СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока-концерта «Радуйтесь празднику Рождества Христова»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока-концерта: знакомство с традицией праздника Рождества  Христова, как базовой социокультурной ценностью российского общества.

 Задачи урока-концерта:

  • обогащение полученных в общеобразовательной школе знаний, представлений, образов и понятий, связанных с традициями национальных праздников;
  • приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников отечественной, мировой художественной и духовной культуры; 
  • закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт, – ощущение укорененности в российской этнической и социокультурной среде;   
  • развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению своих социокультурных истоков;

формирование личностной системы ценностных ориентаций.    

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока-концерта «Радуйтесь празднику Рождества Христова»»


«Центр внешкольной работы»






Методическая разработка

Урока-концерта «Радуйтесь празднику Рождества Христова»

Тема

Праздник Рождества Христова

Дата и время проведения

13 января 2019 года, 10.00, Воскресная школа при храме Всех Святых

Характеристика группы:


Год обучения

3 год обучения, выпускники ЮКАП «След», учащиеся Воскресной школы, родители и педагоги Воскресной школы

Преимущественный возраст детей

12-18 лет



Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Лимонова И.И.

Название детского коллектива:

Юношеский клуб авторской песни «След»



Саров

2019





«Радуйтесь празднику Рождества Христова»

Методическая разработка урока-концерта, посвященного празднику Рождества Христова

Общие сведения

Форма занятия: урок-концерт.

Тема занятия: праздник Рождества Христова.

Дата проведения: 13 января 2019 года.

Место проведения: Воскресная школа при храме Всех Святых

Время проведения: 11:00.

ФИО педагогов: Лимонова И.И., Игумнова Елена Валентиновна.

Название детского коллектива: ЮКАП «След».


Цель занятия: знакомство с традицией праздника Рождества Христова, как базовой социокультурной ценностью российского общества.

Задачи занятия:

  • обогащение полученных в общеобразовательной школе знаний, представлений, образов и понятий, связанных с традициями национальных праздников;

  • приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников отечественной, мировой художественной и духовной культуры;

  • закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт, – ощущение укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

  • развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению своих социокультурных истоков;

  • формирование личностной системы ценностных ориентаций.

Методы обучения:

  • методы формирования сознания:

  • рассказ;

  • беседа, как метод организации познавательной и ценностно-ориентировочной деятельности;

  • учебный диспут, как метод формирования суждений, оценок и убеждений;

  • работа с книгой (на подготовительном этапе);

  • метод примера.

  • методы организации деятельности учащегося:

    • частично-поисковый (эвристический), привлечение учащихся к выполнению творческих работ, подготовке сообщений по теме занятия;

    • объяснительно-иллюстративный (или информативно-рецептивный), сообщение новой информации осуществляется с помощью устного рассказа, наглядных средств (слайд-фильм), вокальной иллюстрации.

  • методы стимулирования и мотивации деятельности:

  • создание ситуации переживания успеха;

  • учебный диспут;

  • метод поощрения, выражение общественной положительной оценки деятельности учащихся по подготовке программы.

  • методы контроля:

  • наблюдение;

  • письменная творческая работа;

  • практический контроль, выявление сформированности специальных навыков (певческих, владение инструментом, владение элементами общей сценической культуры).


Характеристика оборудования учебного занятия

Акустические гитары, пюпитры, голосовая аппаратура, мультимедийный проектор, компьютер, экран, накопитель USB, видеокамера, стулья для зрителей, столы и посуда для чаепития.




Структура и содержание занятия

Подготовительный этап

На подготовительном этапе учащиеся студии готовят совместно с педагогом:

  • слайд-фильм;

  • устные сообщения по теме урока-концерта;

  • вокальный репертуар для исполнения в программе (сольные номера, ансамбль, дуэты);

  • разучивают партии аккомпанемента;

  • учат стихи;

  • пишут творческие работы по заданному педагогом плану (вопросы диспута, см. п. 3.2).

Ход урока-концерта

1. Вводная часть

1.1. Организация начала занятия

Перед началом урока-концерта педагог совместно с детьми:

  • готовит концертный зал и помещение для чаепития: расстановка стульев, пюпитров, накрытие праздничных столов;

  • проводит распевание детей, настройку инструментов, раскладку нот в репертуарных папках;

  • подготавливает аппаратуру для демонстрации слайд-фильма.

1.2. Сообщение плана и темы занятия (постановка задач)

Ведущий (педагог): Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя наша встреча посвящена одному из великих праздников Православной Церкви – Рождеству. Рождество... Многим ли из вас знаком истинный смысл этого слова? Истинное значение этого праздника? Известны ли Вам исторические факты, связанные с рождением Иисуса Христа? Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения этого праздника, его отражением в иконографии, произведениях живописи, классической музыки, а также в современной авторской песне. Поразмышляем с вами о значении этого праздника для духовного становления человека. Ведь праздник – это не «узаконенная праздность» и ничегонеделание, а, прежде всего, «праздничная работа» сердца и разума, когда, размышляя об истинной сути Рождества Христова, мы поучаемся и очищаем наши сердца и души.


2. Основная часть

2.1. Знакомство с новым материалом

Знакомство учащихся студии и гостей с Библейскими событиями, с которыми связан праздник Рождества Христова:

  • демонстрация слайд-фильма;

  • рассказ педагога;

  • сообщения учащихся студии;

  • музыкальные иллюстрации;

  • исполнение учащимися студии авторских песен, посвященных описываемым Евангельским событиям.

(Слайд 1.) Ведущий: Праздник Рождества знаменует события, изменившие жизнь всего человечества, произошедшие более 2-х тысяч лет назад. Описание этих событий мы можем найти в одной из древнейших книг, известных человеку – в Библии. Мы приглашаем Вас отправиться в увлекательное путешествие по страницам Священного Писания. Обращение к каждому Библейскому сюжету будет сопровождаться классической музыкой, рождественскими песнопениями и демонстрацией выдающихся работ иконописцев и великих мастеров живописи. Перед Вашими глазами предстанут живописные полотна Данте Габриэля Россетти, Франсиско Сурбарана, Жоржа де Ла Тура, Ханса Мемлинга, Корреждо, Гюстава Доре, Юлиуса Карольсфельда, Тициана, а также шедевры русской иконописи. Вы услышите произведения Шуберта, Листа, Брамса, Кастальского, а также современных композиторов, посвященные этому знаменательному событию. И, наконец, Вы сможете увидеть изображения Святых мест, которые позволят Вам воочию представить себе колыбель христианства. Откроем эту удивительную книгу, (Слайд 2.) повествующую людям о Великой любви Бога к человеку и прочтем славные страницы, повествующие о Рождении в мир Сына Божия Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. (Слайд 3.) Сейчас на экране Вы видите карту Древнего Израиля, на которой отмечены древние города, где происходили важнейшие события Евангельской истории. Перенесемся в одну из провинций Древнего Израиля – Галилею (Слайд 4.), в город Назарет. (Слайд 5.)

Зинина Татьяна: Как гласит Священное Предание, (Слайд 6.) мать Иисуса Христа – Дева Мария – происходила из рода царя Давида, потомками которого были Ее родители Иоаким и Анна. (Слайд 7.) Рождение Девы Марии, Которой суждено было стать Пресвятой Богородицей, Матерью Иисуса Христа, празднуется 8 (21) сентября. (Слайд 8.) Это великий двунадесятый непереходящий праздник, один из двенадцати крупнейших годовых праздников Православной Церкви. С детства Она отличалась благочестием, кротостью и смирением, (Слайд 9.) была трудолюбива и любила шить ризы – одежды, которые надевают священники во время богослужения. (Слайд 10.) Она дала обет не выходить замуж и посвятить себя служению Богу, (Слайд 11.) но, по иудейским обычаям, девица не могла жить одна, а родители ее давно умерли. И тогда Марию обручили Ее родственнику Иосифу, который был в преклонных годах и заменил Ей отца. Иосиф жил в городе Назарете, что находится в Галилее, на севере Израиля. Он был небогат и занимался плотницким ремеслом. Мария поселилась в его бедном жилище, занималась хозяйством, а все свое свободное время посвящала молитве и чтению священных книг.

Песня «Пресвятая Дева», музыка Ю. Пастернака, слова И. Языковой

Ведущий: Перевернем следующую страницу Библии и послушаем историю о Благовещении Деве Марии. (Слайд 12.)

Городничева Мария: Однажды, когда Пресвятая Дева Мария читала Священное Писание, вдруг перед Ней явился архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!» (Слайд 13.) От этих слов Мария пришла в смущение: она не знала, что означает такое приветствие, почему он называет Ее Благодатною и Благословенною. Но архангел продолжал: (Слайд 14.) «Не смущайся, Мария, Ты обрела благодать у Господа. Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом». Архангел обещал Ей, что Ее Сын будет Сын Божий, Спаситель мира, Он будет вечно царствовать на Небе и станет Царем над всеми верующими. Мария, давшая обет безбрачия, смутилась: (Слайд 15.) «Как это может случиться, если Я мужа не знаю?» Тогда архангел предрек Ей, что Дух Святой найдет на Нее и Она родит Сына Божия. Мария со смирением выслушала слова архангела (Слайд 16.) и произнесла: «Я раба Господня; пусть будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее архангел. (Слайд 17.) Известие, полученное Девой Марией от архангела Гавриила называется Благой (доброй, радостной) Вестью или Благовещением. Это одно их главных событий всей новозаветной истории. В память об этом событии 25 марта (7 апреля) в Православной Церкви установлен праздник Благовещения Пресвятой Богородице, еще один из великих двунадесятых праздников.

Песня «Белый Ангел», музыка Ю. Пастернака, слова А. Суздальцева

Ведущий: Дальнейшие события Евангельской истории переносят нас в город Вифлеем (Слайд 18.), в котором по пророчествам Ветхого Завета надлежало родиться Христу. (Слайд 19.)

Соловьёва Евгения: В год, когда родился Иисус Христос, римский император Август, под владычеством которого находилась земля Израиля, устроил перепись народа иудейского. Каждый должен был записаться там, где жили его предки и где он родился. Родителям Христа – Марии и Иосифу Обручнику, жившим в то время в Назарете, пришлось отправиться на родину, в город Давидов Вифлеем. Они пришли туда поздно вечером, но в городе было много народа, и для ночлега они сумели найти только бедную пещеру, (Слайд 20.) куда пастухи загоняли на ночь скот. В пещере и появился на свет Младенец Иисус. Мария спеленала новорожденное Дитя и положила Его в ясли – кормушку для скота. (Слайд 21.) Осел и вол потому и изображаются на всех иконах и картинах, посвященных Рождеству, что Младенец Иисус появился на свет рядом с ними. (Слайд 22.)

Песня «Рождественская колыбельная»,

музыка Ю. Пастернака, слова И. Языковой

Ведущий: Продолжая следовать событиям Великой Рождественской ночи, перевернем следующую страницу Библии. Этот библейский сюжет повествует нам о первых людях, которым была возвещена радостная весть о рождении Спасителя. (Слайд 23.)

Гнатенко Павел: Первыми, кто узнал о рождении Спасителя, были местные пастухи (пастыри), которые пасли стада неподалеку от пещеры. Ангел Божий явился пастухам и возвестил им великую радость: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. (Слайд 24.) И дал им знак: они увидят Младенца в пеленах, лежащего в пещере в яслях. Как только ангел это сказал, явилось множество других ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение». (Слайд 25.)

Песня «Ангельская песенка»,

музыка Кати Пастернак, слова И. Языковой

Ведущий: Во время рождественской литургии в Православной Церкви читается отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий о поклонении Святому Младенцу волхвов. Обратимся и мы к этому Библейскому сюжету. (Слайд 26.)

Лазарекв Алексей: После рождения Младенца Иисуса Иосиф и Мария оставались в Вифлееме. Сюда из далекой страны востока пришли волхвы поклониться Младенцу. (Слайд 27.) Волхвами называли ученых звездочетов, которые занимались изучением расположения звезд на небе. Однажды волхвы увидели, что на небе появилась новая звезда, и поняли, что это звезда Великого Царя Израильского, рождение Которого будет очень важно для судеб всего мира. Они тотчас поспешили в Иерусалим, (Слайд 28.) чтобы поклониться Ему. Придя в Иерусалим, они стали расспрашивать, где родился Царь Иудейский, звезду Которого они видели на востоке. В это время Иудеей правил Царь Ирод. Он услышал, что говорили волхвы, и очень встревожился, ибо боялся, что новый Царь лишит его престола. Он призвал к себе волхвов и выведал у них точное время появления звезды, а затем послал их туда поклониться Младенцу. Пытаясь хитростью отыскать Младенца, он попросил волхвов на обратном пути посетить его еще раз и все подробно рассказать ему, чтобы он также мог пойти и поклониться Младенцу. Волхвы тронулись в путь, а звезда, которую они видели на Востоке, указала им место, где был Младенец. Войдя в дом, они упали на колени перед Иисусом, (Слайд 29.) потом они поднесли Ему свои дары - золото, ладан и смирну. Золото - символ Царя, ладан — символ Священника, смирна символ Человека. (Слайд 30.) Ночью, во сне, волхвы получили от Бога повеление не возвращаться к Ироду. Они отправились назад другой дорогой. Напрасно ждал Ирод возвращения волхвов. Тогда он понял, что волхвы обманули его, и, послав в Вифлеем воинов, (Слайд 31.) приказал им убивать всех младенцев мужского пола младше двух лет, надеясь, что среди них окажется и новорожденный Царь Иудейский. (Слайд 32.) Младенец же Иисус был чудесно спасен от руки убийц. Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал ему: (Слайд 33.) «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы убить Его». Иосиф тотчас же исполнил повеление и вместе с Младенцем и Марией в ту же ночь ушел в Египет, (Слайд 34.) где прожил до самой кончины Ирода, после которой вернулся в Назарет.

Александрова Анастасия: После смерти царя Ирода (а в наказание за жестокость он умер ужасной и мучительной смертью) ангел Господень снова явился Иосифу в Египте и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израильскую, потому что умерли те, которые хотели погубить Младенца». (Слайд 35.) Иосиф вернулся в свое отечество, но поселился не в Вифлееме, где родился Иисус, а в Назарете, (Слайд 36.) где жил прежде. Каждый год на праздник Пасхи Иосиф и Пресвятая Дева Мария ходили в Иерусалим. (Слайд 37.) Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, родители взяли Его с собой. По окончании праздника они возвращались вместе с другими родственниками домой и, только придя на ночлег, заметили, что Отрока Иисуса нет с ними. Стали искать его между другими иудеями, возвращавшимися в Назарет, но нигде не нашли и тогда вынуждены были вернуться в Иерусалим. Там они три дня ходили по городу, прежде чем нашли Его в храме (Слайд 38.) беседующим со священниками и книжниками, которые дивились мудрости его вопросов и ответов. (Слайд 39.) Вот, пожалуй, и все, что известно о первых годах жизни Иисуса. В Евангелии сказано еще только, что Он рос и укреплялся духом, и благодать Божия была на Нем. (Слайд 40.)

Песня «Маленький Иисус», музыка Ю. Пастернака, слова И. Языковой


2.2. Духовно-назидательная беседа и слушание музыки (православные традиции в современной авторской песне)

В основу беседы положены факты, раскрывающие нравственное содержание праздника Рождества Христова. В качестве таких фактов выступают закрепленные в слове моральные правила: обобщенный литературный образ Иисуса Христа, Святого Угодника Николая, апостольские наставления, поучения и высказывания Святых Отцов, легенды и притчи, народные пословицы и поговорки, описания народных традиций и обычаев, стихи и песни духовного содержания. Форма подачи этих эпизодов и фактов – литературно-музыкальная композиция, в которой принимают участие учащиеся 1-го и 2-го годов обучения, а также группа солистов и выпускников студии.

(Слайд 41.) Ведущий: С древних времен все люди мира ежегодно отмечают день Рождества Христова. Духовный смысл и значение этих событий, связанных с рождением Сына Божия на земле, столь велики для людей, что весь ход мировой истории определяется им. Даже летоисчисление люди ведут от Рождества Христова. И в наши дни – этот день – День Рождества Христова является государственным праздником. Его отмечают по всей России. В ночь на 7 января, по всей стране, в малых и больших храмах (Слайд 42.) совершаются торжественные богослужения; люди украшают свои дома, наряжают рождественскую елку, дарят друг другу подарки. (Слайд 43.)

Песня «Рождество», музыка и слова А. Солодилова

Зинина Татьяна: Обычай наряжать елку на Рождество пришел к нам из Европы при Петре I. Легенда так говорит нам об этой красивой и доброй традиции. «Близ пещеры, где родился Христос, росло три дерева - ель, олива и пальма. В ту святую ночь, когда родился Иисус на небе зажглась звезда, возвестившая всему миру о рождении Христа-Спасителя. Вся природа ликовала и славила Бога.

Гнатенко Павел:

Ликовала вся природа

Величава и светла

И к ногам Христа - Младенца

Все дары свои несла.

Соловьёва Евгения: Олива преподнесла Христу золотистые свои плоды, пальма раскинула свой шатер, оберегая Младенца от непогоды, и только ель не знала, что ей принести в дар Сыну Божию. От огорчения она заплакала прозрачными слезами смолы... И тут совершилось чудо - звезды посыпались с неба и усеяли ветки ели сверху донизу. С тех пор и пошел у людей обычай наряжать елку на Рождество».

Носова Аня:

Каждый год она сияет

В день великий торжества

И огнями возвещает

Светлый праздник Рождества!

Ведущий: В своем рождественском слове, обращаясь к детям, священномученик Владимир, митрополит Киевский сказал: «Радуйтесь всегда, дети, празднику Рождества Христова, только радуйтесь в Господе! Пойте Ему! Прославляйте Его за великую Его любовь и милость! За дарованное всем Спасение в Сыне Божием Иисусе Христе!»

Городничева Мария:

Дитя рождается безгрешным,

Сияет кротко детский взгляд,

Добру открыт, как утром вешним

Теплу распахнут майский сад.

Дитя на ангела похоже -

Не знает злобы и страстей.

Учил Спаситель: В Царство Божье

Пускайте приходить детей.


Песня «Ты не плачь, дитя», музыка и слова Ю. Пастернака

Ведущий: Издавна на Руси существовала традиция - утром 7 января (25 декабря по старому стилю) именно дети выходили на улицу с песнопениями, прославляющими Бога. Сегодня эта традиция, к сожалению, совершенно почти утеряна нами. А жаль! Справедливо замечено кем-то из святых, что, воспевая в сердце своем Господу, мы, тем самым, отворяем Врата Царствия Божия золотым ключиком «веры, действующей любовью».

Лазарев Алексей:

Когда креста нести нет мочи,

Когда тоски не побороть,

Мы к небесам возводим очи,

Творя молитвы дни и ночи

Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем

Нам улыбнется счастье вновь,

Благодарим мы с умиленьем

От всей души, всем помышленьем

За Божью милость и любовь!

Песня «Как лань желает», музыка и слова Ю. Пастернака

Ведущий: «Кто поет, тот молится дважды». Когда человек поет, а особенно, если он поет о Боге, Царство Небесное становится к нему ближе - ведь Царство Небесное, как учил Апостол Павел, - это «не пища и питие, а мир и радость в Святом Духе». Даже если вы, ребята, не очень понимаете, что такое Царство Небесное (а я скажу вам по секрету, что и многие взрослые не совсем хорошо понимают, что это такое), то это не страшно, ведь это великая тайна, о которой сказано в Библии так: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А рассказать об этом действительно непросто. Иногда бывает проще спеть или сочинить сказку. Вот такие песни - сказки о Царстве Небесном, о Его чудесных жителях и о Великой Любви Божией сочиняет для детей Московский композитор Юрий Пастернак. Песни, которые вы уже слышали и еще сейчас услышите, родились у Юрия Пастернака из общения с детьми, из совместного пения с ними Богу. Сейчас ребята споют вам эти удивительные истории о Царстве Небесном, и мы уверены, что Его Великая Тайна откроется вашим сердцам, ибо, как сказано в Библии, часто случается так, что Истина утаивается от мудрых и открывается младенцам! И я скажу вам больше: Христос не случайно говорил взрослым - будьте, как дети, если не ­будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Слушайте, радуйтесь, примите этот подарок, подарок духовный к Рождеству!

Песня «Где ты?»,

музыка Ю. Пастернака, слова Алины Сулеймановой (12 лет)

Зинина Татьяна:

Знать желают дети Тайны все на свете, Потому-то взрослым Задают вопросы:

  • Где находится душа?

  • Может ли луна дышать?

  • Почему цветы цветут?

  • Сколько ангелы живут?

  • И откуда сны приходят?

  • И что с нами происходит,
    Когда мы летим во сне?

  • Есть ли в Царстве Божьем снег?

  • Что такое рай и ад?

- И как найти Эдемский сад?
Песня «Обиженный ангел»,

музыка Ю. Пастернака, слова А. Суздальцева

Дорожкина Полина: Почти 17 веков прошло с тех пор, как на земле жил святитель и угодник Божий Николай, великий чудотворец, которого прославляет ныне весь христианский мир - за его ревность по вере, праведную жизнь и чудеса, творимые в славу Божию. Святитель Николай утверждал христиан в вере, помогал и утешал людей в их бедах и нуждах. Святой стал особым покровителем земли Русской. Во имя его на Руси построено много храмов, в которых есть чудотворные иконы Угодника Николая. Недаром в народе говорят: «От Холмогор до Колы - тридцать три Николы». Николаю Угоднику посвящены два праздника: 22 мая – Никола Вешний и 19 декабря – Никола Зимний. По этому поводу народ говорит: «Один Никола с травой, а другой с зимой». Русский народ давно понял, что Божия милость является земле русской по молитвам Угодников Святых, и испокон веков обращался в молитвах к заступничеству Николая Угодника.

Зинина Татьяна:

Отчизне нашей Православной

И мир, и тишину подай.

Услыши нас, великий, славный,

Святитель Божий – Николай!


Песня «Угодник Николай»,

музыка Ю. Пастернака, слова Н. Слепаковой

Ведущий: Жизненный путь Иисуса Христа, Его апостолов, учеников, многих и многих святых подвижников учит нас, прежде всего, Любви, Любви к ближнему. В Писании сказано: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него».

Соловьёва Евгения:

Чистота в душе – благодать,

А земля вокруг – торжество!

Так и хочется миру сказать,

Что сказало тебе Рождество.

Благодатным да будет Путь,

И посильным да будет Крест,

Благодарным за все будь –

Будет в сердце твоем благовест.

Ты в тяжелом отчаянье верь,

Открывайся душой «без одежд»

Ты впусти Иисуса в дверь –

Стать сосудом чистых надежд.

Ты проси за все вновь и вновь,

Будь послушен Ему вовек,

И спасет тебя Божья любовь,

И спасет тебя Бог–Человек!


Песня «Только ты, Господи»,

музыка и слова Е. Фроловой

Овчинникова Соня:

Незрима связь с Божественною далью.

Я будто бы лечу и вся растворена.

Над плотью дух, как облако вуали,

Меня уносит в высь, в иные времена.

Хочу понять: зачем я здесь и кто я?

Зачем я послана? Зачем сотворена?

Зачем живу? Чего я в жизни стою?

Что сделала? И что успеть должна?

Рождение и смерть – две точки меры.

А мера жизни свыше всем дана.

Неведом путь, неведомы размеры,

Живу зачем? – вот что понять должна.

Песня «Дева Богородица»,

музыка и слова Е. Фроловой

Городничева Мария:

Любовь тиха и терпелива,

И незаметна и светла.

Любовь скромна и некичлива

И никогда не мыслит зла.


Любовь всегда щедра, примерна,

Не ищет выгод иль наград,

И жертва ближнему безмерна,

И рада, если кто-то рад.


Любовь не знает гнева, мести

И скорбями живет других.

Правдива без притворной лести

Для всех – «хороших» и «плохих».


Не зная зависти и злости

Несет добро она во всем.

Она всегда приходит в гости

К тому, кто болью потрясен.


Любовь не ищет пьедестала,

Не ждет отличий и похвал,

И любит тех, не перестала,

Кто преуспел и перегнал.


Любовь собою не гордится,

Не просит лучшего себе,

К нам с милосердием стучится,

С грехом она всегда в борьбе.


Любовь таинственно сокрыта.

Она – огонь небесный, жар.

Любовь для каждого открыта

Дана она как Божий дар.


Ведущий: «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Ибо это и есть любовь к Богу».


Песня «Возлюбленные, будем любить друг друга»,

музыка и слова Ю. Пастернака

Ведущий:

Все вы в детстве мечтаете скорее вырасти, стать взрослыми. И это понятно, но я надеюсь, что, вырастая, вы не перестанете петь, радоваться и принимать все, как чудо! Пусть в этом вам помогут песни, которые вы сегодня услышали. Песни эти написали для вас взрослые, которые в душе остались детьми. А самое главное, эти песни будут долго освещать ваш путь, звучать в вас, открывая Великую Тайну Любви Божией! А тот, кому открыта эта Тайна, не может не петь!

Городничева Мария:

Пойте, дети, славьте Бога

Ваш чище, искреннее глас,

Сует житейская тревога

Еще здесь не коснулась вас.

Зинина Татьяна:

Молитесь, бодрствуйте, приятна

Та песнь для Господа-Творца,

Он силой дивной, благодатной

Наполнит юные сердца!

Песня «Слушай, мир! Христос рожден»,

музыка Генделя, переложение для ансамбля Сметаниной К.С.

3. Заключительная часть

3.1. Обобщение материала урока-концерта

Ведущий: Итак, дорогие друзья, сегодня мы познакомились с вами с традиционным пониманием праздника Рождества Христова на Руси, которое дошло из глубокой древности до наших дней и связано с событиями, описанными в древнейшем историческом источнике – Библии. События эти всегда отмечались нашими предками особыми праздничными ритуалами, символическими действиями, и были сопряжены с необычайной радостью и торжеством. Значение этого праздника многогранно: он призван служить познанию мира, укреплению нравственных принципов жизни человека, учит Любви и Добру. Оказывается, Добру, правильному поведению надо учиться. Надо учиться жить так, как заповедал Бог, Источник жизни, Любви и всякого Блага. К сожалению, многие наши современники не в состоянии отличить Добро от зла. И для того, чтобы изменилась к лучшему наша жизнь надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг ко другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. И чем больше будет людей, любящих Добро, тем лучше и радостней будет наша жизнь. Радуйтесь празднику Рождества Христова!

Песня «Хранитель мой», музыка В. Попова, слова А. Витакова


Перерыв (5-10 минут).


3.2. Подведение итогов

Подведение итогов проходит в форме свободного общения за праздничным чайным столом. Оценка действий всех участников урока-концерта организовывается в форме диспута. Вопросы, намеченные к обсуждению, учащиеся получают заранее и готовят ответы на них в форме творческой работы (на подготовительном этапе урока-концерта):

  • Что ты знаешь об истинном смысле праздника Рождества Христова?

  • Чему нас учит Рождество Христово?

  • Что лично для тебя означает это событие?

  • Как в твоей семье отмечается этот праздник?

  • Какие из литературных и музыкальных произведений, прозвучавших в сегодняшней программе, взволновали тебя больше всего и почему?

  • Почему наше поведение не всегда совпадает с Заповедями Любви и Добра?

  • Как стать «кузнецом» своего счастья?

Педагог: Ребята, готовясь к этому празднику, вы все писали творческие работы. Кто хочет прочитать свою работу?

Ребята зачитывают свои работы, защищают свои взгляды, анализируют новые для них понятия.

Педагог: Итак, мы с вами попытались ответить на вопрос: «Чему нас учит Рождество Христово?» и поняли, что жизни по нравственным законам надо учиться. В этом нам может помочь изучение основ нравственности, традиций и культуры Православия. Знания, которые вы приобретете, приобщаясь к источникам традиционной культуры, помогут вам стать настоящими людьми. Не прожечь и бездарно провести полученную от Бога жизнь, а приумножить данный каждому из вас от рождения талант во много раз, стать нужным людям. Но все это требует немалых усилий. Недаром в народной пословице говорится: «Божие крепко, а вражие лепко». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы ребят.

Педагог: Кто еще хочет высказаться? Кто дополнит? Да, действительно, порокам и страстям человека учить не надо – они прилипают как заразная болезнь. Но вот Добру, Целомудрию, Чести, настоящей Любви – учиться необходимо. И только учиться, но и прилагать большие усилия, чтобы они стали частью вашей личности. Святитель Григорий Богослов так говорил об этом: «Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель. Так – скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому свое здоровье». Ребята, сейчас я приведу вам высказывание Святого Иоанна Кронштадтского «Без самопринуждения к добру не спасешься. Где нет борьбы, там нет и добродетели». Как вы понимаете это выражение.

Ответы ребят.

Педагог: В настоящее время, когда вокруг столько лжи, грязи и обмана и так мало добрых примеров для воспитания мы можем встретить в современном искусстве, нам особо необходимо пристально вглядываться и изучать традиции наших предков. Надо усиленно заниматься самообразованием и самовоспитанием: созидать из себя настоящего Человека. В этом, я надеясь, вам поможет и сегодняшняя наша встреча.
























Список литературы

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2002.

  2. Дидактика средней школы / Под ред. М.Л. Скаткина. – М., 2002.

  3. Алексий Мороз, Т.А. Берсенева. Уроки добротолюбия. – С-Пб., 2004.

  4. Русская школа / Под ред. М.С. Костылева. – Самара, 1998.

  5. Православная культура в школе / Под ред. Т.Г. Кислицына. – М., 2003.

  6. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1984.

  7. Православная культура в школе / Под ред. иеромонаха Киприана (Ященко). – М., 2004.























Приложение 1

Самоанализ урока-концерта «Радуйтесь празднику Рождества Христова»

I. Краткая характеристика учебной группы.

Учащиеся 3-го года обучения, солисты, выпускники студии, учащиеся Воскресной школы при Храме Всех Святых, родители, педагоги Воскресной школы. Преимущественный возраст детей: 12-16 лет.

II. Тема занятия: Праздник Рождества Христова.

III. Форма занятия : урок-концерт.

IV. Тип занятия : комбинированный.

V. Структура занятия :

Подготовительный этап

1. Вводная часть

1.1. Организация начала занятия

1.2. Сообщение плана и темы занятия (постановка задач)

2. Основная часть

2.1. Знакомство с новым материалом

2.2. Духовно-назидательная беседа и слушание

3. Заключительная часть

3.1. Обобщение материала занятия

Перерыв (5-10 минут)

3.2. Подведение итогов


VI. Данное занятие является частью раздела образовательной программы ЮКАП «След» – музыкально-образовательные беседы и слушание музыки. Тема № 2 –«Православные традиции в авторской песне» – данного раздела. В календарно-тематическом плане на изучение этой темы отводится 2 часа.

VII. Психолого-педагогические особенности группы.

При планировании занятия учитывались психолого-педагогические особенности ребят 12-16 лет:

  • новый, более высокий уровень самосознания;

  • стремление к самоутверждению;

  • возникновение внутренней жизни;

  • большой интерес к чувствам и переживаниям других людей;

  • формально-логическое (рассуждающее) мышление;

  • высокий уровень познавательного интереса;

  • страстный поиск смысла жизни;

  • стремление не принимать ничего на веру;

  • желание сравнивать факты, чтобы уяснить истину.

VIII. Триединая дидактическая цель занятия :

  • обогащение полученных в общеобразовательной школе знаний, представлений, образов и понятий, связанных с традициями национальных праздников;

  • приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников отечественной, мировой художественной и духовной культуры;

  • закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт, – ощущение укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

  • развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению своих социокультурных истоков;

  • формирование личностной системы ценностных ориентаций.

IX. Доминирующая дидактическая цель

Ознакомление с традицией праздника Рождества Христова, как базовой социокультурной ценностью российского общества.

X. Отбор содержания форм и методов обучения в соответствии с целью.

Исходя из психолого-педагогических особенностей детей данного возраста, для поддержания интереса на протяжении всего занятия была организована смена видов деятельности учащихся на занятии (рассказ педагога, слайд-фильм, песенные иллюстрации в исполнении учащихся, беседа, диспут). Основные методы:

  • подготовительный этап – эвристический;

  • основной этап – объяснительно-иллюстративный (или информативно-рецептивный);

  • заключительный этап – беседа;

  • подведение итогов – учебный диспут.

XI. Основные формы работы с учащимися на занятии:

На подготовительном этапе – индивидуальная, дифференцированно-групповая, коллективная работа.

На основном этапе – коллективная работа, фронтальная работа.

На заключительном этапе – фронтальная работа.

XII. Рациональность распределения времени на занятии:

Распределение времени на занятии зависело от насыщенности каждого из этапов занятия:

1 этап. Вводная часть

1.1. Организация начала занятия

1.2. Сообщение плана и темы занятия (постановка задач) – 2-3 минуты

2. Основной этап

2.1. Знакомство с новым материалом – 25-30 минут

2.2. Духовно-назидательная беседа и слушание – 30-35 минут

3. Заключительный этап

3.1. Обобщение материала урока-концерта – 2-3 минуты

Перерыв (5-10 минут)

3.2. Подведение итогов – 20 минут

XIII. Логические связи между этапами занятия:

Логические связи на всех этапах занятия основывались на предыдущих знаниях и жизненном опыте учащихся.

XIV. Отбор дидактических материалов, наглядных пособий, ТСО осуществлялся исходя из поставленных цели и задач занятия.

XV. Организация контроля освоения УДД учащимися:

  • написание письменных творческих работ;

  • организация учебного диспута.

XVI. Психологическая атмосфера на занятии.

Психологическая атмосфера на уроке – доброжелательная, настраивающая на активную работу всех учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение в ходе учебной дискуссии, содержали жизненно-важную, значимую для ребят проблему, по-настоящему волновали их, звали к открытому искреннему разговору, свободному и непринужденному обмену мнениями. Педагог не торопился отвергать ошибочные суждения, не позволял себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения, стараясь быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным. Такая манера никого не обижает и не унижает, не отбивает у ребят желания участвовать в полемике и откровенно высказывать свои взгляды. Такая атмосфера занятия позволила создать ценностно-ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.


26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!