Тема: «Какую пищу можно найти в лесу. Лес в жизни человека»
Цель:
формировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека.
Задачи:
Учить различать съедобные грибы и ягоды от несъедобных.
Расширить знания детей о грибах как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания.
Расширить представления детей об ассортименте блюд, которые можно приготовить из грибов и ягод.
Воспитывать необходимость заботиться и сохранять природные богатства; умение соблюдать правила поведения в лесу при сборе грибов и ягод, позволяющих избежать ситуаций, опасных для здоровья.
Тип занятия: урок-игра «Поход в лес»
Оборудование:
Ход урока.
Организационный момент. Слайд «Добрый день»
-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а вот куда нам расскажет Алина.
Друг зеленый твой и мой
Гостеприимный и большой.
Любим мы в нем все гулять,
Чистым воздухом дышать.
Он нас щедро угощает,
Никого не обижает,
Ты в нем сможешь все найти,
Что угодно для души!
Кто ж, ребятки, даст ответ-
Это наш любимый… (лес). Слайд «Лес»
Работа в группах «Собери вещи в рюкзак».
- Да, ребята, мы отправляемся в лес. Но чтобы наш поход состоялся, что необходимо взять с собой? (Рюкзаки.) Слайд «Мальчик с рюкзаком»
- Какие вещи в него положим? ( Продукты, посуду, одежду, средства гигиены.)
- Собирать вещи в рюкзак будут 3 группы:
1 группа - продукты, которые можно взять в поход(тетрадь, стр.46 № 3)
2 группа – посуду;
3 группа – средства гигиены и одежду.
(Дети работают на карточках с заданиями)
- Послушаем капитанов каждой группы. Слайды «Продукты», «Посуда», «Одежда»
1 группа –
2 группа –
группа –
3.Сообщение темы урока.
- Рюкзак собран, можно отправляться в лес. Ребята, а если в походе у нас закончатся продукты, что делать? ( Можно найти пищу в лесу.)
- Путешествуя, ребята, мы узнаем какую пищу можно найти в лесу, поговорим о значении леса в жизни человека. Слайд «Тема урока»
- В лесу мы гости и вести должны себя уважительно, соблюдая правила поведения в лесу. О них нам расскажут ребята.
(Дети выходят к доске, показывают запрещающие знаки, называют правила, крепят их к доске)
- Спасибо, ребята. Помните, если люди будут вести себя правильно, то лес преподнесёт свои дары. Итак, в путь!
4. Физкультминутка (зрительная гимнастика)
Дети по лесу гуляли, Слайд «Лес» (пение птиц)
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
И налево посмотрели:
Там в лесу грибы созрели.
Смотрим мы направо:
Грибов целая поляна.
Смотрим влево, вправо, вниз –
Ай, грибочки, ну держись! Слайд «Поляна с грибами»
5.Знакомство с видами и правилами сбора грибов.
- Вот мы и пришли на лесную полянку. Сколько много грибов на ней!
- Какие грибы бывают, ребята? (Съедобные и несъедобные)
- Проверим, какие вы знатоки грибов.
1) Работа в группах с набором предметных картинок грибов.
1 группа – назовёт съедобные грибы;
2 группа – назовёт несъедобные грибы;
3 группа – вспомнит правила сбора грибов. Слайд «Правила сбора грибов»
(Дети работают в группах. Проверка.) На доске – грибы.
2) Работа в тетради (с. 43 № 1 )
- Какие питательные вещества есть в грибах?
- Откройте тетрадь на с. 43 № 1. Раскрасьте схему гриба.
- Чего больше всего в грибах? (Белка.)
- В каких продуктах ещё много белка? ( В мясе, орехах.)
- Грибы еще называют лесным мясом. Их сушат, маринуют, солят, варят.
-Как вы думаете, в каком виде в грибах сохраняется больше всего питательных веществ? ( В сушеных грибах.)
- Какие блюда готовят из грибов?
6.Физкультминутка
Мы с лесной поляны вышли,
Поднимаем ноги выше –
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас мы сядем, отдохнем,
А потом опять пойдем.
7.Знакомство с ягодами.
1) Разгадывание кроссворда.
- Что еще дарит нам лес? (Ягоды)
- Рассмотрите рисунки на стр. 45 № 2, вспомните названия ягод, отгадайте кроссворд. Слайд «Кроссворд»
- Где растут ягоды, названия которых написаны по горизонтали и по вертикали?
(Костяника, малина, черника – в лесу.
Морошка, брусника, клюква – на болоте.)
2) Сообщения о ягодах.
- Какие ещё лесные ягоды вы знаете?
- Каких питательных веществ больше всего в ягодах? (Витаминов и минеральных веществ)
- Ребята расскажут интересные факты о ягодах.
Клюква.
Ягоды клюквы – очень ценный и полезный пищевой продукт. Это и лекарство, и витаминный комплекс, и незаменимый пищевой продукт.
Особенно много в ней витамина С.
На Руси клюква издавна считается ягодой молодости. Клюквенный сок и клюквенный морс препятствуют развитию болезнетворных бактерий и микробов. Раны и ожоги, промытые клюквенным соком, моментально заживают. Клюква богата антиоксидантами, поэтому в старину ее называли "молодильной" ягодой.
Брусника.
Это очень ценное лекарственное растение. Целебными свойствами обладают в основном листья. Плоды способствуют повышению остроты зрения. Обладает лечебным свойством и сок брусники. Он немного понижает давление.
Морошка.
Это северная, тундровая ягода. На севере укоренилось название «царская ягода».
Морошка — источник полезных, целебных веществ; так, витамина С в ней в три раза больше, чем в апельсинах.
Плоды с хорошим вкусом, употребляются в разнообразных видах (свежем, в виде варенья, сока, повидла, джема, компота). Долго хранится в мочёном виде. Морошку используют в диетическом и лечебном питании, для лечения сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний.
Морошка — любимая ягода Александра Пушкинa. Известно, что перед смертью он попросил мочёной морошки.
3) Рассказ о ядовитых ягодах.
Волчье лыко. Слайд
Невысокий кустарник с ярко-красными ягодами, которые кучками лепятся на коре.
Употребление в пищу даже 5-6 ягод может оказаться смертельным для человека.
Вороний глаз. Слайд
8. Значение леса в жизни человека.
- Почему мы с лесом дружим?
- Для чего он людям нужен?
Ответы на эти вопросы мы найдём в учебнике «Окружающий мир» стр. 72
Ответы детей. Слайды
9. Итог занятия. Работа с пословицей.
- Объясните смысл пословицы.
У леса жить, голодным не быть.
10. Рефлексия.
-Вот и закончился наш поход. Если вам путешествие понравилось, настроение хорошее, возьмите зелёный листок.
Было немного грустно – жёлтый листок.
Путешествие не понравилось – коричневый.
Много сказочных чудес
Дарит людям друг наш – лес.
Это вы не забывайте
И природу уважайте!
Итог.
Продолжите фразы:
ЛЕС – это наше богатство.
ЛЕС – это зелёный наряд нашей планеты.
ЛЕС – дом для диких животных.
ЛЕС – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные растения.
ЛЕС – это наш друг – он задерживает влагу на полях, защищает поля от суховеев, защищает почву от размывов.
ЛЕС очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом.
ЛЕС даёт древесину.
-Сможет ли человек прожить без леса?