Конспект урока «Граф. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе» в 9 классе
Цели и задачи урока:
Обучающие задачи:
Обобщить и систематизировать знания о графах,их видах, свойствах,;
Отработать навыки преобразования весовой матрицы (табличной формы представления информации) в граф;
Сформировать навыки построение путей в графе и поиска кратчайшего пути.
Развивающие задачи:
Развитие логического мышления, т.е. умения анализировать, обобщать, классифицировать, составлять план при выполнении практической работы на компьютере;
Развитие познавательных умений: выделять главное, планировать работу, вести поисковую деятельность;
Критически оценивать результаты своего труда, регулировать и контролировать свои действия при работе на компьютере;
Развитие умений учебного труда: работать в хорошем темпе;
Развитие воли и самостоятельности: развитие инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности, развитие умения действовать самостоятельно.
Воспитательные задачи:
Воспитание добросовестного отношения к труду и к результатам своей деятельности;
Воспитание дисциплинированности и организованности при выполнении работы;
Воспитание эстетического отношения к выполняемой работе;
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к полученным знаниям.
Оборудование:
Методы обучения:
Наглядный
Исследовательский
Проблемно-поисковый
Материал для актуализации опорных знаний и умений учащихся :
Что такое граф
Из каких объектов строится граф
Виды графов
Какой граф называют ориентированным
Какой граф называют неориентированным
Какой граф называют взвешенным
Что такое вес
Что такое весовая матрица
Какие особенности есть у весовой матрицы
Как преобразовать весовую матрицу в граф
Как оптимально делать обход графа, чтобы не пропустить путь
Планируемые компетенции, формирование которых будет осуществляться на уроке:
Умение осуществлять детальный анализ весовой матрицы;
Умение преобразовывать весовую матрицу в граф;
Умение строить граф;
Умение делать обход графа и находить все возможные пути в нем;
Умение строить весовую матрицу и граф средствами текстового редактора Word;
Умение эстетично оформлять свою работу.
Организационный момент. (1 минута)
Ученики сидят за пронумерованными столами (1-3).
На экране – слайд с ТБ.
Я: Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке. Прежде, чем мы приступим к занятию, повторим правила безопасного поведения в кабинете информатики. Я указываю на пиктограмму, вы по очереди – разрешенные и запрещенные действия.
У: Перечисляют 8 правил со слайда.
Целеполагание. (3 минуты)
На каждом столе собранная электрическая цепь и стопки для письменного задания. На экране – схема электрической цепи. Я переключаю слайд и обращаю внимание школьников на цепи
Я: Ребята, изучите, пожалуйста Ваши рабочие места. Что на них расположено?
У: Электрическая цепь, физический прибор….
Я: Верно! А теперь прошу посмотреть на экран. Что можете сказать про взаимосвязь изображения и объектов на ваших столах?
У: На картинке схема данной цепи.
Я: Хорошо! Давайте изучим эти два объекта. Из чего состоят эти цепи?
У: Лампочка, источник питания, выключатель.
Я: верно. Ребята, обратите, внимание, что смотря на графическую схему, вы можете предположить, что произойдет, когда вы замкнете электрическую цепь.
У: Лампочка загорится.
Я: Правильно. Смотрим на модель и пробуем на реальном объекте. Ваши предположения подтвердились?
У: Да.
Я: моделирование присутствует во всех сферах жизни современного человека. Красной нитью проходит и через школьные предметы. Скажите, как взаимосвязаны физический опыт, изученный вами дома теоретический материал и тема урока?
У: Тема – Графы.
Я: Да, все верно. И сейчас мы проверим. Как вы усвоили теоретические знания. Внимание на экран. Прошу обратить внимание, что отвечает индивидуально, не забываем поднимать руку.
Актуализация понятий. (4 минуты)
Решение кроссворда.
Я: Мы успешно справились. Вижу, Вы хорошо усвоили материал. Как мы уже отметили, моделирование связывает информатику и физику. Как вы думаете, с кими областями мы еще сможем связать данный процесс?
У: отвечают – биология, математика, география.
Я: конечно, все ваши предположения и примеры верны. Но сегодня я бы хотела остановить наше внимание на географии. Все вы умеете пользоваться картами, а последнее приобретение из информатики для вас- решение задач на графах. Сегодня мы побудем немного логистами и просчитаем маршруты. Ребята, прошу обратить внимание, что вы с данным задание работаете на карточках в парах. При этом один ученик решает задание на доске. ВНИМАНИЕ на экран.
Я: Первой у нас выйдет с решением Анаит. Прошу. Решаем три тематические задачи.
Я: Просто замечательно. Благодаря теории графов, мы смогли проработать различные логистические маршруты.
Закрепление (18 минут)
Я: Мы сегодня побыли с вами и физиками, и географами. А сейчас я предложу вам побыть немного в роли историка. Практическая работа данного урока будет также связана с графами. Как вы думаете, какой вид графа наиболее часто ассоциируется у людей с историй?
У: дерево
Я: почему?
У: Династии
Я: Да. Я совершенно согласна с вами. И я предлагаю вам создать в графическом редакторе, свое генеалогическое дерево.
Прежде чем, вы приступите к выполнению задания, прошу всех встать. Потянуться, повернуться, посмотреть на снежинки. ….А теперь рассаживаемся на свои места и приступаем к работе.
Рефлексия. (2 минуты)
Я: У вас замечательно получается! К сожалению время урока быстротечно, сохраняем работы, присаживаемся на свои места. Посмотрите на экран и отреагируйте в соответствие со своим ощущением от урока.