философии Августин Аврелий Блаженный ( 354 - 430 г.г.) является основателем философии мистицизма в западной церкви.

Весь мир пронизан разумом, содержащим в себе световую природу, поскольку имеет общую причину своего возникновения - Бога. Человеческая душа, вещи ... светится отраженным светом. Все видимо, все реально только через Бога.

Главное произведение - «О граде Божьем».

Основные выводы философа:

1. Жизнь общества представляет собой борьбу Земного (грешного) царства и царства Божественного.

2. Царство земное - это власть, законы, армия и т.д.

3. Царство Божественное - священнослужители, объединенные в христианскую церковь.

4. Земное царство погрязло в грехах и язычестве и в конце концов будет побеждено Божественным царством.

5. Светская власть необходима, так как большинство людей далеки от Бога, но она должна подчиняться духовной власти.

6. Единственная сила, способная объединить мир - Церковь.

7. Человек должен проявлять терпение и смирение и тогда он получит загробную жизнь.

Августин провозгласил гармонию веры и разума, но с позиций послушного религии разума.

Преподаватель обращает внимание учащихся на таблицу «Средневековая философия» и приглашает к мини размышлению по поводу высказывания Августина «Люби Бога и тогда делай что хочешь».

После этой работы предлагается следующее:

- Давайте немного отвлечемся от теоретических воззрений богословов и прислушаемся к незамысловатому щебетанию простых горожанок на улице одного из средневековых итальянских городов.

Сценка «Разговор горожанок».

Доротея:

- Слышали, Лучина и Эмилия, в Ассизе объявился удивительный монах. Он ведет нищенский образ жизни, все силы отдает молитвам, посту, проповедям Слова Божьего. Он ходит из города в город босиком, в дран ой рясе, ночует в шалашах или под открытым небом. Многие считают его сумасшедшим, другие - чтят, видят в нем святого.

Эмилия:

- Лучина, ты сильно набожна, что ты об этом думаешь?

Лучина:

- Он поступает правильно. Ведь сказал Христос своим ученикам: «Не берите с собою, ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха».

Доротея:

- Но этот монах проповедует всюду и всем, даже волкам и птицам. Зверей и птиц он называет братьями: «брат волк», «брат жаворонок». Он говорит, что каждая былинка на свете заслуживает любви, а червей собирает с дороги и относит в безопасное место, чтобы путники не раздавили.

Эмилия:

- Да что ты говоришь? Червей относит в безопасное место!

Лучина:

- В писании сказано: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всякой твари». Это достойный Бога человек, люди будут помнить о нем вечно.

Преподаватель, обобщая:

- В наши дни Франциск Ассизский считается покровителем экологического движения, ему молятся о помощи больным животным. Этот святой возвращает людям благоговейную любовь к живой природе...

- А теперь с шумных улочек средневекового города вернемся к ученым мужам и послушаем интересные сведения о жизненном пути крупнейшего богослова XIII в. Фомы Аквинского.

Студентка:

- Фома (Томмазо) Аквинский (1225 или 1226 - 1274 г.г.) -крупнейший философ - богослов систематизатор философско -теологической схоластики.

Он родился в знаменитой итальянской семье, которая была тесно связана со многими княжескими династиями Европы. Отец Фомы и еще семи сыновей был феодалом, входил в рыцарское окружение Фридриха II. Будущий философ-богослов с раннего детства питал отвращение к рыцарским забавам. Мальчик был тихий, серьезный, полной комплекции, на редкость молчаливый. Если он открывал рот, то прямо спрашивал учителя: «Что такое Бог?» Трудно сказать, что отвечал учитель, вероятнее всего, мальчик искал ответа сам. Конечно, такой человек годился только для церкви, особенно для монастыря. Семья Фомы поддерживала его желание стать монахом, но лишь до той поры, как выяснилось, что Фому привлекает не старые ордены, а нищенствующие. В 16 лет он решил вступить в молодой доминиканский орден. Такое решение вызвало протест семьи. Братья Фомы заточили юношу в крепостную башню. В ней он находился больше года. Заточению Фома подчинился со всем спокойствием, ему было не так важно, где размышлять - в башне или в келье.

Студент:

- Есть также сведения о том, что братья Фомы, желая совратить его с избранного пути, провели в его комнату красивую куртизанку, полагая, что он подвергнется искушению или будет скомпрометирован. Фома впал в неистовство, выхватил из камина тлеющее полено и стал им размахивать, угрожая поджечь замок. Перепуганная девица закричала и выбежала из комнаты. Успокоившись, он бросил горящее полено в огонь.

Студентка:

- Мать, видя, что сын не меняет своего решения, смирилась с судьбой, Фома получил свободу. Вместе с другими членами Доминиканского ордена он отправился в Париж. Его учителем был знаменитый немец Альберт, прозванный за невероятные познания Великим. В 1248 году Фома вместе с Альбертом отправляется в Кельн, чтобы организовать там центр по изучению теологии. Товарищи за необщительность прозвали его Немым Быком. Альберт Великий разглядел гениальные способности ученика и произнес пророческие слова:

Студент:

- Вы зовете его Немым Быком. Говорю вам, бык взревет так громко, что рев его оглушит мир.

Ни разу в жизни Фома не пожал презрительно плечами. Ему было неважно, принадлежит ли его слушатель к тем, кого считают достойным беседы. Современники ощущали, что плодами его мудрости может пользоваться и вельможа, и простолюдин, и простак.

Преподаватель:

- Фома получал много писем. Совершенно чужие люди обращались к нему с вопросами, иногда нелепыми. Он всем отвечал с огромным терпением и рассудительностью. Давайте и мы запишем главные мысли его суждений.

Студент записывает годы жизни Фомы, его основные произведения: «Сумма философии» («Против язычников»), «Сумма теологии» и далее, слушая преподавателя, продолжают записи в тетрадях.

Преподаватель:

- Фома Аквинский - автор томизма - одного из господствующих направлений католической церкви, систематизатор схоластики. Он выдвинул новую версию гармонии веры и разума. Фома провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, некоторые принципиальные положения веры, учения могут быть рационально обоснованы.

Внимание учащихся обращается на таблицу «Средневековая философия», слова Аквинского: «Вера ведет разум, разум подкрепляет веру...Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога».

Преподаватель продолжает:

- Философ выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

1. Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим -следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог.

2. Причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог.

3. Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого, первоначальной необходимостью является - Бог.

4. Степени качеств: все, что существует имеет различные степени качеств - следовательно, должно существовать высшее совершенство -Бог.

5. Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Фома исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. Он разделяет сущность вещи, явления - эссенцию (совокупность признаков, черт, назначение, которые существуют в разуме Бога) и существование - экзистенцию (сам факт бытия вещи). Сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен.

Наряду со сложной богословской философией существовала другая философия, хотя идущая из стен монастырей, но черпавшая свою мудрость из жизни простого народа.

Сценка «Вода святого Викентия».

Студентка:

- Однажды к святому Викентию пришла женщина и стала жаловаться на то, что ее муж - брюзга и ворчун и выносить его совершенно невозможно.

Студент:

- Я дам тебе чудесное средство, - сказал святой. - Пойди в наш монастырь и набери там из колодца немного воды. Как только твой муж придет домой и начнет ругаться, возьми глоток этой воды в рот и крепко сожми губы, чтобы не пролилось ни капли. Вот увидишь, скоро в ваш дом придет мир.

Студентка:

- Женщина так и поступила. Едва только муж, придя вечером в плохом настроении, начал ругаться, она кинулась к стакану с волшебной водой, набрала ее в рот и крепко сомкнула губы. И действительно, муж вскоре замолчал. Семейная буря затихла.

Неоднократно прибегала женщина к тому же средству, и оно действовало безотказно. Через некоторое время муж изменился. Он снова стал милым и нежным с женой, говорил ей о любви и особенно хвалил за кротость и терпение. Счастливая жена пришла к святому.

- Это такое чудо, такое чудо! - воскликнула она.

Студент:

- Вода из монастырского колодца, которую я тебе дал, не совершает никаких чудес, - ответил святой Викентий. - Чудо совершило твое молчание. Раньше ты своими ответами приводила мужа в бешенство, а твое молчание успокоило его.

Преподаватель:

- До сих пор в Испании жива поговорка: «Выпей воды святого Викентия!» И нам в России ее необходимо почаще вспоминать...

Мы находимся в стенах медицинского учебного заведения и обойти проблему развития медицины в средневековой Европе было бы неправильно. Послушаем краткие сведения из истории этого вопроса.

Студент:

- Христианские монастыри в обязательном порядке имели богадельни и убежища - кельи. С XI в. дома - кельи стали называться больницами, в странах Европы - госпиталями. Христиане верили, что спасение в загробной жизни будет зависеть от хорошего обращения друг с другом в этой жизни. Это оказывало сильное воздействие на развитие заботы о бедняках, голодных и больных. В XI в. во многих городах Германии и Нидерландов были созданы общины женщин и девиц, называвшие себя бегинами. Они занимались уходом за больными. Такие общины сохранились до XX в.

Во время Крестовых походов (XII в.) появились военизированные медицинские ордены, например, тевтонских рыцарей. После военных походов было основано много монастырей, где в свод необходимых знаний и умений входило умение оказывать медицинскую помощь. Члены ордена святого Лазаря в Иерусалиме посвящали в себя уходу за прокаженными. От названия этого ордена произошло название лазарета.

В Палестине крестоносцы основали духовно-рыцарский орден госпитальеров, названный по иерусалимскому госпиталю святого Иоанна. Это был странноприимный дом для паломников.

По мнению многих историков медицины, монахи лечили главным образом «постом и молитвой», хотя не исключено, что в монастырских больницах использовались и знания народной медицины и античных авторов.

К началу XIII в. обрела славу Салернская медицинская школа(возникла на юге Италии в IX в. и в 1213 году вошла в состав Салернского университета).

Несмотря на большие затруднения для научной деятельности, в средние века в хирургии и инфекционных болезнях накапливался значительный материал. Способствовали этому многочисленные войны.

Символом медицины в раннем средневековье считался античныйфакел. К концу средневековья он сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом.

Студент показывает изображение свечи с сопровождающим изречением:

«Aliislucensuror» («Светя другим, сгораю»)...


Встреча, которая не кончается...

(Вместо заключения)


Преподаватель кратко закрепляет и обобщает материал темы, систематизируя полученные знания учащихся. Студенты работают вместе с ним. Напоминает о схеме, которую нужно завершить дома, еще раз подчеркивает актуальность темы, помогающей нам более глубоко осознать то, что мы не только жители современного мира, строители будущей эпохи, но и хранители прошлых традиций, наследники ценностей эпохи.

Студенты имеют возможность после занятий ознакомиться с темами рефератов, буклетов, газет... для более углублённой подготовки к семинарскому занятию.

Звучит завершающим аккордом "Реквием" В.А.Моцарта – не просто как дань ушедшим поколениям, как память о всех тех, кого нет рядом с нами – близких, любимых, родных, но и как торжество продолжающейся жизни, любви, веры и надежды, борьбы и смирения, счастья и не минуемых утрат. Музыке вторят строки Н.Гумилева, произносимые преподавателем:


Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Приложение №1

Эпиграф к теме


Придите ко мне все страждущие и обремененные

И я успокою вас.

Библия. Новый завет Евангелие от Иоанна.

Пусть я , грешный, приму

Кару за то, что преступаю

Порог твоего храма, не

Принося Тебе красоты

Душевной, которую ты

Требуешь у меня.

Византийские легенды.




Приложение №2

Наглядно-иллюстрационный материал


  1. Романский храм в Хильдесхайме. Германия

  2. Августин Аврелий (Блаженный) 354-430 гг.

  3. Фома Аквинский 1225-1274 гг.

  4. Готический собор в Берлине

  5. Внутренняя архитектура готических соборов

  6. Архитектура готического собора Св. Яна XIV в.

  7. Католический костел

  8. Готический собор в Германии

  9. Аркбутаны готического собора

  10. Готический собор в Реймсе. Построен в 1211-1311 гг.

  11. Готический собор. Швейцария, Берн




Приложение №3

Таблица «Средневековая философия»


Этапы

Основной интерес

Основные идеи

Философствование в вере (Августин)

Люби Бога и тогда делай что хочешь. Воля как сущность личности, свобода как черта воли (а не разума)

Монотеизм, теоцентризм, вера в Бога, любовь к Богу.

Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский).

Вера ведёт разум, разум подкрепляет веру. Философия - это введение к религии, свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога

Надежда на спасение. Добрая воля. Совесть. Духовность человека.



Приложение № 4

Основные понятия темы


1. Теология, теоцентризм

2. Догмат творения и догмат откровения

3. Схоластика

4. Проблема добра и зла

5. Экзистенция

6. Эссенция

7. Земное царство, Божественное царство

8. Церковь

9. Томизм

10. Мистицизм

11. Теория гармонии разума и веры

12. Символизм

13. Креационизм




Приложение № 5

Вопросы на закрепление и обобщение новой темы


1. Какой исторический период охватывает философия средневековья?

2. Каковы основные идеи средневековой теологической философии?

3. Назовите основополагающие догматы средневековой философии.

4. Каковы отличительные черты схоластики как господствующего типа средневековой теологической философии?

5. Кто автор труда «О граде Божьем»?

6. Кто из известных философов этого периода выдвинул пять собственных доказательств существования Бога?

7. Определить стиль продемонстрированных соборов.




Приложение № 6

Эталоны ответов на вопросы закрепления и обобщения новой темы


1. Европа V - XVI вв.

2. Основные идеи средневековой теологической философии:

а) теоцентризм

б) господство догматов

в) практически нет противоречия между материализмом и идеализмом

г) человек - творение Бога

д) свобода воли человека в рамках божественного предопределения е) воскрешение человека из мертвых

ж) мир познается через познание Бога, такое познание осуществляется через веру в Бога.

3. Основополагающие догматы - догмат творения и догмат откровения.

4. Отличительные черты схоластики: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, назидательность и т.п.

5. Автор труда «О граде Божьем» Августин Блаженный.

6. Пять собственных доказательств существования Бога выдвинул Фома Аквинский.

7. В зависимости от иллюстрации - романский или готический стили.



Приложение № 7

Основные выводы по теме

1. Средневековая теологическая философия стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени.

2. Способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании).

3. Способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный.

4. Пробудила интерес к осмыслению исторического процесса.

5. Выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.




Приложение № 8

Основные темы рефератов

1. Проблема добра и зла в средневековой философии.

2. Разделение сущности и существования в средневековой теологической философии.

3. Философия Августина Блаженного.

4. Философия Фомы Аквинского

5. Значение средневековой теологической философии для последующего развития философской мысли.




Приложение №. 9

Домашнее задание по теме: «Теологическая философия средних веков»


1. Докончить в тетрадях схему «Средневековье».

2. Выучить материал лекции, обращая особое внимание на основные понятия и выводы по теме.

3. Использовать основную и дополнительную литературу для творческой работы над рефератами, буклетами и газетой, а также подготовки к семинарскому занятию.


Литература для преподавателей


1. Аврелий Августин. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского М., Ренессанс, 1991.

2. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь - справочник. М. Логос, 1997.

3. Ведение в философию. М. Политиздат, 1989, ч.1.

4. История философии. Минск. Новое знание, 2001.

5. Канке В.А. Философия. М. Логос, 1996.

6. Майоров Г.Т. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., Вече, 2000.

7. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. М., Вече, 1997.

8. Философия. Курс лекций. М., Владос, 1997.

9. Философия. Справочник студента. М., Слово, 1999.

10. Философская энциклопедия в 5-ти томах. М., Советская энциклопедия, 1960 - 1970.




Литература для студентов

Основная:

Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., Центр и др. издания.


Дополнительная:

1. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. М., Мирос, 1995.

2. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Раннее средневековье. Энциклопедия для школьника. Серия "Детский Плутарх". М., Олма - Пресс 1999.

3. Бутролев В.П. Всемирная история в лицах: Позднее средневековье. Энциклопедия для школьника. Серия "Детский Плутарх". М., Олма — Пресс, 1999.

4. Гуревич А.Я., Харитонович Д.Э. История средних веков. М., Интерпракс, 1995.

5. История философии. Минск. Новое знание, 2001.

6. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. М., Вече, 2000.

7. Философия. Справочник Студента. М., Слово, 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!