СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории "Внешняя политика Ивана IV"

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель урока: охарактеризовать основные направления внешней политики Ивана IV – западное, южное и восточное (Завоевание Казанского ханства, присоединение Астраханского ханства, покорение Западной Сибири; начало, ход и завершение Ливонской войны, причины поражения в ней России.) -, ее причины и результаты. Показать значение расширения русского государства.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории "Внешняя политика Ивана IV"»

УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ. 6 КЛАСС.


УМК: История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учебник для общеобраз. учреждений /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – М.: Просвещение, 2014.

Тема урока: «Внешняя политика Ивана IV»

Место урока в курсе, разделе, главе: глава III: Русь московская; §24 (ст. 202-2014).

Класс: 6класс.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: меловая доска; учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс; Карта «Россия во второй половине ХVI в.» (с. 204—205 учебника); Карта «Ливонская война» (с. 210 учебника); таблица на доске «Внешняя политика Ивана IV»; мультимедийное оборудование (проектор, экран),компьютер, презентация «Интеллектуальная разминка»; карточки с заданиями.


Структура урока:

  1. Организационный момент,

  2. Проверка знаний и умений учащихся (опрос по материалам предшествующего занятия),

  3. Переход к изучению нового материала (постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся),

  4. Изучение нового материала,

  5. Закрепление основного содержания занятия,

  6. Рефлексия,

  7. Организация домашнего задания


Цели урока:

  • Образовательная: охарактеризовать основные направления внешней политики Ивана IV – западное, южное и восточное (Завоевание Казанского ханства, присоединение Астраханского ханства, покорение Западной Сибири; начало, ход и завершение Ливонской войны, причины поражения в ней России.) -, ее причины и результаты. Показать значение расширения русского государства.

  • Развивающая: Продолжить работу по формированию речевых умений и картографических навыков учеников при изучении вопросов внешней политики, продолжить развивать навыки самостоятельной работы с текстом и иллюстрациями учебника, историческими источниками.

  • Воспитательная: воспитать уважительное отношение к истории своего народа и страны. Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.


План урока:


  1. Присоединение Казанского и Астраханского ханств

  2. Крымское ханство и присоединение Сибирского ханства

  3. Ливонская  война

  4. Подведение итогов




Основные понятия: засечная черта, ясак, острог.

Основные персоналии: Иван IV, Иван Выродков, хан Кучум, Ермак, Иван Кольцо, Строгановы, Стефан Баторий, Иван Шуйский.

Основные даты: 1552 г. — взятие Казани, 1556 г. — присоединение Астраханского ханства к России, 1558 г. — начало Ливонской войны, 1581 г. — поход Ермака в Си- бирь, 1583 г. — завершение Ливонской войны.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент. Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке.

Содержание этапа: по звонку найти свое место; взаимное приветствие; запись числа; настрой учащихся на работу.

Вводное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что…

Дети: (хором) …хотим все знать!


II. Проверка знаний и умений учащихся. (Опрос по материалам предшествующего занятия).


Учитель: И так, начнем наш урок с интеллектуальной разминки:

(на экране выведена презентация, учитель диктует задание, первый поднявший руку говорит ответ. Ответы отмечаются прямо в презентации, если ответ был неверный, то программа издает характерный звук).

  1. Учитель: На экране даны имена, определите, по какому принципу образован ряд?

(слайд 1) Алексей Адашев, А.Курбский, Сильвестр (отв.: члены Избранной рады)


  1. Учитель: Соотнесите понятия (слайд 2):


Земский собор

кружок единомышленников Ивана IV

Приказы

органы центрального управления России в 16-начале 18 века

Избранная рада

неофициальное правительство России в 1549-1560 гг.


высшие сословно-представительские учреждения в России



  1. Учитель: заполнить пропуски в предложениях (слайд 3):


Реформы:

Создание ______________ рады

Созыв первого ______________ собора

Ограничение ______________

Создание ______________ войска (стрелецкого)


(Отв.Реформы: Создание Избранной рады. Созыв первого Земского собора. Ограничение местничества. Создание постоянного войска (стрелецкого)).

  1. Учитель: Укажите реформы, которые были проведены Избранной радой и Боярской думой в 1550-е годы (слайд 4):

  • Создание коллегий

  • Учреждение опричнины

  • Отмена кормлений

  • Создание «Уложения о службе»

  • Отмена местничества

  • Создание судебника


  1. Учитель: Укажите какая реформа была проведена в эпоху регентства Елены Глинской (слайд 5):

  • Денежная

  • Законодательная

  • Церковная

  • Военная


Опрос по теме «Реформы Избранной рады»:

(учитель задает вопросы, а ученики устно отвечают на них)

  • Каковы цели реформ Избранной рады?

  • Назвать дату реформы центрального управления и местного самоуправления.

  • В чем заключалась суть данных реформ?

  • Назовите дату военной реформы? Какие изменения произошли в ходе данной реформы?


III . Переход к изучению нового материала. (Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся). Цель этапа: создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему (или проблему) урока.

Учитель: Как Вы думаете, почему реформы начинаются с военных преобразований? Это случайность или нет?

Рассмотрите иллюстрации, изображенные в учебнике на странице 203. Что вы можете сказать об уровне вооружения и обмундирования русского война 16 века?

Учитель: Откройте карту («Россия во второй половине 16 века») в учебнике на странице 204- 205, назовите государства, которые были соседями России во второй половине 16 века?

(ученики отвечают на поставленные учителем вопросы, по очереди называют государства, граничащие с Россией: Швецию, Ливонский орден, Великое княжество Литовское, Польское королевство, Казанское ханство, Сибирское, Астраханское, Крымское ханства).

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим и выясним, как же складывались отношения России с этими государствами во времена правления Ивана Грозного.

Учитель: Как вы думаете, какова будет тема урока? 

Ученики: «Внешняя политика Ивана IV».

Учитель: Запишите тему нашего урока в тетрадь. Ребята скажите, что вы понимаете под внешней политикой государства? (Внешняя политика - отношения с другими государствами).

Учитель: Ивана IV наряду с внутренними преобразованиями вел энергичную внешнюю политику. Цель нашего урока - охарактеризовать основные направления, выяснить причины и результаты внешней политики Ивана IV.


Глядя на карту («Россия во второй половине 16 века » учеб. ст. 204- 205) ответе, какие из государств были наиболее опасны для русского государства? Почему?

В каком веке распалась Золотая орда? (XVв.) На какие ханства она распалась? Какие взаимоотношения были у них с Россией в 16 веке?


Учитель: Хотя монгольского ига не стало, так как Русь от него освободилась, но осколки Золотой Орды в виде монгольских ханств сохранились и сильно мешали экономическому развитию России; большая часть торгового пути с Востоком находилась в середине 16 века на территории этих ханств, которые препятствовали торговле русских купцов с восточными странами по Каспийскому морю. Русское государство находилось в трудном положении; оно было окружено враждебными государствами с востока, юга и запада.

Отсюда вытекают задачи внешней политики Ивана IV:

- обезопасить свою страну от внешних врагов;

- создать условия для ее успешного экономического развития.


IV. Изучение нового материала


Чтобы выяснить, как эти задачи были реализованы, предлагаю вам поработать в группах по определенному направлению и, узнать, как действовал Иван Грозный в отношении этих государств.


Разделимся на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Выполняет его. Представляет результат работы (выполненные задания на карточках должны быть представлены в виде краткого устного ответа). (Самостоятельная работа с текстом и картами учебника)


1гр. «Присоединение Казанского и Астраханского ханств»

Задание: просмотрите карту, прочитайте материал в учебнике на ст.202-206 и и ответьте на вопросы:

- Где расположено Казанское ханство? (Работа с картой «Россия во второй половине 16 века » учеб. ст. 204- 205) (Казанское ханство — государство в Среднем Поволжье )

- Какое это направление внешней политики русского государства? (Восточное)

- Какую угрозу представляло Казанское ханство для русских земель? (Казанские отряды грабили пограничные уезды Руси, захватывали имущество и пленных, превращая их в рабов)

- Сколько походов предпринял Иван IV против Казани? (2 похода на Казань безуспешны, к третьему готовились серьезно: построили разборную крепость Свияжск, собрали 150 тысяч воинов, 150 артиллерийских орудий)

- Когда и как была завоевана Казань? ( Русские штурмом брали Казань, на них со стен кидали камни, толкали бревна, лили кипящую смолу. На штурмующих летели тучи стрел. Штурмом взять Казань не смогли. Началась осада. Осадными работами руководил Иван Выродков, сделали подкоп, заложили в него 48 бочек пороха. На рассвете 2 октября 1552 года раздался страшный взрыв, в пролом вошли войска. Страшная битва началась в самом городе: после боя всюду груды мертвых, всего с обеих сторон погибло около 200 тысяч. Казанское ханство покорилось.)

- Какие народы вошли в состав русского государства? (Добровольно перешли в русское подданство удмурты, чуваши, марийцы, часть башкир)

- Где расположено Астраханское ханство? (Астраханское ханство - государство в районах правобережья Нижней Волги и Северного Прикаспия)

- Какое это направление внешней политики русского государства? (Восточное)

- Когда была завоевана Астрахань? (В 1556г.)

- Какое значение для Российского государства имело присоединение Казанского и Астраханского ханств?(Присоединение Казанского и Астраханского ханств укрепило безопасность Русского государства, открыло России пути для прямых торговых и политических связей с восточными странами. Волга на всем её протяжении стала русской рекой. В состав Российского государства вошли многие народы, населявшие территорию Поволжья. Теперь их историческая судьба оказалась тесно связана с Россией. Российское государство стало многонациональным.).


2 гр. «Крымское ханство и Присоединение Сибирского ханства»

Задание: посмотрите карту (работа с картой «Россия во второй половине 16 века » учеб. ст. 204- 205), прочитайте материал в учебнике на ст.206-208 и ответьте на вопросы:

- Где расположено Крымское ханство?

- Какое это направление внешней политики русского государства? (Южное направление)

- Представляло ли Крымское ханство угрозу для русских земель? (Крымские татары совершали частые и разорительные набеги на Русское государство)

-Какие меры предприняло Российское государство, чтобы защитить свои границы от крымских татар? Что такое засечная черта? (Для защиты от набегов было начато строительство засечной черты — укреплённой линии из лесных завалов (засек) и крепостей. В сочетании с природными преградами (реками, болотами, густыми лесами) эти линии должны были остановить или задержать крымских татар. Первая засечная линия проходила от Брянска через Тулу на Рязань.)

- Где оно расположено Сибирское ханство?

- Какое это направление внешней политики русского государства? (Восточное)

- Как развивались отношения русского государства с Сибирским ханством?

-Как назывался налог, который Сибирское ханство платило в русскую казну? (Ясак)

- Кто командовал русским отрядом, покоряющим Сибирь? (атаман Ермак Тимофеевич)

-В каком году Ермак совершил поход в Сибирь? (1581-1585гг.)

- Каковы итоги присоединение Сибири? (На завоёванных сибирских землях русские землепроходцы стали строить остроги, а затем и города. В конце XVI века в Сибири были построены крепости Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Берёзов, Нарым и др. Вслед за казаками в Сибирь устремились торговые и служилые люди, беглые крестьяне. Началось освоение этого обширного и богатого края.)


3 гр. «Ливонская война»

Задание: посмотрите карту на стр. 210 («Ливонская война»), прочитайте материал учебника на ст. 209-212 и ответе на вопросы:

-сравнить территории России и Ливонского ордена.

-Назовите дату Ливонской войны? (1558 - 1583).

- Выделите основные этапы войны? Назовите даты этих этапов.

1558-1561гг. - первый этап.

1561-1570гг.- второй этап.

1570-1583гг. - третий этап.

-Каковы были причины войны? (Причины войны: желание Ивана IV получить выход к Балтийскому морю, чтобы напрямую торговать с Европой. Доселе в этом деле посредничал Ливонский орден, взимая приличную плату за посредничество, ограничивая русскую торговлю; Давняя вражда между Москвой и Орденом: невыплата дани за владение Юрьевым (Дерптом), нежелание пропускать в Россию иностранных мастеров и стратегическое сырье.)

-Определите итоги Ливонской войны? (Россия потерпела поражение и потеряла все свои завоевания в Ливонии, Белоруссии и на побережье Финского залива. Выход в Балтику не пробили. Стратегическое положение России ослабло. Россия была разорена, население бедствовало.)

- Какое это направление внешней политики русского государства? (Западное)


Учитель: На доске представлена таблица «Внешняя политики Ивана IV». После того, как группы выполнили свои задания, они по очереди представляют результаты проделанной работы и на основе этих результатов учитель на доске, а ученики в тетради заполняют таблицу по внешней политике Ивана Грозного.



Внешняя политики Ивана IV

Основные направления

Цель

Их содержание

Южное


борьба

с Крымским

ханством

1559 г. — неудачный поход русского войска на Крым.

1571, 1572 гг. — набеги крымского хана Девлет-Гирея на Москву (поражение татар на реке Молодь)

Восточное


расширение границ

Российского

государства

1552 г. — присоединение Казанского ханства.

1556 г. — присоединение Астраханского ханства.

1581–1585 гг. — поход Ермака в Сибирь

Западное


Попытка России утвердиться в Прибалтике

Ливонская война (1558–1583):

I этап (1558–1561)

II этап (1561–1570)

III этап (1570–1583)

Итоги: Ливонский орден разбит, но Россия не смогла выйти к Балтийскому морю и потеряла ряд исконно русских земель в Прибалтике.



V. Закрепление основного содержания занятия:

Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, научить применять знания по данной теме.


Учитель: А теперь обратимся к историческому документу (прочтите документ учебника на ст. 213- Н.М. Карамзин о взятии Казани). Задание: на основе данного документа попытайтесь выявить отношение автора (Н.М. Карамзина) к данному событию. Пользуясь текстом параграфа, и источника составьте краткий рассказ об осаде Казани.


На отдельных листочка решите тест:


  • Укажите причины казанских походов середины 16 века:


  1. Казанские татары отказались выплачивать дань России;

  2. Казанское ханство переживало религиозные войны и было легкой добычей;

  3. Казанские татары часто совершали набеги на русские города;

  4. Россия имела торговые выгоды от присоединения земель по средней Волге;

  5. Казанские татары владели исконно русскими землями;

  6. Иван IV стремился утвердить свой царский титул, покорив Казанское царство- наследника Золотой Орды;


  • Установите соответствие:


  1. Стефан Баторий

  1. Оборона Пскова от польских войск

  1. Иван Шуйский

  1. Освобождение Полоцка от русских войск

  1. Ермак Тимофеевич

  1. Покорение города Кашлык

  1. Иван Выродков

  1. Строительство крепости Свияжск


Ответ:1b,2a,3c,4d


  • Расположите события в хронологическом порядке:

а) присоединение Сибири

б) присоединение Астрахани

в) взятие Казани

г) строительство крепости Свияжск

(ответ: г,в,б,а)


  • Что такое засечная черта?

а) линия укрепления из лесных завалов и крепостей

б) линия на картах, обозначающая границы государств

в) линия, вдоль которой велись военные действия


  • Ивану IV не удалось присоединить к России:

а) Астраханское ханство

б) Крымское ханство

в) Казанское ханство


  • Кто утонул в Иртыше, спасаясь от погони?

а) Хан Кучум

б) Знатный князь Курбский

в) Ермак Тимофеевич


  • Что можно отнести к итогам восточной политики Ивана IV?

а) обеспечение безопасности вдоль южной границы России

б) победа над традиционными врагами

в) вхождение в состав России новых территорий и народов

г) большие возможности для развития торговли на восточном направлении

д) улучшение отношений с Османской империей

е) Россия получила возможность для дальнейшего продвижения в Сибирь

(ответ: б,в,е)


4.Итоги урока.

Учитель: И так, подведем итоги нашего урока: завоевательные походы Ивана Грозного положили начало присоединению к России соседних государств и народов, формированию ее многонациональной основы. Ливонская война предопределила главное направление внешней политики России на долгие годы – борьбу за выход страны к Балтийскому морю. Сохранение Крымского ханства на юге предопределило враждебные отношения России с Турцией и вызвало непрерывную полосу русско-турецких войн.


VI.Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Поднимите руку, кто достиг цели сегодняшнего урока, был уверен в своих знаниях, кому было комфортно?

Выставление оценок.


VII.Организация домашнего задания:

§24,вопросы. Выполнить задания №1-№5 в рабочей тетради 

(6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику История России А.А.Данилова , Л.Г.Косулиной. Авторы -Данилов А.А., Косулина Л.Г. Издательство Просвещение, 2013 г.) По выбору: Составить кроссворд или проблемные вопросы к параграфу 24; доклад «Личность Андрея Курбского».
Рабочая тетрадь 6 класс. «История России. С древнейших времен до конца XVI века». Данилов А. А., Косулина Л. Г. Глава III. Русь Московская. Задания к § 24. Внешняя политика Ивана IV.

Задание № 1.

Отметьте красным цветом политические, зеленым — экономические, а синим — духовные причины присоединения Казанского ханства к России.

1) В 20-е годы XVI века в Казани укрепилась крымская династия Гиреев, союз Крыма и Казани был очень опасен для Руси, так как Крымское ханство было вассалом Османской империи.
2) Казанские отряды совершали регулярные набеги на русские земли, грабили и угоняли в плен население.
3) Русскому государству не хватало земель для раздачи служилым людям, а Казанское ханство занимало плодородные земли.
4) Присоединение Казани рассматривалось русскими людьми как подлинное окончание ордынского владычества.

Задание № 2.

Выберите правильный ответ.

   1. Строительством осадных сооружений, рытьем подкопов под стены Казанского кремля руководил:
а) Иван Кольцо;
б) Иван Шуйский;
в) Иван Выродков.
   2. Вычеркните лишнее имя.
Кучум, Ермак, Андрей Курбский, Строгановы, Иван Кольцо.

Задание № 3.

Заполните пропуски в таблице «Вхождение новых земель в состав Российского государства при Иване IV».

Дата

Территория

Народ

Тип вхождения

1545 — 1552

Казань и Казанское ханство

татары, чуваши, удмурты, мари, мордва

завоевание

1554 — 1556

Астрахань и Астраханское ханство

татары

завоевание

Конец 50-х гг. XVI века

Чувашия

чуваши

добровольное присоединение

Конец 50-х гг. XVI века

Западная Башкирия

башкиры

добровольное присоединение

80-е гг. XVI века

Восточная Башкирия

башкиры

завоевание Ермаком

Конец 50-х гг. XVI века

Ногайская орда

ногайцы

добровольное присоединение *

1581 — 1598

Сибирское ханство

татары, ханты, манси

завоевание

* Ногайская Орда как государственное образование существовало до середины XVII века. Во времена Ивана Грозного Ногайская Орда переживала тяжелейшие времена - междоусобные войны, болезни, падеж скота привели к значительным людским и материальным потерям. В итоге тяжелейшего периода часть ногайцев перекочевали в Казахское ханство, часть вошли в состав Российского царства, а часть перекочевала в Османскую империю. Поэтому говорить о вхождении Ногайской Орды в состав Российского

Задание № 4.

Заполните таблицу «Ливонская война 1558 — 1583 годов».

Причины войны

- отсутствие выхода к морю препятствовало развитию торговли и экономики Российского государства;
- Орден ограничивал возможности и права русских купцов;
- Орден препятствовал провозу в Россию стратегических ресурсов и проезду специалистов;
- заключение Орденом вассального соглашения с Польшей;
- ограничение (блокирование) морской торговли в Иван-городе.

Повод к войне

Отказ Ливонского ордена выплачивать «юрьевскую дань» за город Юрьев (Дерпт)

Противники России

Ливонский орден, с 1561 — Великое княжество Литовское, с 1569 — Речь Посполитая, с 1579 — Швеция

Итоги войны

- прекратил существование Ливонский орден (юго-восточная часть отошла Речи Посполитой, а северная с Ревелем — Швеции)
- война способствовала созданию Речи Посполитой
- Россия уступила Швеции Ям, Копорье, Иван-город
- Россия отказывалась в пользу Речи Посполитой от Ливонии и белорусских земель
- разорение страны и запустение северо-западных земель

Причины поражения России

- неподготовленность России к серьезной войне
- постоянные крымские набеги
- отсутствие союзников
- экономический упадок
- дипломатические просчеты русского правительства
- отсталость русской армии и плохое снабжение
- отсутствие флота
- репрессивные меры Ивана Грозного
- опричнина

Задание № 5.

Заполните пропуски в таблице «Ход Ливонской войны» (при выполнении задания пользуйтесь картой на с. 210 учебника).

Дата

Событие

1558

Переход русскими войсками ливонской границы в районе Пскова. Начало военных действий. Взятие русскими войсками Дерпта и Нарвы

1559

Перемирие России с Ливонским орденом. Заключение договора между Ливонским орденом и Сигизмундом II Августом о признании вассальной зависимости Ордена от Польши и Литвы

1560

Наступление русских войск на Ревель и Ригу

1561

Распад Ливонского ордена. Переход юго-восточной части Ливонии под власть Польши и Литвы, а северной Ливонии с Ревелем под власть Швеции

1563

Взятие русскими войсками Полоцка

1564

Ряд поражений русских войск в битве с польско-литовскими войсками (под Полоцком, Оршей)

1566

Заключение перемирия между Иваном Грозным и Сигизмундом II Августом

1566

Созыв Земского собора по вопросу о продолжении Ливонской войны

1569

Люблинская уния об объединении Польши и Литвы в единое государство — Речь Посполитую

1577

Выступление русских войск против Швеции. Безуспешная осада ими Ревеля

1579

Вторжение шведских войск в Новгородские земли. Взятие Стефаном Баторием Полоцка

1581

Взятие шведами крепостей Нарва, Ивангород, Ям, Копорье

1581—1582

Длительная безуспешная осада Стефаном Баторием Пскова

1582

Перемирие между Россией и Речью Посполитой

1583

Перемирие России с Швецией





































Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- систематизировать исторический материал по изученному периоду;

- определять развитие внешней политики Ивана Грозного, её направления;

- находить причинно-следственные связи;

- отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения

-приводить и обосновывать оценку итогов внешней политики Ивана Грозного;

-участвовать в дискуссии о значении деятельности Ивана Грозного;



Личностные:

- формирование готовности к саморазвитию;

- воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств;

- сохранять мотивацию к учебной деятельности;

- уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей;

- Умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения.

Регулятивные:

- прогнозировать результаты уровня усвоения материала;

- умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения;

- формирование познавательного - развитие навыков самопланирования, взаимо и самооценки.

Познавательные:

- общеучебное –осознанное речевое высказывание в устной форме о реформах Ивана Грозного и взаимосвязи внутренней и внешней политики;

- демонстрировать устойчивый познавательный интерес к личности и деятельности Ивана Грозного;

- дополнение и расширение имеющихся представлений о правлении Ивана Грозного;

- формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема и др.);

- демонстрировать навыки обобщения и систематизации изученного материала;

Коммуникативные:

- использовать электронные приложения к уроку;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!