1. Мотивация | Слайд №1. Знаком ли вам этот предмет? Я думаю, что да. Пружины бывают разные: стальные, упругие, каленные… Но слышали ли вы когда-нибудь о «русской пружине»? Историкам давно известен такой феномен нашего народа. Русский народ долготерпелив, но чем сильнее притесняют, сжимают его, тем с большей силой он ответит, отбросит обидчика. В тяжелые минуты борьбы с врагом, когда кажется и надежды уже не осталось, русский народ вдруг встрепенется и погонит неприятеля, как будто внутренняя энергия его вырвется наружу, не в силах больше мириться с несправедливостью. | Просмотр слайда презентации | Развитие образного мышления | Формирования образного представления о характере русского народа и особенностях борьбы с врагом. |
2. Актуализация | Слайд №2. Обстановка летом 1942 года была катастрофической. Неутешительные сводки Совин-формбюро приходили одна за другой. Охарактеризуйте положение на фронтах ВОВ летом и осенью 1942 г. Используйте карту. | Работа с картой, краткое описание положения на фронтах – устные ответы | Развитие речи, зрительной памяти, навыков работы с картой | Формирование представления о тяжелейшей ситуации в Великой Отечественной войне осенью 1942 года |
3. Изучение нового материала | Как вы думаете, что должно произойти на советско-германском фронте? Вспомните «русскую пружину». Слайд №3. Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Слайд №4. Действительно, на ноябрь 1942 г. было запланировано нанесение мощного контрудара для разгрома немецких войск под Сталинградом. Этот город стал пределом сжатия «русской пружины». Видео «Сталинград». Обсуждение. Найдите и выпишите из текста учебника дату начала контрнаступления под Сталинградом (19 ноября 1942 г.). В результате проведения операции «Уран» в окружение попала 6-я армия Паулюса. Началась операция «Кольцо». Командующий Донским фронтом генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский предложил окруженным войскам сдаться, обещая хорошее отношение к пленным. Видео «Кольцо». Обсуждение. Поражение под Сталинградом было воспринято в Германии как национальная трагедия. Слайд №5. Наступление советских войск продолжалось. К весне в центре европейской территории СССР образовался выступ – так называемая, Курская дуга. Слайд №6. Именно здесь и было запланировано важнейшее сражение 1943 года. Впервые, советское командование решило прибегнуть к преднамеренной обороне. Готовились очень тщательно. Видео «Курск». Обсуждение. Найдите и выпишите из текста учебника дату начала битвы на Курской дуге (5 июля 1943 г.) и крупнейшее танковое сражение (под Прохоровкой, 12 июля 1943 г.). Наступление продолжалось, фронт приблизился к украинским землям. Видео «Украина». Обсуждение. Запишите в тетради: Киев был освобожден 6 ноября 1943 года. Тогда это событие связали с годовщиной Октябрьской революции. Выясните, какой именно по счету. Запишите в тетради: ноябрь-декабрь 1943 г. – Тегеранская конференция «большой тройки». Найдите в тексте учебника кто входил в «большую тройку» и какой главный вопрос обсуждался на конференции? | Ответы на вопросы. Работа с текстом, запись в тетради. Анализ видео-фильма. Обсуждение. | Развитие навыков логического, критического мышления. Развитие информационной, познавательной и коммуникативной компетенции. | Умение правильно задавать вопросы. Умение анализировать изученный материал (видео или текст), выделять главное. |
4. Контроль | Тест в тетради для самопроверки. Слайд №7-12. | Выполнение теста. Самооценка. | Развитие регулятивной компетенции. | Умение оценивать себя, находить и исправлять недостатки в своей работе. |
5. Рефлексия | Что принес Советскому Союзу 1942 год? А 1943 год? Оцените соотношение сил противоборствующих сторон. | Ответы на вопросы. Высказывание своего мнения. | Развитие регулятивной и коммуникативной компетенции. | Умение систематизировать материал, делать выводы. |