СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Когда появилась одежда?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - открытие новых знаний. Форма проведения - урок - путешествие. В ходе урока дети знакомятся с изменениями в одежде людей с течением времени, учатся подбирать одежду в соответствии со временем и назначением.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Когда появилась одежда?"»

Тема: Когда появилась одежда?


Тип урока

изучение нового материала

Форма проведения

урок - путешествие

Цель

освоение школьниками материала, связанного с историей одежды, с её разнообразием, назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя)

Задачи

- учить прослеживать изменения в одежде людей с течением времени, понимать причины этих изменений;

- учить подбирать одежду в соответствии со временем, назначением

Планируемые результаты

Предметные:

- научатся прослеживать историю появления одежды

- описывать одежду людей по рисунку

- узнавать национальную одежду своего народа

- подбирать подходящую для конкретного случая одежду.

Личностные:

- проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир

- овладеть начальными навыками адаптации в мире: подбирать одежду, соответствующую конкретному случаю

Метапредметные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД);

-уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД);

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

Основные понятия

Деловая, спортивная, рабочая, домашняя одежда.

Образовательные ресурсы





- А.А.Плешаков «Окружающий мир» (часть 2) стр. 20-21

- рабочая тетрадь «Окружающий мир» (2 часть), стр. 15-16

- презентация «Когда появилась одежда?»

- толковый словарь

- марля, образцы ткани

- раздаточный материал для работы в парах

- рисунок платья и цветы – магниты (для рефлексии)

- рисунки сказочных героев

- буквы

- напечатанная тема урока

Формы работы учащихся

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


УУД

Организационный момент. Создание эмоционального настроя. (2 мин)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки.

 

-Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся кивком головы. Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам удачи. Садитесь на места.


 




-Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Прочитайте пословицу «Встречают по одежке - провожают по уму». Как вы понимаете это выражение?

 

Давайте возьмем эту пословицу девизом нашего урока и будем стремиться к знаниям, чтобы с нами было приятно общаться.

Обучающиеся поворачиваются к гостям и улыбаются, затем желают удачи друг другу. 









Ответы детей (при встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям). 

Личностные

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (4 мин)

Цель: актуализировать мыслительные операции необходимые для восприятия нового материала;

- уточнение и согласование темы урока

 

1. - Свой урок мы начнём с игры. Я буду читать утверждение, а вы если согласны – хлопните в ладоши, а если нет – то ручки на месте.

Суббота идёт после воскресенья (нет).

В году четыре времени года (да).

Лето приходит после зимы (нет).

Первые велосипеды были деревянными (да).

Люди видели живых динозавров (нет).

Учиться интересно, когда помещение класса хорошо оснащено, а коллектив одноклассников дружный и сплоченный (да).

Человек и окружающий мир со временем меняются (да).

-При изучении каких тем, вы узнали ответы на мои вопросы?








- Какое одинаковое слово встречается в этих вопросах?


(Учитель вывешивает на доску слово «когда», которое является ключевым для дальнейшей работы).


- Посмотрите на экран. (слайд 1)

- Что вы видите?

- Как назвать это одним словом?»
(Учитель вывешивает на доску карточку со словом – ОДЕЖДА) (выкл. доску)

- Посмотрите, ребята, на доске уже открыты два слова из нашей темы. Попробуйте теперь закончить сами формулировку темы урока.
 

- Давайте проверим. Откройте учебник на с. 20 и прочитайте тему урока.

- Молодцы! Правильно сформулировали тему.


-Как всегда с нами на уроке Муравьишка – Вопросик.

(вывешивается рисунок Муравьишки)

И он расскажет нам, что мы узнаем сегодня на уроке. Прочитаем первый абзац.

- Чему будет посвящён наш урок?


- А что такое одежда?

- Где можно узнать точное значение слова?

- Давайте прочитаем, как в словаре объясняется значение этого слова.


- Закройте глаза.

(вывешивается рисунок с изображением Муравьишки - Путешественника)

-Что изменилось?

- Правильно. Как называются вещи, которые взял с собой Муравьишка?

- Куда можно отправиться с такими предметами?




Дети слушают утверждения и выражают свое мнение условленными сигналами.















- Когда учиться интересно?

- Когда наступит лето?

- Когда наступит суббота?

- Когда появились динозавры?

- Когда появился велосипед?

- Когда станем взрослыми?

- Встречается слово «КОГДА»







Называют предметы: шуба, платье, рубашка, шарф, шапка (одежда).




- Тема урока «Когда появилась одежда?»


Дети еще раз называют тему урока.





Дети читают по учебнику  на с. 20. - Урок будет посвящен одежде.

Дети высказывают предположения.

Читают по словарю.



- Поменялся рисунок с изображением Муравьишки. – Рюкзак, лупа, сачок. –В путешествие, чтобы узнать что – то новое, интересное.

Коммуникативные.

Регулятивные.

«Открытие» новых знаний (18 мин)

Цель: реализация поставленных задач;





 





































































































































































Применение полученных знаний (14 мин)

Цель: организовать закрепление знаний о видах одежды.





























































Рефлексия (2 мин)

Цель: оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

1)-Ребята, поднимите руки, кто любит путешествовать.

- Ребята, все люди путешествуют в пространстве, а мы сегодня отправимся в путешествие во времени на специальной машине.

-Как вы думаете, как она называется? (вывешивается рисунок машины времени)

«Всем встать!

Тишина!

К запуску машины приготовиться!


Пристегнуть ремни!!


Включить контакты!


Завести моторы!

5 4 3 2 1 пуск

Уууууу….»


(слайд 2)

- Ребята, посмотрите, пожалуйста на слайд. В какое время мы с вами попали? Почему вы так решили?


- Мы оказались в прошлом! И оттуда будем двигаться в настоящее.

-Вот так выглядел первобытный человек. Опишите во что одет?

- Правильно, в те времена одежду еще не научились шить, не было даже тканей.И первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя.Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Спустя какое-то время шкуры научились связывать и переплетать. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать

их. Одежда стала тоньше и могла закрыть всё тело.

(выкл. доску)


- Шло время… Люди научились делать ткань! Сейчас она разная: гладкая и ворсистая, лёгкая и тяжёлая, плотная и редкая... Но какой бы ткань не была, у неё есть тайна и сейчас вы её с вами узнаем.

Практическая работа.

-Возьмите кусочек марли, который лежит у вас на парте. Рассмотрим его.

- Из чего состоит марля?

(рисунок с изображение нити прикрепляется на доску)

-Как они расположены между собой?

(на доску прикрепляется лист с разлиновкой)

-Кто же их переплел?

- Как называют такого человека?

(на доску прикрепляется рисунок ткача)


Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки.

(на доску прикрепляется рисунок заостренной палочки)

Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать) Превратите слово «ткать» в слово «ткач».


- Потом появились ткацкие станки.

(на доску вывешивается рисунок с изображением ручного ткацкого станка)


-Сейчас ткацкие станки выглядят по - другому!

(на доску вывешивается рисунок с изображением современного ткацкого станка)


- Продолжаем наше путешествие.

«Всем приготовиться!

Тишина!

К запуску машины приготовиться!


Пристегнуть ремни!


Включить контакты!


Завести моторы!

5 4 3 2 1 пуск

Уууууу….»


2) – С появлением ткани одежда людей изменилась. (слайд 3) - Рассмотрите иллюстрацию на следующем слайде.

- Во что одеты люди?


Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была ещё не та одежда, к которой мы привыкли. Такую одежду носили в Древней Греции. Её ещё не шили. Просто брали большой прямоугольный кусок ткани и оборачивали вокруг тела несколько раз. Концы закалывали булавкой. Такая одежда называлась римская тога или римская туника.


3) (слайд 4)

- Мы с вами оказались в Средневековой Европе.

- Кого вы видите? (даму с кавалером и рыцаря)

- Что произошло с их одеждой?


Одежда стала более сложная, состоящая из множества предметов.Люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы и шляпы. Это было во Франции. В стране, которая считается законодательницей моды.


- Некоторая особая одежда была изготовлена из металла. Как вы думаете, для чего её делали из металла? (для защиты тела во время сражений)

- Как называется такая одежда? (кольчуга, рыцарские доспехи)

- В нашем музее есть такой экспонат.

(на доску вывешивается фотография кольчуги)


(слайд 5)

- В Англии появился строгий мужской костюм современного типа. Из чего он состоял?


Тогда он включал в себя тёмный, обычно чёрный фрак, белую рубашку, белый шейный платок. На голову надевали шляпу-цилиндр.



4) (слайд 6)

- Сейчас, ребята, давайте поговорим о нашей Родине.

- О том, во что одевались люди на Руси нам расскажет Кира.

(включается презентация)

выкл доску


Физкультминутка:  Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть предметы. Если это можно надеть на ноги – потопайте. Если это можно надеть на руки – похлопайте. Если это можно надеть наголову – вращайте головой. Если это можно надеть на туловище – выполните повороты туловищем.

-Будьте внимательны! Я буду стараться вас запутать.

Сарафан, рукавицы, зипун, рубаха, шаль, валенки, плюшевая жакетка, меховая шапка.

5)Работа по учебнику:

–Продолжим путешествие. Откроем учебник на стр. 21 и рассмотрим иллюстрации.

- К какому времени они относятся?

- Почему вы так решили?

- Вот мы и вернулись с вами в настоящее время.

- Как вы считаете, одежда современного человека разнообразная или однообразная?

Докажите.

- А от чего зависит выбор той или иной одежды?

-Прочитайте, как называется одежда для деловых переговоров.

- Что относится к деловой одежде?


- Прочитайте, как называется одежда для занятий спортом.

- Что относится к спортивной одежде?


-Прочитайте, как называется одежда для работы в саду или огороде.

- Что относится к рабочей одежде?


- Прочитайте, как называется одежда для отдыха.

- Что относится к одежде для дома?



Работа в тетради:

1) - На выбор одежды влияет не только случай, но и место жительства. Как вы считаете, люди в жарких и холодных районах носят одинаковую или разную одежду?

- Объясните, почему вы так думаете?

- Откройте тетрадь и выполните №1 на стр. 15

- Давайте проверим. (слайд 7)


- В каком районе (жарком или холодном) мы с вами живём? (в средней полосе)

- Сколько у нас времен года?

- Как нам приходится одеваться? (по сезону)

- Какое сейчас время года? Что мы носим зимой?


2) - На выбор одежды влияет и профессия человека. Если вы согласны с моим утверждением, поднимите руку.

- Выполните №2 на стр. 16

- Давайте проверим. (слайд 8) (выкл доску)


3) - В жизни каждого человека бывают праздники. Какая одежда для этого существует? (праздничная)

- Расскажите, как вы одеваетесь на праздник?


4) – Как мы должны относиться к одежде?

- Послушайте стихотворение. Его нам прочитает Марина.


Что такое быть опрятным?

Значит чистым, аккуратным.

Чтоб штаны не знали дыр. Это брюки, а не сыр.

Но, бывает, у детишек, на коленях по дыре

От сражений во дворе.

Так один мой знакомый проводил свой день в саду.

Очень пачкался ребенок папе с мамой на беду.

Мама сына баловала, утром чисто одевала.

Приходила забирать – не могла его узнать.

За сынка она стыдится.

Так, ребята, не годится!


- Почему маме было стыдно за сына?

- Можно так поступать?

- Как вы заботитесь об одежде?

К одежде надо относиться аккуратно и бережно, не пачкать, не рвать, чтобы потом не было стыдно за свой внешний вид.


5) – Найдите в каждой группе «лишний» предмет. Объясните, почему он не подходит к остальным?


- Нарисуйте еще один предмет, относящийся к данной группе.


- Сегодня, ребята, мы с вами совершили путешествие во времени. Побывали в прошлом и вернулись в настоящее. Как обычно в конце каждого урока вас встречает Мудрая Черепаха. (вывешивается рисунок Мудрой Черепахи) Она хочет задать вам несколько вопросов:

а) Когда появилась одежда?


б) Как люди одевались в прошлом?





в) Какие виды одежды для разных случаев вы знаете?



- Наше путешествие подошло к концу и настало время оценить свою работу. В старину люди украшали свою одежду различными магическими символами, узорами, для того, чтобы злые духи не пробрались к телу человека.

- Соблюдая старинное поверье, и мы украсим сарафан магическим символом - «цветком».

Синий цветок – у меня всё получилось, я доволен своей работой. Его прикрепите на подол платья.

Жёлтый цветок – испытывал затруднение в работе. Его прикрепите на воротник.

Красный цветок – я не доволен своей работой. Его прикрепите на пояс.


- Платье получилось очень красивое. Это благодаря вашим знаниям и отличной работе на уроке.

Дети поднимают руки.





-Машина времени.



Ребята выполняют задания ( физминутка)

-Есть приготовиться!

-Есть пристегнуть ремни!

-Есть включить контакты!!!

Есть завести моторы!

- В прошлое. Отвечают на вопрос.



Ответы детей. 



Слушают сообщение учителя.









Рассматривают образцы ткани.







Рассматривают марлю, отвечают на вопросы. - Из нитей.

-Все нити переплетены, крепко держатся друг за друга. -Человек. -Ткач.



Слушают сообщение учителя.

Выстраивают цепочку из слов «тыкать» - «ткать» - «ткач».











Ребята выполняют задания ( физминутка)

-Есть приготовиться!

-Есть пристегнуть ремни!

-Есть включить контакты!!!

Есть завести моторы!



Рассматривают рисунок на слайде. Отвечают на вопрос.



Слушают сообщение учителя.







Рассматривают рисунок на слайде. Ответы детей.



Слушают сообщение учителя.





Ответы детей.





Ответы детей.

Слушают сообщение учителя.








Смотрят презентацию «Одежда на Руси».








Слушают задание.









Выполняют физкультминутку, показывая, куда следует надевать ту или иную вещь.






-К настоящему времени.

-Мы носим такую же одежду.





- От того, чем человек занимается.



Работают по учебнику. Отвечают на вопросы учителя.

















- Люди носят разную одежду.


Выполняют задание в тетради. Проверяют по образцу.



Отвечают на вопросы.





Выражают своё мнение с помощью руки.

Самостоятельно выполняют задание в тетради.

Проверяют по образцу.




Отвечают на вопросы учителя.









Слушают стихотворение.













Отвечают на вопросы учителя.







Работают в паре.

Объясняют, почему в каждой группе зачеркнули тот или иной предмет.

Выполняют рисунок.








Отвечают на вопросы учителя.

-Одежда появилась в глубокой древности, ещё у первобытных людей.

- Они одевались в шкуры животных. Позднее научились изготавливать ткани и стали шить одежду из них. Особую одежду из металла изготавливали из металла для защиты в бою.

-Деловая одежда, спортивная одежда, рабочая одежда, одежда для дома.











Ребята украшают сарафан. Оценивают свою работу на уроке.










Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные.













































































































































































Регулятивные.

Личностные.



































































Регулятивные.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!