СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока информатики с использованием исследовательской технологии

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по теме "Построение диаграмм"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока информатики с использованием исследовательской технологии»

Методическая разработка урока информатики с использованием исследовательской технологии



Тема урока: «Построение диаграмм»

Цели:

  • Личностная: осознать значимость изучения темы для дальнейшего использования в различных предметных областях и своей жизни.

  • Метапредметная: научится строить диаграммы для задач из разных предметных областей;

  • Предметная: -ученики научатся строить диаграммы и графики различных типов по средствам электронной таблицы MS Excel.



Механизмы создания мотивационного поля:

Во вступительном слове учитель нызывает тему урока, говорит о значимости диаграмм, умении их их строить.

«Сегодня мы продолжаем изучение темы – табличный процессор Excel и познакомимся с еще одной возможностью Excel – анализом данных в табличной форме. Вы узнаете   виды  диаграмм, научитесь их строить. Они могут быть разные . С диаграммами вы можете встретиться на страницах учебников и по географии, и по математике,  и по физике, и биологии, и по истории. Работа в Excel с диаграммами может пригодиться, если вы выберете любую профессию, но особенно , если вы будете заниматься  научно-исследовательской работой, станете экономистами, статистами, бухгалтерами.»

Задачи:

Воспитательная – использовать объекты и технологии обработки числовой информации при работе с электронными таблицами Excel.
 Обучающая – совершенствовать и развивать основные умения работы с электронными таблицами, познакомить с  понятием «диаграмма», познакомить с технологией создания диаграмм.
 Развивающая – использовать алгоритм создания диаграммы при выполнении практических заданий

Форма организации работы:

  • фронтальные; 

  • индивидуальные. 

Образовательные технологии и методы:

  • словесный – рассказ с элементами беседы (для формирования теоретических и фактических знаний);

  • наглядный – иллюстрации, демонстрации (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам, развития познавательной активности);

  • репродуктивный (для запоминания материала);

  • установление межпредметных связей (для развития вариативности мышления и умений применять ранее полученные знания в новой ситуации);

  • метод стимулирования интереса к учению (создание ситуаций занимательности, создание проблемной ситуации

  • метод управления учением – самостоятельная работа учеников: работа с инструкцией, практическая работа на ПК (для развития самостоятельности в учении, формирования умений находить в тексте главное, для развития умений подтверждать знания опытом)

Рефлексия:

Прием Синквейн.

  1. ключевое слово

  2. прилагательных

  3. глагола


Домашнее задание:

Составить таблицу изменения температуры воздуха  в течении недели.


Необходимое оборудование:

  • Табличный  процессор Excel.

  • Проектор.

  • Оценочные карточки.

  • Раздаточный материал.












Тема урокаПостроение диаграмм  

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний и умений учащихся.

Вид  урока:  Комбинированный урок

 Цели урока:

-         научиться строить диаграммы;

-         познакомиться с видами диаграмм;

  План урока:

 1.     Вводно-мотивационный этап.

2.     Знакомство с мастером диаграмм.

3.     Построение диаграммы по исходным данным.

4.     Анализ результатов построения диаграммы.

5.     Самостоятельная работа.

6.     Заключение.

7.     Подведение итогов.

  

Вводно-мотивационный этап.

 Сегодня мы продолжаем изучение темы – табличный процессор Excel и познакомимся с еще одной возможностью Excel – анализом данных в табличной форме. Вы узнаете   виды  диаграмм, научитесь их строить. Они могут быть разные . С диаграммами вы можете встретиться на страницах учебников и по географии, и по математике,  и по физике, и биологии, и по истории. Работа в Excel с диаграммами может пригодиться, если вы выберете любую профессию, но особенно , если вы будете заниматься  научно-исследовательской работой, станете экономистами, статистами, бухгалтерами.  

Диаграмма – это способ наглядного представления информации.

 

Тему урока записать в тетрадь

 

Откуда берутся данные при построении диаграмм?

-         из таблицы.

Что такое ЭТ?

 - это табличный процессор для обработки данных в табличной форме

На сегодняшнем уроке  вам предстоит  строить и работать с ЭТ. Как вы думает,  что нужно для работы и построения ?

-         необходимо знать размер таблицы,

-         обозначение таблицы,

-         адрес ячеек,

-         что такое блок,

-         адрес блока.

  

Переходим к I этапу – построению диаграмм:

Чтобы построить диаграмму, необходимо решить поставленную задачу.

Давайте попробуем проанализировать бюджет семьи. На какие статьи семья расходует больше средств и почему?

Условие задачи:

Рассмотрим бюджет среднестатистической семьи и оформим статьи расходов в виде таблицы.

Предположим, семья состоит из трех человек ( 2 работающих и 3-й ребенок), проживает  в своем доме.

Давайте составим таблицу по статьям расходов бюджета семьи.

Статьи расходов

Стоимость ( руб.)

Электроэнергия

1000

Расходы на продукты

4500

Транспортные расходы

2000

Дополнительные расходы

1000



Для того чтобы  удобнее было проводить анализ, можно построить диаграмму.

 

Для работы с данными их необходимо выделить.

Для построения графиков и диаграмм в табличном процессоре существует специальная функция Мастер диаграмм. Он находится на стандартной панели инструментов и имеет такой вид. Мастер диаграмм – это последовательность диалоговых окон, которая позволяет делать все необходимые шаги для создания диаграмм.

Показать учащимся вид Мастера диаграмм.

 Выбрать Мастер диаграмм.

Проводить синхронно объяснение инструкции по работе Мастера диаграмм и пошаговое  построение учениками диаграммы.

Мастер делает пять шагов:

1.     На первом шаге указывается интервал ячеек рабочего листа, т.к. мы данную таблицу уже выделили, то в этом окне указан уже интервал ячеек.

 

2.     На втором  шаге выбирается тип диаграммы.

К выбору вида диаграммы необходимо отнестись очень серьезно. Ведь от типа диаграммы и графика зависит наглядность отображения табличных данных.

Выбирая тип диаграммы, нам необходимо решить, что именно мы хотим наглядно представить. Для демонстрации динамики процесса подойдут такие типы диаграмм, как Гистограмма, Линейчатая, График. А для вычисления долей в общем объеме лучше воспользоваться Круговой, Кольцевой или Лепестковой диаграммами. В данном случае мы выбираем Круговую диаграмму. Для этого необходимо выбрать Тип диаграммы  - Круговая;

 Предложить учащимся выбрать круговую диаграмму.

  

III.           На третьем шаге осуществляется  выбор вида ( формата ) диаграммы.

Выберите шестой вид  диаграммы

IV.              На четвертом  шаге осуществляется выбор рядов;

 

Мастер диаграмм автоматически выбирает нужный диапазон и ряды, а также сразу нам показывает картинку предварительного просмотра.

Для перехода в третий ряд нажимаем кнопку Шаг

V.               Пятый шаг: параметры диаграммы.

 

На пятом шаге осуществляется выбор параметров диаграммы. Названия закладок говорят сами за себя. Нажимая на каждую из закладок можно изменять параметры диаграммы.

Начнем с заголовка диаграммы.

Введите название диаграммы.

Переходим к закладке – ЛЕГЕНДА.

Легенда – это пояснение к диаграмме. Можно легенду добавить, а можно от нее отказаться.

 Укажем, что легенда присутствует в диаграмме. Для этого возле закладки легенда установим флажок.

После того, как установлены все параметры, вы увидите в окошке образец диаграммы.. Этот образец будет обновляться   при каждом изменении параметров.

 

Работа по созданию диаграммы практически подошла к концу – осталось только решить вопрос с ее местоположением.  Выбрав пункт Закончить Диаграмма размещается на листе в произвольном месте. Переместить диаграмму можно методом перетаскивания. Поместите диаграмму непосредственно под вашей таблицей.

Готовую диаграмму, если она не оправдала ожидания, можно отредактировать. Для этого мышкой нужно навести на элемент диаграммы и щелкнуть правой кнопкой.

Однократный щелчок по уже выделенным заголовкам позволит поменять в них текст.

Давайте проведем анализ полученной диаграммы.

Какая статья расходов имеет большую долю, на какую статью приходится  меньше?

Потребителю важно знать, сколько он расходует средств на каждую из статей для того, чтобы распределить имеющиеся средства максимально рационально. Как этого достичь вы рассмотрите на уроках экономики.

Повторим шаги построения диаграммы.

Давайте запишем инструкцию построения диаграммы в тетрадь.

 

Попробуйте самостоятельно  записать шаги  построения диаграммы. Кто затрудняется, тот может воспользоваться инструкцией ( Инструкцию можно высветить, используя проектор).

1.     Выбор интервала ячеек рабочего листа

2.     Выбор типа  диаграммы.

3.     Выбор вида диаграммы

4.     Выбор рядов.

5.     Определение названия  диаграммы, названия осей, легенды, осевых линий.

6.     Размещение диаграммы  на листе.



Переходим к третьему  этапу – самостоятельная работа.

А сейчас попробуйте сами построить диаграмму.

У вас на столах имеются карточки – задания к самостоятельной работе. В них вы найдете условие задачи и данные,  сведенные в таблицу.

Далее, полная инструкция выполнения задания.

Давайте разберемся:

  

Проанализировав бюджет среднестатистической семьи, попробуем провести анализ платы за коммунальные услуги. Какой вид услуг наиболее дорог. Для этого создайте и заполните таблицу с данными платежной ведомости, которую вы должны принести к нашему уроку.







Платежная

ведомость

Горячая вода


телефон


Квартплата


Отопление


Холодная вода


Мусор


Интернет



По данным этой таблицы постройте кольцевую диаграмму на отдельном листе.

 

На карточке – задании имеются:

-         инструкция по выполнению;

-          критерии оценок;

-         дополнительное задание (для тех, кто быстро выполнит основное задание ).

На выполнение этой работы отводится 15 минут.

Одного из учащихся вызвать для выполнения этого задания к главному компьютеру.

Провести анализ полученных результатов.

Давайте посмотрим по диаграмме,  какой из видов коммунальных услуг стоит дороже всего.

Сохранить данные. Указать на то, что полученные результаты можно использовать на уроках экономики.

 

Оценить свою работу, поставив оценку в оценочную карточку.

Те учащиеся, которые отвечали устно на вопросы, а так же те , кто начал выполнять дополнительное задание, отметьте  это в   оценочной карточке.

 

4 этап.

 На следующем занятии мы подробнее остановимся на том, как можно изменить уже построенную диаграмму, Познакомимся с построением других видов диаграмм и графиков.

Для этого необходимо выполнить следующее домашнее задание.

 Сейчас неустойчивая погода. Слушая сообщения гидромецентра в тетрадь запишите значения температур днем и ночью.

Домашнее задание:

1. Составить таблицу изменения температуры воздуха  в течении недели.

2. Выучить основные понятия и инструкции.

 

Итак, подведем итог нашему занятию:

1.     Что нового вы узнали о возможностях Excel?

2.     С какими видами диаграмм вы познакомились на сегодняшнем занятии?

3.     Обоснуйте выбор типа диаграмм на сегодняшнем уроке ( какие данные они отражали.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложения:

 

      1. Оценочная карточка

 

Ф.И.

 

Вид работы

Кол-во

баллов

1.

Устный ответ

 

2.

Самостоятельная работа

 

3.

Дополнительное задание 

 

 

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





Карточка – задание.

 

1.      Создать таблицу и заполнить ее.

2.      По данным таблицы построить

Кольцевую диаграмму с учетом:

а) тип диаграммы № 6;

б) ряды в столбцах;

б) заголовок: « Платежная ведомость»;

в) добавить легенду;

г) диаграмму разместить под кольцевой диаграммой.

 

3*. Дополнительное задание: по данным таблицы построить лепестковую диаграмму с теми же параметрами.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!