СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока-исследования "Обращение", 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен урок-исследование по теме "Обращение"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока-исследования "Обращение", 5 класс»

Конспект урока русского языка по теме "Обращение" в 5 классе

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, урок-исследование

Тема: Обращение и знаки препинания при нем.

Цель деятельности учителя: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: узнавать обращения в контексте устной и письменной речи, выделять их на письме знаками препинания, проводить синтаксический разбор предложений с обращением.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: понятие о синтаксической роли обращения (не является членом предложения) и способах выражения обращения, его роли в предложении, морфологической составляющей обращения.

Задачи:

Обучающие: дать понятия обращения, познакомить с правилами выделения обращения знаками препинания на письме, формировать умения находить обращения в предложениях, употреблять его с учетом речевой ситуации.

Развивающие: развивать речь через обогащение словарного запаса при введении новых понятий; развивать логическое мышление при анализе нового материала; развивать умение делать выводы из наблюдений.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе, воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к себе.



Планируемые образовательные результаты

Предметные:

-научатся находить обращения в речи;

-составлять предложения с обращениями;

-выделять обращения в предложениях на письме, интонировать эти предложения в речи;

- составлять предложения с обращениями, составлять схемы предложений с обращениями;

- отличать предложения с обращениями от предложений, в которых нет обращений;

Метапредметные:

-умение соотносить учебные действия в соответствии с поставленными задачами;

- ставить учебные задачи и уметь выделять учебные задачи;

- вносить коррективы в свои действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные: :

-формирование навыков работы в паре (договариваться о совместной

деятельности и приходить к общему решению), оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь, осуществлять контроль и самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и

письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других


Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой на урок. (1 -2 мин)

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала.

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что этот урок принесет вам радость от ваших небольших открытий. Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу.

Я желаю вам успеха на уроке, хороших оценок и хорошего настроения.

Запись даты проведения урока.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия.

Игра «Кроссворд»

- Ребята, вы любите разгадывать кроссворды? (Отвечают).

- Но мы непросто будем развлекаться, а повторим пройденный материал и постараемся определить тему сегодняшнего урока

Работаем у доски. (Кроссворд на доске. Кто поднимет руку, называет слово выходит и записывает)

1. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как?

2. Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.

3. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей?

4. Знак препинания, который ставится перед союзами а, но.

5. Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.

6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

7. Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

8. Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?

9. Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

А теперь назовите тему урока, спрятанную в выделенной колонке.

-Обращение.

Запись темы урока в тетрадь


2. Введение в тему. Актуализация знаний.

Ребята, послушайте внимательно, я зачитаю предложения и зачитаю их не просто так.

Учитель задает вопросы:

Никита, ты будешь хорошо работать на уроке?

Лена, ты сегодня очень красивая.

Полина, почему глазки грустные?

Ваня, пиши внимательно и будешь учиться только на пятерки.

Таня, не пропускай занятия так часто, и ты сможешь учиться на одни пятерки.

Дорогие ребята, написали в тетради тему?

Ребята, что я сейчас делала? Я к вам …..

Это, ребята, и есть наше «Обращение».

Договорите продолжение предложение:

Обращение- это слова или словосочетания…(проверка вывода- чтение правила по учебнику)


3. Постановка целей.

-Что же будет сегодня объектом нашего рассмотрения?(обращение)

Нам нужно будет с вами выяснить:

Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Какое место занимает обращение в предложении?

Какова роль обращения в речи?

Является ли обращение членом предложения?


4.Устная работа. Исследование 1

Послушайте и повторите предложения, голосом выделяя обращение. Звательная интонация!

Мама, ты скоро придешь домой?

Ты скоро, мама, придешь домой?

Ты скоро придешь домой, мама?

Мама! Я пойду на улицу с подружками


-Какое место в предложении может занимать обращение?

-Чем выделяется обращение?

Звательной интонацией, паузами, запятыми и восклицательным знаком. Составление схем:

1.О,… 3. …,О

2…,О,… 4.О!...

А. Мы ответили на один вопрос – обращения могут стоять в любом месте предложения и выделятся знаками (чтение правила)

Б. Поэтому поводу есть хорошее стихотворение:

К людям, звездам или птицам

Можешь смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй!

5.Исследование 2.

Чем отличаются предложения:

Мама работает парикмахером

Мама, я по тебе скучаю

Обращение не является членом предложения!


6.Исследование 3. Роль обращений в речи.

Предлагаю вам провести следующее исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Может ли обращение показать, какой человек, как относится он к людям:


- Работа в группах. (ряд – группа).


Так как урок литературы связан тесно с языком, то вам предложены отрывки из сказок. Ваша задача найти обращения и ответить на вопросы.


Раздаточный материал

1.Как называется сказка, из которой взятываши отрывки?

2.Какое предложение содержит обращение?

3.К кому обращаются?

4. Может ли обращение показать отношение к людям?


Тексты на слайде (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")

1.

Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".

3.

Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.




2.

"Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!»




Вот мы и ответили на второй вопрос – о роли обращений в речи. Они нам нужны для общения и выражения своего отношения.


7. Мы провели исследование, давайте теперь запишем кратко выводы , составим кластера. Составление кластера Обращение(схема кластера в приложении к уроку)

8. Работа по учебнику упр.897


9.Речевой этикет


Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы,


но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы

Перед вами этикетные формулы-просьбы. Разыграем сценки, используя эти формулы и обращения.


1.Пожалуйста.


2.Будьте так любезны.


3.Будьте добры.


4.Если вас не затруднит.


5.Извините


6.Не мог бы ты сейчас.


7.Не выполнишь ли ты мою просьбу.


8.Вы не могли бы сказать.


Ситуации:


  1. Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).


  1. Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.


  1. Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.


Защита работ.


10.Итог урока. Рефлексия.

Сегодня мы ответили на все поставленные вопросы.


- Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

  • Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

  • Как вы обращаетесь друг к другу?

  • Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

  • Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

  • Кто желает прочесть обращение к однокласснику? ( зачитывается одно!)


Телеграмма

А теперь оцените свою деятельность на уроке. Составьте телеграмму.(смс)

На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

Начало: сегодня на уроке...

На выполнение работы отводится 2 минуты. (если вы всё поняли, вам всё понравилось, вы довольны собой и окружающими, то выбирайте лист, на котором будете писать, розового цвета, а если испытывали дискомфорт, волнение, непонимание – голубой)

-Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

-Удалось ли вам сделать на уроке какие-то маленькие открытия? Какие?

Можно отвечать по кластеру.


Задание на дом: подготовить сообщение по кластеру темы «Обращение» с примерами. Дифференцированное задание по карточкам

Слабые ученики только выделяют обращения.

Спишите, вставляя недостающие знаки препинания, при обращениях.

1) Добро пожаловать скворец.

2) Не трещите морозы в заповедном лесу.

3) Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4) Догорай костер дотла.

5) Песню эту пронесем друзья по свету.

6) Свети нам солнышко свети.

7) Тропинка куда ты бежишь?


Сильные ученики находят обращения в тексте и выделяют.

Спишите, вставляя недостающие знаки препинания.

Обращения обозначьте графически.

1) Не трещите морозы в заповедном лесу.

2) К утру мороз крепчал.

3) Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4) Муравьи санитары леса.

5) Догорай костер дотла.

6) Песню эту пронесем друзья по свету.

7) Друзья познаются в беде.

8) Из-за тучи появилось солнышко.

9) Тропинка куда ты бежишь?

10) Тропинка круто свернула влево.





















Приложение к уроку

1.Отгадай кроссворд


1.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?

2.Предложение по цели высказывания, в котором мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.

3.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

4.Знак препинания, который ставится перед союзами а, но.

5.Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо действие, обладает определённым признаком.

6.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

7.Раздел науки, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

8.Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, что ставится между ними?

9.Главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.


2.Выделите знаками обращение.

1.Чем вы гости торг ведете

И куда теперь плывете?

2.Здравствуй князь ты мой прекрасный!

3.Ты царица всех милее,

Всех румяней и белее!

4.Здравствуй зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи…

5. А что вы делали ноженьки?


6. Добро пожаловать скворец.

7.Не трещите морозы в заповедном лесу.

8. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

9. Догорай костер дотла.

10.Тропинка куда ты бежишь?


3.В каком предложении есть обращение? Почему ты так думаешь?

Серёжа помогает малышам.

Серёжа, помоги малышам.


3.Оформи кластер по вопросам

1.Для чего служат обращения в речи?

3.Как называется интонация, с которой произносятся обращения?

4. Является ли обращение членом предложения?

5.Какими знаками препинания выделяется обращение на письме?












Обращение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!